Нарушение осуществления волевого акта. Основные этапы волевого процесса и волевое регулирование поведения Основные этапы волевого процесса
Стадии волевого процесса анализировались многими психологами. В их числе Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Р. Ассаджиоли. Схемы, которые предлагают данные исследователи, достаточно сильно похожи. Мы рассмотрим подробнее стадии волевого процесса, которые предложены С. Л. Рубинштейном в статье «Протекание волевого процесса» (хрестоматия).
Автор говорит о том, что волевое действие может реализоваться в более простых и в более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознаваемую цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; осуществление цели при этом достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только импульс дан.
Для сложного волевого акта существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составления плана его реализации. Т.е. возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Более того, вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать. Итак, считает автор, можно выделить четыре стадии:
. актуализация побуждения, постановка цели;
. обсуждение и борьба мотивов;
. решение;
. исполнение.
Основным содержанием первой фазы являются возникновение побуждения и осознание цели.
Внутренним содержанием второй фазы выступает борьба мотивов. Человек испытывает потребность в том, чтобы учесть последствия осуществления своего желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Задержка действия, к которой может привести борьба мотивов, также существенна для волевого акта, как и импульсация. Однако борьба мотивов, как считает автор, не является его центральной частью, его душой.
Далее, прежде чем действовать, человек принимает решение. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В этом случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Но это не обязательно является признаком сильного волевого акта.
Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.
Итак, основными частями всякого волевого акта С. Л. Рубинштейн считает его начальную и завершающую стадии - ясное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. «Основа любого действия - целеустремленная, сознательная действенность», - пишет исследователь. Но это не означает умаления роли других фаз, которые, как уже было отмечено, в конкретных условиях деятельности могут также занимать лидирующее положение.
Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Волевой акт включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект, - пишет исследователь, - выступает в них под контролем интеллекта.
В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов.
Первый этап--возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все?за? и?против?, взвесив различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап).
Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности медицинского работника
Продолжительность каждого из перечисленных этапов различная и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Для того, чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность, то есть способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение. Инициатива. Она особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств, следует отметить самостоятельность в решении, поступках, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.
Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.”.
Воля. Общая характеристика
Любая деятельность человека сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля – это сквозной психический процесс, та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят и выразительные движения: при гневе человек непроизвольно стискивает зубы, при удивлении поднимает брови, когда чему-то радуется, то начинает улыбаться.
В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия направлены на достижение поставленной цели. Именно осознанность действий характеризует волевое поведение.
Функции воли :
1) активизирующая (стимулирующая);
2) тормозящая.
Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. В основе сознательной регуляции активности лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Волевые действия различаются по своей сложности.
Простое волевое действие – побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.
В основе сложных волевых действий лежит тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.
Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:
1) возникновение побуждения и постановка цели;
2) осознание имеющихся возможностей;
3) появление мотивов (за и против этих возможностей);
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие решения (одной возможности);
6) осуществление принятого решения.
На первых этапах зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. Оцениваются возможности осуществления желания. При этом у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений, принято называть борьбой мотивов . В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. Вслед за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий.
Необходимо различать мотивы и волевое действие! Под мотивами подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивационно-потребностная сфера человека составляет основу направленности личности , о которой пойдет речь в разделе “Личность”.
Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты (когда воля подавляет эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю). Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, в случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление) желание снизить интенсивность или прекратить ее компенсируются волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. В других случаях (интерес, любопытство) эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может привести к переутомлению. Чрезмерная волевая – может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.
Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так, человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный юрой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь.
Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.
17.2. Структура волевого процесса
Волевое действие имеет следующую структуру:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения - неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов.
2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов - «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.
Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.
Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта:
1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
2) обсуждение и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение решения.
Волевые качества личности :
1) инициативность;
2) самостоятельность, независимость;
3) решительность (в принятии решения);
4) настойчивость в исполнении решения;
5) самоконтроль, выдержка, самообладание;
6) последовательность и принципиальность.
Эти личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к его осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.
Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей.
Доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания, уровня бодрствования. При относительно низких уровнях бодрствования, например во сне, сознание в полном объеме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. В то же время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит его своеобразное «сужение». Наконец, существует «ясное сознание», т.е. такое состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны.
Критериями ненарушенного сознания считаются осознание человеком самого себя (собственной личности, самосознание), осознание пространства и времени, в котором в данный момент он существует.
Самосознание – одна из сторон сознания, включающая осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Осознание человеком собственной личности является существенным признаком психической нормы. Многие психические заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности.
Уровни самосознания: (Приложение 4)
1) Органический (природный): отражение субъекта в системе его органической активности, выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий. Возникает до появления речи и включает мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта.
2) Социальный (индивидный): отражение субъекта в системе его коллективной, предметной деятельности и детерминированных ею отношениях. Возникает при появлении речи. Включает восприятие себя, которое формируюется при сравнении себя с другими, разграничение «я» и «не я», «моё» и «чужое».
3) Личностный : отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, оценку своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития.
Существование уровней самосознания отвечает следующим принципам: а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями; в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с появлением вышележащего.
Измененные состояния сознания (ИСС). Особенности сознания накладывают отпечаток на качество и полноту самочувствия больного человека. Разные уровни ясности сознания существенно видоизменяют как целостность сознания и самосознания себя и окружающего мира, так и глубину контакта между врачом и пациентом.
Под ясным сознанием понимается такое состояние, при котором личность правильно и полностью ориентирована в месте, времени и собственной личности .
Можно выделить физиологические ИСС характерные для психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики, а также патологические состояния сознания.
Физиологические ИСС являются неотъемлемым элементом бодрствования здорового человека, имеют разнообразные причины, недолго продолжаются, сменяются нормальным бодрствованием, либо иным ИСС. Сюда относят ИСС спонтанно возникающие, при обычных для данного человека условиях (засыпание или перенапряжение) или в необычных, но естественных обстоятельствах (нормальные роды, экстремальные условия); искусственно вызываемые (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка); обусловленные психотехническими приемами (методами психической саморегуляции или гипноза, религиозными обрядами и др.).
Патологические ИСС подробно обсуждаются в курсе клинической психиатрии. Однако, следует отметить, что нарастающие состояния оглушенности сознания, максимумом развития которых являются сопорозные и коматозные состояния, прогрессивно снижают ориентировку больного в месте, времени, собственной личности. Все внешние обстоятельства с большим трудом ассимилируются во внутренних переживаниях больного, тогда как все внутренние, субъективные переживания с не меньшими затруднениями приобретают внешнюю выразительность. При этих состояниях отсутствуют галлюцинаторные переживания, бредовые идеи и другие признаки психических расстройств.
Другая форма помрачения сознания – сумеречное расстройство – представляет собой преходящее болезненное сужение поля сознания, при котором ограничено поступление раздражителей и объектов из воспринимаемого больным пространства с последующей полной амнезией пережитых событий.
При таких расстройствах сознания как делирий (алкогольный психоз) и онейроид (грезоподобное состояние) наблюдается не только дезориентировка в собственной личности или окружающем, но и галлюцинаторные, фантастические образные переживания.
Таким образом, все патологические развернутые состояния сознания грубо нарушают ориентировку, восприятие и оценку реальной ситуации больным, в том числе изменяется понимание самой болезни и обстоятельств медицинского обследования и лечения, что выражается в болезненных высказываниях пациентов, их неадекватном поведении. Подобное состояние требует своевременного распознавания и правильной врачебной тактики. Указанные ИСС нередко встречаются у больных соматическими расстройствами, в связи с чем знание врача критериев ясного и патологически измененных состояний сознания представляется актуальным.
Нозогении (психогенные реакции) - клинически завершенные психические расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием.
Появление нозогений обусловлено единством „психики” и „соматики”. Так, появление у человека соматического заболевания влечет за собой изменения в психической деятельности, которые могут быть в виде невротических синдромов, синдромов нарушения эмоций и характера.
При гипертрофированной оценке переживаний, связанных со здоровьем, у соматически больных могут возникнуть страхи и тревожные опасения по поводу своего нездоровья, чувство безнадежности, пессимистическое видение болезни, ипохондрия (преувеличенное представление о тяжести соматического заболевания, уверенность в его неизлечимости, неблагоприятном исходе, негативных социальных последствиях).
При низкой субъективной значимости переживаний телесного неблагополучия у пациентов с соматической патологией может возникнуть демонстративно-пренебрежительное отношение к лечению, проблемам прогноза и исхода заболевания. Однако за фасадом наигранного оптимизма имеется страх нарушения жизненно важных функций организма. Соответственно пациенты охотно соглашаются выполнять лечебные процедуры, соблюдают рекомендации.
Иногда у пациентов с соматическими заболеваниями имеет место эйфория, неадекватно-оптимистическая оценка как настоящего состояния, так и последствий болезни (такие явления нередко наблюдаются при туберкулезе и рассеянном склерозе). Такие больные, игнорируя уговоры родственников и медицинского персонала, нарушают режим, «забывают» о необходимости приема лекарств и, несмотря на неблагоприятный прогноз, строят радужные планы на будущее.