Отчет об экскурсии в школьную библиотеку первоклассников. Экскурсия в библиотеку "Первое посещение библиотеки.Посвящение в читатели"
Сценарий первой экскурсии в библиотеку
для учеников 1 класса.
Первое посещение библиотеки.
Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека.
Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки.
Библиотекарь.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
Библиотекарь:
Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?
Дети : В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.
Библиотекарь
:
Совершенно верно.
А, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове "библиотека" первая часть "библио" – означает "книга", а "тека" – "хранилище". Что получилось?
Дети: Хранилище книг.
Библиотекарь
:
И так ребята, добро
пожаловать в книжкин дом.
С наружи смотришь-
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека)
Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг?
(Ответы детей.)
Библиотекарь:
В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Мы ведь в сельской библиотеке. Когда вы закончите школу и будете учиться дальше вы пойдете в городскую библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!
(Библиотекарь демонстрирует презентацию «Библиотеки мира».)
Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?
Дети : "А" и "Я".
Библиотекарь : А давайте найдем книгу
Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразу найти книгу.
Правила обращения с книгой:
1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
Основные правила чтения:
- Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.
- Книгу надо дочитывать до конца.
- Во время чтения книги рассматривайте рисунки.
- Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.
- Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок.)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (Туфелька.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
Экскурсия по библиотеке для первоклассников
ЦЕЛИ:
- Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности - «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг-попросить подобрать себе книгу.
В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».
Ведущий: Здравствуйте, дети!
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
«Библио» по-гречески - книга, а «тека» -хранилище. А знаете, сколько лшет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
И так, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
Прежде чем взять книгу на дом, надо сначала записаться. Для этого вам открываем формуляр читателя, записываем в нее ваше имя, фамилия, возраст, адрес.
Книги выдаются сроком на 10 дней, до 5 книг можно брать. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку -ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беде, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать
Фантазировать мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге тишина
Здесь особенно нужна».
Книги- как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? -БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать
нельзя:
Нельзя книги перегибать.
Нельзя загибать книжные страницы.
Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
Нельзя писать и рисовать в книгах.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
2. Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели.
3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.
5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.
В нашей библиотеке имеются не только книги, но и журналы. Скажите пожалуйста, у кого родители дома выписывают журналы, и какие? (показ журналов).
Вы все наверное, любите сказки. Какие сказки вы знаете? Сейчас я предлагаю игру «Отгадай сказку»
«Спасите! Нас съел серый волк!» (Волк и семеро козлят)
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!» (Ряба)
«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби». (Лиса и волк)
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!» (Муха Цокотуха)
«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!» (Колобок)
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
1. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка?-Вот вопрос?
«Золотой ключик»
2. Был похож на мяч немножко,
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех!
«Колобок»
3. Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»
4. Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка как лягушка ускакала от меня.
«Мойдодыр»
5. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.
«Красная шапочка»
6. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
«Три медведя»
7. Лечит маленьких детей,
лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
добрый доктор… «Айболит»
8. Живут в Цветочном городе
Девчонки и мальчишки:
Ворчун, Сиропчик, Кнопочка –
Смешные коротышки.
А кто лентяй отпетый?
Кто главный фантазер?
Проказник самый первый,
Кто на язык остер?
А ну-ка, угадайте-ка!
Конечно, он... «Незнайка»
9. Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. «Золушка».
10. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку? «Дюймовочка»
11. Кто играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежал он в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется…. «Три поросенка»
12. Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё,
и в море зыбком растает…. «Золотая рыбка»
Молодцы ребята! Вы очень хорошо знаете сказки!
Вот вы и познакомились с нашей библиотекой, с правилами пользования, с правилами обращения с книгой, узнали как найти и выбрать книгу.
Поздравляем вас! Сегодня вы стали читателями. Спасибо за участие!
В детской библиотеке прошла экскурсия «Чудесная страна-библиотека» для учащихся МОУ СОШ №1 1А кл.
6 мая распахнула свои двери детская библиотека для маленьких учащихся 1А кл. МОУ СОШ №1. В библиотеке детишек ждал теплый прием. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что они пришли в хранилище книг, познакомила с правилами поведения в зале и на абонементе. Ребята с большим интересом слушали рассказ о том, как правильно нужно обращаться с книгами, для чего они нужны и как создаются. Обратила внимание, как аккуратно расставлены книги на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид.
Большое внимание детей привлекла выставка книг «Солдатская доблесть», посвященная Дню победы. Ребята с удовольствием рассматривали стеллажи, удивляясь большому количеству книг, стоящих на книжных полках. Детей познакомили с термином «книжная выставка».
С удовольствием юные посетители рассматривали книжки-малютки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, энциклопедии.
Много эмоций вызвало посещение читального зала в библиотеке, где для ребят подготовили сказочную викторину «Сказка за сказкой», в конце игры выявились лучшие знатоки сказок, которые были награждены сладкими призами.
Экскурсия произвела на ребят огромное впечатление. Они теперь с нетерпением будут ждать, когда станут читателями этой библиотеки, впрочем некоторые ими уже являются - Ергунова Лиза, Калиничева Полина, Романова Лада, Соловьева Даша и Шекунова Алиса.
Изображения
Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.
Место проведения: библиотека.
Класс: 1б
Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.
Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».
Форма проведения:
Урок – презентация
Оборудование: презентация.
Ход занятия.
Здравствуйте.
Давайте с вами познакомимся, меня зовут Анастасия Николаевна
А Вас как зовут?
Выберете имена и прикрепите себе. (читаем каждое имя ребёнка)
Посмотрите, что есть в школе (изображения)
Давайте разберёмся, что и как называется. (подобрать в фотографиям названия)
(библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)
Где сейчас находимся мы? (библиотека)
Что это такое «библиотека»?
Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище. Если перевести дословно с греческого языка на русский библиотека – это хранилище для книг.
Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?
Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?
Правильный ответ: учреждение (помещение), в котором хранятся лекарства и их можно купить.
Аудиотека (слушать) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.
Видеотека (смотреть) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.
Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.
Знакомство с библиотечными терминами.
Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.
В транспорте вы являетесь кем?
Правильный ответ: Пассажирами.
В кинотеатре, театре вы?
Правильный ответ: Зрителями.
Придя в библиотеку, вы кем будете являться?
Правильный ответ: Читателями.
А кто такой читатель?
Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.
Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).
В библиотеке вы так же получаете документ.
Знаете, как он называется?
Правильный ответ: читательский формуляр.
Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?
Правильный ответ: для права пользования библиотекой.
Формирование представления о профессии библиотекаря.
Культура речи учащихся.
Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель имя, отчество учителя.
В школе – кто самый главный?
Правильный ответ: Директор (но не директриса).
Библиотека - это дом книг. Здесь живут книги, ваши друзья. В библиотеке много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в мире книг вам поможет кто?
Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).
Правила пользования библиотекой.
- В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
- С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
- Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
Закрепление.
Я предлагаю вам нарисовать картинку библиотеки и наклеить библиотечные слова, которые мы с вами изучили.
Любовь Сергеевна Оськина
Сценарий досуга «Экскурсия в библиотеку»
Цели :
Дать представление о библиотеке ;
Создание интереса к работе в библиотеке ;
Знакомство с правилами пользования книгой.
Задачи :
Образовательная область «Познание» : обогащать знания детей о различных профессиях; расширять кругозор детей.
Образовательная область «Социализация» : воспитывать самостоятельность; чувство ответственности; уважение к труду взрослых.
Образовательная область «Коммуникация» : активизировать словарный запас; способствовать развитию речи.
Оборудование :
куклы : кот Ученый, мышонок Митька;
книги : сказки А. С. Пушкина, «Полезные советы» , «Кулиинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .
Предварительная работа.
1. Беседа с библиотекарем , подготовка к встрече с детьми.
2. Тематические беседы с родителями : «Как воспитать у детей любовь к чтению» , «Семейная детская библиотека » .
Ход досуга
Дети заходят в библиотеку , садятся на стульчики перед ширмой. Появляется кот Ученый. Он поет песню «По щучьему велению» (муз. С. Савенкова, сл. Т. Тарасовой) .
Мы про то не знаем сами,
За морями, за лесами
Где-то сказка заблудилась
И никак к нам не придет.
На полянке спозаранку
Стелет скатерть-самобранку
И в сапожках-скороходах
Чинит коврик-самолет.
Припев :
По щучьему велению,
По моему хотению
Прискачет Сивка-Бурка
В распахнутую дверь,
Схвачу его за гриву я,
Помчимся мы в счастливую
И в ту страну волшебную
За тридевять земель.
Через горы и долины
В сказку путь лежит предлинный,
Лес дремучий, страх колючий,
С этим лучше не шуги!
Чудо-Юдо и Кащея,
И Ягу, и Бармалея,
И Кикимору в болоте
Повстречаем на пути.
Я возьму с собой в дорогу
Много шуток, смеха много.
С песней будет веселей,
И с улыбкой встретят нас
Чиполлино, Буратино,
Айболит, Пьеро, Мальвина
Очень много приключений
Ждет нас в сказке в этот час.
Кот. Здравствуйте, ребята! Это я, кот Ученый. Сейчас я налево иду и песни пою, а когда направо пойду, сказки сказывать стану. Ребята, вы любите сказки? Дети. Да!
Кот. А кто вам их читает, рассказывает?
Дети. Взрослые : наши родители, воспитатели.
Кот. Я люблю не только песни петь и сказки рассказывать, много загадок и пословиц мне ведомо. Попробуйте-ка мою загадку отгадать :
Не человек, а рассказывает,
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Дети. Это книга.
Кот. Угадали! Есть такая пословица : «Хорошая книга - лучший друг» . У меня много таких друзей - замечательных интересных книг. Как вы думаете, ребята, для чего нужны книги?
(Ответы детей.)
Кот. Ребята, вы сегодня пришли в библиотеку . Библиотека - это такое место , где живут разные книги. Иногда они ходят в гости, но всегда возвращаются на свое место. Как вы думаете, где книжки гостят?
Дети. Ребята берут их к себе домой, читают, рассматривают картинки, а потом возвращают книжки в библиотеку .
Появляется мышонок Митька.
Мышонок. Ой, куда я попал? Искал кухню, а попал.
Кот.. в библиотеку . Ты кто?
Мышонок. Меня зовут мышонок Митька. Я хотел утащить что-нибудь вкусненькое, а теперь вот голодным останусь.
Кот. Как это некрасиво! Если проголодался, приготовь себе еду, а не ищи, чтобы стянуть. Видишь, на полках книги стоят? В них есть много полезных советов : как обед готовить, как квартиру убирать, как за цветами ухаживать.
Мышонок. Ну-ка, ну-ка, посмотрю! Нет ли у тебя книжечки, как дом построить?
Кот. Есть.
Мышонок. А книжечка о том, как повеселиться, поиграть, песенки попеть и потанцевать у тебя есть?
Кот достает и показывает мышонку и ребятам книги «Полезные советы» , «Кулинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .
Кот. Есть. Вот эти книжки, возьми и почитай.
Мышонок. Ой, какие они все разные! Ребята, объясните мне, пожалуйста, чем эти книжки отличаются?
Дети. Одни книжки толстые, другие тонкие, одни тяжелые, другие легкие, у некоторых обложка твердая, картонная, а у других мягкая, бумажная. В одних книжках есть стихи, в других рассказы, сказки или какие-нибудь полезные советы.
Кот. Это дело поправимое. Главное, чтобы у тебя желание научиться читать было. Вот и ребята читать еще только учатся. Они знают, что книги могут многому научить.
Мышонок. Я и так все знаю!
Кот. Эх, Митька, Митька, что-то ты много хвастаешься. Ребята, давайте-ка его проверим, согласны?
Игра «Назови профессию»
Кот. Скажи, кто музыку сочиняет?
Мышонок. Повар!
Дети. Нет, это - композитор!
Кот. Кто картины рисует?
Мышонок. Повар?
Дети. Нет, это - художник!
Кот. Кто скульптуры лепит?
Мышонок. Думаю, это повар.
Дети. Нет, это - скульптор!
Кот. Кто книги пишет?
Мышонок. Ну, уж это точно повар.
Дети. Нет, это - писатель!
Кот. А почему ты все время повара называл?
Мышонок. Потому что мне кушать очень хочется, пи, пи, пи!
Мышонок плачет, ребята его успокаивают, угощают печеньем, конфеткой.
Мышонок. Ура! Вы меня пожалели, покормили. Теперь все вы, ребята, и ты, кот Ученый, - мои лучшие друзья!
Кот. И мне очень хочется с вами подружиться и чаще встречаться.
Мышонок. Кот Ученый, дай мне все эти книги, я их разом прочитаю, я быстренько читать научусь.
Кот. Не торопись, Митька. Эти книги тебе понадобятся, когда ты немного подрастешь. А сейчас лучше вместе с ребятами запишись в библиотеку . Здесь тебе будут давать книги, которые написали детские писатели.
Мышонок. Как интересно! Писатели пишут книги, а я кто буду?
Кот. Ты будешь читателем.
Мышонок. А кто книжки мне выдавать будет?
Кот. Сейчас я позову библиотекаря . Познакомитесь, это. (имя, отчество библиотекаря ) .
Выходит библиотекарь , здоровается со всеми.
Библиотекарь . Дорогие мои, как я вам рада! Приходите сюда почаще! Я предложу вам самые лучшие книги. Они научат вас веселым и интересным занятиям, разовьют вашу память, сделают речь красивой, и в школе вам будет учиться интересно, радостно. Кто больше всех знает - отличные отметки получает! Недаром говорят : «Испокон века книга растит человека» . Сейчас, ребята, я расскажу вам, из каких частей состоит книга. Постарайтесь их запомнить.
Библиотекарь берет с полки книгу и открывает ее.
Библиотекарь . Книга состоит из листов. Посмотрите на этот лист : у него есть цифры с одной и с другой стороны. Цифры эти разные, потому что они обозначают номера страниц. У каждого листа две страницы. Самый первый лист книги называется титульным. На нем обычно пишется название книги и фамилия ее автора. Чтобы листы не распадались, их сшивают или склеивают между собой и закрепляют в обложку (в переплет) . Обложка защищает книгу и украшает ее. На передней части обложки, как и на титульном листе, красивыми крупными буквами пишут название книги и фамилию писателя. Когда книга стоит на полке среди своих подруг, виден только ее корешок. По нему можно узнать, что это за книга. Кто запомнил, из каких частей состоит книга, и может повторить их названия?
Мышонок. Я!
Мышонок рассказывает, путается.
Библиотекарь . Подожди-ка, мышонок. Чтобы тебе было легче запомнить, ребята сейчас изобразят тебе «живые книги» . Вы согласны?
Динамическая пауза «Живая книга»
Дети делятся на несколько групп (по желанию) . Каждая группа представляет одну книгу. Несколько детей встают друг за другом вплотную - это листы. Впереди встает еще один ребенок - это титульный лист. С правой стороны от них становится ребенок, который разводит руки в стороны, как бы обнимая листочки, - это переплет.
Трое детей берутся за руки : первый ребенок встает перед титульным листом спиной к нему, второй ребенок становится спиной к переплету, третий ребенок становится за последним листом (это передняя часть обложки, корешок и задняя часть обложки) . Ребята называют Митьке одну за другой части, из которых состоит их «живая книжка» . По команде ведущего (воспитателя, библиотекаря ) дети разбегаются, образуют новые группы, которые составляют другие книги.
Игра повторяется два-три раза.
Библиотекарь . Молодцы! А знаете, ребята, книжки иногда болеют, если с ними обращаются не очень аккуратно. Они становятся грязными, их листы рвутся. Как можно им помочь?
Дети. Книги надо беречь, не бросать где попало, а класть на полочку. Нельзя брать книгу грязными руками. Если попадется «больная» книжка, то надо постараться ей помочь - починить, подклеить.
Библиотекарь . Я приготовила для вас мои самые любимые книги. Это сказки А. С. Пушкина. Попросите своих родителей, воспитателей, взрослых вам их почитать. Потом мы с вами снова встретимся и вы расскажете, что вам больше всего понравилось и запомнилось.
Мышонок. Мне, мне! Дайте мне книжку самому первому!
Кот. Ну что ты, Митька! Будь вежливым. Надо девочек вперед пропустить. Посмотри, какие они красивые и нарядные.
Библиотекарь выдает книги детям и прощается с ними. Дети благодарят библиотекаря и со всеми прощаются.