Подводная лодка а. "Антей", подводная лодка: технические характеристики
Атомная подводная лодка (АПЛ , ПЛА ) - подводная лодка с ядерной силовой установкой .
История
Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности - их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой - шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера . В послевоенное время в США и СССР , а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.
14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус » (англ. USS Nautilus ), и она была спущена на воду 21 января 1954 года .
Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность . Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс .
В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой .
В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания , а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР .
Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО - SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер - 401.
В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101) .
В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutable (S 611) , причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических подводных лодок .
В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай .
Классификация
Атомные подводные лодки разделяются по назначению на три основные группы:
Название группы | Обозначение | Основное вооружение | Описание |
---|---|---|---|
Многоцелевые лодки (первоначально Торпедные лодки) | Торпедные аппараты и боеприпасы к ним, в том числе и с тактическими ядерными зарядами. | Самые быстрые лодки, предназначены для уничтожения кораблей и подлодок противника. | |
Стратегические ракетоносцы | Баллистические ракеты подводных лодок в специальных вертикальных шахтах. | Самые скрытные лодки, один из компонентов ядерной триады , образуют морские силы ядерного сдерживания. | |
Лодки с крылатыми ракетами | Крылатые ракеты. В России - мощные противокорабельные, в США - множество небольших универсальных. | Эта группа представлена только во флотах России и США. Российские ПЛАРК предназначены для борьбы с АУГ , американские - для достижения стратегических целей неядерными средствами. Часть крылатых ракет может нести тактические ядерные заряды. В рамках четвёртого поколения ПЛ происходит объединение этой группы с группой многоцелевых ПЛ. |
Кроме указанных основных групп, выделяют группу подводных лодок специального назначения, объединяющую немногочисленные подводные лодки как специальной постройки, так и переоборудованные из лодок основных групп (в основном из ракетных), которые использовались для решения различных задач: ПЛ радиолокационного дозора, ПЛ-ретрансляторы, исследовательские ПЛ, носители сверхмалых ПЛ, ПЛ для проведения тайных операций.
Особенности конструкции
Прочный корпус- из стали (легированная сталь с высоким пределом текучести)
- из титана (К-222 (первая в мире), «Комсомолец », лодки проектов 705(К) «Лира» , 945 «Барракуда» , 945А «Кондор» ; на Западе титановых лодок не строили)
- Реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645 «Кит» , проект 705 «Лира» , USS Seawolf). В СССР в качестве жидкометаллического теплоносителя был выбран сплав свинца с висмутом ; выбор США в пользу натрия был ошибочным из-за пожаро- и взрывоопасности.
Страны-операторы
В июне 2012 года было объявлено о начале создания атомной подводной лодки в Иране .
Затонувшие атомные подводные лодки
За годы холодной войны СССР потерял 4 АПЛ . Все они входили в состав Северного флота ВМФ СССР.
- К-8 - 8 апреля 1970, во время боевой службы,
- К-27 - экспериментальная подводная лодка, 24 мая 1968 произошла авария энергетической установки ЖМТ , 10 сентября 1981 года затоплена вместо утилизации,
- К-219 - 3 октября 1986, во время боевой службы,
- К-278 «Комсомолец» - 7 апреля 1989, во время боевой службы.
В постсоветское время затонули две уже российские атомные подводные лодки.
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).
Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Подборка фото АПЛ РФ различных проектов Северного и Тихоокеанских флотов в различных погодных условиях
Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.
Проект 971 «Щука-Б» - атомные подводные лодки
АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.
Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.
Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».
АПКР К-18 "Карелия" - атомный подводный ракетный крейсер
После вступления в строй лодка входила в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ, а с сентября 2000 г. - в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ. Корабль до момента постановки в средний ремонт (в августе 2004 г.) предпринял двенадцать автономных походов на боевую службу, 26 раз нес боевое дежурство в пунктах базирования и выполнил четырнадцать практических пусков ракет Р-29РМ. В июле-августе 1994 г. К-18 под командованием капитана 1-го ранга Ю.И. Юрченко (старший на борту контр-адмирал А.А. Берзин) в охранении АПЛ Б-414 (пр. 671РТМК) предприняла поход в воды Арктики с всплытием в районе Северного полюса.
«Дельфин» - первая российская подводная лодка
"Дельфин" - первая боевая подводная лодка русского флота, послужившая прототипом для последующего развития отечественных кораблей данного класса вплоть до 1917 г. Проект был разработан специальной комиссией в составе И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева и И.С. Горюнова. Главные балластные цистерны размещались в легких оконечностях и вентилировались внутрь ПК.
Строительство в 1958 г. первых советских подводных лодок проект 633 (по классификации NATO тип «Ромео») в г. Горьком, как усовершенствованных лодок проекта 613 совпало с успешным внедрением ядерных энергетических установок в ВМФ СССР. В результате только 20 дизель электрических подводных лодок этого проекта из 560 первоначально планировавшихся были действительно построены.
Подводные лодки типа «Касатка»
Подводная лодка "Фельдмаршал Граф Шереметьев" тип "Касатка"
Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке "подводного миноносца № 140". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903г.
Немецкие U-Boat - подводные лодки Второй мировой войны
Цветной фильм про немецкие подводные лодки второй мировой войны, которые торпедируют корабли союзников, в основном американские. Видео очень качественное и в цвете, что редкость для того времени.
Кета - подводная лодка
Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн.
Тип «Сом» - подводные лодки 1904 - 1906 годов
12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.
Форель - подводная лодка
Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.
Тип «Осётр» - подводные лодки
Подводная лодка "Палтус" типа "Осетр"
Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.
Подводные лодки тип «Карп»
24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е" ПЛ «Карп», ПЛ Камбала, ПЛ «Карась». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года.
Атомная подводная лодка «Карп» - головной корабль проекта 945. Поставлена на ремонт, который затем был остановлен
Наиболее известным видом атомных подводных лодок являются, конечно, носители межконтинентальных баллистических ракет, которые обозначаются аббревиатурами РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) или ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Между тем не менее важной и гораздо более активно используемой частью современного флота являются многоцелевые субмарины. В СССР было построено немало боевых кораблей этого класса, наиболее многообещающими из которых в 70-е и 80-е годы прошлого века какое-то время выглядели подводные лодки проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор».
История разработки и создания АПЛ
Начиная с 60-х годов прошлого века, США активно наращивали боевые возможности своего подводного флота. Количество стратегических атомных ракетоносцев в его составе постоянно увеличивалось, а мощь их становилась всё более значительной. В начале 70-х годов руководство Министерства обороны СССР уже знало о работах по созданию субмарин типа «Огайо», на борту которых планировалось разместить по 24 ракеты с четырнадцатью ядерными боеголовками . С другой стороны, ожидалось также и появление «охотников-убийц» — подводных лодок типа «Лос-Анджелес», которые могли представлять крайне серьёзную угрозу для советских ВМС.
Необходимо было предпринимать срочные меры, которые позволили бы решить несколько основных задач:
- Поиск и при необходимости уничтожение американских ПЛАРБ нового типа;
- Борьба против новейших многоцелевых субмарин вероятного противника;
- Уничтожение надводных кораблей из состава авианосных ударных группировок.
Наибольшее значение приобретала противолодочная оборона. Её новая концепция была представлена в 1973 году и предполагала создание комплексной системы оповещения обстановки (КСОПО) «Нептун», важнейшей частью которой предстояло стать многоцелевым атомным подводным лодкам третьего поколения. Перечень других элементов КСОПО таков:
- Надводные корабли и самолеты (вместе с АПЛ составляли маневренную часть системы);
- Орбитальные комплексы, позволяющие обнаруживать субмарины вероятного противника;
- Сеть гидроакустических буёв. Для их установки могли использоваться как корабли, так и морская авиация, включая вертолеты;
- Береговые станции освещения подводной обстановки.
Вся собранная информация должна была поступать в единый центр для последующей обработки, отображения, координации дальнейших усилий и принятия решений.
Еще в марте 1972-го, то есть до завершения работ над новой концепцией противолодочной обороны, были выработаны требования к новой многоцелевой атомной субмарине. Одним из пунктов тактико-технического задания было обеспечение возможности организации строительства АПЛ на предприятиях, расположенных во «внутренней» части территории СССР.
Завод «Красное Сормово», расположенный в Нижнем Новгороде (в те годы — Горький), вполне отвечал данному требованию. Кроме того, находившееся в этом городе конструкторское бюро «Лазурит» (современное название, присвоено в 1974-м) вело работы по созданию перспективных многоцелевых АПЛ еще с начала 60-х годов.
Посмотрев на карту, можно заметить, что Нижний Новгород находится довольно далеко от всех морей, омывавших берега СССР. Это обозначало, что построенную подводную лодку придется доставлять по назначению по рекам. Другими словами, требовалось ввести определенные ограничения на вес, осадку и водоизмещение корабля. В то же время субмарина должна была оставаться достаточно прочной и выдерживать погружение на большую глубину.
Подобные качества в известной мере противоречат друг другу, однако в ЦКБ «Лазурит» это предвидели. Основной идеей стало изготовление новой подводной лодки из сплавов на основе титана. Использование этих материалов позволяло «нырять» на 50% глубже, чем это удавалось субмаринам второго поколения и в то же время сократить водоизмещение на 30%. Одновременно резко ослабело электромагнитное поле, создаваемое корпусом, что положительно сказалось на скрытности.
Проект подводной лодки, получивший индекс 645 и обозначение «Барракуда», разработал коллектив инженеров, возглавлял который главный конструктор Н.И. Кваша. Следует отметить, что еще в 1971-м году ЦКБ «Лазурит» одержало победу в конкурсе по созданию аванпроекта субмарины третьего поколения, проводившимся Центральным научно-исследовательским институтом имени академика Крылова (ныне Крыловский государственный научный центр). Соперником «Лазурита» в этом творческом соревновании было знаменитое конструкторское бюро «Малахит», разработавшее когда-то самую первую советскую АПЛ.
Эскизный проект новой субмарины предусматривал семь различных вариантов. В конце июля 1973 года один из них, имевший исходный индекс I, был утвержден Министерством судостроительной промышленности СССР. Анализ, проведенный специалистами ЦНИИ им. Крылова показывал, что такие лодки будут превосходить АПЛ второго поколения не менее чем вдвое при атаке надводных целей и в 7-12 раз – при поиске и уничтожении стратегических подводных ракетных крейсеров.
КБ «Малахит» тоже не осталось без дела – туда была передана вся документация на вариант II (отличался, прежде всего, стальным корпусом). Впоследствии на основе этих наработок были созданы АПЛ проекта 971 «Щука-Б».
В 1974-м году началась подготовка рабочей документации по проекту 945. На первых чертежах изображался прочный корпус подводной лодки. Отдельно проектировалась динамическая модель и опытный натурный отсек, который создавался для проведения цикла испытаний в Северодвинске. У горьковских инженеров в те годы еще не было опыта работы с титановыми сплавами, и им пришлось пройти курсы дополнительного обучения в ЦНИИ.
Несмотря на довольно высокий уровень энтузиазма конструкторов, проявленного в ходе преодоления целого ряда сложных проблем, возникавших во время выполнения проектных работ, изготовление опытного титанового отсека явно затянулось, в поставленные сроки уложиться не удалось. Тем не менее сами испытания прошли вполне успешно, что позволило уже в 1979 году приступить к строительству первой подводной лодки проекта 945, получившей название (шифр) К-239 «Карп». Следующая субмарина, К-276 «Краб», была заложена спустя пять лет. В состав ВМФ эти лодки были включены, соответственно, в 1984-м и 1987-м годах.
В 1982 году в ЦКБ «Лазурит» начались работы по созданию проекта улучшенной многоцелевой подводной лодки третьего поколения. Этот проект обозначался как 945А «Кондор». Изменения по сравнению с «Барракудой» оказались довольно значительными – обновился комплект вооружения, было использовано новое оборудование, количество отсеков увеличилось до семи, выросло также и водоизмещение.
В конечном счете советский, а затем российский ВМФ получил в своё распоряжение две лодки проекта 945А — К-534 «Зубатка» и Б-336 «Окунь», получившие впоследствии названия «Нижний Новгород» и «Псков». После этого все дальнейшие работы были свернуты. В начале 2010-х годов озвучивались планы по модернизации «Барракуд» и «Кондоров», однако они до сих пор остаются неосуществленными – развитие проекта остановлено.
Конструкция подлодки
АПЛ проекта 945 в целом имеет двухкорпусную схему. Лишь небольшой участок шестого отсека субмарины лишён наружного лёгкого корпуса. Форма носовой оконечности подводной лодки представляет собой полуэллипсоид вращения. Кормовая часть по своим очертаниям напоминает веретено, ватерлинии заостряются под углом в 18 градусов.
Конструкторы постарались уменьшить количество выступов и вырезов на поверхности лёгкого корпуса. Установлены специальные устройства, при помощи которых закрываются шпигаты. В носовой части расположен обтекатель из трёх слоев титанового сплава.
Отсеки
Количество отсеков – шесть. Расположены они следующим образом:
- Торпедный отсек. Находится в носовой части прочного корпуса подлодки. Здесь установлены все торпедные аппараты. Загрузка оружия осуществляется через особый люк;
- Второй (жилой) отсек. Разделен палубами на четыре отдельных помещения. Самое верхнее из них – это центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На второй и третьей палубах находятся жилые помещения для экипажа и медпункт с изолятором. В самом низу второго отсека установлены различные насосы, кондиционеры и прочие устройства, не работающие в малошумном режиме;
- Отсек вспомогательных механизмов. Здесь, в частности, размещаются подъемно-мачтовые устройства (ПМУ);
- Реакторный отсек. Предназначение понятно уже из названия – здесь находится основная силовая установка корабля;
- Турбинный отсек. Здесь тепловая энергия, выработанная реактором, превращается в кинетическую, приводящую в движение гребной винт;
- Еще один отсек вспомогательных механизмов.
Второй и третий отсеки могут использоваться как убежище при возникновении аварийных ситуаций. Поперечные переборки, ограничивающие их объем, сделаны наиболее прочными. Безопасности вообще уделено значительное внимание – лодка оборудована спасательной камерой (размещена в прочной рубке), при помощи которой может быть поднят из глубины весь экипаж, а цистерны главного балласта могут быть продуты продуктами сгорания дизельного топлива при помощи отдельной системы аварийного всплытия.
Вооружение
Для обнаружения вражеских субмарин используется аналоговый гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат-КС». Он способен не только выявить само присутствие цели, но и определить её точный тип и координаты. Кроме того, это оборудование может быть использовано и для навигации в сложных условиях для своевременного обнаружения препятствий по курсу движения лодки. Максимальная дальность, на которой МГК-503 способен засечь подводную цель, составляет 230 километров.
В носовом отсеке лодки размещено шесть торпедных аппаратов: два калибром 650 мм и четыре по 533 мм. В основной состав вооружения входят следующие средства поражения:
- Ракетный противолодочный комплекс РПК-6 «Водопад». Запускается через торпедный аппарат калибром 533 мм. Могут быть использованы ракеты 83Р и 84Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 50 километров;
- РПК-7 «Ветер». Запускается через торпедный аппарат калибром 650 мм. Могут быть использованы ракеты 86Р или 88Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 100 километров;
- Торпеда ТЭСТ-71. Калибр – 533 мм. Обладает комбинированной системой наведения на цель. Вначале управление осуществляется оператором по проводу, присоединенному к торпеде. Когда до цели остается около восьмисот метров, включается активно-пассивная головка самонаведения. Подрыв боевой части обеспечивается неконтактным взрывателем.
Боевые части ракет Р-84 и Р-88 представляли собой ядерную глубинную бомбу . Мощность её для Р-88 точно неизвестна, а для Р-84 этот параметр составлял 200 килотонн, что позволяло уничтожить сразу несколько подводных и надводных целей.
В качестве боевой части ракет Р-83 и Р-86 использовалась торпеда УГМТ-1 калибром 400 миллиметров. Она приводнялась на парашюте, который затем отделялся. Поиск подводной лодки противника торпеда выполняла самостоятельно, маневрируя в соответствии с заданной программой. Головка самонаведения УГМТ-1 обеспечивает захват цели на расстоянии в полтора километра. Скорость движения такой торпеды – 41 узел, а максимальная дистанция «пробега» — 8 километров.
Всего подводные лодки проекта 945 могли взять на борт до 12 торпед и ракет-торпед калибром 650 мм и до 28 – калибром 533 мм. Дополнялся весь этот комплекс вооружения восемью ПЗРК «Игла» для защиты от самолетов и вертолетов в надводном положении.
Субмарины проекта 945А «Кондор» оборудовались шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. По этой причине они, в отличие от «Барракуд», утратили способность применять РПК-7 «Ветер». Зато в боекомплект модернизированных подводных лодок вошли крылатые ракеты «Гранат». Они могли применяться против крупных надводных кораблей, а также и по стационарным наземным целям. В последнем случае обеспечивалась дальность действия до 3000 километров (с ядерной боевой частью). Ракеты «Гранат» являются прямыми предками нынешних «Калибров», отличаясь от них главным образом своим бортовым оборудованием.
Силовая установка
На подводные лодки проекта «Барракуда» устанавливался атомный реактор ОК-650А. Он относится к так называемому водоводяному типу (тепловая энергия, переданная рабочей жидкости в контуре охлаждения, передается воде, циркулирующей по системе трубопроводов, не проходящих через активную зону). Максимальная мощность основной силовой установки достигает 180 мегаватт, что примерно соответствует сорока трем тысячам лошадиных сил.
Вращение турбин, приводящих в движение гребной винт, а также генераторы, снабжающие корабль электричеством, обеспечивается четырьмя парогенераторами. Для подачи постоянного тока используются преобразователи, а также аккумуляторы, разделенные на две группы.
На субмарине установлены два гребных электродвигателя. Они могут быть включены при вынужденной аварийной остановке атомного реактора. Скорость движения в таком режиме составляет не более пяти узлов. Энергия для гребных двигателей вырабатывается двумя дизель-генераторами ДГ-300. На борту имеется запас топлива для них, которого хватает на десять суток.
АПЛ проекта «Кондор» оснащались реактором ОК-650Б, мощность которого доведена до 190 мегаватт.
Классификация
Многоцелевые подводные лодки иногда дополнительно делят на разные виды, ориентируясь на то, каким вооружением они оснащаются. При таком подходе субмарины исходного проекта 945 могли быть отнесены к классу ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная).
В то же время «Кондоры» уже следовало относить к ПЛАРК, то есть к лодкам с крылатыми ракетами на борту. Это несколько странно, особенно если учесть, что программа модернизации «Барракуд» предполагала их оснащение «Калибрами».
Впрочем, подобная классификация почти всегда предполагает некоторую долю условности.
Технические характеристики
Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.
АПЛ проекта 945 | АПЛ проекта 945А | |
Надводное водоизмещение | 5 940 тонн | 6 470 тонн |
Подводное водоизмещение | 9 600 тонн | 10 400 тонн |
Надводная скорость | 12,1 узла | 19 узлов |
Подводная скорость | 35,15 узла | 35 узлов |
Рабочая глубина | 480 м | 520 м |
Предельная глубина | 550 м | 600 м |
Длина корпуса | 107,16 | 110,5 м |
Ширина | 12,28 м | 12,2 м |
Осадка | 9,62 | 8,8 м |
Состав экипажа | 31 офицер, 30 мичманов | 28 мичманов и 31 офицер |
Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.
Применение на учениях и на боевом дежурстве
К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.
На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.
Впоследствии, рассказывая про опыт эксплуатации «Барракуд», вице-адмирал М.В. Моцак, занимавший в 2000 году пост начальника штаба Северного флота, отметил, что оборудование этих подводных лодок позволяло уверенно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его перемещения. Российские субмарины при этом оставались незамеченными. Моцак, в частности, сказал, что одна только К-239 в 1995 году обеспечила слежение за американскими подводниками в течение вчетверо более продолжительного времени, чем все надводные корабли.
Самый известный инцидент с участием субмарины проекта 945 произошел в феврале 1992 года, во время учений. Находясь в пределах российских территориальных вод, близ острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (впоследствии переименована в Б-276 «Кострома») протаранила американскую АПЛ SSN-689 Baton Rouge. Эта многоцелевая субмарина типа «Лос-Анджелес» пыталась, оставаясь незамеченной, следить за ходом маневров.
Результат столкновения для американских моряков оказался довольно печальным – на лодке вспыхнул пожар, последствия которого в конце концов привели к списанию боевого корабля. На «Крабе» была повреждена рубка, восстановить которую удалось уже летом того же 1992 года. Оценка этого происшествия едва ли может быть однозначной – противники ухитрились не увидеть друг друга, что не говорит в чью-либо пользу. «Смертельные» повреждения американской АПЛ стали, таким образом, результатом случайности.
Сегодня обе подводные лодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в ремонтные мастерские. Но едва ли им суждено вернуться в строй – денег на проведение модернизации нет. Та же судьба, к сожалению, может постигнуть и две субмарины проекта 945А.
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.
Дать объективную оценку уровню безопасности экипажа довольно сложно, поскольку построено всего четыре субмарины. Во всяком случае, прочность конструкции после инцидента у острова Кильдин можно считать доказанной.
Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам», куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.
Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Подводная лодка«А-2» типа Американский Голланд (бывшая «АГ-24», «Коммунист»)
Построена американской фирмой «Electric Boat & Co» в Канаде по заказу Великобритании в 1916 году. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль». В августе 1917 года подводная лодка зачислена в списки российского флота под обозначением «АГ-24».
Начавшаяся революция и Гражданская война не позволили достроить корабль. Подводная лодка перезаложена 1 июня 1920 года (по другим данным 22 ноября 1919) в присутствии представителя ЦК ВКП(б) наркома просвещения А.В. Луначарского и этот же день в честь высокого гостя получила новое название в духе времени - «имени тов. Луначарского». 2 апреля 1921 года субмарина спущена на воду и 22 июля 1921 года под командованием краскома Шредера Георгия Августовича вошла в состав Морских сил Черного моря. Это была вторая советская подводная лодка в Черном море. В 1921 - 1922 году субмарина нанесла визиты в Инеболу и Самсун, а 31 декабря 1922 года переименована в «Коммунист». В 1927 - 1928 и 1932 - 1934 годах подводная лодка прошла капремонт. В октябре 1930 субмарина нанесла визит в Стамбул.
В декабре 1935 года «А-2» совершила 2-х недельное автономное плавание, пройдя в надводном положении 1498,7 мили и 100,2 мили под водой, первой из черноморских подлодок вдвое превысив нормы автономного плавания.
22 июня 1941 года субмарина встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Чебышева Константина Ивановича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ. Субмарина находилась на севастопольском заводе № 201 в капитальном (по другим данным в аварийном, после столкновения в начале года с БТЩ «Т-408») ремонте (капитальный начат 10 февраля 1939, окончание работ планировалось на 1 августа 1941 года). С окончанием ремонта 18 августа «А-2» перешла в Поти, откуда с сентября по декабрь подводная лодка пять раз выходила в дозор на подходы к Поти и Батуми. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти при своей автономности «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь.
7 апреля 1942 года «А-2» прибыла к месту нового базирования, откуда уже через четыре дня направилась к Одессе (позиция № 31). В первом по настоящему боевом походе противник встречен не был. Второе патрулирование этого района в мае так же не принесло результата, хотя подводная лодка имела контакт с отдельными судами и конвоем противника. Атаки срывались из-за неправильного маневрирования, невыгодного курсового угла, либо, по мнению командира, малоценности цели. Вернувшись в Севастополь, «А-2» вскоре вновь находилась в готовности к выходу в море, как 27 мая в 22.35., когда подлодка стояла у стенки в Южной бухте, она подверглась налету авиации противника. Две 250-кг бомбы разорвались в 30 м от субмарины. «А-2» получила около 120 осколочных пробоин в ограждении рубки, надстройки и корпуса, был выведен из строя перископ и его подъемное устройство, перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта. Частично исправив повреждения, 1 июня субмарина вышла в Очамчири для окончательного восстановления боеспособности.
Закончив ремонт, подводная лодка принимает участие в снабжении осажденного Севастополя. Вечером 29 июня «А-2» под командованием командира 6-го дивизиона ПЛ Р.Р. Гуза (штатный командир субмарины в этом походе выступал в качестве дублера) имея на борту 8,5 тонн 152-мм артиллерийских снарядов, 4,5 тонны боеприпасов для авиации и 2,5 тонны продовольствия вышла из Новороссийска к берегам Крыма. На рассвете 1 июля, когда подводная лодка прибыла к подходному фарватеру Севастополя, ее атаковали самолеты и катера противника, осуществляющие блокаду крепости. Интенсивность атак была весьма высокой, (подводники насчитали около 200 взрывов), но серьезных повреждений, кроме выхода из строя гирокомпаса, подводная лодка не получила. В ночь на 2 июля, когда стало ясно, что судьба Севастополя решена, «А-2» получила приказ выбросить груз в море и идти в Херсонесскую бухту для приема на борт людей. Под руководством помошника командира подводной лодки старшего лейтенанта Буянского Б.С,с большим трудом личный состав ПЛ выбросил за борт ящики с боезапасом (тяжелые ящики со снарядами пришлось таскать через всю лодку), субмарина вечером 2 июля, форсировав минное поле, приблизилась к берегу. В перископ было видно, что на берегу в разных местах идет рукопашный бой. В 100 метрах от уреза воды «А-2» дала сигнал белым светом. В ответ с берега немцы открыли огонь из пулеметов. Субмарина осталась в надводном положении, так как ее сигнал увидели и защитники Севастополя. В течение часа подводная лодка приняла 13 человек из состава 1-го гвардейского зенитного полка ВМФ, которые подплывали к субмарине на плотах, сделанных из бортов грузовиков. В 20.30. видимость улучшилась, к обстрелу подводной лодки подключилась артиллерия, и ей пришлось отойти мористее. Ждали личный состав 35-й береговой батареи. Еще 2,5 часа подводная лодка находилась у берега, но спасать больше было некого.Подводная лодка А-2 была последней ПЛ,которая была в Севастополе. Утром 5 июля «А-2» прибыла в Новороссийск.
Вскоре субмарина возобновила свои выходы к Одессе (позиция № 31). Утром 4 августа обнаружив цель, из-за безграмотного использования перископа и неправильного маневрирования, подводная лодка оказалась за кормой атакуемого транспорта и попала под таранный удар противолодочного катера, а так же подверглась атаке глубинными бомбами. В результате полученных повреждений субмарина вынуждена была покинуть позицию и возвратиться в базу. По прибытии командир «А-2» был снят с должности (впоследствии осужден, разжалован и списан в морскую пехоту), а на его место назначен капитан 2 ранга Зайдулин Измаил Мотигулович . Подводная лодка перешла в Поти, где встала на аварийный ремонт. 1 8 сентября командиром корабля стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Буянский Бенциан Соломонович.
С новым командиром подводная лодка во второй половине октября патрулировала район Ялты (позиция № 47), но противника не встретила. Следующие выходы субмарины были связаны с выполнением спецзаданий. Вечером 22 ноября «А-2» вновь направилась для действий на вражеских коммуникациях у Ялты, имея приказ о высадке разведгруппы в районе мыса Никиты. 27 ноября при попытке высадить разведчиков, подводная лодка подверглась обстрелу с берега. В дальнейшем из-за сложных погодных условий группу высадить так и не удалось. В течение января и в начале февраля 1943 года «А-2» выполняет ряд спецзаданий в рамках проведения десантной операции у Южной Озерейки - Мысхако. Подводная лодка должна была, проведя разведку берега, установить два светящихся буя для указания места высадки войск. После упорных тренировок под наблюдением гидрографа капитан-лейтенанта Сахоткина, который принимал участие в предыдущих разведывательных выходах субмарины, вечером 3 февраля «А-2» быстро и четко выполнила поставленную задачу. (На установку каждого буя полагалось затратить 40 минут, в реальных условиях все вышло куда быстрее - оба буя поставлены за 55 минут).
Во второй половине февраля подводная лодка патрулировала район мыс Сарыч - Судак (позиция № 7, с 26 февраля действовала в пределах позиции № 61, сектор мыс Опук - меридиан 36°), но кораблей противника не встретила. Первая торпедная атака субмарины состоялась только 20 июня. В это день субмарина находилась на позиции в районе Киик-Атлама - мыс Опук (позиция № 86 - запасная). После того, как в точке 44°53,4" с.ш./ 35°56,3" в.д. «А-2» выпустила две торпеды по десантной барже из состава конвоя, на подводной лодке были зафиксированы два взрыва. Противник не подтверждает успешность атаки подводной лодки, отмечая, что десантная баржа «F-307» наблюдала след одной из торпед.
Мой отец-командр подводной лодки А-2 капитан-лейтенант Буянский Б.С.Черноморский флот,1943г
Вторая попытка открыть счет произошла только после безрезультатного патрулирования района между Севастополем и Феодосией (конец июля - начало августа 1943, позиции № 83, 84 и 86-запасная), когда 16 сентября «А-2» в точке 44°45,5" с.ш./34°45,6" в.д. (пределы позиции № 84) атаковала конвой из десантных барж. Торпеды в цель не попали, а одна из них прошла рядом с десантной баржей «F-369». Удача сопутствовала подводной лодке лишь в следующем боевом походе, когда она действовала в районе позиции № 97 у южного побережья Крыма. Днем 10 октября одна из торпед «А-2» попала в борт десантной баржи «F-474», которая следовала в составе крупного конвоя, проводящего эвакуацию Кубанского плацдарма. Корабль с грузом военного имущества затонул в точке 44°28" с.ш./34°13" в.д., погиб 1 человек. Противник контратаковал субмарину, безуспешно сбросив на нее 21 глубинную бомбу.
Командир подводной лодки А-2 капитан 3 ранга Буянский И.Б.
Последний боевой поход «А-2» состоялся в первой половине декабря 1943 года. «А-2» патрулировала район позиции № 92 на коммуникации Севастополь - Констанца. Утром 7 декабря субмарина из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла атаковать конвой, а в ночь на 9 декабря она была переразвернута в пределы позиции № 94 (район мыс Тарханкут - Евпатория), где снова в результате неправильного маневрирования не сумела выпустить торпеды по группе кораблей противника. С 14 по 18 декабря «А-2» находилась у южного берега Крыма (позиции № 97, 98), но там никого не встретила.
Командиры подводных лодок 2 бригады ПЛ Черноморского флота на борту плавбазы "Нева",г.Поти,1943г
первый слева-командир "малютки" Герой Советского Союза Кесаев А.Н.,
второй слева -командир А-2 Буянский Б.С.
Вернувшись в Поти, «А-2» встала на текущий ремонт, который завершился 15 июля 1944 года. Вступившая в строй подлодка вскоре перешла в Батуми, где 27 сентября при маневрировании на внешнем батумском рейде она попала в противолодочную сеть и подорвалась на подрывном патроне и снова на 6 месяцев вышла из строя. К моменту вступления «А-2» в строй боевые действия на Черном море закончились.
В марте 1947 году подводная лодка выведена из боевого состава и обращена в плавучую зарядовую станцию (по другим данным субмарина продолжала оставаться в строю, и 16 июня 1949 года получила обозначение «М-52»). В конце ноября 1950 года подводная лодка исключена из списков и передана для разборки на металл.
20 боевых походов
16.09.1941 - 24.09.1941
23.10.1941 - 30.10.1941
12.11.1941 - 20.11.1941
04.12.1941 - 10.12.1941
23.12.1941 - 30.12.1941
11.04.1942 - 23.04.1942
07.05.1942 - 22.05.1942
29.06.1942 - 05.07.1942
28.07.1942 - 10.08.1942
16.10.1942 - 29.10.1942
22.11.1942 - 05.12.1942
09.01.1943 - 12.01.1943
20.01.1943 - 23.01.1943
02.02.1943 - 05.02.1943
19.02.1943 - 04.03.1943
16.06.1943 - 01.07.1943
28.07.1943 - 12.08.1943
04.09.1943 - 19.09.1943
05.10.1943 - 21.10.1943
30.11.1943 - 20.12.1943
Атомная подводная лодка - сильная и смертоносная машина. Больше нигде на планете нет такого сосредоточения людей и огневой мощи. по настоящему сражались на фронте "холодной войны", но при всей своей силе они не могут сравниться с могуществом морей. Сильнейший враг подводника не потенциальный противник, а сам океан. Глубоководная среда будет искать изъян в стальном коконе подводной лодки . Она может ворваться вовнутрь и потопить ее. Море может сделать подводника своим пленником и убить его с ужасающей неторопливостью.
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 949/949А «Гранит»/«Антей»
Ударные атомные подводные лодки проекта 949 это своеобразные подводные ракетоносцы, ставшие реальной угрозой для надводных кораблей типа « ». Интерес к ним всегда оставался велик со стороны иностранных разведслужб как к сокровищнице секретов.
Стремительная модернизация морского вооружения потенциального противника, постепенно свела на нет возможности советских подводных лодок ракетоносцев . Теперь авианосные ударные группы флота НАТО могли в течение трех суток нанести 1500 ядерных ударов по территории СССР. К тому времени Советский Союз уже разрабатывал противокорабельный комплекс «Гранит ». Его ракеты были полностью автономны на всей траектории полета, имели многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, что позволяло использовать их для поражения групповых надводных цепей. Советское военное руководство поручило сразу трем конструкторским бюро создать носитель таких ракет, крейсерскую подводную лодку третьего поколения. После выработки тактико-технического задания в декабре 1978 года на ЦКБ МТ «Рубин » в Ленинграде был заложен киль первой подводной лодки , открыв серию атомоходов проекта 949.
Проект 949 получил шифр «Гранит ». Главным конструктором был назначен П.П. Пустынцев.
Головная подводная лодка К-525 была спущена на воду в 1980 году и поступила на вооружение 2 октября 1981 года. Силы НАТО классифицировали ее как «Oscar ». Следующая субмарина К-206 вступила в строй в 1983 года.
атомные подводные лодки проекта 949 «Гранит» фото
комната отдыха
комплекс «Гранит»
спуск на воду подводной лодки «Омск»
подводная лодка «Омск»
подводная лодка «Смоленск»
После первых двух подводных крейсеров началось строительство подводных лодок по улучшенному проекту 949А шифр «Антей » (по классификации НАТО - «Oscar II »).
В результате модернизации субмарина получила дополнительный отсек, позволив конструкторам улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате водоизмещение подводной лодки проекта 949А выросло на 2000 тонн, в то же время удалось снизить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.
Подводные лодки проекта 949 являются двухкорпусными кораблями с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием.
Для облегчения всплытия во льдах боевая рубка имеет усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.
Основным вооружением подводных лодок проекта 949 являются 24 противокорабельные ракеты «Гранит », расположенные вдоль бортов в пусковых установках. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом. В носовой части установлены торпедные аппараты с боезапасом 26 торпед. Торпедные аппараты автоматизированы и оснащены устройством быстрого заряжания, со стеллажами продольной и поперечной подачи, что позволяет расстрелять весь боезапас в течение нескольких минут.
Подводные лодки проекта 949 оборудованы гидроакустическим комплексом «Скат », навигационным комплексом «Медведица » и комплексом радиосвязи «Цунами ».
Главная энергетическая установка имеет блочное исполнение и включает в себя два ядерных реактора типа ОК-650Б и две паровые турбины типа ОК-9 мощностью 98000 л. с, работающие через редукторы на гребные винты. Дополнительно для вспомогательных функций подводные лодки проекта 949 оснащены двумя дизель-генераторами типа ДГ-190, мощность которых составляет 8700 л. с..
Подводные лодки проекта 949 отличаются от своих «коллег» достаточно приличными условиями комфортности и обитаемости личного состава для длительного автономного плавания.
Все члены экипажа ПЛАРК проекта 949 обеспечены индивидуальными спальными местами в одно-, двух-, четырёх- и шестиместных каютах. На подводной лодке имеется кают-компания, и столовая для одновременного приёма пищи 42 моряками. Запас провизии на полную автономность размещается в провизионных морозильных камерах и кладовых. На ракетоносце также имеются спортивный зал, бассейн, солярий, сауна и живой уголок.
Руководство планировано иметь в составе ВМФ СССР двадцать подводных лодок такого типа, но было построено всего лишь 13. Ни одна из субмарин не выслужила своего срока. К 2001 году уже списаны подводные лодки К-525 и К-206 проекта 949, в отстое находятся К-148 и К-173. Субмарины К-132 и К-119 требуют капитального ремонта.
СУДЬБА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-141 «КУРСК» ПРОЕКТА 949
Погрузившись под воду, атомная подводная лодка шумит меньше чем само море, а ее ядерный реактор может снабдить электричеством небольшой город. Уши атомной субмарины гидроакустики способные услышать звук кормящихся креветок или китов. Атомная подводная лодка должна функционировать всегда, поэтому работа на ней продолжается круглые сутки. Мощные и технически совершенны подводные корабли все же остаются уязвимыми. И когда что-то случается, последствия слишком часто оказываются смертельны.
Август 2000 года. Российская атомная подводная лодка «Курск » К-141 стоит у причала западно-арктической базы военно-морского флота РФ Западная Лица. Экипаж подводной лодки 118 человек умное, смелое и сплоченное братство и мало чем отличается от экипажей иностранных подводных лодок. Субмариной управляют поразительно молодые люди. Средний возраст экипажа составляет 24 года. Как и все подводники, команда крейсера рада, что уходит в море. «Курск» покидает родную базу, направляясь для проведения учений в Баренцевом море.
12 августа 2000 года в 09:00 экипаж подводной лодки готовится к отработке торпедной атаки. Роль мишени играет атомный «Петр Великий ». Командующий Северным флотом РФ адмирал Попов отдает приказ начинать. Американская неподалеку наблюдает за российскими учениями. Внезапно ее сонар ловит ужасный шум. Взрыв вызвал детонацию торпедного отсека подводной лодки «Курск» . Через две минуты сейсмографы фиксируют второй мощный взрыв. Могучий «Курск» , гигантское смертоносное оружие войны уничтожено. Большая часть экипажа погибла сразу, но в девятом отсеке собрались 24 выживших подводника.
«Курск » лежал на относительном мелководье. На борту крейсера «Петр Великий » не могли поверить, что подводная лодка затонула. Прошло несколько часов, прежде чем объявили тревогу. Первые часы катастрофы - решающие. Но лишь спустя 30 часов российские спасатели отправились к подводной лодке «Курск». Российские СМИ сообщили, что у АПЛ возникли технические неполадки, и субмарина преднамеренно легла на дно.
Правда в виде слухов дошла до родных, ждущих подводников в военном городке Ведяево. Матери и жены не знали, во что верить и кому. Представители флота давали противоречивую информацию. Родственникам сказали, что с подводной лодкой «Курск
» установлена связь и с нее доносятся стуки.
Несмотря на официальные заявления, российским спасателям не удалось состыковаться с АПЛ «Курск
». Это было связано с местом, где лежала подводная лодка. Там было сильное течение, что усложняло точность стыковки с аварийной площадкой. Однако ВМФ РФ не приняло помощь США и других стран. С каждым часом шансы кого-то спасти таили.
Через четыре дня после аварии «Курска » военное руководство по-прежнему отказывалось от любой иностранной помощи. Более недели обезумевшие матери и жены вопреки всему надеялись, что еще можно спасти подводников. Наконец официальные лица российского руководства признали, что они не могут добраться до людей в подводной лодке.
Позже были приглашены спасательные команды Норвегии и Великобритании. Подводная лодка была найдена. С помощью молотка спасатели приоткрыли люк и благодаря молоку, которое белой пеленой не стало поступать внутрь, спасатели поняли, что все 118 человек подводной лодки «Курск » погибли. Спустя дни откровенной лжи официальных лиц, по телевидению выступил командующий флотом адмирал Александр Попов: «Жизнь продолжается, растите детей, растите своих сыновей, а меня простите, что не смог спасти ваших родных ».
ПОДЪЕМ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «КУРСК»
Для крупномасштабной операции по подъему «Курска» было разработано около 40 комплектов документов различного рода. Было обсуждено много форс-мажорных обстоятельств, которые могли возникнуть при подъеме. Наконец, подводная лодка «Курск» проекта 949 в октябре 2001 года при помощи судна «GIANT 4 » созданное компанией «MAMMOET » была поднята. Субмарину поднимали со скорость 9 метров в час. Операция прошла успешно. После фиксирования объекта, судно было отправлено в Мурманскую область на судоремонтный завод в Росляково. Затем судно было заведено в плавучий док, где АПЛ «Курск » был закреплен в подводном положении. После откачивания воды из дока людям предстала ужасная картина. У подводной лодки не было носового отсека, а то, что от него осталось было разорвано в клочья. Затем была доставлена в Снежногорск для дальнейшей утилизации.
Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 949 «Гранит»:Водоизмещение надводное - 13400 тонн;
Водоизмещение подводное - 22500 тонн;
Длина - 143 м;
Ширина - 18,2 м;
Осадка - 9,2 м;
Глубина погружения - 400 м;
Скорость хода надводная - 15 узлов;
Скорость хода подводная - 30 узлов;
Запас хода - не ограничен;
Автономность - 110 суток;
Экипаж - 107 человек;
Энергетическая установка - атомная;
Мощность турбин - 100000 л.с.;
Вооружение :
Ударное ракетное:
Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит»
Боекомплект - 24 ракеты ЗМ-45;
Зенитно-ракетное:
Зенитно-ракетный комплекс 9К310 «Игла-1» - 2;
Торпедное:
Торпедные аппараты 650 мм - 2 (носовые);
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (носовые);
Боекомплект - 24 торпеды;