Проект во время древней руси. Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)
Изучение нового материала
Цели этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате риала.
- Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите.
- Было ли государство у Древних славян? Докажите.
Рассказ учителя.
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.
Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний.
(раздаются карточки с текстом).
-Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели?
«Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…»
(Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века)
«Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного»
«Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.»
(Геродот, древнегреческий историк)
- Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары.
- На пути движения торговых караванов возник Древний город - Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси.
Постепенно площадь Древней Руси расширялась.
СЛАЙД 7.
В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика получил Олег.
В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу.
«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет)
Почему Киев стал Столицей Древней Руси?
Задание СЛАЙД 8.
- Рассмотрите карту на с. 41 учебника.
Найдите территорию Древней Руси в конце IX века.
Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века.
У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке.
Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки».
СЛАЙД 9.
С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему?
Сравните эти территории.
Как изменилась территория Древней Руси?
Как вы думаете, почему?
У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века.
Увеличилась ли граница Руси?
Закрепление изученного материала.
Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем.
Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике
Князь не мог управлять один такой территорией?
- Были и былинные воины.
СЛАЙД 10.
ФИЗМИНУТКА
В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды.
Прочитайте текст
на с. 43-44 чебника.
Ответьте на вопросы
Что стало главной заботой князя Владимира?
Что делал князь для защиты своих территорий?
О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем?
На Руси богатырей было много, а былинные БОГАТЫРИ сочетали в себе все качества самых лучших богатырей. (храбрость, отвага, мудрость, любовь к Родине).
СЛАЙД 11.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря).
Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины.
- Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм.
ВИДЕО. СЛАЙД 12.
- В историю он вошёл как креститель Руси.
Кто первым принял Крещение?
СЛАЙД 13.
СЛАЙД 14.
На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы)
Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством.
В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд?
- Что приказал сделать Владимир с идолами?
СЛАЙД 15.
Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь.
- Кого мама называет солнышком? Почему?
- Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком?
- За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым .
Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.
Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».
Тема урока: Во времена Древней Руси.
Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
И хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.
Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)
Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.
3. Объяснение нового материала.
Слайд 1.
Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Слайд 2.
2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).
Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)
Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.
Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.
Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).
Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)
Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.
К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.
Слайд 3.
Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.
Слайд 4.
Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?
Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».
Что такое реформа? (работа со словарём)
РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.
Слайд 5.
Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.
Слайд 6.
Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.
Слайд 7.
В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
Слайд 8.
Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.
Слайд 9.
Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.
4. Закрепление пройденного.
1. Работа в рабочей тетради.
№2 с.16
№5 с.17
№3 с.16
№4 с.16
У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)
5. Итог урока, домашнее задание.
Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.
О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)
В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)
Д/з: с.40-45 пересказывать.
Слайд 2
Правление у славян
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлятькнязья.
Слайд 3
Между славянскими племенамине было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Послы пришли за моря к варяжскому народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
Слайд 4
Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началосьв 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Слайд 5
Работа парах
Рассмотрите карту на с. 41 учебника.
Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.
Сравните эти территории.
Что с территорией Древней Руси произошло?
Как вы думаете, почему?
Слайд 6
Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась. Князья завоёвывали новые земли.
Главными дорогами были реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.
Слайд 7
Работа по учебнику
Прочитайте текст на с. 42 учебника.
- Кто был главой Руси?
- Кто помогал ему?
- Чем занимались князья?
- Какой русский князь знаменит своими походами?
Слайд 8
Главой Руси был великий князь киевский. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.
Слайд 9
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились.Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.
Слайд 10
Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов русские воины смогли беспрепятственно подойти к городу. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.
Слайд 11
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
Слайд 12
Князь Владимир Святославич
- Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
- Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
Слайд 13
Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги. Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.
Слайд 14
О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Слайд 15
В 988 году – более тысячи лет назад – князь Владимир Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.
Слайд 16
Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.
Слайд 17
Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.
Прозвенел уже звонок Начинается урок
- Прозвенел уже звонок Начинается урок
- Вы друг другу улыбнитесь
- И тихонечко садитесь!
- Во времена
- Древней Руси
- «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
- «Так началось в 862году по Рождеству Христову Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью».
- «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
- Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
- С Чёрным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и её столицу - богатый город Константинополь.
- На реке Днепр .
- Главой Руси был великий князь киевский.
- Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой – княжеская дружина.
- Поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности .
- Русский князь Олег.
- Народ удивлялся его удачам. Они не верили в то, чтобы одному человеку во всём была удача.
- Князя Владимира.
- Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Он заботился о русском государстве и о его народе. Его дела были поняты народом и оценены.
- Илья Муромец , Никита Кожемяка, Алёша Попович , Добрыня Никитич .
- Они служили на заставах и защищали рубежи родной Руси.
- Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
- В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами.
- Владимир повелел всем крестьянам прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
- Язычники верят во многих богов, ставят им идолы и поклоняются им. Они приносят жертвы богам, даже людей. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей .
- Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.
У р о к 42. ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
22.08.2014 5901 0Цели:
1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.
2. Развивать умение работать с исторической картой.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Что нас ждет сегодня,
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.
2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?
3. Как называются объединения славян?
4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.
5. Бог грома и молнии.
6. Злое существо, которое поселялось в доме.
7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.
8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…
9. Материал, из которого делали посуду наши предки.
10. Праздник проводов зимы и встречи весны.
11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.
Ii . Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос.
– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
– Какие занятия восточных славян вы знаете?
– Расскажите о жилище восточных славян.
– Во что верили восточные славяне?
Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Тест «Жизнь древних славян»
1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:
а) от восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
б) Перун;
4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:
а) солнца;
5. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) рыболовством;
в) охотой.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.
Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.
Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»
Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»
Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:
Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.
Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.
Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.
Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.
Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?
Ученики. Князья завоевывали земли.
Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?
Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?
Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?
Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.
Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.
Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко
Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи
Облетал, обходил, руками.)
Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,
Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)
«Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на
месте, кружатся.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?
Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.
Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.
Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.
Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.
Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.
Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит опрос.
– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?
– С какими морями древних славян связывали водные пути?
– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
– Кто был главой Руси?
– Кто помогал ему?
– Чем занимались князья?
– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?
– Почему князя Олега народ прозвал вещим?
– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
– С какой целью князь Владимир крестил Русь?
– Как происходило крещение Руси?
– Как народ принял новую веру?
– Чем христианство отличается от язычества?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.
Домашнее задание.
с . 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.