Составить схему ключевые регионы мира. Составьте схему классификации историко географических регионов мира
Цель:
- Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
- Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.
Ход урока
I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока
II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"
- :. (Старый Свет- Новый Свет)
- :. (Ойкумена-Неойкумена)
- :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
- :.(Исповедующих одну религию)
- :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)
III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)
Заполнить пропуски (запись на доске):
- :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
- Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
- Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)
(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)
IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:
- :. (Капиталистические страны)
- :. (Социалистические страны)
- :. (Развивающиеся страны).
Каков подход для такого деления? : (классовый)
V. А сейчас основа для деления?
Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)
ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.
Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)
Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов
VI. Некоторые историко-географические регионы мира:
Применить знания темы "Политическая карта мира"
Работа с атласом. Найти и назвать.
На каждом столе лист с вопросами.
Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.
- Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
- Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
- Обозначьте страны Азии относящиеся к
Ближневосточному Региону
Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир. - Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
- Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
- Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
- Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)
8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:
1) Турции;
4) Пакистан;
5) Шри-Ланка;
6) Малави;
7) Бахрейн;
8) Израиль;
9) Саудовская Аравия.
Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.
Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.
Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.
VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:
VIII. Домашнее задание.
В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".
Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)
Регион Европа Площадь Европы составляет 9 ,7 млн км 2 . Население Европы 827,3 млн. чел. Выделяют 4 зоны: Северная Европа, Центральная, Южная и Восточная Европа. Регионы Европы экономически однородны, исключая Восточную Европу, которая входила в зону влияния СССР. С распадом СССР большинство страны Европы влились в большой союз, который известен как ЕС. Европейский регион известен в мире устойчивым политическим единством. В основном в Европе распространенно христианство благодаря чему, одежда, еда праздники и ритуалы европейцев почти не отличаются.
Азия – самая большая по площади (более 44 млн км 2) и населению (более 3,6 млрд. чел.) часть света. В Азии 50 государств, и 1 независимая территория. В Азии возникли древние цивилизации, в Азии зародились основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам. На территории Азии возникли первые древние города.
Азию подразделяют на 6 регионов. К Северной Азии относится азиатская часть России. Юго-Западная Азия - включает в себя все страны на территории Аравийского полуострова, республики Закавказья, Турцию, Кипр, Иран и Афганистан (всего 20 государств). Южная Азия - включает 7 государств, крупнейшие из которых - Индия и Пакистан. Юго-Восточная Азия - это 11 государств, десять из которых являются развивающимися (все, кроме Сингапура). Восточная Азия - включает в себя всего пять держав (Китай, Монголия, Япония, Корея Южная и КНДР). Центральная Азия - это пять постсоветских республик (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения). Экономика азиатских государств значительно отличается по уровню конкурентоспособности на мировом рынке. Например: Невозможно противопоставить экономику КНДР и экономику Японии.
В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в состав которой входят страны материка Южная Америка, Центральной Америки и Вест-Индии. Материки освоены 500 лет назад. За это время территории Англо-Америки выбились в лидирующие. Население латинской Америки представляет собой пеструю картину миров, разнообразие экономик и религий.
Африка - это 5 регионов, резко отличающихся друг от друга уровнем жизни, экономической направленностью и этнической историей. Северная Африка охватывает территории арабского Магриба. Основное население относится к европеоидам. Территории богаты нефтью и газом, что способствовало быстрой интеграции экономики этих стран в мировое экономическое пространство. Остальные регионы Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка в целом однородны по составу населения, образу жизни и организации хозяйственной деятельности. Исключением является ЮАР. Это государство входит в категорию развитых стран.
К Австралии и Океании
относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане. Австралия и Новая Зеландия относятся к мировым развитым странам, остальные государства относятся к большинству стран со средним уровнем достатка.
Историко-географические регионы мира имеют различный уровень внутреннего единства. Если Западная Европа объединяет довольно однородные в политическом и хозяйственном отношении страны, то, например, Юго-Западная Азия - на сегодняшний день, все еще поле политического противостояния. Африка же представляет собой союз из экономически мало связанных между собой стран.
Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий, транспортная доступность и т. п.), и от общности исторической судьбы, однако главным является уровень, сформированности региональных рынков, активный обмен товарам и ресурсами, рабочей силой, разнообразными услугами.
Шида Картли (груз. შიდა ქართლი) историко географический край в восточной Грузии (Картли). Прежнее название Шида Картли Зена Сопели. Исторически Шида Картли занимала территорию, ограниченную с востока рекой Арагви, с севера Большим Кавказским… … Википедия
Туркестан, историко географическая область, включавшая в 19 ‒ начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная… … Большая советская энциклопедия
В Викисловаре есть статья «область» Область некоторая часть большей структуры. Термин область может означать: В географии Административная область Область (административная единица) единица федерального деления в России или… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Македония. Македония Македония географическая и истори … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Арран. История Азербайджана … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Побужье … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Разлог (значения). Вид на долину и город Разлог Разлог … Википедия
Нахождение Валуа на карте Франции У этого термина существуют и другие значения, см. Валуа (значения). Валуа (фр. … Википедия
Книги
- Ярославль. Ярославская область. Автомобильная карта , . Двусторонняя полноцветная карта. Содержит подробный план города со всеми улицами, номерами угловых домов. Указано расположение административных зданий и социально-культурных объектов. Дана…
- Карта автоиобильная: Владимир. Владимирская область , . Двусторонняя полноцветная карта Владимирской области (масштаб 1: 300 000) и г. Владимира (1: 25 000) - это подробная карта всей области с указанием класса дорог и расстояниймежду пунктами в…
Цели и задачи урока : формирование знаний и понятий о политической географии, геополитике и историко-географических регионах.
Наглядные пособия : политическая карта мира, ММК, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.
Ход урока:
1. Актуализация знаний
Политическая карта мира складывалась на протяжении длительного времени, она не является постоянной и претерпевает определенные изменения. Возникают и рушатся империи, образуются и распадаются военно-политические, экономические союзы государств, а следовательно, происходят изменения на ПКМ.
Закрепим полученные знания по теме «Типы стран. Международные организации»
2. Опрос домашнего задания
Назовите особенности этапа формирования политической карты мира?
Периоды формирования |
Время |
Изменения на карте |
|
1 | Древний | до 5 в. н. э. | Распад Египта, Древнего Китая, Персидского царства, Финикии, Ассирии, Древней Греции, Римской империи. |
2 | Средневековый | 5–15 вв. | Византия, Арабский халифат, Киевская Русь, империя Чингисхана, Османская империя, Франция, Англия. |
3 | Новый | конец 15 - начало 20 века | Колонизация открытых европейцами территорий: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания. |
4 | Новейший | с начала 20 века | 1 период (до 80-х годов 20 века): Распад Австро-Венгерской, Османской, Российской империй. Создание СССР. Процесс деколонизации - появление суверенных государств: Индия, Индонезия, Пакистан, Филиппины, страны Африки. 2 период (с 80-х годов 20 века): |
1. Назовите объекты политической карты мира
К объектам ПКМ относятся более 250 стран и территорий, имеющих оформленный или неоформленный государственный статус. Их делят на 2 группы:
1) суверенные (независимые), которые признаны на международном уровне
2) заисимые территории, не имеющие статуса самостоятельного управления.
2. На основе полученных знаний составьте кластер на тему: «Типология стран мира»
3. Дайте характеристику странам по формам правления, привести примеры
4. Дайте характеристику странам по административно-территориальному устройству (с примерами)
Если в физической географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосфетных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление Казахстана в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.) Сегодня мы рассмотрим вопросы политической географии и геополитики.
2. Изучение новой темы
План
1. Общее понятие о политической географии и геополитике
2. Современные геополитические течения
3. Геополитическое положение Казахстана
4. Историко-географические регионы
1. Общее понятие о политической географии и геополитике
Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая формирование политической карты мира, размещение и территориальные сочетания политических сил.
Политическая география делится на 3 категории по уровню территориального охвата:
1. Политическая география мира в целом и крупных регионов
2. Политическая география отдельных стран
3. Политическая география специфичных в политическом отношении территорий (колониальные владения, анклавы и т. д.)
Политическая география: отрасль географической науки, объединяющая геополитику, географическое государствоведение, политичесское регионоведение, региональную политологию.
Основу политической географии как науки заложил немецкий ученый Фридрих Ратцель. Его основыне концепции по этой отрасли были изложены в 1897 году в труде «Политическая география».
Основные области исследований политической географии:
1. Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;
2. Исследование формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ;
Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);
3. Анализ расстановки партийно-политических сил;
4. Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.
Геополитика - составная часть политической географии, учитывает геополитическое положение страны в мире (автор термина Рудольф Челлен, шведский ученый)
Геополитика - наука об управлении миром, которая призвана ответить на вопросы, возникающие при решении глобальных проблем.
Главная задача геополитики-определение и обобщение геостратегии государства.
2. Современные геополитические течения
Анализ текста
Анализ текста с целью формирования представлений учащихся о современных геополитических течениях:
- на основе анализа текста учебника на стр 84 определите современные геополитические течения.
- в чем сущность о многополярности мира? (весь мир был разделен на 2 геостратегические области: Приморье и регион европейской суши, где развита торговля, а также Внешний геополитический регион)
- чем определяется место государства в мировой политике? (место государства в мировой политике определяется его экономической состоятельностью. Если раньше основное внимание уделялось физико-географическим факторам, то в настоящее время экономическим. Решающими становятся экономические факторы, формируются интеграционные и торговые союзы, возникают противоположные друг другу новые групп на глобальном уровне (богатый северный - бедный южный, западный христианский-восточный мусульманский и т. д.))
Геополитические теории
Согласно модели X. Маккиндера, в центре мира находится гигантский закрытый континент - «срединная земля» - массив неподвижной суши, где проходит географическая ось истории (территория Центральной Азии). «Внутренний полумесяц» - мир подвижной истории и родина мировой культуры (страны Средиземноморья, Западной Европы, Среднего Востока, Индийского субконтинента) - расположен между «срединной землей» и океанами. Во «внешнем полумесяце» расположены Америка, Африка к югу от Сахары, Австралия и Океания. Это - зона морских держав.
«Срединная земля» непобедима, так как морские державы не могут вторгнуться в эту зону, поэтому страны «внутреннего полумесяца» никогда не могли подчинить себе народы, населяющие «срединную землю» (неудачные попытки шведского короля Карла XII, Наполеона, Гитлера). В то же время народы «срединной земли», наоборот, могут легко вторгнуться в страны «внутреннего полумесяца» и покорить их. Это значит, что народы «внешнего полумесяца» и «внутреннего полумесяца» должны выполнять сдерживающую роль и всегда быть готовыми к нападению народов «срединной земли».
В модель С. Коэна входит и так называемая мировая «периферийная зона», включающая Африку и Латинскую Америку. Ближний Восток, Африка к югу от Сахары и Юго-Восточная Азия входят в «зоны разлома» - конфликтные районы геополитической нестабильности, где противостоят друг другу представители разных геостратегических областей, что выражается в острых межгосударственных и этнических конфликтах.
Кроме того, в качестве «транзитных государств» («государств-ворот») выступают территории, через которые осуществляется взаимодействие государств, относящихся к разным геостратегическим областям и регионам. Примеры транзитных государств: страны Балтии, Словения, Эритрея, Каталония, Страна Басков, Пенджаб, Квебек и др.
Наибольшее распространение получила неоевразийская школа геополитики, представленная в работе Александра Дугина «Основы геополитики» (1997 г.). В данной концепции Россия признавалась наследницей великой евразийской империи и должна была противостоять «атлантическим» странам. Кроме того, существовала теория «острова России» (автор - В. Цимбурский), где Россия представляется отделенной от международной политики и развивается на острове, окруженном зонами нестабильности.
3. Геополитическое положение Казахстана
В стратегии Казахстан 2030 Н. А. Назарбаев отметил:
- Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.
Составление опорной схемы с целью определения геополитического положения Казахстана .
1 вариант
Членство во всемирных международных организациях:
2 вариант
Членство Казахстана в региональных международных организациях:
Факторы влияющие на геополитику Казахстана
- расположен в центре Евразии
- расположен между Россией и Китаем
- наличие общих границ с пятью государствами СНГ
- близость очагов международного терроризма
- большие запасы сырья и природных ресурсов
Казахстан
- Центр интересов России, китая, ЕС, США и мусульманских стран
- Полиэтническое государство-стабильное государство
- Поликонфессиональное государство-стабильное государство
- Огромное запасы стратегического сырья
- Активное участие Казахстана в международных организациях и программах
Казахстан - евразийское гос ударство, являющееся мостом, соединяющий Восток и Запад.
Казахстан в 1993 году добровольно отказался от ядерного оружия, что символизирует миролюбивую геополитику государства. Народ страны единодушно поддержал инициативу Президента и показал всему миру сплоченность нации.
4. Историко-географические регионы
Графическая работа
Графическая работа с целью формирования представлений об историко-географических регионах. (работа в парах)
Обозначьте на контурной карте 16 регионов современного мира:
1. Западная европа
2. Восточная европа
3. Сотружество Независимых Государств
4. Южная азия
5. Центральная и Восточная Азия
6. Юго-Западная Азия
7. Юго-Восточная азия
8. Северная Америка
9. Латинская Америка
10. Северная африка
11. Западная африка
12. Центральная Африка
13. Восточная Африка
14. Южная Африка
15. Австралия
16. Океания
Таким образом мы исследовали основы политической географии и развития геополитики в мире. Классификация историко-географических регионов полностью соответствует сложившимся геополитическим реалиям.
Дать типологию стран мира по форме:
1. Форма государственного правления
2. Форма административно-территориального устройства
3. По удаленности от моря (приморские. внутренние)
4. По размерам ВНП (валового национального продукта)
5. По численности населения
6. По размерам территории
1. Индия (республика, федерация, полуостровное «ключевая» среди развивающихся стран, 2-ое место по численности населения в мире, в числе крупнейших стран мира)
2. Япония (конституционная монархия - во главе император, унитарное, островное, входит в «большую семерку», в число крупнейших по количеству населения - 10 место, по территории-среднее по размерам)
3. Италия (Республика (президентская), унитарная, полуостровное, в «большой семерке», крупное по численности населения, по размеру территории -среднее).
6. Домашнее задание:
Параграф 19, вопрос 4 страница 85 ответить письменно.
Графическая работа: обозначьте страны «переселенческого капитализма», НИС и «Большой семерки»
7. Подведение итогов
Рефлексия учащихся на новый материал
Рефлексия учителя на уровень учебной деятельности учащихся на уроке.
Как лучше изучать современный мир? На какие крупные территориальные единицы его можно «поделить»? От каких факторов зависит степень внутреннего единства территорий, населенных разными народами?
Что такое регион и региональная география. Слово «регион» чаще всего используется для обозначения обширных территорий, охватывающих континенты, их целостные части или страны 1 . Именно от него и происходит выражение региональная география. Она рассматривает все многообразие современного мира под региональным углом зрения, т. е. с учетом индивидуальности его крупных составных частей.
Поделить земной шар на регионы можно по-разному. Любое такое деление будет представлять продукт нашего мышления и носить условный характер. Вспомним, что еще в недалеком прошлом весь мир подразделялся просто – на Старый и Новый Свет. Под Старым Светом подразумевались три известные с древности части света – Европа, Азия и Африка, а название Новый Свет обозначало неизвестную вплоть доXVI в. четвертую часть света – Америку. Таким же чрезвычайно общим делением территории планеты на регионы могла бы явиться сегодня ее «разбивка» на освоенные и обжитые человеком регионы (Ойкумена), с одной стороны, и неосвоенные (Неойкумена), с другой.
Другое родственное слово «район» обычно связано с территориями конкретной страны.
В качестве особых регионов можно рассматривать также компактные территории проживания этнически родственных народов, конфессиональных (исповедующих одну религию) групп и даже отдельные страны. Еще совсем недавно широко практиковался метод изучения современного мира по общественно-экономическим регионам, т. е. раздельного изучения социалистических и капиталистических государств.
Можно предложить и другие признаки для выделения регионов.
Историко-географические регионы мира. Наиболее часто в жизни мы сталкиваемся с упоминанием своеобразных историко-географических регионов, таких как Тропическая Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Индокитай, Западная Европа и др. Такие регионы представляют собой либо целые континенты, либо их части, характеризующиеся, как правило, определенной схожестью исторических судеб населяющих их народов.
Историко-географические регионы отличаются различной степенью внутреннего единства. Одни из них (например, Западная Европа) давно уже представляют собой более или менее целостные в политическом, культурном и хозяйственном отношении организмы, в то время как другие (например, Африка) из-за огромных различий в путях культурного и социально-экономического развития между странами (Северной Африки и государствами южнее Сахары) таковыми не являются.
От чего же зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов? От множества факторов, и прежде всего от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления хозяйственных связей, развития транспортных путей и даже расположения природных барьеров (высоких гор, морей и т. д.).
Особо важное значение для внутреннего «цементирования» таких регионов имеет внутренний рынок. Его формирование способствует активизации территориального разделения труда между странами региона и представляет собой яркий пример экономико-географического процесса. Важно знать, в каких территориальных рамках складывается внутренний рынок, какие страны и территории охвачены товарными связями. Например, отсутствие общего внутреннего рынка в той же Африке лишний раз подтверждает географическую разобщенность народов этого континента.
Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более регионам. Так, широко известным историко-географическим регионом мира является Ближний Восток, расположенный на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы. Традиционно к нему относят Египет, Судан, Израиль и Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Кипр, а также страны Аравийского полуострова и небольшие государства в зоне Персидского залива. Страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном входят в иногда употребляемое более широкое понятие «Средний Восток». Отсюда можно сделать вывод, что Египет одновременно североафриканская, ближневосточная и средневосточная страна.
Среди других широко упоминаемых в литературе регионов назовем Скандинавский регион в Европе (Дания, Норвегия, Швеция и Исландия); регион Большого Магриба (или Арабский Запад) в Африке, охватывающий Тунис, Алжир, Марокко, Ливию, Мавританию и Западную Сахару; Туркестан – сложное историко-географическое образование в центре Азии и др.
Многие историко-географические регионы отличаются сложной многоступенчатой структурой, что хорошо видно на примере Западной Европы.
По каким регионам лучше изучать мир. При изучении региональной географии неизбежно возникает вопрос: по каким регионам следует изучать современный мир – историко-географическим или общественно-экономическим?
Думается, что в наше сложное время, когда общечеловеческие интересы стали цениться выше классовых, наиболее подходящей основой для изучения мира являются историко-географические регионы. В этом случае появляются возможности для универсальной характеристики регионов с учетом их природной, исторической, культурной и иной специфики.
В зарубежной Европе до последнего времени выделяли два крупных региона: Западную Европу и Восточную Европу. В связи с распадом СССР контуры Восточно-Европейского региона подверглись коррекции: присоединились традиционно тяготевшие к нему государства Балтии (Эстония, Латвия и Литва), а сближение с ним Украины, Белоруссии и Молдавии будет зависеть от характера их будущих отношений с Россией.
Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих историко-географических регионов, как Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Восточная Азия. Но дезинтеграция Советского Союза закономерно привела к «появлению» (в учебниках) и Центральной Азии – давно известного историко-географического региона, костяк которого составляют Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Туркменистан.
Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязычная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности).
Что же касается Африки, то в ее составе четко различают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки).
Итак, всю сушу планеты мы можем представить в виде крупных историко-географических регионов – тех территориальных ячеек, изучая которые можно получить более подробное представление о мире.
Вопросы и задания. 1. В чем различие между региональной физической географией и региональной экономической географией? 2. Почему историко-географические регионы мира могут служить основой для изучения мира? 3. Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить? 4. Назовите и покажите на карте: а) страны Средиземноморского региона; б) страны Балканского региона; в) государства Карибского региона; г) государства Персидского залива; д) страны Гвинейского залива; е) страны Тропической Африки. 5. Каким образом историко-географические (или культурно-исторические) регионы соотносятся с мировыми цивилизациями?
Развитые страны
Есть ли четкая грань между развитыми и развивающимися странами? Где в современном мире находятся «полюсы» бедности и богатства? Каково место государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в мировом хозяйстве? Что представляют собой так называемые новые индустриальные страны?
Социально-экономические контрасты в современном мире. Мир по
своей социально-экономической природе крайне неоднороден. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа высокоразвитых государств, образующих как бы «каркас» мирового хозяйства, с другой – это большое число развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, уровень социально-экономического развития которых в большинстве случаев очень низок.
Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между развитыми и развивающимися странами. Наиболее богатые (США, Япония, страны Западной Европы, Канада и др.) и наиболее бедные страны (Буркина-Фасо, Центрально-Африканская Республика, Чад и др.) – это всего лишь своеобразные социально-экономические «полюсы», которые окружены «переходным» фоном из десятков других стран. Уже сегодня целую группу развивающихся стран (особенно латиноамериканских) по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако из-за ряда других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) их чаще относят к группе развивающихся стран.
В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественным преобразованием национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда (в странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР она составляет лишь около 50% к уровню стран Западной Европы).
В соответствии с методологией ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны является произведенный ею валовой внутренний продукт (ВВП), и в первую очередь в расчете на душу населения.
Различия между странами мира в ВВП на душу населения весьма велики. Так, разрыв между США, занимающими первое место в мире по абсолютному объему ВВП, и Буркина-Фасо достигает почти 80-кратной величины. Имеются и другие показатели уровня социально-экономического развития государств (доля в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции и в мировой торговле, уровень образования населения и т. п.).
Государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, в мировом хозяйстве. По абсолютным размерам ВВП СССР был одним из мировых лидеров. Однако в расчете на душу населения он «пропустил» вперед себя практически все основные развитые государства, а также такие страны, как Кувейт, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн и др.
Сильной стороной СССР на протяжении многих лет были более высокие, чем на Западе, темпы экономического роста. К сожалению, они во многом достигались за счет экстенсивного вовлечения в производство растущих объемов сырья, материалов, земли, рабочей силы. Это способствовало отставанию в темпах научно-технического прогресса и роста общественной производительности труда.
Производя 1/7 часть мировой промышленной продукции, СССР в то же время занимал слишком скромное место в международном разделении труда, в мировой торговле (3–4%). Таким образом, высокий удельный вес страны в мировом хозяйстве не всегда свидетельствовал о высокой степени ее влияния на общемировые экономические процессы. Развитие центробежных тенденций в Союзе и последовавший за этим его распад привели к тому, что большинство новых государств как бы потускнели на мировом экономическом фоне, не идя ни в какое сравнение с гигантами современного мира. Только отбросив изжившие
себя формы хозяйствования, осуществив технологическую и структурную перестройку промышленности, приняв законы о свободе предпринимательства и частной собственности, новые государства смогут занять достойные места в мировой экономике, повысить жизненный уровень населения.
США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в «треугольнике силы». США, страны Западной Европы и Япония составляют своеобразный «треугольник» в современном зарубежном мире. Соотношение между этими центрами в послевоенный период отличалось непостоянством. В первые послевоенные годы превосходство США над Западной Европой и Японией было явным: их доля в промышленном производстве капиталистических стран в 1946 г. составляла 56% (упав до 22% в конце 90-х гг.). Однако затем произошло заметное усиление позиции западноевропейского и японского центров.
И хотя впоследствии США удалось несколько упрочить свои позиции (путем глубокой перестройки на-
Циональной экономики, выдвижения на первый план науко- и техноемких отраслей), их экономическое, финансовое и технологическое превосходство оказалось поколебленным. И все-таки географическим центром «номер один» зарубежного мира по-прежнему остаются США (рис. 65). Это государство остается своего рода «генератором» новых веяний в современном процессе интернационализации экономической жизни в зарубежном мире. Утратив прежние позиции в мировой торговле, США остаются безусловным лидером в области вывоза за границу капитала. Передовые позиции они занимают и во многих других областях, в частности в осуществлении НТР. Так, расходы США на научные исследования составляют около половины всех затрат на эти цели в странах Запада. По производству электроэнергии они превосходят все остальные страны, входящие в «большую семерку», а по стоимости выпускаемого электронного оборудования опережают Японию, Германию, Великобританию,
Францию, вместе взятые. Эта страна не имеет себе равных по технической оснащенности научных лабораторий и исследовательских центров, многообразию форм соединения науки с производством и т. д.
Второй географический центр экономического соперничества – Западная Европа. В отличие от США и Японии Западно-Европейский регион имеет многонациональный характер. Положение его в мировом хозяйстве двойственное. С одной стороны – это крупнейший центр мировой торговли: его удельный вес в мировом экспорте более чем в 2 раза превышает уровень США. С другой – позиции Западной Европы ослабевают в мировом промышленном экспорте науко- и техноемкой продукции. Здесь преобладает продукция «среднетехнологического» уровня, тогда как промышленность США и Японии господствует на рынках роботостроения, гибких автоматизированных систем, новых материалов, биотехнологии и т. д. Наряду со странами «большой семерки» Германией, Францией, Великобританией и Италией важную роль в Западно-Европейском регионе играют малые страны: Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария и др. В конкурентной борьбе на мировом рынке сложился особый тип их участия в международном разделении труда – специализация на немногих видах продукции. Ряд этих стран, не обладая крупными минеральными ресурсами, были вынуждены искать свободные «ниши» на мировом рынке, еще не захваченные монополиями более мощных стран. Они создавали такие отрасли, которые требовали больших затрат на науку, высококвалифицированных кадров, давали бы дорогостоящую продукцию. При узости внутреннего рынка каждой из стран эти отрасли, естественно, должны были работать на «весь мир». Не случайно доля экспорта в некоторых из них достигает 40–50% производимой продукции. Такими отраслями стали фармацевтическая промышленность в Нидерландах и Швейцарии, производство оборудования для молочной промышленности и пивоварения в Дании (она – крупнейший экспортер пива в мире), всемирно известное производство часов и пищевых концентратов в Швейцарии и т.д.Характерна также специализация малых стран на различного рода услугах. Это услуги в финансовой сфере (знаменитые швейцарские банки), транспортной (один из крупнейших портов мира – Роттердам – обслуживает внешние связи внутренних районов Европы). Это также предоставление места международным организациям (в Женеве находится ряд комиссий ООН и проходят международные переговоры по разоружению и т. д.). Удельный вес Японии – третьего центра экономической мощи – в сравнении с США и Западной Европой более скромен. Однако экономический скачок Японии в первые послевоенные десятилетия оказался поистине головокружительным. Она стала мировым банкиром, финансовой супердержавой. По выпуску целого ряда важнейших видов продукции (стали, чугуна, судов, синтетических волокон, телевизоров, видеомагнитофонов и др.) Япония превзошла США. Эти успехи кажутся еще более поразительными с учетом ее колоссальной зависимости от импорта сырья.
Наряду с соперничеством три центра экономической мощи прилагают усилия и по координации действий на международной арене.
Общей чертой хозяйства трех центров экономической мощи является господство в их экономике монополий, особенно транснациональных корпораций (ТНК) – крупнейших промышленных монополий мира, имеющих филиалы за пределами своих стран.
Другие страны и регионы. К про-мышленно развитым странам относятся бывшие британские доминионы х Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, а также Израиль. Эти государства отличаются высоким уровнем социально-экономического развития, заметной ролью в мировой торговле. Хозяйство каждого из них имеет свою специализацию. Канада – самый крупный в мире экспортер минерального сырья. Австралия также выступает в качестве крупного поставщика на мировой рынок минерального сырья (железной руды, бокситов, угля) и, как Новая Зеландия, шерсти, мяса и зерна, ЮАР – золота и алмазов, Израиль – текстиля.
Примечательным событием конца XX в. стал стремительный взлет экономики Китая. Годовой прирост его ВВП в 90-е гг. достигал 10–12%, т. е. был выше, чем у лидировавших ранее по темпам новых индустриальных стран. Китай стал крупнейшим магнитом для иностранных инвестиций, привлеченных сюда гигантскими масштабами рынка и льготными условиями свободных экономических зон на всем морском побережье страны.
Выйдя еще в 80-е гг. на первое место по многим «рядовым» отраслям (добыча угля, выплавка чугуна, производство минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей), к концу XX века КНР вышла в космос, завоевала лидерство в производстве телевизоров и стиральных машин, а по улову рыбы в 3 раза превзошла недавних лидеров рыболовства – Японию и Перу. При этом в экспорте страны явно доминирует (80%) продукция обрабатывающей промышленности. В 1997 г. произошло важное событие, усилившее вес Китая в мировой экономике и финансах, – присоединение Гонконга (его ВВП – около 150 млрд. долл. – больше, чем у Финляндии); в 1999 г. частью КНР стала и португальская колония Макао. Есть все основания говорить о трансформации «треугольника силы» (США – Западная Европа – Япония) в «четырехугольник» с учетом возросшей мощи Китая.
Мир начала XXI в. сложен и многогранен. Все более активно заявляют о себе на мировой арене новые индустриальные страны. К ним относят прежде всего азиатские государства: Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Малайзию и Таиланд. Почти все они – бывшие колониальные владения. Еще совсем недавно они имели экономику, типичную для развивающихся стран, в структуре которой преобладав сельское хозяйство и добывающая промышленность. Эти страны им мизерный доход на душу населения. неразвитый внутренний рынок, сталкивались с острыми валютно-финансовыми проблемами. К концу 80-х гг. картина резко изменилась.
Доминион – самоуправляющаяся колония в составе Британской империи.
Новые индустриальные страны Азии по среднегодовым темпам прироста ВВП стали опережать ведущие державы мира. Стремительно развивается их внешняя торговля.
При этом около 80% экспорта этих стран приходится на продукцию обрабатывающей промышленности (особенно продукцию электронной промышленности).
Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту обуви, мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, контейнеров, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью, которая достигается за счет высокой производительности труда и сравнительно низкой заработной платы рабочих.
В последние годы термин «новые индустриальные страны» все чаще используется и по отношению к Аргентине, Бразилии, Мексике.
Итак, четкой грани между развитыми и развивающимися странами не существует. Можно лишь говорить о своеобразных «полюсах» богатства и бедности в современном мире. В числе наиболее преуспевающих в социально-экономическом развитии такие страны и регионы, как США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия, Китай и др. О развивающихся странах и регионах речь пойдет ниже.
Вопросы и задания. 1. Почему нельзя провести четкую границу между развитыми и развивающимися странами? 2. По каким показателям можно судить об уровне социально-экономического развития страны в первую очередь? 3. Чем характеризуется экономика стран «большой семерки»? 4. Какие исторические факторы сказались на успехах малых стран Западной Европы в их социально-экономическом развитии? 5. Совместимы ли такие две точки зрения: а) гегемонии США в мировой экономике больше не существует; б) географическим центром «номер один» современного капитализма по-прежнему остаются США? Свой ответ аргументируйте.
Развивающиеся страны
Что объединяет эту группу стран? Какие внутренние и внешние причины тормозят их социально-экономическое развитие? Чем характеризуются особенности географии их хозяйства? Как можно сгруппировать эти государства?
Сходство и различие. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – это развивающиеся страны 1 . Они представляют со бой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.
В качестве синонимов термина «развивающиеся страны» используются также выражения «слаборазвитые страны», «освободившиеся страны» и др.
Говоря об их сходстве, ученые чаще всего отмечают их колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Подчеркивают также аграрно-минерально-сырьевую специализацию экономики и, соответственно, слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства.
Вместе с тем страны эти очень разные. Так, среди них есть страны-гиганты, на долю которых приходится свыше 40% населения развивающегося мира (Индия, Пакистан и Индонезия), и небольшие государства, насчитывающие от силы несколько десятков и сотен тысяч жителей (Багамские острова, Гренада, Сент-Люсия и др.)- Государства, в которых среднедушевой уровень национального дохода сопоставим с размерами доходов в США (Кувейт, Катар и др.), и страны, где соотношение таких уровней примерно 1: 100 (Бенин, Чад, Эфиопия, Непал и др.). Страны, обладающие крупными запасами ископаемых ресурсов экспортного значения (Индонезия, Замбия, Заир и др.) и бедные ими (Парагвай, Судан, Шри-Ланка и др.). Развивающиеся страны сильно различаются также по своим историческим судьбам, культуре и национальным традициям, языку и т. д. В целом среди развивающихся стран более ощутимых успехов в социально-экономическом развитии добились государства Азии (рис. 66). Общепризнанным «полюсом» бедности остается Африканский регион.
Корни отсталости. Одна из причин социально-экономической отсталости развивающихся стран кроется в историческом запаздывании их развития.
Другая причина связана с их колониальным прошлым.
Хотя колониализм и ускорил развитие товарно-денежных отношений в этих странах, заложил в них материальные основы капиталистического общества и вовлек в орбиту мировых экономических отношений, вместе с тем он затормозил на многие десятилетия развитие прогрессивных форм общественной организации, удушил местные ремесла, подверг население жестокой эксплуатации, лишив его традиционных средств существования. Прибыли текли в карманы колонизаторов, а не шли на развитие национальной экономики.
Характер и результаты воздействия колонизации на развитие различных стран зависели от многих факторов: и от стадии развития капитализма в метрополии, типа цивилизации, существовавшей на захваченной территории, и даже от природных условий той или иной колонии. Но ответственность колониализма за нынешние трудности стран третьего мира бесспорна.
Однако, получив политическую независимость несколько десятилетий назад, многие из развивающихся стран (прежде всего африканских)
добились слишком малых успехов в своем развитии. Что этому мешало?
Преград экономическому и социальному прогрессу освободившихся стран все еще много. Одни из них – внутренние, другие – внешние. Первые из них связаны с недостатком средств, отсутствием должного опыта ведения хозяйства и кадров нужной квалификации. Вторые обусловлены сильной экономической зависимостью этих стран от Запада, основными элементами которой являются неравноправная торговля, их долговая «петля», вовлечение в гонку вооружений и т. д.
Население. На долю развивающихся стран приходится около 3/4 населения земного шара (см. раздел «Население»), и оно продолжает быстро расти. В условиях слаборазвитости такая ситуация влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Во-первых, ухудшается социальное положение многодетных семей из-за роста числа иждивенцев и недостатка товаров широкого потребления, школ и больниц. Во-вторых, проявляется избыток трудовых ресурсов, который приводит к хронической безработице и недоиспользованию рабочей силы. В-третьих, обостряется продовольственная проблема.
Большинство развивающихся стран еще слабо урбанизировано: здесь преобладает сельское население. В то же время городское население растет быстрее, чем промышленность. Особенно «разбухают» столичные города и порты, которые не в состоянии обеспечить растущее население ни жильем, ни работой. Как правило, половина прироста городского населения приходится на выходцев из деревни.
Для социально-классовой структуры населения развивающихся
стран характерен высокий удельный вес крестьянства (60% и более), которое состоит из владельцев натуральных хозяйств, мелких товарных производителей, капиталистических фермеров, крестьян-кооператоров.
Развивающиеся страны (в частности, Индия, Индонезия, Нигерия, Камерун и др.) отличаются большой сложностью этнического состава населения.
Хозяйство. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки обладают огромными трудовыми и природными ресурсами. Так, на их долю приходится не менее 50% мировых запасов минерального сырья. Но, несмотря на такой высокий производственный потенциал, для них характерны: 1) низкий уровень развития производительных сил, в структуре которых резко преобладают сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, в то время как обрабатывающая промышленность представлена преимущественно легкой и пищевой отраслями; 2) сосуществование нескольких социально-экономических укладов (т. е. общественных форм производства), часто относящихся к различным общественно-экономическим формациям; 3) типичный товарообмен на мировом рынке – сельскохозяйственное и минеральное сырье на промышленные изделия; 4) острый недостаток финансовых средств.
География хозяйства развивающихся стран формировалась в процессе неравноправного международного разделения труда, определявшегося интересами колониальных держав. Отрасли колониальной экономики были больше связаны с мировым капиталистическим рынком, чем с национальным хозяйством.
Поэтому возникавшие изолированные очаги горнодобывающей промышленности и товарного сельского хозяйства часто образовывали как бы инородные тела в хозяйственном организме колониальных стран.
Типичное проявление колониальной географии – чрезмерный рост одного порта в странах, имеющих выход к морю (рис. 67). Чаще всего таким портом являлась столица страны (Дакар в Сенегале, Лагос в Нигерии и т. д.). Обширные внутренние территории многих молодых суверенных государств до настоящего времени остаются крайне отсталыми или неосвоенными вовсе. Об этом свидетельствует конфигурация автодорожной и особенно железнодорожной сети, для которой характерны дороги, связывающие районы добычи полезных ископаемых и плантационного сельского хозяйства с портами вывоза.
Сегодня развивающиеся страны переживают сложный этап своего развития. Одним из них удалось упрочить политическую и экономическу самостоятельность, добиться ощутимых успехов в социальном обеспечении своих граждан. Другие пока не преодолели трудности, поскольку слишком тяжел груз отсталости.
Типология развивающихся стран. Обычно развивающиеся страны подразделяют по историко-географическим регионам, например страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и т. д. Такой подход дает возможность изучения социально-экономического развития крупных массивов развивающихся стран. Однако подобная классификация нередко дает искаженную картину подлинных контрастов в развивающемся мире. Возьмем, к примеру, такие пары государств в названных регионах, как Индия и Бутан, Саудовская Аравия и Ливан, Сингапур и Мьянма. Так ли уж много общего между ними? При внимательном знакомстве с этими странами выясняется, что, несмотря на географическое соседство, социально-экономического сходства между ними действительно мало.
Поэтому при типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил молодых государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти показатели, можно выделить четыре группы среди развивающихся стран.
Первую группу образуют преимущественно нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами и, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: исключительно высокии доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, крупная роль на западном рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. К этой же группе можно
отнести небольшие (с числом жителей 0,5 млн. человек) государства, отличающиеся также высоким доходом на душу населения (Багамские острова, Фиджи и др.). По типу социального развития многие из них тяготеют к странам среднеразвитого капитализма. Им удалось глубоко «вмонтироваться» в международное разделение труда благодаря развитию плантационного хозяйства, туризма, транзита и т. д. Отдавая должное успехам этих стран в росте их благосостояния, отметим социальную отсталость некоторых из них и наличие феодальных пережитков, особенно в сельском хозяйстве. Вторая группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для развивающегося мира уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.). В сельском хозяйстве этих стран преобладают ^индустриальные формы труда, а предприятия обрабатывающей промышленности хотя и существуют, но немногочисленны и технически оснащены очень слабо. В социальном отношении страны, составляющие данную группу, очень неоднородны.
В особую, третью группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения заметно тормозят их социально-экономический прогресс.
И наконец, последняя, четвертая группа – наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Нигер, Сомали, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Бурунди и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения, повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно страны этой группы составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран мира.
Итак, развивающиеся страны – наиболее многочисленная группа стран мира; она отличается географическим своеобразием и ярко выраженными тенденциями к поляризации; от темпов и результатов социально-экономического прогресса в развивающихся странах во многом зависит благополучие всего человечества.
Вопросы и задания. 1. Какие из характерных черт развивающихся стран являются, по-вашему, наиболее важными? 2. Вспомните материал § 10 «Численность населения и его воспроизводство». Какими особенностями характеризуется процесс воспроизводства населения в развивающихся странах? Чем их можно объяснить? 3. Какие графические и картографические источники можно привлечь для раскрытия выделенных в тексте особенностей географии населения развивающихся стран? 4. Какие черты присущи географии хозяйства большинства развивающихся стран? Составьте логическую схему ответа. 5. Охарактеризуйте четыре наиболее ярко выраженные группы развивающихся стран по уровню развития и структуре производительных сил. Если бы возникла необходимость в учебных целях упростить данную типологию стран, какую бы схему вы предложил?
Соединенные Штаты Америки
Какова роль этой страны в мире? Чем можно объяснить ее могущество? Как и почему меняется вес США в мировом хозяйстве?
Географическое положение. Природные ресурсы. Соединенные Штаты Америки по многим экономическим показателям ведущая держава мира. Это, как известно, федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия (территории столицы Вашингтон). 48 штатов располагаются компактно, два – отдельно от основной территории: Аляска (купленная у царского правительства России в 1867 г.) и Гавайские острова (рис. 68).
«Заокеанское» положение и отдаленность от вспыхивавших в Европе и Азии очагов войны гарантировали этой стране в прошлом надежную безопасность, облегчали широкие торговые связи с государствами, расположенными как в зоне Атлантического, так и Тихого океанов.
Важную роль в нынешнем процветании Соединенных Штатов сыграло освоение их огромных природных богатств. Сегодня США занимают первое место в западном мире по запасам каменного и бурого угля, второе – по запасам меди, цинка, шестое – по запасам нефти, железной руды и т. д. В то же время многие разрабатываемые месторождения истощены (особенно газа, железной руды). Не хватает (или нет совсем) никеля, марганца, хромитов, кобальта и т. д.
Обильны и разнообразны водные ресурсы. Но они концентрируются преимущественно на Востоке страны. Здесь протекает главная речная артерия США – Миссисипи, которая вместе со своими притоками имеет крупное хозяйственное значение (транспортное, энергетическое, оросительное). На границе с Канадой находится самая большая озерная система в мире – Великие американские озера.
Большим естественным плодородием обладают почвы США, особенно черноземовидные почвы прерий и черноземы центральных частей страны, которые распаханы и превращены в главную житницу страны. Леса сильно вырублены и покрывают сегодня примерно четверть территории США, причем это преимущественно вторичные леса. Наиболее богаты лесами Аляска и Кордильеры.