Современные методы социального управления. Вкусные рецепты для тех, кто отказался от мяса Принцип персонализации
Эта статья по методике преподавания и педагогике . Авторами публикации являются Крупенин А. и Крохина И. Материал взят из книги "Эффективный учитель". Вы можете по этой теме. Копирование материала разрешено с указанием прямой ссылки на сайт и только с согласия пользователя, разместившего материал, или администрации ресурса.
Давайте теперь попробуем разобраться, что же стоит за стремлением человека удовлетворить свои межличностные потребности, почему воз-никают проблемы в этих областях, что способствует выра-ботке различного отношения к жизни. Для этого нам при-дется ввести три личностных измерения - интрапсихологическое, интерпсихологическое и метапсихологическое.
В первом измерении личность рассматривается как ин-дивидуальность, как то, что отличает ее от другого челове-ка. Здесь представлены качества личности, данные челове-ку от рождения. Это - скорость реакции, темперамент, чувствительность - острота зрения, болевая чувствитель-ность и пр., ум и т. д. Этот ряд Вы можете продолжить сами.
Во втором измерении оказываются такие черты лич-ности, которые возникают у человека в процессе его взаи-модействия, общения с другими людьми. Например, грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы о нем сказать, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому человеку, но не к себе самому. То же самое относится к таким чертам личности, как дружелюбие, общительность, конформизм, стремление к лидерству, стремление к подчинению, стремление к принадлежности к группе и т. п.
Таким образом, мы нашли, что человек может обладать такими чертами, которые возникают у него только при на-личии второго хотя бы человека. Что это означает? То, что «пространство личности» больше его физического тела, в него попадают и такие черты, которые находятся вне чело-века, а расположены как бы между людьми, в межиндивидуальном пространстве.
Наконец, третье измерение личности. Как вы считае-те, может ли человек воздействовать на других людей нетолько в непосредственном общении, на виду друг у друга, но и после этого непосредственного общения? Или более того, в пределе - возможно ли влияние личности на дру-гих людей даже после ее смерти?
О чем в данном случае идет речь? В процессе Вашего взаимодействия с любым человеком - например, когда вы в качестве родителя беседуете с педагогом своего чада, у вас складывается определенное представление об учителе, его образ. Причем не просто его зрительный образ. Вы можете на какой-то период с достаточной достоверностью прогнозировать действия данного педагога , то, что и как он будет рассказывать вам о поведении вашего ребенка и его отметках. Вы можете судить об учителе как о личности.
Теперь представим ситуацию: излагаемые учителем сооб-ражение о воспитании, о роли родителей и семьи в этом процессе настолько сильно подействовали на Вас, что изменили ваши представления о себе как родителе, об осо-бенностях ваших взаимодействий с детьми и супругом. В этом случае влияние учителя на Вас будет продолжаться и после того, как Вы уйдете из школы. Иными словами, можно говорить о воздействии «идеального образа» учителя или его «персонализации» в вас.
Все это и в еще большей степени относится к людям, с которыми вы постоянно общаетесь - к супругам, детям, родителям, коллегам. Их воздействия, приводящие к изме-нению Вашей интеллектуальной сферы, Ваших эмоций, яв-ляются их персонализацией в Вас, равно как и Вы персона-лизируетесь в них. То есть личность можно определить и со стороны тех изменений, которые человек производит в лич-ностях других людей.
Из сказанного следует важный для нас вывод: информа-ция, навыки, знания не усваиваются детьми сами по себе - они воспитываются только в комплексе с личностью родителя либо учителя. Вспомните свое школьное детст-во - различные предметы нравились вам не сами по себе, привлекали в основном не своим содержанием, а в зависи-мости от того, какой учитель их преподавал. Ребенок не раскладывает по палочкам знания у себя в голове, но персона-лизирует их как принадлежность идеального образа учителя.
Существует потребность человека в персонализацин - потребность продолжать себя в других, потреб-ность «быть личностью».
Объективно потребность в персонализации - потреб-ность себя в других, воздействия на другого путем создания у него до лговременных образов себя, стремле-ние вкладывания себя в других - может переживаться чело-веком субъективно как потребность славы, дружбы, уважения, лидерства, внимания и т. п. Эта потребность выступает в ос-новном неосознанно, преломляясь через другие нужды.
Человек персонализируется не в «бездушном пространст-ве общения душ», а в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей лич-ности. Возможна ситуация, когда потребность в персоналииэапии интенсивна, но существует дефицит средств персонализации - у человека нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и т. п. - словом, того, что называют «богатством души». Тогда, зачастую, используют кажущийся эффективный но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика «Ты меня уважаешь?» (т. е. есть ли что-нибудь от меня к тебе?). Он буквально домогается быть персонализированным в другом - авторитетным, понимаемым и принимаемым во всем блеске своих исключительных достоинств, ума и бла-городства, которые он сам в себе ощущает. Однако у окру-жающих отсутствует готовность принять этот дар алкоголика. Как можно преодолеть это препятствие? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить ба-рьер, препятствующий персонализации, а это можно сде-лать, только напоив другого и уравняв его с собой на нача-лах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? По-тому, что никакого изменения личности пьяница не произ-водит - нет соответствующих средств. Способность к ин-тимному общению, внешние признаки персонализации алкоголик получает лишь в момент опьянения, но когда он трезвеет, исчезает и персонализация и все надо начинает сначала.
Таким образом, существует не только потребность в персонализации, но и способность к персонализации. Последняя имеет огромное значение, поскольку из двух партнеров человек предпочтет того, кто, при прочих равных условиях, обеспечит ему максимальную персонализацию.
Очень интересен в этом плане опыт обучения в Древней Греции. По словам Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Воспитание в Греции мыслилось как исключительно глубоко личностное общение, в котором старший должен быть наставником, идеалом младшего, который, в свою очередь, должен был испытывать чувство любви к старшему.
Для персонализации недостаточно лишь активности одного человека, необходима встречная активность другого, его готовность принять персонализацию. Эту готовность можно стимулировать. Необходимым условием персонализации яв-ляется межличностный контакт. Контакт - особая форма влияния, являющаяся симметричной - то есть, для персонализации одного человека в другом недостаточно транс-ляции первым своей индивидуальности второму, необходима также встречная небезучастность другого человека, направлен-ная на присвоение, личностное осмысливание индивидуальных особенностей первого. В контакте оба человека проявляют ак-тивность, результатам которой и является персонализация.
Для нас важно, что потребность в персонализации, пре-ломляясь в поведении человека, выступает и в области удов-летворения им межличностных потребностей, в каждой из которых он стремится персонализироваться в окружающих. При этом у него могут возникать проблемы в случае собст-венной неспособности персонализироваться в другом чело-веке, в случае неспособности другого принять эту персона-лизацию и в случае, когда человек не воспринимает призна-ки персонализации себя в другом - персонализационная слепота (сюда же, вероятно, следует отнести случаи ложной персонализации - персонализациоиной иллюзии, когда че-ловеку мнится, что он персонализировался в другом, хотя на самом деле этого нет).
Мы можем сказать, что персонализации образует еще один, кроме культурной и социальной, тип связи между людьми, который отличает человеческое общество от лю-бого другого животного общества. Представьте себе незри-мую и зачастую неосознаваемую сеть, пронизывающую со-циум-личностную связь. Здесь и запечатленные и продол-жающие жить в нас люди прошлых поколений, и наши современники. Мы можем говорить о персонализационном единстве общества и о том, что выпадение из этого единст-ва разрушает неповторимость личности человека.
Тогда, вероятно, становится понятным, почему самым страшным наказанием в прошлых веках считалась не смерт-ная казнь, а сословный остракизм - лишение дворянства, купеческого, мастерового и другого званий. Ведь человек обладал персоналкзационными навыками, пригодными лишь для своей среды, и насильственное перемещение его за рам-ки собственного сословия лишало его возможности персо-нализации, что, очевидно, чревато тяжелыми психическими срывами и горше смерти...
Возможно, что особые, «местные» способы персонализа-ции могут являться одной из причин ксенофобии.
Давайте теперь попробуем рассмотреть филогенез персо-нализации. Можно предположить, что на самых ранних этапах становления человеческого общества проблем, связанных с персонализацией, было совсем мало. Высокая вариативность реагирования и такая же высокая подражательность древ-него человека способствовали тому, что любые девиации поведения одного индивида делались достоянием всей груп-пы, что, с одной стороны, способствовало выживанию Хомо сапиенс, а с другой - закрепляло эту самую персонализа-цию как отличительную черту человека. Таким образом, к моменту дифференциации общества люди уже не могли жить без этой «привычки».
Усложнение общественной структуры привело к первым затруднениям с персонализацией - утратилось равенство членов группы. В племени появились вожди, шаман, воины, охотники, скотоводы, земледельцы. К этому необходимо добавить обязательную поло - возрастную дифференциацию. Жизнь стала требовать от человека выполнения различных функций в зависимости от его возраста и занимаемого поло-жения в племени, он стал играть различные социальные роли. И сразу возникла проблема выбора - чем из всего этого сложного поведенческого набора должен персонализиро-ваться человек? И тем ли персонализировался, чем хотел?
Общество стремилось унифицировать персонализацию: запечатлеться должен вождь как таковой, а не вождь осо-бенный. Общество всегда стремится к усредненности и мо-нотонности, хотя двигают общественное развитие именно выдающиеся его элементы. Обществу желательно, чтобы был просто Вождь, ну, в лучшем случае № 1, № 2, № 3 и т. п.
Точно так же должны были быть «Жрец», «Воин», «Ре-месленник», «Землепашец» и т. п. Однако так не получа-лось, члены племени персонализировались как раз своим отличием от других исполнителей тех же ролей.
Особенно ярко эта тенденция проявилась в более позднее время в номерах королей и императоров. «Номерные» пра-вители стремились завоевать особенное имя, вроде «Гроз-ный», «Львиное сердце».
Общественная жизнь усложнялась. Появились рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные, рабочие и капита-листы. Возникло уникальное психическое образование, ко-торое мы называем «личностью».
Личность, если можно так сказать, становилась век от века все сложнее и сложнее, все тоньше и дифференциро-ваннее (желающие подробно ознакомиться с этим процес-сом могут обратиться к трудам по исторической психоло-гии). Человек, оставаясь членом общества и живя в нем, все более от этого общества обособлялся, становился более свободным, самостоятельным, самодеятельным, ибо только так он мог выжить в этом новом сложном мире.
Однако полученная свобода несла не только радости. Общество уже не могло гарантировать статусную персонализацию. Теперь мало быть вождем, князем, бизнесменом, президентом, чтобы наверняка запечатлеться в других лю-дях. Нужна личностность.
Конечно, общество прилагало все усилия, чтобы облег-чить своим членам взаимную персонализацию. Создавались и развивались специальные стереотипизированные формы взаимодействия, призванные обеспечить этот процесс. Сюда относятся уже рассмотренные нами ритуалы, времяпрепро-вождения, операции, дружба, любовь. Все они явились гени-альным изобретением. В принципе, их вполне достаточно для создания общественной персоналзационной сети, если бы...
Если бы общество состояло только из принцев и прин-цесс. Им эти способы взаимодействия позволяют персонализовываться в других людях и ощущать свою персонализованность в них, а также персонализовывать самим в себе других людей. Но общество состоит не только из принцев. В нем есть еще и лягушки. А каждая лягушка обладает каким-либо дефектом персонализации - либо сама не спо-собна к этому, либо не замечает своей персонал изо ванности, либо не персонализует других, либо подвержена иллю-зиям персонализации.
К этому стоит добавить, что, поскольку каждый из ука-занных типов взаимодействия удовлетворяет определенную межличностную потребность, то и персонализация происхо-дит именно в этой сфере - признании, приятии, контроле. А у каждой лягушки могут быть затруднения в любой, либо во всех одновременно областях, что делает #возможность персонализации лягушек очень проблематичной.
Коричневые лягушки и их серые собратья испытывают большие затруднения как в собственной персонализации, так и в персонализации в себе других людей и подвержены персонализационным слепоте и иллюзиям. Это понятно, так как любой другой человек для них - нехороший, а у него ни взять ничего нельзя, ни давать ему ничего не стоит, ведь он - никто. Зеленые лягушки могут персонализовать в себе других, поскольку другие - хорошие, но с собствен-ной персонализацией трудно, тут и персонализационная сле-пота и иллюзии.
Коричневые и серые лягушки могут различаться стра-тегией поведения при неудачной персонализации. Для пос-ледних характерен уход, отказ от дальнейших попыток, первые же пытаются навязать свою персонализацию, даже силой. В этом смысле преступление - насилие и, в крайнем слу-чае, убийство - специфические способы персонализации силой в другом человеке, поскольку только в такой экстре-мальной ситуации лягушке этого типа удается запечатлеться в другом, получить свидетельство своего существования.
Это, последнее, пожалуй, самое важное в персонали-зации - потребность повсюду оставлять свои следы, по-требность преобразовывать мир по своему образу и по-добию. Когда мы общаемся с другим человеком, он немного меняется и становится чем-то неуловимо похож на нас и только в этом случае мы получаем наибольшее удовлетво-рение от общения, говорим, что нас поняли (заметили, оце-нили, любят и т. д.). Если нам не удалось изменить друго-го человека, сделать его похожим на нас, то мы крайне недовольны таким общением, говорим, что этот человек не понял нас, что он неинтересный (глупый, ограниченный, холодный, враждебный, нелюбящий и т. п.). Чем больше людей нам удается сделать похожими на нас, персонализироваться в них, тем лучше мы себя чувствуем.
Для того, чтобы обеспечить себе хотя бы минимальный уровень персонализации, люди обычно женятся и заводят детей - уж в супруге и детях я наверняка смогу запечат-леться! Поэтому понятна особая эмоциональная напряжен-ность семейных отношений там, где персонализироваться чле-нам семьи не удается. Люди с повышенной потребностью в персонализации выбирают профессии, связанные с особыми возможностями оставить след, прежде всего, преподавание (а также армию, где возможность персонализации, как им кажется, связана с чином).
Таким образом, в наибольшей степени имеют возмож-ность персонализоваться в других людях и персонализировать их в себе принцы, которым для этого не требуется произво-дить каких-то специальных, особых, не связанных с их ес-тественным поведением действий.
Возможности персонализации у лягушек в значительной степени затруднены. Для этой цели им необходимо осу-ществлять специальные усилия, связанные, в основном, с «силовыми» методами, что предопределено асимметричнос-тью персонализации, сложностью персонализации в других, трудностями персонализации других в себе, невозможнос-тью ни того, ни другого и нарушениями в восприятии ре-зультатов персонализации.
Однако общество и здесь нашло средства облегчения жизни своим членам. Был изобретен особый способ стерео-типизированного взаимодействия, правда, несколько похо-жий на эрзац других отношений, позволяющий снять персонализационное напряжение у лягушек.
Этот способ в действительности не обеспечивает персо-нализацию участников, а лишь создает видимость, иллюзию персонализации, но, тем не менее, он работает и позволяет людям жить. Конечно, использующие его лягушки так и остаются лягушками и всю жизнь депривируются от ощу-щения счастья, однако и они получают временами какое-то удовольствие от контактов. Этот способ Берн назвал «иг-рами».
Игра может заменять лягушке все другие виды взаимо-действия. Игра - это извращенной способ взаимодейст-вия. Извращенный потому, что в нем все межличностные, потребности преобразуются в одну - в потребность кон-троля. И человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия, и опять-таки, прибе-гает к силе, если хочет контроля. Независимо от вида по-требности и жизненной ситуации, игра предлагает только один - силовой - вариант решения. В этом ее ущерб-ность, но в этой же простоте - и привлекательность.
Книга "Эффективный учитель"
Лекция 5. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы лекции:
Модель группового (бригадного) самоуправления
Модель «ответственного автономного поведения»
Персонализация труда
Гибкий график рабочего дня
Литература:
Начиная со второй половины ХХ века, теория и практика социального управления в сфере производства стала всё больше характеризоваться тенденцией гуманизации труда путём обогащения его содержания. «Обогащение» труда достигалось посредством усложнения трудовых операций, выполняемых рабочими, что кардинальным образом расходилось со всем предыдущим опытом организации труда. Дело в том, что на протяжении всего предшествующего этапа под влиянием идей тейлоризма и фордизма происходило упрощение производственных операций, выполняемых работниками, что, в свою очередь, приводило к смысловому выхолащиванию труда. Простота и технологичность конвейерного производства оплачивались отчуждением работника от процесса и продукта его труда. На предприятиях участились случаи немотивированной, казалось бы, порчи персоналом товарной продукции. Главным виновником этого, ставшего массовым, явления было признано описанное ещё Карлом Марксом «отчуждение труда». Попыткой лечения синдрома «отчуждения труда» и стали гуманизация производственной среды и обогащение содержания трудового процесса. Таким образом, чисто экономические, а не филантропические мотивы были у тех учёных и организаторов бизнеса, которые стали в 60-70-е годы ХХ века отказываться от тейлоровских методов социального управления и конвейерных технологий и переходить на современные модели организации труда.
Современными многие методы социального управления можно назвать лишь условно. Так, например, модель группового (бригадного) самоуправления всего лишь вернула многие важные управленческие функции первичному трудовому коллективу. Члены бригады получали право избирать и снимать с должности своего бригадира, они могли ходатайствовать об увольнении нерадивого коллеги. Бригада в лице своего бригадира сама организует свой труд и отдых, подмену и отгулы. Заработная плата членов бригады состоит теперь из двух частей: первая определяется статусом и квалификацией работника, а вторая – его старанием и сверхнормативной полезностью делу. Вторая часть, получившая название «коэффициент трудового участия» (КТУ) – персонально определяется на собрании бригады и может достигать трети и более заработка работника. Если, согласно подходу Тейлора, рабочие полностью лишались права вмешиваться в технологический процесс, то в рамках группового самоуправления их рационализаторский и изобретательский пыл всячески поощряется. Одними из первых с большим успехом модель группового самоуправления была внедрена на заводах Volvo. Там в середине 60-х годов прошлого столетия демонтировали вполне исправный конвейер и ввели сборку автомобилей силами одной небольшой (15-20 человек) бригады. Рабочие теперь выполняли не одну примитивную операцию на конвейере весь день, а целый ряд усложнённых операций по сборке больших узлов. Такая работа была более сложной, но и значительнее интереснее. Выполняя её, рабочие меньше уставали, получая, помимо заработной платы, ещё и удовольствие от сложной, важной и ответственной работы. Бригадная форма организации труда, наряду с другими формами участия работников в производственных делах, таких, как «движение самоконтроля», «контроль за качеством продукции», получила широкое распространение в 70-80-е годы ХХ столетия в Скандинавских странах, в Германии, Франции, Японии, США. Около 10% американских кампаний используют различного рода самоуправленческие структуры. Групповое самоуправление способствует не только повышению качества производимой продукции, но и стимулирует производительность труда работников. Опыт американских кампаний свидетельствует, что групповой метод организации труда позволяет повысить производительность от 60 до 600%. Экономический эффект от умелого и последовательного использования потенциала раскрепощённого самоуправлением потенциала работников может быть проиллюстрирован следующим примером: крупнейшие металлургические кампании Японии, ассигновавшие на «движение самоуправления» 700 млн. иен, получили дополнительную прибыль в размере более 400 млрд. иен.
Успехи практиков социального управления не могли остаться без внимания теоретиков. В конце 70-х годов ХХ века появилась концепция «всеобщего партисипаторного управления» (от англ. Participation – участие), которая трактовалась как система принятия управленческих решений на основе единства мнений всех работников данного предприятия. Эта концепция противопоставлялась в нашей презентации тейлоровско-фордовской патерналистской системе (от лат. Pater – отец). По своей основной цели обе системы не расходились – цель эта состояла в повышении производительности труда работников. Однако средства, которые использовала система партисипаторного управления, были иными: гуманизация условий труда и социальная, экономическая и мотивационная приобщённость трудящихся к целям и задачам производства. Концепция партисипаторного управления имела политическое значение, поскольку практика согласного функционирования менеджеров и простых работников на уровне предприятий могла стать основой общенационального консенсуса власти и народа.
Модель «ответственного автономного поведения работников », стала дальнейшим развитием либерального направления в теории и практике социального управления на уровне предприятия. Теоретически описанная в рамках социотехнического подхода Э.Тристом и Л.Дейвисом в 70-е годы ХХ века, она прочно вошла в практику многих современных фирм. Суть этой модели заключается в том, что работнику предоставляется максимально возможная степень свободы действий. Степень этой свободы может варьировать от права не появляться на рабочем месте без объяснения причин в течение трёх дней, как на головном заводе Volkswagen, до полной юридической самостоятельности. В последнем случае работник принимает на себя полную ответственность за производство товаров или услуг, их количество и качество, за темпы производства, он сам организует производство, определяет режим труда и отдыха, условия и содержание производственного процесса. Более того, будучи с правовой точки зрения самостоятельным юридическим лицом, он свободен в постановке целей и задач «своего дела», под личную ответственность приспосабливаясь к изменениям на рынке.
Одна из самых успешных кампаний мира – Toyota – ещё в 80-годы сделала модель ответственного автономного поведения фундаментом своей организационной структуры. Производство многотысячной номенклатуры автомобилей осуществляют юридически свободные мелкие производители, заключившие контракты на поставку по определённому графику необходимого количества деталей. На заводах Toyota происходит лишь сборка автомобилей из комплектующих деталей, поставляемых «с колёс». Таким образом, кампания экономит огромные средства на аренде площадей, социальной инфраструктуре, избавляется от значительной части самой проблемной составляющей производства – работников. Подобная система предоставляет работникам формальную свободу и при этом сохраняет их жёсткую технологическую зависимость от головного производства.
Современные компьютерные технологии, включая сеть Internet, предоставляют ещё больше возможностей для претворения в практику модели ответственного автономного поведения работников. Многие виды работ сегодня могут выполняться персоналом на дому или в любом ином месте. Некоторые современные фирмы оплачивают работнику домашний Internet-трафик, зато экономят на офисных площадях, оборудовании рабочего места, коммунальных расходах. Работники также остаются не в накладе: они экономят на бензине и времени. Общество тоже в выигрыше, так как снижается загруженность дорог, меньше становится загрязняющих выбросов в природную среду.
Одним из самых простых и доступных для широкого использования методов социального стимулирования работников посредством освобождения его от излишней организационной рутины является гибкий график рабочего дня . Автор этих строк гордится тем, что, ещё будучи студентом, он участвовал в первом в СССР опыте внедрения гибкого рабочего дня (ГРД) на Ленинградском объединении «Светлана» в начале 80-х годов. Конкретных форм этого метода много, я расскажу в качестве примера лишь о том, каким он внедрялся на «Светлане». Работник получал право приходить на работу и уходить с работы не к определённому времени, а в течение какого-то времени, например, начать работу с 7 до 9 часов утра, а уйти с работы с 16 до 18 часов вечера. При этом он обязан был отработать оговорённое законом время за неделю. И самое главное – он обязан был выполнять нормы выработки и производственные задания. Время начала и конца работы в каждом персональном случае фиксируется в журнале или электронным прибором. Это самое краткое и упрощённое опис ание метода ГРД. Разумеется, этот метод не может быть внедрён на конвейерном или непрерывном производстве, а также там, где требуется коллективная слаженная работа. Опыт внедрения этого метода продемонстрировал огромный не только социально-психологический, но и экономический эффект, поскольку работники, получившие определённую степень свободы, больше стали ценить своё предприятие и с большей ответственностью выполняли производственные задания, проявляя при этом инициативу и повышенную самоотдачу.
Теория и практика социального управления выработали множество моделей стимулирования экономической производительности человека. Можно смело утверждать, что на каждом предприятии, фирме, организации складывается своя индивидуальная система социальных поощрений и санкций, формирующихся в зависимости от традиций и специфики деятельности организации, морально-психологических особенностей персонала и руководителя. О других конкретных методах социального управления, среди которых встречаются весьма, на первый взгляд, экзотические, студенты узнают на лекциях и семинарских занятиях. Но важно подчеркнуть, что общей для социального управления всей второй половины ХХ века стала тенденция возвращения работнику свободы самовыражения в труде и продукте его труда. Можно считать оправдавшимся предположение Карла Маркса о превращении труда в первейшую жизненную потребность. Чем интереснее, продуктивнее во всех смыслах и, самое главное, чем свободнее труд человека, тем явственнее проявляется смысложизненная сущность труда как средства и формы самореализации человека творца, созидателя. Надеюсь, сегодняшние студенты, читающие эти строки, через несколько лет получив под своё начало персонал, не забудут того, что учёт всесторонних интересов и потребностей работников является важным фактором успеха предприятия, а также их личного профессионального и карьерного роста.
Модель группового (бригадного) самоуправления. Модель «ответственного автономного поведения». Персонализация труда. Гибкий график рабочего дня
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Вопрос№7. Раскройте общие закономерности и принципы воспитания.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспита-ния) -- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита-тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания -- это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло-щения в практику. Грубое и систематическое нарушение прин-ципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть при-влечен даже к судебному преследованию.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком-плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче-редное, изолированное применение на всех этапах воспита-тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда-ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче-редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт-ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания -- это не готовые ре-цепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать вы-соких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования прин-ципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Подласый И.П . Педагогика. Новый курс: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 2, С. 40-41
Принцип природосообразности воспитания . Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных про-цессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой диффе-ренциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетар-ного мышления и воспитание природоохранного поведения.
Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.
Принцип кулътуросообразности . Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, И А. Сухомлинский и др.
Современная трактовка принципа культуросообразности пред-полагает, что воспитание должно основываться на общечелове-ческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к Различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуаль-ной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.
Принцип персонализации . Принцип персонализации педагогического взаимодействия требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 291-292
Принцип гуманизации . Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитан-ника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитан-нику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отка-зывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасиль-ственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телес-ных и других унижающих честь и достоинство личности наказа-ний; 9) признания права личности на полный отказ от форми-рования тех качеств, которые по каким-либо причинам проти-воречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). Подласый И.П . Педагогика. Новый курс: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 2, С. 51
Принцип дифференциации . Он предполагает разделение, выделение различных программ. Воспитание каждого человека идет на уровне его способностей и возможностей.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) -- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решениивоспитательных задач.
Продуктивные проявления индивидуальности
1) те процессы активности, в кот. человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные средства и механизмы для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций. Продукт – преобразование себя.
2) к продуктивным процессам относятся также те преобразования, «личностные вклады», кот. личность своими действиями вводит в смысловую сверу других людей и культуру. Продукт-преобразование других.
Как правило. Эти два проявления едины: личность изменяет себя через изменение других.
Самоактуализация
Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Маслоу : Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди - самоактуализирующиеся личности, -являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.
На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию "как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или "ненужных", или "ненастоящих") проблем жизни. Так, что он может обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым "экзистенциальным" проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам"
Самоактуализирующаяся личность (от лат. actualis - деятельный) .
В развитии индивида, после удовлетворения его базовых потребностей (физиологических, в безопасности, в принадлежности, в уважении), возникает возможность выхода на новый уровень развития, на уровень самоактуализации. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества: - лучшее восприятие реальности; - лучшее принятие себя, других, окружающего мира; - увеличение спонтанности поведения; - способность концентрироваться на проблеме; - эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; - автономия и способность противостоять социальному натиску; - зрелость чувств; - опыт трансперсональных переживаний; - лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише); - улучшение межчеловеческих взаимоотношениях; - демократические признаки в собственном характере; - усиление креативности; - более объективная система оценок.
Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться "изнутри" жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых "Я" сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей "самости") реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей "самости". В этом случае, не находя своевременно решения, "Я" так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, "невротического" качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.
Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, "свертыванием" отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья.
В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит "стыковка" и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.
Самореализация
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация . Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) - это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) - имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus - поступок), имеющую вещественный результат. Понятие "самореализация" означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке "концепции Я", включая "идеальное Я", картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - "пиковым переживанием", положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.
Персонализация
Персонализация (от лат. persona - личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализации в этом значении введено В. А. Петровским. Потребность в персонализации (потребность быть личностью) - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Экспериментально показано, что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития персонализации одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.
(от лат. persona - личность) - процесс, в результате к-рого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность П. заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, к-рые происходят в результате деятельности индивида. Понятие П. в этом значении введено В.А.Петровским. Потребность в П. (потребность быть личностью) - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. -деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность.Способность к П. представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, к-рые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к П. обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью к-рых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что П. субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях П. отсутствует. Экспериментально показано (см. принцип отраженной субъектности), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития П. одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.
Смотреть больше слов в «