Злоумышленник главные герои. Злоумышленник чехов главные герои
Тема урока: Анализ рассказа А.П.Чехова
«Злоумышленник».
Цели урока : Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», учить читать вдумчиво, выразительно, читать по ролям; активизировать самостоятельную работу учащихся;
Развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся;
Воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству;
Уметь давать портретную характеристику литературному герою.
Оборудование : Портрет А.П.Чехова, рассказ «Злоумышленник», выставка книг, посвященная творчеству А.П.Чехова, выставка детских рисунков «В гостях у Антоши Чехонте», на доске – новые слова, вопросы, учебник «Литература 7 класс», Толковые словари, наглядные пособия: «Псевдонимы А.П.Чехова», «Характеристика литературного героя».
ХОД УРОКА.
1.Настрой учащихся на урок.
2.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество замечательного русского человека, врача, писателя – А.П.Чехова.
Нам предстоит проанализировать новый рассказ А.Ч.Чехова «Злоумышленник».
Проверка домашнего задания.
Расскажите о выдающемся русском писателе А.П.Чехове.
А.П.Чехов- русский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук(1900-1902).Родился в Таганроге в многодетной семье… В большой семье Чехова было четверо братьев и сестра. Но главным в семье был отец…
Беседа по вопросам:
Каким человеком был отец А.П.Чехова? (Суровым, религиозным)
Где учился А.П.Чехов? (В гимназии, одновременно помогал отцу в торговле).
Когда семья разорилась и была вынуждена уехать в Москву, Антон остался в Таганроге. Чем юноша зарабатывал на жизнь? (Уроками для богатых детей).
Чем ещё занимался Антон в этот период жизни? (Сочиняет свои первые рассказы, создаёт рукописный журнал).
В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, куда поступает А.П.Чехов? (На Медицинский факультет Московского университета).
Слово учителя.
Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, между тем « Пока я учился,- вспоминал Чехов, я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А. Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».
Ребята, вспомните, что такое псевдоним? (Это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).
У А.П.Чехова в начале творческого пути было много псевдонимов. Вспомните, как ещё он подписывал свои рассказы (А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата).
А теперь посмотрите, как ещё подписывал свои ранние рассказы А.П.Чехов. (Внимание ребят обращается на наглядное пособие «Псевдонимы А.П.Чехова).
Ребята, какими же должны быть рассказы, подписанные такими псевдонимами? (Смешными, весёлыми, поучительными).
Какие рассказы Антоши Чехонте вы прочитали ранее? («Лошадиная фамилия », «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», « Хамелеон», «Тоска», « Размазня», «Каштанка» и др.)
К каким рассказам А.П.Чехова вы подготовили рисунки? (Доска. Выставка рисунков « В гостях у Антоши Чехонте».
Действительно, первые рассказы Антоши Чехонте смешные, забавные, остроумные. А самым точным будет только одно слово. Это рассказы какие? (Юмористические).
Что же такое юмор? (Вид комического; доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характера героя в смешном виде).
Слово учителя.
Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.
3.Объяснение нового материала.
Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.
Наша задача понять – почему?
Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?
(Записать в рабочие тетради тему сегодняшнего урок)
Словарная работа.
Ребята, дома вы прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.
Пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
Знамо – конечно, естественно;
Живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;
Выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;
Учинить – сделать, совершить;
Недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;
Умысел – заранее обдуманное намерение;
- «чаво» – простонародное – что;
Верста – 1,06км. старая русская мера длины.
Доска.
Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:
Седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)
Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)
Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)
Слово учителя.
Над чем вы смеялись в рассказе?
Что смешно, а что грустно в рассказе?
Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.
Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.
Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?
Вспомните содержание произведения. (Краткий рассказ сюжета)
Виноват ли Денис в своём проступке?
Дайте характеристику Дениса по плану. (Доска.)
Характеристика литературного героя.
а) Место, занимаемое героем в произведении.
б) Положение героя в обществе.
в) Портретная характеристика.
г) Речевая характеристика.
При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности героя.
Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. (…мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)
Слово учителя.
А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!
Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?
Найдите в толковых словарях значение этого слова. (Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).
Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).
Уважает ли себя Денис Григорьев? (Нет).
Обратим внимание на речь Дениса Григорьева. Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного.
Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании им гайки? («Знамо, было»).
Если Денис так ответил, то о каких чертах характера это говорит?
(Простодушный, глуповатый).
Для чего ему нужна была гайка? (Для грузила).
Как Денис объясняет, что гайка годится для грузила? (« …свинец не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится»).
Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий? (Отвинчивание гаек ведёт к аварии).
Следователь говорит Денису: « Ты людей убил бы!»
Найдите отрывок, где Денис ответил ему на эту фразу.(«Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещёные или злодеи какие?...век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких не было…»)
Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны? («тёмный», необразованный).
Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия?
Слово учителя.
Сейчас,когда в стране происходят массовые теракты, массовое хищение металла, этот юмористический рассказ обретает печальную окраску. Тысячи таких Денисов думают только о сиюминутной выгоде и не задумываются о последствиях. Отвинтил, отпилил, разобрал, а дальше хоть потоп!
Люди гибнут из-за настоящих злоумышленников и злоумышленников по глупости!
Другой герой рассказа относится к «власть имущим», он представляет государство и закон.
Называет ли его имя? (Нет).
Почему? (Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы).
Как речь характеризует Дениса?
А как следователя? (Говорит правильно, он образованный человек).
Чем же отличается речь Дениса от речи следователя? (Следователь говорит грамотно, а Денис - простонародно).
Подтвердите свои слова текстом.
Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Слово учителя.
Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.
Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?
Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).
Почему рассказ так называется?
Учебник. Работа со статьёй (стр.309).
Прочитаем отрывок « А.П.Чехов» из очерка М. Горького «Литература и жизнь».
Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа Злоумышленник» и его герою Денису Григорьеву?
Почему А.П.Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла!)
Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?
Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?
Что бы вы сделали на месте судьи?
Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?
По злому ли умыслу Денис отвинтил гайки? (Нет, не осознавал последствий!)
А вы всегда осознаёте последствия своих поступков?
Таким образом, « ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!» (записать в тетрадь).
Учитель. Выставление оценок за урок.
А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы? Из какого они рассказа?)
4.Домашнее задание.
Стр.311,№6.Письменно объясните запись «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».
приложение
Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».
Определите, кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?
1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»
2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»
3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»
4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»
5. «Оба глаза наполнились слезами…На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля…Больше не брала…»
6. «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»
1.Кому принадлежит фраза______________________
Рассказ «_____________________________________»
2.Кому принадлежит фраза______________________
3.Кому принадлежит фраза_______________________
Рассказ «______________________________________»
4.Кому принадлежит фраза_______________________
Рассказ «______________________________________»
5.Кому принадлежит фраза_______________________
Рассказ «_______________________________________»
6.Кому принадлежит фраза________________________
Рассказ «________________________________________»
Проблематика и художественные особенности рассказа «Злоумышленник».
Название юмористического рассказа «Злоумышленник» сразу настраивает на сомнение в том, что речь пойдет о настоящем злоумышленнике. Так и оказывается. В действиях крестьянина Дениса Григорьева нет ни тени злого умысла, на деле комизм ситуации проявляется в столкновении двух миров: цивилизации, изрезавшей природный мир железными дорогами, и крестьянства, живущего извечной естественной жизнью. Отсюда и возникает непонимание, поскольку следователь, обвиняя крестьянина в преступных деяниях, не сомневается в очевидности правонарушения и его вины. Крестьянин же, старательно прислушивающийся к следователю, не понимает, как тот не может взять в толк, что для рыбной ловли нужны грузила для снасти.
Может показаться, что непонимание происходит из-за тупости и невежества крестьянина. Это вовсе не так. Конечно, крестьянин Денис Григорьев человек необразованный, однако в те моменты, когда между ним и следователем возникает нечто похожее на диалог, то он вскользь, как само собой разумеющееся, разъясняет «бестолковому» следователю: «Это мы понимаем… Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем… понимаем…
Заметим, что оба - следователь и крестьянин - стремятся преодолеть непонимание между собой: следователь пытается «на пальцах» объяснить, что поезда сходят с рельс и вызвать у крестьянина рассуждение или хотя бы реакцию по этому поводу, крестьянин же, в свою очередь, подробно рассказывает, какая рыба водится на глубине, и только на шилишпера можно надеяться, но он в их водах не водится.
Автор придает крестьянину облик какого-то лесовика, обросшего и сурового, чтобы подчеркнуть непроницаемость его мира. Судебный следователь вовсе лишен портретной характеристики, она, видимо, и не нужна, ибо он принадлежит миру современной цивилизации, стирающей индивидуальные черты. В начале рассказа мужик дважды переспрашивает следователя, когда тот заговаривает о гайках, как бы подводя мужика к признанию, произнося, казалось бы, бессмысленное — «Чаво?» Поначалу мы решаем, что крестьянин попросту непроходимо глуп, затем, присмотревшись и подумав, понимаем, в чем назначение этих переспросов: Чехов, непревзойденный мастер в изображении психологии личного и социального общения, показывает, что крестьянин словно бы «идет навстречу» следователю, помогая ему найти понятные слова для установления контакта.
Далее с установлением контакта стимулирующее слово «чаво» уже не требуется, зато растет непонимание и заканчивается сцена задержанием «преступника», как говорит мужик, «не по совести», поскольку он считает, что его арестовали за неуплату недоимок, чего за ним не было. Итак, если рассуждать с позиции следователя и нашего здравого смысла современного человека, то мужик Денис Григорьев безнадежно туп, абсолютно неразвит, полностью погряз в архаичном мире.
Если же посмотреть его крестьянскими глазами на происходящее, то он должен оценивать это в такой последовательности: непонятное обвинение, непонимание, запутывание, несправедливый арест. Природа комического в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». Современный филолог-исследователь АД. Степанов раскрывает природу комического в «Злоумышленнике», анализируя особенности коммуникации между героями, отраженные в рассказе.
В рассказе воссоздается «диалог глухих»: перед нами, в сущности, два параллельных ряда высказываний с логическими разрывами между ними, не способные вступить в диалог. С одной стороны, это юридические жанры - допрос, обвинение, уличение и т. д. вплоть до цитаты из «Уложения о наказаниях», а с другой — инструкция по рыбной ловле для начинающих. Жанры не вытекают друг из друга, а только сополагаются, общим у них оказывается только рефрен - произошедшее событие, которому говорящие приписывают противоположные значения.
В том случае, когда герой твердо отождествлен только с одной ролью, чеховские тексты говорят о несовместимости роли-для-себя и роли-для-другого. Комический эффект здесь порождается тем, что герой не понимает своей роли в глазах собеседника и читателя: «злоумышленник» Денис Григорьев не понимает своей роли подсудимого. Роль-для-другого в юморесках Чехова - часто нечто навязанное извне, лишнее и/или непонятное для самого героя.
Рассказы Чехова в оценке критиков и литературоведов. «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (Чуковский). «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт, и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью - свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше, и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга.
Подумайте только над этим, и вы поймете, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах» {Л. Е. Оболенский). «Другой раз я застал у него молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял пред Чеховым и, потряхивая кудрявой головой, бойко говорил: Рассказом «Злоумышленник» вы, Антон Павлович, ставите предо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен, без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, - чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?
Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия. Если б я был судьей, — серьезно сказал Антон Павлович, — я бы оправдал Дениса… На каком основании? Я сказал бы ему: «Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай и дозрей!» Юрист засмеялся, но тотчас же вновь стал торжественно серьезен и продолжал: Нет, уважаемый Антон Павлович, — вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис - дикарь, да, но он - преступник, вот истина!
Вам нравится граммофон? - вдруг ласково спросил Антон Павлович. О да! Очень! Изумительное изобретение! - живо отозвался юноша. А я терпеть не могу граммофонов!-грустно сознался Антон Павлович. Почему? Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво… Проводив юношу, Антон Павлович угрюмо сказал: Вот этакие прыщи на… сиденье правосудия - распоряжаются судьбой людей» (М Горький). «Смеясь над порядком, с тупой механической силой разъединяющим людей на разряды, ставящим одних в полурабскую зависимость от других… Чехов с грустью напоминает о забытом человеческом достоинстве» (З. И. Паперный). «Толстой, хваля его рассказы, говорил, что у него каждая деталь «либо нужна, либо прекрасна», но у самого Чехова нужное и прекрасное не разделено, между ними - тождество» (Я Вайль, Л. Генис).
5 / 5. 1
Юмористический рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник» впервые был опубликован в 1885 году и продолжил серию иронических рассказов автора. Главная проблема, которую рассматривает Чехов в своем произведении – сословные противоречия крестьян и господ в России того времени. Основная идея рассказа заключается в раскрытии проблемы халатности, которая всегда, в любую историческую эпоху, была так характерна для нашей страны. Разве виноват русский мужик в том, что он беден, притом, что работает он не покладая рук. И такой ли он страшный преступник, если в поисках средств к существованию он вытаскивает гайки из железной дороги, чтобы мастерить неводы и затем продавать их? Безусловно, этот поступок достоин порицания и всяческого осуждения, ведь из-за этого поезда сходят с рельсов и погибают люди. Но так ли провинился этот несчастный мужик, чтобы величать его преступником. Кто же виноват в сложившейся ситуации?
Читая рассказ, не чувствуешь к Денису презрения или ненависти, ведь у него не было умысла причинять вред людям. Перед судом он предстает босой, у него нет денег, чтобы купить себе даже самую дешевую обувь. Разве есть его вина в том, что он добывает себе пропитание? Ведь желания убивать людей у него никогда и в мыслях не было.
В рассказе автор четко формулирует проблему того, кто является истинным виновником халатного отношения к жизням невинных людей. Из сюжета становится ясно, кого Чехов называет настоящим злоумышленником. Ведь тот, кто соглашается покупать сделанные деревенскими мужиками снасти, отлично понимает, к каким последствиям может привести подобное занятие. Но они предпочитают молчать и продолжают покупать неводы с гайками из железной дороги. Их не волнует судьба людей, которые в любой момент могут погибнуть и которые не знают, какая участь им уготовлена с легкой руки предприимчивых господ.
Рассказ «Злоумышленник» можно смело отнести к направлению реализма, поскольку в нем отражена картина российской действительности того времени. Произведение обладает необычной структурой, поскольку не имеет вступления и концовки. Итог судебного разбирательства так и остается неизвестным. Автор хотел бы, чтобы читатель сделал собственные выводы и вынес вердикт самостоятельно.
Анализ 2
Замечательный писатель, некогда произнесший: «краткость – сестра таланта», опытный врач, отличный по натуре человек – Антон Павлович Чехов – в своих произведениях часто поднимает проблему «маленького человека». Рассказ «Злоумышленник» не является исключением, ибо в нём Чехов продолжает раскрывать сложности и трудности русского быта, разные взгляды людей на одну вещь. Написан он в 1885 году, опубликован был в «Петербургской газете».
Произведение «Злоумышленник» навевает после прочтения одновременно веселость и грусть. Смех появляется от той ситуации, что происходит в книге: люди, обсуждающие одно, глядят и толкуют о происшествии по-своему. Герой, имя которого Денис Григорьев, предстает перед судом. Он провинился и был пойман за свое деяние: откручивал болтики, благодаря которым держатся рельсы, проезжает поезд. Судья утверждает, что такое действие не есть здравое, так как люди, находящиеся в поезде, могли пострадать, рельсы имеют возможность сходить со своего конкретного положения, если их лишать такой опоры, как болты. Григорьев отрицает свою вину, ибо считает, что это действие совершено лишь из-за бедственного положения героя. С одной стороны у судьи своя правда: подсудимый виновен в том, что воровал принадлежности, с помощью которых крепятся рельсы. Много жизней могла с собой забрать смерть, если бы поезд отклонился и сошел с курса. Но с другой стороны: Денис Григорьев пытался выжить. В стране ужасно трагичное положение, из-за которого не имеется средств к существованию. В этом и проблема, ибо воровство начинается тогда, когда власть ограничивает народ в чём-то потребном.
Что же нагоняет тоску и уныние после прочтения рассказа? Дело кроется в необразованности подсудимого. Он не осознает, какой вред мог принести множеству людей. Потери бы были неисчислимыми, но герой не может этот факт понять. Печально, что очевидные вещи не представляются персонажем. Когда ему выявляют, что он виновен, тот лишь задается вопросом: «за что?» Действительно страшно, когда человек не способен осознать: в чем его проступок. Ему настолько кажется доступным и дозволенным совершение определенного действия, что об отрицательном воздействии на окружающих забывается. И это трагедия!
Денис Григорьев, находясь на суде, пытается донести следователю, что его деяние продумано до мельчайших подробностей, что персонаж делает все «с головой». Однако сразу раскрывается сущность героя. Защищая свои права, словно крестьяне в историческое время, становится понятно, что от героя следует ожидать что угодно, его шаги будут совершенно непредсказуемы, ибо персонажа заботят только собственные интересы, да выгода, что он может вынести из того или иного поступка. Дениса Григорьева волнует, как он будет жить дальше, на какие средства сможет существовать. Поэтому неудивительно, что он выходит за рамки дозволенного. Герой такой натуры, его не переделать.
Помимо того, что Антон Павлович обращает внимание читателей на власть, что сделала из народа толпу, заставляя тех слепо следовать за главарем, писатель указывает нам на халатность и безрассудность людей, которые, прикидываясь «дурачками», мечтают найти выход из сложившегося затруднительного положения. Неужели и сейчас в нашей жизни такого не происходит?
5, 6, 7 класс
Несколько интересных сочинений
- Описание деревни Собакевича в поэме Мертвые души
Все усадьбы землевладельцев, посещаемые Чичиковым, замечательно показывали натуры собственников. То же можно сказать и про деревню Собакевича. Она соответствует хозяину – такая же огромная. Всё в имении сделано надёжно и прослужит долгие года.
- Сочинение Авторская оценка Тараса Бульбы (с цитатами)
Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен
- Анализ пьесы Месяц в деревне Тургенева
Произведение относится по жанровой направленности к драматической драме, хотя сам писатель называет свое творение повестью, написанную в форме драмы.
- Характеристика и образ Швабрина в повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс
Алексей Иванович Швабрин является второстепенным и отрицательным героем повести «Капитанская дочка». Это молодой, образованный офицер из состоятельной семьи
- Сочинение по произведению Поднятая целина Шолохова
В данном великолепном произведении рассказывается история, полная человеческого горя, про которое очень трудно рассказывать, так как все ужасы, которые коснулись той эпохи, происходили на самом деле
Рассказ «Злоумышленник» был впервые опубликован летом 1885 года в «Петербургской газете». Он привлек внимание читателей. Лев Толстой даже включил его в личный список лучших произведений. Позднее рассказ вошел в сборник, получивший название «Пестрые рассказы». Сюжет основывается на реальном событии. Прототипом для главного героя этого произведения стал крестьянин из Московской губернии Никита Пантюхин.
Денис Григорьев – крестьянин. «Тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах ». Видно, что из-за нужды и бедности переболел оспой. Лицо, «изъеденное рябинами». В конце XVIII века российская деревня страдала от недородов. И крестьяне выживали, как могли. Мужики, в том числе и Григорий, занимались рыбалкой. Григорьев был безграмотным, и все, что ему говорил следователь, доходило до его сознания медленно. Он часто переспрашивал. Он не мог понять своим мужицким умом того, что откручивание гаек может привести к катастрофе.
Следователь – старается быть справедливым, но в откручивании гаек усматривает терроризм и покушение на жизнь людей. Он не верит, что из гаек мужики делают грузила. Следователь вспоминает, что год назад поезд сошел с рельсов и начинает понимать, почему это произошло.
Рассказ заканчивается тем, что Дениса Григорьева уводят в тюрьму. Прошло сто с лишним лет, а на Руси про-прежнему воруют все, что «плохо лежит». Теперь наловчились снимать электропровода, уносить оградки с кладбищ. Рассказ не утратил свое актуальности, и еще долго будет интересовать и волновать читателя.
Первоначально издателем рассказа "Злоумышленник" Чехова стала "Петербургская газета" - именно там летом 1885 года появилось это произведение. Данный рассказ стал продолжением линии миниатюр, известных тем, что побуждают читателя "смеяться сквозь слезы". Сейчас мы сделаем краткий анализ рассказа "Злоумышленник" Чехова, который небольшой по объему, но очень содержателен по идее и проблематике.
Сюжет рассказа
Перед тем как коротко рассмотреть сюжет рассказа, отметим, что благодаря этому произведению мы лучше понимаем, какие отношения сложились в то время между крестьянами и господствующим классом, и их проблематику.
Итак, главный герой рассказа "Злоумышленник", анализ которого мы проводим, держит ответ в суде. Зовут его Денис Григорьев, он одет весьма просто, по-крестьянски, стоит босиком. И несмотря на то, что его ум не отличается остротой, Григорьев готов утверждать и доказывать свою невиновность. В чем же его обвиняют?
Этот простой мужик пытался всего лишь открутить гайки с рельс железной дороги, чтобы сделать грузы для невода. Оказывается, сам по себе невод не тонет, и соответственно, им очень трудно ловить рыбу. Что на это говорит суд? Конечно, судье трудно принять такие доводы, и он объясняет Григорьеву, что из-за открученных гаек может произойти крушение поезда и тогда погибнут люди. Но Денис Григорьев уверяет судью, что такого умысла у него быть не могло, все дело в неводе.
А вскоре становится ясно, что Григорьев такой не один. Почти вся деревня мужиков делает то же самое, и мало того - готовые неводы у них покупают господа. Что может сделать судья? Он приказывает отправить мужика обратно в камеру, а удивлению Григорьева нет предела, мол, как же так, за что же?
Анализ рассказа "Злоумышленник" - идея произведения
Чехов в своем произведении хорошо показывает халатность русского человека, которая была и остается извечной проблемой. Но вот чья вина в том, что деревенским мужикам приходится откручивать гайки с рельс, а итогом таких деяний становится крушение поезда? Конечно, когда мы читаем рассказ и проводим его анализ, четко видно, что у главного героя нет злого умысла губить людей. Например, неспроста Чехов представил Григорьева босым - это бедный мужик, и кормится он только благодаря этому неводу.
Поэтому взглянув на проблему не поверхностным взглядом, а глубоко, мы понимаем, кто же виноват в этой ситуации на самом деле. То есть злоумышленником является не деревенский мужик. Вот что становится ясно благодаря анализу рассказа "Злоумышленник": простые мужики делают неводы с гайками, а поощряют их к этому господа, которые охотно покупают эти изделия. Неужели господам не ясно, откуда берутся гайки на рыболовных снастях? Все они прекрасно понимают, но предпочитают молчать.
Особенностью рассматриваемого нами произведения является его реалистическая направленность, потому что Чехов описал то, что на самом деле происходило в России в конце XIX века. Не будем опускать еще одну важную деталь анализа рассказа "Злоумышленник". Композиция его такова, что автор как бы вырывает момент из происходящих событий - это суд над Григорьевым. Но мы не знаем ни начала этой истории, ни ее окончания. Да и о приговоре Чехов не сообщает, из чего следует вывод, что автор оставляет это на усмотрение читателя.
Итак, подводя итог, можно сказать, что в произведении поднимается одна из острых проблем российского общества - халатность и ее настоящие виновники.
В этой небольшой статье мы сделали краткий анализ рассказа "Злоумышленник" Чехова, и надеемся, что он помог вам лучше понять произведение и его главную идею. Заходите почаще в наш литературный блог , где размещены сотни статей с обзорами, анализами и характеристиками персонажей.