Экскурсия форма учебно воспитательной работы проводимая. Экскурсия как форма организации обучения
Подготовка и проведение учебных экскурсий. Нередко, педагог по своему предмету в программе отводит определённое количество часов для учебных экскурсий. Как правильно подготовить экскурсию и организовать детей, чтобы время на экскурсии не было затрачено впустую.
Учебная экскурсия - это форма организации обучения, которая позволяет проводить изучение предметов, процессов, явлений в естественных условиях.
Вот уже около десяти лет в нашей школе действует система экскурсионных поездок, которая направлена на воспитание истинного гражданина, формирование познавательного интереса к истории родного края.Расширение кругозора, возникновения мотивации к обучению, развития умения устанавливать межпредметные связи.
Конечно, большую роль в становлении этой системы сыграл курс истории и культуры Московского края, а также богатая история самой Москвы и родного Серпухова.
Эти экскурсии помогают учащимся не только лучше узнать свою малую родину, но и искренне полюбить её.
Поездки в Царицыно, Кусково, Коломенское, а также в Тулу, на Бородино перестают быть для учащихся лишь географическими объектами, упомянутыми в учебнике. Поездки в эти города надолго откладываются в памяти каждого ребёнка, вызывая интерес к предмету и желание изучить историю своей страны.
Есть в планах школы экскурсии, связанные с изучением естествознания (Приокско-Терассный заповедник, парк птиц «Воробьи», Океанариум, страусиная ферма, Дарвиновский музей, Планетарий).
Очень широкие возможности предоставляет и для проведений экскурсий по литературной тематике. Мемориальные музеи поэтов и писателей оказывают неоценимую помощь учителям литературы в изучении программного материала. Так, изучая в школе жизнь и творчество А.С. Пушкина, незаменимы экскурсии в Пушкинские музеи на Пречистенке, и на Арбате. А поездка в Шахматово, в усадьбу А.Блока в конце учебного года становится для детей замечательным подарком или интересной формой проведения выпускного вечера.
Система экскурсионных поездок – гибкая. Каждый педагог волен внести в неё те изменения, которые он считает необходимыми, исходя из индивидуальных особенностей класса, индивидуального и культурного уровня детей. С каждым годом количество проведённых экскурсий не уменьшается, появляются новые интересные маршруты.
Но любая экскурсия не является самоцелью и применяется в связи с темами уроков, практикумов, семинаров. Проведение экскурсии требует тщательной подготовки. Учитель определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Допустимо дать будущему экскурсоводу необходимые методические рекомендации, предусматривающие, на какие предметы, объекты следует обратить особое внимание. Очень важно с первых поездок, с первых экскурсий объяснить детям как нужно работать на экскурсии, как отбирать материал, следует или нет вести записи, как слушать экскурсовода(как располагаться в музее вокруг гида).Раз за разом эти умения перерастают в навыки, дети понимают, что в музее надо не просто смотреть, но видеть новое и интересное, не просто слушать, а слышать и запоминать необходимую информацию.
Необходимо чётко сформулировать цель посещения . Это позволит ребятам заранее настроиться на внимательное прослушивание экскурсии.
Задание должно быть чётким и конкретным. Предложить детям перед посещением зала Древнего Египта музея Изобразительных искусств им. Пушкина запомнить, как можно больше – это проваленная экскурсия. Та же экскурсия, но школьников надо разбить на группы по 6-7 человек, где каждая группа получает свои задания по определённой теме: «Ремёсла древних египтян», «Религиозные верования» и т.д.При этом необходимо не только запоминать, но и зарисовывать, что больше понравилось, подумать, как и почему эти предметы стали музейными экспонатами, какие из увиденных вещей мы используем сейчас, даже не задумываясь, что пришли они к нам из далёкого прошлого.
И очень важно, чтобы дети могли высказать не только знания, но и впечатления от увиденного. Самая удачная форма-отзыв «Что больше всего поразило или удивило»(но не запомнилось -иначе отзыв сведётся к пересказу информации).В результате ответы детей очень эмоциональные.
Обязательно следует подвести итог посещения музея в виде конкурса «Кто что запомнил» не для того, чтобы проверить, кто запомнил больше, кто меньше, а чтобы предоставить возможность каждому ученику высказать своё мнение.
В связи с экскурсионными поездками в школе существует такая форма работы, как фотовыставка. Перед экскурсией в старинный Суздаль ученики 10 класса получили задание сделать фотографии величественных храмов древнего города, запечатлеть строения музея деревянного зодчества, самый большой по размеру выносной фонарь, старинные «златые врата», сделанные из медных пластин, полузабытым ныне способом «огневого золочения». В результате появился не один творческий отчёт. Ребятам очень нравится заниматься подобной проектной деятельностью.
Особое место в серии экскурсионных поездок занимают, так называемые, комплексные экскурсии. Это экскурсии одновременно по нескольким учебным предметам, например истории и литературы, или мировой художественной культуры. Уже традиционными стали поездки в Солнечногорский район в имение Блока, Чеховское Мелихово, дом-усадьбу Поленово Тульской области, Клин П.И.Чайковского. Ребята знакомятся не только с эпохой, на которую пришёлся расцвет творческой деятельности писателя, художника, композитора, узнают много нового из жизни знаменитости, но и знакомятся с его произведениями, слушают стихи, музыку.
Благодаря системе экскурсионных поездок каждый ученик способен почувствовать себя приемником культурного наследия своего города, края, страны, его хранителем и участником дальнейшего развития.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеусинская средняя общеоборазовательная школа»
Экскурсия как форма
организации учебной деятельности учащихся младших классов
Большая Уса, 2012
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.
Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:
а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;
в) движение - один из основных признаков экскурсии;
г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.
Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.
Современная классификация экскурсий:
· По содержанию : обзорные и тематические .
Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека »).
· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .
· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
Ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
Ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми , исследование объектов неживой природы;
Экологические экскурсии;
Экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
Особенности методики проведения экскурсии
Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.
Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.
Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.
Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы , проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.
Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.
В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.
Структура урока-экскурсии
Мотивация. Постановка проблемы.
Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.
Планирование деятельности.
Реализация проекта.
Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.
Информационно- аналитический этап.
Рефлексия.
Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы . Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.
Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности водоема , реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для охраны природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.
Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды.
Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал - зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...»
Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.
Значение экскурсии в начальной школе.
Образовательное
Углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
Формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;
Проверка теоретических знаний на практике;
Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
Развивающее
Развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
Развитие умения сравнивать и анализировать;
Развитие интереса к изучению природы;
Воспитательное
Эстетическое воспитание;
Воспитание патриотизма, любви к природе;
Воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;
Воспитание бережного отношения к природе
Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий - гербариев, коллекций .
Программа I класса (по УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир) рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: "Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире", "Живая природа", "Природа и её сезонные изменения", "Наша родина - Россия". В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки исследовательской деятельности .
Примеры уроков-экскурсий
Тема: "Жизнь растений осенью"
Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; провести исследование «Растения нашего края»; формировать культуру поведения в природе; собрать раздаточный материал для урока по теме "Учимся различать деревья и кустарники".
1 класс. Экскурсии в природу. Зима.
Тема: "Как зимуют травы, кустарники и деревья".
Задачи: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, исследовать особенности жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) экскурсия - это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;
2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.
Литература :
1. Урок - экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11.
2. Жестова экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7.
3. Минаева работа по природоведению в начальных классах. - Минск, 1980.
4. Салеева экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4.
Одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия -- форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами общеобразовательного учреждения. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем, ко второму -- на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу младшие школьники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.
С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления младших школьников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город.
- а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);
- б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
- в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;
- г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в школе, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.
Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе -- установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света -- общие условия, необходимые для их роста и развития. Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения школьниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).
Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову.
С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению, следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.
Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления школьников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.
Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению учителя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.
При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов: они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса; повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги; постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними.»
На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.
При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Первый этап -- подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.
Второй этап -- организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов -- это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами учителя, которые условно можно разделить на три типа:
- -- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- -- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
- -- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми младшего школьного возраста. Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий.
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания.
Третий этап экскурсии -- заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе -- значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Благодаря данным мероприятиям культурно-познавательный туризм оказывает формирующее влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями .
В России, стране гигантского культурного потенциала, экскурсионное дело и профессия «экскурсовод» занимают важное место в социально-культурной сфере деятельности. Экскурсионные услуги востребованы постоянно, а в дальнейшем будут объектом нарастающего спроса и как самостоятельный продукт, и в составе туристского продукта в рамках внутреннего и въездного туризма. Этим определяется необходимость развития экскурсионного дела.
Как культурное явление и технологический инструмент экскурсия востребована в широком диапазоне возможных применений, поскольку является эффективным коммуникационным и информационным средством. В различных видах туризма экскурсионное наполнение является одной из важнейших интеллектуальных составляющих. В туризме познавательном и экскурсионном, на долю которых приходится до 80% от общего объема туристских потоков, основной частью туристской программы являются экскурсии, поскольку из самого обозначения этих видов следует, что туристская мотивация практически полностью определена полнотой, насыщенностью и познавательной ценностью экскурсионной программы - обзорной или тематической .
За столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии. Расхождение в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себя ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
Б. В. Емельянов считает, что «экскурсия - это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» .
Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них .
Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:
1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве - движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео-фильма, лекцию, устный журнал и т. п.
Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий - это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных - демонстрация действующих объектов (механизмов, станков) .
Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.
Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.
Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации - более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная - более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.
Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Экскурсии имеют большое культурное и воспитательное значение, дают живые, яркие впечатления, обогащают знания .
Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.
Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.
Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.
Развлекательно-досуговая функция . Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.
Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.
Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.
Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.
Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции .
Экскурсия как форма обучения
1. История становления и развития экскурсионного дела в России
В педагогике издавна уделялось большое внимание наблюдениям учащихся в окружающей природе.
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания.
Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. «Необходимо, чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем познании, чего прежде не было в нашем чувственном восприятии); следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов». И далее: «…если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещей, то безусловно необходимо, чтобы все преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности».
Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики природоведения, а также представляют большой интерес для разработки требований к ведению наблюдений.
Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела - академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего.
В кратком вступлении автор раскрывает сущность естественной истории как науки и ее основных отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство», «Животное царство». Сам учебник состоит из этих же разделов. В разделе «Ископаемое царство» рассказывается о землях, камнях, о солях, о горючих веществах, о полуметаллах, о металлах, об окаменелостях, о горах. Изучение растений предлагается начинать с ознакомления с некоторыми физиологическими процессами, происходящими в растении, со строением растений, с использованием растений человеком, т.е. содержание учебника проникнуто идеей связи науки с практикой. В разделе «Животное царство» даются краткие общие сведения о строении и жизни животных, а затем их описание по классам. Причем при описании растений и животных данного класса подробно рассматриваются лишь наиболее типичные представители. Затем дается описание форм, обладающих какими-то резкими отклонениями по сравнению с рассмотренными. Такое изложение материала помогает учащимся на небольшом объеме учебного материала увидеть разнообразие и единство живой природы, лучше усвоить учебный материал.
В.Ф. Зуев не оставил без внимания и методику преподавания естественной истории. В предисловии к своему учебнику он дает краткие наставления учителю, как преподавать естественную историю. Здесь рекомендуется добиваться понимания учебного материала, изучать предметы природы не со слов, а по натуре или по крайней мере по ее изображению. «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере на картине».
Как видим, в основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание.
Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые - И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. - основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. В этом плане интересны работы доктора Ястребцева.
Критикуя систему образования того времени, он доказывал, что дети 7-14 лет, обладающие конкретным мышлением, недостаточно владеющие абстракциями, вынуждены учиться отвлеченным наукам. «Не очевидный ли вред, - восклицает он, - приучать к сочинениям… ребенка о таких вещах, о которых он не имеет еще хорошего понятия». И далее: «Чем меньше ребенок, тем большее место в образовании должны занимать сведения, переходящие к уму через собственные чувства детей». Такой наукой он считал естествознание, которое, по его мнению, «должно служить основанием всему первоначальному учению, потому что никакая наука так совершенно не отвечает всем условиям хорошего умственного воспитания детей, как натуральная история. В самой вещи: 1) она из всех наук самая понятная для детей; 2) ей можно учить детей с весьма раннего возраста; 3) она служит умственному и физическому развитию; 4) она вооружает знаниями, которых требует данное время». И далее: «Натуральная история доступна для слабого ума, но и сильный ум не найдет ее слишком легкою». При этом Яcтребцев доказывает важность изучения природы на экскурсиях, прогулках, в ходе работы с натуральными пособиями в классе.
Таким образом, вторая четверть XIX века не пропала даром для методики преподавания начального естествознания хотя бы потому, что в общепедагогической литературе были поддержаны и настойчиво пропагандировались идеи В.Ф. Зуева. Кроме того, был поставлен вопрос об экскурсиях в природу.
В 60-х гг. организуется Петербургское педагогическое общество, в работе которого участвуют виднейшие педагоги того времени: К.Д. Ушинский, К.К. Сент-Илер, Д.Д. Семенов и др. На одном из собраний отделения естественных наук Г. Гофман изложил программу преподавания естествознания в школе. Он предложил «знакомить учеников с естественными телами путем наглядного обучения», начиная с 6 лет. В 1861 и 1862 гг. работают I и II съезды преподавателей естествознания и естествоиспытателей. Оба съезда высказали требование об обязательности естествознания в учебных планах общеобразовательных школ. Естествознание, по мнению участников, должно состоять из двух частей: «1 - курс приготовительный или общий и 2 - курс научный или специальный». Для нас представляет интерес структура и содержание приготовительного курса. Это было краткое учение о природе вообще, без разграничения на отдельные науки. Причем изучение природы предлагалось начинать с местных ископаемых, растений и животных. Такой пропедевтический курс в первых трех классах гимназий предполагалось ввести в изучение естествознания и географии в старших классах.
Многими авторами и довольно широко ставился вопрос об умственном развитии учащихся в процессе изучения школьных предметов, особенно естествознания. Решался вопрос о структуре и содержании начального естествознания: оно не должно было быть ни геологией, ни ботаникой, ни зоологией, а представлять собой единый предмет. Именно таким путем шло познание природы человеком. Большая роль отводилась наглядности в обучении. Поэтому пропагандировались наблюдения в природе и опыты, сборы экспонатов и составление гербария, коллекций. Экскурсия была выдвинута как форма обучения, как особый тип урока.
Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебную деятельность экскурсии, но и сделали очень многое для развития методики их проведения. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский Разрабатывая методику первоначального обучения родному языку, он высказал и практически реализовал ряд ценных положений в методике преподавания естествознания и географии для начальной школы.
Прежде всего Ушинский ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, т.к. естественные науки «начинают занимать детский ум прежде всего… Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке». И далее: «Естественные науки больше всего содействуют логическому развитию,… дают многостороннее развитие всем духовным способностям». Прежде всего для преподавания естествознания очень важно положение о том, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятым ребенком». Отсюда вытекает, что при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Обоснованию принципа наглядности посвящены многие paботы Ушинского. «Главное достоинство ее (наглядности)состоит именно в том, что она совершенно незаметно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые образы действительности». И далее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».
С обоснованием принципа наглядности тесно связан вопрос о наблюдениях в природе, о важности наблюдательности как качества личности. В связи с этим Ушинский дает интересные рекомендации к ведению наблюдений: надо «зорко смотреть на предстоящий предмет, замечая его особенности», видеть предмет «со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен». От того, как ученик наблюдает предмет, зависит правильность мышления, верность выводов. «Отсюда вытекает обязанность для первоначального обучения - учить дитя верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса». Следовательно, наглядность и умение наблюдать дают еще и материал для логического мышления, развитию которого у детей Ушинский также уделяет много внимания. «Приучать дитя рассуждать такими живыми и верными образами - значит положить прочные основания его логике: все наши умозаключения слагаются из воспринятых нами образов, и чем эти образы вернее, полнее и ярче, тем и умозаключения выходят вернее». Для развития логического мышления, по мнению Ушинского, нет более полезных предметов,… как предметы естественной истории. Логика природы есть самая доступная для детей логика».
Большую роль в формировании осознанных знаний К.Д. Ушинский отводил сравнениям. «…сравнение, как известно, есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок». И далее: «Сравнение… - это есть самый существенный акт сознания, без которого самое сознание, а следовательно, и вся сознательная жизнь человека невозможны».
В своих рекомендациях К.Д. Ушинский видное место отводит изучению младшими школьниками окрестностей школы, изменений по временам года, объясняя это, во-первых, близостью и доступностью материала для обучения. Во-вторых, этот близкий ученику материал дает хорошую подготовку для понимания сущности предметов, явлений, событий, которые ему будут предложены для изучения в старших классах, но которые навсегда могут быть наглядно представлены ученику. Интересно, что изучение окрестностей школы он рекомендует начинать с вычерчивания плана. Он считает это упражнение очень полезным, т.к. «приучает дитя к самой зоркой наблюдательности, строгому порядку в мыслях и строгой точности в выражениях». Работа с планом, по его мнению, является хорошей подготовкой к изучению географии в старших классах.
Другим видным педагогом XIX века был Александр Яковлевич Герд (1841-1888). Его взгляды представляют для нас особый интерес, т.к. он по праву считается основоположником русской методики начального естествознания. А.Я. Герд внес также огромный вклад в разработку содержания этого предмета.
Он считал, что велика роль естествознания в развитии наблюдательности ребенка. От этого качества во многом зависит степень развития логического мышления.
«Соображать и умозаключать, не научившись наблюдать, нельзя», «…почти единственным орудием умственного и нравственного развития служит нам внешние чувства. Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательнее и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее; из всего извлекает большую пользу; находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным». Поэтому Герд считает, что в программе по естествознанию «цель - развитие у учащихся способности различать, описывать и сравнивать тела, должна быть возведена в более широкую цель - научить разумно наблюдать, самостоятельно обращаться к природе за разрешением доступных задач».
А. Герд выступал против такой методики, при которой учащиеся получают готовые знания из учебника или со слов учителя. Необходимо, чтобы ученик сам участвовал в добывании знаний. Как видим, Герд вплотную подошел к вопросу об «исследовательском методе», проблемы которого будут решаться уже в XX веке.
Через все его труды красной нитью проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности и, в особенности натуральных объектов; проводить уроки, по возможности, в самой природе. «Преподавание естествознания должно, по возможности начаться в саду, в лесу, в поле, на болоте» . Как и К.Д. Ушинский, Герд возводит наглядность в важнейший принцип преподавания естествознания, причем, главным образом, начального, когда у детей еще недостаточно развито логическое мышление.
Важнейшим методом изучения природы младшими школьниками он считал наблюдение: «…преподавание естественных наук не может быть плодотворным, ограничиваясь одними описаниями и рисунками, что оно особенно в первоначальном курсе, должно исходить из непосредственного наблюдения естественных тел». И далее: «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут быть с пользою переданы эти знания детям» .
Герд не только выдвинул наблюдения как важнейший метод изучения природы, а наблюдательность как ценнейшее качество личности, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям. «Наблюдения должны быть возможно полными и никак не ограничиваться одними внешними признаками…. Наблюдения не должны быть отрывочными… Наконец, наблюдения не должны быть однообразны . Но чтобы наблюдения были достаточно эффективными, надо руководить наблюдениями детей: постоянно обращать «внимание ребенка на ту или иную сторону впечатления и этим путем выделить ее и заставить ребенка воспринять ее полнее, отчетливее». Очень важно также в процессе наблюдения побуждать детей сравнивать, выделять признаки предметов. Указывая на необходимость тщательности: наблюдений, сосредоточенности внимания на наблюдаемых объектах. Герд предупреждает воспитателя, что «наблюдение есть вовсе не легкая наука». В самом деле, наблюдения требуют от ученика и учителя определенных усилий внимания, воли, терпения. Герд не ограничивается лишь теоретическими положениями о наблюдениях, как методе познания природы. Он дает подробные материалы к наблюдениям за различными объектами неживой и живой природы, выделяет формы организации. Таким образом, Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.
Велик вклад Герда в разработку таких форм обучения начальному естествознанию, как предметные уроки и экскурсии.
Придавая большое значение предметным урокам, Герд все же отмечает, что коллекции дают сведения далеко неполные, т.к. «мертвые растения и животные представляют только один момент в развитии организмов и не знакомят с их жизнью,… сохраняемые в спирте, теряют цвета; хрупкие неподвижные части высушенных экземпляров недоступны всестороннему наблюдению» . Но даже, если дети работают с живыми растениями и животными, то и в этом случае они не получают «ни малейшего понятия о взаимных отношениях животных к растениям, а также о зависимости растений от почвы, так что дети должны почерпнуть эти сведения из учебников или принять на веру со слов преподавателя. Поэтому-то необходимо выводить детей за город, в поле, в лес на болото; необходимо, чтобы они самостоятельно наблюдали тела всех трех царств природы, в их природной обстановке, знакомились с жизнью и развитием организмов - словом, необходимы экскурсии» . Из сказанного видно, что Герд считает экскурсию одной из важных форм обучения, что это такая форма, когда ученик получает знания о природе в самой природе, находит взаимосвязи компонентов природы, что на экскурсии видное место занимает самостоятельная работа учащихся. Из данного высказывания вытекает и еще один очень важный вывод: не вводя термин «экологическое образование», Герд, по существу, уже в конце XIX века довольно отчетливо поставил вопрос о необходимоcти его осуществления.
Большое значение придавал Герд методике проведения экскурсий. Он указывает, что преподавателю необходимо заранее основательно ознакомиться с местом экскурсии, наметить объекты для изучения. Для успешности экскурсий очень важно, чтобы учитель сам изучал природу и любил это занятие. Герд выдвинул положение о том, что экскурсии надо проводить не только весной и осенью, но и зимой, что зимние экскурсии в значительной степени оживят преподавание естествознания в это время года. В книге «Первые уроки минералогии», в статье «Дерево зимой» Герд дал подробные рекомендации к соответствующей экскурсии.
Таким образом, к концу XIX века сложилось определенное мнение о начальных естествознании и географии не как об учебных предметах, знакомящих с классификацией природных объектов и с географической номенклатурой, предметах, «приноровленных к тренировке памяти», а об учебных предметах, дающих знания о природе в их связях и зависимостях, играющих огромную роль в воспитании и развитии учащихся. Определен порядок расположения учебного материала, высказаны мысли о целесообразности интеграции. Обоснованы такие принципы начального естествознания, как принцип наглядности и краеведческий, поставлен вопрос о необходимости реализации принципов экологической и практической направленности. В качестве ведущих методов обучения естествознанию выдвинуты наблюдения и эксперимент, обоснована роль словесных методов и специфика их применения при изучении начального естествознания. Разработаны четкие требования к такой форме организации как предметный урок. Выдвинута экскурсия как специфический тип урока естествознания. Появились первые учебники для начального естественнонаучного образования и самостоятельные методические пособия.
В начале XX века известные педагоги и методисты Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.
Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.
Одним из методистов был Дмитрий Никифорович Кайгородов (1846-1924), который составил хорошо разработанную программу для первых трех классов. Эта программа предлагала изучать природу по «общежитиям» (содружествам), которых Д.Н. Кайгородов разработал для школы шесть: лес, поле, сад, луг, парк, река. По его мнению, все они в природе выступают «как общежития тех или других растений и животных с их разнообразным взаимодействием друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года». Изучение этих «общежитий» должно пройти через все три класса, главным образом на экскурсиях. «Без широкого развития системы экскурсий нельзя как следует научить ведать природу».
Он читал, что чтению статей о природе должно предшествовать знакомство с самим предметом в ходе наблюдений и опытов. В работах профессора Д.Н. Кайгородова экскурсия из рядовой, «вторичной» формы обучения постепенно вышла на лидирующие позиции. Он отмечал сухость, нетворческий характер современной ему методики преподавания природоведения, поэтому предлагал заменить учебники и экзамены более информативными, живыми экскурсиями в природу. Он сам начал проводить регулярные фенологические наблюдения с фиксированием данных в тетради (что положило начало Российской фенологической сети, носящей его имя), вел активную работу с детьми. Профессор предлагал разнообразный тематический, преимущественно педагогический спектр экскурсий, проводящийся с учетом «целокупности» природы и сезонности.
Экологический аспект ознакомления с окружающим миром, связанный с выявлением существующих в природе заимозависимостей, формированием знаний о ней как о едином, нашел отражение во введенной в российских гимназиях программе, составленной Кайгородовым: природа изучается не по отдельным блокам (неживая природа, флора, фауна), а по шести «общежитиям» - лес, сад, поле, луг, река, парк, река (комплексно). При этом каждое сообщество должно было изучаться в соответствии с принципом сезонности, по мере усложнения.
Рассмотрим опыт известного методиста В.П. Вахтерова (1853-1924).Он придерживался мнения о ненужности в начальной школе самостоятельного предмета естествознания, но считал, что чтению статей о природе должно предшествовать знакомство с самим предметом в ходе наблюдений и опытов.
О такой системе изучения природы он писал: «На практике в народной школе мы пользовались бы этим методом следующим образом. В нашей книге для классного чтения помещаются статьи о воздухе, теплоте, о растениях, о минералах, о человеческом теле. Есть статьи географического характера. Не будем читать о воздухе, не проделав, по крайней мере тех опытов, какие описаны в нашей книге «Мир в рассказах». Не будем читать о кристаллах, не показав кристальной соли, квасцов, соли, сахара и пр.» В.П. Вахтеровым подготовлены для 1-3 классов книги для чтения «Мир в рассказах для детей», куда вошли статьи, дающие естественнонаучные сведения. Во многих статьях описаны опыты, имеются иллюстрации. Несмотря на узость взглядов представителей этого направления, надо отдать им должное в том, что они выступили против исключительно словесного сообщения в народных школах знаний о природе, обосновали необходимость применения в учебном процессе различного рода наглядные пособия не только для получения знаний из естествознания и географии, но и для развития личности ученика; еще раз подчеркнули важность экскурсий, чтобы «видеть самому природу в лесу, на лугу, в природе», выдвинули идею проведения уроков на воздухе, высказали правильный взгляд и дали конкретные разработки предметных уроков.
Рассмотрим опыт другого ученого-методиста. Л.С. Севрук (1867-1918) подготовил учебник естествознания для младших школьников «Начальный курс естествознания». В нем, как и у Герда, учебный материал был расположен в следующем порядке: неживая природа (земля, воздух, вода) - живая природа (растения, животные). Приняв этот порядок, Севрук обосновал его тем, что он позволяет раскрывать взаимосвязи в природе. «Как знакомство с явлениями неживой природы подготовляет к пониманию явлений живой природы, так знакомство с устройством и проявлением жизни у растений делает более доступным понимание устройства тела животных и отправление их органов».
Вопрос о раскрытии взаимосвязей в природе понимали, как показано выше, многие ученые - методисты. Но особую роль в этом сыграл Валериан Викторович Половцов. Он разработал так называемый «биологический метод», сущность которого заключалась в том, что при изучении предметов природы как живой, так и неживой, должны раскрываться взаимосвязи и взаимоотношения. Под влиянием этих идей уже в тот период в школьные учебники включался материал о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Среди наиболее интересных проблем, решаемых в этот период в области преподавания естествознания, следует признать вопрос об «исследовательском методе». Сущность его заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. При этом его мыслительный процесс проходит следующие этапы: 1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение. Ученик в процессе обучения ставится в позицию субъекта деятельности. Ход его «исследования» - это процесс логического мышления от наблюдения к выводу. Следовательно, применение исследовательского метода в практике преподавания способствует развитию логического мышления. Исследовательский метод, кроме того, отвечает «природе ребенка», т.к. ребенок по природе своей - исследователь.
Проблему экскурсий разрабатывали и другие педагоги. Под влиянием исследовательского метода менялся характер экскурсий: из чисто иллюстративных они становились исследовательскими. Экскурсии оказывали настолько положительное влияние на учебный процесс, что вызвали к жизни создание специальных экскурсионных биологических станций. Первая такая биостанция была создана в г. Павловске в 1910 г. В.Ф. Мольденгауэром.
В начале XX века появились первые работы Константина Павловича Ягодовского (1877-1943). Он выступает за широкое использование наглядности на уроках. При этом на первое место он ставит предметную наглядность, когда предмет находится в руках ученика
Видное место в изучении природы К.П. Ягодовский отводит непосредственным детским наблюдениям в природе, которые не только дают «яркие впечатления», но и развивают наблюдательность ученика. Однако наблюдения дают положительный эффект только при активности ученика, когда ученик сам исследует предмет, а учитель направляет его исследовательскую деятельность. В связи с этим ученый дает интересные рекомендации к ведению наблюдений, к проведению лабораторных уроков и практических занятий. Особое место в изучении естествознания в начальной школе отводится экскурсиям. Экскурсии, по его мнению, также должны носить исследовательский характер. Интересно, что К.П. Ягодовский выступает против таких экскурсий, когда детям сообщаются лишь названия предметов природы. Не следует поощрять и подобные вопросы самих детей. Надо направить внимание ученика на особенности растений и животных, развивать в ученике умение видеть эти особенности: «…устраивая экскурсии для ознакомления с жизнью растений и животных, мы будем помнить, что наша роль, роль руководителя заключается не в том, чтобы сообщать детям возможно больше названий, а в том, чтобы научить видеть и понимать жизнь природы».
Поскольку для географии в начале 20 века остро стоял вопрос о различии науки и учебного предмета, в многочисленных работах по этой проблеме уделялось серьезное внимание. Авторы убедительно доказывали необходимость приготовительного курса географии, который бы готовил к изучению географии в старших классах. Называли этот курс по-разному: родиноведение (А. Соколов), отчизноведение (Э.Ю. Петри) и т.п., но по существу все они отводили для изучения учеником тот небольшой уголок, где ему ученику«представлялась возможность личного и наглядного ознакомления со всеми явлениями природы».
Довольно четко определял задачи приготовительного курса А.Ф. Соколов: «…оно помогает ребенку 1) ориентироваться на плане и карте; 2) из непосредственных конкретных представлений создать понятия о главных элементах ландшафта, как то: реке, береге, камне, горе и т.д.; 3) добыть основания для сравнений родной местности с другими странами; 4) изучить картографические способы обозначения известного участка земли, чтобы на этом впоследствии основать понимание карты; 5) пробудить наблюдательную способность, чувство красоты природы и изощрить познавательную способность». Словом, начальные географические знания должны состоять из некоторых общих географических понятий и знаний природы, окружающей школу местности. В процессе формирования первоначальных географических знаний необходимо широко использовать непосредственные наблюдения, которые, по выражению А. Соколова, являются высшей степенью наглядности». Одной из форм организации детских наблюдений служат географические экскурсии. Методисты-географы, как и естественники, ратуют за широкое применение наглядности, разрабатывают ее содержание и назначение в учебном процессе.
Таким образом, в дореволюционный период активными методами обучения естествознанию были признаны наблюдение и эксперимент, которые применяются на позициях «исследовательского метода». В связи с этим опыты передавались рук учителя в руки ученика, а наблюдения все больше становились самостоятельной деятельностью учащихся. Были разработаны теоретические основы и конкретные рекомендации к практическим работам и экскурсиям.
Своеобразную эволюцию претерпела методика экскурсий: экскурсии становятся обязательной частью учебного процесса, становятся системой в начальном естествознании и принимают исследовательский характер. Появились методики преподавания начальных естествознания и географии, в которых излагаются не только практические, но и теоретические вопросы.
Октябрьская революция 1917 г. внесла существенные изменения в постановку школьного дела в России. Задачи школы и педагогической науки определялись теперь декретами советской власти, программой Коммунистической партии, принятой на VIII съезде. В этих документах выдвигалось требование осуществления связи обучения с производительным трудом. Школа была должна готовить всесторонне развитых членов коммунистического общества на основе общего и политехнического образования. Был принят учебный план, по которому естествознание вводилось в школу со 2 класса. Такое раннее изучение природы объяснялось большим воспитательным воздействием ее на ребенка, практической ролью знаний о ней. Поэтому была выдвинута задача формирования «навыков, полезных в жизни, а также развитие стремления к оздоровлению своего быта, подготовка к пониманию простейших явлений в сельском хозяйстве». Наряду с определением содержания знаний, программы содержали ряд требований к преподаванию начального естествознания. Например, в петроградских программах указывалось на необходимость изучать природу в самой природе. «Основным принципом школьного естествознания является принцип непосредственного изучения предметов и явлений природы: изучаются самые предметы и явления, а не слова и книги о них».
Большая роль отводилась экскурсиям и практическим занятиям в лаборатории, в саду, в поле и т.п. Экскурсии являлись обязательным элементом преподавания естествознания. Эти требования нашли широкое отражение в выходившей тогда методической литературе. Их обсуждали на съездах и конференциях педагогов-естественников. Продолжали разрабатываться проблемы использования в учебном процессе исследовательского метода. Был внесен существенный вклад в раскрытие сущности и применения этого метода в реальном учебном процессе.
Интересно, что Б.Е. Райков настоятельно доказывал необходимость применения исследовательского метода в начальной школе: у детей младшего школьного возраста интенсивно идет процесс формирования умственных способностей, закладываются основные умения и навыки логического мышления. Но умение логически мыслить может формироваться в том случае, если ребенок систематически будет поставлен перед решением тех или иных логических задач, перед необходимостью делать умозаключения, обобщения и выводы.
Большую значимость в своем развитии приобрели экскурсии. Они продолжали носить исследовательский характер, но становились более массовыми, с вынесением за рамки учебного плана как внеклассные и внешкольные. Первая созданная до революции под Петроградом экскурсионная биологическая станция способствовала открытию подобных биостанций повсеместно. В Москве первая биостанция была организована В.Ф. Натали, а через несколько месяцев еще одна биостанция открылась в Сокольниках. Основателем ее стал Б.В. Всесвятский. Эта биостанция продолжает действовать и в наше время. Начав с внедрения экскурсий в систему обучения, биостанции вскоре стали вести широкую методическую работу среди учителей, снабжали школы различными наглядными пособиями, изготовленными детьми. Кроме того биостанции явились хорошим местом внешкольных занятий детей, положив начало юннатскому движению. Под влиянием и при непосредственной помощи биостанций в школах стали создаваться уголки живой природы. Дети сами ухаживали за обитателями уголков и приобретали полезные навыки ухода за растениями и животными. Во многих школах уголки живой природы стали базой для работы юннатских кружков.
Размах экскурсионного движения вызвал к жизни многочисленную и весьма интересную экскурсионную литературу: В.Ф. Натали. «Естествознание в новой школе»; Б.Е. Райков. «Вопросы экскурсионного дела» и «Методика и техника экскурсий»; Б.В. Всесвятский. «Ближе к природе» и др. В ней разрабатывались общие вопросы методики ведения экскурсий, а также содержание отдельных экскурсионных тем.
Итак, к концу 1922 г. появились государственные программы, которые в дальнейшем менялись почти каждый год. Лишь к 1927 г. были созданы стабильные программы. В них учебные предметы как самостоятельные школьные дисциплины потеряли свой статус. Знакомство детей с природой предусматривалось с первого класса: сообщались лишь отдельные сведения о неживой и живой природе. Во втором классе дети знакомились с изменениями в природе по временам года. Содержание программы третьего класса составляли сведения об основных элементах географического ландшафта, о воздействии человека на природу. Основным методом изучения природы был признан исследовательский. Поэтому рекомендовались кратковременные и длительные экскурсии, опыты, практические работы и общественно полезный труд учащихся. Изучение природы требовалось тесно связывать с краеведением.
Поэтому разработанные в те годы программы наблюдений в природе, практические работы и опыты представляют интерес и в наши дни, экскурсии не только укрепились как исследовательские, но и появился новый вид экскурсий - производственные. Новую трактовку получил краеведческий принцип. Теперь его сущность не ограничивалась лишь изучением природы своего края, а дополнилась изучением труда людей, использованием в хозяйстве природы данного края. Был поддержан и активно внедрялся в практику школы исследовательский метод. Важным моментом было осуществление связи обучения с жизнью, с производительным трудом, что явилось основой становления и дальнейшею признания и развития политехнического принципа. После постановлений 1931 и 1932 гг. были восстановлены учебные предметы. В первый год обучения дети знакомились с сезонными изменениями в природе. Материал о лете был включен в летние задания. Уже в программе указано, что весь учебный материал в I классе прорабатывается на основе непосредственных наблюдений детей.
С введением естествознания как самостоятельного предмета в младшие классы школы был поставлен вопрос об учебниках для учащихся. В I и II классах знания о природе дети должны были получать чисто практическим путем, в процессе самостоятельных наблюдений, на экскурсиях, предметных уроках, в ходе работы с растениями и животными в уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Поэтому было признано, что учебники по естествознанию для I и II классов не нужны. Для III класса был подготовлен специальный учебник (автор В.А. Тетюрев). Названия тем в учебнике соответствовали программе. Основным его компонентом были научные статьи. Однако учебник был перегружен учебным материалом, который практически не был адаптирован к возрасту учащихся. Книга выполняла чисто информационную функцию, в ней отсутствовали какие-либо вопросы и задания, не было даже намеков на руководство познавательной деятельностью учащихся. Слабо была разработана практическая направленность курса. Автор лишь описывал применение объектов природы человеком в своей практической деятельности, но не направлял практическую деятельность учащихся. Правда в учебнике были описаны опыты, но во всех случаях подробно изложен и их результат. Такой подход не вызывал интереса к постановке опытов и зачастую в практике школы опыты подменялись чтением учебника о них. Вместе с тем это был первый опыт создания учебников по естествознанию для десятилетних детей, который несомненно сыграл положительную роль в разработке учебников естествознания впоследствии.
С 1936/37 учебного года естествознание было исключено из I и II классов, а с 1945/46 - и из III класса. Знания о природе дети стали получать на уроках родного языка путем объяснительного чтения статей природоведческого содержания. Выделялись специальные часы на экскурсии, предметные уроки. Выдвигались требования обязательности ведения наблюдений в природе, изучения природы в связи с работами на учебно-опытном участке. Однако они не были особой программой, а включались в программу родного языка, что для практики делало их еще более необязательными. Разработка методики естествознания шла лишь применительно к IV классу, где был сохранен сначала курс «Неживая природа» и «География», затем «Природоведение».
С выходом в свет стабильных учебников по природоведению исследования в области начального естественнонаучного образования не прекратились. Продолжалась проверка содержания, структуры и методического аппарата учебников, что дало возможность авторам периодически корректировать учебники и программы. Интенсивно исследовалась проблема содержания и методики наблюдения в природе. Результатом этих исследований стало создание «Дневников наблюдений» для каждого класса начальной школы. Авторами «дневников» были Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, Л.П. Чистова. Почти одновременно с дневниками вышли методические рекомендации для учителей и таблицы по природоведению для каждого класса. Параллельно велась интенсивная работа по подготовке и переподготовке учителей к преподаванию нового предмета «Природоведения».
2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях.
Слово «экскурсия»происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия (от лат. excursio - поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе».
«Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»
Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. "
В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» .
В Толковом словаре русского языка слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода».
Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам. Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
К специфическим признакам экскурсии относятся :
а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);
б) экскурсионность объекта;
в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
г) способ предметного изучения;
д) эмоциональность.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
Список литературы:
экскурсионный естествознание школа природа
1. Начальная школа 2006 г. №2
Начальная школа 2009 г. №10
Начальная школа 2007 г. №6
Философский энциклопедический словарь - М., 1983 г.
Симоновский А.Э «Развитие творческого мышления детей»
Начальная школа 2009 г. №7
Программа Плешакова «Зеленый мир вокруг нас» - М., 2003
Сборник программ. ЧастьII
Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - М., 2004 г.
Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян «Методика преподавания естествознания»
Н.А. Седов «Культурно-просветительский туризм» #"justify">. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Том 6-М, 1952
Ушинский К.Д.собрание сочинений в 11 томах. Том 5-М,
Герд А.Я. «Избанные педагогические труды» - М, 1953 г.
Емельянов Б.Б. «Экскурсоведение» - М., 2007
. «Малая советская энциклопедия» - М., 1931 г., т. 10
. «Толковый словарь русского языка» / под ред. Л.Н. Ушакова - М., 1940 г.
Большая советская энциклопедия - М., 1978 г., т. 29
19. « Основы зоологических экскурсий»#"justify">20. А.С. Нехлюдова, В.И. Севастьянов «Полевая практика по природоведению» - М., 1986 г.
Начальная школа 2002 г. №5
Начальная школа 2007 г. №7
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.