К освобождению энергии в организме приводит образование. Этапы высвобождения свободной энергии в организме
Энергия поступает в виде молекул белков, жиров и углеводов пищи, где происходит ее превращение. Вся энергия переходит в тепло, которое затем выделяется в окружающую среду. Тепло - конечный результат превращения энергии, а также мера энергии в организме. Освобождение энергии в нем происходит в результате окисления веществ в процессе диссимиляции. Освобождающаяся энергия переходит в доступную для организма форму - химическую энергию макроэргических связей молекулы АТФ. Везде, где совершается работа, происходит гидролиз связей молекулы АТФ. Энергетических затрат требуют процессы обновления и перестройки тканей; энергия расходуется при функционировании органов; при всех видах сокращения мышц, при мышечной работе; энергия затрачивается в процессах синтеза органических соединений, в том числе ферментов. Энергетические потребности тканей покрываются, главным образом, за счет расщепления молекулы глюкозы - гликолиза. Гликолиз - это многоступенчатый ферментативный процесс, в ходе которого суммарно выделяется 56 ккал. Однако энергия в процессе гликолиза выделяется не одномоментно, а в виде квантов, каждый из которых составляет примерно около 7.5 ккал, что и способствует ее заключению в макроэргические связи молекулы АТФ.
Определение величины прихода и расхода энергии
Для определения величины прихода энергии в организм необходимо знать, во-первых, химический состав пищи, т.е. сколько граммов белков, жиров и углеводов содержится в пищевых средствах и, во-вторых, теплоту сгорания веществ. Теплота сгорания - это количество тепла, которое выделяется при окислении 1 грамма вещества. При окислении 1 г жира в организме выделяется 9,3 ккал; 1 г углеводов - 4,1 ккал тепла и 1 г белка - 4,1 ккал. Если пища, например, содержит 400 г углеводов, то человек может получить 1600 ккал. Но углеводы должны пройти долгий путь превращений, прежде чем эта энергия станет достоянием клеток. Организм все время нуждается в энергии, и процессы диссимиляции идут беспрерывно. В нем постоянно окисляются собственные вещества, и выделяется энергия.
Расход энергии в организме определяется двумя путями. Во-первых, это так называемая прямая калориметрия, когда в специальных условиях определяют тепло, которое организм выделяет в окружающую среду. Во-вторых, это непрямая калориметрия. Расход энергии рассчитывается на основе вычленения газообмена: определяют количество кислорода, потребленное организмом за определенное время и количество углекислого газа, выделенное за это время. Поскольку выделение энергии происходит в результате окисления веществ до конечных продуктов - углекислот газа, воды и аммиака, то между количеством потребленного кислорода, выделенной энергией и углекислым газом существует определенная взаимосвязь. Зная показания газообмена и калорический коэффициент кислорода, можно рассчитать расход энергии организма. Калорический коэффициент кислорода - это количество тепла, выделяющееся при потреблении организмом 1 литра кислорода. Если окислению подвергаются углеводы, то при поглощении 1 л кислорода высвобождается 5,05 ккал энергии, если жиры и белки - соответственно 4,7 и 4,8 ккал. Каждому из этих веществ соответствует определенная величина дыхательного коэффициента, т.е. величина отношения объема углекислого газа, выделенного за данный промежуток времени, к объему кислорода, поглощенного организмом за этот интервал времени. При окислении углеводов дыхательный коэффициент равен 1, жиров - 0,7, белков - 0,8. Поскольку расщепление различных пищевых веществ в организме происходит одновременно, величина дыхательного коэффициента может варьироваться. Ее среднее значение у человека в норме находится в пределах 0,83-0,87. Зная величину дыхательного коэффициента, можно с помощью специальных таблиц определить количество освобождающейся энергии в калориях. По величине дыхательного коэффициента можно судить и об интенсивности протекания процессов обмена веществ в целом.
Основной обмен
В клинической практике для сравнения интенсивности обмена веществ и энергии у разных людей и выявления его отклонений от нормы определяют величину «основного» обмена, т.е. минимальное количество энергии, расходуемой только на поддержание функции нервной системы, деятельности сердца, дыхательной мускулатуры, почек и печени в состоянии полного покоя. Основной обмен определяют в особых условиях - в утренние часы натощак в положении лежа при полном физическом и психическом покое, не ранее 12-15 часов после последнего приема пищи, при температуре 18-20 °С. Основной обмен - важнейшая физиологическая константа организма. Величина основного обмена составляет примерно 1100-1700 ккал в сутки, а в расчете на 1 квадратный метр поверхности тела он составляет около 900 ккал в сутки. Нарушение любого из этих условий изменяет величину основного обмена обычно в сторону его увеличения. Индивидуальные физиологические различия величины основного обмена у разных людей определяются весом, возрастом, ростом и полом - это факторы, которые определяют величину основного обмена. Основной обмен характеризует исходный уровень потребления энергии, но его нельзя рассматривать как «минимальный», так как величина основного обмена при бодрствовании несколько выше, чем в условиях сна.
Принцип измерения основного обмена
На основании многочисленных определений основного обмена у людей составлены таблицы нормальных величин этого показателя в зависимости от возраста, пола и общей поверхности тела. В этих таблицах величины основного обмена приводятся в килокалориях (ккал) на 1 м 2 поверхности тела за 1 час. Большое влияние на основной обмен оказывают изменения гормональной системы организма, особенно щитовидной железы : при ее гиперфункции основной обмен может превышать нормальный уровень на 80%, при гипофункции основной обмен может быть ниже нормы на 40%. Выпадение функции передней доли гипофиза или коры надпочечников влечет за собой снижение основного обмена. Возбуждение симпатической нервной системы , усиленное образование или введение адреналина извне увеличивают основной обмен.
Расход энергии при работе
Увеличение расхода энергии при работе называют рабочей прибавкой. Расход энергии будет тем больше, чем интенсивнее и тяжелее производимая работа. Умственный труд не сопровождается повышением энергетических затрат. Так, например, решение в уме трудных математических задач приводит к увеличению расхода энергии всего на несколько процентов. Поэтому энергетические траты в сутки у лиц умственного труда меньше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.
Вариант 1
Часть 1
А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:
1) плечевая и локтевая;
2) ребра и грудина;
3) мозгового отдела черепа;
4) грудного отдела позвоночника.
А2. При свертывании крови:
1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества;
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови.
А3. К возникновению близорукости может привести:
1) повышение уровня обмена веществ;
2) чтение текста лежа;
3) повышенная возбудимость нервной системы;
4) чтение текста на расстоянии 30–35 см от глаз.
А4. Внутренняя среда организма представлена:
1) клетками тела;
2) органами брюшной полости;
3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой;
4) содержимым желудка и кишечника.
А5. К освобождению энергии в организме приводит:
1) образование органических соединений;
2) диффузия веществ через мембраны клеток;
3) окисление органических веществ в клетках тела;
4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.
А6. И нервная, и мышечная ткани обладают:
1) проводимостью;
2) сократимостью;
3) возбудимостью;
4) воспроизведением.
А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:
1) тканевым дыханием;
2) биосинтезом;
3) легочным дыханием;
4) транспортом газов.
А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:
1) слизь;
2) инсулин;
3) желчь;
4) соляная кислота.
А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:
1) щитовидной железы;
2) надпочечников;
3) поджелудочной железы;
4) гипофиза.
А10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:
1) наложении шины;
2) наложении жгута;
3) обработке раны йодом;
4) воздействии холодом.
Часть 2
В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:
1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.
В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:
1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) глицерина;
4) гликогена;
5) клетчатки;
6) гормонов.
В3. Частями среднего уха являются:
1) ушная раковина;
2) улитка;
3) молоточек;
4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня;
6) стремечко.
В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.
Часть 3
Задание С. Дайте полный развернутый ответ на вопрос: какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?
Дополнительное задание.
Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.
А. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
В. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.
А1. У млекопитающих и человека в венах большого круга кровообращения течет кровь:
1) насыщенная углекислым газом;
2) насыщенная кислородом;
3) артериальная;
4) смешанная.
А2. Наложение шины на сломанную конечность:
1) уменьшает ее отек;
2) замедляет кровотечение;
3) предупреждает смещение сломанных костей;
4) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.
А3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции:
1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен всем остальным.
А4. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:
1) анатомия;
2) физиология;
3) экология;
4) гигиена.
А5. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:
1) нервной;
2) мышечной;
3) соединительной;
4) эпителиальной.
А6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют:
1) почки, кожа и легкие;
2) тонкий и толстый кишечник;
3) печень и желудок;
4) слюнные и слезные железы.
А7. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:
1) печеночной вене;
2) капиллярах малого круга кровообращения;
3) капиллярах большого круга кровообращения;
4) лимфатических сосудах.
А8. Первичной мочой называется жидкость, поступающая:
1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3) из нефрона в почечную лоханку;
4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.
А9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:
1) происходит газообмен;
2) образуется много слизи;
3) имеются хрящевые полукольца;
4) воздух согревается и очищается.
А10. Нервным импульсом называют:
1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;
3) процесс сокращения клетки;
4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.
Часть 2
При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.
В1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:
1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах;
6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах.
В2. Витамины – это органические вещества, которые:
1) в ничтожно малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ;
2) участвуют, например, в процессах кроветворения и свертывания крови;
3) содержатся только в овощах и фруктах;
4) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;
5) являются в организме источником энергии;
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей.
В3. К центральной нервной системе относят:
1) чувствительные нервы;
2) спинной мозг;
3) двигательные нервы;
4) мозжечок;
5) мост;
6) нервные узлы.
В4. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.
Часть 3
Задание С. Дайте полный, развернутый ответ на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?
Дополнительное задание.
Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
А. Левый желудочек.
Б. Капилляры.
В. Правое предсердие.
Г. Артерии.
Д. Вены.
Е. Аорта.
1 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?
1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа;
4. грудного отдела позвоночника.
А 2. При свёртывании крови
1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.
А 3. К возникновению близорукости может привести
1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.
А 4. Внутренняя среда организма образована
1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.
А 5. К освобождению энергии в организме приводит
1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.
А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани?
1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением.
А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется
1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.
А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии
1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.
А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции
1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза.
А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в
1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом;
4. воздействием холодом.
Часть 2.
В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой
1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры;
5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно.
В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь
1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.
В 3. В среднем ухе расположены
1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня;
6. стремечко.
В 4
Вид иммунитета | |||||
передаётся по наследству, врождённый. | А. естественный |
||||
возникает под действием вакцин. | Б. искусственный. |
||||
приобретается при введении в организм лечебной сывороткой. | |||||
формируется после перенесённого заболевания. | |||||
различаю активный и пассивный. | |||||
Часть 3.
С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?
Дополнительное задание.
Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.
А) наружное ухо.
Б) перепонка овального окна.
В) слуховые косточки.
Г) барабанная перепонка.
Д) жидкость в улитке.
Е) слуховые рецепторы.
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
2 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения
1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная;
4. смешанная.
А 2. Наложение шины на сломанную конечность
1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.
А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции
1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев;
4. большой палец противопоставляется всем остальным.
А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?
1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.
А 5 .Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани
1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.
А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют
1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.
А 7 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в
1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;
3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.
А 8. Первичная моча – это жидкость, поступившая
1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.
А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости
1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца;
4. воздух согревается и очищается.
А 10. Нервным импульсом называют
1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь
1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом;
5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах.
В 2. Витамины – это органические вещества, которые
1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 3. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии;
6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.
В 3. К центральной нервной системе относят
1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы.
В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Отростки нейрона | |||||
обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона | А. аксон. |
||||
снаружи покрыт миелиновой оболочкой. | Б. дендрит. |
||||
короткий и сильно ветвится. | |||||
участвует в образовании нервных волокон. | |||||
обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона. | |||||
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?
Дополнительное задание.
Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
А) левый желудочек.
Б) капилляры.
В) правое предсердие.
Г) артерии.
Д) вены.
Е) аорта.
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
3 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт
1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ.
А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней
1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген;
4. гликоген превращается в глюкозу.
А 3. Причина непрерывного движения крови по сосудам –
1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам;
4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями.
А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо
1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.
А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются
1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.
А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови
1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.
А 7. Вакцина содержит
1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела;
4. убитых возбудителей.
А 8. В свёртывании крови участвуют
1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.
А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью
1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.
А 10. В сером веществе спинного мозга расположены
1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;
3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. Неправильная осанка может привести к
1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.
В 2. Поджелудочная железа в организме человека
1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты.
В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится
1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;
6. гормоны роста, необходимые человеку.
В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Тип желез | |||||
имеются выводные протоки. | А. внешней секреции. |
||||
отсутствуют выводные протоки | Б. внутренней секреции. |
||||
выделят секрет в кровь. | |||||
выделяют секрет в полости тела или органов. | |||||
выделяют секрет на поверхность тела. | |||||
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями?
Дополнительное задание.
Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.
А) хрусталик
Б) роговица
В) зрачок
Г) палочки и колбочки
Д) стекловидное тело
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
4 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что
1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;
4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.
А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют
1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.
А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью
1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.
А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма
1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами;
4. витаминами.
А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы
1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела;
4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.
А 6. Затылочная кость соединяется с теменной
1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.
А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании
1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.
А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора –
1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.
А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,
1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;
3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.
А 10. Самое высокое давление крови у человека в
1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела?
1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.
В 2. Что происходит в организме человека после предупредительной прививки?
1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты;
3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний.
В 3. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?
1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения.
В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Отдел пищеварительного канала. | |||||
обработка пищевой массы желчью. | А. желудок. |
||||
первичное расщепление белков. | Б. тонкая кишка. |
||||
интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками. | В. толстая кишка |
||||
расщепление клетчатки. | |||||
завершение расщепления белков, углеводов, жиров. | |||||
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?
Дополнительное задание.
Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.
А) вены
Б) аорта
В) артерии
Г) капилляры.
Ответы к контрольным работам.
1 вариант.
А7 — 3 | В1 – 256 | |
А2 -2 | А8 — 4 | В2 – 123 |
А3 – 2 | А9 — 3 | В3 – 356 |
А4 – 3 | А10 – 2 | В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5АБ |
А5 – 3 | Дополнительное задание | |
А6 – 3 | А Г В Б Д Е |
2 вариант.
А7 — 3 | В1 – 145 | |
А2 -3 | А8 — 1 | В2 – 126 |
А3 – 1 | А9 — 4 | В3 – 245 |
А4 – 2 | А10 – 1 | В4 – 1Б 2А 3Б 4А 5А |
А5 – 3 | Дополнительное задание | |
А6 – 1 | А Е Г Б Д В |
3 вариант.
А7 — 2 | В1 – 125 | |
А2 -2 | А8 — 4 | В2 – 345 |
А3 – 1 | А9 — 3 | В3 – 135 |
А4 – 4 | А10 – 1 | В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5А |
А5 – 3 | Дополнительное задание | |
А6 – 2 | Б В А Б Д Г |
4 вариант.
А7 — 3 | В1 – 456 | |
А2 -2 | А8 — 3 | В2 – 346 |
А3 – 4 | А9 — 2 | В3 – 245 |
А4 – 1 | А10 – 3 | В4 – 1Б 2А 3Б 4В 5Б |
А5 – 1 | Дополнительное задание | |
А6 – 2 | Б В А Г |
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант.
Часть 1
А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?
1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина;
3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника.
А 2. При свёртывании крови
1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества;
4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.
А 3. К возникновению близорукости может привести
1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа;
3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.
А 4. Внутренняя среда организма образована
1 . клетками тела; 2 . органами брюшной полости;
3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.
А 5. К освобождению энергии в организме приводит
1.образование органических соединений;
2. диффузия веществ через мембраны клеток;
3. окисление органических веществ в клетках тела;
4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.
А 6. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют
1. белки; 2. крахмал; 3. жиры; 4. целлюлозу.
А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется
1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.
А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии
1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.
А 9. В затылочной доле коры головного мозга находится
1. моторная зона; 2. слуховая зона;
3. зона обонятельной чувствительности 4. зрительная зона.
А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в
1.наложении шины; 2. наложения жгута;
3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом.
А 11. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения
1. насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом;
3. артериальная; 4. смешанная.
А 12. Наложение шины на сломанную конечность
1. уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение;
3. предупреждает смещение сломанных костей;
4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.
А 13. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции
1. сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти;
3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным.
А 14. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?
1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.
А 15 . Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани
1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.
А 16. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют
1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка;
3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.
А 17 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в
1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;
3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.
А 18. Первичная моча – это жидкость, поступившая
1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3. из нефрона в почечную лоханку;
4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.
А 19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости
1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи;
3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается.
А 20. Нервным импульсом называют
1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;
3. процесс сокращения клетки;
4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.
Часть 2.
В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой
1 .состоит из многоядерных волокон; 2 . состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3 . обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5 . располагается в стенках внутренних органов;
6 . сокращается медленно, ритмично, непроизвольно.
В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь
1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.
В 3. В среднем ухе расположены
1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек;
4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко.
В 4
Характеристика
Вид иммунитета
передаётся по наследству, врождённый.
А. естественный
возникает под действием вакцин.
Б. искусственный.
приобретается при введении в организм лечебной сывороткой.
формируется после перенесённого заболевания.
различают активный и пассивный.
1
2
3
4
5
В5. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.
А) наружное ухо.
Б) перепонка овального окна.
В) слуховые косточки.
Г) барабанная перепонка.
Д) жидкость в улитке.
Е) слуховые рецепторы.
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» Вариант 2
Часть 1 При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Рахит развивается при недостатке витамина 1. D ; 2. B 12 3. С; 4. А
А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней
1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества;
3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу.
А 3. Первичная моча по своему составу сходна с
1. лимфой 2. Вторичной мочой 3. межклеточным веществом 4. Плазмой крови
А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо
1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс;
3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.
А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются
1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной;
3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.
А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови
1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения;
3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.
А 7. Вакцина содержит
1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей;
3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей.
А 8. В свёртывании крови участвуют
1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.
А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью
1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.
А 10. В сером веществе спинного мозга расположены
1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;
3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.
А 11. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что
1.их стенки выстланы ресничным эпителием;
2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;
3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;
4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.
А 12. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют
1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.
А 13. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью
1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.
А 14. Значение дыхания состоит в обеспечении организма
1.энергией; 2. строительным материалом;
3. запасными питательными веществами; 4. витаминами.
А 15. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы
1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли;
2. избежать инфицирования места перелома; 3 . согреть повреждённую часть тела;
4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.
А 16. Затылочная кость соединяется с теменной
1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.
А 17. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании
1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.
А 18. Проводниковая часть зрительного анализатора –
1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.
А 19. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,
1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;
3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.
А 20. Самое высокое давление крови у человека в
1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.
Часть 2. При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. Неправильная осанка может привести к
1.смещению и сдавливанию внутренних органов;
2. нарушению кровоснабжения внутренних органов;
3. растяжению связок в тазобедренном суставе;
4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы;
5. деформации грудной клетки;
6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.
В 2. Витамины – это органические вещества, которые
1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах;
2. влияют на превращение глюкозы в гликоген;
3. входят в состав ферментов;
4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;
5. являются в организме источником энергии;
6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.
В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится
1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков;
2. все жирные кислоты, необходимые для организма;
3. много витаминов и минеральных веществ;
4. антитела и различные ферменты;
5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;
6. гормоны роста, необходимые человеку.
В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Строение и функции
Отростки нейрона
обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона
А. аксон.
снаружи покрыт миелиновой оболочкой.
Б. дендрит.
короткий и сильно ветвится.
участвует в образовании нервных волокон.
обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.
1
2
3
4
5
В 5. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.
А) хрусталик
Б) роговица
В) зрачок
Г) палочки и колбочки
Д) стекловидное тело
Ответы
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
1 вариант
2 вариант
А1
А1
А 2
А 2
А3
А3
А4
А4
А5
А5
А6
А6
А7
А7
А8
А8
А9
А9
А10
А10
А11
А11
А12
А12
А13
А13
А14
А14
А15
А15
А16
А16
А17
А17
А18
А18
А19
А19
А20
А20
В1
2 5 6 (3 балла)
В1
1 2 5 (3 балла)
В2
1 2 3 (3 балла)
В2
1 3 6 (3 балла)
В3
3 5 6 (3 балла)
В3
1 3 5 (3 балла)
В4
1А, 2Б, 3Б, 4А, 5АБ
(5 баллов)
В4
1Б, 2А, 3Б, 4А, 5А
(5 баллов)
В5
А Г В Б Д Е (1 балл)
В5
Б В А Д Г (1 балл)
Итого 35 баллов
Итого 35 баллов
35 - 31 баллов – «5»
30 - 20 баллов – «4»
19 - 11 баллов - «3»
10 баллов и меньше – «2»
1. Общая характеристика обмена веществ в организме.
2. Обмен белков.
3. Обмен жирова.
4. Обмен углеводов.
ЦЕЛЬ: Представлять общую схему обмена веществ в организме, обмен белков, жиров, углеводов и проявления патологии этих видов обмена.
1. Поступив в организм, молекулы пищевых веществ участвуют во множестве различных реакций. Эти реакции, а также остальные химические проявления жизнедеятельности называются обменом веществ, или метаболизмом. Пищевые вещества используются в качестве сырья для син-теза новых клеток или окисляются, доставляя организму энергию.Часть этой энергии необходима для непрерывного построения новых тканевых компонентов, другая расходуется в процессе функционирования клеток: при сокращении мышц, передаче нервных импульсов, секреции кле-точных продуктов. Остальная энергия освобождается в виде тепла.
Процессы обмена веществ разделяют на анаболические и катаболические. Анаболизм (ассимиляция) - химические процессы, при которых простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных,что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту. Катаболизм (диссимиляция) - расщепление сложных веществ, приводящее к освобождению энергии, при этом происходит разрушение протоплазмы и расходование ее веществ.
Сущность обмена веществ:1)поступление в организм из внешней среды различных питатель-ных веществ;2)усвоение и использование их в процессе жизнедеятельности как источников энергии и материала для построения тканей;3)выделение образующихся продуктов обмена во внешнюю среду.
Специфические функции обмена веществ:1) извлечение энергии из окружающей среды в форме химической энергии органических веществ;2) превращение экзогенных веществ в строительные блоки, т.е.предшественники макромолекулярных компонентов клетки;3) сборка белков, нуклеиновых кислот и других клеточных компонентов из этих блоков;4) синтез и разрушение биомолекул, необходимых для выполнения различных специфических функций данной клетки.
2. Обмен белков - совокупность пластических и энергетических процессов превращения белков в организме, включая обмен аминокислот и продуктов их распада. Белки - основа всех клеточ-ных структур, являются материальными носителями жизни. Биосинтез белков определяет рост, развитие и самообновление всех структурных элементов в организме и тем самым их функциональную надежность. Суточная потребность в белках (белковый оптимум) для взрослого человека составляет 100-120 г (при трате энергии 3000 ккал/сутки). В распоряжении организма должны быть все аминокислоты (20) в определенном соотношении и количестве, иначе белок не может быть синтезирован. Многие составляющие белок аминокислоты (валин, лейцин, изолейцин, лизин,метионин, треонин, фенилаланин, триптофан) не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей (незаменимые аминокислоты). Другие аминокислоты могут быть синтезированы в организме и называются заменимыми (гистидин,гликокол,глицин,аланин, глутаминовая кислота, пролин, оксипролин, серии, тирозин, цистеин, аргинин,).Белки делят на биологически полноценные (с полным набором всех незаменимых аминокислот) и неполноценные (при отсутствии одной или нескольких незаменимых аминокислот).
Основные этапы обмена белков:1) ферментативное расщепление белков пищи до аминокислот и всасывание последних;2) превращение аминокислот;3) биосинтез белков;4) расщепление белков; 5) образование конечных продуктов распада аминокислот.
Всосавшись в кровеносные капилляры ворсинок слизистой оболочки тонкого кишечника, аминокислоты по воротной вене поступают в течень,где они немедленно используются, либо задерживаются в качестве небольшого резерва. Часть аминокислот остается в крови и попадает в другие клетки тела, где они включаются в состав новых белков. Белки тела непрерывно расщепляются и синтезируются заново (период обновления общего белка в организме - 80 дней). Если пища содержит больше аминокислот, чем необходимо для синтеза клеточных белков, ферменты печени отщепляют от них аминогруппы NH2, т.е. производят дезаминирование. Другие ферменты, соединяя отщепленные аминогруппы с СО2, образуют из них мочевину, которая переносится с кровью в почки и выделяется с мочой. Белки не откладываются в депо, поэтому белки, которые организм расходует после истощения запаса углеводов и жиров, - не резервные, а ферменты и структурные белки клеток.
Нарушения обмена белков в организме могут быть количественные и качественные. О количественных изменениях белкового обмена судят по азотистому балансу, т.е. по соотношению количества азота, поступившегo в организм с пищей и выделенного из него. В норме у взрослого человека при адекватном питании количество введенного в организм азота равно количеству, выведенного из организма (азотистое равновесие). Когда поступление азота превышает его выде-ление, говорят о положительном азотистом балансе, при этом происходит задержка азота в орга-низме. Наблюдается в период роста организма, во время беременности, при выздоровлении.. Когда количество выведенного из организма азота превышает количество поступившего, говорят об отрицательном азотистом балансе.Он отмечается при значительном снижении содержания белка в пище (белковом голодании).
3. Обмен жиров - совокупность процессов превращения липидов (жиров) в организме. Жиры являются энергетическим и пластическим материалом, входят в состав оболочки и цитоплазмы клеток. Часть жиров накапливается в виде запасов (10-30% массы тела). Основная масса жиров - нейтральные липиды (триглицериды олеиновой, пальмитиновой, стеариновой и других высших жирных кислот). Суточная потребность в жирах для взрослого человека 70-100 г. Биологическая ценность жиров определяется тем, что некоторые ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая), необходимые для жизнедеятельности, являются незаменимыми (суточная потребность 10-12 г).и не могут образовываться в организме человека из других жирных кислот, поэтому они должны обязательно поступать с пищей (растительные и животные жиры).
Основные этапы жирового обмена:1) ферментативное расщепление жиров пищи в желудочно-кишечном тракте до глицерина и жирных кислот и всасывание последних в тонком кишечнике; 2) образование липопротеидов в слизистой оболочке кишечника и в печени и транспорт их кровью;3) гидролиз этих соединений на поверхности клеточных мембран ферментом липопротеидлипазой, всасывание жирных кислот и глицерина в клетки, где они используются для синтеза собственных липидов клеток органов и тканей. После синтеза липиды могут подвергаться окисле-нию, выделяя энергию, и превращаться в конечном итоге в углекислый газ и воду (100 г жиров дает при окислении 118 г воды). Жир может трансформироваться в гликоген, а затем подвергаться окислительным процессам по типу углеводного обмена. При избытке жир откладывается в виде запасов в подкожной клетчатке, большом сальнике, вокруг некоторых внутренних органов.
С пищей, богатой жирами, поступает некоторое количество липоидов (жироподобных веществ) - фосфатидов и стеринов. Фосфатиды необходимы организму для синтеза клеточных мембран, они входят в состав ядерного вещества, цитоплазмы клеток. Фосфатидами особенно богата нервная ткань. Главным представителем стеринов является холестерин. Он также входит в состав клеточных мембран, является предшественником гормонов коры надпочечников, половых желез, витамина D, желчных кислот. Холестерин повышает устойчивость эритроцитов к гемолизу, служит изолятором для нервных клеток, обеспечивая проведение нервных импульсов. Нормальное содержание общего холестерина в плазме крови 3,11-6,47 ммоль/л.
4. Обмен углеводов - совокупность процессов превращения углеводов в организме. Углеводы являются источниками энергии для непосредственного использования (глюкоза) или образуют депо энергии (гликоген), являются компонентами сложных соединений (нуклеопротеиды, глико-протеиды), используемых для построения клеточных структур.Суточная потребность 400-500 г.
Основные этапы углеводного обмена: 1) расщепление углеводов пищи в желудочно-кишеч-ном тракте и всасывание моносахаридов в тонком кишечнике;2) депонирование глюкозы в виде гликогена в печени и мышцах или непосредственное ее использование в энергетических целях; 3) расщепление гликогена в печени и поступление глюкозы в кровь по мере ее убыли (мобилизация гликогена);4) синтез глюкозы из промежуточных продуктов (пировиноградной и молочной кислот) и неуглеводных предшественников;5) превращение глюкозы в жирные кислоты; 6) окисление глюкозы с образованием углекислого газа и воды.
Углеводы всасываются в пищеварительном канале в виде глюкозы, фруктозы и галактозы. Они поступают по воротной вене в печень, где фруктоза и галактоза превращаются в глюкозу, накапливающуюся в виде гликогена. Процесс синтеза гликогена в печени из глюкозы называется гликогенезом (в печени содержится в виде гликогена 150-200 г углеводов). Часть глюкозы попадает в общий кровоток и разносится по всему организму, используясь как основной энергетический материал и как компонент сложных соединений (гликопротеиды, нуклеопротеиды).
Глюкоза является постоянной составной частью (биологической константой) крови. Содержание глюкозы в крови в норме 4,44-6,67 ммоль/л, при увеличении ее содержания (гипергликемии) до 8,34-10 ммоль/л она выводится с мочой в виде следов. При понижении уровня глюкозы в крови (гипогликемии) до 3,89 ммоль/л появляется чувство голода, до 3,22 ммоль/л - возникают судороги, бред и потеря сознания (кома). При окислении глюкозы в клетках для получения энергии она в конечном итоге превращается в углекислый газ и воду. Распад гликогена в печени до глюкозы - гликогенолиз. Биосинтез углеводов из продуктов их распада или продуктов распада жиров и белков - гликонеогенез. Расщепление углеводов при отсутствии кислорода с накоплением энергии в АТФ и образованием молочной и пировиноградной кислот - гликолиз.
Когда поступление глюкозы превышает потребность, печень превращает глюкозу в жир, который откладывается про запас в жировых депо и может быть использован в будущем как источ-ник энергии. Нарушение нормального обмена углеводов проявляется повышением содержания глюкозы в крови. Постоянная гипергликемия и глюкозурия, связанная с глубоким нарушением углеводного обмена наблюдается при сахарном диабете. В основе болезни лежит недостаточность инкреторной функции поджелудочной железы. Вследствие недостатка или отсутствия инсулина в организме нарушается способность тканей использовать глюкозу, и она выводится с мочой..