М х дулати события и факты. Современные проблемы науки и образования
В работе сделан анализ идейных истоков педагогических воззрений ученого позднего средневековья М.Х. Дулати, обоснована необходимость изучения его наследия в педагогическом аспекте. Представлен анализ его воззрений на традиционные для восточной педагогической мысли проблемы: воспитание «совершенной личности», места человека в обществе, о смысле жизни, о счастье и т.д. Еще одним значительным фактором становления философских и педагогических взглядов Мирзы Хайдара Дулати, безусловно, является исламская культура, определявшая духовную атмосферу, быт, традиции воспитания и образования Востока. Педагогические воззрения Дулати, в частности, его взгляды на семейное, нравственное, физическое воспитание опираются на религиозные ценности. Нравственные идеалы и принципы мировоззрения мыслителя М.Х. Дулати, обусловленные вышеперечисленными факторами, легли в основу его государственной и научной деятельности, а также составляют зерно философских и педагогических взглядов ученого.
восточные средневековые мыслители.
философско-педагогические концепции
педагогическое наследие
1. Бабур З. Бабур – наме. Госиздат. УЗ ССР, 1948.
2. Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор. Соч. Т.7. М., 1971. С. 309.
3. Дулати М.Х. Тарих-и Рашиди (Рашидова история): Перевод с персидского языка, 2-ое изд., доп. – Алматы: Санат, 1999.
4. Духовное наследие М.Х. Дулати и современность, сборник научных статей. – Тараз, 2003. – С. 62-66.
5. Канаев С., Удалкин А. Суфизм и Ясави // Мысль. – 1998. – № 10.
6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца 18 в.). – М.: Педагогика, 1989. – 479 с.
7. Суфизм в контексте мировой культуры. – М.: Наука, 1989. – 384 с.
Введение
Мухаммед Хайдар Дулати - выдающийся ученый, историк, мыслитель, государственный деятель, поэт первой половины 16-го века. Образованный, высокоэрудированный, владеющий несколькими языками, его творчество вобрало лучшие традиции культурного процесса эпохи и представляет пример высокого литературного стиля, многоязычия. Думается, что высокий уровень развития культуры, образования времен позднего средневековья обусловили стремление М.Х. Дулати к осмыслению важных педагогических категорий: необходимость обучения, стремление к наукам, осознание ведущей роли ученых людей, духовных наставников в обществе.
Цель работы: подвергнуть анализу общественно-политические, духовно-культурные условия жизни Средней Азии и Казахстана 15-16 вв., являющихся фактором формирования мировоззрения Дулати. Творчество М.Х. Дулати является отражением основных тенденций эпохи позднего средневековья, которые составляют основу его внимания к вопросам воспитания нравственных добродетелей, патриотических чувств, воинского мастерства, идеалов духовности и эстетического вкуса.
Методы исследования: анализ философской, историко-педагогической литературы, историко-сравнительный анализ творческого наследия М.Х. Дулати, отзывов на его деятельность авторов прошлого и современности; обработка полученных данных.
Рассматривая идейные истоки формирования философских и педагогических взглядов М.Х. Дулати, остановимся, прежде всего, на социальном факторе. Для средневековой культуры характерно всеобщее стремление к образованию. В среде знати особенно придавалось огромное значение всестороннему образованию детей. Во многом благодаря «высокому» происхождению, на наш взгляд, Мирза Мухаммед Хайдар получил блестящее образование, добился значительных успехов на государственном поприще. С другой стороны, большую роль в судьбе мыслителя сыграло близкое личное общение с образованными людьми своего времени и особая атмосфера философских поисков, характерная для эпохи позднего средневековья.
В становлении мировоззрения, формировании нравственных принципов Мирзы Хайдара Дулати большую роль сыграл духовный наставник, первый учитель, которого находит для него отец. Это был «человек умный и благочестивый, по имени Хафиз Мирим. Действительно, он был человеком благочестивым, чтецом Корана, скромным, обладающим разными достоинствами: читал Коран приятным напевом, умел писать почерком насталик и др... Мой отец ценил его... Меня он обучал чтению Корана и каллиграфии» . Перед смертью Мирза Мухаммад Хусайн Гураган поручает воспитание сына Маулана Дарвиш Мухаммаду. Его имя включено Мирзой Хайдаром Дулати в раздел о великих ученых людях того «благословенного времени». Мирза Хайдар в своем произведении рассказывает о деятельности своего учителя. Дулати сообщает, что им были написаны философские трактаты «о правилах поведения шейхов и условиях ученичества», о жизни и деятельности знаменитых суфиев.
После смерти отца, с 9 до 13 лет, Мирза Хайдар воспитывался у Бабура, который является одним из признанных основоположников восточной педагогической культуры. М.Х. Дулати пишет о Бабуре: «Он устроил меня лучшим образом в келье своего воспитания, оказывая мне разные царские милости. Внешне он причислял меня к братьям и племянникам, но в душе воспринимал меня как сына» . «Он постоянно добром и лаской, обещанием милости или строгим предупреждением побуждал меня приобретать знания» . Жизнь М.Х. Дулати была тесно связана с Бабуром и его потомками. После смерти Бабура Дулати нашел поддержку у его сыновей - Камрана и Хумаюна. Вместе с сыновьями Бабура Мирза Мухаммед Хайдар совершает многочисленные военные походы. М.Х. Дулати последние годы своей жизни правил Кашмиром от имени Бабуридов.
Для нашего исследования интерес представляют сведения из «Бабур-наме» относительно жизни и деятельности Мирзы Хайдара Дулати, в частности, рассказ о его детстве и юности. Бабур высоко оценивает природные таланты Дулати: «К писанию, к рисованию, к изготовлению стрел и колец для натягивания лука, - ко всему его руки были ловки. Дарование к стихам у него тоже есть. Ко мне пришло от него донесение, слог его недурен», - пишет Бабур .
Творчество Захириддина Бабура в истории педагогики занимает особое место. В книге «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» Бабур назван в числе выдающихся мыслителей Востока, оставивших богатейшее педагогическое наследие . Его труды содержат рассуждения о важности воспитания и обучения, мысли о дружбе, честности, добре и зле, о необходимости почитания родителей, об отношении к женщине, к религии, к богатству.
Отчетливо прослеживаются параллели в творчестве Мирзы Хайдара и Захириддина Бабура. Их труды, «Тарих-и Рашиди» и «Бабур-наме», написаны на основе личных наблюдений, освещают один и тот же исторический период, часто касаются одних и тех же событий и лиц и существенно дополняют друг друга. Это характерная черта была подмечена исследователями. Еще Бартольд В.В. писал о том, что труд Мирзы Хайдара во многом напоминает записки его двоюродного брата Бабура, ибо историческое повествование Мирзы Хайдара отличается такой же правдивостью и беспристрастностью, а главы географического содержания - такой же ясностью и наглядностью . Лейтмотивом в обоих произведениях проходит идея о необходимости приобретения знаний, о соотношении веры и разума, о взаимоотношении учителя и ученика.
Большую роль в жизни и судьбе М.Х. Дулати сыграл его двоюродный брат правитель Моголистана Султан Саид хан, при дворе которого Мирза Мухаммад Хайдар находился с 1514 по 1533 г.г. В «Тарих-и Рашиди» Султан Саид хан представлен как всесторонне одаренный человек, щедрый и справедливый правитель. Время его правления Моголистаном отмечено значительным прогрессом в социальной, экономической сфере. Султан Саид хан старался улучшить жизнь своих подданных, восстанавливал разрушенные города и населенные пункты Моголистана, строил медресе и мечети, проявляя тем самым заботу о распространении религиозности, образованности, культуры среди жителей Моголистана. Мирза Хайдар объясняет значение имени Султан Саид: «Счастливый султан. И это для того, чтобы люди, принадлежащие к воинам государства, земледельцы и все подданные, в особенности люди знания и совершенства и разные слои дервишей и суфиев спокойно занимались молением за всемогущего Господа..., а благоденствия от этого хватило бы на долгие времена в мирских и религиозных делах». М.Х. Дулати повествует о благоволении хана к ученым людям: «Мое уважение к ним - это уважение к наукам, и за это я не заслуживаю порицания. Проявлять высокомерие к науке - это невежество» .
Еще одним значительным фактором становления философских и педагогических взглядов Мирзы Хайдара Дулати, безусловно, является, исламская культура, определявшая духовную атмосферу, быт, традиции воспитания и образования Востока. Педагогические воззрения Дулати, в частности, его взгляды на семейное, нравственное, физическое воспитание опираются на религиозные ценности.
Религиозно-философские традиции Центральной Азии всегда были достаточно сильны. Принятие монгольскими ханами ислама является одной из причин, побудившей Мухаммед Хайдара Дулати назвать свое сочинение «Тарих-и Рашиди», т.е. Рашидова история («Рашиди» - производное от «рошд», означает «следующий истинному вероучению»)\ примечания из «Тарих-и Рашиди».
Мировоззренческая концепция Дулати сложилась под влиянием традиций суфизма, одного из наиболее многоплановых и сложных явлений (или течений), возникших в рамках ислама. Исследователи едины во мнении о том, что «наиболее мощным, теоретически и практически разработанным течением ислама является суфизм как религиозно-философская концепция человека и мира».
Суфизм прочно проник в философию, культуру, искусство средних веков, существенно повлияв на творчество многих ученых, философов, поэтов раннего и позднего средневековья: Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгари, Коркута, а также Джалал ад-дин Руми, Низами, А.Навои, Джами, М.Х. Дулати. Педагогические теории восточных и казахских мыслителей основываются на нравственных идеалах суфиев.
Мощное течение ислама принимали не только отдельные творцы человеческой цивилизации, но и целые народы. Кочевники Казахстана тоже со временем приняли ислам суфийского толка, который принес в степь великий суфий святой Ходжа Ахмед Яссави, названный казахами «вторым пророком». Отметим, что приверженность суфийским идеалам позволило современным исследователям рассматривать концепции Яссави и Дулати в сопоставительном анализе .
Влияние прогрессивных и смелых идей суфизма на педагогические воззрения Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати обусловили гуманистическую направленность его устремлений, свободомыслие, демократичность мировоззрения. Автор «Тарих-и Рашиди» неоднократно упоминает о своей приверженности идеалам суфиев. Начиная раздел о великих и талантливых людях своего времени с описания деятельности суфиев, Мирза Хайдар пишет: «Итак, раз мы не смогли оказаться в числе тех людей, то войдем же в число восхваляющих и воспевающих их».
В монографии «Суфизм в контексте мировой культуры» это течение характеризуется как «религиозно-философское учение о правилах поведения и послушания путника, взыскующего истины и стремящегося к его постижению» . Суфизм или исламский мистицизм был продуктом элитарного сознания и в то же время «народной» религией; служил формой социального протеста против господствующей политической системы, но использовался также для умиротворения верующих.
Мухаммед Хайдар не поддерживает мистицизм суфиев, но, безусловно, приветствует присущее им религиозное свободомыслие, нередко смыкающееся с философствованием. Как и многие талантливые деятели средневековья, он отвергает аскетизм, отказ от земных страстей, но воспринимает нравственные идеалы суфиев, которые возвышали лучшие качества человека, сближая его с Богом. Суфии превозносили человека и его лучшие духовные качества, призывая людей к добру и справедливости, щедрости, мудрости, трудолюбию, верности, к воздержанию от чувственных наслаждений, к довольству малым. Эти прогрессивные тенденции и сделали идеи суфизма очень популярными. Ученые Канаев С. и Удалкин А., в частности, пишут: «Следует отметить определенную степень свободомыслия, присущего этой ветви ислама, и проявляющегося в таких формах, как безразличие к догматике и обрядности ортодоксального ислама, неукоснительное выполнение которых требовал шариат; осуждение фанатично настроенного духовенство и что, на наш взгляд, весьма существенно, отрицание мусульманской нетерпимости к иноверцам и, вопреки ей, утверждение равенства народов различных вероисповеданий» .
Мирза Хайдар большое внимание уделяет практической стороне суфизма, т.е. вопросам, как быть «благочестивым и непорочным» - честным, милосердным, терпеливым, щедрым, справедливым. Обращаясь к своим читателям, он неоднократно призывает их быть стойкими перед лицом жизненных трудностей и невзгод, считая это испытанием свыше: «Мудрость всеведущего Мудреца, который подвергает испытанию своих избранников несчастьями и бедствиями, состоит в том, что в интересах рода человеческого, в удовлетворении потребностей которого нет у человека никаких средств, происходят такие дела, которые возможно становятся как бы завесой перед достижением близости человека с Аллахом» .
Многие важные аспекты педагогических воззрений М.Х. Дулати основаны именно на теории суфизма. Действительно, в суфийских трактатах и поэтических произведениях получили широкое отражение вопросы воспитания. Основа воспитательных принципов суфизма заключена в идее о том, что «мир по своей природе отнюдь не отличен от Бога, а есть собственно сам Бог. Жизненная задача человека, согласно суфиям, заключается в том, чтобы направить свое существо к первопричине, стараясь насколько возможно стать подобным ей» .
Гуманистические идеалы суфизма, выразившиеся в возвышении лучших качеств человека, признании активной роли человека в собственной судьбе, космополитическая идея о равенстве всех людей - явственно прослеживаются в педагогических размышлениях Дулати. Вопрос о роли морального облика учителя Мухаммед Хайдар также решает с позиции суфийской теории, которой, как известно, принадлежит институт наставничества, духовных авторитетов и значительно отличает его от ортодоксального ислама.
В книге «Тарих-и Рашиди» отчетливо слышны суфийские мотивы - множество сложных аллегорий, символизм: например, «возлюбленная твоя - луна на небе, а ты - прах из-под ног», «одна звезда в апогее Луны, сияя счастьем, взошла на трон» и т.д. Само использование форм поэтического философствования уже является характерной чертой суфийской мысли. Интересно, что поэты-суфии часто использовали любовную лирику при описании посторонних предметов и явлений, так что непосвященному человеку сложно было уловить истинный смысл сказанного.
Мирза Хайдар Дулати в своей книге неоднократно обращается к вопросам религии, которая играла ведущую роль в воспитании человека в средние века. Как пример добродетельной, «праведной» жизни Мухаммед Хайдар описывает жизнь и деятельность великих суфиев, приводит записи Абдаррахмана Джами, суфийский трактат шейха Ходжа Нурана, останавливается подробно на нравственных заповедях суфиев. Он считает, что люди этого «великого сословия» призваны нести людям свет знания, воспитывая мудрость, нравственность, человеколюбие. Дулати обличает «нечистоплотных» «знатоков религиозных наук»: «...следует остерегаться общения с учеными, которые делают из наук средство для своей земной жизни и используют их для достижения высокого положения» .
Дулати в равной степени признает значение и веры, и разума в постижении истины. Он утверждает: «следует овладевать науками для появления лучей познания Истины, что неразрывно связано с приверженностью к Мухаммаду, посланнику Аллаха» . Реалистические убеждения ученого часто сменяются характерными для суфиев идеями о невозможности достижения полного счастья, о зависимости человека от Высшего разума: «То, что предопределено тебе судьбой, ты получишь полностью, Если ты откажешься брать, то тебе дадут насильно» . «Небо - дракон, обвившийся вокруг себя, Он - полон сил для наших мучений, Захвачены мы его кольцами, Как же мы избежим его пасти? Ты не увидишь человека, который бы не был им ранен, Из сотни ни над одним он не сжалился, От его гнева никто не ушел невредимым, Где та грудь, которая не ранена им?» .
Как и средневековые философы, Мирза Мухаммед Хайдар смысл человеческой жизни видит в общественном подвижничестве, служении интересам общества, на благо государству. Но тем не менее считает, что «царство - величайшее средство и ближайший путь (к богу), но цари превратили его в средство удовлетворения чувственных наслаждений и свершения дьявольских дел» . И, перечисляя условия управления царством, он политические аспекты тесно связывает с религиозными канонами: «И в основе всего того, что он (хан) делает в этом мире для обретения доброго имени, лежит укрепление религии и веры» .
Суфии и ученые трактуют по-разному традиционную для восточной философской и педагогической мысли концепцию о воспитании «совершенной» личности. Если у суфиев «главными ступенями Совершенствования были вера в Бога, познание его путем постижения глубин собственной души», то и «совершенный человек» для них был далек от добродетельного человека аль-Фараби и ибн Сины, совершенного мудрого правителя, исполненного светом науки и философии. В этом вопросе Дулати, конечно же, близок к восточным классикам.
Однако существуют и точки соприкосновения во взглядах философов и суфиев - это, в частности, идея о возможности воспитания в человеке добродетельных качеств, о необходимости самосовершенствования человека. И те, и другие считали, что человек должен быть энциклопедически образованным, обладать широким кругом знаний, при помощи которых он может постичь истину. И философам и суфиям был присущ некий дух космополитизма: те и другие доказывали идею единства людского рода. Именно проблема места человека в мире была одним из краеугольных камней для теологов и философов, и те и другие решали ее с позиций гуманизма и милосердия. Понятно, поэтому, что влияние философов и суфиев отнюдь не взаимоисключали друг друга, которые, несмотря на определенные расхождения, утверждали единые ценности. Как показал историко-педагогический анализ, мировоззренческая концепция М.Х. Дулати испытывала на себе воздействие и тех других, определив гуманистические, космополитические мотивы его философско-педагогических воззрений.
Мирза Хайдар, конечно же, не был суфием в полном смысле этого слова, однако, отрицать влияние суфизма на мировоззрение и творчество мыслителя нельзя. Дулати не отождествляет себя с суфиями, но поддерживает их нравственные принципы. «Итак, сей раб - только передатчик слов дервишей и не является ни дервишем, ни муллой. Для каждого, кто поступает согласно словам божьих людей, будут уготованы блага земной и будущей жизни. Ты слушай, что говорят, и не смотри на того, кто говорит» .
Мы считаем, что приверженность Мухаммед Хайдар Дулати к идеалам суфизма свидетельствует о демократичности и гуманности его мировоззрения, определившего философско-педагогическую концепцию ученого.
Нравственные идеалы и принципы мировоззрения мыслителя М.Х. Дулати, обусловленные вышеперечисленными факторами, легли в основу его государственной и научной деятельности, а также составляют зерно философских и педагогических взглядов ученого.
Рецензенты:
Оналбаева А.Т., д.п.н., профессор КазНПУ имени Абая, г. Алматы.
Жумагулова Б.С., д.п.н., доцент КазНПУ имени Абая, г. Алматы.
Библиографическая ссылка
Алиева Д.А. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ М.Х. ДУЛАТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12854 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
М. Х. Дулати
Запрос «ТарГУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Таразский Государственный Университет имени М.Х. Дулати (ТарГУ ) |
|
Оригинальное название | |
---|---|
Тип |
университет |
Студенты |
около 15 тыс. |
Бакалавриат | |
Магистратура | |
Докторантура | |
Профессора | |
Преподаватели | |
Расположение | |
Юридический адрес |
010000, Республика Казахстан, Тараз, ул.Толе би, 60 |
Сайт |
Таразский Государственный Университет имени М.Х. Дулати (каз. М.Х.Дулати атындағы Тараз Мемлекеттік Университеті , англ. Taraz State University named after M.Kh.Dulaty ) - университет расположенный в городе Таразе и основанный в марте 1998 года на базе трех крупных учебных заведении в городе: Жамбылского Университета (ЖУ), Жамбылского гидромелиоративно-строительного института (ЖГСИ) и Жамбылского технологического института легкой и пищевой промышленности (ЖТИЛиПП). Университет осуществляет многопрофильную подготовку по 57 специальностям бакалавриата, 31 специальности магистратуры и по 6 специальностям PhD-докторантуры. ТарГУ является обладателем образовательных грантов по всем направлениям подготовки. Кроме того, в университете функционирует военная кафедра , осуществляющая подготовку кадров по 8 военно-учетным специальностям. Общий контингент студентов составляет около 15 тыс. студентов из них свыше 1100 обучаются по государственному образовательному гранту. Главным отличием нашего университета является высокий научно-педагогический уровень профессорско-преподавательского состава: из 600 преподавателей 38 докторов наук, профессоров, 210 кандидатов наук, доцентов. С 2005 года ТарГУ им. М.Х. Дулати является вузом, который одним из первых получил сертификат на соответствие международным стандартам ИСО-9000-2001.
Бакалавриат
Список специальностей бакалавриата
- 5В030100 Юриспруденция
- 5В030200 Международное право
- 5В030400 Таможенное дело
- 5В090600 Культурно-досуговая работа
- 5В010800 Физическая культура и спорт
- 5В011700 Казахский язык и литература
- 5В011900 Иностранный язык
- 5В020300 История
- 5В020500 Филология
- 5В020700 Перевод
- 5В021000 Иностранная филология
- 5В050100 Социология
- 5В050300 Психология
- 5В050400 Журналистика
- 5В050600 Экономика
- 5В050700 Менеджмент
- 5В050800 Учет и аудит
- 5В050900 Финансы
- 5В051000 Государственное и местное управление
- 5В090200 Туризм
- 5В090400 Социально-культурный сервис
- 5В091200 Ресторанное дело и гостиничный бизнес
- 5В090800 Оценка
- 5В042100 Дизайн
- 5В060100 Математика
- 5В060200 Информатика
- 5В060400 Физика
- 5В060600 Химия
- 5В070100 Биотехнология
- 5В070200 Автоматизация и управление
- 5В070300 Информационные системы
- 5В070400 Вычислительная техника и программное обеспечение
- 5В071000 Материаловедение и технология новых материалов
- 5В072000 Химическая технология неорганических веществ
- 5В072600 Технология и конструирование изделий легкой промышленности
- 5В072700 Технология продовлльственных продуктов
- 5В072800 Технология перерабатывающих производств
- 5В073200 Стандартизация, сертификация и метрология
- 5В073300 Технология и проектирования текстильных материлов
- 5В042000 Архитектура
- 5В060700 Биология
- 5В060800 Экология
- 5В060900 География
- 5В072900 Строительство
- 5В073000 Производство строительных материалов, изделий и конструкций
- 5В073100 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
- 5В080100 Агрономия
- 5В080500 Водные ресурстары и водопользование
- 5В081000 Мелиорация,рекультивация и охрана земель
- 5В090300 Землеустройство
- 5В090700 Кадастр
- 5В074500 Транспортное строительство
- 5В070800 Нефтегазовое дело
- 5В071200 Машиностроение
- 5В071300 Транспорт, транспортная техника и технологии
- 5В071800 Электроэнергетика
- 5В072400 Технологические машины и оборудование
- 5В080600 Аграрная техника и технология
- 5В081200 Энергоопеспечение сельского хозяйства
- 5В090100 Организация перевозок, движения и эксплутация транспорта
Магистратура
Список специальностей магистратуры
- 6М020300 – История
- 6М020500 – Филология
- 6М030100 – Юриспруденция
- 6М042100 – Дизайн
- 6М050300 – Психология
- 6М050600 – Экономика
- 6М050700 – Менеджмент
- 6М050800 – Учет и аудит
- 6М050900 – Финансы
- 6М060100 – Математика
- 6М060200 – Информатика
- 6М060600 – Химия
- 6М060700 – Биология
- 6М060800 – Экологи
- 6М070200 – Автоматизация и управление
- 6М070300 – Информационные системы
- 6М071000 – Материаловедение и технология новых материалов
- 6М071200 – Машиностроение
- 6М071800 – Электроэнергетика
- 6М072000 – Химическая технология неорганических веществ
- 6М072400 – Технологические машины и оборудование
- 6М072600 – Технология и конструирование изделий легкой промышленности
- 6М072700 – Технология продовольственных продуктов
- 6М072900 – Строительство
- 6М074500 – Транспортное строительство
- 6М073000 – Производство строительных материалов, изделий и конструкций
- 6М073100 – Безопасность жизнедеятельности и за-щита окружающей среды
- 6М073200 – Стандартизация и сертификация
- 6М073300 – Технология и проектирование текстильных материалов
- 6М080500 – Водные ресурсы и водопользование
- 6М081000 – Мелиорация, рекультивация и охрана земель
- 6М081200 – Энергообеспечение сельского хозяйства
- 6М090300 – Землеустройство
- 6М 075000 – Метрология
Докторантура
Список специальностей докторантуры
- 6D050600 - Экономика
- 6D060600 - Химия
- 6D072600 - Технология и конструирование изделий легкой промышленности (по областям применения)
- 6D091100 - Геоэкология
- 6D072700 - Технология продовольственных продуктов по отраслям
- 6D072900 - Строительство
- 6D080500 - Водные ресурсы и водопользование
- 6D091100 - Геоэкология и управление природопользованием
Факультеты
- Нефть, газ и механика
- Водное хозяйство
- Экология и строительство
- Гуманитарно-социальная наука
- Юридический
- Экономика и бизнес
- Заочное и дистанционное обучение и общеинженерный институт дистанционного обучения (г.Каратау)
- Послевузовское образование и совершенствование образовательных программ
Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, сфера интересов которого включала историю, географию, этнографию, военное дело. Кроме того он был талантливым полководцем, два раза он покорял Кашмир и неизменно отражал атаки своих врагов. В его знаменитый труд «Тарих-и Рашиди» вошли сведения об этапах становления Казахского ханства.
Нельзя забывать о том, что помимо вклада в науку и культуру, Мухаммад Хайдар Дулати проявил себя в качестве смелого воина и опытного руководителя. Лишь в мирное время он мог оставить военное ремесло и заняться написанием своих трудов.
Хайдар Дулати родился в 1499 году в эпоху завоевательных походов и постоянного смещения территориальных границ. Местом его рождения стало государство Моголистан, которое находилось на территории современного Восточного и Южного Казахстана. Мирза Хайдар происходил из аристократической семьи, его предки занимали престижный пост кусбеги. Они участвовали в политических интригах своей страны, влияя на претендентов моголистанского престола и уже выбранных правителей. В благодарность за их поддержку чингизиды в XIII веке подарили предкам Дулати земли нынешней Кашгарии.
Но дедушка Мирзы Хайдара был вынужден покинуть родной дом, когда развернулась борьба за власть среди членов его семьи. Семья Дулати оказалась на территории Центральной Азии. Здесь будущий отец Мирзы Хайдара – Мухаммад Хусайн в 1492(1493) году взял в жены принцессу Хуб Нигар, которая являлась дочерью правителя Моголистана Йунус-хана, а в 1499 году родился Мухаммад Хайдар Дулати.
Мальчик рано потерял родителей. Когда ему было около полутора лет, умерла его мать. Отец Дулати погиб во время нашествия узбек-шейбанидов в 1508 году.
Какое-то время Мирза Хайдар жил у своего двоюродного брата Мухаммад Захир аддин Бабура, который впоследствии стал знаменитым мыслителем, полководцем, основателем династии моголов в Индии.
Позднее Дулати стал жить в Андижане. Там внук Йунус-хана Абу Саид-хан женился на сестре Хайдара Дулати – Хабибе Ханиш, а свою сестру отдал замуж за него. Таким образом, Хайдар Дулати стал гурганом – зятем ханской династии.
В 1514 году Саид-хан захватил земли Абу Бакра Дулати Кашгара, на которых построил Кашгарское ханство. Столицей нового государства стал город Яркент. Здесь Хайдар Дулати провел около 18 лет, получил образование, работал на военном поприще. В 1524-1525 гг. он принимал участие в набеге на юг нынешнего Кыргызстана, в 1527-1528 гг. – на Кафиристан, в 1529-1530 гг. – на Бадахшан, в 1532-1533 гг. – На Балтистан, Балур и Кашмир.
Кашмир произвел большое впечатление на него. Несмотря на то, что там Мирза Хайдар выполнял военные стратегические задачи, он внимательно наблюдал за местностью, чтобы потом дать простор интеллектуальной работе. В «Тарих-и Рашиди» он систематизировал свои знания об истории края, природе, вероисповедовании местного населения, его обычаях, архитектуре.
В городе и его пригороде построено много прекрасных зданий из сосны и кипариса, большинство из них в пять этажей. На каждом этаже жилые комнаты, террасы, балконы и превосходные удивительные входы <…> Из фруктов, помимо груш, черного крупного тута, черешни, вишни, растет много других необыкновенных, особенно хороши яблоки. Фруктов там столько, что они могут удовлетворить все желания.
Летом 1533 года на пути из Тибетского похода умер Саид-хан. Престол перешел по наследству его сыну Абд ар-Рашиду, который подло казнил Сайида Мухаммада Хусайна и членов его семьи, устраняя своих потенциальных конкурентов. Когда вести о трагедии дошли до Хайдара Дулати, он решил, что не вернется в Яркент, ведь его могла ждать та же участь.
Какое-то время он жил в Тибете, Балтистане, Ладаке, оттуда направился в Бадахшан и позднее в Кабул. В 1536 году он отправился в Индию, чтобы разыскать детей Бабура – Камрана и Хумайуна.
В 1540 году Хайдар Дулати с Хумайуном направляется обратно в Кашмир. Они незаметно перешли Панчский перевал в горах Пир Панджал. Это было огромной неожиданностью для властителя Кашмира Каджи Чака.
Мирза Хайдар правил в Кашмире, подавлял мятежи, отражал атаки врагов, усиливал свое влияние. В 1549 году он снова отправился в военный поход. На этот раз завоевательными целями стали Большой и Малый Тибет, а также бунтущие районы южного Кашмира – ему удалось завоевать эти земли. Они вошли в состав Кашмира, а наместниками стали сподвижники Хайдара Дулати. В провинции Бхирбал, что на юге Кашмира стал править Кара Бахадур, который считается внуком Махмуда-мирзы. Махмуд Мирза, согласно Мирзе Хайдару, был сыном Саида Мухаммада, а тот братом Мухаммада Хусайна. Значит, Кара Бахадур приходился двоюродным племянником Хайдару Дулати.
Противники Мирзы Хайдара продолжали плести интриги против него. Они раздували слухи о том, что якобы в походах на Ладак и Балтистан, Пакли и Раджаури погибло и пострадало больше кашмирцев, чем моголов, а страной фактически правят только соотечественники завоевателя, оттесняя местных жителей – кашмирцев. Вспыхнула битва между моголами и кашмирцами, которая стала последней для Хайдара Дулати.
Существует несколько версий смерти Мухаммеда Хайдара Дулати. Одна из версий связана с его верным наместником Кара Бахадуром. В середине XVI века чаки подняли мятеж против Хайдара Дулати, они сумели ослабить его силы, рассредоточив его войска по разным провинциям: часть войск был отправлена для подавления восстания в Тибет, другая устремилась в Пакли, а третья – в Раджаури. Во главе бунтовщиков стал кашмирец Ходжа Хаджи, он был управителем дел у Мирзы Хайдара, но предал своего повелителя.
В местности Ханпура враги напали на Мирзу Хайдара и вынудили его пойти на компромисс. Он начал вести переговоры об освобождении Кара Бахадура, попавшего в плен к бунтовщикам. И во время переговоров Камал Дуби убил Мирзу Хайдара. Другие склоняются к тому, что в полководца предательски выстрелил из лука его же слуга.
Распространена теория о том, что Хайдар Дулати был убит случайно его кирасиром Шах-Назаром. Сражение против мятежников должно было развернуться в Ханпуре. Ночью Мирза Хайдар и его окружение притаилось возле огромной ивы, которая могла приютить под собой 22 всадника. Вокруг царила кромешная тьма, но Дулати и его отряд направились к укрытию Ходжи Хаджи. Шах-Назар думая, что стреляет во врага, пронзил своего господина. Говорят, будто по его словам, когда он выпустил стрелу, Мирза Хайдар воскликнул «Ты ошибся!»
Когда новость о смерти распространилась среди сражавшихся, моголы бежали в Индаркот, а кашмирцы устремились за ними вслед. Некоторое время они отражали атаки, но долго продержаться не могли. Тогда вдова Хайдара Дулати предложила заключить мир с кашмирцами.
Кашмирцы обещали не преследовать моголов, но как только распахнулись городские ворота, они ворвались в город и стали грабить сокровища Мирзы Хайдара. Разорив двор, кашмирские полководцы поделили страну между собой.
В 1551 году оборвалась жизнь Мухаммада Хайдара Дулати – славного воина и ученого, труды которого имеют большую ценность в наше время.
При подготовке статьи были использованы материалы книги «Ислам – религия мира и созидания» Шейха Абсаттар хаджи Дербисали
МУХАММЕД ХАЙДАР ДУЛАТИ (1499–1551 ГГ.)
Одним из выдающихся сынов казахского народа, забытых во времена тоталитарной системы, является Мухаммед Хайдар Дулати , живший и творивший в сложную эпоху. Полное имя Дулати звучало Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген.
Мухаммед Хайдар Дулати родился в 1499 г. в Ташкенте, умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане. Знаменитый историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар Дулат является автором дастана «Джахан-наме», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей – «Тарихи Рашиди».
Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением – Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XV века назначил Тугылык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати – Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могольском троне.
Дедушка Мухаммед Хайдара Дулати – мырза Мухаммед Хайдар правил Кашгарией до 1480 года, его отец Мухаммед Хусаин был одним из сподвижников хана Султана Махмуда, правившего в конце XV – начале XVI века восточной частью Моголистана. Мать Мухаммеда Хайдара Дулати, ханша Хубнигар, была дочерью Жунис хана, который, в свою очередь, со стороны матери был двоюродным братом Султана Саида и основателем династии Великих Моголов Захар-ад-дина Мухаммеда Бабура, правившего Индией.
Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие придворные должности. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского престола – Абу ар-Рашид султана.
По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной части племени дулат. В 1541–1546 годы в Кашмире он написал «Тарих-и Рашиди» («Историю Рашида»).
Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Караши, Рашид ад-Дин, Шараф ад-Дин Али Йазди, Абд ар-Разака Самаркани и других. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов.
«Тарих-и Рашиди» содержит много сведений о формировании казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.
«Тарих-и Рашиди» состоит из двух тетрадей. В первой подробно описывается история правителей Моголистана - ханов из династии Чагатая. Вторая тетрадь составлена в виде воспоминаний, в ней идет речь об исторических событиях вплоть до завоевания мирзой Мухаммедом Хайдаром (дедом Дулата) Кашгарии. Повествуется также о борьбе Султана Саид-хана за власть в Моголистане, о завоевании земель племени дулат и создании в 1541 году Моголистана, о стремлении династии Чагатая вернуть прежние владения Моголистана - Жетысу и Тянь-Шань, о взаимоотношениях могольских ханов с династией Чагатая и казахскими ханами. «Тарих-и Рашиди» также охватывает исторические события, происходившие в XV-XVI веках в Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане, Индии. Сегодня переведенные на персидский и турецкий языки варианты «Тарих-и Рашиди» хранятся в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Душанбе
Абу-ар-Рашид, вновь воссевший на трон в 1533 году, опасаясь своих соплеменников, стал их преследовать. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара Дулати, Саид Мухаммед, убил Дулата, после чего Мухаммед Хайдар Дулати бежал в Индию. Там он возглавил воинов во дворце Великих Моголов.
Мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей.
В Казахстане стали уделять большое внимание к Дулати после получения Республикой Казахстан независимости. Была проведена специальная конференция, посвященная его 500-летию под эгидой ЮНЕСКО. Жизнь Мухаммед Хайдара Дулати и его творчество заслуживает более углубленного изучения, а знание о нем – широкого распространения среди людей.
Почти через пять веков вернулся к нам великий ученый, писатель, поэт, государственный деятель и военачальник Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.). Наконец мы получили возможность черпать богатую информацию из его уникального исторического сочинения «Тарих-и-Рашиди», источника объективных сведений о Центральной Азии. Его перу принадлежит и тюркский стихотворный трактат по географии «Джахан-наме». Но образцом научного и художественного сочинения остается его труд «Тарих-и-Рашиди», где «рашиди» означает «следующий истинному вероучению», «пребывающий на верном пути».
"Тарих-и Рашиди”. Мухаммед Хайдар Дулати из племени дулатов родился в 1499 г. в Ташкенте. Это племя находилось под властью Чагатайского ханства. Поскольку предки Хайдара Дулати верно служили хану, им подарили земли Мангылай Субе (икта), современного Кашмира. Однако в племени дулатов был затеян спор за земли, и в 1480 г. у предка Дулати, тоже по имени Мухаммед Хайдар, землю отбирает другой его предок по имени Абу Бакир Дулати. Таким образом, дед М.Х. Дулати вынужден был переехать в Среднюю Азию. Вот почему ученый родился в Ташкенте. Но в это время неспокойно было и в Средней Азии. Воспользовавшись распрями между потомками эмира Тимура и борьбой за власть, потомки Мухаммеда Шейбани пытались завоевать весь этот регион. В такой междоусобице в 1508 г. отец Хайдара - Мухаммед Хусейн погибает от рук людей Мухаммеда Шейбани. Так Хайдар остается без матери в два года и без отца в возрасте 9 лет. Они с сестрой остаются круглыми сиротами. Узнав об этом, его брат Бабур забирает их к себе в Кабул. Он очень тепло встречает мальчика. Хайдар в своем дневнике писал, как он переезжал из города в город, какие испытывал при этом унижения и трудности, как однажды вывихнул руку и целый месяц мучился, потому что не было возможности вправить вывих. Далее он пишет о приеме, оказанном ему таким знаменитым человеком, как Бабур, и о том, что все трудности и страдания, смерть родителей, унижения, встреченные в пути, - все было вмиг забыто после теплого приема. Матери Бабура и Хайдара были дочерьми могольского хана Жуниса. Мать М. Хайдара - Хуб Нигар ханум была младшей дочерью, а мать Бабура - Кутлык Нигар - средней дочерью хана. Бабур для Хайдара выделяет отдельную комнату, приглашает воспитательницу, учителей по разным предметам. Когда Бабур едет путешествовать, он берет с собой двоюродного брата. Однако Хайдар и в Кабуле долго не задерживается. Хан моголов Сейд любил Хайдара, с которым был знаком с детства. Поэтому Сейд хан несколько раз писал письма Бабуру с просьбой / отпустить Хайдара к нему. Хайдар и сам просил об этом брата. Бабур дает такое разрешение и отправляет Хайдара к Сейд хану.
Сейд хан воспитывает Хайдара вместе со своим сыном Абдрашитом. Учителя Хайдара постоянно твердят хану о его таланте. Сейд хан при выезде на конные прогулки или на охоту брал Хайдара с собой. Может быть, поэтому Хайдар стал выносливым всадником. Хан давал ему возможность принимать участие в государственных совещаниях и сажал его справа от себя. Участие в таких важных судьбоносных собраниях стали основательной школой для Хайдара. Он прислушивался к выступлениям великих людей, видел, как они принимают решения при спорных вопросах, брал пример с них, и все это помогало расширению кругозора будущего ученого.
Хан давал ему различные государственные поручения и слушал его отчеты среди знатных и знаменитых людей. Так хан поднял его авторитет до степени руководства страной. А когда ему исполнилось 30 лет, хан доверил ему командовать войском. Хан настолько был привязан к Хайдару, что выдал за него свою дочь и дал ему звание гургана (зятя).
М. Хайдар последние 10 лет жизни (1540-1551 гг.) правил Кашмирским уалиатом. Он поднял жизненный уровень своего народа, улучшил дороги, много сделал для повышения культурного уровня граждан. В 1551 г. он погибает от руки наемного убийцы.
М. Хайдар оставил после себя уникальный исторический труд "Тарих-и-Рашиди” ("Рашидова история”) и поэму "Джахан-Наме”. "Тарих-и-Рашиди” был написан в 1544-1546 гг., когда он правил Кашмиром. "Тарих-и-Рашиди” - единственная из дошедших до нашей дней книг Мухаммеда Хайдара - была широко известна на Востоке. Это классическое произведение посвящено главным образом истории Моголистана, в состав которого входила и значительная часть современного Казахстана. Особая ценность этой книги заключается в том, что это первая и почти единственная работа, где с исчерпывающей полнотой и исключительной точностью сообщается о происхождении казахов, об их первых шагах на исторической арене, их связях с соседними народами, местожительстве и образе жизни.
На основании многочисленных документов и собственных наблюдений он подробнейшим образом излагает историю распада Золотой Орды и создания Чагатайского улуса. Мы находим у него уникальные сведения о Моголистане и его границах, о консолидации казахских племен в середине XV в. и их объединении в крупное государственное образование.
Прекрасный литературный язык и высокий стиль произведения, логичность в изложении материала и глубокое знание жизни - все это показывает, что Мухаммед Хайдар был выдающимся ученым своего времени.
Труды М.Х. Дулати, названного первым историком отечества, нашли достойное место в истории казахского народа.
"Сборник летописей”. Кадыргали би Косымулы Жалаири (1555- 1607 гг.) - знаменитый историк, получивший достойное признание в позднем средневековье. Он выходец из племени жалаиров. По данным письменных источников, родился в Отраро-Туркестанском регионе. Его предки со времен Караханидов были ноянами, визирями, биями, военачальниками; его дед Тепшик, отец Косымбек - батырами. А сам ученый был у хана советником, наставником, помощником.
Во время калмыцкого нашествия аул его был разгромлен, и брат Тауке хана Ондан султан погиб от рук захватчиков. 13-летний сын султана Ораз Мухаммед вместе со всем аулом был сослан в Сибирь под власть Кучум хана. Кадыргали и здесь избирается старшим бием. Осиротевшего Ораза Мухаммеда он берет к себе на воспитание.
В 1588 г. Кадыргали с Оразом Мухаммедом во время соколиной охоты на Волге попали в плен к царскому военному отряду под началом Д. Чулкова, который отправляет их вместе с семьями, родственниками в Москву как заложников. Так, Кадыргали Жалаири до 1599 г. живет в царском дворце. Царь Борис Годунов в 1600 г. назначает Ораза Мухаммеда ханом города Касымов. Кадыргали становится одним из четырех визирей хана. С этого времени он начинает заниматься наукой.
Кадыргали наряду с родным языком хорошо знал арабский и персидский. В своем "Сборнике летописей” он пишет о себе: "Япобывал в разных государствах мира и прочитал много книг, полных справедливых законов, умных, поучительных наставлений ”. Из этого можно предположить, что ученый глубоко знал классическую восточную литературу и культуру.
Ученый жил в сложное, противоречивое время. С востока делали постоянные набеги джунгары. Шла борьба за власть и в Сибирском ханстве между различными родами и племенами. Решая воспользоваться кризисом в ханстве, царская власть для завоевания Сибири специально пленила Ораза Мухаммеда. Это можно понять из письма царского правительства Тауке хану.
"Сборник летописей” по содержанию и структуре делится на три части:
-первая часть - обращение к царю Борису Годунову. Ученый восхваляет царя без меры. Он его сравнивает и с мыслью, и с горами, и с синим морем, и с белыми облаками на небе и делает вывод: "Человек, обласканный тобой, и в смерти не будет раскаиваться”;
-вторая часть написана в духе труда Рашид ад-Дина "История народа”. Здесь всесторонне и кратко описывается история древнетюрко-монгольских племен. Дальше перечисляются предки и потомки от Чингисхана до хана Газана, до 1300 г.;
-третья часть считается особенно важной, ибо посвящена истории Казахского ханства. Эта часть состоит из девяти дастанов. Из них восемь посвящены ханам, имеющим непосредственное отношение к Казахскому ханству: Урус хану, Тохтамьпну, Тоглук-Тимуру, сыну Урус хана - Кажы- Керею, Кажы Мухаммеду, Абулхайру, Жадигеру, Оразу Мухаммеду и др. А один дастан посвящен одной из крупнейших фигур в истории Золотой Орды - бию Едите.
В конце своего труда автор приводит такой афоризм: "Если число Алаша три, то общество катаган - два числа”. Здесь ученый число "три” расшифровывает как три составные части Казахского ханства - Ташкентский вилайет, Каракалпакия и Киргизия. Здесь очень важно отметить, что Кадыргали слово "алаш” употребляет как общеказахское понятие. Труд ученого имеет огромное значение не только для истории казахского народа, он ценен для всех исследователей тюркоязычных народов.
"Чингис-наме”. У темпе Хаджи бек Маулан Мухаммед Дос (XVI в.). Мухаммед Дос находился при дворе хивинского хана Ильбарса (1512- 1525 гг.). Его предки в 80-х годах XV в. жили в нижнем течении Сырдарьи и были приближенными людьми шейбанида Жангир хана, под его руководством занимали государственные должности. Сам же Отемис кажы был писарем и секретарем во дворце хана Ильбарса.
После паломничества в Мекку Утемис Хаджи путешествовал по южной части Золотой Орды, побережью Каспийского моря, по Волге, где он стал свидетелем событий, описанных позднее в "Чингис-наме”.
Эта книга важна для истории Казахстана XIVb. в решении вопросов, связанных с этнополитикой, политикой, социальнокультурными и хозяйственными проблемами. Книга проясняет некоторые факты о Чингисхане и его потомках.
Особенно ценны в книге факты о смерти Джучи хана, о которой рассказывали легенды. По книге, Джучи упрекает своего отца Чингисхана в жестокости, в бесцельно пролитой крови на захваченной земле, говорит о том, что ему понравились кыпчакские земли. Джучи предложил на охоте убить отца, чтобы положить конец захватническим войнам. Эти слова хана Джучи Чагатай передает отцу. Придя в ярость, Чингисхан отправляет Чагатая и Угэдея наказать Джучи хана. Однако они, не доехав до Джучи, узнают о его смерти. Видимо, Чингисхан еще до них отправил своих верных людей, чтобы убить своего сына. Ясно, что причиной смерти Джучи хана был конфликт между отцом и сыном. Судя по фактам "Чингис-наме”, в XIV в. потомки Чингисхана расправлялись друг с другом в борьбе за власть. Так, Тохта хан (1290- 1312 гг.) убил всех своих детей и всех потомков Сайна (Вату хана). А его любимый сын Ел-Басар, которого он берег как наследника, погиб при жизни самого хана. Не зная, что предпринять, обезумевший от горя хан обращается к жене брата Тогырула, убитого им, Келин- Байалин, на которой сам же и женился по закону аменгерства. Она рассказала ему, что в Черкесских горах Кавказа спрятан 14-летний мальчик - их сын Узбек. Услышав эту весть, Тохта хан от радости дает Келин-Байалин две тысячи туманов денег и выделяет 40-тысячное войско, чтобы привезти Узбека. Вот на что шли Чингисхан и его потомки ради власти.
В XIV в. из-за внутренней борьбы в самой Золотой Орде экономика и культура народа приходят в упадок. Происходят восстания против хана и его власти. И как следствие, после Бердыбек хана правое крыло Золотой Орды Мамай уводит в Крым, а левое крыло Тениз-Буга уводит в сторону Сырдарьи. Такое разделение было и при хане Урусе - основателе Казахского ханства и его потомках.
В "Чингис-наме” говорится о развитии скотоводства в Дешт-и- Кыпчаке, о зимовках, маршрутах кочевий, о жайляу, о том, насколько они полезны для повышения упитанности скота, увеличения их поголовья. В поэме повествуется также о том, как хорошо летом на жайляу, как радуются люди хорошему кумысу, надевают красивую одежду, как они довольны жизнью. Эти картины из жизни иллюстрируют последний период становления казахского народа.
"Родословная тюрков” Абильгазы. Абильгазы родился в центре ханства в городе Ургенише. Отец Абильгазы Бахадур хана (1603- 1664 гг.) Араб Мухаммед - потомок Джучи хана был ханом Хорезма. Его мать, Махрибану, тоже была из рода Джучи хана, она - дочь казахского племени на Аральском побережье - Жангазы султана. Абильгазы в шесть лет лишился матери и воспитывался у мачехи. Он учился в медресе Арысхана, построенном отцом, у известных ученых Востока. Был смышленым, одаренным мальчиком и, учась в медресе, проявил способности к литературе, истории. Особенно много он читал книг по истории. К тому же Абильгазы хорошо усвоил военное искусство.
В предисловии к своему труду он пишет, что хорошо освоил три вида искусства: первое - военное искусство, военное руководство и вопросы военной дисциплины. Второе-поэтическое искусство и третье- искусство истории. Он хорошо знал царей, которые правили Арабста- ном, Ираном, Турином, Монголией, их биографии и государственную деятельность, значительные события, которые происходили у них. Ученый в 1661 г. написал книгу под названием "Шежире-и Тюрк” ("Родословная тюрков”), которая имеет большое значение для изучения истории тюрков и Казахстана.
Абильгазы после смерти отца становится свидетелем борьбы между братьями за власть. Был ранен и только благодаря бегству остался в живых. Он некоторое время находится среди мангистауских туркмен, затем около двух лет живет у казахских ханов Есима и Турсына, и когда Есим хан наказал Турсын хана, перебирается в Среднюю Азию. Затем вновь попадает в руки братьев и те отсылают его в Иран. Абильгазы прожил около десяти лет в Исфахане и в 1638 г. совершил побег. Жил среди аральских казахов. Здешние казахи находились под властью его брата Аспандияра, хана Хивинского государства. Он возглавляет восстание против своего брата. В 1643 г. казахи Приаралья провозглашают его своим ханом. При поддержке казахов Абильгазы предпринимает несколько походов против Хивы и, наконец, в 1645 г. берет власть в свои руки. В 1663 г. он передает власть своему сыну Ануш-Мухаммеду и начинает писать свои труды. Однако "Родословную тюрков” закончить ему не довелось. В 1664 г. он умирает. А "Родословную” в 1665 г. заканчивает его сын.
В трудах Абильгазы описываются далекие тюркские времена, династия Чингисхана, затем более поздняя эпоха. Он пишет о значительных событиях, которые произошли в Средней Азии, Казахстане, на Ближнем Востоке, дает краткую информацию о политике, которую проводили ханы. Затем рассказывает об истории казахского народа, о родах и племенах, которые вошли в его состав, об их жизни и культуре.
Вопросы и задания
1.Расскажите о жизни М.Х. Дулати.
2.О нем пишет ученый в труде "Тарих-и-Рашиди", из каких разделов состоит труд?
3.Расскажите о жизни бия Кадыргали.
4.Какое отношение "Сборник летописей” имеет к истории казахского народа?
5.Какое отношение имеет труд Утемиса Хаджи к истории казахского народа?
6.В чем историческая ценность произведений Утемиса Хаджи?