Директор института истории ран академик андрей сахаров. А
© А. Н. Боханов, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин (наследники), А. Н. Сахаров, В. А. Шестаков, текст
© ООО «Издательство АСТ», 2016
Раздел I. Древняя Русь
Глава 1. Предыстория народов России
§ 1. Появление человека на территории Восточной Европы
Мы начинаем повествование о русской истории с того времени, когда на территории нашей страны появились первые люди. Но почему наш интерес уходит так далеко в глубь тысячелетий? И какое отношение это древнейшее население имеет к последующей истории России? Ответ на эти вопросы весьма прост. Все разноплеменные поколения постепенно, шаг за шагом, становились строителями истории той части Европы и Азии, которые впоследствии образовали Россию. Они первыми ступали по этой земле, плыли по ее рекам и озерам, впоследствии распахивали землю, пасли стада и построили здесь первые хижины, а уходя в небытие, давали жизнь последующим поколениям. История может исчезнуть лишь вместе с человечеством, но и возникла она лишь вместе с людьми, которые обитали в этих краях. Это еще не была история человечества в полном смысле этого слова. Не было еще человеческих обществ, народов, государств, которые составляют смысл истории, не было письменности, освоив которую люди и положили начало письменной истории человеческого рода. Но начало всему этому было положено вместе с появлением человека. Поэтому этот период мы называем «предысторией».
К какому времени относится появление человека и что означает само понятие «человек»? Ученые считают, что выделение людей из животного мира произошло около 2,5 млн лет назад. Связано это прежде всего с тем, что древнейшие люди стали осознавать себя в этом мире и научились создавать орудия труда, что и было ярким проявлением этого высшего по сравнению с животными сознания. Это были различные предметы из камня: режущие орудия – рубила, разного рода скребки, подобие каменных ножей; их изготовление достигалось путем удара камня о камень. При помощи этих заостренных каменных орудий первые люди раскапывали землю в поисках съедобных корней, оборонялись от хищников и охотились. Климат большей части Земли в то время был теплым, поверхность суши была покрыта густыми вечнозелеными деревьями. В то время на Земле обитали огромные животные – мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи, гигантские олени. Люди не нуждались в жилищах и одежде. Среди этих лесов, подстерегаемые повсюду опасностью, небольшими группами – первобытными стадами – бродили люди, устраивали стоянки на открытых местах, чтобы можно было заранее обезопасить себя от приближающейся, но вовремя замеченной опасности. Здесь же, на месте этих стоянок, ученые и обнаружили первые каменные орудия и останки самого человека. Люди, еще слабые, почти беззащитные, лишь недавно вставшие на ноги, нуждались друг в друге в борьбе с могучими животными. Поэтому они собирались в первобытные коллективы. Люди учились общаться друг с другом при помощи отдельных звуков, восклицаний. Они все крепче стояли на ногах, руки их освободились для работы. Следы стоянок этих людей (ок. 500 тыс. лет назад) обнаружены на огромных и отдаленных друг от друга пространствах – в Африке, Азии, Европе, на стыке Европы и Азии, в районе Закавказья.
Этих древнейших людей ученые назвали питекантропами, т. е. обезьяночеловеками (от греч . «питекос» – обезьяна и «антропос» – человек). Он стоял на кривых ногах, его длинные руки доходили почти до колен. Торс был покрыт густыми волосами, а голова наклонена вниз, словно это существо еще боялось оторваться от земли. Лоб такого обезьяночеловека был низким, подбородок срезанным. И все лицо было угрожающе грубым. Но это был уже человек: он мыслил, он придумывал себе орудия труда и первое оружие. Он начал свой путь в истории. Естественно, что в ту пору не было ни наций, ни различных языков, но уже определялись районы обитания древнейших человеческих коллективов.
От этих получеловеков до людей современного облика был еще долгий путь. Но начало человеческой истории уже было положено. Кстати, ученые отмечают, что проникновение предков человека на территорию Восточной Европы, в том числе в Россию, началось с юга – из регионов Африки, Средиземноморья, Южной Азии. Не случайно здесь впоследствии появились первые мировые цивилизации – в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Оттуда люди постепенно распространились на север.
Решительный сдвиг в истории человечества произошел в период между 100–30 тыс. лет до н. э., когда под влиянием геологических, климатических, а возможно, и космических изменений на Земле началось оледенение значительных территорий и в первую очередь в северных широтах Земли. Резко изменился климат, исчезли гигантские животные – часть их вымерла, другие ушли в теплые края. Иной стала растительность: районы тундры, арктической растительности продвинулись далеко на юг. Граница ледника доходила до среднего Днепра и Дона, пересекала Волгу у устья реки Ветлуги и Камы, там, где в нее впадает река Чусовая.
В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор – как выжить, уцелеть, сохранить потомство?
В течение всех этих многих и суровых тысячелетий человек отчаянно боролся за жизнь. Часть людей подалась на юг, другие же в изменившихся условиях стали осваивать земные пространства на границах ледниковой зоны. Человека спас разум и умение создавать. К этому времени люди научились пользоваться огнем и получили искусственное тепло. Видимо, вначале человек получал огонь от лесных возгораний, а потом тщательно берег его и хранил. В ту пору лишиться огня значило погибнуть от холода. Позднее люди научились получать огонь при помощи трения сухого дерева о дерево. Такой способ требовал большой сноровки и терпения, а главное, подбора соответствующих пород дерева. Огонь дал человеку возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной; люди со временем научились использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теплом костра от стужи и непогоды. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами, медведями. Человек бросил им вызов: за свои первые жилища он вступил в борьбу с животными и выиграл ее. Сколько страшных схваток произошло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей у старых кострищ! В это же время появляются и первые построенные человеком жилища из дерева, камня, камыша, зарождается и такой вид жилья, как землянка, которой довелось дожить до конца XX в. В эти суровые тысячелетия человек научился из шкур животных делать себе одежду, что дало ему дополнительный шанс на защиту от холода и выживание. Одновременно люди совершенствовали орудия труда и оружие. Они по-прежнему были сделаны в основном из камня, поэтому весь этот древнейший период в истории человечества назван палеолитом (от греч . «палайос» – древний и «литос» – камень). Появились копья с кремневыми наконечниками, тонкие каменные ножи, более совершенные скребки, скобели. Их использовали для обработки шкур убитых животных, для строгания.
Наконец, и это очень важно, человек того времени стал хоронить своих умерших соплеменников. От этого времени доходят первые человеческие захоронения. Появился культ умерших. А это значит, что люди осознали себя смертными и одновременно утвердили в своем сознании надежду на потустороннюю жизнь. Попытки познать сокровенные тайны мироздания, тайны рождения и смерти, которые с тех пор люди стали связывать с проявлением высших сил, божества или божеств. Зарождение религиозных представлений окончательно выделило человека из животного мира. В это же время зарождается искусство, развивается речь. Именно с этого времени человек окончательно стал на путь превращения в существо, которое ученые определили латинскими словами «гомо сапиенс» (в переводе с лат. – «человек разумный»).
Новая книга известного советского историка рассказывает о становлении дипломатических отношения Древней Руси. Автор, привлекая мало известные широкому читателю материалы, раскрывает различные стороны дипломатической деятельности первых русских князей Олега, Игоря, Святослава на широком поле политических и торгово-экономических отношения того времени. В данный том вошли следующие произведения:Д. С. Дмитриев - Два императора
Д. С. Мережковский - Александр Первый Нигилисты прошлого и советские историки создали миф о деспотичности, и жестокости Александра II.
В ином свете видят личность царя и время его правления авторы этого тома. Миротворец Александр III провидел суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников. Люди, прожившие Его царствование, ясно сознавали, что тогда наступила известная степень сдержанной сосредоточенности и собирания сил... Раскол церкви, народные восстания, воссоединение Украины с Россией, война с Польшей - вот основные вехи правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. О них рассказывается в произведениях дореволюционных писателей А. Зарина, Вс. Соловьева и в романе К. Г. Шильдкрета, незаслуженно забытого писателя советского периода. Племянница Петра Великого Анна Иоанновна вступила на российский престол в начале 1730 года. Время её царствования - одна из самых мрачных эпох в русской истории, получившая название "бироновщина". Рассказы о жизни детей в разных странах, об их посильном вкладе в общую борьбу за мир и независимость. В возрасте шестидесяти лет, умудрённый богатым жизненным опытом, встал Владимир Мономах во главе Руси. Всю свою неукротимую энергию, ум и талант употребил он на сплочение Русскую земли, на отпор её врагам. Оправдались надежды современников на благославенное княжение Владимира Мономаха.
Романы, вошедшие в этот том серии, посвящены жизни и правлению одного из выдающихся русских князей - Владимиру Мономаху. В нелёгкое для Руси время он возглавил борьбу русских княжеств с половцами.
====
Том 1: "Воспоминания". В двухтомник вошли книги воспоминаний академика Андрея Дмитриевича Сахарова: "Воспоминания" и "Горький, Москва, далее везде", написанные в 1978-1989 гг., постскриптум Елены Георгиевны Боннэр к "Воспоминаниям", а также приложения и дополнения, содержащие письма, статьи и другие материалы.
====
В данном файле "приложения и дополнения, содержащие письма, статьи и другие материалы" (и "Постскриптум...") отсутствуют.
Андрей Николаевич Сахаров
(род. 2 июня 1930) - советский и российский историк, доктор исторических наук (1982), профессор (1988), член-корреспондент РАН с 7 декабря 1991 года по Секции гуманитарных и общественных наук (история России). Директор Института российской истории РАН (1993-2010). Член Союза писателей России.
Окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 1953 году.
В течение 5 лет преподавал историю в средней школе. С 1958 года - сотрудник отдела печати Комитета молодёжных организаций СССР, в 1961-1962 годах работал в АПН. С 1962 года - заведующий отделом истории СССР журнала «Вопросы истории». Кандидат исторических наук (1965, диссертация «Русская деревня XVII в. (по материалам патриаршего хозяйства)»). В 1968-1971 годах - инструктор Отдела пропаганды ЦК КПСС. В 1971-1974 годах - главный редактор издательства «Наука». С 1974 года - член коллегии, начальник главка Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Доктор исторических наук (1982, диссертация «Зарождение дипломатии Древней Руси. IX - первая половина Х вв.»). С 1984 года - заместитель директора Института истории СССР АН СССР, в 1993-2010 годах - директор Института российской истории РАН.
Сахаров приветствовал создание в 2009 году Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и активно включился в её работу, был её членом до ликвидации в 2012 году.
Женат на Ольге Сахаровой, отец двоих детей (Артемий, Игнатий).
Направления научной деятельности: история дипломатии, внешней политики, идеологии и культуры Древней Руси; отечественная и зарубежная историография истории России; социально-экономические отношения в Российском государстве в XVII веке.
Является убеждённым и последовательным противником норманизма. В 2012 году участвовал в съёмках фильма Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль».
Автор около 300 научных работ, многочисленных школьных учебников истории России и учебников для вузов.
Учебники
Новейшая история России: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. М., Проспект, 2010
История России с древнейших времён до наших дней: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. М., Проспект, 2010
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.- "Русское слово", 2012. ISBN 978-5-91218-549-6
В соавторстве с А.Н. Бохановым. История России XVIII-XIX века. Учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.- "Русское слово", 2012 ISBN 978-5-00007-020-8
Монографии
Русская деревня XVII в. (по материалам патриаршего хозяйства). М.: Наука, 1966.
Живые голоса истории. Кн. 1. М.: Молодая гвардия, 1971 (в соавт. с С. М. Троицким).
Степан Разин. М.: Молодая гвардия, 1973; 1987; 2010 (в серии «ЖЗЛ»; переведена в Японии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии).
Живые голоса истории. Кн. 2. М.: Молодая гвардия, 1978 (в соавт. с С. М. Троицким).
Дипломатия Древней Руси: IX – первая пол. X вв. М.: Мысль, 1980 (переведена в Болгарии).
Дипломатия Святослава. М.: Международные отношения, 1982; 1991 (в серии «Из истории дипломатии»)
Полководцы Древней Руси. М.: Молодая гвардия, 1985; 1986 (в серии «ЖЗЛ»; 3-е изд. М.: «Терра», 1999; в соавт. с В. В. Каргаловым).
«Мы от рода русского…»: рождение русской дипломатии. Л.: Лениздат, 1986.
Владимир Мономах. М.: Русский язык, 1986; 1991 (переиздания 1994, 1995, 1998).
Дипломатия Древней Руси. М.: Педагогика, 1987 (в серии «Учёные - школьнику»)
Человек на троне (Александр I). М.: МАРАН, 1992 (брошюра)
Александр I. М.: Наука, 1998.
Подвижники России: исторические очерки. М.: Русское слово, 1999; 2008 (в соавт. с А. Н. Бохановым и В. Д. Назаровым).
Война и дипломатия (1939–1945). М.: МГИМО, 1995 (брошюра)
Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М.: Наука, 2004.
Тревога и надежда. М.: Время, 2006 (тт. 1-2)
Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». М.: Наука, 2006 (2-е изд. М.: Гриф и Ко, 2010; под загл. «Русь на пути к „Третьему Риму“»)
Александр Невский. М.: АСТ, 2008, 2009 (в серии «Имя Россия. Исторический выбор 2008»)
Россия как часть мирового цивилизационного процесса. М., 2009 (брошюра)
Исторические обретения на рубеже XXI в.: очерки. М.: Голден-Би, 2011.
М.: 2012. - 768 с.
Учебник написан с учетом последних исследований исторической науки и современного научного подхода к изучению истории России. Освещены основные проблемы отечественной истории, раскрыты вопросы социально-экономического и государственно-политического развития России, разработана авторская концепция их изучения. Материал изложен ярким, выразительным литературным языком с учетом хронологии и научной интерпретации, что во многом объясняет его доступность для широкого круга читателей. Учебник соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации.
Для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересующихся отечественной историей.
Формат: doc
Размер: 5,3 Мб
Скачать: 29
Формат: djvu
Размер: 1 3,9Мб
Скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)
Формат: pdf
Размер: 4 3,1 Мб
Скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ 3
§ 1. Место славян среди индоевропейцев 3
§ 2. Первые нашествия 3
§ 3. Греческие колонии и скифы 4
§ 4. Появление восточного славянства и новые враги 5
§ 5. Другие народы на территории России в глубокой древности 5
§ 6. Великое переселение народов и Восточная Европа 6
§ 7. Анты и первое восточно-славянское государство 7
§ 8. Борьба с аварами и хазарами. Болгары 9
Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ 11
§ 1. Восточно-славянские племена VIII-IX вв 11
§ 2. Появление государства у восточных славян 16
§ 3. Первые русские князья 22
§ 4. Правление Святослава 27
§ 5. Русь во времена Владимира Святославича 32
Глава 3. ЭПОХА ЯРОСЛАВА МУДРОГО 39
§ 1. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб - князья-мученики.... 39
§ 2. Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение
Руси 42
§ 3. Расцвет Руси при Ярославе Мудром 43
§ 4. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские
святители 47
§ 5. Государственная власть. Становление раннефеодальных отношений.
Города. Торговля. Армия 50
§ 6. От языческих мятежей к социальному протесту 58
Глава 4. РУСЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ 62
§ 1. Междоусобица на Руси в 70-е гг. XI в 62
§ 2. Мятеж Олега Гориславича и новая распря 64
§ 3. Начало военной деятельности Владимира Мономаха 65
§ 4. Трагедия 1096-1097 гг 68
§ 5. Крестовый поход в степь 1111 г 72
§ 6. Восстание 1113 г. и эпоха Владимира Мономаха 74
Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСПАД РУСИ 78
Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ КНЯЖЕСТВ-ГОСУДАРСТВ 81
§ 1. Киевское княжество 81
§ 2. Черниговское и Северское княжества 82
§ 3. Галицко-Волынское княжество 84
§ 4. «Господин Великий Новгород» 87
§ 5. Владимиро-Суздальское княжество 90
Глава 7. КУЛЬТУРА РУСИ Х-НАЧАЛА XIII вв 95
Глава 8. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ 107
§ 1. Рождение монгольской державы 107
§ 2. Завоевания монголов 109
Раздел II
. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД
Глава 1. ОРДЫНСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО 112
§ 1.Батыево нашествие на Русь. Оборона Рязани 112
§ 2. Завоевание остальной Руси 113
Глава 2. БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ... 116
§ 1. Татаро-монгольское иго 116
§ 2. Натиск врагов на северо-западе. Первые схватки с крестоносцами и
литовцами 117
§ З. Александр Невский 119
§ 4. Ледовое побоище 120
§ 5. Возрождение Руси. Русь и Золотая Орда при Александре Невском...
122
§ 6. Великие «малые дела» 124
§ 7. Возвышение новых русских центров 128
Глава 3. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ 132
§ 1. Схватка Твери и Москвы за первенство 132
§ 2. Возвышение Москвы. Иван Калита 134
§ 3. Вильно или Москва? 135
§4. Начало борьбы с Ордой. Куликовская битва 139
Глава 4. МОСКВА БЕРЕТ ВЕРХ 146
§ 1. В борьбе за единство и независимость 146
§ 2. Роль православной церкви в объединении Руси. 148
§ 3. Феодальная война середины XIV в 150
Глава 5. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА 154
§ 1. Иван III -Государь всея Руси 154
§2. Освобождение от ордынского ига 157
§ 3. Централизация государственной власти. Формирование государства по
евразийской модели 158
§ 4. Выход Руси на международную арену 161
§ 5. Формирование многонационального государства 163
§ 6. Хозяйство и люди 164
§ 7. Государство и церковь 167
§ 8. Культура и быт XIV-XV вв. 170
Глава 6. РОССИЯ В XVI в 178
§ 1. Правление Василия III 178
§ 2. Борьба боярских группировок за власть 180
§ 3. Реформы «Избранной рады» 183
§ 4. Внешняя политика Ивана IV. Превращение России в евразийскую державу
187
§ 5. Опричнина. От централизации к феодальной диктатуре 193
§ 6. Присоединение Сибири 199
§ 7. Кризис власти. Конец династии Рюриковичей 201
§ 8. Новые явления в русской культуре в XVI в 203
§ 9. Борис Годунов - первый выбранный монарх России 206
Глава 7. РОССИЯ В ПЕРИОД СМУТЫ 213
§ 1. Великий голод и начало Смуты 213
§ 2. Триумф и трагедия Лжедмитрия 216
§ 3. Кризис государства и общества в России 220
§ 4. Спасители отечества и путь к абсолютной монархии 228
Глава 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в 237
§ 1. Умиротворение страны и возрождение самодержавия 237
§ 2. Налаживание мирной жизни 240
§ 3. От обороны к наступлению 244
Раздел III. РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Глава 1. НОВЫЕ ЧЕРТЫ СТАРОЙ РОССИИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII в 250
§ 1. Начало правления Алексея Михайловича 250
§ 2. Рост социального напряжения в стране 250
§ 3. Уложение 1649 г 252
§ 4. Развитие хозяйства 254
§ 5. Присоединение Украины к России 257
§ 6. Внутреннее положение России в последние годы правления Алексея
Михаловича 263
§ 7. Реформа церкви и раскол 270
§ 8. Усиление царской власти 274
Глава 2. РОССИЯ НАКАНУНЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 279
§ 1. Правление Федора Алексеевича 279
§2. Регентство царевны Софьи и приход к власти Петра I 283
§ 3. Неславянские народы России в XVII в 290
§ 4. Окончательное присоединение Сибири 293
§ 5. Культура и быт России в XVII в 297
Глава 3. ЭПОХА ПЕТРА I 305
§ 1. Первые годы правления 305
§ 2. Начало Северной войны 313
§ 3. Превращение России в великую державу 317
§ 4. Реформы Петра I 326
§ 5. Реформы в области культуры, науки, образования 338
§ 6. Противники Петра 344
§ 7. Последние годы жизни Петра I 353
Глава 4. ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 356
§ 1. Россия при преемниках Петра 1 356
§ 2. Правление Елизаветы Петровны и стабилизация страны 370
§ 3. Петр III и новая попытка европеизации страны 380
Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в 384
§ 1. Первые годы правления Екатерины II 384
§ 2. Расцвет дворянской империи. . 390
§ 3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в 401
§ 4. Экономика и население России во второй половине XVIII в 410
§ 5. Культура России во второй половине XVIII в 416
§ 6. Российский быт 428
§ 7. Тревожное окончание века 431
Раздел IV. РОССИЯ в XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Глава I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в 439
§ 1. Первые годы правления Александра I 441
§ 2. Внешняя политика России в первые годы XIX в 445
§ 3. Отечественная война 1812 г 448
§ 4. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс 464
§ 5. Жизнь России в послевоенный период 470
§6. Движение декабристов 474
Глава 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ НИКОЛАЕ I 484
§ 1. Император Николай Павлович 484
§ 2. Николай I и крестьянский вопрос 487
§ 3. На страже самодержавной империи 489
§ 4.Русская индустрия. Промышленный переворот 492
Глава 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ИМПЕРСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В ПЕРИОД
ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I . . 496
§ 1. Польское восстание 1830-1831 гт 496
§ 2. Война на Северном Кавказе. Имам Шамиль 497
§ З. Россия и европейские дела 500
§ 4. Крымская война и Парижский мирный договор 1856 г 502
Глава 4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 60-70 гг. XIX в. . . 504
§ 1. Император Александр II 504
§ 2. Отмена крепостного права. Основные положения Манифеста 19февраля
1861 г 505
§ 3. Земская, городская, судебная, военная реформы. Изменение системы
образования 507
§ 4. Развитие народного хозяйства 508
§ 5. Русско-турецкая война 1877-1878 гг 510
§ 6. Обострение социальной ситуации. Народнический террор 513
Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 517
§ 1. Император Александр III и государственные приоритеты 517
§ 2. Важнейшие направления внутренней политики России 519
§ 3. Законодательство в области судебного и учебного дела 524
§ 4. Франко-русский союз 526
§ 5. Государственная система в конце XIX в 526
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в 531
§ 1. Национальные корни отечественной культуры и иностранные
влияния. «Золотой век» русской культуры 531
§ 2. Славянофилы и западники 536
§ 3. Русская православная церковь. Преподобный Серафим Саровский. . 539
§ 4. Русский утопический социализм 540
§ 5. Великие писатели и мыслители: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. 542
Глава 7. РОССИЯ НА ИСХОДЕ XIX в 546
§ 1. Воцарение Николая II 546
§ 2. Реформа денежного обращения 548
§ 3. Перепись населения 1897 г. Богатые и бедные 550
§ 4. Наемные труженики. Рабочее законодательство. Забастовки 552
§ 5. Транссибирская магистраль 556
Глава 8. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в 559
§ 1. Русско-японская война. Портсмутский мир 559
§ 2. Рабочие союзы. «Кровавое воскресенье» 562
§ 3. Революционное движение. Манифест 17 октября 1905 г 564
§ 4. Основные законы Российской империи 1906 г 567
§ 5. Основные политические партии 569
§ 6. Первая и Вторая Государственные Думы 572
Глава 9. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ РОССИИ (1907-1917 гг.)
576
§ 1. Третья государственная Дума. П.А. Столыпин 576
§2. Экономический подъем 1910-1913 гг 580
§ 3. Система международных союзов 582
§4. Начало мировой войны. Ход военных действий 583
§5. Февраль 1917 г. в Петрограде. Отречение Николая II 587
Раздел V. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ. XX - НАЧАЛО XXI в.: 1917-2005 IT.
Глава 1. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ 591
§ 1. Политические кризисы 1917 г 591
§ 2. Большевистский этап революции 602
Глава 2. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ 606
§ 1. Рождение советской власти 606
§ 2. Брест: «революционный» выход из войны 609
§ 3. Политика «военного коммунизма» 612
§ 4. Белые, и красные 615
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ 623
§ 1. В годы нэпа 623
§ 2. Образование СССР 628
§ 3. Эволюция большевистского режима 630
Глава 4. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ 638
§ 1. Свертывание нэпа 638
§ 2. Консервативная революция в экономике 639
§ 3. Изменение механизма власти 644
§ 4. Становление нового хозяйственного механизма 648
§ 5. Советское общество накануне войны. Массовый террор 651
Глава 5. СССР И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 658
§ 1. «Большая игра» 658
§ 2. СССР на пороге войны 661
§ 3. Срыв планов молниеносной войны 664
§ 4. Решающие битвы 668
§ 5. Победа антигитлеровской коалиции 671
Глава 6. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ВЫЗОВЫ. 1945- 1953 гг 675
§ 1. Начало «холодной войны» 675
§ 2. Создание ракетно-ядерного щита 678
§ 3. Трудное возрождение 679
§ 4. Последние годы правления Сталина 682
Глава 7. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ... 688
§ 1. Смена власти в Кремле 688
§ 2. Начало десталинизации 691
§ 3. Реформы 50 - начала 60-х гг 694
§ 4. Крушение оттепели 706
Глава 8. ЭПОХА «РАЗВИТОГО» СОЦИАЛИЗМА. 1964-1984 гг. ... 709
§ 1. Смена политического курса 709
§2. От стагнации -к кризису 710
§ 3. Советское общество на переломе 713
§ 4. Новые попытки модернизации 716
§ 5. Несостоявшаяся разрядка 719
Глава 9. КРАХ ТОТАЛИТАРНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 723
§ 1. Истоки «перестройки» M.С. Горбачева 723
§ 2. Трудный поворот к рынку 726
§ 3. Демонтаж тоталитарных структур 728
§ 4. От внутрисистемных реформ к распаду 731
Глава 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 737
§ 1. Последняя российская революция XX в 737
§ 2. Создание новой российской государственности 738
§ 3. Возвращение рынка и частной собственности 744
§ 4. Россия в конце XX - начале XXI в 749
§ 5. Новые тенденции политической жизни 757
А.Н. САХАРОВ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений
Допущено Министерством образования
Российской Федерации
Москва «Русское слово» 2003
ББК 63.3 (2) С 22
РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор исторических наук,
профессор кафедры истории России РУДН РА.Лрсланов; учитель истории лицея № 1560 М.Н. Чернова
Методическое редактирование - канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права МПУ А.Н. Фукс
Методический аппарат - Г.И. Старобинская
Художественное оформление - С.Н. Якубовский
Сахаров А.Н.
С 22 История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М.; «ТИД «Русское слово-РС», 2003. - 320 с.: ил.
ШВИ 5-94853-057-4 (ч. 1) Ю Ш 5-94853-126-0
В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее хозяйственной жизни, культуры, быта. Основные вехи и события русской истории показаны через судьбы государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры, науки, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей.
Введение
Что означают слова «история России»? Ведь Россия - это и огромная территория, которая к началу XX в. занимала шестую часть земной суши, и природа страны, и климат, и ее хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.
Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой - болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом - сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлекались в русло общей российской истории.
С самых первых шагов история России развертывалась на пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях нашего народа постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли - западная (европейская, средиземноморская, атлантическая) и восточная, воплотившая в себе опыт великих кочевых империй и оседлых государств древности и Средних веков, проложили свои борозды на исторической ниве России.
В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытывала подобное мощное и противоречивое влияние Запада и Востока, что во многом определило ее исторический путь как путь евразийской державы. Таковой Россия остается и до
сегодняшнего дня. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.
Мы уже несколько раз употребляли слово «народ», будем им пользоваться и впредь. У этого слова есть несколько значений. Во-первых, словом «народ» нередко обозначают ту или иную нацию: говорят - «русский народ», «татарский народ» и т. д. Во-вторых, под словом «народ» часто понимаются трудовые люди, низы общества. В древности это крестьяне и ремесленники, которые отличались от зажиточных и богатых слоев населения - купечества, духовенства, дворянства, аристократии и по своему материальному положению и по месту в обществе. Существует и третье понимание слова «народ» - это все слои того или иного общества, взятые вместе, общество в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в то же время порой резко отличающиеся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. Эти интересы могут сталкиваться и приводить общество к жестоким конфликтам.
В истории нет хороших или плохих народов, как нет плохих и хороших слоев народов. Все - крестьяне, предприниматели, дворянство, духовенство, аристократия - продукт исторического развития страны. Менялись времена, менялось место той или иной части народа в истории страны. И надо хорошо представлять себе роль различных слоев общества в истории России, уметь выявить, что они дали стране, а где и когда эгоистическими интересами нанесли ей ущерб.
В то же время необходимо помнить, что каждый член общества - это отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны, человек - часть коллектива с его общими интересами, с другой - он сам воплощение целого уникального мира с собственными интересами, страстями,
привязанностями, представлениями, которые могут в силу многих причин отличаться от представлений других людей. Вся человеческая история, в том числе и история России, - это не только постоянные поиски людьми их общего большого общественного интереса, интереса страны, но и борьба между интересами
отдельной личности и коллектива, личности и государства. И поныне продолжаются настойчивые попытки привести к общему знаменателю стремления отдельного человека и всего общества.
История - одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всем ее многообразии - величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ - и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей - и насилиях над личностью человека и целых народов.
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.
Источники исторического знания разнообразны и многочисленны. О глубокой древности нам рассказывают науки археология (от греческих слов «археос» - «древний» и «логос» - «учение») и антропология (от греческих слов «антропос» - «человек» и «логос»).
Археологи путем раскопок древних поселений, изучения жизни человека в пещерах, анализа найденных орудий труда, оружия, домашней утвари, украшений, древней скульптуры и живописи воссоздают жизнь людей прошлых эпох, их духовный облик и верования.
Антропологи по найденным останкам восстанавливают внешний облик людей, их развитие на протяжении тысячелетий, делают выводы о том, как формировались народы и расы.
Помогает постичь историю человечества и лингвистика (от латинского слова «лингва» - «язык»). Лингвисты исследуют происхождение языков, их родство, связи, развитие и с их помощью раскрывают еще одну грань исторических судеб различных народов.
С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи - погодные (от слова «год») записи событий, различного рода светские и церковные законы и уставы, государственные и международные документы, церковные сочинения, литературные произведения,
воспоминания людей, их дневники, а позднее - книги, газеты, ж у р н а л ы, о т р а ж а ю щ и е ж и з н ь эпохи, кино - фотофономатериалы. Бесценным свидетельством прошлых эпох и представлений человека о себе и своей жизни являются архитектурные сооружения, произведения искусства, предметы быта.
Все это вместе взятое внимательно изучает история, воссоздавая облик п р о ш л ы х веков, в том числе и прошлого нашей Родины.
1. Раскройте смысл названия данного учебника.
2. Почему история - одновременно и прекрасная и жестокая наука?
3. В каком значении употребляется термин «народ» в следующих предложениях:
а) различные народы вовлекались в круговорот российской истории; ^ :Н&.7 лацил" ^ ^ ^ ^
б) история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.
4. Придумайте предложение, в котором слово «народ»
6. Поразмышляйте, какие уроки может извлечь ваше поколение из прошлого нашего народа.
7. Какие источники исторических знаний помогают ученым воссоздавать облик прошлых веков? Г " " . » . "
8. Труд каких ученых (историков) вложен в изучение глубокой
Родина индоевропейцев. Индоевропейцы - это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Оно дало начало многим современным европейским и азиатским народам, а позднее, уже в Новое время, распространилось в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лиственных лесах, на покрытых травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные реки, складывалась древнейшая индоевропейская общность людей.
Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы общего происхождения сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или именно березу. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.
От этого времени до нас дошли следы поселений, открытых археологами. На плодородных землях вдоль берегов полноводных рек от Карпатских гор до Поднепровья начали расселяться земледельцы-ското- воды, а далее, на восток, на необозримых степных пространствах вплоть до южных отрогов Уральских гор - скотоводы.
Поселения трипольцев. Примером поселений земле- дельцев-скотоводов могут служить остатки древнего поселка в Поднепровье у села Триполье, относящиеся к IV - III тысячелетиям до н. э. Поэтому жителей той поры назвали условно триполъцами.
Занятия земледелием и скотоводством увеличили хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовали росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках и освоении новых земель.
Родословная народов Евразии. С юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался
в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге, в лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтдму их и назвали индоевропейцами.
В Т У - III тысячелетиях до н. э. былая общность индоевропеицев стала распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики), западноевропейскую (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.), славянскую (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.) и балтскую (литовцы, латыши и др.).
Однако следы былой общности проглядывают повсюду. В славянских и иранских языках немало общих слов и понятий - бог, хата, боярин, господин, топор, собака, богатырь и др. Все они пришли к нам от древних иранцев. Эта общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях »§ глиняных сосудах - повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к некоторым народным праздникам - например, к медвежьим, проводимым многими народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы северной прародины индоевропейцев.
Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, славянский языческий бог Перунгромовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.
Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами.
Глиняные статуэтки.
Триполъская культура. III тыс. до н.э.
Костяной ритуальный топорик.
II тыс. до н. э.
Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви - угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера - мордва, удмурты, мари, коми и др. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки тюрок и монголов. Их потомки - калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины. На Северном Урале, между устьями Печоры и Оби, располагались неолитические предки уральских народов, говорившие на так называемых уральских, языках. Население Южной Сибири, Алтая и Саян - древние алтайцы - объяснялось на алтайских языках. На Кавказе говорили на кавказских языках. К югу от Кавказского хребта выделились предки грузин.
Северокавказцы раньше других освоили плавку металла (благо он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия, они разводили крупный рогатый скот и свиней, перешли к скотоводству, первыми освоили колесные повозки.
Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи и сани.
Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы переходили к скотоводству и земледелию лесного типа, продолжали развивать охоту и рыболовство. Все вместе здешнее население в суровых условиях леса и лесостепи отставало от набиравших темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Двуречья, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития.
Место предков славян среди индоевропейцев. Во II тысячелетии до н. э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течение ряда веков одно целое. И резко отличались от тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе.
В 9ередине II ТЫсячелета«идо н. э. обособились германские племена.лгбалты и славяне составили общую
балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы