Метод сходства как метод научной индукции. Метод сходства как метод научной индукции Метод единственного сходства относится к
Этот метод представляет собой умозаключение, основанное на сравнении нескольких случаев наступления одного и того же явления и выявления действительной причины на основе единственного сходства. Например, возьмем некоторое явление а и сопровождающие его обстоятельства АВС. Чтобы воспользоваться методом сходства, рассмотрим другие обстоятельства, когда данное явление произошло при иных и лишь частично сходных обстоятельствах; допустим, при обстоятельствах АКМ. Сравнивая эти случаи и опираясь на правило причинной связи, согласно которому явление не может наступить при отсутствии его причины, мы можем заключить, что причиной а не могут быть обстоятельства ВС, поскольку они отсутствуют во втором случае, когда явление а опять произошло. То же самое мы можем сказать и об обстоятельствах КМ, так как их не было в первом случае, когда имело место явление а, следовательно, остается предположить, что причиной а является обстоятельство А.
Если два или более случаев наступления наблюдаемого явления сходны только в одном предшествующем обстоятельстве, то вероятно это обстоятельство и является причиной данного явления:
АВС – а,
АКМ – а,
вероятно, А есть причина а.
Используя метод сходства для определения причины исследуемого явления, следует помнить, что случаи этого явления как можно больше различались между собой в обстоятельствах; такой подбор значительно облегчает процесс нахождения причины и уменьшает число случаев, необходимых для вывода. К этому надо добавить, что рассуждение, которое приводит нас к заключению о причине исследуемого явления, справедливо только тогда, когда это явление происходит от одной причины.
Метод сходства широко применяется в обыденной жизни и науке лишь в первых шагах исследования как первичное предположение. Это предположение затем проверяется и обосновывается с помощью более точных методов установления причинной связи.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Изучение дисциплины в течение одного семестра
Дневное отделение: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа студентов – 66. Аттестация: промежуточный контроль (проверка домашних заданий, тестирование), зачет.
Программа курса
Тема 1. Предмет и значение науки логики. Формальный язык и семантические категории(лекция, практическое занятие)
Процесс мышления и формы мысли. Значение логики. История л
Зачетные вопросы
1. Что является предметом формальной логики и в чем ее значение?
2. К чему приводит обобщение знания об отдельных предметах и их свойствах и отношениях?
3. Чем отличается логическ
Изучив "Логику", студенты должны
знать:
‑ историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики как науки;
‑ сущность и содержание принципов логики, к
Методические рекомендации для студентов-заочников
Учитывая дистанционную форму обучения студентов заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.
Первое.Студенты должны внимательно выс
Законы логики и принципы правильного мышления
Введение. Общая характеристика основных законов логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Заключение.
Практическое зад
Язык как знаковая система. Понятие знака
Введение. Понятие языковой формы. Языки естественные и искусственные. Функции естественного и искусственного языков. Знаковая система языка. Имя, предмет, функция. Заключение.
Прак
Основные характеристики знаков
Введение. Определение знака и знаковой системы. Типы знаков. Три вида знаковых отношений. Основные принципы семиотики. Заключение. Практическое задание:
1. Показани
Общие принципы построения истинностных таблиц
Введение. Интерпретация пропозициональных переменных. Табличные определения пропозициональных связок. Логические отношения (по истинности и ложности) между формулами. Заключение.
П
Исчисление высказываний
Введение. Пропозициональная логика. Общезначимость исчисления высказываний. Пропозициональные связки. Язык логики высказываний. Заключение.
1.Записать символически выск
Понятие как форма мышления. Общая характеристика
Введение. Определение понятия. Классификация признаков. Содержание и объем понятия. Понятие и термин. Заключение.
Практическое задание:
1.Каки
Логическая структура и основные характеристики понятия
Введение. Виды понятий. Отношения между понятиями. Заключение.
Практическое задание:
1.Дайте полную логическую характеристику понятиям (единич
Значение понятий в познании
Введение. Понятие как член логической связи. Логические ошибки в понятиях. Заключение.
Практическое задание:
1.Приведите пример логической свя
Виды понятий Обобщение и ограничение понятий
Введение. Виды понятий по содержанию. Виды понятий по объему. Обобщение понятий. Ограничение понятий. Заключение.
Практическое задание:
1.Дайт
Виды отношений между понятиями по содержанию и объему
Введение. Отношения между понятиями по содержанию. Отношения между понятиями по объему. Графическая иллюстрация отношения понятий по объему. Заключение.
Практическое задание:
Категорические суждения
Введение. Деление суждений по количеству. Деление суждений по качеству. Объединенная классификация категорических суждений в «логическом квадрате». Распределенность терминов в суждении. Заключение.
Логические отношения между категорическими суждениями
Введение. Отношения несовместимости. Отношения совместимости. Графическая схема отношений (логический квадрат). Зависимость истинности или ложности суждений от их отношений. Заключение.
Сложные суждения
Введение. Характеристика конъюнктивных, дизъюнктивных, импликативных и эквивалентных суждений. Сводная таблица истинности (ложности) этих суждений Заключение.
Практическое задание:
Общие правила простого категорического силлогизма
Введение. Правила терминов. Правила посылок. Правила фигур. Понятие о модусах фигур силлогизма. Заключение.
Практическое задание:
1. Какое
Индуктивные умозаключения
Введение. Понятие об индукции. Полная индукция. Неполная индукция. Индукция через простое перечисление. Научная индукция. Заключение.
Практическое задание:
Методы установления причинной зависимости явлений
Введение. Причинная связь явлений. Пять методов установления причинной связи. Умозаключения по аналогии. Заключение.
Практическое задание:
1.О
Гипотеза
Введение. Общая характеристика гипотезы. Виды гипотез. Развитие гипотезы. Проверка гипотезы. Фактическое (решающий опыт) и логическое доказательства гипотезы.
Практическое задание:
Ошибки в доказательствах
Введение. Подмена доказываемого тезиса. Ошибки в основаниях доказательств. Ошибки в способе доказательства. Ошибки омонимии и амфиболии. Ошибка ложного следования. Заключение.
Прак
Логика и язык
Язык – это знаковая система, материальная форма, посредством которой люди выражают мысли. Язык имеет пять видов: линий, звуков, жестов, цвета и запаха, и три формы: естественный, ко
Связь между мышлением и языком
Язык и мышление неразрывно связаны между собой. С помощью языка мы излагаем мысли в определенной, общедоступной форме. Этому способствуют понятийные стереотипы, которые накладывают ограничения на и
Логическое и психологическое
Рассуждая логически, мы следуем тем принципам и правилам, которые указывают, как следует делать «правильные» выводы. Принципы логики устанавливают нормы, по которым мы оцениваем качество чьих-либо
Семантические категории
Логическая семантика изучает отношения знака и значения, правила перевода абстрактных символов на язык содержательного знания. В логике важно найти совместимость естественного и искусственного язык
Процесс мышления и формы мысли
Существует много способов представить процесс мышления. Для биолога ‑ это активация групп нейронов, для психолога – это комбинация в сознании ряда образов, для кибернетика – это процесс перед
Общая характеристика понятия
Логическое мышление представляет собой различные связи мыслей. Если вглядеться в суждение, то мы увидим, что оно состоит из некоторых мыслей, которые многократно встречались нам в других суждениях
Понятие и представление
Всякое понятие есть мысль о признаках предмета. Однако не всякая мысль о признаках есть понятие. В чувственном познании представление тоже есть мысль о признаках предмета. Представить предмет – это
Признаки понятия
Те мысли, которые образуют целостность суждения, называются понятиями. Мысль о предмете есть понятие только при условии, если мыслимый предмет имеет сходство или различие с другими предметами, то е
Виды понятий
Всякое понятие имеет две логические характеристики – содержание и объем. Существенные признаки предмета составляют содержание понятия. Бессодержательных понятий не
Функции понятий
Язык является средством мышления. Он выражает понятия, которые выполняют множество функций. Из них основными являются следующие:
1. Символическая функция. Понятие становится символо
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите признаки предмета в логической классификации.
2. Чем различаются: слово, понятие, термин?
3. Что такое содержание и объем понятия?
4. Объясните смысл закон
Определение понятий
Определение понятий (definitio) – одна из важнейших логических операций, которую мы постоянно совершаем как в повседневной жизни, так и в научном процессе. Смысл ее заключается в том, что, раскрыва
Неявные определения
Если нельзя определить понятия через родовые и видовые признаки, то используют описание отношений между определяемыми понятиями. Особенность таких определений состоит в том, что предмет определяетс
Ограничение и обобщение понятий
В процессе мышления часто приходится конкретизировать знания о предмете мысли. Уточняя понятие, мы вводим новые признаки, тем самым увеличивая его содержание, но при этом объем понятия уменьшается.
Деление понятий
Предметы, которые мыслятся в понятии, составляют известное множество, которое включает в себя отдельные группы предметов. В процессе деления мы выясняем, из каких подмножеств состоит исходное множе
Вопросы для самопроверки
1. Что такое деление понятия?
2. Чем отличается дихотомическое деление от видообразующего?
3. Каким принципам подчиняется классификация?
4. Какие функции выполняет класси
Общая характеристика суждения
Суждение – это развернутое понятие; поскольку понятие заключает в себе некоторые признаки предмета мысли, то суждение – это такая форма мысли, в которой выражена связь между предметом мысли и его п
Структура суждения
Суждение как логическая форма состоит из следующих элементов: субъекта, предиката и связки. Субъект (лат. subjectum – лежащий в основе, подлежащее) ес
Модальность суждений
Модальность суждения (лат. мodus – способ, мера, наклонение) выражает степень существования, свойства, отношения, отображенного в суждении. При этом в суждении утверждается или отрицается действите
Зависимость познавательного значения суждения от его формы
Значение или важность суждения для знания зависит во многом от его формы. Так, условные и разделительные суждения становятся ценными для знания лишь в связи с категорическими суждениями.
В
Определите модальность суждения. Приведите их схемы
Пример:
А). Ухта южнее Воркуты. – Суждение об отношении места. xRy = R(x,y).
Б). Нет дыма без огня. – Суждение существования. Р есть.
В).
Составьте схемы сложных суждений
Пример:
Эмиссия есть изготовление и выпуск в обращение денег или ценных бумаг
Схема: S есть Р(Р¹ Λ Р² V Р³)
&nb
Выделите три группы суждений: совместимые, несовместимые, частично совместимые
Пример:
Ни один волос не упал с его головы. Многие хотели его видеть. Он лишился всех своих волос. Некоторые гайки имеют правую резьбу. Все пришли вовремя.
Табличное определение истинности (ложности) сложных суждений
Выше мы уже говорили о том, что суждение может быть классифицировано либо как истинное, либо как ложное, но не то и другое вместе. «Истинность» или «ложность» повествовательного предложения, которы
Вопросы для самопроверки
1. Что такое преобразование суждения?
2. Чем отличается обращение суждения от превращения суждения?
3. Каким принципам подчиняется истинность (ложность) суждения?
4. Каку
Общая характеристика умозаключения
Если основной задачей логики является составление приемов приобретения и доказательства знаний, то одним из главных приемов является умозаключение. Умозаключением называется такой прием мышления
Непосредственные умозаключения
Мы можем получать вывод из посылок путем преобразования последних. Истинность вывода в этом случае целиком зависит от истинности посылок, если, разумеется, не нарушены правила преобразования, котор
Силлогизм
Силлогизм (греч. syllogismos – сосчитывание) – это вид умозаключения, в котором требуется определить, следует ли из двух или нескольких суждений данный вывод. Признав истинность пос
Энтимемы
В практике нашего мышления, как обыденного, так и научного, мы пропускаем либо одну из посылок, либо заключение. Такие силлогизмы, в которых та или иная часть не выражена в явной форме, называются
Условные силлогизмы
Если в силлогизме обе посылки взяты как условные суждения, то заключение также будет условным суждением, а силлогизм будет опосредованным условным умозаключением.
Если А
Упражнения
А) Определите модальность суждения. Приведите их схемы.
Пример:
1). Ухта южнее Воркуты. – Суждение об отношении места. xRy = R(x,y).
2). Нет дым
Упражнения
А). Укажите, какие из приведенных умозаключений получены с помощью полной, а какие с помощью неполной индукции: 1). Все студенты нашей группы прошли практику. 2). Угол падения равен углу отражения.
Метод различия
Для умозаключения по этому методу необходимо иметь два случая: случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает. При этом они подбираются так, чтобы были сходны
Соединенный метод сходства и различия
В этом методе соединились оба предшествующие правила, поэтому его можно сформулировать так: если два или более случаев наступления наблюдаемого явления сходны только в одном предшествующем обсто
Метод сопутствующих изменений
В основе метода сопутствующих изменений лежит принцип причинно-следственной связи, который гласит, что всякое изменение причины вызывает соответственное изменение следствия; и наоборот, всякое изме
Метод остатков
В основе этого метода лежит следующее наблюдение: если сложное явление есть результат сложной причины, то каждый простой элемент этого явления вызывается простым элементом сложной причины, соответс
Вопросы для самопроверки
Что необходимо для нахождения действительной причины или действительного следствия? На чем основан «метод сходства»? Что необходимо умозаключению по «методу различ
Упражнения
Определите, какие методы установления причинной связи применимы, запишите их в виде схемы и в виде суждений, образующих причинно-следственную связь.
Картофель, проросший в темном пог
Аналогичные умозаключения
Умозаключения по аналогии (греч. analogia – подобие, сходство) относится к модификации традуктивного типа умозаключений. Отличие заключается лишь в том, что в основе традукции лежит тождество, уста
Упражнения
Определите вид аналогии, запишите их в виде схемы и в виде суждений, образующих связь предметов или отношений.
Пример:
При исследовании горных пород в Ав
Понятие доказательства
Связь между понятиями и суждениями, которыми мы пользуемся для выражения мыслей, ‑ это отражение связи предметов, их признаков, их отношений и их законов.
Но истинность суждений не о
Упражнения
Выделите тезис и аргументы. Выберите одну из форм умозаключения и постройте демонстрацию.
Пример:
Студент Петров сдал дипломный проект досрочно, так как оче
Правила доказательства и опровержения
В процессе доказательства возможны ошибки, возникающие при умышленном или не умышленном нарушении правил. Правила доказательства делятся на три группы в соответствии со структурой доказательства: п
Виды доказательств
По цели доказательства делятся на: 1) доказательство истинности тезиса и 2) доказательство ложности тезиса. Первое, имеющее целью установление истинности тезиса, называется про
Вопросы для самопроверки
1.Какие три группы правил в доказательстве вы знаете?
2.Чем объясняется ясность и четкость в формулировании тезиса?
3.Что такое «подмена тезиса»?
4.Почему истинность аргу
Упражнения
Подберите аргументы и постройте прямое доказательство тезиса.
Пример:
Студента Иванова вызвали в суд для дачи свидетельских показаний.
Аргументами
Понятие гипотезы и условия её появления
Слово гипотеза (греч. hypothesis – предположение) имеет несколько значений. Во-первых, это догадка о факте, который пока недоступен для обнаружения, но может проявиться с вероятностью, близкой к
Построение гипотезы
Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В одних случаях гипотеза возникает как результат сравнения двух единичных явлений, т.е. ее основой выст
Развитие гипотезы
Гипотеза не сводится к выдвижению предположения, а проходит процесс развития, в ходе которого она корректируется, дополняется новыми предположениями и либо опровергается и заменяетс
Подтверждение гипотезы
Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов
Упражнения
Подберите факты и постройте гипотезу.
Пример:
В известном кинофильме «Земля Санникова» было высказано предположение, что в Северном Ледовито
Закон тождества
Следует отметить, что всякая правильная мысль должна быть определенной. Это значит, что в процессе рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Например, в рассуждении «жизнь бьет ключом
Закон противоречия
Из закона тождества следует, что никакая мысль не может быть тождественна мысли её отрицающей, то есть, чтобы быть понятым, необходимо соблюдать требование непротиворечивости мысли
Закон исключенного третьего
То, что мысль может быть приравнена либо к истине, либо ко лжи, следует из закона исключенного третьего: из двух взаимоотрицающих суждений одно непременно истинное в данное время, в данном месте
Закон достаточного основания
Правильность или истинность мысли обусловлена достаточным для них основанием. Действительно, мы можем считать ту или иную мысль истинной лишь после того, как приведены основания, являющиеся уже про
Вопросы для самопроверки
1. Что называется законами мышления?
2. Почему законы мышления называют формальными законами?
3. Как формулируется закон тождества?
4. Как формулируется закон противоречи
Упражнения
Определите, требование какого логического закона нарушено в следующих рассуждениях.
Пример:
Этот студент не раскрыл основное содержание темы, но заслужив
Основные логические понятия
АКСИОМА (гр. axioma -значимое, достойное уважения, бесспорное) - истинное суждение, которое при дедуктивном построении какой - либо теории принимается без доказательств в качестве и
Правила фигур
№
Фигура
Правильные модусы
Правила терминов
№
Правило
Пример ошибки
Примечания
В силлогизме должны быть только
три термина
Движение –
Правила посылок
№
Правило
Пример ошибки
Примечсния
Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого
Логические символы
Название
Изображение
Обыденный язык
Формула (схема)
как пишется
По отношению к тезису
Правила
Ошибки
1. Тезис должен быть ясным и четким
1. Выдвижение неясного, неточного тезиса
2. Тезис должен
Глоссарий
ЗАКОН ЛОГИКИ – устойчивая, существенная, повторяющаяся связь мыслей; обладает следующими свойствами:
а) определенность (представление предмета в одних и тех же признаках);
б) посл
Методы научной индyкции
Современная логика описывает пять методов установления причинных связей:
- метод сходства;
- метод различия;
- соединенный метод сходства и различия;
- метод сопутствующих изменений;
- метод остатков.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.
Метод сходства называют методом нахождения общего в различном, поскольку все случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства.
Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства.
Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболевания дезинтерией (d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды воды и пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных заболеваний в летнее время:
А - питьевая вода из колодцев;
М - вода из реки;
В - молоко;
С - овощи;
F - фрукты.
Информация об условиях питания пациентов представлена в таблице.
Случаи (пациенты) | Предшествующие обстоятельства | Результат |
||||
вода из колодца | вода из реки | молоко | овощи | фрукты | (заболе-вание) |
|
- | + | + | + |
|||
+ | + | |||||
3 | - | + | + | + | - | + |
Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции основой для заключения о том, что распространение дизентерии связано, по-видимому, с употреблением молока (В). В дальнейшем этот правдоподобный вывод получил подтверждение: продавщица молока оказалась бациллоносителем дизентерии.
Схема рассуждения по методу сходства имеет следующий вид:
1) AВС - вызывает D
2) MBF - вызывает D
3) МВС - вызывает D
_____________________________
По-видимому, В является причиной D.
Познавательные предпосылки логического механизма индуктивного вывода по методу сходства:
1) Требуется общее знание о возможных причинах исследуемого явления.
В приведенной схеме эту роль выполняют обстоятельства А, М, В, С, F, каждое из которых предшествует D и может выступать его самостоятельной причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного суждения:
«А, либо М, либо В, либо С, либо F вызывает D».
2) Из предшествующих должны быть исключены (элиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи.
Так, в приведенных случаях D появляется при отсутствии F и М в первом случае, при отсутствии А и С - во втором, при отсутствии А и F - в третьем. Тем самым обстоятельства А, С, F и М элиминируются, ибо отсутствующее не может быть причиной появляющегося. Результат исключения выражается в отрицательном суждении:
«Ни А, ни С, нн F, ни М не являются причиной D».
Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования негативного знания, т.е. знания о том, чем не было вызвано исследуемое явление D. Тем самым сужается круг возможных его причин.
3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяют сходное и повторяющееся в каждом из рассмотренных случаев, которое и будет вероятной причиной явления.
В приведенной схеме в каждом из трех случаев повторяется обстоятельство В. Значит, подтверждается заключение о том, что В является причиной D.
В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умозаключения.
Обоснованность полученного с помощью метода сходства заключения зависит^
- от числа рассмотренных случаев и
- разнообразия условий наблюдения.
Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения.
ВАЖНО!
Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.
В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельства А, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытого дизъюнктивного множества . Тем самым не исключается существование некоего обстоятельства X, которое остается неизвестным и может оказаться реальной причиной D.
Повторяющееся же обстоятельство В может оказаться лишь сопутствующим. При этом в каждом из трех случаев В могло взаимодействовать с другими обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором — с F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что В представляет собой сложное явление, одно из составляющих которого является подлинной причиной D.
Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства , которые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.
Значение метода сходства
Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристическую функцию:
- он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.
Сущность его состоит в том, что наблюдаются и сравниваются между собой две или более группы факторов, под влиянием которых наступает один и тот же результат. Если группы различаются между собой по всем факторам, за исключением одного, оказавшегося для них общим, то этот единственный фактор и будет причиной наступившего результата. Например, произошло несколько краж, ни в одной из которых преступник не установлен. Сравнивая между собой все места происшествий, следователь обнаруживает наличие единственного, общего для всех краж признака: отпечатки пальцев одного и того же лица либо типичные приемы взлома и т.д. Из этого можно вывести предположение о совершении краж одним и тем же лицом. Общий признак может касаться различных обстоятельств преступления. В одних случаях обнаруживается единый способ совершения преступлений, в других - одно и то же время или место совершения преступления и т.д.
Метод единственного сходства широко используется при выявлении причин совершения преступлений. Например, известно, что хулиганство совершается при самых различных обстоятельствах, но чаще всего под влиянием одного фактора - состояния опьянения. Отсюда следует вывод: пьянство - одна из причин хулиганства.
В уголовном праве причинная связь исследуется между реальным общественно опасным последствием и деянием, которое имело место в прошлом. При решении уголовно-правовых вопросов причинной связи иногда приходится искусственно создавать сочетание различных факторов и исследовать характер фактически производимых ими либо возможных последствий. Такие конструкции представляют собой материальное или идеальное моделирование.
Сущность идеальных моделей, используемых при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, состоит в том, что следователь мысленно перебирает взаимосвязи различных факторов и проверяет, при каком из этих сочетаний может наступить общественно опасный результат. Если окажется, что данное последствие наступает при различных сочетаниях изучаемых факторов, но при условии, что в каждом сочетании повторяется одно и то же действие, то наиболее вероятно, что именно это действие, в соответствии с методом единственного сходства, будет признано причиной наступившего общественно опасного результата.
Например, в одной из комнат студенческого общежития установлены случаи кражи денег студентов, совершавшиеся в ночное время. Предположили, что кражи совершались кем-то, возвращавшимся в общежитие ночью. Оказалось, что в числе поздно являвшихся были разные студенты. Однако, сопоставив дни кражи с конкретными фамилиями, следствие установило, что в те ночи, когда кражи совершались, среди студентов, являвшихся ночью, всегда оказывался студент А., который и был вначале признан подозреваемым, а затем и осужден за кражу, совершенную неоднократно.
Метод единственного сходства применим, например, для анализа ситуации, когда выявлено несколько подозреваемых, а преступление могло быть совершено только одним лицом. Сужение круга подозреваемых путем установления алиби некоторых из них либо иной проверки представляет собой индуктивный метод поиска лица, совершившего преступление. Например, существует некоторое число подозреваемых: А., В., С. и последствие - X. Сопоставление действий В и С. с X. не обнаруживает их соответствия, т.е. действия В. и действия С. исключают последствие X. Значит последствие связано с поведением А.
Метод единственного сходства, как и другие методы, не дает абсолютно достоверного знания о причинах наступившего последствия, вывод может быть сформулирован в виде предположения, т.е. с определенной степенью вероятности. Вероятностный характер вывода обусловлен тем, что научная индукция является методом формального изучения явлений, сущность его сводится к выявлению логических противоречий в суждениях о причинной связи. При таком формальном подходе может оказаться, что противоречия являются несущественными, второстепенными, тогда вывод о причине может оказаться ошибочным.
Так, в приведенном примере с кражей денег могло оказаться, что виновным был один из возвращавшихся ночью студентов; может быть, кражи совершались и не одним и тем же лицом.
Учитывая возможность ошибочного вывода по методу единственного сходства, следует в ходе умозаключения придерживаться главного требования: вывод о причине исследуемого результата, полученный логическим путем, должен быть подтвержден фактическими данными. Научная индукция позволяет лишь значительно сузить круг предполагаемых причин и вести исследование более направленно и экономно.
Для того чтобы повысить достоверность вывода, полученного методом единственного сходства, необходимо выполнить ряд условий: число факторов, предполагаемых в качестве причин, должно быть как можно большим; исследование этих факторов должно быть возможно более глубоким; отличие факторов, не признаваемых в качестве причин, от факторов, предполагаемых в качестве причин, должно быть как можно более существенным. Соблюдение этих условий позволяет избежать случайных совпадений в выводе и установить действительную причину результата.
Этот метод заключается в следующем. Допустим, мы подыскиваем причину какого-то явления а. По наблюдению нам известно, что явление а масс место при обстоятельствах АВС. Обстоятельство ABC является сложной, она представляет собой совокупность различных частей (элементов): А, В, С. Какая часть (элемент) этой сложной обстоятельства (А или В, или С) является причиной явления а по наблюдению только одного случая связи а с обстоятельством ABC сказать нельзя. Тогда мы ставим перед собой задачу отыскать несколько случаев, когда существует явление а. Наблюдая, мы устанавливаем, что явление а масс место также при обстоятельствах AD и при обстоятельствах AFD *
Сравнивая эти три случая, мы обнаруживаем, что явление а имеет место при обстоятельствах (ABC, ADE, AFG), которые во всем отличные и только в одном похожи - все они имеют одну и ту же обстоятельство А, поскольку обстоятельства В, С, D , Е, F, G не могут быть причиной а, так как явление а наступает и при отсутствии какой-либо из этих обстоятельств, то делается вывод, что причиной явления а есть единственная похожа во всех случаях обстоятельство А.
Умозаключение по методу единственного сходства можно записать в виде следующей схемы:
Пример. В одной районной конторе связи было три случая совершения кражи одинаковым способом (ценности вынимались из страховых мешков без их повреждения): 4 августа, 20 и 25 декабря. Следствие установило, что во всех трех случаях почту перевозил из одной конторы связи ко второй извозчик Сашина. Отправляли и получали почту во всех трех случаях разные лица 4 августа - Петренко и Иваненко, 20 декабря - Николаенко и Яковенко, 25 декабря - Ворона и Савченко. На этом основании следователь выдвинул версию о том, что кража совершена извозчиком Сашиным.
В виде схемы это умозаключение можно записать так:
Применение метода единственного сходства состоит из трех последовательных этапов.
1. Прежде всего устанавливаются все те случаи, где имеется явление а причину которого мы выясняем.
2. Затем анализируется каждый случай и выделяются обстоятельства, при которых возникает явление а.
3. После этого отыскиваются общие для всех этих случаев обстоятельства, которые и являются причиной явления а что нас интересует.
Вывод по методу единственного сходства основывается на таком правиле: если два или более случаев исследуемого явления имеют общую лишь одно обстоятельство, а все остальные обстоятельства разные, то это единственное сходное обстоятельство и является причиной этого явления.
Метод единственного сходства дает выводы не достоверны, а вероятные. Степень вероятности заключения зависит от различных условий: а) от количества рассматриваемых случаев. Чем больше исследованы случаев, тем вывод будет более вероятным; б) от глубины и тщательности исследования всех обстоятельств, от точности установления того, что во всех случаях похожей с только одна обставила; в) степень вероятности вывода по методу единственного сходства зависит только от того, насколько значительные различия всех обстоятельств, кроме того единственно похожего, которое мы определяем как причину. Чем больше различий в обстоятельствах, тем вероятнее будет вывод о том, что причиной явления, которое нас интересует, является то обстоятельство, которая одна оказалась во всех случаях одной и той же.
В умозаключениях по методу единственного сходства следует иметь в виду еще и такс. В одних случаях может быть, что взята за причину единственно похожа обстоятельство само является сложной и причиной исследуемого явления служит не вся обстоятельство, а только какая-то его часть, которую и надо определить. В других случаях может оказаться, что взята за причину обстоятельство действует не сама по себе, а вместе с другими, то есть только частью причины или одной из причин, а мы неправильно считали ее единственной причине.
Метод единственного сходства нередко используется в следственной практике для выдвижения версий по делу.