Положение о центре наблюдения безопасный город. Программа "Безопасный город"
Более 70 тысяч домофонных IP-систем видеонаблюдения BEWARD и более 15 тысяч скоростных купольных IP-камер BEWARD установлено в проекте «Безопасный город» на многоквартирных жилых домах в Москве.
Цель проекта:
В 2011 г. Департаментом информационных технологий Правительства Москвы в рамках программы «Безопасный город» были проведены конкурсы на оказание . Цель программы - комплексное обеспечение безопасности жителей города. Компания «Национальные кабельные сети» (НКС), являющаяся одним из ведущих телеком-операторов, выиграла в тэндерах на оказание услуг по видеонаблюдению в трех административных округах столицы - Северо-Восточном, Юго-Западном и Северо-Западном. В качестве аппаратной базы «НКС» остановила свой выбор на оборудовании BEWARD
- передового Российского производителя на рынке безопасности.
Дворовое видеонаблюдение
Для проекта дворового видеонаблюдения была выбрана IP-камера BEWARD BD75-1-VP
купольного исполнения. Видеомодуль этой камеры, использующий матрицу повышенного разрешения 960H от SONY
, смонтирован на высокоскоростном поворотном устройстве. Камера обеспечивает всестороннее непрерывное панорамирование на 360°, а также плавное слежение даже при сильном увеличении. В условиях низкой освещенности чувствительность камеры может быть автоматически многократно увеличена (режим накопления заряда матрицы). Это обеспечивает круглосуточное видеонаблюдение, в том числе в сложных и быстро меняющихся условиях освещенности. Специальная конструкция корпуса и подвеса камеры обеспечивает не только удобство монтажа, но и устойчивость к внешним факторам, таким как влажность или запыленность. Антивандальный прозрачный купол может выдерживать высокие ударные нагрузки, что снижает угрозу выхода IP-камеры BEWARD BD75-1P
из строя в результате действий злоумышленников.
Подъездное видеонаблюдение
Специально для проекта подъездного видеонаблюдения инженерами компании ООО «НПП «Бевард» был разработан комплект системы IP видеонаблюдения , который состоит из уличной антивандальной видеокамеры высокого разрешения, системы передачи и кодирования видеосигнала. Видеокамера оснащена встроенной тревожной кнопкой, динамиком и микрофоном с возможностью подключения к системам дуплексной аудиосвязи. Благодаря этому может быть организован дистанционный визуальный и аудио контроль мест установки видеоустройств. При этом питание камеры и передача сигнала
производится по одной витой паре без потери качества
на расстояние до 150 метров. В ночной период включается мощная ИК-подсветка, построенная на базе светодиодов третьего поколения. В отличие от стандартных видеодомофонов, широкий угол излучения подсветки и наличие обратной связи светодиодов со светочувствительным элементом камеры позволяет избежать засветки и обеспечить равномерное качественное изображение во всем поле зрения камеры даже при полном отсутствии освещения.
Вся информация, полученная с камер видеонаблюдения, передается в Центр обработки данных (ЦОД) города Москвы. Система кодирования видеосигнала BEWARD обеспечивает максимальную эффективность сжатия с минимальной потерей качества, что позволяет хранить огромный объем видеоинформации продолжительное время.
Компания BEWARD в очередной раз доказала свое умение не только разработать и испытать в кратчайшие сроки инновационный высокотехнологичный продукт, но и обеспечить тщательный контроль качества при массовом производстве, что уже доказано бесперебойной работой данного оборудования в составе системы видеонаблюдения огромного масштаба, приближающейся к сотне тысяч видеоканалов.
Фотогалерея
Установленные видеокамеры :
Разработанную МЧС России концепцию построения и развития комплекса «Безопасный город».
По замыслу авторов концепции, целью реализации программы является повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Происходить это должно за счёт улучшения координации деятельности сил и ответственных служб.
Концепция «Безопасный город» предусматривает снижение количества преступлений, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, информационную безопасность и др.
В перечень основных результатов реализации концепции, помимо возможностей моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз и принятия мер по устранению таких угроз и пр., входит и такой, далекий от безопасности пункт, как «улучшение имиджа органов исполнительной власти».
Концепцию предполагается реализовывать на всех уровнях управления – федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств является МЧС. В исполнении мероприятий принимают участие 22 ведомства, в том числе ФСБ, Минэкономразвития, Минфин, Минкомсвязь, МВД, ФСО, Минздрав, Минобрнауки и т.п.
Напомним, что в России уже внедряются системы экстренного реагирования 112, реагирования при автоавариях «ЭРА ГЛОНАСС», системы городского фото- и видеонаблюдения и другие госпрограммы безопасности. Все они, согласно концепции, должны быть интегрированы и использованы максимально эффективно. «Безопасный город» призван объединить существующие системы обеспечения безопасности.
Инструментом финансирования мероприятий по построению и развитию комплекса»Безопасный город» является федеральная целевая программа.
Отсутствие целостной картины и взаимодействия дискредитирует имеющиеся системы безопасности, говорил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Российской Федерацией и ее субъектами вкладываются очень серьезные ресурсы в создание различных информационных систем безопасности. Их много этих систем, как грибов в лесу, но целостной картины мы не видим. Отсутствие взаимодействия всех этих систем, по сути дела, дискредитирует весь этот проект. И не решает проблему предотвращения угроз природного и техногенного характера».
Согласно распоряжению правительства России, отныне органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется руководствоваться положениями концепции при решении задач в сфере обеспечения безопасности.
Система экстренного реагирования 112. Справка
В России номер 112 является единым номером вызова служб экстренного реагирования: пожарной охраны; реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор». Номер 112 доступен бесплатно, его можно набрать без денег на счету и даже без SIM-карты в телефоне.
Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»; ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах; гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.
Система-112 предполагает получение от оператора связи сведений о местонахождении обратившегося лица, обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу; автоматическое восстановление соединения в случае внезапного его прерывания; ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.
Летом глава МЧС России Владимир Пучков заявлял, что к концу года система-112 заработает во всех городах России с численностью населения более 100 тысяч жителей.
Представляем содержание и приоритеты программы «Безопасный город», принятой в Москве на 2012-2016 гг., от первого лица - Василий Олейник, первый заместитель руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы.
- 2011 год отмечен повышением внимания руководства Москвы к обеспечению защищенности жителей, безопасности имущества и бизнеса. Расскажите, пожалуйста, Василий Васильевич о приоритетных направлениях деятельности московского правительства в области вопросов безопасности в 2011 г.
Правительство Москвы уделяет внимание вопросам обеспечения безопасности города и его жителей, принимает целенаправленные комплексные меры в этой сфере.
В первую очередь делается многое для поддержания достойного жизненного уровня москвичей, стабильности всех сфер жизнедеятельности города. Неуклонно решается важная задача по созданию в столице эффективной системы обеспечения безопасности, способной парировать существующие и прогнозируемые угрозы городу, в том числе и снижать преступность. Выстроена система профилактики правонарушений, прежде всего у несовершеннолетних, молодежи, других категорий граждан. Органами власти города проводится работа по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия, недопущению экстремистских проявлений.
В настоящее время совместная деятельность правительства Москвы, правоохранительных органов и общественности в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью позволила добиться некоторого снижения преступности в городе. В 2011 г. снижение преступности в Москве по сравнению с 2010 г. составило 6,6%. Уменьшилось число таких тяжких преступлений, как убийства, грабежи и разбойные нападения. Снизилось на 21,6% количество квартирных краж. Снизилось на 25,8% количество преступлений, совершенных иностранными гражданами. В то же время нерешенных задач в обеспечении безопасности города и его жителей остается еще много. Увеличилось количество преступлений экстремистской направленности. Существующие угрозы криминогенного, террористического, техногенного и природного характера требуют наращивания усилий по обеспечению защищенности жителей, городских объектов, укрепления правопорядка и активного противодействия преступности.
В сентябре 2011 г. была принята Государственная программа города Москвы "Безопасный город" на 2012-2016 гг. Результатом выполнения программы, прежде всего, должно стать реальное повышение уровня безопасности города и его жителей.
- Каково содержание и приоритеты утвержденной программы "Безопасный город" на 2012-2016 гг.?
Программа "Безопасный город" на 2012-2016 гг. - это комплексная, масштабная программа. Она состоит из четырех подпрограмм. В каждой из них содержатся мероприятия, направленные как на противодействие конкретным видам преступлений и угрозам безопасности, так и на укрепление материально-технической базы, оснащение современными информационными системами всех субъектов обеспечения безопасности. Первая подпрограмма - обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений. На нее пойдет основное количество средств - 62%. Для достижения целей и решения задач по борьбе с преступностью предусматривается реализовать в 2012-2016 гг. целый комплекс мер.
Планируется проведение мероприятий по:
1) противодействию организованной преступности;
2) предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений (ожидается сокращение этого вида преступлений на 10-15%);
3) укреплению общественной безопасности в жилом секторе, на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан;
4) предупреждению и пресечению преступлений экономической направленности.
Снижение криминализации экономики в результате принятых мер ожидается на 20-25%. Подпрограмма предусматривает создание систем безопасности в местах массового пребывания людей, таких как метрополитен, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, стадионы и другие объекты. В соответствии с подпрограммой также планируется оборудовать инженерно-техническими средствами безопасности и антитеррористической защищенности до 60-65% объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений, мест с массовым пребыванием людей.
Вторая подпрограмма - предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Ожидаемыми результатами ее реализации должны стать:
1) ежегодное снижение количества пожаров на 2%;
2) оснащение пожарных частей Федеральной противопожарной службы, пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований в городе, подразделений добровольной пожарной охраны современной техникой до 75% к 2016 г.;
3) оснащение Управления гражданской защиты Москвы и пожарных частей современными системами связи и передачи данных до 98% к 2016 г. и др.
Третья подпрограмма - мобилизационная подготовка экономики города Москвы. Подпрограмма нацелена на:
1) проведение технического обслуживание систем и оборудование объектов мобилизационного назначения;
2) замену оборудования и имущества, отслуживших установленные сроки на объектах мобилизационного назначения и решение других вопросов в этой области.
Четвертая подпрограмма - предупреждение и пресечение преступлений в сфере миграционного законодательства.
Подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий по:
1) устранению социально-экономических основ незаконной миграции;
2) совершенствованию правовой нормативной базы в области миграции;
3) созданию и актуализации регионального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в Москве;
4) возвращению на родину мигрантов, незаконно пребывающих в городе.
Будут наращиваться усилия по пресечению противоправной деятельности организаций, оказывающих незаконные посреднические услуги в трудоустройстве, документировании, легализации иностранных граждан, а также агентств и организаций, осуществляющих приглашение иностранных граждан в Российскую Федерацию и предоставляющих заведомо недостоверные сведения об их бытовом и жилищном обустройстве. Данной подпрограммой предусмотрено:
Ежегодное сокращение на 10-12% количества иностранных граждан, прибывающих на территорию города с нарушением действующего законодательства;
Ежегодное увеличение на 10-15% числа иностранных работников, легально осуществляющих свою трудовую деятельность у физических лиц;
Ежегодное снижение на 1,5-2% количества преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.
Особенностью программы «Безопасный город» является активное привлечение общественности к обеспечению безопасности в мегаполисе, прежде всего к профилактике правонарушений.
В настоящее время в Москве действуют 765 опорных пунктов охраны порядка. Там работают свыше 20 тыс. граждан - это, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных структур и активные москвичи.
Активно работает Московская народная дружина, насчитывающая свыше 20 тыс. человек. Это значительная сила.
- Как планируется совершенствовать подходы по усилению безопасности дорожного движения? Какие работы ведутся в области автоматических систем управления дорожным движением и комплексов фото- и видеофиксации нарушений?
Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разработана государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 гг.", в которой имеется подпрограмма "Организация движения транспорта в городе. Создание интеллектуальной транспортной системы".
В программе "Безопасный город" предусмотрены конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Особое внимание будет уделено оснащению всех регулируемых пешеходных переходов города средствами коммуникационного оповещения, а транспортных развязок - автоматическими системами противогололедной обработки дорожных покрытий. Получит дальнейшее развитие сеть светофорных объектов, дорожных знаков и щитов, опор и указателей. Планируется построить и реконструировать 680 светофорных объектов. Реализация программы позволит ежегодно сокращать на 2-3% количество дорожно-транспортных происшествий и погибших в них, а также число административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по сравнению с 2010 г.
- Расскажите отдельно о планах и задачах по оборудованию улиц и других общественных мест системами видеонаблюдения. Какие ключевые задачи будут решаться? Как будет организована данная система для ведения эффективного мониторинга?
Сегодня в городе имеется большое количество видеокамер различной принадлежности и с различным качеством получаемого изображения. Более 86 тыс. подъездов жилых домов оборудованы системами видеонаблюдения. Информация с видеокамер в жилом секторе и местах массового скопления людей поступает в центр оперативного управления ГУ МВД России по г. Москве.
На спортивных объектах города установлено около 2,5 тыс. видеокамер, которые осуществляют обзор территории, зрительских трибун, вспомогательных помещений. Вместе с тем качество видеоинформации не всегда позволяет правоохранительным органам использовать ее для раскрытия преступлений.
В настоящее время проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих с 2012 г. поэтапный перевод системы видеонаблюдения города на эксплуатацию по "сервисной модели", которая предполагает два технологических уровня:
1) уровень единого центра хранения данных видеонаблюдения;
2) уровень операторов услуг.
Единый центр хранения данных обеспечит сбор, хранение, обработку видеоинформации, регламентированный доступ к ней пользователей, информационное взаимодействие с подсистемами видеонаблюдения других городских и ведомственных систем, включая интеллектуальную транспортную систему города.
Операторы услуг видеонаблюдения обеспечат непрерывный, круглосуточный режим функционирования систем видеонаблюдения в зоне своей ответственности, а также оперативный доступ к ним из единого центра. Аппаратурой качественного видеонаблюдения будут оснащены подъезды жилых домов и внутриквартальные территории жилого сектора, места массового пребывания граждан, территории, прилегающие к потенциально опасным объектам, объекты образования города.
Предполагается, что создаваемая система видеонаблюдения поднимет на новый уровень качество видеоинформации, скорость ее обработки и реагирования соответствующих структур на значимые события за счет внедрения интеллектуальных систем. Это позволит значительно увеличить раскрываемость преступлений с помощью камер видеонаблюдения -до 30-35% к концу 2016 г. Это европейский уровень.
- В чем основная задача модернизации систем видеонаблюдения в городе?
Главной задачей модернизации систем видеонаблюдения является повышение уровня обеспечения безопасности жителей города за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые требования к оборудованию и услугам исполнителей определяет государственный заказчик на оказание услуг по видеонаблюдению - департамент информационных технологий города Москвы. Им уже разработаны и согласованы с департаментом региональной безопасности города Москвы, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, ФСО России технические задания, места установки камер видеонаблюдения, порядок и критерии приемки работ.
- Изучается ли зарубежный опыт реализации программ "Безопасный город"? Какие положительные международные практики вы считаете полезными для Москвы?
В разработке программы активно участвовали свыше 30 органов исполнительной власти города (департаменты, комитеты, управления) и ряд общественных организаций.
К подготовке проекта программы привлекались эксперты федеральных территориальных правоохранительных структур, в том числе ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве, Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, иных правоохранительных органов и общественных организаций г. Москвы.
При разработке программы учитывался зарубежный опыт. Мы изучали опыт американских, европейских и азиатских коллег в обеспечении технической защищенности объектов социальной сферы, спорта, культуры и городского хозяйства. Реализация мероприятий программы "Безопасный город" реально повысит защищенность городских объектов и личную безопасность каждого москвича.
Печатается с сокращениями.
Межотраслевой тематический каталог «Системы безопасности-2012».
Компания «Гротек».
Fisheye-камеры уже давно присутствуют на российском рынке, и их главной особенностью является широкоугольный Fisheye-объектив, как правило, c углом обзора около 180 град. по горизонтали и вертикали, который позволяет охватить большее пространство. Благодаря этому одна камера может заменить несколько обычных, что при продуманной установке позволит сэкономить на оборудовании и монтаже. Камеры Fisheye наиболее распространены для наблюдения в помещении, но широкий функционал, которым обладает современное оборудование данного типа, позволяет эффективно использовать его и на уличных объектах
Что мы представляем себе, услышав расхожее нынче словосочетание "безопасный город"? Скорее всего, многие специалисты видят некую интеллектуальную сеть камер наблюдения, следящую за обстановкой, и мощный дата-центр. Должностные лица, может быть, вспомнят инструкции и директивы, относящиеся к одноименной программе. С точки же зрения обывателя, безопасный город – город, в котором безопасно, то есть риск совершения преступления против личности и имущества относительно мал. Пожалуй, последняя формулировка и должна бы стать объединяющей на пути создания совершенных и эффективных систем этого типа
Снижение инвестиций в производство вкупе с высоким уровнем индустриализации повышает вероятность возникновения техногенных аварий, которые могут повлечь за собой большое число пострадавших и спровоцировать панику. В связи с этим невозможно переоценить значение эффективной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
Как оценить безопасность города? Карты уровня преступности дают понимание потенциального риска. Но не отражают ключевой элемент концепции безопасного города – субъективного ощущения жителей. Первый шаг к построению безопасного города – оценить восприятие людьми городской среды. Следующие шаги – поддержать либо усилить чувство безопасности граждан
Государственная программа города Москвы "Безопасный город" охватывает 2012– 2018 гг. Пока реализована лишь часть прописанных в ней мероприятий. Хотя впереди еще около трех лет, эффективность всего, что сделано, ощутима. О положительных последствиях внедрения городской системы видеонаблюдения, ее последовательном обновлении и наращивании, специфике развития единого центра хранения данных, создании аналитической системы мониторинга криминогенной обстановки и пилотном проекте по оказанию совмещенных услуг видеонаблюдения жителям и организациям рассказывает руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Алексей Майоров
В процессе формирования городской системы видеонаблюдения в Москве было установлено более 130 000 поворотных и статичных камер на различных объектах: строительных, торговых, жилых (во дворах и на входе в подъезды домов), образовательных учреждениях (школах и детских садах), а также в местах массового скопления людей
Персональные видеорегистраторы (ПВР) становятся все более популярным видом носимой электроники в службах безопасности полиции разных стран мира. От бытовых видеокамер и таких приборов, как Action-камеры для спортивной видеозаписи, ПВР отличаются по ряду характеристик, обусловленных спецификой применения. В данной статье поговорим об их особенностях и перспективах использования
С недавних пор в городах РФ реализуется муниципальная программа «Безопасный город», направленная на повышение безопасности граждан. В идеале видеонаблюдением должны быть оборудованы все уголки города, включая парки, пустыри, подъезды жилых домов. Но то ли бюджетных денег не хватает, то ли находятся еще какие-то причины, программа внедряется, а города не становятся безопасными.
Когда речь заходит о системе безопасности крупных инфраструктурных объектов, в частности "умных городов", неизбежно встает вопрос об общем, концептуальном подходе к ее построению, на который заказчику придется найти ответ и в соответствии с ним выбрать систему, отвечающую его требованиям
Модуль подсчета людей в скоплениях (детектор толпы) выступает важным инструментом обеспечения безопасности и порядка на улицах, площадях, вокзалах. Администратор системы видеонаблюдения задает пороговое значение, при превышении которого данное количество людей в данной области кадра будет считаться скоплением, а система – выдавать предупреждение
Разрешение остается основным и первым параметром, который потребители оценивают при выборе системы видеонаблюдения. Больше разрешение – больше деталей или больше "накрытая" площадь при соблюдении других критериев: чувствительность, уровень компрессии, правильность установки и т.д.
Совбез обвиняет регионы в том, что "Безопасный город" обычно используется только для пополнения местных бюджетов за счёт штрафов и не способен обеспечить безопасность горожан, в том числе и на грядущем ЧМ-2018.
На недавнем заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности большие генералы из разных ведомств обсуждали систему "Безопасный город". Это аппаратно-программные комплексы из терминалов экстренной связи и видеокамер, которые круглосуточно следят за порядком в мегаполисах и городах поменьше. Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используют гаишники для наказания нарушителей и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.
Источник Лайфа в спецслужбах рассказал, что заседание по "Безопасному городу" начиналось за здравие. Выступали замминистра МЧС Александр Чуприян и руководитель главного научного подразделения МВД - НПО "Спецтехника и связь" - Андрей Нечаев. Они говорили, что база для развития системы уже создана и что региональные власти договорились, как им взаимодействовать.
Однако вскоре выяснилось, что, хотя договорённость и есть, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.
Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин, - приводит источник высказывания участников совещания.
В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".
Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог - нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.
Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.
Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира - в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.
В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.
На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", - отметили в ведомстве.
Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".
Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. и сотни раз за 2015–2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.
Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге. Инициатором тогда выступило МВД в лице начальника Департамента охраны общественного порядка генерал-лейтенанта Николая Першуткина.
Спустя год генерал уже хвастался результатами эксперимента. По его словам, в общественных местах, где стояли камеры, уличная преступность снизилась на 11–17%. Это и разбойные нападения, грабежи и просто хулиганские выходки.
Николай Першуткин от лица МВД на всех совещаниях с региональными властями призывал их искать деньги по сусекам, в местном бюджете и у бизнесменов, чтобы строить "Безопасный город".
А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.
За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже, - жалуются Лайфу в МЧС.
В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства - Александра Чуприяна.
По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ Лайфу рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.
Хорошие результаты система показывает в Москве, Вологде, Санкт-Петербурге, Красноярске, Твери, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове, Казани, - рассказали Лайфу в МВД РФ.
Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.
Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли, - заявили Лайфу в Департаменте региональной безопасности столицы.
По данным ГУ МВД РФ по Москве, в 2015 году с помощью АПК "Безопасный город" в столице было раскрыто почти 1800 преступлений, что на 300 больше, чем в 2014 году.
Из бюджета Москвы на "Безопасный город" за последние годы выделено более 143 миллиардов рублей. В регионах другие бюджеты. Так, Калининградская область на создание системы в 2015 и 2016 годах выкроила из бюджета 450 миллионов рублей. Камерами видеонаблюдения уже оборудованы центральные улицы Калининграда и большинство микрорайонов города. В Пятигорске Ставропольского края на внедрение АПК "Безопасный город" в период с 2014 по 2016 год из краевого бюджета было выделено около 200 млн рублей. В Пятигорске системой круглосуточного видеонаблюдения охвачено уже около тысячи социально значимых объектов. А в Уфе в системе обзорного видеонаблюдения "Безопасный город" работает более 300 видеокамер.
Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах - например, видеонаблюдения на транспорте - есть прогресс.
Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему, - пояснила Лайфу представитель компании Skyros, занимающейся установкой систем автоматизации и видеонаблюдения, Елена Семёнова.
Основные проблемы отрасли, по словам Семёновой, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Семёнова по своему опыту подтвердила тезисы, высказанные на совещании, - действительно, много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю. В то же время, по словам эксперта, у нас всё движется к тому, чтобы все данные объединить, но процесс этот может занять годы.
Что касается проблем с подготовкой "Безопасного города" к ЧМ-2018, то тут Елена Семёнова воздержалась от прямых оценок, успеют ли регионы эту систему установить до чемпионата или нет. Она отметила лишь, что власти регионов, принимающих ЧМ, уже пытались организовать тендеры на установку систем видеонаблюдения в 2016 году, но аукционы пришлось перенести, видимо, из-за проблем с финансированием.
Но есть и положительные моменты в развитии "Безопасного города".
Несмотря на ряд проблем, которые ещё не решены, в России уверенно растёт качество систем, связанных с контролем и видеонаблюдением на общественном транспорте и на дорогах, - отметила эксперт.