Кто разработал метод мозговой атаки. Мозговая атака, метод: описание, технология и отзывы
Инвестиционная политика коммерческих банков предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. В организационном аспекте она выступает как комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью, направление на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска. Важнейшими взаимосвязанными элементами инвестиционной политики являются тактические и стратегические процессы управления инвестиционной деятельностью банка.
Под инвестиционной стратегией понимают определение долгосрочных целей инвестиционной деятельности и путей их достижения. Ее последующая детализация осуществляется в ходе тактического управления инвестиционными активами, включающего выработку оперативных целей краткосрочных периодов и средств их реализации. Разработка инвестиционной стратегии является, таким образом, исходным пунктом процесса управления инвестиционной деятельностью. Формирование инвестиционной тактики происходит в рамках заданных направлений инвестиционной стратегии и ориентировано на их выполнение в текущем периоде.
Оно предусматривает определение объема и состава конкретных инвестиционных вложений, разработку мероприятий по их осуществлению, а в необходимых случаях - составление модели принятия управленческих решений по выходу из инвестиционного проекта и конкретных механизмов реализации этих решений.
Банки, покупая те или иные виды ценных бумаг стремятся достичь определенных целей, к основным из которых относятся:
- - безопасность вложений;
- - доходность вложений;
- - рост вложений;
- - ликвидность вложений.
Под безопасностью вложений понимается неуязвимость инвестиций от различных потрясений на фондовом рынке, стабильность получения дохода и ликвидность. Безопасность всегда достигается в ущерб доходности и росту вложений. Оптимальное сочетание безопасности и доходности достигается тщательным подбором и постоянной ревизией инвестиционного портфеля.
Основными принципами эффективной инвестиционной деятельности банков являются:
- - во-первых, банк должен иметь профессиональных и опытных специалистов, составляющих портфель ценных бумаг и управляющих им. Результат деятельности банка в решающей степени зависит от эффективности инвестиционных решений;
- - во-вторых, банки действуют тем эффективнее, чем больше им удается распределить свои инвестиции между разнообразными видами фондовых ценностей, т.е. диверсифицировать вложения. Вложение целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения и т.д.
- - в-третьих, вложения должны быть высоколиквидными, чтобы их можно было быстро переложить в инструменты, которые в связи с изменением конъюнктуры рынка становятся более доходными, а так же чтобы банк мог быстро получить обратно вложенные им средства.
Инвестиционный портфель коммерческого банка обычно состоит из различных ценных бумаг, выпущенных федеральным правительством, муниципальными органами и крупными корпорациями.
Для оценки целесообразности приобретения тех или иных ценных бумаг существуют два основных профессиональных подхода, большинство крупных коммерческих банков проводит как фундаментальный анализ, так и технический.
Фундаментальный анализ охватывает изучение деятельности отраслей и компаний, анализ финансового состояния компании, менеджмента и конкурентоспособности. Он складывается из отраслевого анализа и анализа компании. При отраслевом анализе банк определяет отрасли, представляющие для него наибольший интерес, а затем в этих отраслях устанавливаются компании-лидеры, и среди них выбирается компания, акции которой целесообразно приобрести.
Технические эксперты базируются на изучении биржевой (или внебиржевой) статистики; анализируют изменение спроса и предложения, движение курсов акций, объемы, тенденции и структуру фондовых рынков на базе диаграмм и графиков, прогнозируют возможное воздействие ситуации на рынке на спрос и предложение ценных бумаг. Анализ компаний делится на количественный и качественный.
Качественный анализ - это анализ эффективности управления компанией; количественный - исследования различного рода относительных показателей, полученных сопоставлением отдельных статей финансового отчета компании.
Проводятся сравнения с аналогичными предприятиями и среднеотраслевыми данными главных абсолютных показателей ее деятельности (объем продаж, валовая и чистая прибыль), изучение изменений и рентабельности продаж и прибыльности капитала, в чистом доходе на одну акцию и размерах выплачиваемого по акциям дивиденда. Инвестиционные ценные бумаги приносят коммерческим банкам доход в виде процентного дохода, комиссионных за предоставление инвестиционных услуг и прироста рыночной стоимости.
Мировой опыт не выработал однозначного подхода к проблеме использования собственных средств банков при приобретении акций других юридических лиц: в некоторых странах участие банков в капитале других структур не ограничивается (Германия), в некоторых категорически запрещено (США, Канада). Банк России выбрал промежуточный вариант регулирования этой сферы - Центральный банк РФ может контролировать работу банка, но не властен вмешиваться в деятельность других хозяйствующих субъектов, не являющихся кредитными организациями, и, следовательно, не в состоянии определить степень коммерческого риска.
Основные риски при инвестировании связаны с возможностью: ·потери полностью или определенной части вложенных средств; ·обесценения помещенных в ценные бумаги средств при росте инфляции; ·невыплаты полностью или частично ожидаемого дохода по вложенным средствам; ·задержки в получении дохода; ·появление проблем с переоформлением права собственности на приобретенные ценные бумаги.
После определения целей инвестирования и видов ценных бумаг для покупки банки выбирают стратегию управления портфелем. По методам ведения операций стратегии подразделяются на активные и пассивные.
Все активные стратегии основаны на прогнозировании ситуации на различных секторах финансового рынка и активном использовании банковскими специалистами прогнозов корректировки портфеля ценных бумаг. Пассивные стратегии в меньшей степени используют прогноз на будущее. Популярный подход в таких методах управления - индексирование, т.е. ценные бумаги для портфеля подбираются исходя из того, что доходность инвестиций должна соответствовать определенному индексу и иметь равномерное распределение инвестиций между выпусками разной срочности. При этом долгосрочные бумаги обеспечивают банку более высокий доход, а краткосрочные - ликвидность. Реальная портфельная стратегия объединяет элементы как активного, так и пассивного управления.
Наиболее важная причина значительного роста инвестирования банков в ценные бумаги: относительно высокий уровень доходов по ним, меньший риск и высокая ликвидность по сравнению с кредитными операциями.
Важнейшей характеристикой форм и видов банковских инвестиций является их оценка с позиции объединенного критерия вложения средств, так называемого магического треугольника "доходность-риск-ликвидность", который отражает противоречивость целей инвестирования и требований, предъявляемых к инвестиционным ценностям.
Банки работают в основном не на собственных, а на привлеченных и заемных ресурсах, поэтому они не могут рисковать средствами своих клиентов, вкладывая их в крупные инвестиционные проекты, если это не обеспеченно соответствующими гарантиями. В связи с этим при выработке своей инвестиционной политики коммерческие банки всегда должны исходить из реальных оценок риска, экономической эффективности, финансовой привлекательности инвестиционных проектов, оптимального сочетания кратко-, средне - и долгосрочных вложений. Вместе с тем существующая система инвестирования является не только внутренним делом самого банка. В соответствии с базисными принципами регулирования банковской деятельности неотъемлемой частью любой системы надзора является независимая проверка политики, оперативной деятельности банка и применяемых в нем процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, а также текущего управления кредитным и инвестиционными портфелями.
Следовательно, коммерческие банки должны четко отрабатывать и формально закреплять важнейшие мероприятия, связанные с организацией и управлением инвестиционной деятельностью. По существу речь идет о разработке и осуществлению обоснованной инвестиционной политики. Разработка инвестиционной политики банка является достаточно сложным процессом, что обусловлено следующими обстоятельствами. Прежде всего, вследствие продолжительности инвестиционной деятельности, она должна осуществляться на основе тщательного перспективного анализа, прогнозирования внешних условий (состояние макроэкономической среды и инвестиционного климата, конъюнктуры инвестиционного рынка и его отдельных сегментов, особенностей налогообложения и государственного регулирования банковской деятельности) и внутренних условий (объема и структуры ресурсной базы рынка, этапа его жизненного цикла, целей и задач развития, относительной доходности различных активов с учетом факторов риска и ликвидности и др.), вероятностный характер которых затрудняет формирование инвестиционной политики.
Кроме того, определение основных направлений инвестиционной деятельности связано с масштабными проблемами исследования и оценки альтернативных вариантов инвестированных решений, разработка оптимальной, с позиции прибыльности, ликвидности и риска модели инвестиционного развития. Существенно усложняет выработку инвестиционной политики изменчивость внешней среды деятельности банков, определяющей необходимость периодической корректировки инвестиционной политики, учета прогнозируемых изменений и выработки системы оперативного реагирования. Поэтому формирование инвестиционной политики банков сопряжено с существенными трудностями даже в условиях устойчиво развивающейся экономики.
Предпосылкой формирования инвестиционной политики служит общая деловая политика развития банка, основные цели которой являются приоритетными при разработке стратегических целей инвестиционной деятельности. Представляя собой важный составной элемент общей экономической политики, инвестиционная политика выступает фактором обеспечения эффективного развития банка.
Основная цель инвестиционной деятельности банка может быть сформулирована как увеличение дохода инвестиционной деятельности при допустимом уровне риска инвестиционных вложений. Помимо общей цели, разработка инвестиционной политики в соответствии с выбранной банком стратегией экономического развития предусматривает учет и специфических целей, в качестве которых выступают:
- - обеспечение сохранности банковских ресурсов;
- - расширение ресурсной базы;
- - диверсификация вложений, осуществление которой уменьшает общий риск банковской деятельности и ведет к росту финансовой устойчивости банка;
- - поддержание ликвидности;
- - расширение сферы влияния банка посредством проникновения на новые рынки;
- - увеличение круга клиентов и усиление воздействия на их деятельность путем участия в инвестиционных проектах, в создании и развитии предприятий, приобретение ценных бумаг, паев, долей участия в уставных капиталах предприятий.
Определение оптимальных способов реализации стратегических целей инвестиционной деятельности предполагает выработку основных направлений инвестиционной политики и установление принципов формирования источников финансирования инвестиций. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие направления инвестиционной политики:
- - инвестирование с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов, выплат из прибыли;
- - инвестирование с целью получения дохода в виде приращения капитала в результате роста рыночной стоимости инвестиционных активов;
- - инвестирование с целью получения дохода, составляющими которого выступают как текущие доходы, так и приращение капитала.
Ориентация на одно из выше указанных направлений является ключевым звеном формирования инвестиционной политики, определяющим состав объектов инвестирования, источник получения дохода, уровень приемлемого риска и подходы к анализу инвестиций.
При ориентации инвестиционной политики на приращение капитала на первый план выдвигается стабильность увеличения рыночной стоимости инвестиционных активов, а их доходность рассматривается лишь как один из факторов, определяющих стоимости активов.
Политика, направленная на рост капитала, связана с вложением средств в инвестиционные объекты, которые характеризуются повышенной степенью риска, обусловленной возможностью обесценивания их стоимости. Рост рыночной стоимости объектов инвестирования может происходить как в результате улучшения их инвестиционных качеств, так и кратковременных колебаний рыночной конъюнктуры. При этом возрастает роль спекулятивной составляющей.
Особенности данного типа инвестиционной политики определяют усиление роли перспективных аспектов анализа по сравнению с ретроспективным и текущим анализом при принятии инвестиционных решений.
Выбор рассматриваемого направления в качестве приоритетного характерен для агрессивной инвестиционной политики, целью которой является достижение высокой эффективности каждой инвестиционной операции, максимизация дохода в виде разницы между ценой и приобретения актива и его последующей стоимостью при ограниченном периоде инвестирования.
В практике банковской деятельности направления инвестиционной политики могут сочетаться в различных формах, позволяющих, как правило, усилить преимущества и сгладить недостатки. Вариантом такой комбинации выступает умеренная инвестиционная политика, при которой предпочтение оказывается достаточной величине дохода в виде, как текущих выплат, так и приращение капитала при не ограниченном жесткими рамками периоде инвестирования и умеренном риске.
Разработка инвестиционной политики предполагает не только выбор направлений инвестирования, но и учета ряда ограничений, связанных с необходимостью обеспечения сбалансированности инвестиционных вложений коммерческого банка. Цели и ограничения устанавливаются законодательными и нормативными актами органов денежно-кредитного регулирования, а также органами управления банков.
Центральный банк Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность коммерческих банков, определяя приоритетные объекты инвестирования и ограничивая риски путем установления ряда экономических нормативов (использование ресурсов банка для приобретения акций, выдачи кредитов, резервирования под обесценивание ценных бумаг, невозвратных ссуд), дифференцированных оценок риска по вложениям в различные виды активов.
Организация инвестиционной политики в банке предполагает разработку внутренних инструктивных документов, фиксирующих основные принципы и положения инвестиционной политики. Опыт банковской практики свидетельствует о целесообразности формулирования инвестиционной политики в виде инвестиционной программы.
Отражая цели инвестирования, инвестиционная программа определяет основные направления вложений и источников их финансирования, механизмы принятия и реализации инвестиционных решений, важнейшие характеристики инвестиционных активов: доходность, ликвидность и риск, их соотношение при формировании оптимальной структуры инвестиционных вложений.
Границей допустимого риска выступает средневзвешенная стоимость привлечения инвестиционных ресурсов. Установив в процессе разработки основных направлений инвестирования предпочтительные формы дохода, инвестор определяет долю каждой формы в совокупном доходе от инвестиционных вложений.
Управление инвестиционной деятельностью предусматривает анализ структуры активов для приведения их в соответствие со структурой инвестиционных ресурсов и обеспечения необходимого уровня ликвидности. Ликвидность инвестиционных активов должна быть сопряжена с характером пассивов, являющихся источником их финансирования.
Впервые данный метод был предложен в 1941 году американцем А.Ф. Осборном. Заключается метод в процедуре группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей, по заданной проблеме за короткий промежуток времени. Эффективность метода очень высокая. Шесть человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, даже представить не может о том, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.
Схем проведения «мозговой атаки» довольно много, но в общей массе сильных расхождений в структуре процесса не наблюдается.
1. Подготовка: выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:
а) проблема;
б) вопросы для проработки;
в) выбор главного пути решения проблемы;
г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Цель этого этапа заключается в оценке сути проблемы и определение основного пути в направлениях групповой работы.
2. Формирование креативной группы:
а) количество участников варьируется от 7 до 12 человек;
б) социальный статус членов группы должен быть приблизительно равен. Главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификации, опыта (такой принцип поможет расширить фонд априорной информации, которой располагает группа);
в) присутствие в группе нескольких сведущих человек (которые бы давали простор воображению участников);
г) обсуждение проблемы должно происходить в комфортной и непринужденной обстановке;
д) процессом управляет руководитель или председатель, а присутствующие секретари-наблюдатели - фиксируют высказывания и поведение ораторов;
е) время процедуры либо оговаривается заранее, либо процесс ведется до заметного ослабления интенсивности высказывания идей и участившегося повторения уже высказанных точек зрения;
ё) приветствуются любые идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании других предложений, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи.
3. Процедура мозговой атаки:
а) вступление (около 15 минут) - ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников.
б) генерация идей - высказывание идей в свободной форме. При задержке выдвижения новых идей ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску, либо прекращает процедуру мозговой атаки;
в) вопросы - при необходимости допускается спрашивать участников для прояснения точки зрения и устранения грубых неясностей в высказываниях.
4. Заключение - оценка идей и разработка альтернативных решений (может проводиться с участниками «мозгового штурма»).
Основным правилом «брейнсторминга» является отказ от критики и оценки идей во время третьей фазы, где непосредственно происходит генерация идей, что дает возможность получения наибольшего количества идей, а значит, увеличивает вероятность решения исходной проблемы. Считается, что сама возможность критики тормозит воображение, поэтому она категорически запрещена при проведении мозгового штурма.
При озвучивании идеи, группа слушает и записывает на свои карточки новые мысли и соображения по поводу услышанного решения.
Собранные карточки сортируются и анализируются чаще всего другой группой экспертов.
Общий выход такой группы, где идея одного может навести другого на что-то ещё, часто оказывается больше, чем общее число идей, выдвинутых тем же количеством участников, но работающих в одиночку.
Известно много замечательных примеров успешного применения мозгового штурма. Пример одного из них, иллюстрирующий пользу запрещения критики.
Во время войны возникла проблема противодействия минам и торпедам противника на море. Для решения этой задачи был применён метод мозгового штурма. Один из участников предложил на первый взгляд следующее несерьёзное решение: «Пусть, как только обнаружиться мина или торпеда, вся команда встанет к борту и дует на неё». При дальнейшем анализе, рациональное зерно этой идеи было заложено в решение проблемы. С помощью мощных насосов создавали потоки воды и отталкивали мины.
Мозговая атака” наоборот (“свернутая мозговая атака”)
Этот метод во многом напоминает обычную “мозговую атаку”, но при этом от участников требуется высказывать критические замечания по предложенным идеям.
Главная трудность метода - поддержание корректного отношения участников друг к другу в ходе дискуссии.
Синектический метод
Данный метод был впервые предложен У. Дж. Гордоном в 1960 г. Сам изобретатель определял синектику так: “соединение вместе различных и на первый взгляд, незначительных элементов”.
Суть этого метода заключается в коллективном исследовании фоновой информации, разложении проблемы на составные элементы и поиске решения на основе естественных аналогий. Причем состав группы (обычно это 5¸7 человек) тщательно подбирают, как и ее опытного руководителя. Группа создается для решения творческих задач на протяжении длительного времени.
В противоположность мозговому штурму здесь целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив (даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему. Эффективность синектики была продемонстрирована при решении конкретных технических проблем типа «спроектировать усовершенствованный нож для открывания консервных банок», «разработать герметичную застёжку для костюма космонавта», известен случай синектического решения экономической проблемы более общего плана: «разработать новый вид продукции с годовым потенциалом продаж 300 млн. долларов. Имеются попытки применения синектики в решении социальных проблем типа: «как распределить государственные средства в области градостроительства». Известнейший пример применения синектики представляет изобретение так называемой позвоночной антенны. Задача состояла в разработке 20-ти метровой антенны, которая могла бы выпрямляться и складываться очень быстро, и которую мог бы переносить один человек. Во время заседания участники вспомнили о позвоночнике динозавра, который был длинным и эластичным, что позволяло животному высоко подниматься. При возвращении к исходной проблеме было предложено сконструировать антенну из пластиковых частей, через которые пропущен кабель. В зависимости от того, оказывается ли на части давление, антенна расправляется или остается сложенной.
При создании группы члены подбираются по признакам гибкости мышления, практического опыта (предпочтение отдаётся людям, менявшим профессии и специальности), психологической совместимости, общительности, подвижности. Выработав определённые навыки совместной работы, группа ведёт систематическое направленное обсуждение любых аналогий с подлежащей решению проблемой, спонтанно возникающих в ходе бесед, используя при этом различные виды подобия: прямое например, копии произведений искусства; косвенное (подобное, например, уменьшенные размеры опытной установки, позволяющие пересчитывать параметры технологического процесса); часы - аналог времени; подопытные животные у медиков – аналоги человеческого организма; автопилот – аналог лётчика; и условное (деньги – модель стоимости; удостоверение личности – официальная модель владельца).
Раскрепощённость воображения, интенсивный творческий труд создают атмосферу душевного подъёма. Отмечаются психологические затруднения, возникающие у новичков, истощение нервной системы в результате интенсивной работы. Успеху работы синектических групп способствует соблюдение следующих правил:
2) каждый имеет право прекратить работу, без каких либо объяснений при малейших признаках утомления;
3) роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.
В США создана специальная фирма «Синектикс инкорпорейтед», занимающаяся консультированием и обучением в области синектики.
При подготовке человека для работы в группе синектики требуется специальная и длительная подготовка: в течение года 25% своего рабочего времени надо тратить на учёбу.
Группа обученных синекторов, работающих полный рабочий день, способна в течение года найти приемлемые решения примерно четырёх небольших и двух крупных проблем.
Метод Гордона
Это еще один коллективный метод, придуманный У. Дж. Гордоном. Он предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы шаблонами. Ведущий в самых общих словах излагает некоторую концепцию, связанную с рассматриваемой проблемой. Участники высказывают свои идеи для разгона”, а затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой и затевалось обсуждение. В результате уже “разогретые” участники начинают высказывать совершенно конкретные предложения, и думают, как их реализовать.
Метод целевых обсуждений
Впервые метод целевых обсуждений начали применять в начале 50-х годов XX века. Суть его заключается в проведении совещания, направляемого ведущим, с тем, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Целевые обсуждения – также прекрасный метод оценки перспективности новых идей. Отличие данного метода от мозговой атаки и метода Гордона в том, что участники предварительно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме.
1.6 Метод инвентаризации “узких мест”
Это один из вариантов целевого обсуждения. Участникам целевого обсуждения заранее составляется список “узких мест” по какой-либо проблеме (например: управлению технологического процессом, повышению качества продукции или расширению каналов ее сбыта).
Метод часто оказывается весьма эффективным, поскольку анализировать уже известные “узкие места” легче, чем искать их. Самый сложный момент - составление по возможности полного списка “узких мест”. Если такой список составлен, считайте, что Вы прошли больше половины пути.
Метод контрольных вопросов.
Суть метода состоит в том, что генерация вариантов решения, как бы направляется списком контрольных (наводящих) вопросов, которые составляются разными участниками или экспертами. Участники обсуждения отвечают на эти вопросы письменно (очень коротко), на одном листке и передают друг другу по кругу. Таким образом, каждый знакомится с вариантами решения других и дает соображения на этот счет.
1.8 Интегральный метод “Метра”
Данный метод был предложен в 1972 году Боулвином. Этот метод сочетает в себе отдельные приемы “мозгового штурма”, “синектики”, морфологических таблиц и аналоговую методику “Метра”. Применяется для принятия решений в условиях риска и значительной неопределенности. В целом блок-схема метода “Метра” состоит из следующих этапов:
· первый этап - формулировка проблемы и ее анализ. Постановка проблемы, генерация исходных идей решений;
· второй этап - “выбор”. Он разветвляется на три одновременные процедуры:
а) “дробление” проблемы с помощью аналогий и ассоциаций;
б) комбинаторное построение морфологических таблиц;
в) соотнесение целей и средств, для их удовлетворения;
· третий этап - проведение анализа первых результатов, формулировка “новой” проблемы и поиск ее решения “мозговым штурмом”. Различные методы решения сравниваются с исходными критериями поставленной проблемы, проводится сопоставление исходных и полученных результатов. Принимается решение о продолжении или прекращении работы, производится возврат к исходной проблеме. Осуществляется повторный анализ полученного решения и сопоставление его с помощью исходной проблемы, после чего происходит утверждение одного из вариантов решения.
1.9 Метод “635”
Данный метод является разновидностью “мозговой атаки”. Шесть участников получают письменно изложенную проблему, каждый должен предложить как минимум три варианта решения. Затем, в течение пяти минут, участники передают свои идеи соседу, по кругу. Происходит ознакомление с идеями всех участников группы, и исходные предложения варьируются пять раз, благодаря изложению своих подходов на точки зрения членов группы.
Метод «Дельфи»
Заключается в выработке “усредненного” решения по итогам нескольких этапов - опроса ряда экспертов в решении данной проблемы. Причем после каждого из этапов до отдельных участников доводятся соображения по точкам зрения других экспертов. Процесс поэтапного опроса продолжается до прекращения изменения точек зрения экспертов или до прихода их к относительному согласию.
Метод “Салями”.
Суть этого метода состоит в предварительном “дроблении” исходной проблемы на отдельные составляющие и распределение деталей проблемы для решения отдельных составляющих проблемы. Происходит формирование творческой группы для выработки окончательного (обобщенного) решения по всей исходной проблеме. Эта тактику описывают почти все, кто пишет о переговорах, конфликтах и способах их решения. Возможно все дело тут в запоминающемся вкусе и запахе.
Сырокопченую колбасу удобно есть тогда, когда она нарезана тонкими ломтиками, а попытка откусить большой кусок может привести к тому, что зубы завязнут - если не сломаются. То есть, от каждого требования, которое трудно раскусить за один раз, можно отрезать тонкие Кусочки и такими действиями привести дело к выгодному для себя результату.
Метод "мозговой атаки" широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активизации.
Известно, что критика или даже боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последствия, А. Осборн разработал метод так называемой "мозговой атаки". Его книга "Прикладное воображение", выпущенная в 1957 г., была принята за основу курсов лекций в Массачусетском технологическом институте, а также в других высших учебных заведениях США, в колледжах, НИИ и промышленных компаниях.
Предложенная А. Осборном методика используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В сущности, она представляет собой видоизмененный метод свободных ассоциаций. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке ценности отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как "творческий сеанс" будет закончен.
Основными правилами проведения заседаний (сессий) по методу "мозговой атаки" рекомендуется:
Сформулировать проблему в основных терминах, выделить единственный центральный пункт.
Не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи.
Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной.
Оказывать поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.
Проводить оценку и селекцию идей только после окончания сессии с помощью группы экспертов, желательно не участвовавших в проведении сессии.
Успех проведения заседания по методу "мозговой атаки" в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседания в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).
Допустимое количество участников заседания - от 4 до 15 человек. Длительность проведения заседания по методу прямой коллективной "мозговой атаки" - от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи высказанных идей выделяется секретарь или используется магнитофон.
Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие идеи для применения в конкретных условиях.
В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная "мозговая атака". При обратной "мозговой атаке", в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.
Советским исследователем А. Александровым предложен метод аналога с деструктивной отнесенной оценкой. Сущность его состоит в активизации творческого потенциала изобретателя при коллективном генерировании идей с последующим формированием контридей. При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:
первый этап - формирование группы участников диалога, оптимальной по численности и составу;
второй этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной широко определенной изобретательской задачи, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;
третий этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки", особое внимание на этом этапе обращается на создание творческой атмосферы и непринужденной обстановки; заранее подготовленный перечень идей зачитывать не разрешается; каждый участник может выступить несколько раз, но не подряд;
четвертый этап - систематизация идей группой анализа проблемной ситуации; в процессе систематизации составляется номенклатурный перечень высказанных идей; каждая идея формулируется с использованием общеупотребительных терминов, после чего она анализируется с целью выявления дублирующих и (или) дополняющих идей; основные, дублирующие их и (или) дополняющие идеи объединяются и формулируются в виде комплексных идей; изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, согласно этим признакам идеи классифицируются в группы, составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы подхода к решению задачи;
пятый этап - деструктирование идей, т.е. оценка их на реализуемость в процессе "мозговой атаки"; "мозговая атака" на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;
шестой этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, составление окончательного списка практически используемых идей, в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи.
Метод диалога с деструктивной отнесенной оценкой использован при обучении слушателей ряда университетов. При этом было установлено, что наиболее эффективные результаты достигаются в том случае, когда все участники заседания, проводимого по методу "мозговой атаки", рационально распределяются на три группы: генерирования идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерирования контридей. Группы могут работать самостоятельно. В ряде случаев эффективные результаты дает повторное проведение заседаний с некоторым видоизменением формулировки той же задачи и одновременной заменой функций, выполняемых группами (например, передача группе анализа обязанностей группы генерирования идей, группе генерирования идей - обязанностей группы генерирования контридей и группе генерирования контридей - обязанностей группы генерирования идей).
Метод "мозговой атаки" обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах.
"Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:
- 1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
- 2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
Главная цель - получить как можно больше идей.
Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.
"Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.
Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм
Мозговой штурм - один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.
Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.
Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Суть метода
- ·Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
- ·Групповой процесс выдвижения идей.
- ·Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
- ·Идеи - это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
- ·Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
План действий
- ·Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
- ·Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
- ·Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
- ·Строго выполнять правила мозгового штурма.
- ·После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.
Правила проведения мозгового штурма
- ·Количество идей предпочтительнее качества.
- ·Критика идей на этапе генерации запрещена.
- ·В группе генерации идей не должно быть начальства.
- ·Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
- ·Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
- ·Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
- ·Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
- ·Идеи излагайте кратко.
- ·Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
- ·При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
Этапы мозгового штурма
1. Подготовка
oНазначение ведущего.
oПодбор участников для рабочих групп.
oПодбор фактического материала.
oОбучение и инструктаж участников.
oОбеспечение деятельности участников.
2. Выдвижение идей
oУточнение задачи.
oГенерация идей.
oПроработка и развитие наиболее ценных идей.
oЗапись предложений.
oРедактирование списка идей.
3. Оценка и отбор идей
oУяснение проблемы.
oОпределение критериев оценки.
oКлассификация и оценка идей.
oРазвитие идей на основе анализа.
- ·Легкость освоения и простота в обращении.
- ·Незначительные затраты времени на проведение.
- ·Универсальность метода.
- ·Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Недостатки
- ·Решение относительно простых задач.
- ·Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
- ·Нет гарантии нахождения сильных идей.
Метод типа Дельфи
Метод типа сценариев
Метод круглого стола
Метод группового принятия решений Фазы
Вступительная - ознакомление участников с решаемой задачей; установление порядка ведения и обсуждения.
Узловая - свободное высказывание идей и мнений, не опасаясь последствий.
Итоговая - обобщение и подведение итогов. Заключительная - принятие решений.
Метод подготовки и согласования представлений о проблеме или объекте в письменном виде
Включает описание тенденций развития, взаимосвязи между характеристиками решения, перечень возможных состояний и опасностей.
Дает возможность оценить наиболее вероятный ход собыхтий и возможные последствия принимаемых решений.
Модели сценариев:
Описательные (фиксация свойств и параметров);
Изыскательные (использование методов количественных оценок);
Нормативные (систематизация проблем по важности, времени и ресурсам).
Разработка сценария - это сочетание таких методов прогнозирования, как мозговая атака, дедукция, экстраполяция, аналогия, анализ и синтез. Основная идея сценария - предположение, что события будут развиваться и дальше так, как раньше, что те тенденции, которые наметились в прошлом, в основном сохранятся.
Цель сценария - изучить условия и найти момент, когда исследуемое предприятие начнет испытывать кризис и станет разрушаться под воздействием внутренних причин, даже если никаких посторонних внешних воздействий не последует.
Итеративная процедура при проведении мозговой атаки
Основан на последовательном индивидуальном опросе экспертов и итерационном сведении мнений к единому.
Проводится в несколько туров.
Результаты обработки анкет-заданий предыдущего тура возвращаются экспертам.
Эффективность метода зависит от координатора-организатора работы экспертов.
Разработан в США в 50-х годах ХХ в.
Получил название в честь города Дельфы, возникшего около храма Аполлона (построен в 880г. до н.э.), жрецы которого составляли экспертный совет прогнозирования будущих событий.
Процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.
Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления».
Методы этого типа известны также под названиями:
Мозгового штурма,
Конференций идей,
Коллективной генерации идей (КГИ).
В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают:
Прямую мозговую атаку,
Метод обмена мнениями,
Методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать),
Мозговая атака в форме деловой игры.
Фазы мозговой атаки.
1. Подготовка
Первая фаза включает в себя выбор проблемы и проработку ее путем индивидуальных реактивных приемов.
Например:
а) проблема - «как преуспеть на современном рынке?»;
б) проработка проблемы с помощью предложенных в предыдущем разделе вопросов;
в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.
2. Формирование креативной группы
Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
Группа должна состоять примерно из десяти человек;
Социальный статус участников должен быть примерно равным;
В группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;
Обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии «релаксации».
Руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
В группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.
3. Процедура мозговой атаки
Здесь выделяются три этапа:
1. Вступление
Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?» Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выпдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
2. Генерация идей
Участники дискуссии в свободной форме высказыпвают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выщвижением новытх идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обыпчно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выпдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.
3. Вопросы
4. Заключение
Здесь могут иметь место два варианта:
«Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.
Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии вышисываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выщвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в практически возможные.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
Планирование и прогнозирование;
Маркетинг;
Оперативное управление производством;
Управление персоналом.
Мозговая атака - метод, который сегодня пользуется невероятной популярностью. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он позволяет личности раскрыть свой внутренний потенциал. Применяется данный метод чаще всего в больших коллективах на совещаниях, когда требуется прийти к какому-то определенному решению.
Мозговая атака - метод, который подразумевает, что все участники процесса будут проявлять выраженную активность. Ситуация, когда сотрудники одного предприятия по очереди высказывают свое индивидуальное мнение, позволяет каждому не оставаться в стороне и быть услышанным. В условиях современной действительности, когда у начальника часто отсутствует возможность уделять время каждому работнику, данный метод является просто находкой.
История и описание
Метод мозговой атаки (мозгового штурма) впервые появился в 1930 году, а описан он был значительно позднее - в 1953-м. Автор данной концепции - американский исследователь Алекс Осборн. В свое время этот ученый выступил в защиту свободного высказывания и рекомендовал свой метод преимущественно для правильного планирования любой предпринимательской деятельности. Мозговая атака до сих пор используется ведущими бизнесменами для организации и ведения дел. Отмечается ее полезность: производительность труда растет, прибыль увеличивается, новые идеи появляются как будто сами собой.
Суть метода мозговой атаки заключается в следующем: в зале совещаний собираются руководители и сотрудники. Озвучивается общая задачи, которая должна решиться в ходе собрания. Каждый из участников имеет возможность открыто выражать свою точку зрения, оспаривать концепцию партнера, обсуждать полученные результаты, строить дополнительные предположения. Со стороны создается впечатление, что коллеги намеренно противопоставляют друг другу разные концепции, чтобы выйти на новое понимание сути вещей.
Прямая мозговая атака
Это самый распространенный вариант, позволяющий быстро решить насущную проблему. Прямая мозговая атака подразумевает, что в ходе процесса будут обсуждаться наиболее значимые и актуальные вопросы, касающиеся внедрения тех или иных проектов, развития деятельности и т. д. Не многие современные руководители догадываются о том, что проводить обычные совещания, планерки и различные сборы можно, используя творческий подход. Стоит только немного внести разнообразие в скучное течение профессиональных будней, как сотрудники начинают сами генерировать сногсшибательные идеи. Руководителю остается только удивляться тому, где весь этот потенциал скрывался до сих пор. Применение данного метода позволяет улучшить взаимоотношения в устоявшемся коллективе, преодолеть различные психологические преграды и барьеры.
Обратная мозговая атака
Используется в том случае, когда определенная концепция оказалась по каким-то причинам невыгодной, зашла в тупик, и срочно требуется разработать новую. При этом подразумевается, что участники процесса будут активно оспаривать мысли друг друга. Здесь допустимы споры, вступления в полемику. Метод обратной мозговой атаки полезен в том случае, когда на предприятии имеются неразрешимые противоречия, требующие радикального вмешательства.
Сотрудники могут высказывать все, что они думают на самом деле, их свобода ничем не ограничивается. Вряд ли можно найти что-то столь эффективное и действенное, чем метод обратной мозговой атаки. Описание проблемы, сосредоточенное внимание к деталям сразу нескольких человек позволят вовремя и с наилучшей стороны подойти к решению вопроса.
Индивидуальная мозговая атака
Она может быть применена в том случае, когда человеку срочно требуется выйти на конкретный результат, но по каким-то причинам его постиг профессиональный кризис. Мозговая атака - метод, которым может пользоваться творческий человек в моменты временной потери продуктивности. Его уникальность заключается в том, что он эффективно действует даже на одного человека, находящегося наедине с собственными мыслями. Вы можете устраивать внутренние диалоги с самим собой и приходить к смелым, неожиданным решениям. Результат таких действий вскоре приятно удивит. Все, что требуется, - это позволить себе мыслить в ограниченном временном промежутке (скажем, длительностью по несколько минут), имея перед собой конкретную, четко сформулированную задачу. К сожалению, многие люди с самого детства привыкают мыслить распространенными стереотипами. Методы мозговой атаки позволяют преодолеть шаблонное восприятие мира и выйти на более высокий уровень мировоззрения.
Технология проведения
Данная концепция включает в себя три основных периода. Они должны осуществляться последовательно и с большим вниманием.
1. Формулировка идей. На данном этапе происходит формулирование цели, осуществляется сбор необходимой информации. Участники процесса должны быть осведомлены в том, какого рода информация им предлагается к размышлению. Все озвученные идеи, как правило, фиксируются на бумаге, чтобы не упустить ничего важного.
2. Формирование рабочей группы. Участники делятся на генераторов идей и экспертов. Первые - люди, имеющие развитую творческую направленность, фантазию. Они предлагают нестандартные способы в качестве решения проблемы. Эксперты обнаруживают ценность каждой выдвинутой идеи, соглашаются с ней или нет, мотивируя свой выбор.
3. Анализ и отбор предложений. Здесь уместна критика, активное обсуждение предложений. Сначала высказываются генераторы идей, после этого слово предоставляется экспертам. Предложения отбираются, основываясь на логическом выводе и креативности. Любой нестандартный подход приветствуется и потому рассматривается с особенным интересом.
Руководитель должен контролировать процесс, наблюдать за ходом обсуждения проблемы. В случае возникновения спорных моментов он обязательно вносит ясность, уточняет детали, направляет дальнейшее развитие мысли.
Дополнительные условия
Несмотря на возникающее желание молодых и перспективных руководителей сразу же начать пользоваться данным психологическим инструментом, здесь требуется грамотный подход. Нельзя использовать его слишком часто, в противном случае он потеряет элемент новизны и станет восприниматься сотрудниками как нечто обыденное и повседневное. Одним из главных условий проведения является внезапность использования. Участники не должны специально готовиться к совещанию, продумывать используемые ходы.
Руководителю необходимо знать общее направление беседы, но определить, в каком русле пойдет обсуждение он в любом случае окажется не в силах. Методы мозговой атаки тем и замечательны, что позволяют открыто выражать свою точку зрения. Люди при этом могут не быть привязанными к последствиям сказанного.
Метод мозговой атаки: отзывы
Участники данной концепции отмечают, что с ее использованием любые собрания проходят интереснее и продуктивнее. Метод напоминает одновременное включение сразу нескольких «лампочек», загорающихся в головах разных людей. Мозговой штурм позволяет принимать во внимание не только суждения профильных специалистов, а также смежные отрасти. Говоря иными словами, он охватывает многие спектры, помогает рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Кроме того, и отношения в коллективе после внедрения метода становятся более открытыми, доверительными.
Вовлеченность в процесс
Обычно на совещаниях и планерках происходит «театр одного актера». Говорит один начальник, а подчиненные вынуждены слушать долгие монотонные нотации и соглашаться с ним. Это невероятно утомляет и нервирует последних. Личность сотрудников подавляется, оказывается втиснутой в тесные рамки служебных обязанностей. Иногда сотрудники по той или иной причине предпочитают не озвучивать возникающие в голове идеи, не стремятся к самовыражению.
В результате теряется мотивация работать «с огоньком», вкладывая душу в процесс. Метод мозгового штурма позволяет снять психологические зажимы и барьеры, дает возможность проявляться индивидуальности сотрудников. Будучи психологически вовлеченным в процесс, человек повышает свою продуктивность.
Творческий подход
Согласитесь, данную концепцию никак нельзя назвать повседневной и часто используемой. Больше всего к ней прибегают в том случае, когда вопрос требует какого-то неоднозначного решения. Большое распространение метод получил в творческих коллективах, там, где возникает потребность отойти от обыденности и погрузиться в решение Как правило, и позитивный результат не заставляет себя долго ждать.
Существует большое количество таких понятий, которые подразумевают под собой разное значение. Здесь как раз и пригодится метод мозговой атаки.
11 класс
Технология внедрения концепции Алекса Осборна может быть использована для организации занятий выпускников. В старшем звене учащимся часто предлагаются задания, способствующие пробуждению нестандартных идей. Это очень полезное приобретение, поскольку учитываются индивидуальные особенности личности, развиваются имеющиеся способности, укрепляются необходимые навыки. Чем больше свободы будет предоставлено для реализации возникающих в голове мыслей, тем более смелыми смогут стать начинания молодых исследователей. Метод предусматривает, что учащиеся будут сами стремиться к достижению поставленной цели. Отзывы участников сугубо положительные, так как подростки ценят внимательное отношение к ним.
Вместо заключения
Мозговая атака - метод, который обрел известность сравнительно недавно. Все больше руководителей выбирают использование нестандартного подхода в решении повседневных моментов.