Практическая эмоциональная направленность. Эмоциональная направленность личности как прогностический фактор сплоченности приемных семей
Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов)
Назначение и содержание: эмоции играют важную роль в процессах сознания, это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Все что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, и любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. Под эмоциональной направленностью личности здесь подразумевается совокупность сфер, в которых человек испытывает наиболее сильные положительные эмоции, к которым он проявляет интерес и склонен проявлять систематическую активность. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции. В данной методике принимало участие 16 учащихся, студентов 3го курса, в возрасте от 21го до 24х лет. Методика содержит 50 вопросов, на каждые из которых предлагается один из 4х вариантов ответа: «безусловно да» (2 балла) «пожалуй да» (1 балл) «пожалуй нет» (0 баллов) и «безусловно нет» (-2 балла)
Таблица 2.3 - первичные результаты диагностики эмоциональной направленности личности:
№ респон-дента |
Направленности: |
|||||||||
альтруистическая |
коммуникативная |
глористическая |
праксическая |
пугническая |
романтическая |
гностическая |
эстетическая |
гедонистическая |
акизитивная |
|
1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать. Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности, и та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки. Результаты меньше нуля говорят о полной противоположности данной направленности.
2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.
3. Глорические эмоции (от лат, gloria -- слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.
4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда -- в ярко выраженной потребности в расслаблении.
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna -- борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких -- ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.
6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких -- наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.
7. Гностические эмоции (от грен, gnosis -- знание) -- эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.
8. Эстетические эмоции. При высоких баллах -- потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах -- эта потребность не развита.
9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.
10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) -- это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.
Таблица 2.4 -сводные результаты диагностики эмоциональной направленности личности.
1. Альтруистическая направленность: |
|||||||||||
очень низкий (0 меньше нуля) |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
2. Коммуникативная: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
3. Глористическая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
4. Праксическая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
5. Пугническая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
6. Романтическая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
9. Гедонистическая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
10. Акизитивная: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
7. Гностическая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
8. Эстетическая: |
|||||||||||
очень низкий |
ниже среднего |
выше среднего |
|||||||||
Анализ, представленный в таблице 2.4 позволяет увидеть, что большинство опрошенных имеют среднюю склонность к переживанию праксических и альтруистических эмоций и среднюю потребность в общении. Потребность в самоутверждении у большинства ниже среднего или низкое. В основном средние значения имеют также показатели потребности в защите/риске. Ярко выражена у большинства склонность переживать романтические эмоции. Гедонистические эмоции в основном больше средних значений, примерно поровну показатели эстетической и гностической направленности. Самый низкий показатель имеют акизитивные эмоции, связанные с эмоциями коллекционирования и накопления.
Дает возможность выделить типы общей эмоциональной направленности: альтруис- тической, практической, гностической, эстетической.
Инструкция испытуемому: Внимательно прочесть перечень приятных переживаний (класс "А") и выписать на отдельный лист под соответствующим номером класса "А" номера тех из них, которые Вам прияты или более свойственны, типичны, т.е. с давних пор чаще других у Вас возникают.
"Номер наиболее приятного из уже выделенных подчеркнуть, а под номеромнаиболее часто испытываемого поставить заметную точку.
Эту же процедуру проделать с перечнем неприятных переживаний.
Эту же процедуру повторить с классом "В".
Класс "А" -
Приятные переживания.
1. А Радость, удовлетворение, восхищение благородным поступком другого человека.
2. П Жажда деятельности.
3. Э Радость, предвкушение чего г то приятного.
4. Г Веселье, беззаботность, хорошее самочувствие.
5. ГЦ Горячий интерес к познанию чего - то нового.
6. П Радость плодотворного труда.
7. ГН Жажда открытий. . . .
8. А Радость, удовлетворение, переполнившего душу, когда удастся сделать хорошее людям.
9. Э Сладкое, томительное чувство при восприятии чего - либо прекрасного (хорошей музыки), природы и т.д.).
10. ГН Ликование, когда удастся решить трудную или интересную задачу, вопрос.
11. Г Наслаждение приятным физическим ощущением от тепла, солнца, вкусной пищи.
12. Г Любовь к комфорту, роскоши.
13. П Радость в предвкушении труда.
14. Г Наслаждение безмятежностью существования.
15. Г Чувство неги (сладкая жизнь).
Неприятные переживания.
1. Л Сострадание, жалость к людям.
2. П Раздражение от бездеятельности.
3. П Раздражение при необходимости заниматься скучной работой.
5. Э Чувство неудовлетворенности, когда не находишь красоты вокруг.
6. ГН Подавленность, страдание из-за неудовлетворенности в сфере познания.
6. А Обида на неблагодарность.
7. П Раздражение из - за того, что попусту потрачено время.
8. П Раздражение при виде беспорядка в вещах, обстановке, организации дела.
9. А Возмущение нравственно - недостойным поведением.
10. ГН Отвращение к косности (в суждении людей, в книгах, лекциях)
11. А Отчаяние, когда человек, к которому ты расположен, не понимает тебя.
12. Г Страх перед пустой жизнью, одиночеством.
13. Г Подавленность, когда остаешься один
14. А Раздражение, когда видишь проявление героизма, нежелание считаться с другим человеком-
Приятные переживания.
1. А Радость от сознания личной полезности окружающим.
2. 2. П Жажда удач и успехов в игре, делах, выполнении личных планов.
3. Э Удовлетворение, когда способен видеть, воспринимать, чувствовать прекрасное.
4. ГН Удовлетворение от постоянного обогащения знаниями.
5. Э Радостное внутреннее возбуждение, когда удается самому создать что - то прекрасное.
6. А Сострадание, сочувствие, жалость к себе.
7. Э Восторг, радость при виде красивого человека или пейзажа.
8. Э Благоговение при виде шедевра искусства.
9. Э Удовлетворение, если окружающая обстановка соответствует твоим эстетическим вкусам.
10. ГН Удовлетворение при решении трудной задачи.
11. П Радость, чувство удовлетворения, когда перся тобой открывается возможность полезной деятельности.
12. Э Острое.ощущение единств себя с природой, красоты н радости бытия.
13. П Удовлетворение, когда намеченные дела выполняются, ты справляешься с ними хорошо.
Неприятные переживания.
1. Э Переживание того, что вокруг тебя люди грубые, вульгарные, некрасивые.
2. ГН Удовлетворенность своими знаниями.
3. Г Чувство раздражения и неприязни к окружающим, когда у тебя плохое настроение.
4. Э Болезненное восприятие нарушения гармонии, красоты вокружающем мире.
5. А Острое переживание, когда ты обидел человека.
6. Э Страдание из-за того, что сам не способен создать что - либо прекрасное.
7. Г Беспричинная тоска.
8. П Неудовлетворенность, раздражение, когда необходимые дела не делаются, не справляешься с ними.
9. Г Внутренняя опустошенность, эмоциональное равнодушие.
10. ГН Неудовлетворенность своими способностями.
11. А Страдание, неудовлетворенность при виде возможности быть полезным людям.
12. ГН Чувство горечи при сознании невозможности постигнуть весь опыт, накопленный человечеством.
13. Г Раздражение при виде своего бессилия и невозможности изменить создавшееся положение.
14. Г Переживание недостаточности своей воли.
15. П Неудовлетворение, когда не хватает времени и ты не успеваешь делать важные дела.
Процедура исследования.
Опрашиваемым раздаются вопросники, содержащие формулы типичных переживаний. В опроснике содержится 55 текст - вопросов типичных переживаний. Он разделен на класс "А" (переживания, выражающие отношение к объективным ситуациям) и класс "В" (переживания, выражающие отношение к себе). В каждом классе - подклассы приятных и неприятных переживаний. Данный опросник позволяет определить процентное содержание каждого типа общей эмоциональной направленности (ОЭН): альтруистический, практический, гностический, эстетический, гедонический.
Обработка материалов. Подсчитать общее количество ответов по всем классам и подклассам и принять его за 100%. Затем подсчитать количеств ответов, соответствующих каждому типу ОЭН и определить процентное содержание каждого типа ОЭН для испытуемого.
Например, испытуемый из 55 вопросом выбрал 26 их них по каждому типу:
Тип Класс. Подкласс
ОЭН АП АН ВП ВН Всего
Направленность личности находит свое выражение в сфере переживаний в форме различной притягательности одних и тех же эмоций и эмоциональных состояний для различных лиц. Если, например, люди с альтруистической направленностью предпочитают испытывать чувства любви и участия, возникающие у них, когда они чем -то служат другим, то "практические" более тяготеют к трудовому азарту. Определенная направленность личности выражается не только в типичном эмоциональном отношении к типичным объективным ситуациям, но и в типичном избирательном отношении к самим эмоциям.
Эмоциональная направленность человека проявляется. с одной стороны в особой притягательности для него определенных эмоций, н понижению порога, с другой стороны, чувствительности противоположным. Эмоциональная направленность характеризуется основной плоскостью, в котором количество эмоциональное самочувствие личности: у гумманиста - любви-обиды, у практика - энтузиазма-досады, у гедониста - веселья-тоски. Типы ОЭН выделяют в зависимости от переживаний, к которым человек более чувствителен.
(Б.И. Додонов)
Инструкция: Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.
Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой.
Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы явно предпочитаете остальным.
Перечень переживаний:
1 . Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.
2. Удовольствие от приобретения чего-либо, коллекционирования или обладания какими – либо вещами.
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих Вам людей.
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и предположений.
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений или музыки, стихов и других произведений искусства.
Классификация ценных эмоций:
1. Романтические эмоции. Стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Чувство таинственности возникает у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо "ощущаем" свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу. Там, где нет этого ожидания, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования.
2. Акизитивные эмоции. (от франц. Acquisition – приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, "коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно – от произведений искусства до зажигалок.
3. Праксические эмоции. Термин "праксические чувства" введен в употребление П.М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, "вызываемые деятельностью, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления".
4. Глорические эмоции (от лат. Gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое "пожинание лавров".
5. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
6. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.
7. Гностические эмоции. (от греч. Gnosis – знание) Гностические эмоции мы связываем не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в "когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную информацию к одному "общему знаменателю". Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, - это проблемная ситуация.
8. Пугнические эмоции. (от лат. Pugna – борьба). Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
9. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.)
10. Эстетические эмоции. Они связаны с переживанием красивого, прекрасного или безобразного в природе, искусстве, человеческих отношениях и т. д.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т.д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.
Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .
Смотреть что такое "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:
направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается …
Телевизионная коммуникация: самовыражение личности - Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации.… …
Коммуникативное ядро личности - это единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими либо техническими средствами контактах индивида с разл. людьми и общностями. К. я. л. проявляется, во первых, во всех формах знания (образы восприятия … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя - негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь
стандартизованный метод исследования личности - (СМИЛ стандартизованный метод исследования личности) создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с… … Большая психологическая энциклопедия
ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ - – психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических, перверсных и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая С. (Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия
ЕВРАЗИЙСТВО - первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… … Православная энциклопедия
Конституция человека - (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… … Толковый словарь психиатрических терминов
Эмоции - (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… … Большая советская энциклопедия
Книги
- Купить за 691 грн (только Украина)
- Общая психология. Личность и мотивация. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Диянова З.В.. Настоящее учебное пособие посвящено исследованию личности и мотивации. В нем представлены индивидуальные свойства человека, рассмотрена эмоциональная направленность личности, изучены системы…
МЕТОДИКА Б.И. ДОДОНОВА
«Определение общей эмоциональной направленности личности»
Инструкция: Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:
«Безусловно, да» – а
«Пожалуй, да» – б
«Пожалуй, нет» – в
«Безусловно, нет» – г
Занесите Ваш выбор в бланк ответов.
Текст опросника
1. Я часто беспокоюсь за близких, друзей.
2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
3. Мне приятно, когда на меня обращают внимание.
4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
5. Я люблю острые ощущения.
6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.
7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.
8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.
9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
10. Люблю заниматься коллекционированием.
11. Хочу приносить людям радость и счастье.
12. Для меня важно одобрение окружающих.
13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.
14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
15. Охотно иду на риск.
16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.
18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.
19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
21. Я всегда жалею неудачников.
22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.
23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.
24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.
25. Я человек решительный.
26. Люблю все таинственное и необычное.
27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.
28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.
29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например, вечеринки.
30. Люблю делать покупки.
31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
32. Среди моих родственников, знакомых есть люди, которых я обожаю.
33. Я самолюбив (а).
34. Я чувствую радость, душевный подъем, когда работа идет хорошо.
35. Я люблю преодолевать опасности.
36. Иногда меня тянет странствовать.
38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
39. Я склонен (склонна) к лени.
40. Люблю рассматривать свои коллекции.
41. Я стараюсь помогать людям.
42. Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне добро.
43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.
44. Мое настроение поднимается от осознания того, что работа выполнена добросовестно.
45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.
46. Я люблю помечтать.
47. Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.
48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.
50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.