Презентация на тему первые школы руси. Презентация на тему: "«Как учились на Руси» или «Сказочные школы»
С грамотой вскачь, без
грамоты хоть плачь.
письменностиСлавянская азбука14 декабря –
День
НаумаГрамотникаПророк Наум
«Придёт Наум-наставит на ум»Наум – святой ветхозаветный
пророк.
Родился он в Галилее в VII веке до
Рождества Христова, предсказал
гибель ассирийского города Ниневии.
На Руси издревле почитали его
помощником во всякого рода
умственных занятиях, отчего и
прозвали его Грамотником.Наум стал покровителем грамотеев.
Причины две - созвучие слов (ум и
Наум) и крестьянский календарь: зимой
работы было меньше, а времени для
освоения грамоты - больше...
Так приобрел пророк Наум эпитет
“Грамотник”.Пословицы о святом
Науме
Придёт Наум – наведёт на
ум.
Пророк Наум наставит на
ум.
Батюшка Наум, наведи
меня
на ум.В первый день встречи с учителем тот
должен был наградить каждого из учеников
тремя символическими ударами плеткой.
Дети же каждое занятие должны были
начинать с трех земных поклонов учителю и
обязаны были слушаться его беспрекословно.
В награду за труды отец с матерью
подносили учителю каравай хлеба и полотенце,
в которое завязывали и деньги в качестве
оплаты занятий. Но чаще всего занятия
оплачивались едой.
Мать ученика приносила учителю курицу,
лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.ПонаблюдаемБерестяная грамота мальчика Онфима, жившего в XIII веке.Посмотрим в книгах
Вот как учились в старину
считать.
Раз - два – голова.
Три- четыре – прицепили.
Пять – шесть – в ряд сесть.
Семь – восемь – сено косим.
Девять – десять – сено весить.
Первый учебник по математике
«Арифметика» Л.Ф.Магницкого.Желание учиться12
10
8
Столбец 1
Столбец 2
Столбец 3
6
4
2
0
Строка 1
Строка 2
Строка 3
Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»
Строка 4А – «Аз»
Б- «Буки»
В – «Веди»
Г – «Глаголь»
Д – «Добро»
М –«Мыслите»
Ш – «Ша»
К – «Како»
«Школы на Руси» - Что нужно для урока? Чему учили в школах? Классный руководитель Никифорова Е.В. 2011 год. XI – XV век. Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси». Как учили в школах на Руси? Как учились на Руси. Когда появились первые школы? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.
«Русские обычаи» - В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Среда - лакомка. В понедельник Масленицу встречали. Вопросы для разминки. Собирали лечебные растения. Как называют праздничные дни между Рождеством и Крещением? Затем разводили костры, устраивали хороводы. Крещение Господне отмечают 19 января. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.
«Дольмен» - Цель урока: В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; К настоящему времени в Прикубанье и Причерноморье известно более 2300 дольменов. Дольме?н - в переводе с бретонского языка означает «каменный стол». Общий вес: от 6795 до 25190 кг. Дольмены по форме и материалу могут быть самыми разнообразными.
«Святки» - Что такое святки? Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.
«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Кухня Московского государства XVII в.
«Изба» - Мужской угол, или «коник» - у входа. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. 6-стенная изба-связь. С XV века получают распространение печи с трубами. В матицу вкручивали кольцо для очепа. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь.
Всего в теме 39 презентаций
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах.
Русь древняя Русь православная
Летописец Нестор
Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении. Летописец – человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Летопись – (лето-год, писать) рукописная книга, в которой в далёком прошлом записывались все события, случившиеся за лето.
Первые школы на Руси были открыты в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи «Повести временных лет» сказано: « Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Произошло это в 988 году.
Школа Московской Руси
Начало образования
Памятный знак первой школе на Руси, Киев
«На чём и как писали?» Свиток
Берестяные грамоты
Первые рукописные книги на Руси
Береста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы. Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать. Свиток – свёрнутая длинная-предлинная рукопись. Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Тетрадь – (греч.- четвёрка) свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.
«Кто придумал русский алфавит?»
Создатели русской азбуки – Кирилл и Мефодий
Азбука (кириллица)
«Первый печатник на Руси» В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве на Никольской площади особый дом для типографии, но открыта она была в 1563 году, когда в ней начал работать Иван Фёдоров. В 1564 году вышла в свет первая книга Ивана Фёдорова – «Апостол». В 1565 году была напечатана вторая книга – «Часовник».
Первый печатный станок
Русь! Нет в мире края Ближе и родней! Утром, просыпаясь, Ты идёшь по ней. Ласковое солнце Сушит влагу рос, Заплетает косы Молодых берёз. Мы с лучами солнца Шлём тебе привет. Он к тебе в оконце Прилетел, иль нет? Весело глядятся Лучики в стекло, Чтоб согрелась радость И исчезло зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»
В методических материах представлен опыт работы по теме «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал б...
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.
В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».
А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».
К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.
Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».
Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».
Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево- Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии
Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.
Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества
Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.
Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский
Особенности развития образования в начале XX в год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно- приходские школы и учительские семинарии е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.
Особенности развития образования в XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.
Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку () и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы- колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.
Особенности развития образования в XX – начале XXI вв. В гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным- вступительным экзаменом год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.