Сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности и темперамент
Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.
Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.
Высшая нервная деятельность
ВНД - это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:
- Психическую деятельность.
- Особенности поведения.
Свойства ВНД
Основные особенности передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:
- Силу нервных процессов.
- Уравновешенность.
- Подвижность.
Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.
Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.
Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.
Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.
Типы ВНД
Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:
- Сильный, подвижный и уравновешенный.
- Сильный и неуравновешенный.
- Сильный, уравновешенный, инертный.
- Слабый тип.
ВНД - это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:
- Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
- Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
- Средний. Обе системы уравновешены.
Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.
Сангвиник
Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.
Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.
Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.
Холерик
У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.
ВНД - это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.
Флегматик
ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.
Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.
Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.
Меланхолик
Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.
Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.
Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.
Отличительные черты высшей нервной деятельности человека
Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и которые в обществе просто необходимы.
В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.
Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.
К особенностям можно также отнести:
Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:
- Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
- На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
- Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.
Чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.
Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.
3. Сильный, неуравновешанный - холерик;
4. Слабый - меланхолик.
Тип темперам. |
флегматик |
меланхолик |
сангвиник |
|
Подвижность | ||||
Уравновеш-ть |
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреч. врачаГиппократа (5в. до н.э.). Гиппократ считал, что в темп-те человека имеется 4жидкости: - кровь (сангуис) - сангвиник; - слизь (флегма) - флегматик; - желчь (холе) - холерик; - чёрная желчь (мелан холе) - меланхолик. Кречмер выделил, зависимость между опред. типом сложения и типом темперамента. Он предложил 4 KOHcmumyifuoHOAbHbix типа телосложения:
лектосомный - узкие плечи, длинные худые ноги, вытянутое лицо... пикник - “толстый, плотный”. Люди: полные, живот большой, круглая голова, маленькая шея... атлетик - сильная мускулатура, широкие плечи... диспластики - бесформенное, неправильное строение тела...
3 Типа темперамента соответствуют типам телосложения:
шизотимики имеют хрупкотелое сложение, склонны к шизофреническим заболеваниям. Они погружены в себя, замкнуты, плохо приспосаб. к окружающим;
циклотимики - хрупкое телосложение, общительны, реал-но смотрят на мир, имеют резкие перепады настроения;
иксотимики - атлетическое телосложение, предрасположены к эпилепсии, зацикливаются на мелочах,
мало впечатлительны.
Теория Шелдона: типы телосложения:
эндоморфизм - слабое мешковатое телосложение,слабое развитие костей и мышц, внутренних органов.
Мезоморфизм - сильное, крепкое тело и развитые кости и мышцы.
Эктоморфизм - хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки, тонкий и с большой
4. Теплое и Небылицин:
1. Св-во нс - Тип нс - Темперамент - Тип поведения.
2.Ввели два св-ва: лобильность и динамичность.
3.Говорили, что “в обычной обстановке мы не наблюдаем тем-та, мы наблюдаем характер. Чем старше человек, тем менее заметен его темперамент”.
Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Способности и задатки.
Способности -это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или тем видам деятельности,"которыми она занимается дополнительно (рисование, музыка...). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выполнения, но и для развития способностей.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, способности не могут быть врожденными, врожденными могут быть лишь задатки, т.е." анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Задатки в развитии способностей входят лишь как исходным момент. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими.
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развитие способностей, которые формируются пожизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обуславливают:
~> Разные пути формирования способностей;
>Влияют на уровень достижения, быстроту развития.
В психологии принято различать общие и специальные способности.
Общие -или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих визах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальные - это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам и т.д. Специальные способности органически связаны с общими.
Способности стали предметом специального психологического изучения в 19вехе. Ф Гальтон в своих работах положил начало экспериментальному и статистическому исследованию человеческих различай.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности.
Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. .Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей -тесты (тест достижений, тест интеллекта, тест креативности).
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развили всех других систем, входящих в личность как составляющие,
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоторой деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.
Показателями способностей могут быть;
>Темп продвижения в овладении деятельностью;
>Широта переноса формирующихся психических качеств;
>Соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера.
Характер. Характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность) - достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. Мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт. Одним из ведущих показателей характера выступаетволя (лат. vоluntas – воля). Это - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. Немецкая характерология.Немецкая характерология , восходящая к классической немецкой философии, ставит в центр всех психологических исследований две главные задачи: - построения типологии характеров, - развития методов определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т.д.). При этом индивид трактуется как душевно–телесная целостность, внешние проявления которого вполне соответствуют его внутреннему душевному содержанию (противостоящего духовному как безлично–универсальному). К.Г. Карус (1789–1869), немецкий врач, философ, психолог и художник, особое внимание обращал на вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Leipzig,1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844). Его идеи о „физиогномике природы“ были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном „физиономическом наблюдении“ самой жизни и о разрушении „бессознательного космического ритма природы человеческим духом„. Л. Клагес (1872–1956), немецкий психолог и философ–иррационалист, представитель „философии жизни“, специалист в области характерологии, основатель научной графологии, считал, что первооснования человеческого существования открываются в непосредственном „физиономическом наблюдении“ жизни индивида, которая фиксируется на языке символов (сказания, мифы, отличительной чертой которых является слитность субъекта и объекта). Ф. Лерш (1898–1972), немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии, основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял: - „эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения); - личностную „надстройку“. Рассматривая „эндотимную“ основу характера, предложил классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня: - уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям), - уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении), - уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).
Сознание и бессознательное
Сознание, - писал В. Вундт, - заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т. д.
По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание - это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.
Общая черта всех выше приведенных взглядов - это акцент на психологической бескачественности сознания.
Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание - это "со-знание", продукт общения знаний.
Заслуживает внимания система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он полагает, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как бы контакт с самим со-бой". Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.
По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание". По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том описание самого "поля сознания" остается бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся "законы сознания" имели чисто формальный характер; таковы законы относительной ясности сознания, непрерывности сознания, потока сознания.
К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации или выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т. п., но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его "полю", так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого "поля", - как на уровне человека, так и на уровне животных.
Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и основы научной истории сознания людей. Важность этого для психологической науки едва ли можно переоценить.
Несмотря на то, что психология располагает большим материалом по историческому развитию мышления, памяти и других психических процессов, собранным главным образом историками культуры и этнографами, центральная проблема - проблема исторических этапов формирования сознания - оставалась в ней нерешенной.
Маркс и Энгельс не только создали общий метод исторического исследования сознания; они раскрыли также и те фундаментальные изменения, которые претерпевает сознание человека в ходе развития общества. Речь идет прежде всего об этапе первоначального становления сознания и языка и об этапе превращения сознания во всеобщую форму специфически человеческой психики, когда отражение в форме сознания распространяется на весь круг явлений окружающего человека мира, на собственную его деятельность и на него самого. Особенно же большое значение имеет учение Маркса о тех изменениях сознания, которые оно претерпевает в условиях развития общественного разделения труда, отделения основной массы производителей от средств производства и обособления теоретической деятельности от практической. Порождаемое развитием частной собственности экономическое отчуждение приводит к отчуждению, к дезинтеграции также и сознания людей. Последняя выражается в том, что возникает неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее продукт, их объективному значению. Эта дезинтегрированность сознания уничтожается лишь вместе с уничтожением породивших ее отношений частной собственности, с переходом от классового общества к коммунистическому. "...Коммунизм, - писал Маркс, - уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчуждения...".
Эти теоретические положения Маркса приобретают особенно актуальный смысл в наше время. Они дают ориентировку научной психологии в подходе к сложнейшим проблемам изменения сознания человека в социалистическом, коммунистическом обществе, в решении тех конкретных психологических задач, которые выступают сейчас не только в сфере воспитания подрастающего поколения, но и в области организации труда, общения людей и в других сферах проявления человеческой личности
...Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функционирование языка, составляет важнейшую предпосылку психологии человека. Задача же психологического исследования заключается в том, чтобы, не ограничиваясь изучением явлений и процессов на поверхности сознания, проникнуть в его внутреннее строение. Но для этого сознание нужно рассматривать не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его образы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности.
Трудность состоит здесь уже в том, чтобы выделить категорию сознания как психологическую, а это значит понять те реальные переходы, которые связывают между собой психику конкретных индивидов и общественное сознание, его формы. Этого, однако, нельзя сделать без предварительного анализа тех "образующих" индивидуального сознания, движение которых характеризует его внутреннюю структуру. Изложение опыта такого анализа, в основании которого лежит анализ движения деятельности, и посвящена специальная глава книги. Не мне, разумеется, судить о том, является ли этот опыт удачным. Я хочу только обратить внимание читателя на то, что психологическая "тайна сознания" остается закрытой для любого метода, за исключением метода, открытого Марксом, позволяющего демистифицировать природу сверхчувственных свойств общественных объектов, к которым принадлежит также и человек как субъект сознания" [Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность. ].
Сложный путь развития категории сознания, в конце концов, привел к появлению марксистской теории сознания основанной на социально-биологической природе человека. Итак, согласно марксизму сознание это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно - исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе труда, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Все это верно и известно давно, как известно и то, что понятие "психика" и "сознание" не одно и тоже и их нельзя отождествлять. Не все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание, ряд психических процессов может проходить как бы "за рамками" сознания. Такие психические переживания получили название подсознательных.Теперь, как мне кажется, самое время перейти к подсознательному, попутно рассмотрев и понятие бессознательного.
"В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.
Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры" [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. - 1 с. ].
Приступая к рассмотрению бессознательного, отмечу некоторую особенность понимания бессознательного. Бессознательное не редко справедливо понимается какдействие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина не успела дойти до сознания, например реакция защиты, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и т. д.). Нобессознательное это еще и активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому и сами в данный момент не осознаваемые. В немарксистской философской и психологической литературе термин бессознательного часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Наибольшее развитие, данное представление получило во фрейдизме. Согласно этому представлению психика образуется из трех "слоев": бессознательного, подсознание и сознание. Бессознательное - глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личности и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти. Этот постулат выдвинутый Фрейдом, не является безусловно верным, поскольку никакого стремления к смерти, как бессознательного, у человека не существует. Подсознательное (или предсознательное) - это особая граничная область между сознанием и бессознательным. В эту область прорываются бессознательные влечения, и здесь же особая психическая "инстанция", порожденная общественной жизнью, его "сверх-я" (или совесть), подвергает их строгой цензуре. Сознание - это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно, прежде всего от бессознательных сил. Данное понимание является идеалистически извращенным, поскольку общественная сущность человека отвергается. А само его понимание приобретает форму человек - вещь в себе. Что является в корне неверным.
Подсознательное - характеристика активных психических процессов, которые, не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. То, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и тому подобное. Точно так же воспринимаемое, хотя прямо и не осознаваемое, влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковой контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением связи мысль. В подсознании нет ничего мистического или непознаваемого. Это явление продукт сознательной деятельности, и оно включает в себя психические процессы, не принимающие прямого участия в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данный момент. Таким образом,подсознание является областью действия подсознательных процессов в психики человека .
Теперь, когда нами достаточно рассмотрены сознание, подсознание и бессознательное настало время объединить их во всем многообразии их связей и противоречий. Сознание и подсознание представляют собой сферы человеческой психики, в которой первое отвечает за отражение объективной реальности, способ отношения человека к миру и самому себе, а второе выступает как бы чуланом психики. В нем может накапливаться вытесненная из сознания информация, причем далеко не всегда целиком, а зачастую в виде каких либо элементов, частиц, эта информация, прямо не участвуя в сознательной деятельности человека, тем не менее, оказывает на нее влияние. Так она влияет на поведение человека, отношение к вещам и окружающим его людям. Причиной негативного или положительного отношения человека к кому-либо, или чему-либо может выступать неосознаваемая, подсознательная ассоциация, основанная на когда-то полученном, но давно позабытом опыте. Этот опыт выступает немаловажным фактором человеческих отношений благодаря тому, что в подсознании сохранилась информация о нем. В тоже время, несмотря на свою роль, подсознание не является независимым, либо "защищенным" от сознания. Точно так же как подсознательная часть психики оказывает влияние на сознательную ее часть, и сознательная часть влияет на подсознательную. Самостоятельно, либо с помощью психоаналитика, человек может выводить из подсознания скрытые от него причины его собственного поведения, по мере осознания их, то есть, переходя из подсознательной в сознательную сферу психики противоречие, порождающее проблему, может быть успешно разрешено, а человек избавлен от страдания. Так хранящаяся в подсознании информация в зависимости от ее характера и относительно существующих общественных отношений способна своим участием в деятельности человека приносить ему вред или, на что редко кто обращает внимание, пользу. Будучи достаточно скрытой, от самого человека частью психики подсознание, тем не менее, не является сферой недоступной для сознания. Оно способно посредством некоторых усилий по расшифровывания символов собственных ощущений и поступков определить спрятанные в подсознании их причины. Неразрешенные сознанием противоречия, будучи подавленными, перемещаются в подсознание, откуда прорываясь, оказывают влияние на деятельность человека.
Особый интерес для нас представляет соотношение доли сознания и подсознания в деятельности человека. Этот баланс носит не только субъективно-личностный, зависящий от тех или иных особенностей человека, но и конкретно исторический характер, зависящий от социально-исторической стадии развития общества и классов. Примечательно, что по мере продвижения человечества вперед, по пути прогресса доля сознательного в психике непрерывно возрастала, а подсознательного снижалась. Это соотношение выражается способностью или неспособностью сознания разрешать те или иные противоречия, а не подавлять их, сталкивая в подсознание. Отсюда вытекает высокая, либо низкая ролью подсознания в деятельности человека, у людей с сильными психическими заболеваниями роль сознания (если она сохраняется) намного ниже в сравнении с ролью подсознания. Аналогично обстояло дело и у первобытных людей, хотя соотношение сознательного и бессознательного имело совершенно иной смысл. Впрочем, общим место и в случае с душевно больными, и в примере с первобытным человеком является заметно более высокая роль бессознательного в сравнении с современным человеком. Это происходит потому, что слабое сознание не может выступать сильным сдерживающие фактором инстинктов, что фактически высвобождает их.
Место бессознательного в психической системе человека заметно отличается от роли в ней сознательных и подсознательных процессов. Бессознательное основано в отличии от них, не на общественной деятельности человека, не на отношениях с другими людьми, то есть не на общественной природе человека, а на его животной, биологической сути. Таким образом, оно существует независимо от сознательной и бессознательной сфер психики. Роль бессознательного в деятельности человека, это роль инстинктов, которые в своих проявлениях могут не осознаваться. Сознание постоянно контролирует бессознательное, препятствую многим его проявлениям, однако хотя бессознательное находясь в таком состоянии, и носит подчиненный характер, тем не менее, сознание может лишь ограниченно подавлять бессознательное, но не властно его устранить. Довольно сложным является отношение бессознательного и подсознания, некоторые бессознательные процессы, подавляясь сознанием, смещаются в подсознание, откуда периодически прорываются в виде символических ощущений, либо поступков, которые носят уже подсознательный характер. Особенно хорошо описаны эти явления Фрейдом на примере человеческой сексуальности. Поскольку инстинкт продления рода и самосохранения являются наиболее сильными из человеческих инстинктов, то и их роль, как бессознательных явлений в человеческой деятельности наиболее велика.
Деятельность, направленность личности и ее формирование
Деятельность является основой формирования человека как личности.
Определяющим условием существования, развития человека как существа
социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые
включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным
условием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач
должно опираться на психологические закономерности соподчиненности
человеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательных
воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов
деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.
В отечественной психологии понятия личность и деятельность
рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблему
деятельности и активности личности, современная психология опирается на
идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из
трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности
человека. Источником активности личности являются потребности. По своему
происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности
характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет
свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых,
всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того,
в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих,
потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребности выражаются
в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так,
потребность в пище может привести к внешне совершенно разным видам
деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и
соответствуют разные мотивы.
Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению,
убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики,
как научность, систематичность, логическая последовательность и
доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью
и поведением. Убеждения - важный осознанный мотив поведения, придающий всей
деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения
характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей
теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.
Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - это образ, которым
руководствуется личность в настоящее время и который определяет план
самовоспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения
личности.
Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов
и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом
устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями
к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов
деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую
основу личности.
Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в
поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в
поведении. Например, участие в общественной работе, побуждаемое
соперничеством, желанием первенствовать среди товарищей, не однозначно
стремлению школьника принести пользу своему классу. В зависимости от
мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества
личности (в нашем примере, соответственно, индивидуализм и коллективизм).
Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по
подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких
нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности.
А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается
целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в психологии принято
говорить о системе мотивов, мотивации.
Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности.
Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных
видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней проявляются,
формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре -
воображение, в учении - абстрактное мышление и т.д.), от нее зависят
основные психические изменения каждого периода развития ребенка
(дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и
нормы поведения людей). Развитие ведущей деятельности обуславливает
главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная
организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие,
благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на
формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии
потребностей, мотивов и целей.
Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового
возраста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается
мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники же формируют
интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические
возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия
ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности
школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.
Развитие нравственной сферы личности
Формирование нравственной сферы личности предполагает формирование
нравственного сознания и поведения школьника. Под нравственным сознанием мы
будем понимать отражение в сознании человека принципов и норм
нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к
общественному делу, к обществу (т.е. знание нравственных норм и отношение к
Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас
нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в
возникающих новых для них ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само
по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения.
Психологические исследования показали, что нередко дети хорошо зная
нравственные нормы, не следуют им в своем поведении. Поэтому процесс
воспитания нельзя свести только к словесному воздействию, очень важна
организация деятельности учащихся.
Недопустимо, чтобы вербальные методы воспитания учащихся преобладали
над их конкретной деятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий в
убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и
соответствующих им нравственных привычек. Целенаправленное построение
деятельности детей, осуществляемое на основе нравственных понятий и
пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования
нравственного поведения. Формирование нравственного поведения предполагает
формирование нравственных привычек (привычки к труду, товарищеской помощи и
Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств и
привычек) наиболее успешно формируется в специально организованной системе
воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и
практическая деятельность школьников, но где в этой деятельности специально
проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с
коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму
приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного
поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в
нравственные убеждения.
Педагогическая психология.
Предмет и задачи педагогической психологии, ее связь с другими науками.
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - этобазовая наука , которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называютшкольной психологией . Термин "педагогическая психология" был предложенП.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 1999; аннотация ). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: "педология" (О. Хрисман, 1892), "экспериментальная педагогика" (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский ,П.П. Блонский ) (см. Медиатеку ). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.(см. Хрест. 1.1) Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания . Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией . При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ееобъекта и предмета. В общенаучной трактовке подобъектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука . Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета. Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте. Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии(см. анимацию) . Например,В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований" (Крутецкий В.А., 1972. С. 7 ). Совершенно другой точки зрения придерживаетсяВ.В. Давыдов . Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому ипреподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется. Существует ряд и других точек зрения. Мы в дальнейшем будем придерживаться общепринятой трактовки, согласнокоторой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997; аннотация ).
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность основных свойств высших отделов центральной нервной системы (силы нервных процессов, их подвижности и уравновешенности), характеризующих врожденные индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека и животных.
Понятие «типы высшей нервной деятельности» ввел И. П. Павлов. Он считал, что сила нервных процессов определяется уровнем работоспособности нервных клеток, степень уравновешенности - соотношением возбуждения (см.) и торможения (см.), а подвижность - быстротой их возникновения и прекращения. Комбинация этих свойств, их соотношение характеризуют нервную систему конкретного человека или животного и определяют тип его высшей нервной деятельности (см.).
Первоначально в экспериментах на собаках было выделено четыре основных типа в. н. д. Первый тип (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой и отличающимися высокой подвижностью. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы (см.), к-рые легко переделываются из одного в другой. При этом животные адекватно реагируют на условные сигналы и их быструю смену, легко выдерживают перемену стереотипа, активны, общительны, легко поддаются дрессировке.
Второй тип (сильный, уравновешенный, инертный) характерен для животных с сильными процессами возбуждения и торможения, к-рые также уравновешены между собой, но протекают медленно. Условные рефлексы у животных с таким типом в. н. д. вырабатываются медленно и переделываются с трудом. Выработанный стереотип отличается стойкостью, его разрушение сопровождается сильным эмоциональным напряжением; сами животные обычно медлительны.
Третий тип (сильный, неуравновешенный, безудержный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но процессы возбуждения преобладают. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются положительные условные рефлексы и медленно - отрицательные; животные отличаются суетливостью, низким порогом возникновения ориентировочно-исследовательской реакции (см.), агрессивностью, трудно поддаются дрессировке. У таких животных сравнительно легко формируется экспериментальный невроз (см. Неврозы экспериментальные).
Животные с четвертым типом в. н. д. (слабым) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. У них с трудом вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, а выработанные рефлексы характеризуются хрупкостью, неустойчивостью (под влиянием даже незначительных изменений окружающей среды положительные условные рефлексы легко угнетаются, а отрицательные - растормаживаются); переделка условных рефлексов крайне затруднена. Такие животные трусливы; у них наиболее часто регистрируются экспериментальные неврозы (И. П. Павлов животных с таким типом в. н. д. называл «поставщиками» экспериментальных неврозов).
Существует определенная аналогия между павловскими типами в. н. д. и известными со времен Гиппократа четырьмя типами темперамента (см.). Так, сильный уравновешенный подвижный тип в. н. д. соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, слабый - меланхолическому темпераменту. Представления Гиппократа о темпераментах широко использовались психологами для характеристики индивидуальной предрасположенности людей к «душевным движениям», к к-рым, напр., психологи 19 в. относили аффекты и стремления. Однако в допавловский период все попытки классифицировать людей по характеру их поведения не были основаны на строго научных объективных исследованиях и поэтому не могли быть использованы в психологии и медицине для решения вопросов влияния характера и индивидуальных особенностей на течение нервно-психических и других болезней человека.
Кроме основных четырех типов в. н. д., имеются промежуточные, к к-рым, напр., согласно П. С. Ку-палову, относятся животные с сильными процессами возбуждения и торможения, но с преобладанием последнего; животные с сильным (инертным) процессом возбуждения; животные с сильным процессом возбуждения и очень слабым торможением. Особенно большое число вариаций описано для слабого типа в. н. д.
Существует ряд методических приемов определения типов в. н. д., направленных на выявление основных свойств нервных процессов, т. е. возбуждения и торможения. Считается, что быстрая выработка положительных и отрицательных условных рефлексов указывает на силу основных нервных процессов, а их медленная выработка и неустойчивость - на слабость этих процессов. Сила процесса возбуждения оценивается по реакции на усиление интенсивности положительного условного раздражителя, к-рая у животных с сильным типом в. н. д. проявляется возрастанием устойчивости условного рефлекса и хорошо переносится животными; при очень высокой интенсивности раздражителя развивается запредельное торможение (см. Торможение). У животных со слабым типом в. н. д. даже незначительное усиление раздражителя вызывает запредельное торможение, а часто и экспериментальный невроз. При определении силы возбуждения часто предварительно повышают возбудимость головного мозга (напр., путем предварительного голодания или введения животным кофеина) и на этом фоне исследуют реакции животного на раздражители определенной силы. В данном случае при неизменной интенсивности условного раздражителя меняется восприимчивость к нему мозга - у животных с сильным и слабым типами в. н. д. возникают эффекты, аналогичные вышеописанным.
Определение силы тормозного процесса производят путем удлинения времени действия отрицательного условного раздражителя, что усиливает напряжение внутреннего торможения. Животные с сильным типом в. н. д. легко переносят такое воздействие (по нек-рым данным, до 6 мин.), тогда как у животных со слабым типом в. н. д. удлинение действия тормозного раздражителя даже на несколько секунд вызывает глубокое торможение, а нередко и состояние экспериментального невроза. О силе тормозного процесса судят также по его способности к быстрой и полной концентрации.
Свойство уравновешенности нервных процессов определяется соотношением положительных и отрицательных условных рефлексов в ходе их формирования; значительное преобладание одних над другими свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.
Подвижность нервных процессов определяют методом переделки положительного условного рефлекса в отрицательный, частой сменой этих рефлексов с малыми временными интервалами или изменением стереотипа. Во всех случаях животные с высокой подвижностью нервных процессов легко переносят такое воздействие, а животные с малой подвижностью - с трудом, что используется для формирования экспериментального невроза.
Учение о типах в. н. д., созданное И. П. Павловым на основе экспериментального анализа поведения животных, было применено при исследовании условнорефлекторной деятельности человека. При этом были выделены четыре типа в. н. д., общих для животных и человека, и три типа, специфических для человека, обусловленных наличием у него первой и второй сигнальных систем (см.). Благодаря первой сигнальной системе внешний мир воспринимается в виде непосредственных впечатлений от разнообразных раздражителей, воздействующих на рецепторы (см.). Вторая сигнальная система обеспечивает осознание внешнего мира в словесно-образной форме. Исходя из этого И. П. Павлов выделял людей с преобладанием первой сигнальной системы (художественный тин) и с преобладанием второй сигнальной системы (мыслительный тип). Третий тип в. н. д. составляют люди, уравновешенные в отношении как первой, так и второй сигнальной системы. Люди художественного типа в. н. д. проявляют склонность к музыке, живописи, чтению художественной литературы, к рисованию; это проявляется с раннего детства, а с возрастом усиливается. Люди мыслительного типа в. н. д. склонны к абстрактному мышлению, к философии.
Тип в. н. д. отражает только врожденные свойства нервной системы, составляющие конституциональные особенности нервной деятельности (см. Конституция), т. е. генотип, но не свойства, приобретаемые под влиянием окружающей среды. Поэтому в. н. д. человека и животных является сплавом черт типа (генотипа) и изменений, приобретаемых под воздействием извне (со стороны окружающей среды). Этот сплав И. П. Павлов определил как фенотип в. н. д. (ее характер, склад). Нет прямого параллелизма между типом в. н. д. и характером поведения, но определенный тип в, н. д. является той почвой, на к-рой формируется то пли иное поведение.
Дальнейшее изучение проблемы типов в. н. д. требует разработки новых приемов определения тех или иных свойств нервной системы. Кроме того, не всегда характеристики свойств нервной системы при ее изучении разными методами совпадают, что указывает на ограниченные возможности существующих подходов к оценке интегральных свойств нервной системы.
Особенности типов высшей нервной деятельности у детей
Определение типа в. н. д. у детей важно для выработки правильного подхода к решению педагогических и мед. задач. В общих чертах свойства тина в. н. д. ребенка аналогичны свойствам типа в. н. д. взрослого человека, однако имеются различия в уровне его созревания. Исследования типов в. н. д. у детей должны ответить на вопрос, в какой степени индивидуальные показатели в. н. д. ребенка могут быть положены в основу диагностики типов в. и. д. взрослого человека. Очевидно, что при обнаружении в детском возрасте слабости и инертности нервных процессов проведение эффективных воспитательных мероприятий способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.
В 1917 г. И. И. Красногорский на основании исследования двигательных пищевых условных рефлексов выделил тип в. и. д. у детей, характеризующийся снижеиной подвижностью процесса торможения. Последующее изучение условных рефлексов у детей, анализ процессов речи сблизил подходы И. И. Красногорского и И. П. Павлова к оценке типов в. н. д. Были даны разносторонние характеристики сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов, учитывающие скорость образования, угасания и восстановления условных рефлексов, их соответствие закону силы и скорости; прочность и дифференцированность тормозных реакций, продолжительность тормозных фаз при развитии гипнотических состояний; скорость восстановления оптимальной возбудимссти; величину безусловных рефлексов и т. д.
А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре основных типа замыкательной функции коры: лабильный (быстрое образование как положительных. так и тормозных условных связей), возбудимый (быстрое образование положительных связей и медленное - тормозных), тормозной (медленное образование положительных связей и быстрое - тормозных), инерционный (медленное образование связей обоих типов). При определении типа замыкательной деятельности с помощью различных методик условных рефлексов (ориентировочная, пищевая, оборонительная) у части детей было обнаружено несовпадение типологических характеристик, что рассматривалось А. Г. Ивановым-Смоленским как возможность существования «дисгармонического» нейротипа. Экспериментальное изучение взаимодействия первой и второй сигнальных систем показало четыре варианта: адекватную передачу условных связей из первой сигнальной системы во вторую и в обратном направлении, неадекватную передачу в обоих направлениях, адекватную передачу в одном из двух направлений и неадекватную - в другом.
Методы диагностики типов в. н. д. у детей требуют дальнейшего уточнения и совершенствования - проверки ряда косвенных показателей, предложенных для определения конституционально-типологической принадлежности (характеристика дыхательной и сердечно-сосудистой системы, ЭЭГ и др.).
Важной характеристикой типа в. н. д. ребенка является его поведение, стиль деятельности. Имеет значение наблюдение как в обычных, так и в нестандартных, «экстремальных», условиях, в к-рых типологические особенности могут проявиться наиболее ярко, поскольку не замаскированы ранее выработанными и уже упроченными связями. Специальный интерес представляет соотношение у детей типа в. и. д. и соматических конституциональных особенностей. Между этими вариантами типологии найдены достоверные корреляции.
Исследования типов в. н. д. у детей подтвердили максимальную устойчивость к развитию неврозов у лиц сангвинического темперамента. К бурному течению инфекций и интоксикаций предрасположен возбудимый тип, а к вялому с недостаточной вегетативно-защитной мобилизацией - тормозной тип. При рассмотрении патогенеза и путей профилактики заболеваний в детском возрасте следует учитывать Т. в. н. д. Напр., дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом в. н. д. при прочих равных условиях более устойчивы к развитию заболеваний, в происхождении к-рых имеют значение кортико-висцеральные механизмы, а в случаях выраженной наследственной предрасположенности - к их более благоприятному течению.
Библиогр.: Анохин П. К. Биология н нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Иванов-Смоленский А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека, М., 1971, библиогр.; Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань, 1968, библиогр.; Клиорин А. И. и Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека, Л., 1979; Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка, Л., 1958, библиогр.; Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека, М., 1966; Очерк теории темперамента, под ред. В. С. Мерлина, Пермь, 1973; Павлов И. П. Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.- Л., 1940- 1949; Проблемы генетической психофизиологии, под ред. Б. Ф. Ломова и И. В. Равич-Щербо, М., 1978; Физиология высшей нервной деятельности ребенка, под ред. 3. И. Коларовой, пер. с болг., М., 1968; Хананашвили М. М. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности, М., 1978.
М. М. Хананашвили; А. И. Клиорин (пед.).
) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного - продукт взаимодействия генотипа и среды - может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы - силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности - позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.
Т. ВНД сильный неуравновешенный - характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах - это холерический тип.
Т. ВНД уравновешенный инертный - с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах - это флегматический тип.
Т ВНД сильный уравновешенный подвижный - имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах - это сангвинический тип.
Т.ВНД слабый - характеризуется слабостью обоих нервных процессов - возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов - это меланхолический тип.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "" в других словарях:
- (ВНД), комплекс основных свойств нервной системы: силы раздражит. и тормозного процессов, их равновесия и подвижности. У л., как и у др. ж ных, различают 4 основных Т. ВНД: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный,… … Справочник по коневодству
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - типы высшей нервной деятельности, совокупность основных свойств центральной нервной системы силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения (по И. П. Павлову). У человека и животных, по классификации Павлова,… … Ветеринарный энциклопедический словарь
Типы высшей нервной деятельности - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу темперамента. Понятие о Т. ВНД введено И. П. Павловым и рассматривается как результат определенных сочетаний основных свойств ЦНС – силы, подвижности и уравновешенности.… … Словарь дрессировщика
Типы высшей нервной деятельности - Типология ВНД на основе выделенных И.П. Павловым трех основных свойств нервных процессов – силы, уравновешенности и подвижности. Их различным сочетанием обусловлено выделение 4 х типов ВНД (см. Темперамент). Кроме того, в зависимости от… … Толковый словарь психиатрических терминов
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность осн. свойств ЦНС ж ного силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения (по И. П. Павлову). У с. х. ж ных выделяют Т. в. н. д.: сильный, уравновешенный, подвижный (наиб. приспособлен к меняющимся условиям… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
типы высшей нервной деятельности - типы высшей нервной деятельности, совокупность основных свойств ЦНС животного силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения (по И. П. Павлову). У сельскохозяйственных животных выделяют Т. в. н. д.: сильный,… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) - – типы ВНД, выделенные И.П. Павловым на основании основных свойств нервных процессов (силы, уравновешенности, подвижности), соответствующие 4 классическим типам темперамента Гиппократа. Кроме того, в систематике И.П.Павлова различаются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
тип высшей нервной деятельности - (Тип нервной системы) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о T. в. н. д. ввел в науку И. П. Павлов. Первоначально оно… … Большая психологическая энциклопедия
Типы высшей нервной деятельности, комплекс основных врождённых свойств и приобретённых индивидуальных особенностей нервной системы (HC), определяющих у человека и животных различия в их поведении и отношении к одним и тем же воздействиям… … Большая советская энциклопедия
Типы высшей нервной деятельности, комплекс осн. врождённых и приобретённых индивидуальных свойств нервной системы человека и животных, определяющих различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внеш. среды. Понятие о Т. н. с.… … Биологический энциклопедический словарь
Книги
- Физиология высшей нервной деятельности. Учебник , В. В. Шульговский. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки `Биология` (квалификация `бакалавр`). Приведены классические и современные…
- Физиология высшей нервной деятельности Учебник 3-е издание переработанное , Шульговский В.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Биология» (квалификация «бакалавр»)... Приведены классические и современные…
На бытовом уровне большинство людей сталкивались с понятиями меланхолик или холерик. Но как понять, почему темперамент именно таков, какой он есть? Оказывается, все определяется вашим типом нервной деятельности.
Высшая нервная деятельность — это фактически врожденные и наработанные при жизни рефлексы, а также важные психические функции. Они вырабатываются со временем для адекватной реакции на жизненные ситуации.
Характеристики типов высшей нервной деятельности
Пользуясь тремя основными характеристиками, психологи выделяют четыре типа нервной деятельности, которые соответствуют известным темпераментам человека. Соотнеся их с вашими жизненными привычками привычками, вы можете точно узнать свой темперамент: холерик, флегматик, меланхолик или сангвиник.
Пользуясь этими характеристиками, можно понять, как действует человек, насколько хорошо у него развита память и способность привыкать к новой обстановке. К основным и определяющим свойствам нервной деятельности относятся следующие понятия.
Сила: подразумевается устойчивость к воздействию раздражителей. То есть, для сильной нервной системы требуется большее время воздействия, чтобы она начала реагировать. В этом есть преимущество у слабого типа нервной системы: она чувствительна и быстрее воспринимает раздражитель.
Уравновешенность: это свойство указывает на то, как быстро человек может переходить от одной реакции к другой. В качестве примера можно вообразить, как в опасной или сложной ситуации человек сначала пугается и паникует (это можно отнести к реакции возбуждения), затем переходит в такое состояние спокойствия и постепенно начинает мыслить адекватно (реакция торможения).
Подвижность: отвечает за то, насколько быстро формируются новые связи в мозге, то есть сколько времени необходимо, чтобы освоиться, запомнить что-либо и на подобные вещи.
Темперамент и типы высшей нервной деятельности
Если у человека ярко выражен слабый тип нервной системы , то он автоматически причисляется и к неуравновешенному, инертному типу. Поэтому у слабого типа есть только один полноценный вариант. По системе темпераментов его относят к меланхолику . Выражается это в том, что привычки формируются медленно, человек часто задумывается и медлит с ответами, у него может быть плохая память.
В то же время его можно назвать порой чрезмерно ранимым и переживающим. У представителей данного типа людей очень сильная реакция на раздражители, снижена адаптация, и очень быстро распадаются нервные связи. Сильнее всего развита реакция торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип высшей нервной деятельности — это равномерно развитый тип. Возбуждение и торможение практически компенсируют друг друга, что помогает формировать устойчивые связи. Это очень близко к такому типу темперамента, как сангвиник .
Люди, имеющие этот тип нервной деятельности, неплохо ориентируются в новых ситуациях и местах, активны, запоминают необходимые вещи достаточно просто и контролируют то, что забывают. Обычно в памяти у них теряется только то, что по каким-то причинам перестало быть необходимым. За счет подвижной нервной системы они достаточно просто переключаются с одного дела на другое.
Сильный уравновешенный инертный тип часто сопоставляют с темпераментом флегматика. У этих людей привычки формируются медленно, даже тяжело. Но поскольку их психика обладает устойчивостью, они запоминают все очень надолго и очень хорошо. Если их к чему-то приучить, то привычка будет с ними на протяжении всей жизни с очень большой вероятностью.
У них развита и реакция возбуждения, и реакция торможения, из-за чего в незнакомой ситуации они могут встать в тупик. Переключаться с одного на другое людям этого типа сложно, у них обычно идет концентрация на одно определенное действие. Иногда обладателей этого типа высшей нервной деятельности считают заторможенными. Всеми этими качествами наделяют флегматика .
Сильный неуравновешенный подвижный тип высшей нервной деятельности обладает взрывным характером. У таких людей обычно плохо развита реакция торможения, что может даже делать их агрессивными или истеричными. Нервные связи формируются достаточно легко, но с таким же успехом могут и разрушиться в неожиданный момент.
Они нормально ориентируются в новом обществе, умея хорошо взаимодействовать, однако если людям с такой нервной системой не хватает воспитания, они не могут контролировать свои эмоции. Все это соответствует типу темперамента холерика .
Стоит оговориться, что человека нельзя четко отнести к одному из этих типов. Нервная система очень сложна по своей структуре, поэтому чаще всего происходит смешение минимум двух основных типов нервной деятельности.
Тип темперамента не всегда сопоставляется с другими человеческими качествами, например, экстраверсией или интроверсией. Ведь человек может быть эмоциональным, но при этом интровертным. Узнайте об этих характеристиках личности более подробно, чтобы лучше понять окружающих вас людей и себя, ведь между ними есть очень большая разница . Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и