Исторический и ретроспективный анализ образования предприятия. Ретроспективный анализ управления образованием в украине
Глава 1.История изучения вопроса.
1.1. Источники.;.
1.2. Историография.
Глава 2. Картографические результаты географических исследований территории Центрального Предкавказья в XVIII - XIX веках.
2.1. Центральное Предкавказье на первых русских и иностранных картах.
2.2. Картографические материалы по территории Центрального Предкавказья в конце XVIII - XIX веках.
2.3. Формирование и развитие планировочной структуры городов Центрального Предкавказья в конце XVIII - начале XIX веков и их отражение в картографических материалах.
Глава 3. Территориальное развитие городов Центрального Предкавказья во второй половине XIX - XX веках.
3.1. Генпланы городов с 1850 по 1900 гг.
3.2. Рост городов с 1900 по 1950 гг.
3.3. Развитие городов во второй половине XX века.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История науки и техники», 07.00.10 шифр ВАК
История генерального планирования провинциального российского города: замыслы и реализация: 1780-1991 гг., на примере г. Рязани 2012 год, кандидат исторических наук Князева, Марина Вячеславовна
Архитектура городов Центральной Сибири с древнейших времён до начала XX в. 2002 год, доктор архитектуры Царёв, Владимир Иннокентьевич
Градостроительная роль архитектурных ансамблей площадей в формировании общественных центров городов Западной Сибири XVII - XX вв. 2004 год, кандидат искусствоведения Бондаренко, Татьяна Викторовна
Города Башкортостана во второй половине XVI-XX вв.: Историко-архитектурный аспект 2000 год, кандидат исторических наук Сафаров, Валерий Фиданович
Архитектурно-градостроительное развитие городов Западного Забайкалья (Баргузин, Селенгинск, Улан-Удэ, Кяхта) до начала XX в. 2008 год, кандидат архитектуры Гурьянов, Михаил Валериевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ретроспективный анализ картографических источников в исследовании территориального развития городов Центрального Предкавказья»
Актуальность темы исследования обуславливается слабой изученностью картографических источников, на основе которых создавались генпланы городов Центрального Предкавказья. Политические и экономические процессы последних лет привели к резкому скачку многоэтажного строительства, падению градостроительной дисциплины, возникновению пиковых ситуаций с городским транспортом, инженерными сетями, системой обслуживания и других видов жизнеобеспечения. Активное новое строительство в современных крупных, средних и малых городах привело в большинстве случаев к разрушению исторически сложившихся структур, уничтожению малоэтажной исторической застройки, ценных архитектурных памятников. Это, в свою очередь, повлекло утрату целостности, гармоничности архитектурно-пространственной среды исторических зон, создало проблему изучения, сохранения, регенерации исторической среды.
Важнейшей проблемой для исторических поселений и городов Центрального Предкавказья является их комплексная реконструкция на основе проектов охранных зон, с поэтапным подходом к регенерации, реанимации исторической среды, реставрации и восстановлению памятников архитектуры. В процессе комплексной реконструкции необходим анализ генезиса и формирования структуры исторического поселения в неразрывном единстве с ландшафтом, глобально влияющим на создание коммуникационного каркаса поселения.
Сейчас Ставрополь и другие города Центрального Предкавказья находятся на таком этапе, когда количественное их развитие уже привело к необходимости качественного преобразования генпланов, поиска новых композиции, определения стратегии роста городов, увязки и решения множества проблем, зачастую противоречивых. Возникает необходимость на основе исторического опыта найти оптимальный путь развития генпланов городов.
Тенденция к увеличению темпов градостроительных работ как во многих городах России в целом, так и в городах исследуемого региона привела к неравномерному развитию планировочных районов и неэффективному использованию городских земель. Динамичность современных градостроительных процессов, протекающих в городах Центрального Предкавказья требует их описания и исследования с целью возможного прогнозирования и регулирования.
Картографические источники прошлого позволяют составить представления о начальных этапах развитие городов региона. Их анализ дает историческую подоснову формирования генпланов с учетом особенностей рельефа, экономического и социально-политического значения.
Объектом исследования является история картографирования и развития городов Центрального Предкавказья.
Предмет исследования - отражение особенностей формирования городской среды и планировочной структуры в исторических картографических источниках.
Целью работы является комплексное историко-научное исследование территориального развития городов Центрального Предкавказья по картографическим материалам.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Провести анализ картографических источников (топосъемок, схем, планов, карт) городов Центрального Предкавказья, начиная с XVIII века.
Выявить особенности возникновения и развития городов Центрального Предкавказья в XVIII - XIX веках.
Определить значение крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии, как градообразующих элементов.
Рассмотреть влияние основных государственных тенденций XVIII - XIX веков на формирование планировочной структуры городов.
Охарактеризовать территориальное развитие городов Центрального Предкавказья в XX столетии.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы В.Г. Гниловского1, предложившего в изучении исторических карт и планов географический, топонимический методы; М.М. Тихомировой, охарактеризовавшей возможности использования карт генерального межевания для изучения динамики ландшафтов; Л.Г. Бескровного, JLA Гольденберга2, Б.А. Рыбакова3, К.А. Салищева4, ставящего на первое место визуальный анализ карт; B.C. Кусова, B.C. Жекулина5, A.B. Постникова6, посвященных предмету и методам исторической географии; А.М Берлянта7, рассматривающего описание по картам как способ качественной характеристики изображенных явлений; В.П. Максаковского8, классификация которого включает в себя такие общегеографические методы, как описательный, картографический, сравнительно-географический, количественный, геоинформационный; Н.В. Пиотуха9, И.К. Лурье10, обосновавших геоинформационную методику при ретроспективном анализе источников.
Диссертант использовал историко-географический, сравнительно-географический, сравнительно-топонимический методы и геоинформационные технологии, а также системный метод исследования, основой которого является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего, системно-функциональный подход, позволяющий рассматривать сферу городской жизни как процесс. Одним из аспектов системно-функционального подхода является изучение городской среды, или городского пространства, основных его функциональных элементов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Ряд ранее неизвестных картографических источников впервые вводится в научный оборот.
На основе анализа исторических планов рассмотрены этапы формирования планировочной структуры городов Центрального Предкавказья, которые позволяют определить границы зон охраны объектов историко-культурного наследия.
Исследована современная градостроительная ситуация, сложившаяся в городах региона в переходный для нашей страны период, начавшийся с 1991 года.
Выявлены причины, способствующие возникновению и становлению процесса дифференцированного развития территорий планировочных районов Ставрополя и городов региона Кавказских минеральных вод и неэффективному использованию городских земель в 1991 - 2007 годах.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
На основе обширного картографического материала возможно повысить качество реконструкции городов Центрального Предкавказья, отдельных градообразующих объектов и комплексов, упростить исследовательский этап при проведении реконструкции;
Выявленные в работе особенности эволюции планировочных структур городов и характера застройки могут способствовать дальнейшим исследованиям в области истории градостроительства Ставрополя, городов
Кавказских Минеральных Вод и других, а так же развития архитектурно-планировочных структур городов за рамками рассмотренного периода;
Накопленный в результате исследования материал может стать солидной основой картографической базы для создания интерактивных карт, моделирования процессов территориального развития городов региона, позволит обнаружить и использовать информацию, не содержащуюся в других видах источников.
Апробация работы. Частные положения диссертации нашли свое отражение в докладах на научных конференциях: «Вопросы физической географии и краеведения» - 52-я научно-методическая конференция «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2007), «Форпост на северном Кавказе» - городская научно-практическая конференция Ставропольского краевого отделения ВООПИиК (Ставрополь, 2007), «Вопросы физической географии и краеведения» - 53-я научно-методическая конференция «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2008), Региональная научная конференция «История науки и техники в СевероКавказском регионе: становление и перспективы развития» (Ставрополь, 2008), «Вопросы физической географии и краеведения» - 54-я научно-методическая конференция «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2009), «Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии» - XI Международная научно-практическая конференция (Пенза, 2009), «Вопросы физической географии и краеведения» - 55-я научно-методическая конференция «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2010).
Структура и объем диссертации определяются поставленными задачами и методикой исследования, построенными на принципе комплексного ретроспективного анализа и рассмотрения последовательно каждого этапа эволюции планировочной структуры и характера застройки городов. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения (карты, планы, схемы).
Заключение диссертации по теме «История науки и техники», Романенко, Евгений Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ретроспективный анализ картографических источников по городам Центрального Предкавказья позволяет заключить:
1. Карторгафирование территории исследуемого региона велось задолго до появления здесь городов.
2. До XVI столетия большая часть картографических источников иностранного происхождения. Это связано с тем, что русские чертежи не сохранились, однако много фактов указывает на то, что иностранные картографы пользовались русскими картами.
3. Поскольку территория Центрального Предкавказья являлась зоной стратегического интереса Российского государства, Турции, Ирана и Великобритании большое количество картографических источников - это различные военные карты и топосъемки, сделанные военным ведомством в результате рекогносцировок местности.
4. Картографические источники позволяют проследить основные принципы формирования структуры того или иного поселения, выявить историческое ядро - особую исторически значимую территорию.
5. По историческим картам и планам городов Центрального Предкавказья можно проследить тенденции и направление территориального роста городской структуры.
6. Накопленный в результате исследования картографический материал может стать солидной основой для создания обширной картографической базой для создания интерактивных карт для моделирования процессов территориального развития городов региона.
Важность привлечения картографических источников в процесс исследования явлений не ограничивается только практическим применением.
В последнее время получило развитие и понимание карты как графического изображения, способствующего пространственному пониманию предметов, представлений, условий, процессов и событий.
Научное описание картографических источников и более активное включение их в краеведческие исследования представляется автору перспективным направлением в процессе изучения исторического прошлого и современной жизни региона Центрального Предкавказья.
Проведённый в диссертации анализ возникновения различных планировочных районов (планировочных образований) в структуре городов Центрального Предкавказья по мере его территориально-планировочного развития, изменения функционального насыщения территорий планировочных районов и социально-пространственных структур городов, позволил описать динамику взаимодействия территорий планировочных районов в ходе изменяющихся социально-экономических условий на протяжении всей истории развития городов региона, и выявить, что неравномерность в развитии различных городских районов, сопровождающаяся неэффективным использованием значительной доли городских земель, обострялась в периоды сложных социально-экономических перемен в истории нашей страны.
В ходе проведённого анализа развития функциональных групп городских территорий были выявлены главные факторы градостроительного развития планировочных районов и приоритетные функциональные группы городских территорий (то есть, в развитие каких функциональных групп городских территорий вкладывалось наибольшее количество средств) на различных этапах эволюции городов.
Современные генеральные планы городов предусматривают и должны предусматривать, концепцию развития на достаточно длительный срок. В них должны отводиться места для расширения спальных, промышленных районов, рынков, офисных зданий и т.д. Современная застройка городов не имеет столь четкий характер. Современные здания по-своему красивы, но они порой не гармонируют с той исторической частью города, где расположены.
Проектирование и составление плана развитие города не возможно без учета целого ряда параметров: рельеф местности, близость к водоемам, путям сообщения и т.д. Поэтому тот опыт, те наработки, которые были проделаны в прошлом, по мнению автора данного исследования, современные проектировщики не вправе отвергать, а должны учитывать, приспосабливать под реалии не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Картографические материалы дают возможность выявить наиболее значительные предпосылки формирования системы расселения и развития городов, действовавших в различные периоды, установить особенности эволюции планировочных структур городов на каждом этапе их развития, определить характер застройки городов на различных этапах эволюции.
Планировочная структура исторического центра города является наиболее устойчивой системой в сохранении конфигурации планировочных границ и направлений развития поселения; отражает градостроительную эстетику, функционально-экономическую структуру и природно-ландшафтные особенности территории, а также является частью историко-культурного наследия.
По этапам градостроительного развития, зафиксированным в плане города в виде исторических границ определенного периода, можно определить особенности планировочной организации территории городского поселения. Ретроспективный анализ планов города показал, что, несмотря на стремительный рост территории в начальный период, планировочная структура городов региона формировалась на основе общих закономерностей. Историко-культурный потенциал центральных частей городов (количество объектов культурного наследия) позволяет называть их историческим по праву, а не только благодаря их официальному статусу.
В итоге выявления и изучения разнообразных источников по территории Центрального Предкавказья можно выделить следующие типы картографических произведений:
Топографические карты территории Российской империи (в том числе выпущенные Генеральным штабом Российской армии конца XVIII - XX веков); СССР, Российской Федерации;
Административные карты, как отдельных уездов, отдельных районов, так и в целом Ставропольской губернии (Ставропольского края), Терской области;
Военные карты, планы крепостей, схемы укрепленных линий;
Межевые (карты на частные земельные владения и спорные земли);
Дорожные (карты железных, водных и шоссейных дорог);
Туристические, как исторические, так и современные;
Церковные (или епархиальные) с показанием границ епархиальных владений;
Планы (топосъемки) и генеральные планы городов и отдельных селений;
Отдельные выпуски карт по узкоспециальным направлениям (инженерные, геологические и гидрогеологические, и т.п.);
Иностранные карты, составленные путешественниками, учеными-исследователями, различными агентами иностранных разведслужб;
Своеобразными картографическими источниками являются игральные карты и почтовые открытки из фондов Российской национальной библиотеки.
Таким образом, изучение и анализ разнообразных картографических материалов позволяет более полно проследить процесс освоения территории региона Центрального Предкавказья. Картографические источники несут богатую информацию по истории возникновения и развития населенных пунктов, промышленных предприятий, дорожного дела и т.д.
В ходе ретроспективного анализа исторических планов были определены основные исторические этапы формирования и развития планировочной структуры городов региона, которые были разбиты на периоды в соответствии с естественной последовательностью в урбанизации природного ландшафта.
Список литературы диссертационного исследования кандидат географических наук Романенко, Евгений Владимирович, 2010 год
1. Фонд 728. Коллекция документов рукописного отделения библиотеки Зимнего Дворца Санкт-Петербурга.
2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА): Фонд 38. Главное управление Генерального Штаба. Т. 1. Кавказские дела. Фонд 330. Главное управление казачьих войск. Фонд 400. Канцелярия военного министра.
3. Российский государственный исторический архив (РГИА): Фонд 37. Горный департамент Министерства торговли и промышленности.
4. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК): Фонд 20. Главный попечитель кавказских меновых сношений с горцами. Фонд 22. Главный смотритель меновых дворов и карантинов по Кавказской линии.
5. Фонд 48. Предводители дворянства.
6. Фонд 68. Ставропольское губернское правление.
7. Фонд 70. Управление гражданской частью Ставропольской губернии.
8. Фонд 71. Общее управление Ставропольского округа.
9. Фонд 79. Общее правление Кавказской областью.
10. Фонд 80. Ставропольский губернский статистический комитет.
11. Фонд 84. Ставропольский уездный земский исправник.
12. Фонд 87. Канцелярия гражданского губернатора Кавказской губернии, г. Георгиевск.
13. Фонд 95. Ставропольская городская дума. Фонд 96. Ставропольская городская управа.
14. Фонд 101. Канцелярия Ставропольского гражданского губернатора.
15. Фонд 132. Ставропольская палата государственных имуществ.
16. Фонд 188. Городские полицейские управления.
17. Фонд 198. Ставропольская ученая архивная комиссия.
18. Фонд 444. Канцелярия гражданского губернатора Кавказской области.
19. Фонд 1008. Помощники начальника Терского областного жандармскогоуправления.
20. Фонд 1016. Управление Кавказских Минеральных Вод.
21. Фонд 1253. Географические карты, планы, чертежи земельных и лесных участков Ставропольской губернии.
22. Фонд 1287. Контора Кисловодской группы управления Кавказских Минеральных Вод.12. Сборники документов.
23. Документальная история образования многонационального государства Российского. Кн. I. Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках. Москва, 1998.
24. Кисловодск в исторических документах (1803-1917 гг.). Ставрополь, 1998.
25. Наш край. (Документы. Материалы. 1777-1917 гг.). Ставрополь, 1977.
26. Пятигорск в исторических документах (1803-1917 гг.). Ставрополь, 1985.
27. Официальный материал и статистика.
28. Адрес-календарь и торгово-промышленная справочная книга Ставропольской губернии на 1897 1901, 1904, 1907 гг. Ставрополь, 1897 - 1907.
29. Архивные и библиографические справки к историиг. Владикавказа. Сообщены С.Ф. Головчанским. К 120 летию со дня основания г. Владикавказа. Владикавказ. 1904.
30. Кавказский календарь на 1850 год. Тифлис, 1849.
31. Кавказский календарь на 1855 год. Тифлис, 1854.
32. Кавказский календарь на 1874 год. Тифлис, 1873.
33. Кавказский календарь на 1912 год. Тифлис. 1911.
34. Отчет начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска о состоянии области (ОНТО) за 1891 год. Владикавказ, 1892.
35. ОНТО за 1893 г. Владикавказ, 1894.
36. ОНТО за 1900 г. Владикавказ, 1900.
37. ОНТО за 1909 г. Владикавказ, 1910.
38. Отчет о деятельности Ставропольской ученой архивной комиссии за 1914 год //Труды Ставропольской ученой архивной комиссии.- Вып. 7.- 1915.
39. Отчеты по Терской области с 1889 по 1892 год. Владикавказ. 1893.
40. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1 894 г. Ставрополь, 1893.
41. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Ставропольская губерния. Т. 67.- Санкт-Петербург, 1905.
42. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Терская область. Т. 68.- Санкт-Петербург, 1905.
43. Терский календарь на 1914 год. Вып.- 23. - Владикавказ, 1913.
44. Терский календарь на 1915. Вып. 24. - Владикавказ, 1914.
45. Терский сборник. Вып. 7. - Владикавказ, 1910.
46. Сборник сведений о Северном Кавказе.- Т. 7.- Ставрополь, 1912.
47. Сборник сведений о Терской области. Вып. 1.- Владикавказ, 1878.
48. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. -Вып. 4.- Ставрополь, 1871.2. Справочные издания.
49. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Т. 40, 71. Москва, 1993.
50. Города России. Энциклопедия. Москва, 1994.
51. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. Москва, 1995. С. 96.
52. Словарь иностранных слов /Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. Москва, 1949.
53. Советский Энциклопедический словарь. Москва, 1985.
54. Научная мысль Кавказа. 1998. - № 3.
55. Труды ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1910. Вып. 11.4. Литература
56. Акопян В.3., Леденев А.Ю., Ованесов Б.Т. Святой крест. Исторический очерк. 1799-1999. Ставрополь, 1999.
57. Александрович С. Несвижский план Москвы 1611 г. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. Москва, 1976. С. 208-227.
58. Алферов В., Чекменев С. Степная вольница (Из истории земли Ставропольской). Ставрополь, 1978.
59. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Пер. с английского Ю.В. Готье. (Иностранные путешественники о России). Ленинград, 1937.
60. Аникеев A.A. Проблемы методологии истории. Ставрополь, 1995.
61. Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Ленинград, 1926.
62. Анциферов Н., Анциферова Т. Книга о городе. Т. 1-3. (Город как выразитель сменяющихся культур, жизнь города). Ленинград, 1926.
63. Анциферов Н.П. Краеведение как историко-культурное явление //На новых путях краеведной работы. Ленинград, 1927. № 3.
64. Багров Лео. История картографии. Пер. с англ. Н.И. Лисовой. Москва, 2004.
65. Беликов Г. А. Ставрополь - врата Кавказа. Ставрополь, 1997.
66. Белоусов В.Н. Смирнов O.B. В.Н. Семенов. Москва, 1980.
67. Бентковский И. В. Статистическо географический путеводитель по"Ставропольской губернии. Ставрополь, 1883.
68. Берлянт A.M. Картографический метод исследования. Москва,1978.
69. Бескровный Л.Г., Гольденберг Л.А. О предмете и методе исторической географии // История СССР. 1971. N 6. С. 23-36.
70. Блохин Н.Ф., Блохина Т. И. Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра. Ставрополь, 2002.
71. Богословский B.C. Пятигорские и с ними смежные Минеральные Воды. Москва, 1881.
72. Бондарский М.С. Очерки по истории русского землеведения. Т. 1. Москва, 1947.
73. Борблик Е.М. Картографическое изучение Алтая в XVIII первой половине XIX века // Географические проблемы Алтайского края: Тез докл. к науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Алт. фил. Геогр. о-ва СССР. -Барнаул, 1991. 4.1. С.13-16.
74. Бородин В. Итоги картографических работ военного ведомства за 100 лет (1822-1922) // Известия Географического института. 1923. N 4.1. С.12.
75. Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Москва, 1986.
76. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Москва, 1823.
77. Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова A.M. Архитектор H.A. Львов. Москва, 1961.
78. Булатов В.Э. К истории создания Атласа Российского 1745 г. / Вестник исторической географии № 1. Смоленск, изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1999. С. 101 112.
79. Вампилова Л.Б. Историко-географический анализ при проведении региональных и локальных исследований // Историческая география: тенденции и перспективы. Санкт-Петербург, 1995. С. 58.
80. Вампилова Л.Б. Место исторической географии в системе наук о земле // Историческая геоэкология, география и природопользование: новые направления и методы исследования. Санкт-Петербург, 2002. С. 8.
81. Вампилова Л.Б. Концептуальные основы регионального историко-географического анализа // Историческая геоэкология, география и природопользование: новые направления и методы исследования. Санкт-Петербург, 2002. С. 86.
82. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала. 1986.
83. Вебер А. Рост городов в XIX столетии. Санкт-Петербург, 1903.
84. Вейденбаум Е.Г. Путеводитель по Кавказу Тифлис, 1888.
85. Водарский Я.Е. Промышленные селения Центральной России в период генезиса и развития капитализма. Москва, 1972.
86. Галкович Б.Г. К вопросу о применении картографического метода в исторических исследованиях // История СССР. 1974. N 3. С. 132- 141.
87. Галкович Б.Г. К вопросу об историко-картографическом методе исследования //Кавказ и Византия. Вып. 2. Ереван, 1980. С. 66.
88. Гниловской В. Г. Занимательное краеведение. Ставрополь, 1974.
89. Гниловской В.Г., Госданкер В.В., Христинин Ю.Н. Два века. Путеводитель по Ставрополю. Ставрополь, 1977.
90. Гниловской В.Г. Прошлое Ставрополя по городским планам //Ландшафты и экономическая география Северного Кавказа (Северный Кавказ, вып. 4-й. Физическая, экономическая и историческая география). Ставрополь, 1977. С. 139-143.
91. Гниловской В.Г. Территориальное развитие города Ставрополя в первой половине XIX столетия // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1952 . Вып. 4.
92. Гниловской В. Г. Очерки топонимики города Ставрополя (О происхождении названий улиц города) // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1971. Вып. 12- 13. С. 328-346.
93. Гольденберг Л.А. Картографические материалы как исторический источник и их классификация (XVII XVIII в) / Проблемы источниковедения. Москва. 1959. T. VII. С. 296-348.
94. Гольденберг Л.А. Развитие отечественной исторической картографии // Вопросы истории. 1974. N 7. С. 33-34.
95. Гольденберг Л.А. К вопросу о картографическом источниковедении // Историческая география России. XII начало XX в. Москва, 1975. С. 217-233.
96. Гольденберг Л.А., Галкович Б.Г. Картографический метод в историко-географическом исследовании // XXIII международный картографический конгресс. Историческая география. Вып. 9. Москва, 1976. С. 17-20.
97. Город Моздок. Исторический очерк. Владикавказ, 1995.
98. Города СССР: Каталог карт и атласов. Москва, 1989.
99. Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. № 1. Москва, 1921.
100. Греков В.И. Очерки по истории русских географических исследований в 1725 1765 гг. Москва, 1960.
101. Два века русской картографии (XVIII нач. XX в.). Two centuries of russian cartography (the XVIIIth - early XXth century): Каталог выставки /
102. Российская национальная библиотека. Составитель и автор введения Фролова Л.В. Санкт-Петербург, 1997.
103. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Москва, 1997.
104. Есаулов Е.Г. История архитектуры Северного Кавказа и Нижнего Дона. Ростов-на-Дону. 1986.
105. Жекулин B.C. Историческая география: предмет и методы. Ленинград, 1982. С. 87.
106. Забелин И.Е. История города Москвы. Москва, 1995.
107. Иваньков П. А. О картографическом оснащении первой серии многотомного издания «История СССР» // История СССР. 1974. N 4. С. 202.
108. Иконников A.B. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. Москва, 1985.
109. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки / Научные редакторы проф. Д. В. Кочура и проф. А. А. Кудрявцев. Ставрополь, 2002 .
110. История научно-картографического изучения Сибири и Дальнего Востока, XVII нач. XX вв.: Библиографический указатель литературы 2-я половина XVII в. 1995 г. Новосибирск, 1998.
111. История русской архитектуры /Под общ. ред. Ю.С. Ушакова и Т.А. Славиной. Санкт-Петербург, 1994.
112. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. /Под. ред. В.П. Невской. Ставрополь, 1996.
113. Кавказские Минеральные воды. Путеводитель. Пятигорск, 1904.
114. Кавказские Минеральные Воды. Путеводитель. Пятигорск, 1912.
115. Караваева З.Ф. Некоторые вопросы создания исторических карт. Москва, 1956.
116. Карпов Е.В. На семи холмах: Ставрополь. Москва, 1981.
117. Картография на рубеже тысячелетий. Доклады I Всероссийской научной конференции по картографии (Москва, 7-10 октября 1997 г.). Москва, Институт географии РАН, 1997.
118. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. Москва, 1986.
119. Кисловодская центральная городская библиотека. (К 90-летию со дня открытия) //Ставропольский хронограф на 1997 год. Ставрополь. 1997.
120. Клокман Ю.Р. Очерки социально-экономической истории городов северо-запада России в середине XVIII в. Москва, 1960.
121. Клокман Ю.Р. Социально-экономическая история русского города. Вторая половина XVIII в. Москва, 1967.
122. Ключевский В.О. Курс русской истории Х-ХУП в.: лекции Т.1. Москва,1987.
123. Коваленко О.Ю. Региональные особенности адаптации городов изменяющихся социально-экономических условиях // Демографический кризис как угроза региональному развитию России: пути преодоления. М., 2006.
124. Колесникова М.Е. Вклад Г.Н. Прозрителева в археологию Северного Кавказа //Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. Ставрополь, 1997.
125. Колесникова М.Е. К истории археологического изучения Ставрополья //Ставропольская земля в прошлом и настоящем. Ставрополь, 1995.
126. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. Москва, 1993.
127. Крашенинникова H.JI. Строительство русских крепостей XVIII века по образцовым проектам //Архитектурное наследство. № 25. Москва, 1976.
128. Коровин В.А. К истории картографирования Якутии // Геодезия картография. 1991. N3.C.55-59.
129. Край наш Ставрополье: Очерки истории / Научные редакторы проф. Д. В. Кочура и проф. В. П. Невская. Ставрополь, 1999.
130. Краснов Г. Ставрополь на Кавказе (ист. очерк). Ставрополь,1957.
131. Критский Ю.М. Русская историческая картография (XVIII -начало XX в.) // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. X. Ленинград, 1978. С. 104-127.
132. Колеватов В.А. Функции карты в научном познании и методологические проблемы географии. Новосибирск, 1972. С. 20.
133. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. Москва, 1982.
134. Кудрявцев A.A. Феодальный Дербент. Москва, 1993.
135. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана. Махачкала,1994.
136. Куприянова JI.B. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. Москва, 1981.
137. Кусов B.C. О русских картографических изображениях XVI в. // Использование старых карт в географических и исторических исследованиях. Москва, 1980. С. 113-121.
138. Кусов B.C. Русский географический чертеж XVII в. (Итоги выявления) // Вестник МГУ. Сер. 5. География. Москва, 1983. № 1. С. 60-67.
139. Кусов B.C. Чертежи земли русской XVI XVII вв. Каталог-справочник. Москва, 1993.
140. Лозовенко А.З., Коваленко В.И. Железноводск: Исторический очерк. Ставрополь, 1990.
141. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. Санкт-Петербург, 2000.
142. Лютый A.A. Язык карты: сущность, система, функции. Москва, 1988. С. 254.
143. Магомедов H.A. Дербент и Дербентское владение в XVIII -первой половине XIX вв.: политическое положение и политическое развитие. Махачкала, 1998.
144. Мартиросиан Г.К. Социально-экономические основы революционного движения на Тереке. Владикавказ, 1925.
145. Материалы по истории осетинского народа. Т. V. /Отв. ред. К. Дзакоев. Орджоникидзе, 1942.
146. Народонаселение России в XVIII первой половине XIX в. (по материалам ревизий). Москва, 1963.
147. Науменко В.Е., Наржный Е.И. Основы регионоведения. Ч. 1. Северный Кавказ. Краснодар, 1999.
148. Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь, 1974. Окружающая среда крупного города. Социально-экономические аспекты. Ленинград, 1988.
149. Описание города Ставрополя, составленное в 1840 году подпоручиком Носовым //Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. 1913. Вып. V. С. 3-9.
150. Основные тенденции современной советской архитектуры. Москва, 1981.
151. Орудина Л.Г. У порога синих гор: Исторический очерк о Георгиевске. Ставрополь, 1983.
152. Охонько H.A. Исторические планы Ставропольской крепости и города Ставрополя. //Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230-лет. /Под. ред. проф. В.А. Шаповалова, проф. К.Э. Штайн. Ставрополь, 2007.
153. Очерки истории Ставропольского края /Под ред. В.П. Невской. Т.1. Ставрополь, 1984.
154. Памятники истории и культуры Ставрополья / Сост. В. В. Госданкер, И. А Усова. Ставрополь, 1978.
155. Паспорт города Ставрополя. / Под ред. Кузьмина М. И., Наумова Н. Г. Ставрополь, 1999.
156. Пилявский В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Ленинград, 1984.
157. Пиотух Н.В. Картографический метод в исторических исследованиях: прошлое и настоящее // История. Карта. Компьютер. Барнаул, 1998.
158. Постников A.B. Развитие картографии и вопросы использованиястарых карт. Москва, 1985.
159. Постников A.B. Карты земель российских: очерк географического изучения и картографирования нашего отечества. Москва, 1996.
160. Прозрителев Г.Н. Из истории города Ставрополя //Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Вып. 7. Ставрополь, 1915.
161. Прокопенко Ю.А. Железноводск. Ставрополь, 1998.
162. Проскурякова Т.С. Планировочные композиции городов-крепостей Сибири (вторая половина XVII 60-е годы XVIII века) // Архитектурное наследие. № 25. Москва, 1976.
163. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт. Москва, 1978.
164. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. Москва, 1988.
165. Радченко В.И., Польская Л.А. Зеленокумск: Историко-краеведческий очерк. Ставрополь, 1983.
166. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913). Статистические очерки. М., 1956.
167. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества /Под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского. Т.4. Санкт-Петербург, 1910.
168. Российская историческая картография (XV начало XX вв.). Краткий словарь-справочник. Авторский коллектив: А.Н. Ерошкина, В.И. Решетников, М.В. Никулин. Москва, 1997.
169. Рыбаков Б.А. Русские карты Московии XV нач. XVI вв. Москва, 1974.
170. Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформенной России. Москва, 1958.
171. Рындзюнский П.Г. Городское население //Очерки экономической истории России первой половины XIX в. Москва, 1959.
172. Рындзюнский П.Г. Изучение городов России первой половины XIX в. // Города феодальной России. Москва, 1966.
173. Рындзюнский П.Г. Основные факторы городообразования в России второй половины XVIII в. // Русский город. Москва, 1976.
174. Русские карты и атласы XVII XIX вв. Каталог выставки к 57-й сессии ИФЛА. Москва, 18-24 августа 1991 г. Государственная библиотека им. Ленина. Отдел картографических изданий. Сост. Котельникова Н.Е., Хоботова Л.А. и др. Москва, 1991.
175. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. Москва, 1989.
176. Савельва В. В., Годзевич Б.Л. Природное и природно-культурное наследие Ставрополья. Ставрополь, 2001.
177. СалищевК.А. Картоведение. Москва, 1990.
178. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. Москва, 1976.
179. Скатерщиков С. Муниципальные ГИС миф и реальность //АКСКЕУ1Е\У. Современные геоинформационные технологии. № 1. Москва, 1998.
180. Силина И.Г. К истории картографирования территории Алтайского края // История. Карта. Компьютер. Барнаул, 1998. С.114-135.
181. Смирнов-Каменский Е.А. Кисловодск. Ставрополь, 1973.
182. Сморкалов Л.А. Ессентуки: Историко экономический очерк (1798-1958). Нальчик, 1961.
183. Сотникова С. И. Памятники отечественной картографии XVII в. // Памятники науки и техники. 1987 1988. Москва, 1990.
184. Социально-культурные функции города и пространственная среда /Под. Ред. Л.Б. Когана. Москва, 1982.
185. Стам С.М. Экономическое и социальное развитие раннего города. Саратов, 1969.
186. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960.
187. Тикунов В. С. Моделирование в картографии. Москва,1997.
188. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. Москва, 1956.
189. Твалчрелидзе Д.И. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношение. Ставрополь, 1897.
190. Филатов Н. Н. Географические информационные системы. Применение ГИС при изучении окружающей среды: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1997.
191. Финягина Н. П. Сюжетные картуши Российского атласа 1792 года. Отв. ред. В.Э. Булатов и А.К. Зайцев. Москва, 2006.
192. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Москва, 1958;
193. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. Москва, 1979.
194. Хоменко Ю.А. Город и его зодчие // «Вечерний Ставрополь» -1994.-№ 186.
195. Хоменко Ю.А. Очерки истории градостроительства Ставрополя //Жилищное строительство. № 10. Москва, 1995. С. 27-33.
196. Чекменев С.А. Иностранные поселения на Ставрополье в конце XVIII и первой половине XIX в. //Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 12-13. Ставрополь, 1971.
197. Шаскольский И.П. Историческая география // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 1. Ленинград, 1968. С. 93-109.
198. Шибанов Ф.А. Очерки по истории Отечественной картографии.1. Ленинград, 1971.
199. Шищенко A.C. Новопавловск: Историко-краеведческий очерк. Ставрополь, 1984.
200. Шквариков В.А. Очерк истории планировки и застройки русских городов. М., 1954.
201. Шреттер Е.Ф. Ессентукская грязелечебница //Зодчий. № 5. Москва, 1916.
202. Шацкий П.А., Муравьев В.Н. Ставрополь. Исторический очерк. Ставрополь, 1977.
203. Якунин М.А., Федькин М.И. Георгиевск. Исторический очерк. Ставрополь, 1977.
204. Яцунский В.К. Историческая география. История её возникновения и развития в XIV XVIII веках. Москва, 1955.
205. Яцунский В.К. Роль исторической географии в разработке важнейших проблем отечественной истории // Вопросы истории. 1964. N 12. С. 18-26.
206. Яцунский В.К. Исторический Атлас СССР // История СССР. 1967. N 1. С. 219-228.
207. Ogbom M. The relations between geography and history: work in historical geography in 1997 // Progress in Human Geography. 1999. Vol. 23. No 1.
208. Hooke D. The role of the historical geographer today // Norwegian Journal of Geography. 1999. Vol. 53. Issue 2/3. P. 61-70.
209. Holdsworth D.W. Historical geography: the ancients and the moderns -generational vitality // Progress in Human Geography. 2002. Vol. 26. No 5. P. 671-678;
210. Holdsworth D.W. Historical geography: new ways of imaging and seeing the past // Progress in Human Geography. 2003. Vol. 27. No 4. P. 486^193;
211. Holdsworth D.W. Historical geography: the octopus in the garden and in the fields// Progress in Human Geography. 2004. Vol. 28. No 4. P. 528-535. 5. Past Time, Past Place: GIS for History. Ed. A. Knowles. Redland: ESRI Press, 2002. P. 1.
213. Богданов В. Н. Геоинформационное картографированиегородской среды (на примере г. Иркутска). Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. Иркутск: Институт географии СО РАН. 2004.
214. Васильева Н. А. Архитектурно-планировочное развитие населенных пунктов Амурской области во второй половине XVII-XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Новосибирск, 2007.
215. Касевич Е.В. Проблемы социального развития городов Ставропольской губернии и Кубанской области в 1860-х 1917 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 1999.
216. Карташева O.A. Историческое развитие поселений и городов Кавказских Минеральных Вод (конец XVIII начало XX вв.): социокультурные факторы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ставрополь, 2008.
217. Кудрявцев Е.А. Город Северо-Восточного Кавказа XV XVII вв. (По материалам Дербента). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 2000.
218. Романова О.С. История картографирования Якутии: XVIII- начало XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата географических наук. Москва, 2005.
219. Семина Н. Б. Управление культурными процессами на Кавказских Минеральных Водах в XIX начале XX вв. Специальность 07.00.02-Отечественная история Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 2005.
220. Серегина О.И. Курорты Северного Кавказа в военной, экономической и культурной жизни России в конце XVIII начале XX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 2003.
221. Ю.Сотникова С. И. Источниковедение русских карт XVII нач. XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 1990.
222. Шалалыгин Ю. И. Исследование и начало освоения Центрального Предкавказья в XVIII начале XIX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Пятигорск, 2005.
223. Шаова С. Д. История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Армавир, 2002.200
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду. Со временем эти усилия воплотились в возникновение педагогической и психологической наук. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности . Немецкий философ И. Кант (1747–1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та …, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» . Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, гендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.
«Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» , включавший тексты наставительного характера . На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура ,развивающая педагогическое самосознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта людей от старшего поколения к младшему с целью подготовки к самостоятельной жизни .
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми, людьми. Таким образом, в основе педагогики лежат представления о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. История развития русского педагогического самосознания по П.Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца ХIХ и начала ХХ века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля.
Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (ХIV– ХVI в.в.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561–1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С ХVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерий педагогических исследований.
Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.
Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469–1536) в Голландии, Дж. Локка (1632–1704) – в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712–1778), К.А. Гельвеция (1715–1771) и Д. Дидро (1713-1784) – во Франции, И.Г. Песталоцци (1746–1827) – в Швейцарии, И.Ф. Гербарта (1776–1841) и А. Дистервега (1790–1866) – в Германии, Я. Корчака (1878–1942) – в Польше, Д. Дьюи (1859–1952) – в США и др. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины.
Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629–1680), под наблюдением которого воспитывался в детстве Петр I. Он выступал против «врожденных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.
Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711–1765), Н.И. Новикова (1744–1818), Н.И. Пирогова (1810–1881), К.Д. Ушинского (1824–1870), Л.Н. Толстого (1828–1910), П.Ф. Каптерева (1849–1922) и др.
В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национальности и социального положения детей), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование – обязательным. Система образования строилась на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К.Крупской (1869–1939), С.Т.Шацкого (1878–1934), П.П.Блонского (1884–1941), А.С.Макаренко (1888–1939), В.А. Сухомлинского (1918–1970) и др. В последние десятилетия XX в. интересные педагогические идеи активизации обучения, проблемного и развивающего обучения, педагогического сотрудничества, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К.Бабанским, В.В.Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А.Даниловым, Н.К.Гончаровым, Б.Т.Лихачевым, П.И.Пидкасистым, И.П.Подласым, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным, И.Ф.Харламовым, педагогами-новаторами Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталовым, Е.Н.Ильиным и др.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Сакович С.М.
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются периоды развития отечественной социологии на основе принципа преемственности о накопленном потенциале социологической науки, достаточном для участия в социальном обновлении страны, трансформации научного знания в экономику, политику и культуру, адекватную глобальным тенденциям развития цивилизации.
Ключевые слова : социологическое исследование, инновационное направление, социологические школы.
HISTORICAL TENDENCIES OF
DEVELOPMENT OF HIGHER
SOCIOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA:
RETROSPECTIVE ANALYSIS
Sakovich S.M.
MCPU, Moscow
The author describes the periods of development of sociology science in Russia on the basis of principle of continuity of the cumulative sociological knowledge, which could be transformed into the economics, politics and culture, being adequate to the global tendencies of the civilization development.
Key words : sociological research, innovative area, sociological schools.
В развитии отечественной социологии принято выделять три периода - досоветский, советский и постсоветский. По сути, каждый новый этап рассматривается как автономный и начинается с отрицания достижений предыдущего . Отечественная социология развивалась на основе принципа преемственности. Признание преемственности как фактора эволюции науки должно дополняться пониманием того, какое влияние на отечественную социологию оказывали те или иные научные школы, политические и другие события, происходившие как в стране, так и в мире.
Отечественная социология, также как и многие другие социально − гуманитарные науки, начиная с философии, формировалась и на собственной базе, и под влиянием «европейского социально − социологического духа» . В этом смысле успех «позитивной философии» О. Конта в России второй половины XIX века не случаен. Для восприятия актуальной социальной теории в России сформировались необходимые внутренние условия. Во второй половине XIX века Россия переходила на рельсы новой, индустриальной цивилизации, что привело к обострению старых и появлению новых социальных проблем. С помощью старой социальной философии эти проблемы решить было невозможно. Возникла потребность в новом, более точном знании, а вызванная реальной обстановкой потребность в рациональном объяснении социальных процессов привела к развитию отечественной социологии в традициях позитивизма. Кроме того, в России появился слой интеллектуально богатой, самодостаточной, критически мыслящей интеллигенции, способной не только воспринять социологию О.Конта, но и развить ее применительно к российской реальности XIX века. Широкое распространение также получила экономико − материалистическая школа, т.е. марксистская. Без социологического наследия К. Маркса, К. Каутского, Э. Бернштейна, П. Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова, П.А. Сорокина и других авторитетных исследователей социально − политической и экономической реальности, трудно разработать и обосновать современную социологию труда и занятости, богатства и бедности, рыночных отношений, социологию власти, политики и управления.
Известно, что события 1917 года стали своеобразной разделительной чертой для развития отечественной социологической науки. Сложной оказалась судьба социологов этого периода. И, тем не менее, цепь преемственности не прервалась и в это время. Первая кафедра социологии в России была создана в 1919 году во втором Петроградском государственном Университете . С 1920 года ее возглавил П.А. Сорокин. В постреволюционный период одним из инновационных направлений социологических исследований стало изучение социальных проблем управления, труда и производства, осуществляемое несколькими исследовательскими коллективами. Главными среди них были Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве под руководством А.К. Гастева и Всеукраинский институт труда в Харькове под руководством Ф.Р. Дунаевского. Особой значимостью также отличаются научные труды Н.А.Витке, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева. По существу, в деятельности названных институтов и исследователей были заложены основы отечественной прикладной социологии. Большую научную и практическую значимость имели исследования актуальных проблем труда и занятости, проводившиеся под руководством С.Г. Струмилина. Последующее развитие отечественной социологии связано с созданием в 1958 году Советской социологической Ассоциации, председателем которой был Юрий Павлович Францев. Важную роль в создании Ассоциации сыграл Г.В. Осипов. Следующим шагом в этом направлении стало Постановление Президиума Академии Наук СССР «О мерах по улучшению организации и координации конкретных социальных исследований» и создание Научного Совета. В 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В.Осипов). На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А.Ядов, Ю.В.Арутюнян, Р.И.Косолапов, Г.М.Андреева). В 1968 г. начал работу Институт конкретных социальных исследований.
Быстрый рост социологии начался в 60-х годах прошлого столетия в вузах и академических институтах в Ленинграде (Санкт-Петербурге) , Москве, Свердловске (Екатеринбурге) , Новосибирске, Горьком и др. городах. Активное участие в возрождении социологии приняли Г.В. Осипов, А.А.Зворыкин, Т.И. Заславская, И.С. Кон, А.Т. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин и др. исследователи. Начала издаваться социологическая литература, выходить периодические сборники «Социальные исследования» и «Информационный бюллетень ССА». На основании исследований на предприятиях Урала и Ленинграда были опубликованы коллективные монографии «Подъем культурно − технического уровня советского рабочего класса» (1961); «Человек и его работа» (1967). В 1965 г. была издана обобщающая работа социологов − коллективная монография «Социология в СССР. Т. 1, 2». В 1969 г. был опубликован сборник «Вопросы организации методики конкретно − социологических исследований». В этот период получили высшее профессиональное образование все отечественные социологи, представляющие различные школы и направления социологической науки.
Развитие социологии приобрело особую динамику в конце 1980-х годов . В эти годы развивалась сеть научных академических и прикладных институтов, центров, фондов, кафедр, факультетов, развернута подготовка кадров профессиональных социологов. В перечень научных специальностей введены направления по социологическим наукам, открыты аспирантура и докторантура. Были созданы социологические общества, ассоциации, гильдии : Российское общество социологов (1989), Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского (1993), Содружество профессиональных социологов (1993), Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997), Российская социологическая ассоциация (2003). Нельзя не вспомнить также научные сообщества, объединяющие исследователей − обществоведов, работающих в предметном поле социологии: Российская академия социальных наук (1993), ассоциация центров политического консультирования (1995), Российская ассоциация политической науки (1991), Ассоциация молодых политологов (2002) и др. Научные сообщества, несомненно, способствуют формированию социальной среды для творчества, выступают социальным механизмом накопления нового знания, гарантией его высокого качества.
Многие исследователи в полной мере использовали новые возможности, открытые в 90- е годы ХХ века для расширения предметной области социологии, проведения социологических исследований по наиболее значимым проблемам. Расширение институциональной базы социологических исследований сделали возможным проведение независимых исследований по любой теме. Доступность западной социологической литературы и методик открыли возможность учета наработок как российских, так и зарубежных специалистов, проведения совместных сравнительных исследований. Получили развитие новые области социологического знания: социология управления, политическая социология, этносоциология, социология молодежи, социология семьи, социология социальной сферы, социология региона, социология миграции, социология конфликта, социология маркетинга и ряд других социологических направлений . В качестве ведущих центров развития социологии стали академические институты (ИСПИ РАН и ИС РАН).
Динамично развивалась вузовская наука. В 80-90-х годах прошлого века сложились социологические школы в МГУ (В.И. Добреньков), СПбГУ (А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов, А.И. Куропятник), РГСУ (В.И. Жуков, В.Н. Ковалев, Г.И. Осадчая, Т.Н. Юдина, О.А. Уржа, И.В. Соколова, Д.К. Танатова), МГИМО (С.А. Кравченко). Появились авторитетные региональные научные школы: в Новосибирске (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.Н. Шубин), в Екатеринбурге, Перми, Уфе (Л.Н. Коган, Н.А. Аитов, З.И. Файнберг, Г.Е. Зборовский, Л.Я. Рубина), на Алтае (С.И. Григорьев), в Ростове-на-Дону (Ю.Г. Волков), в Нижнем Новгороде (С.С. Балабанов), в Самаре (Е.Ф. Молевич), в Саратове (В.Н. Ярская-Смирнова) и др. Признанием вклада социологов в развитие фундаментальной социальной науки стало расширение представительства социологии как научной дисциплины в Российской академии наук. В составе Отделения общественных наук РАН активно работают два академика, семь членов − корреспондентов РАН: М. К. Горшков, В. Н. Иванов, А.В. Дмитриев, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, Р. Г. Яновский. Преодоление российской социологией перестроечных проблем получило международное признание: после 15 − летнего перерыва в руководящие органы Европейской социологической ассоциации избран доктор философских наук, профессор, В. А. Мансуров, в Номинативный комитет ESA - доктор социологических наук, профессор, Г. И. Осадчая, в руководящие органы Международной социологической ассоциации - доктор социологических наук, профессор, Н. Е. Покровский. За эти годы создан фонд монографической литературы по социологии, сформировались реальные условия для публикации научных трудов социологов .
Вместе с тем, за время становления и развития социологии накопилось не мало спорных вопросов как внутри самой социологической науки, так и в отношении оценки институтами власти значимости проводимых социологических исследований. Наиболее острой явилась проблема качества фундаментальных и прикладных исследований. Эта проблема остается актуальной и в настоящее время. Не сложилась эффективная система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Слаба материально − техническая база. Сократился приток научной молодежи в фундаментальную науку . Остается много открытых вопросов по проблемам проведения полномасштабных социологических исследований, касающимся наиболее сложных социальных проблем страны. Наряду с этим, среди политиков и чиновников стало модным «обрамлять» свои выступления социологическими данными, придавая им вид научности. Сформировалось прагматичное отношение к социологическим исследованиям: финансируются лишь те из них, результаты которых могут быть немедленно внедрены в практику. Фундаментальная социальная теория, долгосрочные прогнозы остаются не востребованными .
В настоящий момент отечественная социология накопила потенциал, достаточный для заметного участия в социальном обновлении страны, трансформации научного знания в экономику, политику и культуру, адекватную глобальным тенденциям развития цивилизации. Для реализации накопленного потенциала необходима консолидация социологического сообщества, создание условий для дальнейшего динамичного развития социологической науки, усиление ее влияния на социальный прогресс и становление гражданского общества.
Литература
- Бороноев, А.О. Социология в Ленинграде - Санкт - Петербурге во второй половине ХХ века. ─ СПб., 2008. ─ 367 с.
- Зборовский, Г.Е. Образование от ХХ к ХХI веку.─ Екатеринбург, 2001.─ 287с.
- Ионин, Л.Г. Социология в обществе знаний. От эпохи модерна к информационному обществу.─ М.: ГУ ВШЭ, 2007.─ 431 с.
- Козловский, В.В. Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX - начала XXI в.в. Третьи чтения по истории российской социологии. Июнь 2008.─ СПб.: Интерсоцис, 2008. ─ 404 с.
- Осипов, Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы XX века): страницы истории [Текст] // Социолог. исслед. ─ 2004. ─ №. 2. ─ 546 с.
- Осипов, Г.В. Российская социология в XXI веке // Социолог. исслед. ─2004. ─№3. ─ С. 253.
- Петров, Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Кн. 1: Зарождение системы университетского образования в России. − М., 2005. ─ 263 с.
- Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е. И. Кукушкиной. ─ М., 2004. ─ 376 с.
- Руткевич, М.Н. История социологии: Развитие философии и социологии в Уральском университете (1940-70 гг. ХХ в.).─ М.: ЦСП, 2007. ─ 592 с.
- Тощенко, Ж.Т. Региональные социологические центры 1960 - 1970-х годов / Социол. исслед. ─ 2008. ─ N 6. ─ С. 110.
- Шкурко, А.В. Современное состояние и перспективы социологии науки и научного знания. Н-Новгород. ─ 2008. ─ 298 с.
Изучение исторического аспекта рассматриваемого вопроса показало, что в отечественной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалась необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального приятия его детьми, значимость эмоциональной регуляции познавательной и других видов детской деятельности, необходимости влияния на эмоциональную сферу личности в процессе формирования знаний, умений, интеллектуальных и художественных способностей.
Так, широкую известность в педагогике получил метод эмоциональной окраски воспринимаемых детьми образов, предложенный К. Д. Ушинским. Суть этого метода заключалась в восприятии детьми лучших образцов русского народного творчества, русской природы при знакомстве с произведениями художественной литературы, живописи.
Отмечая, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», особую значимость этого метода великий русский педагог видел в реализации содержания воспитательной работы, а именно в осуществлении задач нравственного, эстетического воспитания. Предложенные К. Д. Ушинским подходы нашли дальнейшее раскрытие в трудах В. В. Гориневского, Е. И. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, М. И. Морозовой и др.
С. Т. Шацкий в теоретическом обосновании своей воспитательной системы рассматривает возможности влияния на детские эмоции через использование метода эстетической организации жизнедеятельности детей. Данный метод заключался в фиксации чувств детей на красивом, изящном через эстетическое оформление обстановки (интерьера), а также побуждении детей к осуществлению разных видов художественной деятельности.
В. А. Сухомлинский придавал большое значение детским эмоциям как средству воспитания и познания окружающего мира, что прослеживается уже в названии созданной им школы, которую он назвал «Школа радости». Опираясь на ценности народной педагогики, В. А. Сухомлинский показал практическую значимость таких форм эмоционального влияния на детей, как народные праздники («Праздник песни», «Праздник цветов»), путешествие в природу, общение детей с искусством, творческий труд. Народное искусство, природа рассматривались педагогом не только как источник духовного становления личности, но и как источник разнообразных эмоций.
А. С. Макаренко отмечал необходимость эмоциональной насыщенности воспитательного процесса, причем он имел в виду не просто насыщение этого процесса разнообразными переживаниями детей, а продуманное пробуждение чувств, связанных с определенным объектом, событием, деятельностью. В рамках своей теории формирования детского коллектива советский педагог показал целесообразность использования метода «переключения страстей», основу которого составляла перспективная идея «завтрашней радости». В использовании этого метода А. С. Макаренко видел возможности нравственного становления растущей личности.
В дидактической системе Л. В. Занкова идея эмоционального воздействия на детей находит раскрытие в контексте целостного развития личности: развития ума, воли и эмоций. Рассматривая эмоции как основу духовных потребностей ребенка, особенно потребностей в познании, Л. В. Запков отмечал необходимость обязательного включения эмоций в процесс обучения. Среди методов эмоционального воздействия важное место он отводил наглядности. По мнению Л. В. Занкова, наглядные методы позволяют раскрывать перед детьми художественные образы, в которых воплощены высокие мысли и чувства. Среди средств эмоционального воздействия выделяются литература, музыка, изобразительное искусство.
В работах психологов и педагогов, связанных с детьми дошкольного возраста, описываются различные способы воздействия на эмоциональную сферу. Так, А. Д. Кошелева обосновывает необходимость влияния на характер переживаний детей в ситуациях морального выбора.
Преднамеренное создание таких ситуаций пробуждает гуманные способы поведения детей, содержание проектируемых эмоций: сострадания, сопереживания; способствует развитию эмоциональной децентра- ции. Процессуальная сторона воздействия на эмоциональную сферу состоит в постановке социально-нравственной задачи, акцентировании внимания на эмоциональных переживаниях, побуждении к оценочным суждениям.
Л. П. Стрелкова показывает необходимость формирования у детей так называемых эмпатийных цепочек (сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие и внешнее содействие), которые разворачиваются в эмпатогенных ситуациях, побуждающих детей к проявлению эмоциональной отзывчивости. Содержательной основой такой работы выступает сказка, а методами - игровая драматизация.
Важная роль наглядных и игровых методов как способов чувственного миропознания, создания и поддержки эмоционально-положительной атмосферы подчеркивалась в работах Р. С. Буре, Л. А. Венгера, Т. С. Комаровой, М. И. Лисиной, А. П. Усовой, О. П. Радыновой и пр. Вместе с тем процессуальные стороны построения образования в аспекте направленного влияния на эмоции, сам комплекс методов, строящийся с учетом специфики форм эмоционального реагирования, авторами специально не рассматривались.
Методы эмоционально опосредованного развития детей относятся к числу специфичных и в то же время универсальных. К специфичным они относятся потому, что направлены на пробуждение эмоций, актуализацию отношения детей к объектам познания, ценностям жизни, культуры. Универсальными эти методы являются потому, что могут использоваться при освоении содержания не только в группе деятельностей с ведущим эмоциональным компонентом, но и в группе деятельностей с ведущим интеллектуально- познавательным и деятельностно-практическим компонентами.
Данная группа методов строится с ориентацией на последовательно усложняющиеся формы эмоционального реагирования: краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление. Учитывая своеобразие каждой формы эмоционального реагирования, а также отмеченную последовательность их проявления на протяжении всего дошкольного детства, можно охарактеризовать данную группу методов:
- 1) метод эмоционально-сенсорного воздействия , строящийся на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Он является начальным во всей совокупности методов, направленных на актуализацию кратких эмоциональных реакций в процессе образования и используется с младшего дошкольного возраста;
- 2) метод контрастного сопоставления , строящийся на механизме эмоциональной дифференциации (пробуждения нротивоположных эмоций) с целью развития эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, социальным явлениям и др. Вводится в практику образования, начиная со среднего дошкольного возраста;
- 3) метод побуждения к сопереживанию , строящийся на механизме идентификации, пробуждающей эстетические, нравственные эмоции. Он вводится в практику образования, начиная со среднего дошкольного возраста;
- 4) метод эмоционально-образного воздействия , строящийся на механизме эмоционального обособления. Он направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении, к воплощению субъективного содержания испытываемой ребенком эмоции. Метод активно используется в старшем дошкольном возрасте; в среднем дошкольном возрасте он применяется в основном на уровне подражания.
Первый этап (1985-1991гг). В период перестройки малый бизнес включился в общий, поддерживаемый правительством процесс бурного развития ко-оперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через раз-витие кооперации и малого бизнеса. Цент-ральное правительство пыталось как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто-ра и свободными ценами негосударственных предприятий, регламенти-ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения, при этом демонстрирую явную недееспособность государственного аппарата.
Второй этап (1992-1994гг) характеризуется продвижением вперед экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Издаются нормативные акты, регулирующие отношения предприятий с другими участниками рыночной экономики. Однако эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий, доля их в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась. К тому же наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета.
На третьем этапе (1995-1998гг.) отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. Однако малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.
Другой особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий.
Очень острой остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.
Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере.
Если оценивать процесс развития и функционирования малого предпринимательства в целом, то можно сказать, что протекал он довольно успешно. События же августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность.
Сегодня, анализируя причины кризиса, специалисты приходят к выводу, что в течение 1997 года накапливались причины, образовавшие «долговую ловушку», которая захлопнулась в августе 1998 года. Среди этих причин называют неравномерность и незавершенность реформ, отставание структурных преобразований и формирования институциональных рамок рыночной экономики. Негативную роль сыграло также ухудшение мировой конъюнктуры - существенное падение доходов от экспорта, удорожание цены капитала, осторожность и отток иностранных инвесторов, рискованная политика заимствований. В то же время политическая нестабильность, смена кабинетов министров не способствовали ясному анализу угроз и масштаба потенциальных потерь. Исходя из всего этого, втягивание страны в кризис можно было предсказать.
Долгое время назревавший и, в конце концов, разразившийся кризис уже признан наиболее острым катаклизмом по крайне мере уже с осени 1991 года. Его непосредственными следствиями стали понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение внешнего кредитования российских компаний и государства, резкое ускорение спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики (банковском, информационно-издательском, рекламном, торговом), заметное увеличение безработицы, причем среди наиболее квалифицированной, энергичной и предприимчивой части населения, существенное сокращение реальных доходов, снижение уровня жизни населения. Прибыль предприятий и организаций за 1998 год сократилась более чем на 40%.
Во время дефолта целью многих бизнесменов было не получение прибыли, а хотя бы сохранение собственного дела в условиях жесточайшей инфляции и обнищания большей части населения. Тем не менее, предприниматели сумели не только «выжить» во время кризиса, но и в скором времени восстановить утраченные позиции. Помимо этого они накопили значительный опыт поведения в кризисных ситуациях.
В ходе российских реформ и, особенно, вследствие кризиса августа 1998 года у представителей бизнеса сложились определенные негативные с точки зрения развития экономики страны в целом модели поведения: недоверие к крупным частным банкам; предпочтение хранения сбережений в наличной валюте и за рубежом; недоверие к внутренним государственным ценным бумагам. Кризис 1998 года и методы его преодоления развеяли надежды части представителей данных слоев на вывод их деятельности из сферы теневой экономики и соответственно легализацию своих доходов и сбережений. Однако в 1999 - 2000 годах наблюдалось экономическое оживление, которое оказало позитивное воздействие на средние слои, представители которых связаны с растущими отраслями.
Для четвертого этапа (1999 - 2003гг.) становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
В настоящий момент (2004 г.) в России предпринимательство еще не выполняет свои функции в полной мере, так как оно зарождалось в условиях несформированного рыночного общества. Современные российские предприниматели, как правило, не обладают соответствующей профессиональной подготовкой, к тому же им приходится осуществлять свою деятельность в условиях еще недостаточно стабильной экономики, несовершенства законодательной и налоговой систем, коррупции, бюрократии. Поэтому российский бизнес несет на себе ряд отрицательных черт: отсутствие предпринимательской культуры, низкая законопослушность, ориентация на быстрое собственное обогащение, иногда в ущерб фирме. Хотя, по моему мнению, при создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в России возможно получить стабильную базу для формирования среднего класса, куда позднее смогут войти традиционные для среднего слоя группы такие как непроизводственная интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, менеджеры, инженерно-технические работники и другие.
Как показывает мировой опыт, малое предпринимательство является мощным рычагом для решения целого комплекса социально-экономических проблем: формирования среднего класса собственников; создания прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды; обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест; насыщения рынка разнообразными товарами и услугами и т.п.
Библиографическая ссылка
Богаделина И.А. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1. – С. 42-43;URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7803 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
- Сочинение-сказка «Сказочная страна Волшебная страна знаний и придумать сказку
- Дочь Нестора Махно рассказывала, что под взглядом отца ключевая вода могла закипеть
- Можно ли пересдавать егэ, если не пройден порог или не устраивает результат
- Решена задача о непериодичном замощении плоскости фигурами одной формы Ее художественные работы представлялись на многих международных выставках и опубликованы в международных журналах