Когда была присоединена польша. Польша в составе российской империи
История Польши / Начало / Золотые века / Разделы Польши / Царство Польское / ХХ век / Возвращение в Европу
Польша в Российской Империи
Очередной раздел польских земель произошёл во время Венского конгресса в 1814-1815 гг. Несмотря на продекларированную автономию польских земель в составе Пруссии, Австрии и России, на деле эта автономия была реализована лишь в Российской империи. По инициативе либерально настроенного императора Александра I было создано Царство Польское , получившее собственную конституцию и просуществовавшее вплоть до 1915 года.
Согласно конституции, Польша могла самостоятельно избирать сейм, правительство, а также иметь собственную армию. Однако со временем начальные положения конституции стали ограничиваться. Это привело к созданию легальной оппозиции в сейме и возникновению тайных политических обществ.
Вспыхнувшее в 1830 году в Варшаве и жестоко подавленное Николаем I восстание привело к отмене конституции 1815 года.
После смерти императора Николая I освободительное движение набирает новую силу. Несмотря на его разделение на два враждующих между собой лагеря («белых» - аристократов и «красных» - социал-демократов), основное требование одно: восстановить конституцию 1815 года. Напряжённая обстановка приводит к введению в 1861 году военного положения. Либерально настроенному наместнику Польши великому князю Константину Николаевичу справиться с ситуацией оказывается не под силу. Для стабилизации положения было решено провести в 1863 году рекрутский набор, отправив в солдаты «неблагонадёжную» молодёжь согласно заранее составленным спискам. Это послужило сигналом к началу подавленного царскими войсками «Январского восстания», результатом которого стало введение военного режима управления в Царстве Польском. Другим результатом восстания стало проведение крестьянской реформы с целью лишить социальной опоры мятежную шляхту: принятый в 1864 году «Указ об устройстве крестьян Царства Польского» ликвидировал остатки крепостничества и широко наделял польских крестьян землёй. Одновременно царское правительство начало проводить политику, направленную на ликвидацию польской автономии и более тесную интеграцию Польши в Российскую империю.
Когда на российский престол вступил Николай II, появилась новая надежда на более либеральную позицию России по отношению к Польше. Однако, несмотря на отказ от дальнейшей русификации поляков, никакого реального сдвига в отношении царского правительства к ним не произошло.
Создание в 1897 году Национально-демократической партии Польши (она была организована на базе «Лиги народовой») повлекло за собой новый виток подъёма национального самосознания. Партия, ставившая перед собой стратегическую цель восстановления независимости Польши, прилагала все силы для борьбы с русификационными законами и стремилась прежде всего восстановить польскую автономию. Со временем она утвердилась в качестве ведущей политической силы Царства Польского, а также принимала деятельное участие в Российской государственной думе, образовав там фракцию «Польское коло».
Революция 1905-1907 годов не обошла стороной и Польшу, по которой прокатилась волна революционных выступлений. На этот период приходится становление Польской социалистической партии, организовавшей целый ряд стачек и забастовок. Лидером партии стал Юзеф Пилсудский, который в разгар русско-японской войны побывал в Японии, где пытался получить финансирование для общепольского восстания и организации польской армии, которая бы выступила в войне на стороне Японии. Несмотря на противодействие национал-демократов, Пилсудский добился определённого успеха и в последующие годы на японские деньги была создана Боевая организация социалистической партии. Её боевики в период с 1904 по 1908 год совершили десятки террористических актов и нападений на различные российские организации и учреждения.
Исчезновение Польши как государства
Вырабатываемая конституция 1791 года была призвана к осуществлению на территории Речи Посполитой следующих преобразований:
- установление централизованной власти;
- обуздание шляхетской анархии;
- ликвидация пагубного принципа «либерум вето»;
- смягчение социального неравенства крепостных.
Однако польские магнаты не смогли смириться с отменой вольностей по конституционным нормам. Единственным выходом из сложившейся ситуации для них была интервенция со стороны России. Составление конфедерации под руководством маршала Потоцкого, поиски помощи в Петербурге послужили поводом для введения императрицей Екатериной II войск на польскую территорию. Произошел второй раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией (чьи войска находились на польской территории).
Основные предпосылки исчезновения Польши как самостоятельного государства с карты Европы:
- отмена реформ Четырехлетнего сейма, в том числе и конституции 1791 года;
- превращение оставшейся части Польши в марионеточное государство;
- поражение массового народного восстания 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко;
- третий раздел Польши в 1795 году с участием Австрии.
1807 год ознаменован созданием Наполеоном Варшавского герцогства, включавшего прусские и австрийские земли Польши. В 1809 году к нему присоединили воевавшие на стороне Наполеона поляки Краков, Люблин, Радом и Сандомир. Нахождение Польши в составе России до 1917 года приносило польскому народу как большие разочарования, так и новые возможности.
Период «александровских свобод»
После поражения в войне с Россией территория Варшавского герцогства, созданного Наполеоном, превратилась в русскую собственность. С 1815 года началось правление Александра I, которому досталась нищая, разоренная военными действиями страна, не имеющая ни одной отрасли промышленности, с запущенной торговлей, с разоренными городами и селами, где народ страдал от непосильных налогов и поборов. Взяв под опеку данную страну, Александр сделал ее процветающей.
- Возобновились все отрасли промышленности.
- Были отстроены города, появились новые села.
- Проведенное осушение болот способствовало появлению плодородных земель.
- Строительство новых дорог позволило пересекать страну в различных направлениях.
- Появление новых фабрик осуществило ввоз в Россию польского сукна и других товаров.
- Произошло обеспечение польского долга, восстановление кредита.
- Учреждение национального польского банка с полученными от российского государя капиталами способствовало обеспечению подъема всех отраслей промышленности.
- Была создана превосходная армия с достаточным арсеналом оружия
- Довольно быстрые темпы развития набирало образование, доказательством чего являлось: учреждение Варшавского университета, открытие кафедр высших наук, отправка на учебу в Париж, Лондон, Берлин лучших польских студентов за счет российского правительства, открытие гимназий, военных школ, пансионов для воспитания девиц в областных польских городах.
- Введение в Польше законов обеспечивало порядок, неприкосновенность собственности и личную безопасность.
- Народонаселение увеличилось в два раза на протяжении первых десяти лет нахождения в составе России.
- Принятие Учредительной Хартии обеспечило поляков особым образом правления. В Польше были созданы сенат и сейм, которые являлись палатами представительного собрания. Принятие каждого нового закона осуществлялось после одобрения большинством голосов в обеих палатах.
- В польских городах ввели муниципальное управление.
- Определенную свободу получило книгопечатание.
Время «николаевской реакции»
Основную суть политики Николая I в Царстве Польском составляли усиленная русификация и насильственное обращение в православие. Польский народ не воспринимал данные направления, отвечая массовыми протестами, создавая тайные общества для организации восстаний против правительства.
Ответной реакцией императора стали следующие действия: отмена конституции, которую даровал Польше Александр, упразднение польского сейма и утверждение на руководящие должности своих доверенных лиц.
Польские мятежи
Польский народ мечтал о независимом государстве. Основным организатором протестов стало студенчество, к которому позже присоединились солдаты, рабочие, часть дворян и помещиков. Основными требованиями протестующих были: проведение аграрных реформ, осуществление демократизации общества и независимость Польши.
Восстания вспыхивали в разных городах (Варшава – 1830 год, Познань – 1846 год).
Российское правительство принимает определенные решения, прежде всего о введении ограничений на использование польского языка, на передвижение представителей мужского пола.
Для устранения беспорядков в стране в 1861 году вводится военное положение. Объявляется рекрутский набор, куда отправляют неблагонадежную молодежь.
Однако восхождение на российский трон нового правителя – Николая II возродило в душах польских людей определенную надежду на либерализм в политике России по отношению к Царству Польскому.
В 1897 году создается Национально-демократическая партия Польши – основной борец за независимость страны. Со временем она займет место в Российской государственной думе как фракция Польское коло, тем самым обозначив себя ведущей политической силой в борьбе за свободную автономную Польшу.
Преимущества принадлежности к империи
Входя в состав Российской Империи, Польша имела определенные преимущества:
- Возможность продвижения по государственной службе.
- Курирование польскими аристократами банковских сфер.
- Получение дотаций от государства в большем объеме.
- Увеличение уровня грамотности среди польского населения благодаря финансовой поддержке правительства.
- Получение дивидендов от участия в железнодорожных перевозках между Россией и Германией.
- Рост банков в крупных городах Царства Польского.
Знаменательный для России 1917 год явился завершением истории «русской Польши». Он подарил полякам возможность установить собственную государственность, а стране получить свободу. Однако ожидания российского императора о реальности унии с Россией не оправдались.
Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившая после присоединения к России Герцогства Варшавского название Царства Польского.
В XYIII веке стержень польской проблемы составляли украинские и белорусские земли, находившиеся под властью Речи Посполитой. Но Россия пока не ставила задач возвращения этих земель и даже отклонила проекты раздела Польши, предложенные Австрией, Пруссией и Швецией. Вместе с тем, стремясь обеспечить свое влияние в регионе, Россия активно вмешалась в дела о «польском наследстве». В случае смерти Августа II, она хотела видеть на польском престоле его сына. 2-м претендентом на польскую корону был Станислав Лещинский, тесть французского короля Людовика XY. Дипломатией и войнами (почти до 1735 года) польским королем стал Август III, сторонник России.
По решению Венского конгресса, завершившего победу над Наполеоном, в 1815 году большая часть Герцогства Варшавского, созданного императором французов из отобранных у Пруссии польских земель, была передана России и была присоединена к уже входившим в неё польским землям. Еще раньше, по Тилъзитскому договору Александра I с Наполеоном, к России отошла от Пруссии польская Белостокская область.
На этой территории было провозглашено Царство Польское. В 1815 году Александр I утвердил для Польши получила Конституционную хартию – «Учредительную хартию», в соответствии с которой в Польше вводилась автономия и давался статус королевства. Александр I даже присягнул «Учредительной хартии», и Император российский стал одновременно кролем польским. Наличие Конституции в Польше создало своеобразное положение, когда самодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Во время отсутствия царя в Польше его представлял наместник (поляк).
По мнению современных польских исследователей, статус Польши в составе Российской империи после 1815 г. можно определить как личную унию.
Конституция Царства Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы.
В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. С 1818 года стал избираться законосовещательный Сейм . Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы из 128 депутатов, избираемых на местах.
Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, посольскую палату («избу») составляла шляхта и представители общин (глины). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта. Сейм созывался в 1820 и 1825 гг. Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля, или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.
При Александре I Сейм созывался трижды – в 1818, 1820 и 1825 гг., и уже тогда наметился конфликт между конституционными учреждениями Польши и самодержавной властью.
Во время отсутствия царя в Польше его представлял наместник (поляк). Сейм не пользовался правом законодательной инициативы (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя , при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет . Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником императора и 5 министерствами: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания. Это был высший исполнительный орган, контролируемый наместником.
Судебные органы отделялись от администрации. Была провозглашена несменяемость судей и учреждено городское самоуправление. Территория Царства Польского была разделена на 8 воеводств, которые пользовались самоуправлением.
Провозглашалась свобода печати.
В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданское законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу Кодекса Наполеона. Провозглашалась свобода печати.
Предоставление конституции Царству Польскому, как и другие льготы, было своеобразным утешением для поляков, лишившихся самостоятельного государства. Для России же включение нового края в состав империи оказалось источником беспокойств; всем протяжении XIX и даже XX в. В то же время вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, что для России присоединение такого в то время экономически развитого района не имело хозяйственного значения.
Даже столь широкие права, которые получило Царство Польское, не устраивали, впрочем, определенную часть поляков, преимущественно шляхту. Она мечтала о восстановлении независимой Польши, притом в границах Речи Посполитой, то есть с включением в ее территорию литовских, белорусских и украинских земель.
Это явилось главной причиной восстания 1830 – 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших вольностей. После подавления польского восстания 1830 г. Николаем I был издан (1832 год). Им стало определяться правовое положение края. «Органический статут», который отменял многие либеральные привилегии для территорий с польским населением: отменил польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследственной в русском императорском доме.
Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.
В марте 1832 году там было образовано особое наместничество, во главе с генералом И.Ф. Паскевичем. Он наделялся диктаторскими полномочиями. В 1837 году польские воеводства были преобразованы в губернии, делопроизводство переведено на русский язык. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию.
Для управления судами в Варшаве создавались два департамента имперского Сената. Вся образовательная система перешла в подчинение Министерства народного просвещения. С 1839 года в гимназиях вводились русские программы, русский язык стал обязательным в школах. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты.
Все это вызывало недовольства со стороны поляков, создавало условия для новых массовых выступлений. Наместничество в польских землях просуществовало до 1874 года, затем там было учреждено Варшавское генерал-губернаторство, а вся территория стала официально именоваться Привисленским краем.
Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи.
Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи. Переселение шло не на вновь присоединенные территории из метрополии, а как раз, наоборот – из Прибалтики и Белоруссии на восток, в глубь России. Западные районы империи стали не сырьевой, а наоборот, промышленной базой страны.
В 1772 году произошёл первый раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией. 3 мая 1791 года т.н. Четырёхлетний сейм (1788-1792) принял Конституцию Речи Посполитой.
В 1793 году - второй раздел, ратифицированный Гродненским сеймом, последним сеймом Речи Посполитой; к России отошли Белоруссия и Правобережная Украина, к Пруссии - Гданьск и Торунь. Была отменена выборность польских королей.
В 1795 году после третьего раздела польское государство перестало существовать. К России отошли Западная Украина (без Львова) и Западная Белоруссия, Литва, Курляндия, к Пруссии - Варшава, к Австрии - Краков, Люблин.
После Венского конгресса Польша вновь была разделена. Королевство Польское с Варшавой получила Россия, Великое герцогство Познань получила Пруссия, а Краков стал отдельной республикой. Краковская республика ("вольный, независимый и строго нейтральный город Краков с округом") была аннексирована Австрией в 1846 году.
В 1815 же году Польша получила Конституционную Хартию. 26 февраля 1832 года утверждён Органический Статут. Российский император короновался царём Польским.
В конце 1815 года с принятием Конситуционной Хартии Царства Польского были утверждены и польские флаги:
- Морской штандарт царя Польского (то есть русского императора);
Жёлтое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах и клювах четыре морских карты. На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши - серебряным коронованным орлом на червлёном поле.
- Дворцовый штандарт царя Польского;
Белое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах скипетр и державу. На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши - серебряным коронованным орлом на червлёном поле.
- Флаг военных судов Царства Польского.
Белый флаг с синим андреевским крестом и красным кантоном, в котором изображён герб Польши - серебряный коронованный орёл на червлёном поле.
В польской флаговедческой литературе последний флаг именуется "флагом польских черноморских торговых компаний XVIII века". Однако, это утверждение вызывает очень большие сомнения. Скорее всего в данном случае мы имеем дело с фальсификацией. Дело в том, что андреевский флаг орлом использовали польские эмигранты в качестве национального. В силу весьма сложных отношений между Россией и Польшей польским националистам было крайне неприятно осознавать, что национальным флагом поляков служил по сути оккупационный российский флаг. В результате и был рождён миф о "польских торговый компаниях".
Другие официальные флаги Польши времён её бытности в Российской Империи не известны.
Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на
Речь Посполитая
По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.
К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.
В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.
В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.
Образование Царства Польского
Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.
Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.
Правовые аспекты
Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.
За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.
Подготовка польской конституции
После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.
К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.
Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:
- основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
- закрепленные права и обязанности поляков;
- организация и функционирование исполнительной ветви власти;
- принципы формирования законодательных органов;
- отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
- формирование местных вооруженных сил.
Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.
Законодательная власть
Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.
Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.
Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.
Исполнительная власть
Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.
Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.
При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.
Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:
- вероисповедание и система образования;
- юстиция;
- распределение финансов;
- организация правоохранительных органов;
- военные дела.
Предпосылки польского восстания 1830 года
При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.
Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.
Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.
Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.
Восстание и его последствия
Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.
Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.
После восстания
Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.
Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.
В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.
Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.