Биография министра образования рф филиппова в м. Ректор рудн владимир филиппов: мы должны создать условия для повышения квалификации
Запомнился реформой образования по западному образцу.
Биография
Министр образования РФ с сентября 1998 г.; родился в 1951 г. в г. Урюпинске Волгоградской области; окончил Университет дружбы народов (УДН) им. Патриса Лумумбы по специальности "математика" в 1973 г., имеет также диплом переводчика с французского языка, доктор физико-математических наук, профессор; работал ассистентом кафедры высшей математики, начальником научного управления УДН, заведующим кафедрой математического анализа, деканом факультета физико-математических и естественных наук; 1993-1998 - ректор Российского университета дружбы народов; впервые занял пост министра в правительстве Е. Примакова и вновь утверждался на эту должность при формировании кабинетов С. Степашина в мае 1999 г., В. Путина в августе 1999 г., М. Касьянова в мае 2000 г.; известный специалист в области дифференциальных уравнений и функционального анализа; автор более 120 опубликованных научных работ, в том числе трёх монографий, первые две из которых сразу после их выхода переведены и переизданы в США Американским математическим обществом; академик Международной академии наук высшей школы, Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации; вице-президент Евразийской Ассоциации университетов, член экспертной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по высшему образованию в Европе (занимается вопросами признания дипломов российских вузов в Европе); награжден орденом Дружбы, почетным знаком РАЕН "За заслуги в развитии науки и экономики"; кавалером ордена Почетного легиона Франции (2002, за вклад в сотрудничество в области образования между Россией и Францией); женат, имеет сына и дочь.
Владеет английским и французским языками.
Семья
Жена Владимира Михайловича, выпускница Политехнического института, работает школьным учителем. Сын и дочь окончили экономический факультет РУДН. Дочь Ирена Понарошку работает ведущей на MTV .
Награды, почётные звания и должности
- Орден Дружбы (1995)
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- Благодарности Президента Российской Федерации (1999, 2003)
- Орден «Коммандора» (Бельгия), (1999)
- Премия Президента Российской Федерации в области образования (2001)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)
- Кавалер ордена Почётного легиона (Франция , 2002)
- Орден «Святого благоверного Князя Даниила Московского» (2002)
- Медаль «За заслуги в социально-трудовой сфере Российской Федерации» (2002)
- Орден Короны (Бельгия) (2003)
- Медаль «За заслуги в развитии Олимпийского дивижения в России» (2003)
- Медаль «За укрепление боевого содружества» (2003)
- Орден Франциска Пауло Сантандер (Колумбия) (2008)
- В 1996 году награждён Почётным знаком Российской академии естественных наук «3а заслуги в развитии науки и экономики»;
- 2 сентября 2004 года В. М. Филиппову присуждён Знак отличия «За заслуги перед Томской областью» - за большой личный вклад в подготовку и проведение празднования 400-летия города Томска.
- Академик Международной академии наук высшей школы (1994).
- Академик Российской академии естественных наук (1994).
- Академик Международной академии информатизации (1994).
- Вице-президент Евразийской ассоциации университетов.
- Вице-президент Ассоциации российских вузов.
- Член экспертной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию документов о высшем образовании в Европе.
- Член правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
- Член попечительского совета Фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне».
- Почетный доктор Томского государственного университета
Бывшего министра образования Владимира Филиппова. «Я хотел бы сообщить и министру образования, и всем присутствующим, что только что подписал распоряжение, касающееся ВАКа, о назначении председателем Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова», — заявил Дмитрий Медведев на совещании по вопросам исполнения обязательств, связанных с увеличением зарплат педагогам. Медведев подчеркнул, что Филиппов, ныне являющийся ректором РУДН, работал министром и является человеком опытным. «Надеюсь, что он сможет, максимально тщательно относясь к своим обязанностям, обратить внимание на собственно сам порядок присвоения ученых степеней и званий в нашей стране, потому что с этим есть проблемы, — заявил премьер. — Дело тут даже не в персональных, а просто в системных проблемах».
Пост председателя ВАК освободился на прошлой неделе, когда прежний глава комиссии Феликс Шамхалов .
Арест Шамхалова, который стал председателем ВАК в августе 2012 года, удивительным образом совпал по времени с крупным скандалом — выявлением поставленного на поток процесса в диссертационном совете по истории Московского педагогического государственного университета. Внимание же общественности и Минобрнауки к деятельности данного диссовета было привлечено после защиты кандидатской диссертации в нем , бывшего председателя студенческого союза , .
В настоящее время является ректором Российского университета дружбы народов (РУДН). На эту должность он вернулся в 2005 году после работы в период с 1998 по 2004 год на посту министра образования РФ — до работы в правительстве он также был ректором РУДН, впервые на этот пост он был избран в 1993 году.
О своих задачах на новом посту Владимир Филиппов публично рассуждал еще в пятницу, когда официально он еще был лишь заместителем председателя ВАК. Так, Филиппов , а также числа вузов, которые могут готовить аспирантов. , ректор РУДН заявил, что «не стал бы полностью вешать вину» только на экспертный совет и комиссию.
«Конечно, запланирован на будущее не только с журналами пересмотр, не только с сетью диссоветов, но была запланирована и работа по пересмотру самих всех экспертных советов.
И очень хорошо, что это можно теперь сделать более системно, на некоторых новых принципах, с оценкой работы самих членов экспертных советов, с их публикациями и так далее», — сказал Филиппов.
Самая же главная задача, которую призван решить Филиппов, — это реорганизация системы аттестации научных кадров. Об этой задаче сказал во вторник Дмитрий Медведев, а накануне министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
«Для нас принципиально важно вывести систему аттестации (научных кадров) на новый уровень», — заявил министр, отметив, что система в настоящее время девальвирована.
Научное сообщество в целом согласно с оценкой , отмечая, что проблема находится в самой системе, а не в ее руководителе. «Проблемы в ВАК всегда были, это никак не связано с тем или иным руководителем, — заявил «Газете.Ru» академик РАН , директор Института физики высоких давлений. — О чем можно говорить, если у всех наших «начальников» есть кандидатские диссертации? Конечно, проблемы больше касаются общественных наук.
Не секрет, что довольно много людей сейчас пишут диссертации за деньги. Они переводят что-то с английского языка, и потом непонятно, как их «ловить».
Но я не исключаю, что подобные вещи есть и в естественных науках, в обществе требовательность несколько падает».
«У ВАК есть и были системные проблемы, ведь принципы аттестации перекочевали к нам из советского времени, когда существовал Высший аттестационный комитет, который на правах министерства входил в правительство (то есть не был комиссией при чем-то), — вице-президент РАН . — На Западе, как мы знаем, другая система, и она варьируется от страны к стране. В англосаксонской системе, где сильны университеты, аттестация и защита диссертации напрямую завязаны на деятельность того или иного университета. То есть, когда говорят, что ученый имеет Ph.D., то обязательно добавляют название университета, и степень эта имеет ценность только в контексте важности, авторитетности университета… Конечно же, человеческий фактор - это существенно, но к нему одному все дело не сводится. Хотя, конечно, грустно наблюдать, когда вокруг системы аттестации, вокруг ВАК (где я сам когда-то работал, знаю многих людей) возникают проблемы, недостойные ее».
«Назначение не лишено оснований, Филиппов — опытный человек. Другой вопрос, что в лучшие времена председателями ВАК (а тогда, при СССР, он назывался Высший аттестационный комитет) были известные крупные ученые с мировым именем.
В данном случае это не так, — считает , член-корреспондент Российской академии образования (РАО). — Но Филиппов - опытный человек, который уже показал свое отношение к фальшивым диссертациям.
Назначение, возможно, правильное и по другим причинам: он человек жесткий, и если он примется за налаживание системы, то в этом качестве у него это может получиться неплохо. По крайней мере, хочется на это надеяться».
Главным результатом деятельности Владимира Филиппова на посту министра образования является разработка и принятие в 2002 году концепции модернизации российского образования на период до 2010 года . В этой концепции, в частности, шла речь об отработке системы профильного обучения, государственных стандартов общего образования и введения единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Через три года после принятия этой концепции, в 2005 году, вследствие реорганизации министерства образования и министерства промышленности, науки и технологий было создано Министерство образования и науки, которое возглавил Андрей Фурсенко, и за время его работы в Минобрнауки все эти вопросы перешли из стадии планирования в стадию внедрения, получили неоднозначную оценку научного и образовательного сообществ.
«Филиппов стал министром образования в правительстве сразу после финансового кризиса в 1998 году, — вспоминает Александр Абрамов. — Одна из его первых инициатив, переход на 12-летнее образование, вызвала бурю критики, в итоге про нее все забыли, и слава богу. В 2001 году появилась концепция модернизации образования в РФ. На начальном этапе основные идеи этой концепции звучали следующим образом: качество, эффективность и доступность. Это всем понравилось, но тогда никто не представлял, что все это примет крайние формы. Концепция модернизации образования была принята уже ближе к концу пребывания Филиппова на посту министра, и в этом смысле история повторяется: стандарты образования ведь были приняты в 2012 году под конец пребывания на посту главы Минобрнауки.
Фурсенко в итоге протащил эти инновации. Но старт этой модернизации был дан во времена Филиппова».
Одним из первых общественно-значимых действий, которое произойдет в ВАК, должно стать лишение степеней фигурантов дела о «липовых диссертациях», защищенных в диссовете по истории в МПГУ. Накануне экспертный совет ВАК провел заседание, по итогам которого рекомендовал президиуму ВАК лишить степени 10 человек, включая Андриянова. В ВАК «Газете.Ru» сообщили, что заседания президиума «проходят по пятницам», следовательно, окончательное лишение научной степени фигурантов дела о «липовых диссертациях» должно произойти 15 февраля. «Это нарыв, который легко вырезаем, но вопрос-то в том, что надо лечить болезнь, которая дает нарыв, а не отдельным «хирургическим» путем… решать эту проблему», — считает Филиппов.
Для иностранных студентов в этом году выделено 15 тысяч бюджетных мест. Плюс платные места, в которых очень заинтересованы все вузы. Сколько иностранцев приедет к нам учиться? Какие специальности они выбирают? Как вузы будут отсекать абитуриентов-троечников? Об этом "РГ" рассказывает ректор РУДН Владимир Филиппов.
Владимир Михайлович, все ректоры говорят, что наше образование из-за курса валюты стало привлекательнее для иностранцев. Сколько студентов приедут учиться в российские вузы?
Владимир Филиппов: Государство выделило 15 тысяч бесплатных мест в 106 вузах. Думаю, добавится еще примерно 30 тысяч студентов на платной основе. В итоге на разные уровни образования смогут приехать более 45 тысяч человек. Растет спрос на магистратуру и аспирантуру. Во многих странах мира - в Африке, Латинской Америке, Индии уже созданы свои системы высшего образования, там неплохо готовят бакалавров, но есть пока сложности с подготовкой на уровне магистратуры и PhD. РУДН примет около 2,5 тысяч иностранных студентов. По бюджету - менее 30 процентов, остальные - на контрактной основе.
Инфографика "РГ" / Мария Савельева / Ирина Ивойлова
Российские абитуриенты могут поступить только по конкурсу. Среди иностранцев отбор есть?
Владимир Филиппов: Раньше мы принимали студентов по идеологическим принципам. Бывало, что люди сразу после революций поступали к нам учиться. Вузам даже разрешалось обучать их на подготовительных факультетах не один год, а три. И это были очень мотивированные студенты. Время изменилось, но, в вузах укрепилась традиция принимать, а не отбирать студентов. В то время как американские, французские, английские университеты проводят очень сильный отбор иностранных студентов. РУДН будет набирать тех иностранцев, которые получили не менее 70 процентов от максимальных оценок в своих странах, и тех, кто показал хорошие результаты в олимпиадах, которые проводит Россотрудничество. Мы участвовали в организации олимпиады в Африке и заключили соглашение о проведении олимпиад в четырех странах Латинской Америки. С 2017 года планируем провести десять региональных олимпиад.
Эксперты говорят и о других проблемах. Иностранные студенты у нас находятся на таких же правах, как и обычные мигранты. Уехал на каникулы - получай снова визу. Не успел вовремя - штраф, полиция… Эти правила будут меняться?
Владимир Филиппов: Обо всем этом президенты землячеств разных стран РУДН рассказали председателю наблюдательного совета университета Валентине Ивановне Матвиенко. Она дала целый ряд поручений, в том числе Федеральной миграционной службе (на тот момент). Необходимые документы, которые выделяют образовательных мигрантов из всех остальных, подготовлены. Надеюсь, Федеральное Собрание их примет и студентам, которые поступят в наши вузы в 2017 году, будет гораздо комфортнее учиться в России. Что еще можно сделать для привлечения иностранных студентов в наши вузы? Система зачисления должна быть более гибкой. Во многих странах выдача аттестата затягивается почти на полгода, и мы должны это учитывать. Надо разрешить студентам учиться на подготовительном отделении без оригинала аттестата и предоставлять его перед зачислением на 1-й курс. Время для выбора специальности и вуза надо увеличить. Сейчас многим из тех, кто поступает в наши вузы, остается 2-3 недели на то, чтобы определиться и подать дакументы. Этого времени мало. Во Франции, Германии государство не вмешивается в прием иностранных студентов, хотя обучение для них бесплатно. У нас все расписано "сверху" до мелочей. В итоге человек получает бумагу: такого-то числа тебе надо явиться в такой-то университет. А ему, может, в другой вуз хочется…
В этом году почти 500 тысяч выпускников сдают обществознание - экономика по-прежнему в числе самых популярных у наших абитуриентов. Какие специальности больше всего востребованы у иностранцев?
Владимир Филиппов: Все медицинские профессии. На втором месте - группа инженерных специальностей, на третьем - гуманитарные. Иностранцы в отличие от россиян с удовольствием идут в аграрно-технологический институт. К сожалению, упускается очень важная для их стран и России группа, связанная с физикой, математикой, естественными науками. Во всем мире выпускники с такими российскими дипломами имеют преимущество, но во многих странах слабая школьная подготовка по этим предметам, а учиться в наших вузах на математических, физических факультетах сложно. Всегда большой конкурс на творческие специальности, но тут дело в том, что и мест на них выделяется очень мало.
Какие специальности приносят вузам от иностранных студентов самый высокий доход?
Владимир Филиппов: Медицина. Эта специальность стоит 7800 долларов (на русском языке - 7000 долларов) в год для иностранцев и 300 000 рублей для россиянВ. Заработать вуз может не только на платных студентах, но и на продвижении программ повышения квалификации.
Еще одна серьезная задача: продумать, как оставлять лучших выпускников-иностранцев в России. Пока что ситуация такая: мы готовим кадры в России, а самые талантливые африканцы, индусы нередко уезжают потом в США и Западную Европу.
Что для этого надо сделать? Давать выпускнику вид на жительство, квартиру, место в университете? Не будет ли это в ущерб российским выпускникам?
Владимир Филиппов: Речь идет о том, чтобы оставлять максимум 3-4 процента иностранных выпускников в год. Чтобы заинтересовать их, надо дать то же самое, что предлагают им западные вузы, - примерно такую же среднюю зарплату, возможность снять жилье или жить в служебной квартире, полис обязательного медицинского страхования, уменьшить размер налогов. Должна быть разработана система льгот для вузов, которые оставляют таких выпускников. Уже есть понимание, что для иностранцев, которые окончили российские вузы, нужно создать систему повышения квалификации. Иначе получается, что человек, который проучился у нас 7 лет, через какое-то время уезжает на повышение квалификации в западные страны и переучивается на других технологиях. А это уже вопрос геоэкономический. Там фирмы и компании могут себе позволить оплачивать повышение квалификации сотрудника, у нас - пока нет. Значит, государство должно подключиться к решению этого вопроса.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова
Самая дорогая специальность для иностранцев - медицина: 7800 долларов в год
То есть предложить повышать квалификацию за счет бюджета?
Владимир Филиппов: На этом этапе - да. В первую очередь - по приоритетным для России технологиям.Либо на паритетных основах с фирмами и предприятиями.
Если мы так заинтересованы в талантливых иностранных выпускниках, почему нельзя разрешить им защищать диссертации на английском, что для многих проще, чем на русском?
Владимир Филиппов: Диссертацию на английском языке человек представить может, но мы должны обеспечить ее письменный перевод и синхронный перевод защиты, потому что не все члены совета знают английский язык. Более того, законодательство разрешает защищать диссертацию на любом иностранном языке, но одновременно ее надо представить и на русском. Так что защита на родном или английском языке - всегда дополнительные расходы. Более 95 процентов аспирантов пишут диссертации на русском.
В этом году в РУДН придут более 2 тысяч российских студентов. Меняется ли что-то в предпочтениях выпускников школ? У вас, к примеру, есть аграрный факультет. Ожидается ли туда высокий конкурс?
Владимир Филиппов: Иностранные абитуриенты охотно идут на аграрный факультет, а российские - нет. Поэтому мы на этом факультете, где есть классические специальности - агрономия, ветеринария, были вынуждены открыть ландшафтную архитектуру, санитарно-ветеринарную экспертизу, кадастровый учет. Вот туда наши выпускники поступают охотно. Мы вынуждены были закрыть программу "Зоотехния" в пользу программы "Ветеринария". В этом году в несколько раз уменьшен план бюджетного приема на экономические специальности. А вот на инженерных специальностях, на физмате и в бакалавриате, и в магистратуре прием уменьшаться не будет.
Какие специальности выбрать, чтобы через 10 лет иметь хорошую работу?
Владимир Филиппов: Для начала надо выбрать хороший сильный вуз, а в нем - сильную специальность. Думаю, в ближайшие годы будут востребованы информационные технологии и все, что с этим связано. Всегда нужны будут те, кто умеет лечить и учить. Преимущество на рынке труда будет у выпускников, которые кроме диплома могут предъявить документы о дополнительных квалификациях и умениях. Например, диплом переводчика, сертификат о владении IT-технологиями, удостоверение о том, что вы прослушали курс компьютерной графики в среде AutoCAD или контрактной системы и управления закупками. В РУДН около 1500 программ дополнительного образования.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова
Сейчас идет объединение вузов. С кем мог бы объединиться РУДН?
Владимир Филиппов: Мы открыты, готовы к объединению и только что приняли к себе на учебу несколько сотен медиков из Академии Маймонида, в которой эта специальность сейчас закрыта. РУДН - многопрофильный вуз. По этому образцу и надо объединять ученые заведения. Но мало соединить вместе 5-6 разных вузов, нужен общий кампус. Как будет жить вуз, который разбросан по 30 адресам в Москве? Это тяжело и студентам, и преподавателям. Есть еще одна важная вещь: элитная подготовка не может быть массовой, и гнаться только за количеством при объединении нет смысла.
Есть вопрос
Владимир Филиппов: Система зачисления в вуз должна быть более гибкой. Фото: РИА Новости
О чем просят ректора иностранные студенты
Одна из особенностей РУДН - возможность получения второго диплома. Как правило - переводчика или преподавателя русского языка. Может ли этот диплом быть бесплатным?
Многие выпускники хотели бы пригласить родителей на вручение диплома. Однако визу родителям оформляют только на 7 дней. Нельзя ли увеличить срок хотя бы до 15?
Можно ли перевести учебные планы на медицинском факультете на иностранные языки?
Почему иностранные студенты не могут записаться на прием к врачу через терминал, как российские, а стоят в "живой очереди"?
Почему перевод тем курсовых и выпускных работ на английский язык в дипломе возлагается на студента? Ведь при переводе самим студентом могут допускаться ошибки?