Что относится к я и учеба. Как улучшить чью-то успеваемость: мотивации к учебе
Опросив более 12 тысяч респондентов, исследовательский центр портала сайт выяснил, что самые прилежные учащиеся впоследствии идут работать в профсферы «Наука, образование», «Медицина, фармацевтика» и «Юристы». Опрос проводился с 31 октября по 11 декабря 2017 года.
58% студентов и выпускников вузов бо́льшую часть времени обучения отводят(-или) непосредственно процессу обучения, при этом значительные доли респондентов стараются(-лись) уделять внимание работе - 14% строят(-или) карьеру и 12% хотят(-ели) быть финансово независимыми.
В среднем учащиеся и выпускники средних специальных учебных заведений реже отводили основное время работе по сравнению со студентами и выпускниками вузов - совокупно 23% у учащихся ссузов против 26% у студентов высших учебных заведений.
Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.
Парадоксально, но сложнее всего учеба давалась студентам вузов, которые большую часть своего времени тратили на обучение (30%).
Среди респондентов, поступивших в вуз под давлением родственников, наблюдается самый высокий процент желающих вести праздный образ жизни (25%) и самый низкий процент мотивированных студентов (35%). Напротив, у большинства студентов и выпускников (65%), выбравших вуз самостоятельно, отмечается самая высокая мотивация к учебе. Таким образом напрашивается вывод о том, что стремление родителей заставить детей учиться из-под палки приносит больше вреда, чем пользы.
Больше половины студентов, планирующих в дальнейшем работать по специальности, уделяют основную часть своего времени обучению (51%). Среди студентов, не собирающихся работать по профессии, - самый высокий процент предающихся безделью и отсиживанию времени в ожидании окончании обучения (24%).
Среди специалистов, работающих по специальности, наблюдается самый большой процент респондентов, уделявших большую часть своего времени в вузе обучению (65%).
Среди выпускников вузов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (52%) по сравнению с респондентами, не планирующими работать на себя (64%).
Среди выпускников колледжей прослеживается аналогичная картина.
По сравнению с выпускниками, предпочитающими бездельничать, заточенные на учебу выпускники вузов смогли лучше развить интеллектуальные способности (67% против 43%) и приобрести профессиональные навыки (54% против 20%).
При этом студенты, которые большей частью отсиживали учебные часы, лучше научились находить выход из сложных ситуаций (47% против 43%) и чаще всего находили новых друзей (37% против 26%).
Начинающие специалисты, а также владельцы компаний меньше других тратили время на обучение (55% и 51% соответственно). При этом 15% начинающих специалистов предпочитали бездельничать, в то время как нынешние владельцы компаний, будучи студентами, старались больше работать (24%).
77% респондентов старше 45 лет уверены, что в вузе большую часть своего времени уделяли учебе. Среди участников опроса 18-25 лет доля таких респондентов существенно ниже (48%).
Больше всего времени уделяли учебе респонденты, работающие в сферах «Наука, образование» (73%), «Медицина, фармацевтика» (71%) и «Юристы» (65%). Предпочитали работать участники опроса из профсфер «Туризм, гостиницы, рестораны» (38%), а также «Государственная служба, некоммерческие организации» (33%).
…«Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах -
Танцуют и поют.
И только недотепам
К успеху путь закрыт!» –
Моя родная мама
Мне это говорит…
(С.Михалков «Недотепа»)
…Я всегда с грустью вспоминаю, как понурив голову, брела домой из школы с плохой отметкой. И хотя случалось это крайне редко, но негативные воспоминания все же остались. «Ох, и получу же я сейчас от мамы» – думала я. Но кому нужны были мои пятерки? Стоило ли так стремиться стать отличницей? Итогом подобной гонки за хорошими отметками под неусыпным контролем родителей стали лишь невроз и полная дезориентация в своих истинных желаниях. Кто я, кем хочу стать, что мне на самом деле интересно? Эти вопросы я осознанно начала задавать себе только после тридцати, успев получить 2 красных диплома и почти дописав кандидатскую диссертацию сомнительной для меня нужности...
«Никогда не буду требовать от своего ребенка отличных отметок» – твердо решила я. Но к величайшему ужасу, все чаще обнаруживаю, что треклятый перфекционизм так глубоко засел в моем подсознании, что вытянуть его оттуда ой, как нелегко. Мой сын ещё даже в школу не пошел, а я уже сравниваю его с другими детьми: «Маша уже столько стихов знает, а ты и двух строк запомнить не можешь!» Наговорю в сердцах, а потом тут же вспоминаю себя и думаю: «И дались мне эти стихи?! Зато, какой он у меня ловкий и сильный!»
Как же найти золотую середину в вопросах обучения? Как не перегнуть палку и в то же время не пустить все на самотек? Как правильно относиться к неудачам ребенка, будь то плохие отметки, поражения в спорте или что-то ещё? Что на этот счет думают психологи?
Причины родительских тревог.
Как упоминалось выше, все наши завышенные требования к собственным детям – результат того, что мы сами до сих пор пытаемся доказать всем вокруг свою значимость. Только вот зачем нам это нужно – вопрос, который многие из нас даже не догадываются себе задать. К чему этот «звездный образ идеального ребенка»? Причем, идеального буквально во всем. Чтобы нас достойно оценили окружающие? Неужели чужая оценка способна сделать нас счастливыми? Не большее ли счастье можно испытать, если заниматься тем, что больше всего нравится и получается – любимым делом? А вот чтобы это любимое дело найти, нужно действительно пройти тернистый путь проб и ошибок, столкнувшись с кучей неодобрений. Но путь этот может стать короче, легче и успешнее, если маленького человечка будут поддерживать добрым словом родители. Так считают современные психологи. Я с ними полностью согласна. Хоть и трудно порою бывает не поддаваться своим страхам и опасениям за будущее ребенка, но нужно всегда находить в себе силы и верить в то, что ваш малыш обязательно вырастет Нужно только набраться терпения и помогать ему своей поддержкой и любовью, вдохновляя на успех.10 шагов к успеху в обучении.
Как поступать, если у вашего ребенка не ладится с учебой? В этом вам помогут несколько практических советов:Как лучше учиться? Пожалуй, этот вопрос свойственно задавать не только школьникам и студентам, но и взрослым, принявшим решение усовершенствовать свои знания в той или иной сфере. Так как же быть? Существует ли какой-то удивительный способ запоминать большее количество информации за минимальное количество времени? Может быть, как по велению волшебной палочки, можно сразу же в разы увеличить работоспособность?
К сожалению, чудес не бывает. Однако людям, которые пытаются найти ответ на вопрос о том, как начать хорошо учиться, вполне можно помочь. И, как показывает практика, сделать это несложно. Желающим усовершенствовать свои способности в плане концентрации внимания и запоминания всего нового придется соблюдать лишь несколько нехитрых правил.
Данная статья не только расскажет о том, как лучше учиться. Читатель получит несколько особо ценных советов и рекомендаций, которые обязательно помогут грызть гранит науки эффективнее и с большим удовольствием.
К какой группе относитесь вы?
Специалисты уверены, что по уровню способностей и отношению к учебе подрастающее поколение можно разделить на три категории.
Первая группа - это дети, которым знания даются легко. Дня них не существует проблем с тем, как стать учиться лучше. Они и так в числе первых по всем школьным предметам, их работы ставят в пример, время от времени таких учеников отправляют на школьные, а то и районные олимпиады. Однако чаще всего такие школьники ленивы и несобранны. Они считают, что готовиться к урокам совсем не обязательно. Знания им даются словно сами собой.
Ко второй группе относятся ученики, добивающиеся успехов в учебе благодаря постоянным заучиваниям материала. Большинство из них болезненно относится к своим поражениям. Они понимают, что добиться успехов без труда невозможно. Они буквально с начальных классов разрабатывают собственную систему того, как хорошо учиться в школе. Прикладывая много усилий, конечно!
Последняя группа детей - это школьники, не имеющие особого желания и стремления к получению знаний. Но им также хочется иметь неплохие оценки хотя бы по некоторым предметам. Как правило, учащиеся из этой категории получают плохие отметки.
В любом случае, к какой бы группе ребенок ни принадлежал, для него огромное значение имеет мнение окружающих. Лишь немногие мирятся с мыслью, что они хуже кого-то.
Какой школе отдать предпочтение?
Прежде чем ответить на вопрос о том, как очень хорошо учиться, поговорим о самих заведениях, предоставляющих образование. Итак, как известно, существуют обычные и специальные школы.
Вторые, как правило, представляют знания малышам с ограниченными возможностями. И в этом нет ничего удивительного, ведь хотя все дети-инвалиды в нашей стране и имеют право учиться в любой школе по месту проживания, специалисты считают, что выбор школы во многом зависит от особенностей здоровья ребенка.
Например, детям с умственно-психическими нарушениями бывает сложно адаптироваться в обычной школе, где они зачастую становятся изгоями и не могут найти контакт с ровесниками. В особых школах имеются специалисты и методики, помогающие таким детям лучше усвоить материал. Преподавательский состав знает, как можно учиться хорошо даже в таких случаях. У деток со временем появляются друзья и желание впитывать информацию.
Для интеграции несовершеннолетних с особыми потребностями в общество их здоровых сверстников можно и не прибегать к инклюзивному образованию. Большое значение имеют совместные мероприятия, где участвуют дети из обычных и специальных школ. Трудности в умственно-психическом развитии вовсе не означают, что дети не способны к обучению. Некоторым из них сложно освоить школьные предметы, но они талантливы в творчестве или спорте. Такие дети активно развиваются и добиваются успехов. Их образование немного отличается от такового в обычной школе.
Выбор первого учителя
От первого педагога зависит будущее отношение ребенка к учебе и развитие его способностей. Можно прочитать массу литературы о том, как лучше учиться, но если малышу не по душе преподаватель, то все усилия, скорее всего, не увенчаются успехом. Так на что обратить внимание при выборе учителя?
Мужчина или женщина
Учителя-мужчины в начальной школе встречаются редко. Но дети обожают педагогов мужского пола. А если семья неполная и нет папы, нехватка мужского воспитания чувствуется еще сильнее, особенно у мальчиков.
Опыт работы
Здесь двоякое мнение. Бывает, что молодой специалист интереснее и глубже преподает школьный материал, чем его коллега со стажем. Хотя пожилые преподаватели более ответственно подходят к своим обязанностям, они требовательны и строги к ученикам. А значит, на опыт работы и возраст учителя тоже стоит обратить внимание.
Методика преподавания
Когда и как начать хорошо учиться? Как можно раньше, конечно! В первых трех классах ребенок должен усовершенствовать свои знания в чтении, письме, запоминании стихов и т.д. Иначе потом ему будет сложно добиваться успехов в учебе. Эти навыки во многом зависят от первого учителя, его собственных наработок. Выбирая педагога, стоит поинтересоваться методом преподавания, используемым на уроках.
Отзывы родителей и детей
Мнения взрослых и малышей часто не совпадают. Для родителей учитель должен быть серьезным, требовательным и квалифицированным специалистом. А с точки зрения детей он должен быть добрым и дружелюбным. Как правило, педагоги, имеющие хорошую репутацию, известны далеко за пределами школы. Многие мечтают отдать ребенка в его класс.
Взаимоотношения «учитель-ученик»
Без взаимной симпатии не могут складываться доверительные отношения между учителем и учеником. Иногда педагог пугает ребенка излишней требовательностью.
Подумайте, какой учитель может стать для вашего ребенка авторитетом. Предварительная встреча поспособствует решению этого вопроса.
Как хорошо учиться в университете, в школе и на курсах переподготовки? Для этого нужно следовать нескольким простым советам:
- Расширять свой кругозор и не ограничиваться общей информацией, задавать вопросы и получать ответы.
- Прислушиваться к советам других людей.
- Быть аккуратным и выполнять домашние задания.
- Пересмотреть отношение к урокам и полюбить их.
- Соблюдать распорядок дня и отдыха. Свободное время утром хорошо использовать для повторения заданий.
- Ежедневно работать над собой. Идти вперед и не сдаваться.
Работа в классе или аудитории
Тем, кто хочет знать, как хорошо учиться в университете или в школе, нужно придерживаться лишь нескольких достаточно простых правил, обратив внимание на следующую информацию:
- Внимательность на уроках позволяет лучше усвоить предмет. При проблемах с памятью врачи рекомендуют принимать витамины и специальные препараты.
- Если трудно разобраться в материале, не стесняйтесь задавать вопросы учителю. Всезнающих людей в принципе не существует.
- Для общего развития изучите план учебной программы - посмотрите и почитайте учебник, поработайте с информацией.
- Конспектируйте материал, важные пометки записывайте в схематичной форме. Если изучение школьного курса идет с опережением и возникают вопросы по темам, фиксируйте их и уточняйте у педагога.
Как помочь ребенку хорошо учиться: обращаем внимание на домашние задания
- Выполняйте уроки с ребенком вовремя, не откладывая на потом. Занимайтесь и повторяйте изученный материал. Это поможет закрепить пройденную тему.
- Для выполнения уроков выделите специальное место в доме или квартире, где никто не будет мешать.
- В свободное время читайте дополнительную литературу. Полученная информация позволит лучше понять тему.
- Индивидуальные занятия с репетитором не помешают.
Техническое обслуживание учебного процесса
Мозг человека, как и любой сложный механизм, требует регулярного обслуживания. А содержать его в идеальном состоянии, оказывается, достаточно просто. Занимайтесь спортом, который необходим не только для здоровья, но и для мозга. Доказано, что физическая активность улучшает работу этого органа.
Занятия медитацией снимут напряжение, улучшат память и концентрацию внимания. Следите за питанием, употребляйте продукты с содержанием жирных кислот Омега-3, влияющих на скорость мышления и процессы запоминания.
Что и как сделать, чтобы хорошо учиться? Спите как можно больше. Учеными доказано, что для нормальной работы мозга важное значение имеет полноценный сон. Повторение пройденного материала перед сном позволит закрепить информацию. Вода также влияет на мозг и процессы мышления.
Эксперименты показали, что в состоянии жажды человек думает медленнее. Пусть под рукой всегда будет бутылка с водой. Мозг должен отдыхать, поэтому нужно периодически отвлекаться от учебы и переключаться на другие занятия.
Больше веселитесь. Смех - это лучшее средство от эмоционального напряжения, особенно в период учебы.
Умным быть просто!
- Любая работа требует от мозга предварительной разминки для лучшего восприятия информации (решите легкую задачу, подберите рифмы и т.д.). Важное значение для обучения также имеет окружающая обстановка.
- Не стоит выполнять все задания одновременно.
- Не бойтесь поражений. Любой опыт пригодится в будущем.
- Чаще проверяйте и тестируйте себя перед экзаменами.
- При заучивании материала сокращайте информацию и используйте сжатые схемы (графики, диаграммы).
- Находите дополнительные материалы и применяйте свои знания в жизни.
- Вера в себя увеличивает силу интеллекта.
Роль наглядных пособий
Переписывание конспектов дома помогает запомнить и осмыслить полученную информацию. Можно завести черновой (для класса) и чистовой (для дома) варианты. Желательно делать записи от руки и своими словами, вносить рисунки и графики.
Усвоению темы также помогает ключевая информация, которую можно выделять прямо в тексте. Для пометок удобно использовать стикеры. А для проверки знаний подойдут карточки. На одной из сторон записывается вопрос, а на другой - ответ.
Заранее составьте план дня, позволяющий рационально управлять делами и временем.
Сколько классов заканчивать - 9 или 11?
Выпускник должен решить, чего он ждет в будущем. В принципе это следует сделать еще до поиска ответа на вопрос о том, как лучше учиться.
Есть два пути - поступить в ВУЗ после 11-го класса или пойти в колледж после 9-го. Плюсы и минусы ухода из школы после 9-го класса:
- В колледж легче поступить. После этого можно устроиться на работу. Имея доход, есть возможность учиться заочно в ВУЗе.
- Уровень знаний в колледже отличается от ВУЗа, да и диплом не считается таким престижным.
Сейчас при некоторых ВУЗах открыты лицеи, а это путь к дальнейшему высшему образованию. В любом случае выбор зависит от жизненных ситуаций. Но не стоит принимать быстрых решений.
Уметь учиться - не так сложно, но этот навык просто необходим в жизни.
- Научитесь конспектировать и фрагментировать информацию.
- Не забывайте про орфографию.
- Тестируйте себя.
- Научитесь концентрировать внимание.
- Поставьте цель - учиться (а не просто получать оценки).
- Читайте и изучайте дополнительную литературу.
Наши дети не всегда приносят в дневниках «четыре» и «пять». Порой появляются и «неуды», которые влекут за собой скандалы, детскую нервозность и желание во что бы то ни стало в следующий раз принести в дневнике пятерку. В такой погоне за субъективными цифрами теряется главный смысл учебы — получение знаний. Стоит ли убиваться из-за плохих оценок и наказывать ребенка? Возможно, правильнее будет сменить тактику?
Достаточно вспомнить свои школьные годы, как в голове сразу появляется образ: ученик, буквально выпрашивающий хорошую оценку у учителя и объясняющий это тем, что дома родители его «убьют». Столь страшное слово мы произносили очень часто, имея в виду, что нас сильно накажут, не разрешат пойти гулять и заставят дни напролет учить и учить, лишь бы исправить плохую отметку . Мы гонялись за пятерками и четверками, но лишь для того, чтобы не сердить родителей или утереть нос зазнавшимся одноклассникам. Сегодня, став взрослыми, мы получили уникальный шанс, наконец, научиться правильному отношению к субъективным символам и научить этому наших детей.
Так ли важны оценки?
Конечно, оценки — это показатель того, как ребенок выучил тот или иной урок, но соль в том, что абсолютно любая отметка субъективна. Ребенок мог банально переволноваться и получить «три», хотя подготовился на «пять». Мы серьезно ошибаемся, когда считаем, что оценки — это показатель успешности ребенка, и еще серьезнее — когда строим свои отношения с дочерью или сыном на основании субъективных цифр. У ребенка появляется уверенность в том, что его отметки — это единственный способ заслужить расположение и уважение в семье. Стоит ли тогда удивляться, что желание получить хорошие знания уходит на второй план? Совсем нет. Главной целью обучения становится любовь родителей, которая, вообще-то, не должна зависеть от подобных вещей.
Нам, взрослым дядям и тетям, тоже еще учиться и учиться. И в первую очередь стоит уяснить одну истину: оценка — это не более чем отвлеченный знак. "Двойку" нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим, пророча ребенку работу дворника. Не передавайте школьнику свое тревожное настроение, ведь абсолютно любую отметку можно исправить. Иначе добьетесь только нежелания ребенка возвращаться домой после неудачи в школе, ведь там его непременно «убьют».
Спокойствие, только спокойствие
Конечно, мы хотим идеального будущего для своего ребенка и почему-то уверены, что проигнорируй мы «двойку» хоть раз, он «забьет» на учебу. Но проблема не решается отлучением от телевизора и компьютера. Для начала стоит обратить внимание на то, почему школьник получил «неуд». Спокойно поговорите с чадом и выясните причины неуспеха . Конечно, строгость не помешает, но пусть она будет в разумных пределах: ругать и ставить на горох не стоит. Приберегите карательные меры для более серьезных случаев. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, поэтому сразу увидите, если он просто не выучил урок и отнесся к заданию спустя рукава. В таком случае проявите талант дипломата и убедите горе-ученика, что он должен постараться исправить оценку, но не для того, чтобы просто исправить, а для того, чтобы довести работу до ума. Ну а если ребенок и правда учил уроки, но волнение взяло верх, то успокойте его, сказав, что бывает всякое и вы в него верите.
Ты мне, я тебе
Некоторые родители устраивают дома странный бартер: ты получаешь «пятерку», а я даю 100 рублей или разрешаю поиграть в онлайн-игру. Психологи шутят (хотя шутят ли?), что из подобных школьников вырастают Павлики Морозовы, готовые продать даже самое дорогое сердцу. В таком случае дети начинают стремиться к хорошим оценкам не для того, чтобы получить знания, а для того, что поправить свое материальное положение.
Конечно, вы можете поощрить ребенка, но за старания и усилия, которые он прикладывает, а никак не за оценки. Отличным вариантом будет подарок, который он давно хотел, или долгожданная летняя поездка на море. Главное, преподнесите ее как вознаграждение за усердие, а не за пятерки за год.
Сравнение с отличниками
Каждый второй родитель повторяет своему ребенку: «А Таня учится лучше, чем ты. Таня — хорошая, а ты нет». Конечно, пристыдив своего ребенка, вы можете добиться того, что в итоге он действительно станет учиться лучше, но целью такой учебы все так же не будет являться получение знаний. Ваш ребенок будет зубрить и хитрить лишь для того, чтобы утереть нос более удачливой Тане. Да, в итоге вы добьетесь желаемого, но лишь отчасти, поскольку к хорошим оценкам у вашего ребенка прибавится сомнение в себе и собственных силах, а самооценка подкосится еще в детстве.
Не стоит с малых лет внушать ребенку, что он ничего не стоит, при этом добавляя: «Вот есть же усердные и умные дети». Лучше хвалите своего горе-ученика, хвалите за все, за что только можно.
Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он. Родители-союзники, а не родители-враги нужны ребенку, который и сам понимает, что пока не слишком успешен в школе.
Поняли сами — расскажите ребенку
Зубрежка, чтение в стиле «смотрю в книгу — вижу фигу» — не самый лучший вариант для школьника.
Хорошо, когда родители понимают, что школьные оценки — это условности. Теперь же надо, чтобы это поняли и дети, причем, правильно поняли. Главное, объяснить ребенку, что отметка — это не показатель ума и того, что ждет его в будущем, прежде всего, это показатель его отношения к учебе. Зубрежка, чтение в стиле «смотрю в книгу — вижу фигу» — не самый лучший вариант для школьника, желающего быть умным человеком, а не просто отличником, который забывает все сразу же после экзамена.
Постарайтесь всегда спокойно воспринимать неудачи ребенка, помогайте ему, с детства приучая трудиться и относиться к своему труду серьезно и ответственно. Один раз объяснив своему школьнику, что не стоит гнаться за субъективными оценками, а надо сконцентрироваться на получении знаний, вы избежите ненужных слез из-за двоек, бездумной погони за хорошими отметками и наплевательского отношения к школе.