Формирование зож у детей с овз. Внеклассное мероприятие на тему: ЗОЖ для детей с ОВЗ
Ростовцева Екатерина Викторовна,
воспитатель школы №502 Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека.
В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является чрезвычайно актуальной.
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.
Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Обучающий аспект этой системы включает в себя:
Освоение учебных программ по здоровому образу жизни;
Освоение пособий для педагогов и учащихся;
Создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;
Обучение педагогов активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.
Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей :
1. Системный подход : человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка. Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
2. Деятельностный подход . Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3. Принцип «Не навреди!» Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма . В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Организуя образование в области здоровья, помните:
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
Если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.
Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.
Список литературы:
1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
2. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
3. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8.
4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2005.-№2.
5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ, 2003.
6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991.
7. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8.
Разделы: Внеклассная работа
Пояснительная записка
"Приобрести здоровье - храбрость,
сохранить его - мудрость,
а умело распорядиться им - искусство".
Франсуа Вольтер
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Большинство детей, поступающих в СКОШИ, обладают целым "букетом" различных заболеваний - это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.
При характеристике учащихся 3 класса "Петропавловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат VIII вида", хотелось бы обратить внимание на уровень физического развития. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. У обследуемых детей можно отметить следующие результаты физического развития: 94% учащихся имеют средний уровень физического развития, у 4% - выше среднего, а у 2% - ниже среднего. По физическим особенностям дети напоминают детей младшего возраста, имеют малый рост и вес. Моторика в большинстве случаев достаточна, движения координированные, ловкие, четкие, недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.
Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы с группой учащихся 3 класса, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.
Изучив научные труды, образовательные программы "Знай, свое тело", разработанная американским фондом здоровья, программа К.Г.Зайцевой "Уроки здоровья", методическое руководство "Познай себя" М.Л.Лазарева, ряд учебных пособий, авторами которых являются Г.К.Зайцев и А.Г.Зайцев. Данные программы не рассматривают в полной мере развитие и коррекцию недостатков психофизических нарушений учащихся школ VIII вида, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим назрела необходимость создания программы по формированию здорового образа жизни "Азбука здоровья" для учащихся 3-5 классов СКОШИ, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Программа "Азбука здоровье" является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Программа "Азбука здоровья" основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.
Основные принципы программы:
Механизм осуществления программы:
- Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников СКОШ
- Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья
- Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования школьников - участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
- Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
- Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
- Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
- Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Критерии эффективности и способы проверки
Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни. | Знание, понимание основных видов
спортивной деятельности, ведущие к здоровому
образу жизни. Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. |
Умение применять различные формы зож в повседневной жизни, умение выделять компоненты здоровья и устанавливать связь между ними. | Опросники |
2.Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. | Сформированные умения и навыки личной
гигиены. Понятие гигиены, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена. |
Умение применять различные навыки, знания личной гигиены в повседневной жизни. | Наблюдение, диагностика. |
3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей. | Знание, понимание понятий "здоровый
образ жизни", "вредные привычки", их влияние на
качество жизни, источники здоровья. Познакомить с влиянием "вредных привычек" на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека. |
Умение различать, определять вредные привычки от полезных, умение передавать отрицательное воздействие вредных привычек. | Индивидуа льные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ. |
4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ. | Положительное эмоциональное реагирование на спортивные ценности по ЗОЖ. | Стремление принимать участие в спортивных мероприятиях, занятиях направленных на здоровый образ жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников. | Рейтинг участия в мероприятиях направленных на здоровый образ жизни. |
Сроки реализации программы 2010 -2013гг:
1 этап. Информационно-аналитический 2010-2011 гг
Анализ работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся 3-5 классов СКОШ, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.
II этап. Практический 2011-2012 гг
Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
III этап. Педагогического последействия 2012 -2013 гг
Систематизация полученных результатов.
Программа "Азбука здоровья" включает четыре основных направления:
1. Основы знаний о здоровом образе жизни
2. Культура здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
4. Подвижные и развивающие игры
Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни" Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.
- закреплять знания о здоровом образе жизни
- развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду
- формировать активность и инициативность детей
- воспитывать интерес к здоровому образу жизни
- сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
- вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни
Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
- сформировать умение содержать свое тело в чистоте
- расширять знания о средствах гигиены
- воспитыватьумение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.
- воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания/
Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи:
Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Это направление решает следующие задачи:
- формировать самостоятельность;
- повышать спортивное мастерство;
- воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта
- научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
Спортивные мероприятия, демонстрация фильмов, веселые старты, конкурсы, анкетирование, игры, тематические викторины, путешествия, устные журналы, беседы, оздоровительные минутки, встреча с педиатром, инспектором ГИБДД и т.д. просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления, чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек, нравственные классные часы;
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
- применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.
Программа "Азбука здоровья" рассчитана на 3 года обучения для учащихся 3-5 классов. Работа первых трёх направлений рассчитана по 2 часа в неделю. Направление "Подвижные и развивающие игры", это дополнительные занятия, которые относятся кружку " Волшебный мяч", которые проводятся 1-2 раза в неделю.
- Сентябрь, январь - направления: "Основы ЗОЖ", "Подвижные и развивающие игры"
- Октябрь, февраль - направления: "Воспитание культуры здоровья", "Подвижные и развивающие игры"
- Ноябрь, март - направления: "Профилактика вредных привычек", "Подвижные и развивающие игры"
- Декабрь, апрель, май - направления "Подвижные и развивающие игры".
Прогнозируемый результат: Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.
Тематический план
№ | Направление | 1 год Т |
1год П |
2 год Т |
2 год П |
3 год Т |
3 год П |
|||
1 | "Основы знаний о здоровом образе жизни" | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||
2 | "Воспитание культуры здоровья" | 10 | 15 | 10 | 15 | 10 | 15 | |||
3 | "Профилактика вредных привычек" | 10 | 15 | 10 | 15 | 10 | 15 | |||
4 | " Развивающие и подвижные игры" | 10 | 20 | 10 | 20 | 10 | 20 | |||
Всего часов | 100 | 100 | 100 |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Линевская школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Искитимского района Новосибирской области.
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.
2016г
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната
Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:
- Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
- Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
- Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.
Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:
В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;
Общая трудоспособность;
Двигательная активность;
Закаливание;
Соблюдение рационального труда и отдыха;
Осмысление требований личной гигиены;
Правильное питание.
В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;
Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
Наличие адекватных положительных эмоций;
Отсутствие вредных привычек.
В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;
Трудолюбие;
Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.
В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;
Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
Ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.
Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.
Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.
Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
Список литературы:
1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.
2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.
Право ребенка на здоровье закреплено в международных и государственных законах и нормативно-правовых актах. Долг и обязанность всех взрослых - не только соблюдать, уважать и защищать это право, но и вооружать ребенка необходимыми знаниями о собственном здоровье, готовить к достойной жизни в обществе.
Актуальность.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. От того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая жизнь. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях детского сада.
Одним из таких методов является, на наш взгляд, метод проектов. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Мы обратились к проектной деятельности по ряду причин. Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности /дети, педагоги, родители/, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.
Анализ ситуации в нашей группе показал:
- дети мало информированы о своём здоровье, о том, от чего зависит здоровье человека;
- не умеют применять свои знания в повседневной жизни;
- не понимают важности соблюдения режима дня, мало знают о пользе витаминов, не всегда тщательно моют руки; пользуются носовым платком только при напоминании; нарушают элементарные гигиенические правила: берут пальцы и игрушки в рот, грызут ногти.
Родители уделяют недостаточное внимание здоровью ребёнка:
- не соблюдают режим дня;
- в выходные дни спать ложатся поздно, много времени позволяют ребёнку проводить за компьютером;
- одежда ребёнка не всегда соответствует сезону;
- питание дома зачастую неполноценное;
- гигиенические процедуры во многих семьях проводятся нерегулярно.
Данные причины обусловили создание проекта «Мое здоровье».
Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта: подготовительная группа детского сада (дети 6-7 лет), педагоги, родители.
Проблемный вопрос: Как научиться не болеть?
Цель: учиться сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.
- Учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Продукт проекта: Совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».
1-подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы
2-практический - организация деятельности по реализации проекта
3-результативный - совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».
Ожидаемые результаты:
- Осмысленное усвоение навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
- Более серьёзное отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребёнка.
Методы реализации проекта.
- Практические
Организация режима двигательной активности, режима проветривания в группе
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Игра сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная
Опыты и наблюдения
- Словесные
Чтение художественной литературы
Консультации
Рассказывание
Инструкции
Словесные игры
- Наглядные
Оформление коллективных альбомов
Сбор фотоматериала
Рассматривание иллюстраций
Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты
Личный пример взрослых
- Наше тело. В здоровом теле - здоровый дух!
- Гигиена. От простой воды и мыла у микробов тает сила!
- Питание. Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С!
- Физкультура. Кто с физкультурой дружит, никогда не тужит!
Для успешной реализации проекта нами собраны рабочие материалы: планирование проекта, вопросы для ситуативных бесед с детьми, стихи, загадки, сказки, игры-фантазии, рекомендации родителям, конспекты занятий.
Примерные формы организации деятельности.
3 неделя проекта. ПИТАНИЕ.
Девиз недели: Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С!
- Артикуляционная гимнастика /по рекомендациям логопеда/
- Пальчиковая игра «Этот пальчик самый…»
- Упражнения на дыхание «Горячее молоко».
- Гимнастика для глаз. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. /5 раз/
- Физкультминутки «Капуста», «Лень отбросим».
- Дидактические игры: «Узнай и назови овощи и фрукты», «Угадай на вкус», «Полезно-вредно».
- С-Р игра «Семья».