Концентрический подход. Учебный план и программы обучения
Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных
учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).
В основной и полной средней школе (5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая система изучения предметов. В переходный период обострилась проблема структуры исторического образования в связи с неподготовленностью учителя к работе в новых условиях.
Под структурой понимают порядок, последовательность преподавания курсов всемирной и отечественной истории.
В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет.
С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Однако 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», в результате чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования.
Структура школьного исторического образования
Класс Исторический курс Количество
часов в неделю
5 Эпизодические рассказы по истории СССР 2
6 История древнего мира 2
7 История средних веков (до середины XVIII века) 2
8 История СССР с древнейших времен до конца XVIII века 2
9 Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) 3
10 Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (с начала 4
XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных стран
(1917-1939 гг.)
11 История СССР (с 1936 г. до настоящего времени). Новей- 3
шая история зарубежных стран (с 1939 г. до настоящего
Линейная структура, как видим, предполагает изучение последовательных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса – каждый этап один раз.
Положительные стороны линейного построения:
Соответствует структуре исторической науки.
Расположение материала естественно; учащиеся, заканчивающие среднюю школу, получают полное представление об историческом развитии человечества.
При экономии времени линейный принцип позволяет избежать повторений.
Изучение нового материала поддерживает интерес учащихся к предмету.
Такая структура позволяет придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Она дает возможность формировать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и живо излагать исторические факты, вносить изменения в содержание исторического образования. Общее содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке.
Минусы линейного построения:
История древнего мира и средних веков, которые изучались в младших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить этот пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности вернуться к данным периодам на более высоком теоретическом уровне нет.
Обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный характер.
Нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной истории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом.
Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый.
В значительной мере воздействием идей концентризма объясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории
Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г.
Положительные стороны концентрического построения:
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и
тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
Правильно определен объем, специфика содержания и формы изложения исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными особенностями.
Недостатки: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы- перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, дублирование тем; большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.
Основной причиной перехода на новую структуру стал Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В последние годы выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:
Основная школа (5-9-й классы) 1-й концентр
Интегрированный курс Раздельные курсы
«Россия и мир» отечественной и всеобщей истории
5 кл. История древнего мира 5 кл. История древнего мира
6 кл. Россия и мир в средние века 6 кл. История средних веков (конец XV века)
История Отечества (до XVII века)
7 кл. 7 кл. История Нового времени
Россия и мир (XV век – конец XIX века –
8 кл. в Новое время 8 кл. начало XX века)
История Отечества (до начала XX века)
9 кл. Россия и мир 9 кл. Новейшая история мира (XX век)
в Новейшее время История России (XX век)
Полная средняя школа (10-11-й классы) – 2-й концентр
Непрофильные школы Гуманитарные школы
История России с древнейших Российская цивилизация
времен до наших дней История мировых цивилизаций
Модульные курсы:
Основные вехи История мировой культуры
в истории человечества История религии и атеизма
Мировые религии
Средневековая Русь в контексте
мировой истории и культуры
Зарубежная история XX века
Похожая информация.
Модульно-блочное обучение на уроках музыки (или КТП по-новому).
В течение многих лет на своих уроках музыки я применяю технологию модульно-блочного обучения. Наиболее актуально это сейчас, когда мы стали работать по Примерной программе от 2015г. Не секрет, что программа для уроков музыки, мягко сказать, недоработанная: самая главная проблема в том, что не распределены учебно иллюстрационные материалы и планируемые результаты обучения по годам.
Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки) в соответствии с тематическими линиями и планируемыми результатами обучения, а весь курс уроков музыки я выстроила его по концентрическому принципу. Или, если сказать проще, в распределении учебного материала я использую 2 принципа:
Модульно-блочное обучение
Концентрический принцип распределения материала
Концентризм - принцип построения школьных курсов основ наук, характеризующийся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на всех ступенях обучения.
Модульный блок – это целевой тематический узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Например, свой календарно -тематический план я строю, используя следующие тематические линии (см. Примерную программу):
Музыка как вид искусства- 3ч.
Форма - 3ч.
Жанры - 3ч.
Музыкальный образ – 7ч.
Стили: – 15ч.
Народное музыкальное творчество;
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX -ХХ вв.;
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XI Х- X Х вв.;
Русская музыкальная культура XX в.;
Зарубежная музыкальная культура XX в.;
Современная музыкальная жизнь
Значение музыки в жизни человека- 4ч.
ВСЕГО:35часов
Пример распределения содержания по классам:
Музыка как вид искусства 3ч.Как появились искусства. Искусство открывает мир. Классификация видов искусств. Жанры искусств
Что роднит музыку с литературой Писатели и поэты о музыке
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразитель-ном искусстве.
Классификация видов искусств. Жанры искусств. Категории искусства
Импрессионизм в музыке и живописи.
Искусства различны, тема едина
Классификация видов искусств. Жанры искусств. Художественный замысел
Сюжеты, темы, образы искусства.
Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства
Символика скульптуры, архитектуры, музыки
Полифония в музыке и живописи
Творческая мастерская композитора, художника.
Форма 2ч.
Какой бывает музыкальная композиция. Двухчастность и трехчастность в музыке.
Способы развития в музыке: повтор (вариативность, вариантность), контраст
Двухчастность в музыке.Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»
Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
Многомерность образа в форме рондо.
Вариации
Сонатная форма
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Что дает учителю и ученикам концентрический принцип обучения?
Все классы идут по одной теме, с различным уровнем сложности материала. Следовательно, учителю музыки, который работает во всех классах, легче готовиться к урокам. Ученики, зная что темы повторяются, с удовольствием демонстрируют свои предыдущие знания и чувствуют себя довольно успешными.
В одной параллели классы, как правило, разного уровня подготовки - классы «А» сильнее классов «Д». Принцип концентрического построения материала позволяет упрощать или усложнять тему, возвращаться к ранее изученному или идти «на опережение»
Наиболее успешные учащиеся могут самостоятельно, по индивидуальному плану, осваивать целый блок-модуль.
Что дает МБО:
обеспечивает единство и целостность восприятия всего учебного раздела;
обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса;
дает большую самостоятельность ученика;
дает возможность работать в разных режимах
Итак, первое занятие каждого тематического модуля я начинаю с предоставления общего блока. Например:
«Музыка как вид искусства»
Жанры музыки
3.Музыкальный образ и средства для его воплощения.
страха, душевных переживаний, божественный, героический, комический, радости, трагический, торжественный, грусти, лирический, патриотическийИНТОНАЦИЯ
Повышение или понижение тона голоса, отражает чувства в каком-то элементе мелодии. Это выразительный переход от одного звука к другому.
Насмешливая, решительная, властная, жалостливая, требовательная, ироничная и т.д.
ДИНАМИКА
Сила звучания, громкость
р -- piano (пиано) -- тихо;
pp -- pianissimo (пианиссимо) -- очень тихо;
mp -- mezzo piano (меццо пиано) – не очень тихо
f -- forte (форте) -- громко;*
mf -- mezzo forte (меццо форте) – не очень громко
ff -- fortissimo (фортиссимо) -- очень громко.
ТЕМП
Скорость исполнения музыкального материала
Медленные темпы - скоро, весело, радостно
Очень я люблю использовать «Ленты времени». Например: «Жанры музыки с первобытных времен до наших дней», «Музыкальные стили», «История музыкальных инструментов». Более того дети сами стремятся создавать такие ленты времени и по другим темам.
Каждый пункт этих схем и таблиц будет изучаться более подробно и последовательно. Но именно начало каждой темы с общего большого блока дает целостную картину изучаемого материала. Дети учатся составлять рассказы по таблицам и схемам, и наоборот, составлять схемы и таблицы по тексту, могут заполнять пропущенные фрагменты в таблицах и т.д.
А более подробное использование схем, таблиц, опорных конспектов и задания по работе с ними в следующей моей публикации.
концентризм
(от новолат. concent-rum - имеющее общий центр) в обучении, принцип построения шк. курсов основ наук, характеризующийся тем, что часть уч. материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на неск. ступенях обучения. Так, в начальных классах дети учатся производить все четыре арифметич. действия с целыми числами. На ср. ступени эти действия изучаются вновь, но большее внимание обращается на законы арифметич. действий, на зависимость между данными числами и результатами действий над ними. Подробно изучаются вопросы делимости чисел. Курс лит-ры уч. планом предусмотрен как тематический для средней ступени, затем он изучается как общий элементарный, а в ст. классах ср. школы - как систематический. По этому же принципу строятся шк. курсы и многих др. уч. предметов. От концентрич. расположения уч. материала отличается линейное, при к-ром каждый раздел уч. курса изучается с той степенью глубины и подробности, к-рую требуют задачи преподавания, без возвращения к нему на след, этапах обучения.Нек-рая ступенчатость в построении шк. курсов основывается на объективных законах усвоения знаний детьми: сущность сложных понятий, законов усваивается ими обычно не сразу во всей глубине. Поэтому при усвоении сложных понятий бывает необходимым возврат к старому, но на новой основе, в свете новых теоретич. идей (движение вверх «по спирали»). Повторное изучение материала на ст. ступенях обучения осуществляется на более высоком уровне, с учётом возросших поз-нават. возможностей учащихся. Как правило, нач. этап концентрич. изучения уч. предмета характеризуется особым значением чувств, восприятия предметов и явлений, накоплением сведений и фактов. В последующем обучение принимает всё более систематич. характер , а на ст. ступени ср. образования носит характер серьёзных теоретич. обобщений.
Вместе с тем повторяемость уч. материала в течение всего срока обучения учащихся в ср. школе, свойственная К., ведёт к большей, чем при линейном расположении уч. материала, затрате уч. времени, порождает перегрузку учащихся, а нередко снижает и их интерес к предмету. Эти недостатки К. становятся особенно значительными при необходимости достичь нек-рой законченности образования на каждой его ступени. Так, до введения всеобщего обязательного 7-летнего (а позднее 8-летнего) образования выпускникам нач. школы, многие из к-рых не продолжали обучения, надо было дать определённый круг в известной степени законченных знаний, доступных для детей этого возраста. Этим объяснялась Значит. насыщенность программ нач. классов по рус. яз. и математике. Стремление к известной завершённости неполного ср. образования обусловило введение элементарных курсов ряда уч. предметов в 8-летнюю школу, содержание к-рых в Значит. мере повторялось в ст. классах.
Дальнейшее совершенствование шк. программ и методов обучения приводит к Значит. уменьшению К. в обучении. В действующих программах общеобразоват. ср. школы сочетается линейное и концентрич. построение уч. материала.
СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Методом обучения называется совокупность приемов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниямии навыками и вместе с тем способствует его воспитанию и развитию.
Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизированным видам деятельности.
На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком-либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.
Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.
Концентрический метод
Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.
Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться прежде всего на метод обучения, получивший название «концентрический». Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.
М. И. Глинка рекомендовал «...сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «...Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса» 2 .
Из приведенной цитаты очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он говорит возвышенным голосом, а когда находится в подавленном состоянии, то голос его звучит на более низких тонах. Следовательно, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.
Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрослых певиц, обычно расположен в пределах сим - ре 1 . По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. Поэтому упражнения М.И.Глинки и начинаются от до 1 , что приводит в недоумение тех специалистов, которые считают, что примарные тоны голоса у детей находятся в диапазоне фа 1 - ля 1 .
Следует напомнить, что в голосе человека есть несколько регистров. Звукообразование в спокойном речевом голосе обычно осуществляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ребенок пользуется в речи фальцетной манерой, то и примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.
Данные наших экспериментальных исследований природы певческого голоса детей свидетельствуют о том, что у каждого голосового регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не совпадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения учителя настроить голоса детей на тот или иной характер звучания. М.И.Глинка начинал работу со взрослыми певцами с середины голоса, которая, как он считал, расположена в зоне спокойной речи, т.е. речевой доминанты. А так как речевой голос функционирует обычно по типу грудного регистра, то, следовательно, основоположник русской вокальной школы рекомендовал начинать работу с певцами с середины грудного регистра.
Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:
Плавное пение и без придыхания;
При вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема;
При пении рот открывать умеренно;
Не делать никаких гримас и усилий;
Петь не громко и не тихо;
Петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;
Без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», прямо попадать
Соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, затем арпеджио и гаммы;
Нельзя допускать, чтобы ученики уставали, так как кроме порчи голоса это ничего не принесет; петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.
Вместе с тем, что касается самой сути метода - постепенного расширения звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра, - то в работе с детьми - «гудошниками» или взрослыми учениками с невыявленными вокальными способностями он не совсем подходит. В таких случаях возможны и другие методические подходы, связанные с регистровой перестройкой го-лосообразования. Однако сказанное относится только к начальному этапу вокальной работы. Когда же налажена координация между слухом и голосом, сформированы элементарные навыки осознанного управления регистрами своего голоса и резонированием звука, тогда можно использовать и концентрический метод. На последующих этапах работы данный метод необходим для сглаживания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем диапазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.
Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --
1.3.2. Программы школьного литературного образования
Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный ) принцип.
На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе ученые-методисты разрабатывают программы, предназначенные для образовательных учреждений различного типа, отражающие авторскую концепцию литературного образования данного коллектива. Программы различаются:
По целям,
По адресату,
По принципам отбора произведений для изучения на уроках литературы и во внеурочное время,
По списку художественных произведений для изучения.
В современной школе наиболее часто используются программы литературного образования общеобразовательных учреждений, которые разработаны авторскими коллективами:
Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого,
Под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,
Под редакцией В.Я. Коровиной,
Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой,
Под редакцией А.Г. Кутузова,
Под редакцией В.Г. Маранцмана.
Для углубленного изучения литературы предназначена программа под редакцией М.Б. Ладыгина.
В основе общей структуры каждой из программ литературного образования единые принципы: в 5–8 классах, а также в 11 классе – принцип концентров ) в 10–11 классах – хронологический, или линейный принцип.
Новые понятия
Принцип концентров, или концентрический принцип – принцип построения программ литературного образования, в основе которого – изучение на хронологической основе произведений от фольклора и литературы прошлого до произведений современной литературы в каждом классе основной школы (5–8 классы).
Хронологический (линейный ) принцип – принцип построения программ литературного образования, в основе которого – последовательное изучение художественных произведений в хронологической последовательности в течение нескольких лет (с 9 по 11 классы).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с программами литературного образования.
2. Проанализируйте содержание одной из программ по схеме:
– пояснительная записка (специфика целей данной программы, ее адресат, характерные особенности);
– основные разделы и подразделы программы;
– круг литературных произведений для изучения;
– наличие и обзор содержания дополнительных разделов;
– оценка программы.
3. Подготовьте презентацию проанализированной программы для представления ее на практическом занятии.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные особенности каждой из ступеней литературного образования, отраженные программами?
2. Какова внутренняя логика, структура, целенаправленность программ?
3. Как соотносится в них изучение русской классической литературы с литературой современной, с фольклором, с зарубежной литературой, с теорией литературы и критикой?
4. Какой программе отдаете предпочтение и почему? (Программы указаны в списке литературы.)
Литература
1. Программа литературного образования. 5-11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2002 (и др. гг. изд.).
2. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб., 2000 (и др. гг. изд.).
3. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000 (и др. гг. изд.).
4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 – 11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2001 (и др. гг. изд.).
5. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. – М.: Просвещение, 2000 (и др. гг. изд.).
Информационные ресурсы
http://www.school2100.ru/ – Программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бу-неевой.
http://www.prosv.ru/ – издательство «Просвещение».
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны
Из книги автора1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы
Из книги автора1.2. Цели и задачи литературного образования Цели и задачи современного школьного литературного образования определены в Государственном образовательном стандарте, который является нормативной основой для вариативных программ, творчески осмысленных и разработанных
Из книги автора1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план. Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне
Из книги автора1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют
Из книги автора1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего
Из книги автораГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический
Из книги автора3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный
Из книги автора3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования Специфика литературы как учебного предмета определяет характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию объектов изучения в школьном курсе литературы.Обозначенный в предыдущем параграфе объект
Из книги автора3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА «…Лучшее и вернейшее, что можем извлечь из различных педагогических мнений о преподавании словесности в гимназиях, есть то, что надобно читать писателей. Чтение есть основа теоретическому
Из книги автора3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
Из книги автора3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную
Из книги автора3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования Ключевые понятия: диалог, диалогичность, монологичность, диалогический опыт. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Диалог есть единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость». М.М.
Из книги автораГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования Ключевые слова: организационная форма обучения, внеклассная работа, классификация уроков, нетрадиционный урок, структура урока, самостоятельная деятельность. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Организационная форма обучения –
Из книги автора4.1. Формы организации процесса литературного образования Основными формами организации процесса литературного образования школьников являются: урок; самостоятельная деятельность учащихся; внеклассная работа.Успешное осуществление процесса литературного
Из книги автора6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке