Генерал-майор Павел Золотарев: Зачем России бряцать оружием? Мы просто учимся хорошо защищаться. Заложен прочный фундамент сотрудничества Золотарев гв генерал в отставке
Родился в 1946 г. Доктор исторических наук, профессор. Служил в штабе Ленинградского военного округа, в штабе Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Варшавского договора, начальником управления в Институте военной истории, был помощником начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. С 1993 по 2002 г. - начальник Института военной истории Минобороны РФ. Вице-президент Российской академии естественных наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, генерал-майор.
- Владимир Антонович, так в чем же сущность военной мощи государства?
Военная мощь государства - это совокупность материальных и духовных сил страны и способность мобилизовать их для достижения целей войны. Она складывается из экономических, социальных, научно-технических, политических и собственно военных потенциалов (факторов), роль которых обусловлена рядом важных обстоятельств. В их числе и исторических, определяемых содержанием эпох.
В работах отечественных и зарубежных авторов эти положения раскрыты достаточно обстоятельно. Предложены и математические способы определения военной мощи. Например, профессор Рэй Клайн, директор центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета (Вашингтон), в книге World Power Assessement: A Calculus of Strategic Drift (Оценка мощи мировых держав: расчет стратегического сдвига) предлагает следующую формулу:
Pp + (C + E + M) x (S +W), где Pp - совокупная мощь государства; C - критическая масса (население + территория); E - экономическая мощь; M - военная мощь; S - стратегическая концепция (доктрина); W - государственная воля.
Карлос Маттос предложил добавить в формулу еще одну переменную - P - степень авторитета руководителей государства:
Pp + (C + E + M) x (S + W + P).
Тогда по формуле Клайна и по данным на 1977 г. мощь государств выглядела таким образом, как показано в таблице.
Маттос подчеркивает, что присутствие предлагаемой переменной (P - авторитет государственного руководителя) могло бы дать другие результаты по мощи мировых держав (The Evolution and Evalution of the Concept of Power. Major General Carlos de Meira Mattos. Brazilian Army, Military Review, June 1977. - Прим. авт.). В ХХ столетии военная мощь обеспечивала национальную безопасность государства всем спектром своих слагаемых. При этом ведущую роль в ней играл военный фактор, хотя он и определялся всеми остальными элементами военной мощи. Однако с появлением ракетно-ядерного оружия, когда образовались ядерные державы, а ядерная война стала означать катастрофу для человечества, значение невоенных средств обеспечения безопасности возросло. В первую очередь экономических.
В последние десятилетия ушедшего века в теории и практике международных отношений, в политологии и военной теории прочно заняло свое место понятие экономической безопасности. Последняя одновременно стала и объектом государственной политики. Ибо экономическая безопасность представляет собой способность страны создать необходимые материальные предпосылки для всестороннего развития общества и выступать в качестве самостоятельного и равноправного субъекта мирохозяйственных связей.
Этим во многом объясняется тот факт, что в период, когда наша страна осуществляет драматический переход от одной социальной системы к другой, проблемы решения первоочередных экономических проблем являются особенно актуальными и занимают верхнюю планку в шкале приоритетов.
А в чем особенность военно-экономических проблем в наше время?
Начатые после распада СССР экономические реформы по многим объективным и субъективным причинам оказались неэффективными. Экономическая мощь страны существенно снизилась. Теперь ясно: реформа как единство социально-экономических, материально-вещественных и стоимостных направлений хозяйственной политики буквально стучится в дверь. Необходимо при этом учитывать опыт экономических реформ в других странах. Требуются подлинно научный подход и учет условий, в которых находилась страна.
Перед Россией стоит настоятельная необходимость разработки макроэкономического механизма, обеспечивающего формирование не дикой, а подлинной рыночной воспроизводственной структуры народно-хозяйственного комплекса, способного обеспечить: во-первых, достаточное товарное покрытие потребностей потребительского рынка; во-вторых, как минимум, простое воспроизводство инвестиционных ресурсов; в-третьих, сохранение и по возможности развитие комплекса отраслей общественного производства, имеющих мировой уровень высоких технологий.
Неразрывно связана с этими задачами и реформа Вооруженных Сил, в частности, порядок финансирования оборонных программ. В ходе реализации военной реформы должны быть проведены в жизнь новые принципы формирования военного бюджета, перестройки его структуры, перераспределения расходных статей со значительным увеличением ассигнований на содержание Вооруженных Сил, социального обеспечения военнослужащих, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Нужно твердо помнить: любая война обходится дороже содержания мощной армии.
Не секрет, что проводимая недавно военная реформа и реформа Вооруженных Сил РФ, к теоретическим разработкам которой вы, как известно, имели прямое отношение в начале 1990-х гг., в первую очередь была нацелена на оснащение армии и флота самым современным вооружением и военной техникой. Какое оружие, на ваш взгляд, будет на вооружении армий и флотов передовых стран в XXI веке?
Видимо, диапазон средств вооружения будет весьма широк. Сюда войдут различные средства поражения людей и материальных ценностей - как ядерные, так и "конвенциональные" (обычные), а также многообразная электронная аппаратура управления этими средствами или подавления систем управления противника. При этом резко возрастет надежность оружия, его дозированная разрушительная сила и точность поражения целей.
Но сегодня, если мы хотим в новом веке создать надежную систему безопасности, надо говорить о ракетно-ядерном и противоракетном оружии не столько как о военных средствах, сколько как о средствах политических.
Видимо, настала пора создать глобальную систему военно-политической стабильности. Для этого необходим такой "общественный договор" (пользуясь терминологией Руссо), который решил бы проблему минимизирования ядерного сдерживания. В нем должны участвовать как ядерные, так и неядерные страны. Этот договор мог бы предусматривать взаимные обязательства ядерных держав нанести ракетно-ядерный удар по любому государству, которое решилось бы применить ядерное оружие по какой-либо державе "ядерного клуба".
А что же появится там, за горизонтом?
Скорее всего, первое место займут средства массового поражения и развивающиеся новые виды вооружений. Исторически сложилось так, что под оружием массового поражения (ОМП) понимается "Оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь и разрушений". Традиционно к ОМП относится химическое, бактериологическое и ядерное оружие. Однако создаваемый в последнее время целый ряд принципиально новых видов оружия (в том числе оружия на новых принципах) не относится к ОМП. И, следовательно, на это оружие не распространяется действие существующих международных ограничительных документов, хотя по своим поражающим свойствам, особенно по эффектам последствия, отдельные виды такого оружия могут даже превосходить "традиционное" ОМП - химическое, биологическое, ядерное.
Какова вероятность появления новых, в том числе так называемых "экзотических" средств массового поражения?
Тенденции развития "традиционных" средств ОМП, а также перспективы создания оружия на новых принципах позволяют констатировать: под оружием массового поражения, подлежащим контролю и запрещению, целесообразно понимать все средства непосредственного или косвенного поражающего воздействия на человека, на средства его существования или среду обитания, вызывающие мгновенную (быструю) или постепенную (замедленную) массовую гибель людей (военнослужащих и мирного населения), массовое уничтожение продуктов их труда и существования, техники, объектов и окружающей среды, ведущих к техногенным катастрофам (взрывы плотин, атомных станций, химических объектов и т. д.).
Современное состояние основных источников жизни и оценка перспектив их развития с высокой долей вероятности показывают, что в недалеком будущем возможно развитие глобального кризиса, в условиях которого большинство народов будет поставлено если не в антагонистические, то в остро конкурентные отношения. Если же существующая военно-стратегическая стабильность остается без существенных изменений, то единственным способом преодоления геополитических проблем становится разработка принципиально новых так называемых "экзотических" средств массового поражения. Главной особенностью таких "средств" должно быть то, что их применение никоим образом не должно спровоцировать термоядерную войну. Следовательно, они должны применяться в условиях необъявленной войны, действуя весьма скрытно, более или менее растянуто во времени и без существенных отрицательных последствий для самого агрессора. Приоритетными направлениями поиска новых средств массового поражения признаны:
Разработка биологически активных средств (химических, электромагнитных и др.), способных поражать живую силу - "химического", "биологического", "лучевого", "акустического" и другого оружия;
Поиск средств, способных избирательно поражать только людей определенной нации (расы) или пола - "этнического" оружия, "полового" оружия;
Создание средств, воздействующих на непосредственную среду обитания той или иной нации - "экологического" оружия, в том числе создание средств, приводящих к воздействию разрушительных сил неживой природы - "геофизического" оружия".
В последнее время много говорят об информационной войне и "информационном противоборстве". Каковы будут, на ваш взгляд, их роль и место среди вооружений и способов боевых действий XXI века?
Информационная война - это комплекс мероприятий и операций, проводимых в мирное и военное время, в которых информация является одновременно оружием, ресурсом и целью. Каждый человек, военный или гражданский, участвует в информационной войне в той или иной ее форме. Каждая страна должна быть в состоянии не только проводить указанные мероприятия и операции, но и противостоять аналогичным действиям противника. Концепция "информационной войны" предусматривает:
Поражение элементов инфраструктуры государственного и военного управления (центров командования и управления); электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);
Получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);
Осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением, уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих схем ("хакерная" война);
Формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям информационного воздействия дезинформации или тенденциозно подобранной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война).
Почему же информация, казалось бы, всегда бывшая неотъемлемым компонентом общественной жизни, вдруг стала играть важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности? Этому способствует ряд объективных факторов:
Во-первых, разрушение и дезорганизация информационной инфраструктуры страны по силе воздействия на ее органы управления и экономический потенциал соизмеряется с последствиями применения оружия массового поражения;
Во-вторых, с учетом первого вывода в условиях прекращения холодной войны и нормализации межгосударственных отношений в традиционной военной области центр тяжести противоборства развитых государств (а оно объективно существует и будет существовать) перемещается в информационную сферу;
В-третьих, средства, применяемые для негативных воздействий на информационные и телекоммуникационные системы, стали доступны не только государственным спецслужбам, но и отдельным криминальным и террористическим группировкам, в результате чего проблема обеспечения информационной безопасности стала международной и по значимости соизмеримой с глобальной экономической и экологической безопасностью.
Особенностью информационной войны является то, что она может активно осуществляться и в мирное время, так что правомерен и термин "информационное противоборство".
С развитием вооружения и военной техники военная реформа не исчерпывается, поскольку главное в армии - это люди, которые эту технику обслуживают и применяют. Какие тенденции вы видите в этом плане?
Армия - это необходимый социальный институт, специфическим образом организованная часть общества, предназначенная для ведения вооруженной борьбы, либо ее предотвращения. Понятие "армия" обусловлено общественным и государственным развитием страны. Ясно, что развитие армии связано с объективными процессами экономического, политического и психологического характера государства и общества. Но не менее важно понять, какие именно особенности армии в социальном и социально-психологическом отношениях на этой основе сформировались.
Без знания социальной психологии при исследовании проблем функционирования армии не обойтись, хотя бы уже потому, что само по себе участие в боевых действиях представляет для человека величайшее психологическое напряжение, ибо ежеминутно ставит его перед возможностью утраты своей жизни. Наиболее кардинальной проблемой человеческого поведения на войне является поэтому противоречие между инстинктом самосохранения и необходимостью выполнения требуемых боевой задачей и диктуемых обстановкой действий. Разрешение этого противоречия возможно лишь посредством осознания в той или иной мере не узко индивидуального, а общественного значения поведения одного человека в бою: это и есть переход от индивидуальной к социальной, общественной психологии.
Действия в бою - специфическая форма человеческой деятельности. Являясь социально-типизированным, поведение человека на войне не теряет в то же время и характера "индивидуальности". Поэтому социально-психологический анализ вооруженных сил, позволяющий определить главные черты и стороны деятельности и развития армии, должен быть дополнен анализом тех черт, особенностей и характеристик, которые вытекают из специфики исторического развития народа. В совокупности они и составляют своего рода второй "слой" побудительных мотивов человеческой деятельности - поведения на войне. Большое значение имеют здесь такие категории социальной психологии, как привычки, традиции, обычаи, носящие устойчивый характер и придающие определенный облик и характер как мотивам, так и результатам участия солдата в бою. Если изучение социально-экономических условий является совершенно необходимым для понимания действий больших масс, объединяемых в армии, для объяснения войны как продолжения политики, то исследование социально-психологических факторов дополняет эту картину посредством объяснения мотивов и пружин, лежащих в основе "военного поведения" каждого отдельного человека как участника действий этих армий.
А какова роль системы комплектования в формировании "лица" армии того или иного государства?
С одной стороны, сама эта система складывалась под влиянием социально-экономических условий общества, и прежде всего такого фундаментального обстоятельства, как способ соединения работника со средством производства. С другой - именно способ комплектования, обеспечивая переход определенной части населения из системы общественного производства в систему вооруженных сил, задавал определенную структуру тех отношений, при которых индивиды образуют армию, становятся вооруженной частью народа.
Заметим, что подобную отлаженную плановую работу мобилизационных органов по комплектованию Вооруженных Сил в начале Великой Отечественной войны попытались дополнить народным ополчением - новой формой участия советского народа в борьбе с врагом. Его организаторами были партийные комитеты и местные органы власти в крупных городах страны. В те дни свыше 4 млн. человек подали заявления о вступлении в него. Только в действующую армию тогда влилось до 39 дивизий народного ополчения. Ополченцы отличались от других соединений высочайшим моральным духом, дисциплиной и организованностью. Однако их степень подготовленности к выполнению боевых задач оказалась, мягко говоря, не на высоте.
Так, командующий Резервным фронтом генерал армии Г. К. Жуков, проверив 10 московских дивизий народного ополчения, включенных в состав 32 и 33-й армий, был вынужден 7 августа 1941 г. доложить Верховному главнокомандующему, а также начальнику Главного управления формирования и комплектования Красной Армии о том, что они небоеспособны по следующим причинам: "Дивизии плохо вооружены и недостаточно укомплектованы; их стрелковое оружие состоит не только из русских, но и польских, французских и прочих образцов; артиллерийские орудия в частях самых разных систем, а боеприпасы к ним - совершенно других калибров; дивизии практически не могут тронуться с места из-за отсутствия у них транспортных средств; они не обеспечены средствами связи, инженерным и химическим имуществом".
Существенным недостатком было и то, что призыв военнообязанных осуществлялся не районными военными комиссариатами, в результате чего военно-учетные органы не знали, кто призван в народное ополчение, кто возвращен по состоянию здоровья и по другим причинам. Все это вносило путаницу в учет военнообязанных и в выполнение дополнительных нарядов на призыв пополнения в армию. Высококвалифицированные специалисты народного хозяйства и многие руководящие работники, вообще не служившие в армии, зачислялись в народное ополчение рядовыми, что наносило ущерб промышленности, перестраивавшейся на военный лад.
Ставке ВГК уже в первые недели войны стало ясно, что подобные дилетантские подходы партийных и общественных организаций в вопросах комплектования, вооружения и подготовки дивизий народного ополчения делают их неспособными противостоять опытным, профессиональным и хорошо оснащенным германским войскам. И потому директивой от 23 августа 1941 г. все ополченческие дивизии начали переводиться на штаты стрелковых дивизий военного времени, а с 26 сентября все они стали кадровыми соединениями Красной Армии.
С этого времени мобилизационные органы страны отказались от дальнейшего использования формирований народного ополчения в качестве резервов для комплектования действующей армии. И потому доля дивизий народного ополчения, даже преобразованных в кадровые стрелковые дивизии, не превысила 2,5% от общего числа дивизий Вооруженных Сил СССР, участвовавших в Великой Отечественной войне.
В России сейчас наиболее эффективным является смешанный способ комплектования армии - по призыву и по контракту. Великая Отечественная война показала, что наша армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской обязанности, была высокопрофессиональной. В новых условиях контрактный способ также может быть эффективным.
Товарищ генерал, сейчас на востоке страны проходят самые крупные в истории России маневры, в них принимает участие около 300 тысяч военнослужащих, более 1 тысячи самолетов, вертолетов, до 36 тысяч танков, бронетранспортеров, других машин, до 80 кораблей и судов обеспечения. Как вы считаете - почему эти учения проводятся именно сейчас и конкретно на востоке?
Как военный человек, считаю: выбор места очень логичен. Потому что это регион, где у нас меньше всего сосредоточено войск.
А потом - давайте оглянемся на историю. Мы уже сталкивались с ситуациями, когда в этом регионе возникал вооруженный конфликт, и мы вынуждены были решать задачу переброски войск.
Вы что имеете в виду! Бои весны - осени 1939-го на Халхин-Голе в Монголии, где участвовала Красная армия, или пограничный конфликт СССР с Китаем на острове Доманском в 1969-м?
Я имею в виду, в том числе, Русско-японскую войну. Она, кстати,числится проигранной, хотя на самом деле мы только заканчивали тогда мобилизацию и переброску войск, и нас уговорили заключить мирный договор. А Япония к этому моменту уже выдохлась.
- Это 1904 год.
Да, 1904-й - 1905-й.
Так что, - возвращаясь к сегодняшнему дню и к "Востоку-2018" - все очень логично: поставлена задача быстро, четко и слаженно перебрасывать войска в этот регион. В Европе у нас - развитая дорожная сеть и так далее, а здесь хотя бы даже в этом смысле - такая сложная задача. Это - насчет выбора места проведения маневров.
Что же касается их масштабов... Это очень логично и примечательно вообще-то, что, помимо учений тактического, оперативно-тактического уровня, мы, наконец, имеем возможность (это все-таки достаточно дорогое удовольствие) проводить маневры такого масштаба. И слава Богу...
И к маневрам этим (а начались они 11 сентября и продлятся еще до 17-го) привлекаются не только соединения армии, флота, авиации, а именно - органы и силы военного управления. Как раз то, о чем вы говорите…
Органы военного управления – штабы различного уровня.
А меня, знаете, сначала что заинтересовало? Там, на полигоне "Цугул", были две палатки, где сосредоточились 92 военных атташе.
Ну, на учениях - нормальная практика...
А когда Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин, уже после завершения основного этапа маневров, выступал на полевом смотре войск, он сказал, что наша внешняя политика "направлена на созидательное сотрудничество со всеми странами, которые в этом заинтересованы, именно поэтому на этих учениях присутствует 87 наблюдателей из 59 стран мира"...
Что говорит об открытости нашей. Мы, в том числе, по международным документам в рамках "Россия – НАТО ", имеем даже определенные обязательства на сей счет.
Владимир Путин наблюдает за ходом учений "Восток-2018".Фото: REUTERS
- Перед этим Путин сказал: "Мы - миролюбивое государство"...
И для всех открыты. Вот и пригласили гостей... Чтобы кто-то не думал: вот его не позвали, наверное, к нему отношение соответствующее. Для всех! Хотя... Любая армия должна учиться воевать.
Что еще меня поразило. Взяли порядка 170 журналистов иностранных из всех СМИ, и с полигона на полигон в течение нескольких дней их возят.
И в этом - ничего удивительного...
У меня такое ощущение, что очень уж большое внимание на маневрах к присутствию военных гостей. Говорят, на каком-то другом полигоне ракеты-невидимки были. Не получится ли так, что мы их к секретам каким-то своим допустили?
Нет, конечно. Другое дело, что они могут увидеть на этих учениях элементы нашей неорганизованности, если они есть.
- Не было там элементов неорганизованности!
Мы про это не говорим просто, но всегда такое бывает. Военные атташе как специалисты могут это заметить. А секреты – конечно, нет.
Там были военные из Китайской Народной Республики и Монголии, они вместе с нашим президентом сидели на этом наблюдательном пункте. И Путин сказал: «Хочу выразить особую признательность военнослужащим КНР и Монголии. У нашего боевого братства давние прочные традиции... В годы Второй мировой войны наши страны были союзниками, вместе противостояли агрессору, а сегодня решают общую задачу – вместе обеспечивают стабильность и безопасность на евразийском пространстве». То, что и Монголия, и Китай здесь объединены, может быть, даже впервые за многие годы, - вам не показалось это необычным?
Нет, не показалось. С Монголией , думаю, вопросов нет. Ну, а с Китаем ... тоже вопросов сейчас нет. Да, у нас были определенные территориальные проблемы в конце 60-х, которые вылились в вооруженные конфликты. А других проблем не было. Территорию КНР мы освобождали по окончанию Второй мировой войны, во взаимодействии, конечно, с китайскими силами.
И еще такая вот цифра... От Народно-освободительной армии Китая в этих маневрах участвовало 3500 военнослужащих, свыше 600 единиц военной техники и 30 летательных аппаратов. Тоже впервые так много было на учениях военных из поднебесной, мне показалось. Это о чем говорит или может говорить?
Дело в том, что, если брать соотношение сил в регионе, то, конечно, на стороне Китая здесь - численное превосходство колоссальное. Если бы на маневры прибыли их небольшие подразделения, это было бы нелогично и непонятно. А здесь - вполне адекватное присутствие.
Во время полевого парада президент сказал, обращаясь к российским военнослужащим: «Наш долг перед страной, Родиной – чтобы быть готовыми отстоять суверенитет, безопасность и национальные интересы нашей страны, а если потребуется, то поддержать союзников». Это же не просто фраза, прозвучавшая именно на таких учениях, в присутствии военачальников из стран-союзников. Как это расшифровать нам, гражданским?
Да не надо расшифровывать. Так и понимать. Если мы с ними совместно участвуем в маневрах, значит, в определенной мере можно говорить о союзнических отношениях. А иначе зачем вместе их проводить?
Тогда, Павел Семенович, скажите, какой сигнал с этих учений, с "Востока-2018", звучит в адрес Запада, где периодически, как говорили в 60-е годы, бряцают оружием, и откуда все чаще мы слышим агрессивные заявления?
Думаю, наши военные никаких сигналов Западу не посылают, они выполняют свои задачи на учениях.
- То есть, специально оружием не бряцали и не бряцают?
Нет, конечно. Да и задача другая - показывать, как одно стреляет, другое стреляет... Как летает, как двигается. Маневры такого рода, как я уже сказал в начале нашей беседы, - прежде всего, наша учеба... Отработка взаимодействия. Ну, а дальше... Пусть все, кому это интересно, смотрят наши возможности.
Ну, а политические какие-то сигналы с "Востока-2018" в эти дни могли же прозвучать?.. Я вот слетал туда, посмотрел вблизи на наши силы, на нашу мощь, на министра обороны Шойгу, на Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России Путина, и мне как-то спокойнее стало.
У военных же несколько иные задачи, чем у журналистов. Что же касается политических сигналов и прочего - это не ко мне...
- Спасибо вам за ответы.
А "Комсомолке" - за вопросы.
Павел Золотарев, ведущий научный сотрудник США и Канады, генерал-майор - о манёврах "Восток - 2018"
Подпишитесь на нас
(1905-04-25 )Золотарев Василий Иванович - советский военный деятель, генерал-майор .
Биография
Родился 25 апреля 1905 года в Николаевске в семье крестьян. Отец - Золотарев Иван Дмитриевич до 1914 года занимался хлебопашеством, погиб на фронте Первой Мировой войны в мае 1915 года, мать - Золотарева Прасковья Степановна умерла от тифа в 1922 году.
В 1914 году окончил начальное училище в Николаевске. С 1917 года работал по найму в сельском хозяйстве (пастух). С осени 1919 года агент Комитета бедноты. В 1920 году вступает в комсомол и направляется на учебу в Царицинскую губернскую партийную школу, после ее окончания работал инструктором-организатором в уездном комитете РКСМ в г. Николаевск, с августа 1921 года - электромонтером в городском отделе народного образования в г. Ростов-на-Дону. Одновременно в этот период учился в техникуме водного транспорта .
Военная служба
17 сентября 1922 года призван в РККА и направлен курсантом на 1-е артиллерийские командные курсы в г. Баку, затем в декабре переведен на 2-е Кавказские кавалерийские командные курсы в г. Тифлис. По окончании последних в сентябре 1923 года назначен в 9-й пограничный кавалерийский эскадрон ОГПУ, где проходил службу командиром отделения и пом. начальника заставы по строевой части. С августа 1925 года был начальником погранзаставы и врид пом. коменданта погранкомендатуры по строевой и хозяйственной части в 53-м Даурском кавалерийском погранотряде ОГПУ. С 1 сентября 1928 по 7 мая 1930 года учился в в Москве, по окончании состоял в резерве ГПУ и исполнял обязанности уполномоченного дорожно-транспортного отдела ОГПУ Юго-Западной ж. д. С октября 1930 года служил в 24-м Могилев-Подольском погранотряде ОГПУ начальником заставы и старшим инструктором боевой подготовки, с декабря 1934 года был старшим пом. начальника штаба 162-го полка войск ОГПУ в г. Луганск. 17 февраля 1935 года переведен командиром-руководителем и преподавателем военных дисциплин во 2-ю пограничную школу НКВД в г. Харьков. В период с 1935 по 1939 годы окончил вечерний факультет Военной Академии имени Фрунзе. С декабря 1939 по 14 апреля 1940 года находился в оперативной командировке на Северо-Западном фронте. В должности начальника штаба 1-го и 6-го пограничных полков участвовал в боях с белофиннами. Указом ПВС СССР от 26 апреля 1940 года награжден орденом Красного Знамени. По окончании боевых действий вернулся на прежнюю должность преподавателя военных дисциплин ордена Ленина высшей школы войск НКВД .
Великая Отечественная война
С началом войны майор Золотарев приказом НКВД от 26 июня 1941 года был назначен начальником 1-го отделения 21-й мотострелковой дивизии войск НКВД и воевал с ней на Северном и Ленинградском фронтах. С 26 августа того же года исполнял должность начальника штаба 311-й стрелковой дивизии , которая в составе 48-й армии вела бои в районе ст. Чудово Октябрьской ж. д., затем на реках Оломна, Волхов и в районе Н. Кириши. В середине сентября дивизия была передана 54-й отдельной армии (с 25 сентября - в составе Ленинградского фронта) и участвовала в Синявинской наступательной операции. С 28 сентября ее части вели боевые действия в 4-й отдельной армии. С этой армией она участвовала в Тихвинской оборонительной операции, медленно отходила на север вдоль р. Волхов. С 12 ноября вновь вошла в 54-ю армию Ленинградского фронта. Заняв оборону в районе Войбокало, ее части отражали попытки противника прорваться к ж. д. С 1 по 26 января 1942 года дивизия вела бои в районе дер. Драчево, в тылу киришской группировки противника, держа его в напряжении и нанося ему большие потери. 10 февраля ее части перешли в наступление в районе ст. Погостье и участвовали в Любанской наступательной операции. 26 апреля 1942 года Золотарев был допущен к командованию 311-й стрелковой дивизией . В течение года ее части удерживали рубеж обороны по р. Волхов в районе Н. Кириши. С 11 декабря он командовал 44-й стрелковой дивизией 4-й армии, части которой занимали оборону перед киришским плацдармом противника от устья р. Черная до платформы Кириши. С сентября 1943 года исполнял должность начальника отдела боевой подготовки Волховского, а с февраля 1944 года - Карельского фронтов. С 14 апреля 1944 года полковник Золотарев вступил в командование 176-й стрелковой дивизией которая в составе 32-й армии Карельского фронта длительное время занимала оборону на Беломорско-Онежском перешейке. В ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск левого крыла фронта она, действуя на масельском направлении, прорвала долговременную и сильно укрепленную оборону финнов, преодолела водные преграды и продвинулась с боями на 250 км. К исходу 27 июля дивизия совместно с 289-й стрелковой дивизией достигла госграницы СССР с Финляндией на участке Лонгонвара - Лутиккавара. После расформирования Карельского фронта в ноябре 1944 года дивизия вошла в состав 36-го стрелкового корпуса 31-й армии 3-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской наступательной операции. После ликвидации группировки противника в районе юго-западнее Кенигсберга она в составе армии была выведена в резерв Ставки ВГК, затем переброшена с ней на 1-й Украинский фронт и участвовала в Берлинской и Пражской наступательных операциях
15.01.2008, Воротилы милицейской контрабанды
Кто виноват в том, что в Дальневосточном федеральном округе процветает коррупция, а экономика загнана в тупик?
Хорошо известно, что в основе теневого криминального бизнеса в ДФО лежит контрабанда водных биоресурсов, леса, а также ввоз без таможенного оформления китайских товаров народного потребления сомнительного качества и автотранспортных средств из Японии. На эти весьма прибыльные «коммерческие проекты» уже давно положили глаз милицейские чины, в чьи служебные функции как раз и входит борьба со злоупотреблениями в этих сферах. Все эти направления курирует начальник Главного Управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу генерал-полковник милиции Золотарев Анатолий Павлович, который напрямую отвечает за борьбу с криминалитетом и пресечение преступных действий коррупционеров.
На первый взгляд, генералу Золотареву опыта не занимать. Его оперативная молодость прошла в Хабаровском крае. Он долгое время возглавлял подразделения БХСС. Затем, находясь в должности заместителя, а потом и начальника УВД Хабаровского края, он так умело выстроил работу милицейского экономического блока, что до сих пор новичкам приводят «в пример» одну из главных «заслуг» Золотарева: генерал умудрился ликвидировать всю оперативную базу данных Дальневосточного регионального управления по борьбе с организованной преступностью. А ведь эта база содержала огромный массив служебной информации на преступный мир.
Все началось с того, что, возглавив Главное управления МВД РФ по ДФО, Золотарев А.П. тут же сделал сенсационное заявление: мол, нам эта база данных не нужна! Тогда местные газеты запестрели заголовками с цитатами из речей генерала: «Зачем нам нужна эта помойка?». На деле же «помойка» представляла накопленные и систематизированные оперативные данные по преступным связям местных «авторитетов», информацию экономического характера: о возникающих и ликвидированных фирмах, направлениях денежных потоков, финансовых махинациях и т.д. В общем, накопленная годами целая картина криминального мира Дальнего Востока, компромат на многих и многих нечистых на руку чиновников, политических деятелей и предпринимателей округа.
Столь вроде бы поспешный шаг милицейского начальника был вполне объясним: в оперативной базе содержались данные компрометирующего характера в отношении самого Анатолия Золотарева по периоду его работы в должности начальника УВД Хабаровского края. Генерал просто заметал свои следы. И не только свои: по его указанию был уничтожен целый массив документов о связях с криминалитетом представителей депутатского корпуса, о коррупции в рядах региональной прокуратуры (от окружной до районной) и т.п. Мало того, что до сих пор нет ответа на вопрос, как и кем эта документальная милицейская база была уничтожена. Но курьез в том, что весь этот массив информации оказался в руках… преступных сообществ Хабаровского края. Как могло такое случиться? Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте сопоставим следующие весьма любопытные факты.
Так, в 2005-2006 г.г. на балансе Главного управления МВД России по ДФО находился автомобиль «Тойота Ленд Круизер» (белого цвета, 1998 года выпуска, VIN JT111PJA508000923). Потом у здания Главка он перестал появляться, но продолжал ездить по городу все с теми же государственными номерами. При этом летом 2006 года на одной из дружеских встреч преступных авторитетов, «смотрящих» за районами Хабаровска, лидер хабаровского филиала преступной группировки «Общак» Воронин Александр Александрович по прозвищу «Малыш» рассказал коллегам по цеху, что проблемы с передвижением по краю у него полностью решены, ведь ему доверяет сам милицейский начальник Дальнего Востока Александр Золотарев, который чуть ли не лично выписал Воронину доверенность на служебный «Ленд Круизер».
Генерал-полковник Золотарев на достигнутом не остановился. В середине 2007 года им была проведена реформа по распределению сфер ответственности по краям и областям ДФО. В оперативных службах Главка были произведены сокращения действующих сотрудников, а их штатные единицы переданы на территорию и укомплектованы «угодными» ему местными офицерами. После этого сфера деятельности оперативных подразделений Главного управления по ДФО была ограничена только г. Хабаровском и Хабаровским краем, а все мероприятия на территории стали проводиться межрайонными группами и отделами с «санкции» Золоторева А.П. и под присмотром руководства местных УВД.
Отстранив неугодных подчиненных от работы по территории округа, начальник главка подмял под себя многих руководителей УВД субъектов Дальневосточного федерального округа и тем или иным способом заставил их обеспечивать безопасность его высокодоходных коммерческих проектов.
Формально он вроде бы и не вмешивается в деятельность субъектов региона. Однако на деле именно генерал Золотарев тормозит реализацию поступающей информации о злоупотреблениях в сфере водных ресурсов, контрабанды леса и китайских товаров в дружественных ему регионах. В итоге генералу удалось наладить тесное взаимодействие» с начальником УВД Приморского края генерал-майором милиции Вачаевым Николаем Антоновичем. С тех пор два генерала на пару взяли под свой контроль значительный объем контрабандных поставок на территорию Приморья. Благодаря организаторским способностям Золотарева был выстроен надежный и отлаженный механизм, связывающий контрабандистов с силовиками.
Под прикрытием Золотарева и Вачаева при содействии бывшего начальника УФСБ по Приморскому краю Алешина через порт г. Находка до сих пор ввозится контрабандный товар из Китая и реализуется на рынках Дальнего Востока. Изначально канал был организован Золотаревым и Алешиным через своих коммерсантов. Позднее к потокам подключили Николая Вачаева и его родственника Ростовцева - бывшего начальника отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Приморского края.
В отношении последнего - отдельная история: после отстранения по компрометирующим обстоятельствам от руководства приморским ОБОПом, Ростовцева по просьбе Вачаева взял к себе в главк Золотарев на должность заместителя начальника ОРБ по организованной преступности (по одной из версий - негласно контролировать действия сотрудников ГУ МВД по ДФО, в том числе телефонные переговоры).
При помощи Н.А.Вачаева Золотарев поставил под свой контроль контрабандный ввоз мяса и мясной продукции через приграничные районы Приморского края, которое затем поставляют в г. Хабаровск и другие районы ДФО.
Так, на территории города Хабаровска через предпринимателя Максименко Т.В. был организован устойчивый канал хранения и сбыта мясной продукции, завезенной из КНР под видом «мясо кенгуру из Австралии». По этой схеме ежемесячно завозилось и реализовывалось около 300 тонн контрабандного мяса. Вместе с тем контрольные проверки качества завозимого мяса показали, что эта продукция опасна для жизни и здоровья граждан.
Под опекой начальника дальневосточного Главка МВД оказалась и деятельность преступной группы, состоящей из граждан КНР и России, организовавшей контрабандный канал ввоза из КНР на территорию РФ дешевых китайских товаров, качество которых не соответствует ни стандартам ГОСТа, ни санитарным требованиям.
В сферу интересов генерала Золотарева попал и незаконный оборот драгметаллов в Хабаровском крае. Вместо пресечения криминального канала генерал наладил партнерские отношения с ООО «Драгмет» (расположено в г. Хабаровске в районе ул. Ленинградская), через которое осуществляется незаконный оборот драгметаллов. По сути генерал милиции стал «крышей» незаконного бизнеса, отдав дело под кураторство своего приближенного - заместителя начальника УВД Хабаровского края полковника милиции Павлинова Александра Александровича.
По имеющейся информации, А.А.Павлинов является «кошельком» Золотарева и отвечает за реализацию и безопасность его бизнеса на территории Хабаровского края. Более того, за личную преданность и заслуги перед собой Золотарев А.П. неоднократно пытался назначить его в ГУ МВД по ДФО на должность своего заместителя (то - по следствию, то - начальником оперативно-розыскного бюро по БОП, а затем и по ЭиНП) для скорейшего присвоения ему звания генерал-майор.
Пока что кандидатура А.А.Павлинова для назначения на генеральскую должность не прошла согласование в вышестоящих инстанциях, несмотря на активное лоббирование со стороны А.П.Золотарева. Видимо, свежи еще в памяти воспоминания о совместных командировках и выездах Золотарева и Павлинова на Северный Кавказ. Многие сотрудники боевых подразделений УВД Хабаровского края до сих пор вспоминают ситуацию, когда Анатолий Золотарев, в то время - начальник УВД Хабаровского края, через Павлинова приказал возвращавшимся из командировки бойцам хабаровского ОМОНа и СОБРа (Дальневосточный РУБОП) в срочном порядке освободить военный самолет, вылетавший из Махачкалы, чтобы отправить на борту партию мандаринов.
Другого своего доверенного подчиненного - бывшего начальника УВД Хабаровского края Вячеслава Аркадьевича Баранова - генерал Золотарев поставил курировать чеченский нефтяной бизнес. По указанию Золотарева и при непосредственном его содействии Баранов, возглавив хабаровскую милицию, наладил устойчивые связи с представителями чеченской диаспоры в дальневосточном регионе. А после отставки Баранов был назначен представителем на Дальнем Востоке «Нефтяной компании «Альянс», полностью контролируемой выходцами из Чечни. Таким образом, Вячеслав Баранов стал официальным доверенным посредником Золотарева в диалоге с чеченцами: передает ему причитающуюся долю в чеченском нефтяном бизнесе в ДФО.
Более того, покровительством Золотарева А.П. широко пользуется лидер одной из наиболее влиятельных сахалинских преступных группировок Гитинов Гитиномагомед Магомедалиевич по кличке «Мага», который специализируется на незаконной добыче и контрабанде валютоемких морских биоресурсов, а также легализации незаконно полученных таким образом денежных средств через полулегальный гостиничный и игорный бизнес. При чем, «очерчивая» сферу своих интересов на территории Сахалинской области, начальник ГУ МВД по ДФО даже умудрился «перебить» его ФСБ-шную «крышу» (по словам самого Г.М.Гитинова, до общения с Золотаревым он решал все контрабандные вопросы с одним из руководителей пограничного управления ФСБ по Сахалинской области).
Одновременно для укрепления своих сахалинских позиций, Золотарев пролоббировал назначение на должность начальника УВД по Сахалинской области своего ставленника полковника милиции Андреева С.Ю., через которого в настоящее время решает все свои основные контрабандные вопросы на Сахалине. К ним с уверенностью можно причислить и браконьерские дела преступной группировки Г.Гитинова, чья противоправная деятельность неоднократно пресекалась со стороны сотрудников регионального пограничного управления ФСБ России, но впоследствии успешно «решалась» А.П.Золотаревым через следствие УВД Сахалинской области.
С приморскими пограничниками у генерал-полковника Золотарева также не сложились добрососедские отношения по причине явной противоположности служебных интересов.
Так, в феврале 2007 года Владивостокское региональное пограничное управление ФСБ РФ проводило мероприятия по пресечению противоправной деятельности рыболовецкого судна «Капитан Кремс», намеревавшегося доставить из Магадана большую партию ценных пород водных биоресурсов, добытых с нарушением российского законодательства. Операция проводилась в тайне от руководителя ГУ МВД по ДФО, так как была получена оперативная информация о принадлежности судна лицам, подконтрольным Золотареву и начальнику УВД Приморского края Н.А.Вачаеву.
Однако, узнав о проведении мероприятий, Вачаев немедленно доложил об этом своему патрону и по его указанию вместо задержания контрабандистов направил в порт наряд милиции для задержания … проводивших операцию пограничников?! Пока инцидент был улажен, контрабандисты сумели избавиться от следов преступления и выйти из ситуации с наименьшими потерями.
Более того, в последнее время А.П.Золотарев вообще запретил своим подчиненным проводить какие-либо мероприятия в отношении незаконного оборота водных биоресурсов, особенно рыб осетровых пород, а также по пресечению браконьерского вылова лососевых рыб, что привело к отсутствию в настоящее время возможности перекрытия каналов поставки незаконно добытых водных биоресурсов в западные регионы страны. Также по внутреннему указанию Золотарева А.П. как, якобы, не имеющая перспективы была приостановлена работа по пресечению незаконной вырубки ценных пород леса и его дальнейшей контрабанды за пределы РФ.
Объяснение этому простое. Интересы начальника ГУ МВД РФ по ДФО сосредоточены в основном на контрабандном ввозе на территорию Российской Федерации товаров народного потребления из КНР. При чем вопросы по контрабандно ввезенному товару решаются с Золотаревым через его помощника Григорьева Ивана Алексеевича, который работает в Главке в качестве вольнонаемного служащего. При этом, что не маловажно, Григорьев И.А. не имеет допуска к материалам оперативно-розыскной деятельности, не говоря уже о работе с секретными сведениями, но в ноябре 2007 года Золотарев назначил его вместо себя исполнять обязанности начальника Главного управления.
Вместе с тем, неоднократны случаи неформальных связей Золотарева А.П. с представителями китайских деловых кругов. Неудивительно, что когда информацией о результатах проведенных мероприятий в отношении товаров производства КНР и дальнейшей их перспективой настойчиво интересовался Генеральный консул КНР в Хабаровске, пытаясь найти компромиссы их решения, то от начальника ГУ незамедлительно поступало указание своим подчиненным о прекращении проводимых мероприятий.
Было установлено, что контрабандно ввезенные на территорию РФ товары производства КНР принадлежали наиболее сильной группировке, возглавляемой Гавриковым Сергеем по кличке «Гаврик», который поддерживает близкие отношения с А.П.Золотаревым. Достоверно известно, что за решение вопроса по неприкосновенности своего контрабандного товара «Гавриком» была проплачена сумма в размере около 2 млн. долларов США.
Как правило, при решении аналогичных вопросов денежные средства передаются через Григорьева И.А. напрямую супруге А.П.Золотарева.
Осенью 2006 года после ряда задержаний правоохранительными органами дальневосточного региона китайских контрабандистов без санкции Золотарева, последний провел кадровую зачистку в Главке, в результате которой сотрудники, работавшие по линии борьбы с контрабандой, попали под его прессинг и были вынуждены уволиться либо перевестись в другие подразделения.
Причина его негодования заключалась в следующем - более половины всей контрабанды на Дальнем Востоке непосредственно курирует его супруга. Она лично занимается вопросами организации незаконного ввоза и дальнейшей реализации контрабандно завезенных из КНР дорогостоящих меховых изделий. В подтверждение сказанного можно привести следующие факты.
В июле 2006 года сотрудниками УВД Еврейской АО в районе населенного пункта Нижнеленинск были проведены мероприятия по пресечению контрабандного перемещения груза с территории КНР грузовым автотранспортом. В результате, был задержан грузовой автомобиль, принадлежащий ЗАО «ХАТТ». В ходе его осмотра был обнаружен дорогостоящий товар китайского производства без каких-либо сопроводительных документов - как на его приобретение, так и на таможенное оформление.
Сотрудниками милиции под руководством 1-го заместителя начальника УВД Еврейской АО Хайбулова И.С. было принято решение о перемещении задержанного автотранспорта на территорию ОМОНа. Однако Хайбулову от начальника УВД Еврейской АО Олейника В.И. (в прошлом являлся первым заместителем Золотарева А.П. в ГУ МВД РФ по ДФО) поступила команда загрузить товар обратно и отпустить задержанных, а все документы по его задержанию уничтожить. При чем указание Олейнику дал лично Золотарев, так как в задержанном автомобиле находились норковые шубы, принадлежавшие его супруге.
Помимо всего прочего начальник ГУ МВД РФ по ДФО не обошел вниманием и контрабандные поставки в Россию «праворуких» автомобилей японского производства через таможенные посты Хабаровского края - Ванино и Советская Гавань, часть из которых впоследствии легализуется и реализуется по подставным документам.
Кроме того, генерал-полковником Золотаревым в самом Главке созданы все условия, дезорганизующие работу личного состава подразделения. Так, по данным руководителя Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенанта милиции В.Я.Кикотя, за время нахождения Золотарева в должности начальника Главного управления МВД России по ДФО общая ротация кадров составила более 1500 сотрудников при численности Главка 400 человек. При чем, по состоянию на 01.10.2007 года некомплект оперативных подразделений составил порядка 46%. И в настоящее время профессиональные сотрудники продолжают уходить. Отдела по борьбе с коррупцией уже нет - не укомплектован ни одним сотрудником. В других подразделениях отсутствуют руководители и заместители. Золотарев также выжил своего непокорного заместителя - Гагаро Н.М., которого месяцами держал в командировках, чтобы подтолкнуть к написанию рапорта на увольнение.
Подобная ситуация хаоса и неразберихи, и одновременно всеповиновения и вседозволенности очень выгодна Золотареву - таким образом легче воплощать в жизнь свои идеи, приносящие ежегодно не один миллион долларов, украденных у государства из недополученных таможенных платежей. При этом все делается для деморализации обстановки в ГУ, перспективные сотрудники выживаются, на руководящих должностях удерживаются в основном женщины (Малышева, Бондаренко, Квашук, и др.), к которым начальник Главного управления МВД по ДФО проявляет личную симпатию.
Так, в 2006 году старший оперуполномоченный Малышева Анна Сергеевна, с которой Золотарев поддерживает интимные отношения (до прихода в Главк работала следователем ОВД Центрального района города Хабаровска), при его покровительстве выросла на его «любовных дрожжах» до исполняющей обязанности заместителя начальника ГУ МВД по ДФО по следствию и до настоящего времени уже более года занимает данную должность. Карьера Малышевой после знакомства с Золотаревым резко пошла в гору. И отнюдь не в силу ее профессиональных качеств. Их заменили длинные ноги, молодой возраст и хорошая внешность.
И последнее: даже реабилитационный центр ГУ используется генералом Золотаревым в личных целях в качестве дачи. Причем обязанности уборщиц, садовников, дворников и поваров выполняют кадровые сотрудники милицейского управления. Такая вот служба…
Складывается впечатление, что руководство МВД России во главе с его Министром Рашидом Нургалиевым либо не видит всей полноты картины и не обладает информацией о том, что происходит на Дальнем Востоке, либо это просто выгодно.
Добавить рассказ
1 /
1 /
Все памятные места
Самарская область, Алексеевский район, село Летниково
Мемориальная доска генерала-майора артиллерии Петра Ивановича Золотарёва
Самарская область, Алексеевский район, с. Летниково. Мемориальная доска в честь Петра Ивановича Золотарева, участника Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии.
3 557 наших земляков были мобилизованы в годы Великой Отечественной войны, не вернулось с боев сражений более 2 000 тыс.человек. Все дальше в прошлое уходят от нас славные годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек… Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да по рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить прошлое, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто был на той страшной войне и не дожил до Победы.
Наш земляк, участник Великой Отечественной войны Петр Иванович Золотарев. Родился 18 июля 1910 в селе Летниково Самарской губернии, в семье крестьянина - бедняка. Свою трудовую деятельность начал с 12 летнего возраста. В 1927 году вступил в ряды ВЛКСМ, был секретарем сельской комсомольской ячейки.
В 1929 году по путевке комсомола
В 1941 году оканчивает Военную академию им.
В 1959 году Петру Ивановичу Золотареву присвоено воинское звание «Генерал - майор артиллерии». 18 января после тяжелой и продолжительной болезни
Клуб «Я - Читатель»
Клуб является формой массовой работы библиотеки с детьми с. Летниково
Руководит клубом коллектив библиотеки:
учащиеся школы
Еще в этой местности
Добавить рассказ
Как принять участие в проекте:
- 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
- 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
- 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
- 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
- 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.