Имам шамиль и абхазы. Имам Шамиль
Кавказской войне
Нравственные уроки кавказской войны
Рассказывают, Однажды царь спросил Шамиля : " Если бы ты знал, что моя страна такая огромная и сильная, ты воевал бы против нее 25 лет?" Шамиль ответил ему таким же вопросом: "А если бы Вы знали, что Вы воюете с таким маленьким народом, с такай маленькой страной, Вы воевали бы 25 лет?"
В 1997 году народы праздновали 200-летие со дня рождения имама Дагестана и Чечни Шамиля. И трудно представить себе историческую личность, образ которой так часто низвергался бы и возносился, как образ этого великого человека и гражданина. Равнодушным он никого не оставил. Такова энергетическая природа личности Шамиля. Но времена меняются, с их высоты более отчетливо просматривается то, что нельзя было увидеть раньше. Нельзя жить только прошлым и его оценками. Героизм имама Шамиля, его образ священны для горцев, ибо он, будучи представителем малочисленных народов, продемонстрировал всему миру высокий пример защиты национального достоинства. Однозначно одно: он не был врагом России. Он был лишь патриотом Дагестана, Чечни, Кавказа в целом, а впоследствии - верноподданным и другом России.
Многие видные военные и политические деятели России выступали против покорения Кавказа силой оружия. Это были сторонники торгово-экономического и культурного влияния на Кавказе. Даже генералы не были единодушны в оценке политики царского самодержавия на Кавказе. Генерал-фельдмаршал Милютин, в частности, говорил, что надо совершенно изменить образ действия русских на Кавказе: не применять насилие, не посягать на обычаи и образ жизни, а убедить горцев, что Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края суть единственная цель ее устремлений. В одной из своих статей он писал о вреде применения оружия, предлагал строить взаимоотношения на базе экономического и культурного общения. Особенно подчеркивалась при этом культурная самобытность народов Кавказа. Известный публицист Ясин-Иванов, как и многие другие просветители, выступал за культурно-экономическое сближение горцев с русскими на Кавказе. И таких примеров много. Во времена Шамиля война с горцами оценивалась многими в России как вредное и тяжелое бремя для русского народа.
Может быть, трагедия имама Шамиля, причина неадекватности его образа в истории состоит в том, что он был представителем малочисленных народов? Или в том, что судьбой ему предначертано было воевать именно с Россией, а не с Турцией или еще с кем-то? В этом случае его имя в нынешней России, в нашем общем Отечестве, понятно, звучало бы по-другому. Во всяком случае это одна из причин противоречивых оценок его борьбы.
Те, кто пренебрежительно относятся к личности Шамиля, его образу и борьбе, видимо, не всегда руководствуются истиной. Приведу такое известное высказывание: "Если мы сами рабы, для нас не может быть героев". Думаю, именно в этом природа подобных фальсификаций. Есть люди, которые желают представить дело таким образом, будто имам Шамиль - олицетворение дикого, фанатичного и кровожадного народа, жаждавшего крови русских солдат. Об этом говорили многие, начиная с тех, кто находился в постоянном шовинистическом угаре ненависти к другим народам во времена имперской России, и кончая советскими ненавистниками народов типа Берии и Багирова. Я не говорю уже о современных горе-ученых и писателях вроде Виноградова и Пикуля, которые тенденциозно, а порой и оскорбительно характеризовали горцев, имама Шамиля. Подобные оценки, к великому сожалению, имеют хождение до сегодняшнего дня. Тем самым реанимируются поверхностно- однобокие представления о Кавказской войне . Нельзя не видеть и однозначной идеализации образа горцев, имама Шамиля и некоторыми выходцами из Кавказа - журналистами, писателями, псевдоучеными. Посылка такая: имам Шамиль - национальный герой, а у героев, как известно, недостатков не бывает.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Имам Шамиль был человеком. И этим все сказано.
Для прогрессивных мыслителей, военных и общественных деятелей России и многих других стран имам Шамиль, освободительная борьба горцев Кавказа однозначно и ясно раскрыли самобытную красоту и богатство культуры народов Кавказа. А. Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов , Лев Николаевич Толстой , Александр Бестужев Марлинский и многие другие великие сыны России, которые были на Кавказской войне, выражали свое восхищение имамом Шамилем и горцами Кавказа. Они называли воюющий с Россией Кавказ страной любви в отличие от тех "патриотов", которые представляют даже сегодня Кавказ как "страну ненависти" и тем самым толкают сынов различных национальностей России в пучину новых войн. Так восхищаться противником, с которым пришлось воевать, могли только люди, которые олицетворяли духовное величие России, ее высокую нравственность. Нравственный урок Кавказской войны должен быть один - мы воевали, чтобы жить в мире и братстве. В этом - высшая правда.
Рассказывают. Будучи в плену у царя, Шамиль держался достойно. Показывая ему царский дворец, спросили: “Видел ли ты в горах такую красоту и такой высокий потолок?” На это Шамиль ответил: “Над моими горами потолок еще выше и красивее - родное небо”.
Не стану приводить слова известных деятелей многих стран, восхищавшихся Шамилем. Позволю себе лишь еще раз обратиться к воспоминаниям графини Чичаговой: "Знакомство с этой симпатичной и замечательной личностью оставило во мне навсегда самое приятное впечатление. Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдерживавшего двадцатипятилетнюю войну с могущественной Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений. Одаренный гениальным умом, он управлял своим народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал необходимой, но имел сильное нравственное влияние на него, служа ему примером безукоризненной честности и строгой нравственности. Его подданные боялись его, страшились его гнева, но веровали в его непреклонную силу воли; удивлялись его мужеству, его обширному уму. В газетных статьях о Дагестане Шамиля признавали за гения мусульманского мира, называли его человеком добродушным, справедливым, щедрым на милостыни, бескорыстным до незнания счета деньгам, чуждым хитрости!"
Это русская женщина оценивает человека, сражавшегося против российских войск. Рядом с такими оценками всякого рода измышления и оскорбления в адрес имама Шамиля выглядят жалко и неубедительно. И в наше время экологических и нравственных катастроф крайне важно сохранить ледниковую чистоту и родниковое начало национального достоинства. Это относится и к Дагестану, и к Чечне, ко всему Кавказу и России. И лучшим стимулом может послужить образ такого человека, как Шамиль, который стал частью не только кавказской, но и российской истории. Нравственный урок Кавказской войны в том. чтобы не использовать войну для унижения и оскорбления человека и народа.
Как мужественный и мудрый человек, имам Шамиль осознал гибельность дальнейшего продолжения войны для своего народа, смог на последнем этапе принять решение о ее окончании. Имам Шамиль не был националистом или сепаратистом в современном понимании этих слов. Он защищал свой народ, самостоятельное государство, честь и достоинство народов Кавказа, воевал против оскорбительного бесчинства царской военной администрации. Тогда Дагестан формально, да и фактически, еще не находился в составе России.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Нынешняя Россия, к сожалению, недостаточно знает Кавказ, плохо знает имама Шамиля.
Конфликты возникают от незнания, от неприятия друг друга. Имам Шамиль - не просто воин, а крупный государственный деятель и мыслитель своего времени. Для горцев, дагестанцев имам Шамиль - это Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Кутузов и Петр Первый . При этом мы, дагестанцы, во всяком случае те, кого знаю я, с величайшим уважением относимся к великим людям России, знаем и чтим их. Соответственно и дагестанцы вправе ожидать такого же отношения к их свободолюбивым предкам. Надо все уравновешивать, негоже низвергать истинных героев и восхвалять героев ложных. Именно так следует учиться смотреть на лидеров других народов и государств. Оскорбительные сравнения и нападки недостойных и невежественных людей на имама Шамиля крайне негативно воспринимаются на Кавказе, и особенно в Дагестане. Отвергая Шамиля, мы тем самым усиливаем негативный потенциал тех, кто хочет вражды между братскими народами России.
Составитель проекта об "успокоении дагестанских племен" Николай Бирон писал: "Надо признаться, что Шамиль есть величайший гений, какого когда-либо производил Кавказ". И гениальность эта заключалась не только и не столько в его полководческих успехах, которые позволили ему четверть века при ограниченных ресурсах противостоять одной из самых сильных в мире армий, сколько в его широчайшей реформаторской деятельности, затрагивающей все стороны дагестанского общества . Эпоха Шамиля - яркая страница государственного строительства Дагестана, качественно нового уровня цивилизационного развития на Кавказе. Шамиль своей борьбой, своей жизнью не оттолкнул Дагестан от России, а приблизил его к ней.
Шамиль, создавая государство горцев - имамат , в своей борьбе руководствовался Кораном и хадисами пророка, которые применял с учетом национальных особенностей Дагестана, с учетом исторических задач, стоящих перед его народом, перед его родиной, а не из чувства фанатизма. Он в своей борьбе решал в большей степени важнейшие социально-политические задачи. Борьба с российским самодержавием лишь мешала ему в этом.
Можно с сожалением отметить, что навязанная горцам Кавказа жесточайшая война не дала возможности в полной мере воплотить идеи государственного строительства, которые разрабатывал и внедрял имам Шамиль в самые тяжелые годы. Он хотел создать единое дагестанское государство . Если Россия регулировала бы свои отношения демократическим путем, то она получила бы в подданство достаточно дружественное государство. Думаю, что государства, где феодальная власть была бы фактически уничтожена, на Востоке еще не было. Да вряд ли это было возможно тогда и в Дагестане. Но реальные процессы к этому вели, хотя исторические условия еще не сложились. И Шамиль был во главе этих процессов.
Рассказывают. При встрече Шамиля с российским императором тот сказал ему: "Как же ты мог воевать против такой огромной страны в течение 25 лет?" На это Шамиль ответил: "Я всегда спал на пуховой постели, ел только мед и масло и через каждый месяц брал новый конец одеяла". Удивленному императору, что такое мог себе позволить дикий горец во время войны, Шамиль пояснил: "Я всегда ложился спать смертельно усталым, поэтому, хоть я и спал на земле, положив под голову камень, мне казалось, что я лежу на пуховой постели. Ел я, только сильно проголодавшись, когда любая пища казалась мне медом. Только соскучившись, шел я в комнату жены, и она мне казалась невестой. Только очень усталый и измученный садился я на коня. И любой конь был для меня мягок, как покрытое одеялом сиденье".
Имам был одновременно политическим, военным и духовным вождем. Он беспощадно ломал многие патриархально-феодальные традиции обустройства жизни дагестанского общества, старался возрождать на основе шариата наиболее ценные, традиционные атрибуты горской демократии и права. Он строил свое законодательство на принципе абсолютной свободы и равноправия людей, равенства всех перед законом и Аллахом. Он не только создал государство Имамат в Дагестане и в Чечне , но и стремился к государственному объединению всех народов Кавказа. При этом, объединяя многие народы и племена в своем государстве, Шамилю удавалось наладить между ними нормальные отношения. Имам Шамиль жестко пресекал случаи межнациональных распрей и конфликтов. Он любил говорить, что на Кавказе есть разные языки, но нет разных народов: мы все горцы, дочери и сыны этих вершин, говорил он.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Царское самодержавие навязывало свои порядки взаимодействия культур, языков и традиций народов Кавказа, противопоставляя их по национальному и религиозному признакам.. В военно-политических целях использовалось казачество. В основном это были в прошлом беглые крестьяне, впитавшие в себя дух свободы и воинственности Кавказа. Исторически казаки постепенно входили в жизнь горцев, налаживалась определенная система их взаимоотношений в хозяйственной и культурной жизни . Но при этом царское самодержавие с активизацией своей политики на Кавказе стало постоянно стравливать казаков и горцев, придавая первым изначально несвойственные им полицейско- карательные функции.
Подчеркиваю, что ядро казачества сформировалось на юге России еще до прихода сюда царского военно-политического режима. Казаки и горцы нашли приемлемые формы взаимодействия и хозяйствования. После упразднения на Кавказе должности военного наместника постепенно стали создаваться новые военно-административные управленческие традиции. В Петербурге был издан указ об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом. Этот указ от 21 марта 1888 года был направлен на то, чтобы усилить военно-административное управление краем, и главной задачей было "восстановление у казаков боевого духа и военных привычек". В канун XXI века в России опять кто- то хочет этим заняться. И как здесь не сказать: люди, остерегайтесь ступать на уже пройденную однажды трагическую тропу.
Казаки действительно занимались хозяйством, принесли много нового в жизнь Кавказа, стали налаживать сотрудничество с местным населением. Но это было невыгодно для военной администрации на Кавказе, и власти начали постепенно отменять возникшие там элементы гражданского самоуправления. Их и надо восстанавливать сегодня, а не возрождать "боевой дух и военные привычки". В то время управление горцами было передано в подчинение военного министерства и установлено военное казачье управление во главе с наказными атаманами и начальниками областей. Соответственно создавались разные условия для жизнедеятельности на Кавказе казаков и горцев, христиан и мусульман. Все управление было передано в руки казачьих атаманов, которым были предоставлены широкие привилегии. Привилегии зачастую оскорбительные, в том числе для самих казаков, противоречащие сути созидательных, культурных традиций казачества, содержащие опасный конфликтный потенциал. Надо тем не менее понять, что это были методы другой эпохи, другого государства. Ныне казакам необходимо вернуть свою самобытность и полную защйту, где бы они ни проживали. Казаки и горцы давно побратались, и не надо их вновь сталкивать. Трагедии в Чечне одинаково будоражат горцев и казаков. И после этого понятно, что казаки и горцы ищут шанс самосохранения, защиты. Но лучшая защита - жить, объединясь друг с другом в понимании и сотрудничестве.
Шамиль жил в условиях военного времени и был вынужден формировать весьма жесткую структуру власти, но вместе с тем он сохранял структуру гражданского общества. Исполнительная и судебная власть, административное деление и управление были достаточно эффективными. Наибов, судей (кадиев) и других лиц имам назначал, руководствуясь исключительно их моральными, деловыми качествами. Он всячески поощрял развитие промышленности и торговли, построил эффективную централизованную финансово-налоговую систему. Систематически собирались съезды алимов - ученых и религиозных авторитетов, на которых решались наиболее важные военные и государственные вопросы. Совет (диван-хана) при Шамиле собирался ежедневно, кроме пятницы. Заседание Совета проходило весьма демократично. Он утверждал указы (низамы), положения, регламентирующие все стороны жизни имамата. Имамат стал уникальным государственным образованием на Кавказе и в целом на Востоке. Были даже министерства по науке, по делам христиан и веротерпимости. Религия и политика, шариат и закон тут переплетались теснейшим образом. И нельзя забывать, что все это делалось в обстановке постоянно ведущейся войны.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Первейшей функцией государства было управление сообществом народов, исходя из принципов свободы, равенства и справедливости. Насущные вопросы жизни общества решались на джамаатах демократическим путем. Для решения самых сложных вопросов созывался съезд представителей всех народов имамата. Но сохранялось жесткое единоначалие под руководством имама.
Свою "блистательную эпоху" (Н. Добролюбов) военных побед имам Шамиль обеспечивал хорошо организованной армией, которая состояла из пехоты, конницы и артиллерии. Артиллерия главным образом собиралась из трофеев, а потом с помощью русских перебежчиков было налажено собственное производство пушек. Армия в лучшие годы достигала до 50 тысяч человек и, конечно, тяжелым бременем ложилась на плечи и без того бедно живущих горцев. В армии были знаки отличия и целая система наград. Проявившему трусость пришивался особый знак на рукава или спину. И снимали его только после проявления храбрости. Все военные операции имам Шамиль проводил на основе тщательной подготовки и разведывательных данных.
Во многих частях Кавказа были наибы Шамиля. Назначая наиба, Шамиль наставлял: порядок и законность начинаются с себя и своих близких, а потом уже их нужно требовать от других людей. Ничто так не развращает народ, как бесконтрольная и безответственная власть. Шамиль подбирал своих наибов по принципу честности и неподкупности, хотя найти таких людей было непросто. "Человек не может править другими людьми, если не превосходит их мужеством, знаниями и нравственностью",- любил повторять Шамиль. Таковы были его требования к себе и другим.
Основные моменты жизнедеятельности человека и почти все правоотношения в государстве Шамиля строились на основе норм шариата. Надо отметить, что законы шариата составляют конституционно-правовую основу некоторых современных государств, но они сильно адаптированы к современности. Поэтому, видимо, они не мешают их цивилизованному, культурному и научно-техническому развитию. Более того, путем органичного единства духовно-нравственная жизнь ряда таких сообществ на порядок выше, чем во многих других государствах. Сегодня, конечно, находясь в одном правовом пространстве с Российской Федерацией, невозможно однозначно руководствоваться нормами шариата, но местное нормотворчество возможно. В большей степени они должны быть нравственными нормами, а не законом. Шамиль вовсе не относился догматически к нормам шариата, а применял их, учитывая широкую базу обычного права горцев, задачи того периода дагестанского общества.
Добролюбов и другие русские революционеры-демократы выступали за доброжелательные, добрососедские отношения со всеми народами Кавказа. Добролюбов подчеркивал, что все те, кто не умеет отделить русское правительство от русского народа, ничего не понимают. Он подвергал резкой критике всеху кто именовал горцев хищниками, изуверами, необузданными фанатиками. Он говорил: "Возникновение движения - это не выражение вражды между мусульманами и христианами, а действия отдельных узурпаторов". Статья Добролюбова "О значении наших последних подвигов на Кавказе" убедительно доказывала, что движение горцев возникло прежде всего на местной социально- экономической и политической почве, подчеркивала, что не русский народ, а самодержавие осуществляет на Кавказе насилие. Добролюбов говорил о необходимости гуманного и справедливого управления делами других народов. Он выражал братскую поддержку нерусским народам, которые не хотели порвать с Россией, дорожили дружбой, говорил о необходимости объединения в одном едином государстве русских и нерусских, близких по духу, воспринимал настоящий патриотизм как проявление любви к человечеству, которая исключает неприязненное отношение к отдельным народностям. Чернышевский также выражал симпатии горцам, однако осуждал жестокости, которые допускал Шамиль в Дагестане и Чечне.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Известно, что российские феодалы потратили более 150 лет на внедрение в России крепостничества. Свободолюбивый дух русского народа велик. И вот почему такое сочувствие русских к борьбе горцев. Свободные крестьяне-уздени были вынуждены резко протестовать, когда чиновники царской военной администрации стали относиться к ним как к крепостным в России. Целые джамааты выражали свое недовольство, а местные феодалы истолковывали это как выступления против русских и вместе с царской военной администрацией жестоко усмиряли горцев. Все это провоцировало горцев оказывать местным феодалам и военным достойное, организованное сопротивление.
Для свободного горца призыв к газавату был понятнее, чем репрессивные директивы Ермолова .
Честь и достоинство даже самый простой крестьянин ставил в горах выше своей жизни. Прекрасно чувствуя настроения людей, Гази-Магомеду и Шамилю пришлось прежде всего бороться против своих ханов и феодалов, пересмотреть ханские порядки, когда подчиненный снимал шапку перед начальством. В горах "устроилось совершенное равенство" (Р. Фадеев). От Шамиля бежали в свое время Ахмед- хан Мехтулинский, Эрпелинский правитель Уллубий, беки Казикумухского ханства, шам- хал Тарковский и многие другие феодалы. Им удавалось вернуться в свои владения только вместе с царскими войсками. Возвращаясь, они возобновляли поборы, взятки, похищение девушек, издевательства и т. д. Война всегда развращает часть народа.
Именно к этой части Шамиль был жесток. Но он был жесток к бездельникам, бандитам, предателям и трусам. Грузины рассказывают, что Шамиль однажды сказал в адрес предателя: "Ты знаешь, что тебя ожидает?" - "Нет", - ответил тот. "От меня - смерть, от Аллаха - ад, от мусульман - презрение".
При всех недостатках, жестокостях важно понять самое существенное: в государстве имама Шамиля горец провозглашался свободным человеком. Тут были отменены многие феодальные подати и повинности, что было привлекательным для народа. Шамиль отменил рабство. Социальная политика и свобода личности в имамате Шамиля были на порядок более прогрессивными, чем это было в России и ряде феодальных владений Кавказа. Многие исследователи пишут о тяжелом положении горцев в имамате Шамиля. Они будто забывают, что шла жесточайшая война. Многие горские семьи оказались на грани голодной смерти. Да и сам Шамиль не благоденствовал, не строил дворцов. Он сказал, что вынужден был прекратить войну, потому что горцы стали есть траву. За 25 лет борьбы Шамиль предпринял много шагов, чтобы достойно завершить неравную и кровопролитную битву. Он завершил ее, по сути, пожертвовав многими своими принципами во имя спасения своего народа. Таковы исторические реалии.
Особое место в раскрытии психологии этой войны, характера горцев принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Он - за добровольные, добрососедские отношения и дружбу между русским и кавказскими народами. "Не знаю - писал Толстой, - является ли Кавказ страной вдохновения, но он, несомненно, страна любви". В своем дневнике 1854 года Л. Н. Толстой оставил такую запись: "Я начинаю любить Кавказ хотя и посмертной, но сильной любовью". Толстой показал сложные взаимоотношения между Шамилем и Хаджи-Муратом , между Шамилем и Николаем I. Простой солдат Прокопенко говорит: "Горцы - самый геройский народ. Да и то треба сказать: он свою ридну землю, свое ридне гниздечко оберегав. Якщо по правди сказаты, то его тут правда була, не наша". Казаки, писал Толстой, борются, но вместе с тем уважают горцев и хотят наладить с ними добрососедские отношения.
Таков еще один урок этой войны. И эти уроки нужны для мира и добра. В сегодняшнем и вечно едином Отечестве, в котором Дагестан занимает и должен занимать достойное место.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Война шла по своим законам, но и жизнь не прекращалась. Мирных русских не встречали как врагов. Рассказывают, что, когда пришла пора солдатам оставлять после зимних квартир селение, горцы провожали их более пяти верст, везли хлеб, мед, молоко и с истинным сожалением расставались с русскими. Так что была не только вражда, было и взаимопонимание в тех случаях, когда русские солдаты вели себя уважительно к местным жителям.
В 1857 году Шамиль писал французскому послу в Стамбуле: "Ученые и почетные лица просили меня обратиться к державам с ходатайством, чтобы во имя человечности они положили конец этим беспримерным в истории жестокостям... мы находимся на исходе сил... у нас нет оружия, ни всего необходимого для продолжения войны ". Только величайший талант и государственная мудрость имама Шамиля позволили ему долгие годы оказывать достойное сопротивление. Главным образом он опирался на поддержку народов Дагестана и Чечни. Шамиль стремился консолидировать Кавказ, напомнить своим соседям и братьям об общности судьбы, обычаев и традиций, о достоинстве сынов гор Кавказа. Главнокомандующий генерал Нейд- гардт докладывал военному министру в Санкт- Петербург о том, что "весь Дагестан принимает живое участие в успехах Шамиля". Феодалы старались помогать своим новым хозяевам и создали отряды из "мирных" горцев для борьбы с Шамилем . Но нередко милиционеры из этих отрядов тут же переходили на сторону имама. Симпатизировали ему кабардинцы, адыги, хотя около 200 кабардинских феодалов и получили награды "За отличие в военных действиях против Шамиля".
Обращаясь к черкесам, имам писал в 1845 году: "Не бойтесь, не унывайте, ибо вы высоко еще стоите. Не склоняйтесь на богатства, которым враги владеют, и не давайте веры тем отступникам среди вас, которые предпочитают неверных своим братьям правоверным из опасения, чтобы вас не постигла жалкая участь!" Но Кавказ не был един. Многое разобщало этот край. И соответственно мешало и царской администрации налаживать диалог с мелкими правителями.
Нередко репрессивные методы политических режимов просто называли "усмирением", а горцев - "шайкой разбойников", "извергами", "бандой необузданных варваров". Причину войны видели в "привычке горцев жить войною". Выступали с подстрекательскими проповедями вроде "упорного варварства" кавказцев.
Эти благоглупости эксплуатируются по сей день теми, кто не в состоянии понять, что культура России, ее великая доброжелательность - антиподы завоевательским амбициям рьяных политиков и генералов.
Нам нужен мир для созидания единого Отечества. И главный исторический урок всей этой войны только в стремлении сделать все для укрепления единого Отечества, а не в желании сохранить "набеговое производство", которое осуществлялось ими.
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Горцы создавали веками вовсе не "набеговое производство", а высочайшую культуру металлургии, ремесленничества, производства зерна и развития животноводства. Чтобы понять все это, надо прочитать не только генерала Ермолова , но и Карамзина, Соловьева, Услара, Крачковского и Вавилова, побывать в горах и пройтись по тамошним тропинкам, пообщаться с людьми, посмотреть на их натруженные руки, уникальные террасы земледелия, сады и огороды на склонах гор.
Во время Великой Отечественной войны имя Шамиля звучало патриотически. Была даже танковая колонна "Шамиль". Но закончилась война, и уже в 1947 году некий ученый Аджимян X. Т. выступает со статьей "Об исторической сущности кавказского мюридизма". В очередной раз реанимировался старый тезис колонизаторов о том, что не царское самодержавие, а горцы с помощью Турции и Англии инспирировали войну. Была развернута кампания с целью доказать, что движение горцев было реакционным. Шамиль и Дагестан обвиняются в том, что их сопротивление ослабляло Россию. Аргумент достаточно смешной и одновременно грустный.
В подкрепление подобных "идей" в 1953 году в Тбилиси был составлен и издан специальный сборник "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов". Вот так, однозначно.
В книгах подобного рода исподволь разжигается межнациональная рознь. Древнейшие народы с великими культурными и нравственными традициями, создавшие тысячелетие тому назад свою государственность и развитые формы горской демократии, представлены в таких "исследованиях " как народы, веками пребывавшие в состоянии полной анархии, вольности, как "человеческое стадо ", которое при цивилизованном нашествии войск царского самодержавия было поставлено под неусыпный надзор "пастухов-мюридов " с их верховным вождем....
Скажем словами Монтеня: "Ложь - это удел рабов, а свободные люди должны говорить правду ". Ложь обычно процветает там, где есть для нее почва, а это, как правило, антинародный режим. И убеждаешься: в интересах русских и кавказцев надо чаще говорить и писать правду о Шамиле и шамилевской эпохе Кавказа. Правда, какой бы горькой она ни была, не может оскорбить память предков, если даже они когда-то воевали друг против друга. Оскорбляют память те, кто продолжают войну после мира.
Народно-освободительная борьба горцев под руководством Шамиля требует очень внимательного анализа, учитывающего все аспекты сложнейших по своей сути историко-политиче- ских реалий. Это важно, чтобы снова и снова не впадать в крайности, способные и впредь искажать или мифологизировать образ Шамиля, горцев и всей сложнейшей в своем переплетении проблематики Кавказской войны. В связи с этим, по нашему мнению, прежде всего следует учитывать:
социально-экономический и социально-этнический аспекты исторической жизнедеятельности народов Дагестана вплоть до XIX века;
самобытность, обустройство и историческое единство народов внутри Дагестана, традиции их взаимоотношений друг с другом, ориентации и идеалы;
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
естественный процесс включения Дагестана, всего Кавказа в российское подданство;
колониальный характер политики царского самодержавия, бесчинства его военной администрации на Кавказе как главный фактор начала широкомасштабного военного кровопролития;
характеристику освободительной борьбы горцев и ее идеологии - мюридизма как знамени сопротивления и защиты своего отечества;
Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"
Шамиль - имам Чечни и Дагестана.
Шамиль родился в июне, 26-го числа, в 1797 году. Родился он в селении Гимры.
Будучи ребёнком, Шамиль очень часто болел, но начал выздоравливать и даже расти после того, как его первое имя «Али» заменили на «Шамиль».
Шамиль имел такую силу, что никто из сверстников не мог победить его ни в прыжках, ни в беге, ни в борьбе - Шамиль одерживал вверх всегда! Ходят легенды, что, если Шамиль видел на улице ишака, нагруженного дровами, то просто перепрыгивал через него.
С самых юных лет дядя Шамиля по материнской линии учил его читать Коран. А когда тот достиг возраста 10-ти лет, мальчика был отправлен в медресе на дальнейшее обучение.
Шамиль был очень храбрый, смелый и решительный. Об этих его качествах знали все, поскольку проявлялись они в любом его действии. Однажды,когда Шамилю в конец надоело видеть отца дома пьяным (а тот любил приложиться к бутылке), то он прямо сказал ему, что, если он вздумает ещё хоть раз выпить вина, то его сын в то же день бросится со скалы прямо в реку. Отец отлично знал характер мальчика, а потому, пить немедленно бросил.
Рассказывают, что с ним б ыл и такой случай: в то время, когда он учился в медресе в ауле Кудуль, к нему подошёл человек. Звали его Мазулав. Он сказал Шамилю: «Слышал я, что ты являешься самым сильным борцом среди всех койсубулинцев. Я желаю это проверить. Давай поборемся и удостоверимся, кто же из нас сильнее!» На что Шамиль ему ответил: «Оставь меня в покое, у меня нет никакого желания с тобой драться!» Но Махулав отнёс сказанное на испуг Шамиля и начал дразнить его, не прекращая.
Друзья сказали Шамилю о том, что тот не отстанет, пока не получит желаемого. Подумав, Шамиль согласился.
Поднявшись на плоскую крышу мечети, Махулав и Шамиль бросились на друга и начали драться. Махулав схватил Шамиля за пояс, после чего ударил его в грудь своей головой! Но Шамиль крепко держал Махулава за его рубашку, не отпуская, хоть удар Махулава был так силён, что после него у Шамиля затрещали кости.
Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол, наступил коленом ему на живот, после чего сказал: «Если ты мужчина, вставай!». Махулав так и не сумел подняться, пока Шамиль не сошёл с него. После этой драки Шамиль болел целый месяц - сказался удар по груди.
Однажды, Шамиль и его друг Газимухаммад разговаривали на тему плавания. Газимухаммад сказал Шамилю о том, что в их ауле никто ещё не сумел переплыть то место, где сливались две реки - настолько силён там был водоворот. В том месте воды сильно бурлили, и там был водоворот.
Шамиль сказал: «Я смогу переплыть на ту сторону». «Хоть ты и хороший пловец, однако сможешь ли ты выбраться из водоворота?» - спросил его Газимухаммад. А Шамиль ему ответил: «На всё это воля Аллаха. Суждено мне - переплыву. А нет - погибну»
Шамиль. Газимухаммад и позванные сверстники отправились к реке. Там Шамиль снял с себя всю одежду и смело бросился прямо в воду! Прямо в водоворот.
Долго бился Шамиль с потоками воды, попадая то в один, то в другой. На некоторое время он вырывался из водоворота и плыл к берегу, но всякий раз сильное течение, производимое водоворотом, тянуло его обратно.
В какой-то момент Шамиль и вовсе исчез из виду.
«Мы лишились своего друга» - растерянно произнёс Газимухаммад.
В этот самый момент, Шамиль, будучи под водой и почти потерявший последнюю надежду, начал читать шахаду. А потом, он собрал в кулак все последние, оставшиеся у него силы и всё же доплыл до берега! Все свидетели его победы были восхищены этим торжеством силы человека, и его веры.
Шамиль старался радовать свою мать. Она была им очень довольна, всегда просила Аллаха: «Возвысь моего сына, сделай его тем человеком, который занимает высокий уровень» И уже пребывая в статусе имама, Шамиль нередко говорил: «Скорее всего, Аллах принял молитвы от моей матери»
Когда Шамиль был ещё пока что мутаалимом, он находился в мечети другого аула. Дело было в месяц Рамадан. В руках у каждого из муталлимов было толокно - по три комочка у каждого. Они получили его в виде саадака.
В то же время, в ту же мечеть вошёл нищий человек и начал просить еды. Однако, никто не захотел давать нищему человеку ту еду, что он приготовил для себя на ранний завтрак перед днём поста. А Шамиль подошёл к человеку и отдал ему толокно.
«Да возвысит твою ступень Аллах!» - произнёс благодарный нищий.
Уже будучи имамом, Шамиль нередко говорил, что этот нищий мог быть никем иным, как Пророком Хизри (мир ему!).
Есть и другой случай. Однажды, Шамиль со своими сверстниками отправился в аул, который находился далеко в горах, чтобы учится в медресе, находящейся там. На ночлег они все остановились в мечети. У них не было тех условий, которыми обладают современные люди - гостиниц, и прочего.
Прошло некоторое время, и один из его друзей отметил, что Шамиль встаёт и куда-то выходит за два часа до утреннего намаза. Когда он рассказал об этом другим ребятам, то они решили проследить за Шамилем, чтобы выяснить - куда он уходит и зачем он это делает.
Поначалу, они решили, что он завёл себе девушку, влюбившись в неё.
Когда пришло время, то все мутаалимы легли спать, словно ни в чём не бывало. Но каждый только притворялся спящим и не спал. Все ждали, когда Шамиль опять поднимется и куда-то пойдёт. Так и произошло. Шамиль вновь куда то встал.
Как только Шамиль поднялся и куда-то пошёл, все немедленно поднялись и отправились вслед за ним.
Шамиль отправился к полуразваленному дому и зашёл в него. Не далее, чем через несколько минут, он вышел оттуда с несколькими кувшинами, отправился к роднику. Там он наполнил их и пошёл обратно, занёс их в дом. Прошло полчаса. Шамиль вышел из дома и направился в сторону мечети.
Его товарищи были полны подозрений и сомнений. Они думали, что в доме находится возлюбленная Шамиля. Желая изобличить и пристыдить своего товарища, они вошли в дом, намереваясь найти там возлюбленную Шамиля. Но нашли там старуху, которая едва-едва ходила по комнате. Их изумлению не было предела!
В итоге, дело оказалось так: приехав в село, Шамиль первым делом выяснил, кому здесь требуется помощь. Его привели к всеми покинутой старухе. И, выяснив, что здесь живёт одинокая, всеми покинутая старуха, он взялся помогать ей - убираться в комнате, а также приносить воду каждую ночь.
У старухи уже давно не было ни детей, ни родственников, ни кого-либо ещё, кто бы мог ухаживать за ней. И Шамиль всё это время восполнял заботу о ней со стороны её возможных родственников, которых не было у старухи.
Будущий имам втайне от всех ходил к этой старухе, ухаживал за ней, убирался, после чего возвращался в мечеть, обратно. Вот таков был Шамиль ещё в самом юном возрасте, до своего становления имамом.
Шамиль был чрезвычайно остроумен и красноречив. Как рассказал о нём разумный и сообразительный Мухаммад Касыр (что означает «короткий») Эндиреевский Мухаммад Карахскому следующие слова: «Русские, а именно их начальство желает проявить уважение Шамилю. Они хотят возвеличить его, не хотят сделать его презренным и унизить. Тому имеется следующее доказательство: Между мною, а также князем Чавчавадзе состояние дружбы. И однажды, после того, как уехал Шамиль к русскому царю, мне удалось посетить своего друга - князя - а также встретить там учёного, который ранее был приближённый у того же Шамиля, заменявшего его. Чавчавадзе меня усадил подле себя и положил мне руку на плечо. После чего спросил: «Ты не спросишь о своём приятеле Шамиле?» Ответил я: «Я не знал, что ты бывал у него, поистине» Он сказал: «И я не был у него, однако до меня дошли слухи о нём». И учёный рассказал, что Шамиль в последнее время, в состоянии глубокой старости, начал стареть и слабеть умом.
Чавчавадзе так и заявил: «В России в наше время широко распространено мнение о том, что ум Шамиля совершенен, а храбрость безгранична. А иначе и быть не может, ведь Шамиль вытерпел двадцати пятилетнюю борьбу с царизмом, и русский царь этого не выдержал, после чего принял решение идти на мировую!»
Упомянутый здесь же Мухаммад Касыр говорил о том, что тот же Чавчавадзе говорил и рассказывал ему про разговор с Шамиля и архиерея. А ведь архиерей - это один из самых великих монахов. И Чавчавадзе сказал: «Архиерей выше у нас, чем даже царь»
И вышло так, что, в процессе разговора, Шамиль спросил у архиерея: «Разве заменять предшествующие предписания от пророков не в обычае Аллаха заменять предписаниям пророка, который пришёл после? Ведь заменены была определённые скрижали другими. Предписание скрижалей была также заменено Торой от пророка Моисея (мир ему), а та же Тора была в свою очередь заменена Евангелием» И Архиерей ответил: «Конечно, это всё так». Шамиль продолжил: «И почему же Вы не можете признать замену Евангелия Кораном?» И далее он сказал: «Эту тему мы оставим, но принесите мне Евангелие, которое написано на арабском». Ему принесли экземпляр. И, когда Шамиль прочитал Евангелие, то он сказал: «Евангелие запрещает свинину, вино и прелюбодеяния. Вместе с тем, Вы не поступаете с ним сообразно!»
Чавчавадзе сказал: «Следовало ли Шамилю говорить эту речь столь уважаемому человеку, и неужели в Коране нету того, что не исполняете вы?»
«Да» - признал учёный. - «В Коране есть вещи, которые мы не исполняем»
Но я же сказал: «Мы делаем предписания Корана. Мы молимся, платим закят, держим пост в священный месяц Рамадан, а также воздерживаемся от нечестивости и прелюбодеяния. В том же случае, что выпьет пьющий, либо украдёт укравший - то это только от их личной порочности».
Чавчавадзе сказал. Положив руку мне на плечо: «Мухаммад, ты обвиняешь меня в этом».
То же самое сообщения излагают по-другому. Об этом писали и в русских газетах, приходивших к Темир-Хан-Шуру. В них говорилось о том, что архиерей пригласил в итоге Шамиля в гости в свой дом, вместе с русским царём.
Шамиль нашёл архиерея дряхлым стариком, спросил его: «Нет разве у тебя жены?»
«Нет, ответил архиерей. Пророк Иисус не женился, я же следую за ним»
Посмотрел Шамиль - дом архиерея был уставлен золотом, серебром, лампадами и сосудами.
«Разве дом Иисуса был уставлен золотом и богатством?» - спросил он архиерея.
«Нет» - отвечал тот.
«Так почему же ты следуешь за пророком только в одном безбрачии, однако избегаешь следования за ним во всём, что касается богатства?»
Архиерей смутился и замолчал.
Имам Шамиль, третий имам Чеченских и Дагестанских земель, ушёл из этого мира 4-го февраля 1871.
Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.
Происхождение героя
Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.
Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.
Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.
Рождение Шамиля
Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.
Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.
Детство и обучение
В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.
Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.
Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.
Кавказская война
Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.
Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.
Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.
Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.
Возникновение имамата
Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.
Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.
Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.
Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.
Избрание имамом
Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.
Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.
Борьба с Российской империей
Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.
В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.
Управление имаматом при Шамиле
Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.
В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).
Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.
Пленение
Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.
После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.
Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.
В плену
А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.
Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.
Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.
Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.
Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.
Смерть
Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.
После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.
Имам Шамиль: биография, семья
Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.
Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.
Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.
Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.
Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.
Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.
Характеристика Имама Шамиля
Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.
Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.
Памяти имама Дагестана и Чечни Шамиля…
4 февраля исполняется 146 лет с тех пор, как Унцукульский район, Дагестан, весь Кавказ и мусульманский мир потерял выдающегося предводителя, шейха, ученого-богослова, политика, идеала для подражания и национального героя, Имама Шамиля. О том, что личность Шамиля была легендарной, великой, не один десяток лет рассказывают историки, политики, богословы и простые люди. Сегодня, в преддверие этой печальной даты, мы хотим напомнить некоторые моменты из биографии Имама Шамиля, а также рассказать о примерах мужества, героизма, и полной самоотдачи легендарной личности 19 века, и интересных фактах, связанных с его личностью при жизни и после его смерти.
История рождения Али
Имам Шамиль родился июньским днем 1797 года в семье простого рабочего Денгава из селения Гимры Унцукульского района. Отец Денгав Магомед и мать Баху-Меседу были несказанно рады появлению сына, и назвали его Али. Однако с раннего детства ребенок начал часто болеть, был слабым, хилым, и угасал с каждым днем.
По рассказам, однажды гимринцы увидели над домом Денгава большого орла с белоснежными крыльями. Орел кружил над домом, кружил, будто высматривая что-то и вдруг бросился к земле и снова взлетел в небо. Тут все увидели, что добычей орла стала большая змея. Для многих это событие стало своего рода знаком, символом, что жизнь семьи изменится в лучшую сторону. Родители Али решили сменить мальчику имя, как было принято в горах в случаях частых болезней детей. Мальчик получил имя Шамиль.
Шамиль…
С тех пор, как мальчика стали звать Шамиль, он начал крепнуть, и вскоре обогнал своих сверстников по росту, развитию и состоянию здоровья. Он был силен в учебе, спорте, борьбе, стрельбе, скачках. Шамиль очень любил учиться и прилагал все усилия к получению знаний. Воспитание Шамиля было в духе горских обычаев: мальчику прививали уважение к старшим, трудолюбие, смелость, выдержанность. С 6 лет Шамиль читал Коран. Потом учился и другим наукам. Однажды школьный учитель даже вызвал отца Шамиля в школу и сказал, что ему больше нечему учить его сына. Шамиль решил отправиться по соседним аулам в поисках знаний.
В поисках знаний
В путь Шамиль отправился со своим старшим товарищем Гази-Мухаммадом. Им посчастливилось обучаться и общаться с лучшими представителями духовенства того времени: Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский, Саид Араканский, Гази-Магомед Гимринский, Абдурахман Согратлинский.
Серьезным учением Шамиль занялся в Унцукуле с наставником Джемаль Эддинном, славившимся своей ученостью. К 12 годам он окончил курс грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал слушать курсы высшей философии и законоведения. Получение такого образования помогло Шамилю раскрыть свои ораторские способности, развить широкий интеллект и большую нравственную силу.
Вернувшись после долгих поисков знаний, Шамиль и Гази-Мухаммад уже не хотели жить по-прежнему. В них горел огонь справедливости, который призывал изменить уклад жизни горцев, сделав ее достойной. Надо отметить, что в быту Шамиль был очень скромным человеком, тщательно выполнявшим все свои религиозные обязанности.
Помощник Гази-Мухаммада
В 1829 году, на съезде представителей народов Дагестана, Гази-Мухаммаду присваивается почетное звание имама. Шамиль становится его правой рукой во всех делах. Кавказская война к тому времени шла уже полным ходом, поэтому товарищам приходилось решать вопросы обустройства сел в перерывах, между ожесточенными боями.
Всего два года пробыл на своем посту Гази-Мухаммад. В одном из боев, он, Шамиль и несколько мюридов оказываются окруженными в гимринской башне. Сдаваться никто не собирался, но уйти живыми шансов не было никаких. Гази-Мухаммад распахнул ворота башни, выходя к своей смерти от пуль царской армии с гордо поднятой головой.
Шамиль, взобравшись наверх башни, спрыгнул оттуда вниз. Так как башня находилась на небольшом пригорке, ему удалось таким образом перескочить своих врагов, приземляясь уже позади них. Началась погоня. Однако, путем жесткого сопротивления, ему удалось отбиться от своих преследователей.
Обессиленный Шамиль лежал на поляне. Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти. И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило надежду и придало сил. Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца. А встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женится на дочке Абдул-Азиза.
Нелегкий пост имама
После гибели Гази-Мухаммада люди захотели видеть на должности Имама и предводителя именно Шамиля. Однако Шамиль отказался от такого почетного звания, сказав, что пока еще не готов к этому посту. Имамом был избран Гамзат-Бек, которому так же, как и Гази-Мухаммаду, был уготован очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бек был предательски убит в мечети, куда он пришел на молитву.
В 1834 году в ауле Ашильта, единогласным решением, имамом назначают Шамиля. Имамат, созданный им, был разделен на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе был назначен наиб, который строго следил за исполнением всех указаний имама.
При Шамиле был создан Верховный совет, казна, некое подобие армии и военные чины. Шамиль запретил кровную месть и ввел законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ.
Ахульго
Ахульго, ставший сегодня символом примирения, сплочения народов, общей памяти и скорби, в те далекие и сложные годы стал столицей имамата. У его стен произошла одна из самых кровопролитных битв Кавказской войны, унесшая жизни тысячи людей. В 1836 году осада Ахульго царской армией, под командованием генерала Граббе, продолжалась несколько месяцев. Горцы не сдавались. Гибли не только мужчины, но и женщины с детьми. Несмотря на полную блокаду, сдаваться никто не соглашался.
Граббе предложил Шамилю сдаться вместе со своим восьмилетним сыном Джамалуддином, тем самым гарантирируя прекращение осады. Шамиль ответил отказом. Штурм возобновился с новой силой. Уже практически не осталось мужчин, которые могли бы сдерживать атаки. Зная, что Джамалуддину не причинят зла, Шамиль был вынужден отдать своего сына в заложники, спасая оставшихся сельчан. Сам он, с небольшим отрядом, сумел прорваться в соседнюю Чечню.
Встреча с Джамалуддином
Джамалуддин был увезен в Россию и определен в кадетский императорский корпус для сирот. Были у имама еще три сына и две дочери, но все последующие 15 лет его душа болела за ребенка, который воспитывался теперь чужими людьми. Случай помог Шамилю снова увидеть своего ребенка. Его отряд захватил поместье армянского князя Чавчавадзе, пленив княгиню и ее сестру. Княгинь было решено обменять на сына Шамиля. Пока ожидался ответ от царя Николая Первого, их поселили в доме Шамиля. Позже, графиня Чавчавадзе отзывалась о Шамиле, как об образованном и обаятельном человеке.
Джемал-Эддин Шамиль – так звали Джамалуддина русские, к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину, он был приглашен во дворец, где Николай Первый просил его передать отцу, что он хочет мира.
Отвыкший от горного климата и горской жизни, 26-летний Джамалуддин заболел чахоткой и умер, до последнего дня прося отца примириться с Россией.
Жены имама Шамиля
В 1840 году Шамиль женится во второй раз. Его избранницей становится дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду. Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблен в свою Анну, которая оставалась всегда любящей и преданной супругой, взяла себе мусульманское имя Шуайнат и родила ему пятерых детей. В некоторых источниках упоминаются имена гимринок Хадисат, которая являлась первой женой Шамиля. И Патимат, на которой Имам женился после развода с Хадисат. Как упоминают другие источники, именно Патимат родила ему троих сыновей Джамалудина, Газимагомеда и Магомедшафи и двух дочерей Написат и Патимат. А любимая жена Шуайнат родила единственную дочь Сапият, которая скончалась в возрасте 17 лет в Аравии.
Также упоминаются имена других жен Имама. Джавгарат, которая погибла при штурме Ахульго с сыном Саидом на руках. Заидат – дочь Казикумухского шейха Джамалудина, родившая двух дочерей Нажабат, Баху-Меседу и сына Магомедкамиля. Упоминается в источниках и имя кистинки Аминат, которой Имам дал развод незадолго до окончания войны, по причине отсутствия детей.
Почетный пленник
После вступления на престол императора Александра Второго Кавказская война начала свою завершающую фазу. Князем Барятинским, который был другом детства нового царя, подкупались самые ключевые фигуры на Кавказе. Это и сломило имамат Шамиля. Процветала разрозненность и повсеместное предательство имама.
Шамиль рассчитывал продержаться на вершине горы Гуниб, отбиваясь от царских отрядов. Но силы были не равны. Чтобы спасти тех, кто остался, и принимая предложение о заключении перемирия, Шамиль принимает решение сдаться.
25 августа 1859 года произошла историческая встреча имама с князем Барятинским у подножия Гуниба. Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив все возможное уважение. А уже в середине сентября Александр Второй встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.
Мир с Россией
Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном.
Поселили Шамиля в Калуге. Ему с семьей был выделен красивый трехэтажный дом. Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей, посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, следил за театральной жизнью. Словом, это не была жизнь пленника, это была жизнь почетного гостя.
В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока, он считал это нецелесообразным, так как в горах еще не все было замирено.
Сын Шамиля Магомед-Шапи поступил на службу к Александру в Кавказский эскадрон. Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же, Шамиль принимает присягу на верность императору.
Годы брали свое, Калужский климат перестал подходить имаму, и было принято решение о переезде в Киев. Перед отъездом, Шамиль сходил на кладбище, попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь.
Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова попросил императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот, разрешение было получено. 16 февраля 1869 года Александр Второй дает свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля.
Смерть имама
Скончался имам Шамиль 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же он и был похоронен на кладбище Аль-Бакия, где покоятся еще очень многие досточтимые люди мусульманского мира.
В 2007 году были раскрыты некоторые интересные факты из последних мгновений жизни имама. На 137-й годовщине смерти имама, на вечере памяти было зачитано письмо Абдурахмана Ат-Телетль, ставшего свидетелем смерти Шамиля. В письме сообщается:
«…В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля). Когда увидел купол мечети Пророка (мир ему и благословение) (имеется ввиду мазар на могиле в форме купола), имам помолился: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви». Много раз ходил имам на могилу Пророка (мир ему и благословение). К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если Ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел Твое лицо». В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Пророк (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени. Имам Шамиль был человеком достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать». На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год»
Исторические выводы
История Имама Шамиля лишний раз подтверждает то, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником. Шамиль, воевавших с царской армией долгие годы, все-таки выбрал путь примирения и призывал всех потомков жить в мире с Россией. Мемориальный комплекс «Ахульго» был задуман именно с целью увековечивания такого примирения. Ахульго – символ общей памяти и скорби, общей исторической судьбы и общего будущего.
P . S . История нужна нам для того, чтобы делать выводы и никогда не повторять ошибок прошлого. Чтобы учиться у достойных, мудрых и самых лучших сынов и дочерей прошлых лет. Пусть никогда не будет войн, кровопролитий, раздоров и разногласий. Пусть нигде на земле не страдают, не гибнут мирные, простые, ни в чем неповинные люди. Мира во всем мире. Амин!
Личность имама Шамиля окутана множеством мифов и легенд. Любое его упоминание в сети интернет вызывает бурю жарких споров. Для одних он западный агент, для других безжалостный тиран, а кто-то считает его предателем и трусом. Последнее обвинение, пожалуй, самое распространённое, из которых я встречал. В этих обвинениях можно встретить и такое утверждение, что Шамиль якобы без боя сдал своё последнее убежище – аул Гуниб, а всю оставшуюся жизнь прожил на пенсию царя.
На самом же деле всё обстояло иначе.
В 1859 году Шамиль был окружён в Гунибе и взят в тройное кольцо 40-тысячной армией. Сам Шамиль, при этом, имел в распоряжении около 400 человек, причём большая их часть – жители Гуниба. До начала боя, русское командование предложило Шамилю сложить оружие в обмен на личную безопасность. Шамиль отказался: «Сабля наточена и рука готова!» Такой был его ответ. Тогда начался штурм. В ходе ожесточённого боя царские войска заняли село. Шамиль, с остатками мюридов, оказался запертым в мечети. А что происходило дальше лучше расскажет очевидец тех событий, аварский учёный позапрошлого столетия, Хайдарбек Геничутлинский:
Что касается имама Шамиля, то он находился тогда в гунибской мечети. Затянув пояс смерти, он готовился там к мученической гибели за божье дело. Человек умирает, однако, лишь с разрешения Аллаха!
В это самое время к Шамилю прибыли вдруг посланники салдара с предложением заключить мир и обещанием пощады. Имам хотел, было отказаться от предложенного, да попросили женщины и дети. Ради них только он и смягчился.
Шамиль, таким образом, принял предложение о мире. Условием сдачи имама было при этом то, что враги оставят его самого и его семью в стране ислама, (т. е. в Дагестане); отметим, что на Гунибе мучениками за веру пало к тому времени уже большое количество благородных, набожных людей – и мужчин, и женщин.
После того, однако, как повелитель правоверных Шамиль оказался в руках у многобожников, их проклятый салдар допустил вероломный обман. Изменив уговору, он отправил Шамиля вместе с его семьёй в Петербург.Есть правда и русские источники, которые говорят о добровольной сдаче Шамиля, но доверять им я бы не торопился. В России того времени существовала жёсткая цензура, и, я думаю, власти бы просто не допустили, чтобы всплыла неугодная им правда. Прецеденты были. Например, работа другого очевидца этой войны, личного секретаря Шамиля, Мухаммада Тахира, была изъята властями и сильно урезана. Как итог – о гунибских событиях там ни слова. Хайдарбек цензуры избежал – его рукопись впервые нашли только после распада империи.
В источниках также говорится, что после пленения Шамиля, в народе распространились слухи, что 10-тысячная горская армия собирается атаковать царский конвой и вернуть Шамиля. Возникает вопрос: зачем горцам было возвращать имама, если он предал их и добровольно сдался в плен? По моему здесь нет логики.
Даже если мы допустим, что Шамиль всё таки сдался в плен, возникает другой вопрос: кого же он предал? Кого он предал, если с ним, в самый тяжёлый момент, находилась лишь небольшая горстка людей? Где же были те, кого он предал? Куда делись все его многочисленные наибы, которые ещё недавно клялись ему в верности? Кто-то может возразить и сказать, что с ним был его наиб Байсангур. Однако это такой же миф как и все остальные мифы про него. Нет никаких ведений о его присутствии на Гунибе, ни в русских, ни в мусульманских источниках. Напротив, Мухаммад Тахир пишет, что последнего чеченца Шамиль отпустил незадолго до гунибских событий, по причине того, что у него было много детей. Можно конечно предположить, что это был тот самый Байсангур, но ясно одно: на Гунибе его не было.
Закончить статью я хочу выдержкой из работы всё того же Хайдарбека:
В результате (имеется в виду после пленения Шамиля) затмилось в Дагестане солнце ислама, народ объяла тьма. Мусульмане растерялись. Они уподобились людям, пришедшим в состояние как бы опьянения при виде того, что наступил день Страшного суда. Сабли борцов за веру скрылись в ножнах. Шариатская система начала разваливаться. Герои-воители за веру впали в состояние депрессии. Мунапики же и ренегаты подняли головы. Они повели себя так, словно бы овладели Вселенной. Удивительно, удивительно все это было видеть! О, верующие братья!