Критерии оценивания по химии. Система оценивания результатов обучения школьников по химии в условиях введения фгос оо
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
Знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;
Умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);
Понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;
Применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;
Знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
Понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
Умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;
Умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
Умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
Умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;
Понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);
Умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
Умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;
Умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественнонаучной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)
Отметка«5» ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка«4»:
· Знание всего изученного программного материала.
· Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
· Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка«3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
· Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
· Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
· Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка«2»:
· Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
· Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
· Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка«1»:
· Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки практической работы»
Критерии оценки практической работы по химии
Составитель: Лаптева Е.В. ,
учитель химии МБОУ «СОШ № 127» г. Барнаула
Все практические работы оцениваются по 5-бальной шкале. Элементы, которые обязательны для всех практических работ (цель работы, оборудование и материалы, вывод) оцениваются по 1 баллу. Оставшиеся 4 балла даются за описание хода работы и результатов. Баллы распределяются по отдельным элементам в зависимости от цели работы, объема работы, заданий, предложенных автором, количества экспериментов и химических уравнений.
Учитель оставляет за собой право снять 1 балл в том случае, если были нарушены правила техники безопасности, эксперимент выполнялся небрежно, неточно.
Компоненты оформленной в тетради практической работы | Критерии |
|
Цель работы и оборудование, реактивы | Сформулирована лаконично, с опорой на название практической работы. Указан полный перечень оборудования и реактивов, используемый при проведении ПР. Названия химической посуды и веществ записаны без ошибок. |
|
Наблюдения | Правильно описаны все признаки реакции, подмечены особенности ее протекания и т.д. |
|
Уравнения реакций | Уравнения реакций записаны без ошибок, с расстановкой коэффициентов. Если того требует работа, приведены ионные уравнения реакций, метод электронного баланса и т.д. |
|
Объяснения результатов, выполнение заданий | Дан полный комментарий к результатам эксперимента. Даны ответы на все вопросы, если таковые предложены в тексте практической работы. |
|
Вывод | Соотнесен с целью работы. Краткий (1-2 предложения) и не повторяет описание хода практической работы, наблюдения и т.д. |
|
5 баллов отметка «5» 4 балла отметка «4» 3 балла отметка «3» 2 балла отметка «2» |
Управление образования администрации Шебекинского района
Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ по химии
с развёрнутым ответом
Подготовила
учитель химии МБОУ «Новотаволжанская СОШ»
Куропата Татьяна Леонидовна
Шебекино - 2016
Вводная часть
Основная часть
3. Список литературы 11
1. Вводная часть .
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по химии основной государственный экзамен (ОГЭ) ориентирована на проверку достижения выпускниками 9-х классов уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами.
Проводится ОГЭ в письменной форме с использованием контрольных измерительных материалов (КИМов) представленных в виде вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант ОГЭ по химии включает в себя две части и является последовательностью выстроенных в определённой логике и сгруппированных по форме представления и уровню сложности заданий. Модель 2017 года без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: с 1 по 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). Ответ к заданиям этой части записывается в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трёх).
Задания части 1 в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: язык науки и основы химической номенклатуры; химические законы и понятия; закономерности изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических веществ; признаки и условия протекания химических реакций; особенности протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций; правила обращения с веществами и техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.
Часть 2 включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом . При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения. 2 экзаменационного варианта содержит 3 задания высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом - 20, 21, 22.
Задания с развёрнутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений: реакции ионного обмена; окислительно-восстановительные реакции; взаимосвязь веществ различных классов; количество вещества, молярный объём и молярная масса вещества; массовая доля растворённого вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности комплексных умений:
Составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;
Объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом
и строением;
- составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде;
Проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.
При выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.
Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчётов: вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.
Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет характер мысленного эксперимента. Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращённые ионные уравнения этих реакций.
Отличительной особенностью заданий с развёрнутым ответом является то, что к ним не предлагаются варианты ответов. Выпускникам необходимо не только решить задание и записать итоговый ответ, но и подробно записать весь ход решения задания. выполнение заданий с развёрнутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п.
Все перечисленные выше особенности заданий с развёрнутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.
Проверяя свои ответы на задания, следует помнить, что верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом (задания 1-15) или 2 баллами (задания 16-19).
Задания 16-17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ - правильно выбран один из двух ответов или даны три ответа, два из которых верные, - выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.
Задания 18-19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трёх. Такой ответ оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трёх заданий части 2 эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненные задания 20 и 21 составляет 3 балла, а за задание 22 - 5 баллов.
Поскольку задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены различными способами, приведённые в пособии решения следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Таким образом, экспертами оценивается только правильность решения, а не ход рассуждений экзаменуемого. Прежде всего это относится к способам решения расчётных задач.
Баллы, полученные учащимися за выполнение всех заданий, суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.
ШКАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАРИАНТОВ, В ОТМЕТКУ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа -- 120 минут. Примерное время, необходимое для выполнения отдельных заданий, составляет:
для каждого задания базового уровня (часть 1) - - 2-3 минуты;
для каждого задания повышенного уровня (часть 1) - - 5-8 минут;
для каждого задания с развёрнутым ответом (часть 2) - - до 12-15 минут.
При выполнении работы разрешается использовать следующие материалы и оборудование:
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор.
2.Основная часть
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
20 Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Р + Н 2 SО 4 + Н 3 РO 4 + SO 2 + Н 2 О.
Определите окислитель и восстановитель.
Баллы |
|
Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс: 5 | S +6 + 2ё → S +4 2 | Р 0 - 5ё → Р +5 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции: 2Р + 5Н 2 SО 4 = 2Н 3 РО 4 + 5SО 2 + 2Н 2 О 3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а фосфор в степени окисления 0 - восстановителем | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов | |
В ответе допущены ошибки в двух элементах | |
Максимальный балл |
Ответ считать верным даже в том случае, если экзаменуемый обозначил окислитель и восстановитель только одной буквой («В» или «О»), поскольку по условию задания не выдвигается требование указания процессов окисления и восстановления.
Наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений (например, знаки «+» и «-» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя) следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания.
Второе задание 21 - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.
Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции, по которому в ней осуществляются расчёты, определить массу и количество известного растворенного вещества и ответить на вопрос задачи, найдя массу или объем искомого вещества.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) Составлено уравнение реакции: 2NH 3 + Н 2 SО 4 = (NH 4) 2 SО 4 2) Рассчитаны масса и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе: m(Н 2 SО 4) = m (р.ра) ω/100 = 350 0,07 = 24,5 г n(Н 2 SО 4) = m(Н 2 SО 4) / М(Н 2 SО 4) = 24,5: 98 = 0,25 моль 3) Определён объём аммиака, вступившего в реакцию: по уравнению реакции n(NH 3) = 2n(Н 2 SО 4) = 0,5 моль V(NH 3) = n(NH 3) V m = 0,5 22,4 = 11,2 л | |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше | |
Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й) | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
При решении заданий 22 (в рамках модели 1) учащийся на начальном этапе решения должен составить общую схему превращений, включающую две стадии, соответствующие двум реакциям, которые необходимо осуществить для получения заданного условием задания вещества. После этого необходимо составить два уравнения этих реакций, записать признаки их протекания, и для одной из стадий - сокращенное ионное уравнение реакции.
При условии правильности записи предусмотренных условием задания пяти элементов ответа максимальная оценка за выполнение задания составляет 5 баллов.
22 Даны растворы веществ: FeCl 2 , Fe 2 (SO 4) 3 , HNO 3 , NaOH, AgNO 3 , HCl. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат железа(III). Напишите уравнения реакций. Опишите признаки проводимых реакций. Для первой реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Составлены два уравнения реакции: 1) Fe 2 (SO 4) 3 + 6NaОН = 2Fe(ОН) 3 + 3Na 2 SO 4 2) Fe(ОН) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3Н 2 О Описаны признаки протекания реакций: 3) для первой реакции: выпадение бурого осадка; 4) для второй реакции: растворение бурого осадка. Составлено сокращённое ионное уравнение первой реакции: 5) Fe 3 + + 3ОН¯ = Fe(ОН) 3 ↓ | |
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы | |
Правильно записаны четыре элемента из названных выше | |
Правильно записаны три элемента из названных выше | |
Правильно записаны два элемента из названных выше | |
Правильно записан один из названных выше элементов | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
Методический материал
1.Демонстрационный вариант № 1контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ХИМИИ
2.Контрольно- измерительные материалы. Химия. 9 класс. М. « ВАКО»
3.Сборник ОГЭ по химии 30 вариантов. Национальное образование,ФИПИ 2017
4.Медведев Ю.Н. Типовые тестовые задания по химии. ОГЭ 2017
Интернет ресурсы
1. http://ege.yandex.ru/chemistry/
2.http://www.fipi.ru.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ХИМИИ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
Ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
Проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
Работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
В логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
Имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
Нет ошибок - оценка «5»;
Одна ошибка - оценка «4»;
Две ошибки - оценка «З»;
Три ошибки - оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25-З0 правильных ответов - оценка «5»;
19-24 правильных ответов - оценка «4»;
13-18 правильных ответов - оценка «З»;
Меньше 12 правильных ответов - оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
Соблюдение требований к его оформлению;
Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
Способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.