К фазам мыслительного процесса относятся. Основные фазы и операции мыслительной деятельности
Психология и эзотерика
Мышление это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление является базовым компонентом интеллекта. 1 Наиболее распространена среди них классификация рассматривающая такие разновидности мыслительной деятельности как нагляднодейственное нагляднообразное и...
17. Понятие мышления, его виды. Фазы мыслительного процесса и мыслительные операции.
Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление является базовым компонентом интеллекта.
Существует несколько классификаций видов мышления.
1) Наиболее распространена среди них классификация, рассматривающая такие разновидности мыслительной деятельности, как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Словесно-логическое мышление вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
2) Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.
Теоретическое мышление это познание законов, правил. Основная задача практического мышления подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.
3) Проводится также различие между интуитивным и логическим мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).
Логическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4) По степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта различают продуктивное и репродуктивного мышление. Продуктивное мышление поставляет продукт, отличающийся новизной, репродуктивное мышление воспроизводит ранее созданное знание.
5) По адекватности отражения реальности выделяют реалистическое, аутистичесое и эгоцентрическое мышление. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, относительно адекватно отражает реальность. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека (выдавать желаемое за действительно существующее). Эгоцентрическое мышление характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека, что делает мышление узким и не согласующимся с реальностью.
Мыслительный процесс это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).
Выделяют четыре фазы мыслительного процесса :
1. Осознание проблемной ситуации.
2. Решение проблемы. Заключается в преобразовании структуры ситуации и в соотнесении проблемы к конкретной отрасли знания.
3. Формирование решения нового умозаключения, фиксирующего достигнутое в нем решение проблемы.
4. Проверка правильности выработанного суждения на практике.
Основные мыслительные операции : анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация. Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Сравнение мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Синтез мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Обобщение мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование отвлечение мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Классификация систематизация, распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
19283. | Реинжиниринг информационных систем | 180.12 KB | |
Лекция 15. Реинжиниринг информационных систем Основные определения. Причины реинжиниринга ИС. Основные пути реинжиниринга ИС. Методологии реинжиниринга ИС. Этапы реинжиниринга ИС. Перспективы реинжиниринга ИС. 15.1. Основные определения В настоящее время существу... | |||
19284. | Документирование процессов проектирования и разработки ИС | 384.92 KB | |
Лекция 16. Документирование процессов проектирования и разработки ИС. ГОСТ 34.20189. Виды комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. ГОСТ 19.10177. Единая система программной документации. Виды программ и программных документов 16.1.... | |||
19285. | Основные понятия вычислительных систем | 89.5 KB | |
Лекция 1 Основные понятия вычислительных систем Использование передовых технологий в области электроники и техники связи позволило поновому организовать многие виды систем обработки информации. Главной особенностью при этом является объединение в одну систему | |||
19286. | Архитектура связи | 99.5 KB | |
Лекция 2 Архитектура связи Термин архитектура связи подразумевает что отдельные подзадачи сети выполняются различными структурными элементами между которыми устанавливаются пути передачи информации каналы связи и интерфейсы. Способ с помощью которого со | |||
19287. | Физический уровень OSI | 176 KB | |
Лекция 3 Физический уровень OSI На физическом уровне определяются характеристики электрических сигналов механические свойства кабелей и разъемов. На этом уровне определяется физическая топология сети способ кодирования информации и общей синхронизации битов. Данн... | |||
19288. | Технология Ethernet | 175.5 KB | |
Лекция 4 Технология Ethernet Построение сетей Локальная сеть Ethernet фирмы Xerox считается одной из самых удачных разработок в области ЛВС. Её эксплуатационные характеристики дешевизна и универсальность позволили завоевать ведущие позиции в области рынка сбыта. Метод дост | |||
19289. | Интеграционное оборудование | 82.5 KB | |
Вычислительные системы сети и телекоммуникации Лекция 5 Интеграционное оборудование В качестве средств масштабирования сетей используются такие устройства как повторители мосты коммутаторы маршрутизаторы и шлюзы. Повторители мосты коммутатор... | |||
19290. | TCP/IP как основа межсетевых коммуникаций | 227 KB | |
Лекция 6 TCP/IP как основа межсетевых коммуникаций Структура TCP/IP TCP/IP TCP/IP это обширное семейство протоколов которые могут использоваться в гетерогенных сетях UNIX NetWare Windows NT обеспечивая при этом маршрутизацию. TCP/IP основан на модели открытых систем и состо... | |||
19291. | Формирование IP- адресов | 681 KB | |
Лекция 7 Формирование IP адресов Адреса IP Семейство протоколов TCP/IP используют 32 разрядную схему адресации которая для каждого узла определяет не только его собственный адрес но и адрес сети в которой этот узел находится. Перемещение компьютеров из одной сети в... | |||
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов, или фаз.
1. Начальной фазой мыслительного процессаявляется более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации.
Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким образом, проблемная ситуация может сначала возникнуть в действенном плане. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Но необходимо еще осмыслить проблему как таковую. Это требует работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления, не следуетпредставлять себе это так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мышления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Уже здесь с первого же шага приходится убедиться в том, что в процессе мышления все моменты его находятся во внутренней диалектической взаимосвязи, непозволяющей механически их разрывать и рядополагать в линейной последовательности. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулировать, в чем вопрос, – значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему – значит если не разрешить ее, то, по крайней мере, найти путь, т.е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблемы там, где они есть. Проницательному уму многое проблематично; только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует. Возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение увидеть проблему – функция знания. Поэтому, если знание предполагает мышление, то и мышление уже в своем исходном пункте предполагает знание. Каждая решенная проблема поднимает целый ряд новых проблем; перефразируя Сократа можно сказать, что чем больше человек знает, тем лучше он знает, чего он не знает.
2. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи. Есть задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Таковы главным образом простейшие механические задачи, требующие учета лишь простейших внешних механических и пространственных соотношений – задачи так называемого наглядно-действенного или сенсомоторного интеллекта (см. далее). Для решения таких задач достаточно бывает по-новому соотнести наглядные данные и переосмыслить ситуацию. Представители гештальтпсихологии ошибочно пытаются свести всякое решение задачи к такому преобразованию "структуры" ситуации. В действительности такой путь решения задачи является лишь частным случаем, более или менее применимым только для очень ограниченного круга задач. Решение задач, на которое направлены процессы мышления, требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении, сначала очень приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.
Внутри, таким образом, первоначально намеченной сферы совершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие тот круг знаний, с которым соотносится данная проблема. Если знания добываются в процессе мышления, то и процесс мышления в свою очередь предполагает уже наличие какого-то знания; если мыслительный акт приводит к новому знанию, то какие-то знания в свою очередь всегда служат опорной точкой для мышления. Решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения.
Эти положения выступают иногда в виде правил , и решение задачи совершается в таком случае путем применения правил. Применение или использование правила для решения задачи включает две различные мыслительные операции. Первая, часто наиболее трудная, заключается в том, чтобы определить, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи, вторая – в применении определенного уже данного общего правила к частным условиям конкретной задачи. Учащиеся, исправно решающие задачи, которые даются им на определенное правило, сплошь и рядом оказываются не в состоянии затем решить такую же задачу, если они не знают, на какое правило эта задача, потому что в этом случае им нужно предварительно совершить дополнительную мыслительную операцию нахождения соответствующего правила.
Практически, решая задачу по тому или иному правилу, сплошь и рядом вовсе не думают о правиле, не осознают и не формулируют его, хотя бы мысленно, как правило, а пользуются совершенно автоматически установившимся приемом. В реальном мыслительном процессе, являющемся очень сложной и многосторонней деятельностью, автоматизированные схемы действия – специфические "навыки" мышления – играют часто очень существенную роль. Не приходится поэтому лишь внешне противопоставлять навыки, автоматизмы и рациональную мысль. Оформленные в виде правил положения мысли и автоматизированные схемы действия не только противоположны, но и взаимосвязаны. Роль навыков, автоматизированных схем действия в реальном мыслительном процессе особенно велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная рациональная система знания. Например, очень значительна роль автоматизированных схем действия при решении математических задач.
3. Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме , обычно сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза . Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе таких гипотез. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. как предположения, порождает потребность в его проверке. Эта потребность становится особенно острой, когда на основе предварительного учета условий задачи перед мыслью встает несколько возможных ее решений или гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль.
Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критичность – существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение – за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все доводы "за" и "против" своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
4. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы переводится более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.
Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести и т.д. новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи можно различать несколько основных этапов или фаз. Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации.
Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким образом, проблемная ситуация может сначала возникнуть в действенном плане. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Но необходимо еще осмыслить проблему как таковую. Это требует работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления, не следует представлять себе это так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мышления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Уже здесь с первого же шага приходится убедиться в том, что в процессе мышления все моменты его находятся во внутренней диалектической взаимосвязи, не позволяющей механически их разрывать и рядополагать в линейной последовательности. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулировать, в чем вопрос,- значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему - значит если не разрешить ее, то, по крайней мере, найти путь, т.е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего человека - это умение видеть проблемы там, где они есть. Проницательному уму многое проблематично; только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует. Возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение увидеть проблему - функция знаний. Поэтому, если знание предполагает мышление, то и мышление уже в своем исходном пункте предполагает знание. Каждая решенная проблема поднимает целый ряд новых проблем; чем больше человек знает, тем лучше он знает, чего он не знает (С.Л.Рубинштейн).
Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышления попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: «Сколько будет 2x2?» Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ученика знаний; мышление здесь излишне. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда школьник хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров, но вынужден все снова и снова решать эти однотипные, уже ставшие известными ему задачи и примеры. Следовательно, далеко не всякая ситуация в жизни является проблемной, т.е. вызывающей мышление.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению.
Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся - часто совсем неожиданно - на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее и т. д. Например, летчик ведет самолет и вдруг начинает замечать какой-то посторонний, неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть смысл случившегося. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация - это довольно смутное, еще не очень ясное и мало осознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то» и т.д. Например, летчик начинает замечать, что с мотором происходит нечто - непонятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине; и тем более он еще не знает, какие действия надо предпринять, чтобы избежать возможной опасности. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате - ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова.
Возникновение задачи - в отличие от проблемной ситуации - означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи. Например, в учебной задаче более или менее четко фиксированы ее исходные условия (что дано, что известно и т. д.) и требование, вопрос (что требуется доказать, найти, определить, вычислить и т.д.). Тем самым в порядке лишь первого приближения и совсем предварительно как бы намечается искомое (неизвестное), поиски и нахождение которого дает в результате решение задачи. Следовательно, исходная, начальная формулировка задачи лишь в самой минимальной степени и совсем приблизительно определяет искомое. По ходу решения задачи, т. е. по мере выявления все новых и все более существенных ее условий и требований, все в большей степени определяется искомое (неизвестное). Его характеристики становятся все более содержательными и четкими. Окончательное решение задачи означает, что искомое выявлено, найдено, определено в полной мере. Если бы искомое (неизвестное) целиком и полностью было определено уже в начальной формулировке задачи, т.е. в формулировке ее исходных условии и требований, то не было бы никакой необходимости это неизвестное искать. Оно сразу же стало бы известным, т. е. не возникло бы никакой задачи, требующей мышления для ее решения. И наоборот, если бы не было первоначальной формулировки задачи, намечающей, хотя бы в какой области надо искать неизвестное, т.е. в минимальной степени как бы предвосхищающей искомое, то тогда это последнее было бы просто невозможно найти. Не оказалось бы никаких предварительных данных, «зацепок» и наметок для его поисков. Проблемная ситуация (в народных сказках: «Пойти туда сам не знаю куда, найди то, сам не знаю что») не порождало бы ничего, кроме мучительного чувства недоумения и растерянности.
В ходе решения задачи особенно отчетливо выступает мышление как процесс. Трактовка мышления как процесс мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация (причинная обусловленность) мыслительной деятельности прежде всего, что сама детерминация (причинная обусловленность) мыслительной деятельности осуществляется как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, т. е. выступает в виде процесса. В исходных условиях процесса заранее не «запрограммировано» - все целиком и полностью - его дальнейшее протекание; по ходу решения задачи непрерывно возникают и развиваются новые условия его осуществления. Поскольку заранее всего полностью нельзя «запрограммировать», по мере протекания мыслительного процесса необходимы постоянные коррекции, уточнения (как ответ на новые условия, которые изначально невозможно полностью предвосхитить).
Нахождение решения задачи часто описывают как внезапное, неожиданное, мгновенное открытие, «озарение» и т.д. Этот факт обозначают так же, как догадку, «инсайт», эвристику (от слова «эврика» - «нашел!») и т.д. Так фиксируется результат, продукт мышления, но задачей психологии является раскрытие внутреннего мыслительного процесса, к нему приводящего. Чтобы вскрыть причинную обусловленность этого как бы внезапно наступающего «инсайта», т. е. мгновенного нахождения неизвестного (искомого), надо, прежде всего, учесть, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и вначале очень приблизительное мысленное предвосхищение неизвестного (искомого). Благодаря такому предвосхищению удается перебросить мостик, от известного к неизвестному, как бы заполнить пропасть между ними.
Для того чтобы лучше уяснить основные «механизмы» мыслительного процесса, рассмотрим следующие три взаимно противоположные точки зрения на мысленное предвосхищение неизвестного, которые высказываются в психологии и определяют пути формирования мышления учащихся в ходе решения задач.
Это, во-первых, положение о том, что каждая предыдущая стадия («шаг») познавательного процесса дает начало непосредственно следующей за ней. Такой тезис правилен, но недостаточен. На самом деле в ходе мышления осуществляется хотя бы минимальное предвосхищение искомого больше, чем на один «шаг» вперед. Поэтому нельзя все сводить только к взаимосвязи между предыдущим и непосредственно следующим за ним этапами. Иначе говоря, нельзя недооценивать, преуменьшать степень и «объем» мысленного предвосхищения в ходе решения задачи.
Вторая, противоположная точка зрения, наоборот, преувеличивает, абсолютизирует, переоценивает момент предвосхищения еще неизвестного решения, т.е. не выявленного и еще не достигнутого в ходе мышления результата (продукта). Предвосхищение - всегда лишь частичное и приблизительное - сразу превращается здесь в готовое и полное определение такого результата (решения). Ошибочность этой точки зрения можно показать на следующем примере. Ученик бьется над решением трудной задачи, которого он, естественно, еще не знает; он сможет найти его лишь в конце, в результате, в итоге своего мыслительного процесса. Учитель, который уже знает решение, знает будущий результат этого процесса, начинает помогать ученику. Опытный педагог никогда не станет «подсказывать» ему сразу весь ход решения; он будет давать ему постепенно и по мере надобности лишь небольшие «подсказки», с тем, чтобы основную часть работы выполнял сам ученик. Только так можно формировать и развивать (а не подменять) самостоятельное, действительное мышление учащихся. Если же сразу подсказать основной путь решения, т. е. сообщить будущий результат мышления раньше времени и таким образом «помочь» ученику, то это лишь затормозит развитие его мыслительной деятельности. Когда ученик заранее знает весь ход решения от первого до последнего этапа, его мышление либо вообще не работает, либо работает в минимальной степени, очень пассивно. Учащиеся всегда нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагога, но эта помощь не должна вовсе устранять их мышления, подменяя процесс заранее данным, готовым результатом.
Таким образом, обе эти рассмотренные точки зрения признают наличие мысленного предвосхищения в процессе поисков неизвестного, хотя первая из них недооценивает, а вторая преувеличивает роль такого предвосхищения. Третья же точка зрения, наоборот, вовсе отрицает предвосхищение в ходе решения задачи.
Третья точка зрения получила очень широкое распространение в связи с развитием кибернетического подхода к мышлению. Она состоит в следующем: по ходу мыслительного процесса надо перебрать подряд (т. е. вспомнить, учесть, попытаться использовать и т. д.) один за другим все, многие или некоторые признаки соответствующего объекта, связанные с ним общие положения, теоремы и варианты решения и т. д. В результате этого необходимо выбрать из них лишь необходимое для решения. Например, если в исходных условиях задачи указан параллелограмм, то в процессе обдумывания задачи надо вспомнить, перебрать все подряд свойства этого объекта и попытаться использовать для решения каждое" из его свойств по очереди. В конце концов, какое-нибудь из них, быть Может, и окажется подходящим для данного случая. На самом же деле, как показали специальные психологические эксперименты, мышление никогда не «работает» по способу такого «слепого», случайного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения.
По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рассматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. Остальные же свойства просто как бы отсутствуют, вовсе не «замечаются» и исчезают из поля зрения. В этом проявляется «направленность», избирательность, детерминированность мышления. Следовательно, хотя бы минимальное, самое приблизительное и совсем предварительное предвосхищение неизвестного в процессе его поисков делает излишним «слепой» механический перебор всех подряд или многих свойств рассматриваемого объекта. И, наоборот, в тех случаях, когда такого предвосхищения нет, механический перебор становится неизбежным.
Именно по принципу перебора работают все современные «думающие» машины, построенные кибернетиками. В программах этих машин заранее заложены все основные варианты и способы решения возможных задач, так что в каждом отдельном случае «выбор» нужного варианта осуществляется путем механического перебора всех или некоторых имеющихся вариантов. В результате с помощью таких машин действительно удается решать некоторые группы задач, и это, бесспорно, выдающееся достижение кибернетики. Однако кибернетические машины, как мы видим, работают совсем по другому принципу, чем человеческое мышление. Следовательно, такие машины не «моделируют» и не воспроизводят мышления человека, хотя с их помощью он может решать многие сложные, задачи. Тем более важно выяснить, как мысленное предвосхищение неизвестного осуществляет человек в ходе своей познавательной деятельности. Это одна из центральных проблем психологии мышления. В процессе ее разработки психологическая наука преодолевает выше рассмотренные три ошибочные точки зрения на мысленное предвосхищение неизвестного (искомого). Решить эту проблему - значит раскрыть основной «механизм» мышления.
Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами - в зависимости прежде всего от характера самой задачи. Есть задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Таковы главным образом простейшие механические задачи, требующие учета лишь простейших внешних механических и пространственных соотношений - задачи так называемого наглядно-действенного или сенсомоторного интеллекта. Для решения таких задач достаточно бывает по-новому соотнести наглядные данные и переосмыслить ситуацию. Представители гештальтпсихологии ошибочно пытаются свести всякое решение задачи к такому преобразованию «структуры» ситуации. В действительности такой путь решения задачи является лишь частным случаем, более или менее применимым только для очень ограниченного круга задач. Решение задач, на которое направлены процессы мышления, требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении, сначала очень приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.
Внутри, таким образом, первоначально намеченной сферы совершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие тот круг знаний, с которым соотносится данная проблема. Если знания добываются в процессе мышления, то и процесс мышления в свою очередь предполагает уже наличие какого-то знания; если мыслительный акт приводит к новому знанию, то какие-то знания в свою очередь всегда служат опорной точкой для мышления. Решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения.
Эти положения выступают иногда в виде правил, и решение задачи совершается в таком случае путем применения правил. Применение или использование правила для решения задачи включает две различные мыслительные операции. Первая, часто наиболее трудная, заключается в том, чтобы определить, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи, вторая - в применении определенного уже данного общего правила к частным условиям конкретной задачи. Учащиеся, исправно решающие задачи, которые даются им на определенное правило, сплошь и рядом оказываются не в состоянии затем решить такую же задачу, если они не знают, на какое правило эта задача, потому что в этом случае им нужно предварительно совершить дополнительную мыслительную операцию нахождения соответствующего правила.
Практически, решая задачу по тому или иному правилу, сплошь и рядом вовсе не думают о правиле, не осознают и не формулируют его хотя бы мысленно, как правило, а пользуются совершенно автоматически установившимся приемом. В реальном мыслительном процессе, являющемся очень сложной и многосторонней деятельностью, автоматизированные схемы действия - специфические «навыки» мышления - играют часто очень существенную роль. Не приходится поэтому лишь внешне противопоставлять навыки, автоматизмы и рациональную мысль. Оформленные в виде правил положения мысли и автоматизированные схемы действия не только противоположны, но и взаимосвязаны. Роль навыков, автоматизированных схем действия в реальном мыслительном процессе особенно велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная рациональная система знания. Например, очень значительная роль автоматизированных схем действия при решении математических задач.
Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза. Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе таких гипотез. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. как предположения, порождает потребность в его проверке. Эта потребность становится особенно острой, когда на основе предварительного учета условий задачи перед мыслью встает несколько возможных ее решений или гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль.
Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критичность - существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение - за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и против своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.
По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными у данного субъекта путями, определяется по преимуществу подвижными динамическими соотношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы - автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс. Поскольку определенные механизмы сложились, они определяют в той или иной мере протекание деятельности, но и сами они в свою очередь определяются ею, складываясь в зависимости от ее протекания. Так, по мере того как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает ее протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.
6.3. Основные мыслительные операции
Мысли – такая же реальность как материя. Но они не видимы. Но они проявляются в материи. Мне нужно их только найти. Например, листья на ветке расположены по-разному, в начале и в конце. Но есть общий принцип.
Мысли можно извлечь только оттуда, где они есть (можно вылить воду только оттуда, где она есть). Если не получается извлечь мысль из предмета, это не означает, что ее там нет. Значит, я не могу мыслить.
Мир построен на мысли. Только это дает возможность мыслить. Сначала видеть вещи, а потом находить закон, объясняющий их (нужно несколько раз упасть и больно удариться, только потом научиться ездить на велосипеде). То же, только ударившись, можно начать думать (задаться вопросом) почему я падаю? Если только говорить так-то и так-то, то не научиться думать.
Психология изучает процесс мышления индивида и исследует как и почему , в ходе какого познавательного процесса возникает и развивается та или иная мысль. Психология изучает закономерности протекания самого мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам, удовлетворяющим требованиям логики. Процесс мышления и его результаты неразрывно взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
Психологически исследовать мышление как процесс это значит изучать внутренние скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов.
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.
Мышление определяют как обобщенное и опосредованное отражение действительности, ее существенных свойств, связей и отношений.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков
6. Мышление и речь
Мышление представляет собой процесс отражения общих свойств предметов и явлений и поиска и создания (понимания) взаимосвязей и взаимоотношений между ними. Мышление – это обобщенное познание объективной действительности. Характерно, что мышление начинается с задержки движения, хотя само оно является движением (теоретик против практика). Это обусловлено проблемной ситуацией, задачей, которую необходимо решить. Методы экспериментов и ошибок, когда мы эмпирически пробуем различные комбинации, еще не являются мышлением, хотя некоторые авторы и утверждают это. (Сравни, например, весьма наглядные опыты Келера с шимпанзе или опыты Ладыгиной- Котс, чтобы было ясно, что речь идет о какой-то предстадии мышления, именно о «постановке проблемы». Но мышление после постановки проблемы идет иным путем, а не методом опытов и ошибок!)
Фазы мышления следующие:
1. Проблемная ситуация (как правило, сопровождаемая удивлением, которое уже Платон рассматривал как начало познания. Ориентировочный рефлекс на уровне животных хорошо иллюстрирует, о чем идет речь: животное замирает, полное напряженного внимания, стоя перед решением ситуации и ориентируясь в ней).
Проблема (вопрос) поставлена, «если деятельность имеет цель, но не имеет ясной или хорошо знакомой дороги и цели. Исследуемый должен найти и испытать дорогу к цели. Если он найдет дорогу, то найдет и решение, хотя и не всегда наилучшее… О мышлении мы говорим в том случае, если попытки исследуемого выходят за рамки непосредственно предложенной ситуации и если при этом он использует память и понятия, приобретенные раннее» (Вудворст).
Когда мы утром умываемся, одеваемся, то это еще не проблемная ситуация, но если например, утром после вставания с постели мы пораним руку так, что не сможем ею вообще владеть, то умывание и одевание станут для нас проблемой, ранение поставит нас перед проблемной ситуацией, хотя и довольно простой. Следовательно, решающим знаком проблемной ситуации является тот факт, что мы осознаем ее как проблемную ситуацию.
Поэтому можно говорить о верхнем и нижнем пороге в зависимости от того, что некоторые ситуации мы осознаем уже как проблемные в отличие от всех других ситуаций, не являющихся для нас проблемными;
под верхним порогом мы понимаем ситуации, которые для нас являются неразрешимыми, от решения которых мы просто заранее отказываемся.
Проблемная ситуация нас ведет к:
2. Определению цели. Цель становится определяющей, детерминирующей тенденцией процесса мышления, организует и направляет нашу деятельность до тех пор, пока мы не найдем решения.
3. Решению. Мышление не должно быть всегда логическим, однако логическое мышление является гарантией правильного мышления. В связи с тем, что современная логика видит в связях первичный логический материал, а мышление является постижением связей, необходимо ознакомиться с теми основными операциями логики, которые по традиции рассматривают как методы, ведущие к образованию логически правильных связей.
Анализ и синтез
Путем разбора сложной действительности, путем разложения на простые и уже известные факты (анализ) мы стараемся понять неизвестное и сложное. Следовательно, анализ предполагает сравнение и различение (компарацию и дискриминацию). Например, мы внимательно изучаем симптомы заболевания, некоторые из них являются такими же, как при определенном заболевании, но два из них, весьма существенных симптома, отличаются от них. Мы сравниваем и анализируем.
Следовательно, анализ проводится от целого к элементам, в то время как синтез проводится от знакомых явлений к неизвестным комплексам. И в нашем случае анализ и синтез дополняют и проверяют друг друга. Синтез, обычно, приводит данный материал к гипотетическим предположениям, которые действительность проверит или не проверит в качестве правильных.
Абстракция и детерминация (конкретизация)
Абстракция заключается в упрощении действительности путем отвлечения от деталей и в символизации данной действительности. От анализа она отличается тем, что в ней уже нет сознания связаности с конкретной целой величиной.
Результатом абстракции являются схематические абстракты (абстрактные схемы) как проявление целостного характера человеческого мышления: «животное», «что-то», «нечто» являются плодом абстракции так же, как понятие бесконечности, идентичности и т. п.
Абстракция совершенно необходима. Единая конкретная действительность сама по себе была бы для нас непроходимыми и непроницаемыми джунглями. Абстракция – это упрощение, схематизирующая карта действительности, первое обобщение нашего опыта.
Конкретизация, детерминация – это процесс, совершенно противоположный абстракции. Мы исходим от абстрактов и принимаем забытие абстракции: возвращаемся к конкретным явлениям. Мы поступаем гак, например, когда общие сведения (о какой-нибудь нозологической единице) переносим на случай конкретного заболевания у конкретного больного.
Основные фазы мыслительного процесса
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации.
Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким образом, проблемная ситуация может сначала возникнуть в действенном плане. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Но необходимо еще осмыслить проблему как таковую. Это требует работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления, не следует представлять себе это так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мышления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Уже здесь с первого же шага приходится убедиться в том, что в процессе мышления все моменты его находятся во внутренней диалектической взаимосвязи, не позволяющей механически их разрывать и рядополагать в линейной последовательности. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулировать, в чем вопрос, - значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему - значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т. е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего человека - это умение видеть проблемы там, где они есть. Проницательному уму многое проблематично; только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует. Возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение увидеть проблему - функция знания. Поэтому, если знание предполагает мышление, то и мышление уже в своем исходном пункте предполагает знание. Каждая решенная проблема поднимает целый ряд новых проблем; чем больше человек знает, тем лучше он знает, чего он не знает.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению.
Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами - в зависимости прежде всего от характера самой задачи. Есть задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Таковы главным образом простейшие механические задачи, требующие учета лишь простейших внешних механических и пространственных соотношений - задачи так называемого наглядно-действенного или сенсомоторного интеллекта (см. дальше). Для решения таких задач достаточно бывает по-новому соотнести наглядные данные и переосмыслить ситуацию. Представители гештальтпсихологии ошибочно пытаются свести всякое решение задачи к такому преобразованию "структуры" ситуации. В действительности такой путь решения задачи является лишь частным случаем, более или менее применимым только для очень ограниченного круга задач. Решение задач, на которое направлены процессы мышления, требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении, сначала очень приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.
Внутри таким образом первоначально намеченной сферы совершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие тот круг знаний, с которым соотносится данная проблема. Если знания добываются в процессе мышления, то и процесс мышления в свою очередь предполагает уже наличие какого-то знания; если мыслительный акт приводит к новому знанию, то какие-то знания в свою очередь всегда служат опорной точкой для мышления. Решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения.
Эти положения выступают иногда в виде правил, и решение задачи совершается в таком случае путем применения правил. Применение или использование правила для решения задачи включает две различные мыслительные операции. Первая, часто наиболее трудная, заключается в том, чтобы определить, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи, вторая - в применении определенного уже данного общего правила к частным условиям конкретной задачи. Учащиеся, исправно решающие задачи, которые даются им на определенное правило, сплошь и рядом оказываются не в состоянии затем решить такую же задачу, если они не знают, на какое правило эта задача, потому что в этом случае им нужно предварительно совершить дополнительную мыслительную операцию нахождения соответствующего правила.
Практически, решая задачу по тому или иному правилу, сплошь и рядом вовсе не думают о правиле, не осознают и не формулируют его, хотя бы мысленно, как правило, а пользуются совершенно автоматически установившимся приемом. В реальном мыслительном процессе, являющемся очень сложной и многосторонней деятельностью, автоматизированные схемы действия - специфические "навыки" мышления - играют часто очень существенную роль. Не приходится поэтому лишь внешне противопоставлять навыки, автоматизмы и рациональную мысль. Оформленные в виде правил положения мысли и автоматизированные схемы действия не только противоположны, но и взаимосвязаны. Роль навыков, автоматизированных схем действия в реальном мыслительном процессе особенно велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная рациональная система знания. Например, очень значительна роль автоматизированных схем действия при решении математических задач.
Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза . Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе таких гипотез. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. как предположения, порождает потребность в его проверке. Эта потребность становится особенно острой, когда на основе предварительного учета условий задачи перед мыслью встает несколько возможных ее решений или гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль.
Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критичность - существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение - за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и против своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.
По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными у данного субъекта путями, определяется по преимуществу подвижными динамическими соотношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы - автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс. Поскольку определенные механизмы сложились, они определяют в той или иной мере протекание деятельности, но и сами они в свою очередь определяются ею, складываясь в зависимости от ее протекания. Так, по мере того как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает ее протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.
Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори Из книги Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика автора Ганнушкин Петр Борисович Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто4. Фазы процесса преображения Теперь мы переходим к стадии, на которой человек уже знает, что необходимым условием и ценой, которую нужно платить за Самопостижение, является радикальное преображение и обновление личности. Это долгий и многосторонний процесс, где есть
Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард деПЯТЬ ЭТАПОВ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Ниже приводится резюме всех пяти этапов. Даются их ключевые моменты.«Куда идти?»В чем цель моих размышлений? Какой результат я хочу получить в конце? Этот этап очень важен. Обычно мы уделяем ему слишком мало внимания. Нужно очень четко
Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж СтивенФазы сна В 1957 году Демент и Клейтман предложили к рассмотрению совокупность критериев классификации фаз сна, принятую впоследствии в качестве базовой. Но по причине разночтений по поводу применимости некоторых критериев, между различными группами исследователей
Из книги Супружеская перестрелка с улетальным исходом. Как спасти отношения и стоит ли это делать автора Целуйко ВалентинаОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ФАЗЫ РАЗВОДА В представлении многих специалистов развод, вынужденный или добровольный, какими бы внешними причинами он ни был вызван и какими бы законами ни регулировался, в социальном плане является не событием, а процессом. Этот процесс начинается
Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада МихайловнаЭтапы мыслительного процесса Мышление проявляется при решении любой задачи, возникшей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса
Из книги Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам автора Файдыш Евгений АлександровичХарактеристики мыслительного процесса Для правильного понимания аргументации и мотивов поведения людей полезно представлять себе роль и значение определенных характеристик мышления. В качестве основных мы выделяем для анализа следующие.Взаимосвязь мотива, цели и
Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора Малкина-Пых Ирина Германовна4.4. Основные элементы гадательного процесса Мы уже говорили, что личное виртуальное будущее определяется взаимодействием потока виртуального будущего, идущего к настоящему, и личностных, кармических особенностей судьбы данного человека (см. рис. 53). Поэтому первый этап
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичОсновные психологические защиты и фазы инфантильного развития Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень разными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального развития. Во фрейдовской теории этапов
Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл ЭмиКризисные фазы процесса развития личности Любая методология, положившая в свое основание какие-либо содержательные элементы, рано или поздно (при столкновении с неучтенными содержательными компонентами или сопоставлении содержательных закономерностей, которые не
Из книги Думай [Почему надо сомневаться во всём] автора Гаррисон ГайИспользование первичного процесса на благо вторичного процесса Дона Карлетта сказала, что при работе с людьми полезнее всего говорить с первичным процессом о вторичном; посуществу, это метод обращения к мудрости первичного процесса человека (обычной идентичности и
Из книги автораИспользование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса Дона Карлетта сказала, что в некоторых случаях полезнее всего использовать отношение или качество вторичного процесса на благо первичного процесса. Она надеялась, что это не слишком собьет нас с
Из книги автораГлава 4 Правильное обслуживание и питание вашего мыслительного механизма Вы цените свой мозг? Обращаетесь с ним так хорошо, как он того заслуживает? Когда-нибудь задумывались, сколько всего нужно этой покрытой извилинами штуковине весом в три фунта, которая втиснута в