Примеры сложных слов для нач школы. Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о
- сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
- знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.
Ход урока.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).
Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).
Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Отгадайте загадку:
Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.
Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).
2. Чтение рассказа.
Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.
«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».
Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
Что же вы на самокате- то не катаетесь…»
Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).
Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).
Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).
Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).
Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.
Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).
III. Наблюдение над особенностями сложных слов.
1. Подбор однокоренных слов.
А как вы понимаете слово «доброта»?
В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).
Поработаем в группах . Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».
Давайте проверим слова каждой группы.
Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.
Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.
Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).
2. Подбор синонимов.
С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».
Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.
Проверка слов каждой группы.
Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.
Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).
Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).
Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).
3. Беседа по тексту.
Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?
«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».
А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?
IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.
Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
- Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
- Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.
Как поступить милосердному человеку?
V. Упражнение в написании сложных слов.
1. Работа над лексическим значением слов.
Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?
Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.
Что заметили? (Одинаковая первая основа).
Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).
Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).
Как вы понимаете, что означает это слово?
«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».
2. Разноуровневая работа.
Выберите одно из заданий по своим силам.
I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.
II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.
III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.
Послушаем, что у вас получилось.
VI. Творческая работа.
Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».
VII. Итог урока.
1. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Какие слова называются сложными?
- Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
- С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
- Приведите примеры сложных слов.
- Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
- Какие выводы для себя сделали?
2. Домашнее задание.
Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.
КОНСПЕКТ УРОКА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(Система развивающего обучения Л.В.Занкова.)
3 класс (1- 4)
Тема урока:
Подготовила:
Учитель начальных классов
Федосюк Елена Витальевна
МБОУ «Гимназия №3»
г. Астрахань – 2017г.
Предмет:
Русский язык
Класс:
3
Автор учебника
:
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
Тема урока: «Сложные слова».
Дидактическая цель : создать условия для формирования понятия «сложные слова» и
введения его в систему знаний
Задачи урока:
Логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
- развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока
:
урок открытия новых знаний.
Оборудование : учебник «Русский язык 3 класс» Нечаевой Н.В., Яковлевой С.Г., презентация к
Ход урока:
Самоопределение к деятельности . Слайд 1.
Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь
за парты. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня
мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
II . Актуализация знаний.
- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, вспомнили правила посадки.
Ребята, какое время года за окном? (Осень).
А.С.Пушкин очень любил это время года и посвятил ему много прекрасных строк. Вот некоторые из них: Слайд 2.
«Унылая пора, очей очарованье…
Приятна мне твоя прекрасная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
Сегодня и у нас на уроке осень в гостях.
III . Минутка каллиграфии. Словарная работа . Слайд 3-4.
Повторим написание букв О, о , соединение ОС , слово ОСЕНЬ , образуем от этого слова однокоренное – прилагательное – ОСЕННИЙ.
Каким способом образовано это слово? (Суффиксальным).
Какие ещё способы образования слов вы знаете? (Приставочный, приставочно-суффиксальный). Слайд 5.
Разберём слово по составу: ОСЕН – Н -
Сегодня вы познакомитесь с ещё одним видом образования слов. Каким? Вы узнаете на нашем уроке.
IV . Тема урока.
Прочтите запись на экране… «Сложные слова». Слайд 6.
Назовите, какой частью речи является слово «сложные». (Это прилагательное!)
Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета).
Назовите, а что может быть ещё сложным? (Сложные задачи, сложная ситуация).
И что такое сложное слово?
(Ответы ребят.)
- Сегодня мы ближе познакомимся со сложными словами и их особенностями.
V . Объяснение материала. Актуализация знаний.
1. -
Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Записываем – сентябрь
)
Слайд 7.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Словарное слово – октябрь
)
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Словарное слово – ноябрь)
2.
- Как вы думаете, что общего у этих слов?
(
Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.)
Разберём слова по составу:
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
3.
- А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень».
Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень. Слайд 8.
- Октябрь называли «листопадом».
Почему?
У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Слайд 9.
-
А ноябрь получил название «грудень».
Как вы думаете, почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. Слайд 10-11-12.
III
. Фиксация затруднения в деятельности.
Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
ХМУРЕНЬ ЛИСТ – О - ПАД ГРУДЕНЬ Слайд 13.
- В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики:
Листопад
Учитель: Объясните смысл этого слова?
Ученики: Природное явление – листья падают.
Учитель: Выделите корень в этих словах.
Ученики: лист, пад Слайд 14-15.
Чтобы получилось новое слово, используется новый способ образования слов – сложение основ, сложение корней, при помощи соединительной гласной О, Е .
IV
. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
- А сейчас откроем учебники на странице 71, найдите правило.
Что вы запомнили из правила? Давайте закрепим на примерах. И запишем несколько слов в тетрадь. Слайд 16-17.
Упр. 143, стр. 71. – Найдите слова, которые образованы соединением основ.
ЛЕСОСТЕПЬ СИНЕГЛАЗЫЙ
2. Образование сложных слов
Лес ловить
Рыба ферма
Птица полоса
Олень разводить
(Лесополоса, рыболов, птицеферма, оленевод). Слайд 18.
V . Физкультминутка. Игра с мячом.
Игра. «Образуй сложное слово».
Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит – самовар
мясо, рубить - мясорубка
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
коньки, бег- конькобежец
секунда, мерить – секундомер
Физминутка для глаз.
Слайд 19
.
VI
. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Ветер осенний подул на сложные слова и все их разбросал. Давайте соберём их правильно. Работаем в группах. Советуемся друг с другом. Запишем слова в тетрадь.
камнеход ледопад Слайд 20.
вертопад звездовоз
паролёт водолёт
самопа д листоход
(Вертолёт, ледоход, самолёт, листопад, звездопад, паровоз, пароход, водопад, камнепад, водовоз.) Слайд 21.
Ребята, какой вывод мы можем сделать о сложных словах?
Сложные слова образуются сложением основ, корней при помощи соединительных гласных О и Е. Если основа заканчивается на твёрдый согласный, значит в середине мы пишем соединительную О, а если на мягкий или шипящий Ж, Ш,Ч,Щ,Ц – то мы пишем Е.
VII
.
Включение в систему знаний и повторение.
1. Творческая работа
. Работа по карточкам (дифференцированное задание).
- Осень красива не только в лесу, но и в горах. Слайд 22-23.
Послушайте текс «В горах».
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.
Фамилия и имя: _______________________________ 1 карточка
. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад |
Фамилия и имя: _________________________ 2 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. В горах. Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать). |
VIII
. Рефлексия.
- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
- Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. А довольны ли вы? Пусть на мордашке колобка появится улыбка, если да, или грустное выражение, если было трудно!
Список используемой литературы:
1) Справочное пособие по русскому языку, О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова, 2009г.
2) Сборник «Правила и упражнения по русскому языку» О.В. Узорова, Е.Н.
Нефёдова, 2009г.
3) Сборник «Изучаем части речи» Е.Г.Мережко
4) Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.
Воронеж. Учитель. 2012.
Тема урока: Сложные слова.
Цель урока: формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;
Активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;
Создать для развития всех типов каналов восприятия информации.
Воспитательные:
Продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
Формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
Прививать уважение к труду, продуктам труда.
Ход урока
Организационный момент (приветствие).
Ориентировочно-мотивационный этап.
Чистописание.
Детям предлагается отгадать загадку.
"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)
Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.
Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.
Вспомните пословицы о хлебе.
Выяснение смысла пословиц.
Чтение пословиц с доски. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.
3. Подготова к изучению новой темы.
Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)
К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб? завод. - проблема (на доске надпись)
Что интересного в записи слова? (Два корня).
Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?
Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?
Какая тема урока?(открываем тему урока на доске)
Запись предложения и разбор.
Р…бочие хлеб…завода показали уч…никам свою р…боту.
Индивидуально карточка.
В…тер, м…бель, кв…ртира, комн…та, м…газин, р…бота, п…суда, ст…кан, л…пата, м…бель, уч...ник, сах…р.
4. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия .
1) Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.
Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?
Понаблюдайте и сделайте вывод: (на доске)
Хлеб…пекарня Масл…завод
Птиц…лов Пеш…ход
Сам…свал Везд…ход
Пыл…сос Сам…вар
Дом…сед Кож…ед
Отчёт групп. Чтение правила в учебнике.
2)
Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. (ответы записываем в тетрадь)
Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. – (МУХОМОР)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало, блестит. – (САМОВАР)
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту –
Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД)
Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ)
Физкультминутка.
Примение понятий и правил.
Выполните упражнение 122, стр. 50
Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.
(работа в группах)
Старомодный,
быстроходный,
сенокосный,
многозвёздный,
многослойный,
землеройный,
тонконогий,
круторогий,
многоместный,
редколёсный,
пешеходный,
всенародный.
Индивидуально карточка.
Соедини части сложных слов.
земле ход
гром сек
мясо отвод
сено мер
везде комбинат
дрово кол
лед косилка
Итог урока.
Понравился вам урок?
Я узнал?
Я могу?
Оценки:
Домашнее задание
Рис. 2. Николай Добронравов ()
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка ()
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка ()
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост ()
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка ()
Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Rus.1september.ru ().
- Gramma.ru ().
- 5klass.net ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.