Статус социальной психологии. Понятие малой группы в социальной психологии Что такое психологический статус
Не сегодня и даже не вчера люди начали болеть душой. Больным умом (блаженным и умалишенным) часто помогали выживать сердобольные люди, приюты, монастыри, богодельни, и больницы. Но не во все времена и всегда помогали душевнобольным людям. В средние века в Западной Европе были гонения на ведьм и колдунов, среди которых могли быть тысячи безумных. Их жгли на кострах и избавлялись.
В 1547 году в Лондоне из общежития религиозного братства «Господа нашего из Вифлиема» возникла Бетлемская королевская больница - первый дом умалишенных (Бедлам).
Лишь в во времена Великой французской революции в 1798 году Филлип Пинель, назначенный старшим врачом госпиталя Сальпетриер приказал снять с цепей душевно больных.
В России писатель А.П.Чехов в рассказе «Палата №6» описывается психиатрическое отделение больницы с обязательной кислой капустой во флигеле, санитаром-держимордой и заброшенными больными.
«В больничном дворе стоит небольшой флигель … и серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек.и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек. Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдемте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри. Отворив первую дверь, мы входим в сени. Здесь у стен и около печки навалены целые горы больничного хлама. Матрацы, старые изодранные халаты, панталоны, рубахи с синими полосками, никуда негодная, истасканная обувь, - вся эта рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах.
На хламе всегда с трубкой в зубах лежит сторож Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, чтоихнадо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.
Далее вы входите в большую, просторную комнату, занимающую весь флигель, если не считать сеней. Стены здесь вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе, - ясно, что здесь зимой дымят печи и бывает угарно. Окна изнутри обезображены железными решетками. Пол сер и занозист. Воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец.В комнате стоят кровати, привинченные к полу. На них сидят и лежат люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это - сумасшедшие. Всех их здесь пять человек. Только один благородного звания, остальные же все мещане».
Что нужно знать о психическом статусе человека психологу?
Невозможно подступится к основам психологического консультирования без знаний о клиенте - его обычной жизни, обычного круга общения его в обществе, с друзьями и близкими. Психологу необходимо настроить свою душу на волну понимания с клиентом, что вообще-то, познается и понимается очень непросто.
Изучая, а затем описывая психологический статус клиента, первое, на что мы, психологи, обращаем внимание, на его внешний вид, его одежду, движения, выражение лица и различным проявлениям переживаемых человеком психических процессов. Многие признаки подскажут на сколько соответствует физическому, психологическому и психическому статусу данного человеку (возраст человека, его следование моде или пренебрежение ею).
Не только одежда, но и её использование, манера одеваться, ходить, жестикулировать может быть показательным примером ее связи с чертами характера.
При взгляде на клиента психолог прежде всего обращает внимание на глаза. Глаза - зеркало души.
Статус (лат. status - состояние, положение) - абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта.
Что есть психический статус человека и как его описать психологу?
Психический статус– описание состояния психики человека, включающие его интеллектуальные, эмоциональные и физиологические возможности. Психический статус носит описательно-информативный характер с достоверностью психологического (психопатологического) «портрета» и с позиции клинической информации (т.е. оценки)
Описание психического статуса.
1. Беседа в кабинете
2. Определение ясного или помрачённого сознания(при необходимости дифференцировки данных состояний). В случае отсутствия сомнений в наличии ясного (не помрачённого) сознания этот раздел можно опустить.
1.Внешний вид:опрятный, ухоженный, небрежный, макияж, соответствует (не соответствует) возрасту, особенности одежды и другое.
2.Поведение:спокойное, суетливое, возбуждение (описать его характер), походка, поза (свободная, естественная, неестественная, вычурная (описать), вынужденная, нелепая, однообразная), другие особенности моторики.
3.Особенности контакта:активный (пассивный), продуктивный (непродуктивный – описать, в чём это проявляется), заинтересованный, доброжелательный, неприязненный, оппозиционный, злобный, «негативистический», формальный и так далее.
4.Характер высказываний (основная часть «композиции» психического статуса, из которой следует оценка ведущего и обязательного признака и симптома).
1. В психическом статусе делается акцент на отношение клиента к своим переживаниям. Поэтому уместно использование таких выражений, как «сообщает», «считает», «убежден», «утверждает», «заявляет», «предполагает» и другие. Таким образом, должна быть отражена оценка клиентом прежних событий, переживаний, ощущений сейчас, в настоящее время.
2.Начинать описание настоящих переживаний необходимо сведущего(то есть принадлежащего к определённой группе) синдрома, который обусловил обращение к психологу (запрос клиента).
Например:расстройства настроения (пониженное, повышенное), галлюцинаторные феномены, бредовые переживания (содержание), психомоторное возбуждение (ступор), патологические ощущения, нарушения памяти и так далее.
4.Описание ведущего признака и синдрома должно быть исчерпывающим, то есть с использованием не только данных субъективного самоотчёта клиента, но и включая уточнения и дополнения, выявленные в ходе беседы.
5.Для максимальной объективизации и точности описания рекомендуется использование цитат (прямой речи клиента), которые должны быть краткими и отражать только те особенности речи (и словообразования) клиента, которые отражают его состояние и не могут быть заменены другим адекватным (соответствующим) речевым оборотом.
Например:неологизмы, парафазии, образные сравнения, специфические и характерные выражения и обороты и другое. Не следует злоупотреблять цитатами в случаях, если изложение своими словами не влияет на информативную значимость данных высказываний.
Исключением является цитирование более длинных примеров речи в случаях нарушения её целенаправленности, логической и грамматической структуры (соскальзывание, разноплановость, резонерство)
Например:бессвязность (спутанность) речи у клиентов с расстроенным сознанием, атаксии (бессвязность мышления) у шизоидов, бессвязность речи у клиентов психомоторным возбуждением и клиентов с разными формами слабоумия и так далее.
6.Описание отношение клиента к существующей обстановке - как неприязненной, оппозиционной, злобной (описать), вынужденной, неприемлемой.
7.Описание дополнительных скрытых признаков, то есть закономерно встречающихся в рамках определённого кластера, но который может отсутствовать.
Например:пониженная самооценка, суицидальные мысли при депрессивном синдроме.
7.Описание факультативных, зависящих от патопластических фактов («почвы»), симптомов.
Например:выраженные соматовегетативные расстройства при депрессивном (субдепрессивном) синдроме, а также фобии, сенестопатии, обсессии в структуре того же синдрома.
8.Эмоциональные реакции:
1.Реакция клиента на свои переживания, уточняющие вопросы психолога, замечания, попытки коррекции и так далее.
2.Другие эмоциональные реакции(кроме описания проявлений аффективного расстройства, как ведущего психопатологии синдрома).
1.Мимика (мимические реакции): живая, богатая, бедная, однообразная, выразительная, «застывшая», однообразная, вычурная (манерная), гримасничанье, маскообразная, гипомимия, амимия (утрата способности выражаться жестами и мимикой) и др.
2.Голос:тихий, громкий, монотонный, модулированный, выразительный и так далее.
3.Вегетативные проявления:гиперемия, бледность, учащение дыхания, пульса, гипергидроз и т. д.
4.Изменение эмоционального реагирования при упоминании о родных, психотравмирующих ситуаций, о других эмоциогенных факторах.
5.Адекватность (соответствие) эмоциональных реакций к содержанию беседы и характеру болезненных переживаний.
Например:отсутствие проявлений страха, тревоги при переживании больным в данный момент вербальных галлюцинаций угрожающего и устрашающего характера.
6.Соблюдение клиентом дистанции и такта (в беседе).
9.Речь:грамотная, примитивная, богатая, бедная, логически стройная (алогичная и паралогичная), целенаправленная (с нарушением целенаправленности), грамматически стройная (аграмматичная), связная (бессвязная), последовательная (непоследовательная), обстоятельная, «заторможенная» (замедленная), ускоренная по темпу, многоречивая, «речевой напор», внезапные остановки речи, умолкание и так далее. Привести наиболее яркие примеры речи (цитаты).
5.Отмечать отсутствующие у клиента в настоящее время расстройства необязательно, хотя в ряде случаев это можно отразить с целью доказательства того, что психолог пытался активно выявить другую (возможно скрываемую, диссимулируемую) симптоматику, а также симптомы, которые клиент не считает проявлением психического расстройства, а потому активно о них не сообщает.
При этом не следует писать обобщенно: например «без продуктивной симптоматики». Чаще всего имеется в виду отсутствие бреда и галлюцинаций, тогда, как другие продуктивные симптомы (например, аффективные расстройства) не принимаются во внимание.
В этом случае лучше конкретно отметить, что именно психологу не удалось выявить (расстройств восприятия галлюцинаций, бреда).
Например:«бреда и галлюцинаций выявить не удаётся (или не выявлено)».
Или: «нарушений памяти не выявлено».
Или: «память в пределах возрастной нормы»
Или: «интеллект соответствует полученному образованию и образу жизни»
6.Критика к своему состоянию- активная (пассивная), полная (неполная, частичная), формальная. Критика к отдельным проявлениям признаков неадекватности собственного состояния или отсутствии критики к своему неадекватному состоянию к «изменениям своей личности» в целом.
Следует помнить, что при детальном описании таких феноменов, как «бред» и квалификации синдрома, как «бредовый» нецелесообразно отмечать отсутствие критики (к бреду), так как отсутствие критики является одним из ведущих симптомов бредового расстройства.
7.Динамика психического состояния в процессе беседы- нарастание утомления, улучшение контакта (ухудшение), нарастание подозрительности, отгороженности, растерянности, появление отсроченных, замедленных, односложных ответов, злобности, агрессивности, или, напротив, большей заинтересованности, доверительности, доброжелательности, приветливости.
Джон;Соммерз-Фланаган, Рита Соммерз-Фланаган в книге "Клиническое интервьюирование" прописали исследование психический статус клиента.
;"Исследование психического статуса - это метод систематизации и оценки клинических наблюдений относительно психического статуса и состояния клиента. основная цель исследования психического статуса заключается в диагностике актуальных когнитивных процессов. Однако в последние годы исследование психического статуса стало более масштабным, некоторые клиницисты включают сюда также психосоциальную историю, выяснение личной истории, планирование терапии и диагностические впечатления. <..> Любой человек, который собирается работать в сфере охраны психического здоровья, должен уметь осуществлять компетентную профессиональную коммуникацию с другими специалистами посредством отчётов обисследовании психического статуса" [с. 334-335].
зу об актуальном психическом функционировании клиента" (с.335-337).
Основные категории психического статуса:
1. Внешность.
2. Поведение, или психомоторная активность.
3. Установки по отношению к интервьюеру.
4. Аффект и настроение.
5. Речь и мышление.
6. Перцептивные расстройства.
7. Ориентация и сознание.
8. Память и интеллектуальные способности.
9. Надежность, рассудительность и понимание клиентом своих проблем.
......
Во время исследования психического статуса наблюдения систематизироваться таким образом, чтобы на их основе выработать гипотезу об актуальном психическом функционировании клиента.
Индивидуальные и культурные факторы
Исследование психического статуса может осложнятся искажениями, вызванными культурной восприимчивостью психолога-интервьюера. Культурная принадлежность клиента может быть определяющим фактором его психического статуса.
Иногда определённые убеждения, связанные с культурой, особенно религиозные, кажутся безумием (или заблуждения) из других культур. То же относится и к убеждениям и моделям поведения, связанные с физическими заболеваниями, развлечениями, свадебными ритуалами и семейными обычаями. Интервьюер должен учесть влияние индивидуальных и культурных факторов. Например, это могут быть различия в культурно адекватных проявлениях печали, стресса, унижения или последствий травматического опыта. К тому же представители национальных и культурных меньшинств, которые недавно оказались в новой культурной среде, могут выражать смятение, страх и недоверие. Кроме того, в экстремальных или стрессовых ситуациях дезориентацию могут демонстрировать люди с ограниченными физическими возможностями.
Внешность
Наблюдения основываются в основном на физических характеристиках и некоторых демографических данных.
Физические характеристики клиентов включают такие аспекты, как опрятность, одежда, расширение/сужение зрачков, выражение лица, потоотделение, макияж, наличие татуировок, сережек и пирсинга, рост, вес и телосложение. Интервьюер должен внимательно наблюдать не только за внешним видом клиентов, но и за особенностями их физической реакции на себя или общения с ним.
Пол, возраст, расовая и этническая принадлежность может быть значимым для интервьюирования. «Клиент который выглядит старше своего возраста, может иметь опыт приема наркотических веществ, страдать органическим расстройством психики или иметь физические заболеваниях. Внешность также может быть выражением его среды или той ситуации, в которой он находится.
Поведение и психомоторная активность
Интервьюер должен наблюдать за поведением клиента и фиксировать его особенности. Уделяется внимание как чрезмерной или недостаточной активности, так и наличию или отсутствию определенных моделей поведения (например, уклонение от визуального контакта (с учётом культурного влияния), гримасы, чрезмерный визуальный контакт (пристальное разглядывание), необычные или повторяющие жесты и положение тел). Клиенты могут не признаваться в определённых мыслях или чувствах (например, в паранойяльных или депрессивных). А их поведение будет противоречить их словам (например, напряженная поза и пристальный взгляд или замедленная психомоторика и неподвижное лицо).
Чрезмерная подвижность может говорить о беспокойстве, приеме наркотических веществ или маниакальной фазе биполярного расстройства. Чрезмерная медлительность может свидетельствовать об органической дисфункцией мозга. кататонической шизофрении или наркотическом ступоре Депрессия может проявляется либо через возбуждение, либо через психомоторную заторможенность. Некоторые параноидные клиенты иногда настороженно оглядываются, постоянно оглядываются, постоянно опасаясь внешней угрозы. Постоянное смахивание воображаемых пушинок или пыли с одежды иногда ассоциируется с делирием, наркотической или медикаментозной интоксикацией.
Установки по отношению к интервьюеру
Агрессия: клиенты выражают агрессию вербально, жестами, мимикой. Клиенты могут оборвать и агрессивно ответить на вопрос: «Какой идиотизм» или «Конечно я злюсь. Может хватить меня передразнивать?».
Безразличие: внешность и движения клиентов говорят о равнодушии, отсутствии интереса к интервью. Клиенты могут зевать, барабанить пальцами, отвлекаться на посторонние помехи.
Враждебность: клиенты язвительны и опосредованно проявляют недоброжелательность (например, через сарказм, закатывание глаз, кислое выражение лица).
Заискивание: клиенты могут подобострастно, слишком активно добиваются одобрения и поддержки интервьюера. Они могут попытаться представить себя в самом выгодном свете или соглашаться со всем, что говорит интервьюер. Клиенты могут делать слишком много жестов согласия (очень часто кивать головой), улыбаться, не отрываясь смотреть интервьюеру в лицо.
Манипулирование: могут использовать слова интервьюера в своих интересах «Он вёл себя нечестно, правда?»
Напряжение: постоянный или почти постоянный контакт, клиент всем телом подается к психологу и напряженно его слушает. Клиенты могут говорить громким и напряженным голосом.
Негативизм: клиенты сопротивляются буквально всему, что говорит интервьюер. Они могут не соглашаться с безусловно правильным перефразированием, отражением чувств, обобщениями. Могут отказываться отвечать на вопросы или вообще молчать. Такое поведение также называется оппозиционным.
Нетерпение: клиенты сидят на краешке стула. Не в состоянии выносить долгие паузы или медленную речь интервьюера. Могут выражать желание получить рецепт решения своих проблем, проявляют враждебность и состоятельность.
Пассивность: клиенты не проявляют ни заинтересованности, ни сопротивления. Они могут пользоваться фразой «Как скажите». Они могу сидеть и ждать. Пока им не скажут, что они должны делать.
Подозрительность: Клиенты могут подозрительно оглядываться, бросать подозрительные взгляды, задавать вопросы о том, что записывает интервьюер.
Соблазнение: Клиенты могут соблазнительно или вызывающие трогать или гладить себя, близко придвигаться и пытаться коснуться интервьюера.
Содержание аффекта
Содержание аффекта
Сначала вам следует определить, какое аффективное состояние вы наблюдаете со стороны клиента.
Что это – грусть, эйфория, беспокойство, страх, гнев, тревога, испуг, вина или раскаяние, счастье или радость, печаль, удивление, раздражение?
Индикаторами аффективного состояния могут быть выражение лица, положение тела, движения и тон голоса клиента.
Диапазон и продолжительность
В некоторых случаях аффективный диапазон клиента может быть слишком изменчивым, в других случаях он может быть весьма ограниченным.
Как правило, клиенты с признаками навязчивых состояний (компульсий) демонстрируют ограниченный аффективный диапазон, в то время как клиенты с признаками мании и истеричные демонстрируют чрезвычайно широкий диапазон эмоций, довольно быстро переходя от ощущения счастья до печали и обратно. Такая закономерность получила название лабильного эффекта. Иногда в ходе интервью клиенты демонстрируют незначительный или нулевой аффект, словно их эмоциональная жизнь полностью прекратилась (уплощенный аффект). Признаками уплощенного эффекта у клиентов наблюдается неспособность устанавливать эмоциональный контакт с людьми (при приеме антипсихотических препаратов, шизофрении, болезнь Паркинсона).
Адекватность
Об адекватности аффекта судят в контексте содержания речи клиента и той жизненной ситуации, в которой он находится. Например, клиент говорит о безусловно трагическом происшествии и при этом хихикает или демонстрируют поразительное эмоциональное безразличие к своему положению.
Глубина или интенсивность
Некоторые клиенты выглядят глубоко опечаленными, печаль других кажется более поверхностной. Возможно, некоторые клиенты могут прилагать все силы к тому, чтобы «сохранить хорошую мину при плохой игре». Однако посредством внимательных наблюдений за тоном голоса, положением тела, выражением лица и способностью быстро переходить (или не переходить) к новой теме интервьюер может получить хоть какое-то представление о глубине и интенсивности аффекта. Характеристики аффекта могут быть: эйфорические. лабильные, неадекватные по отношению к содержанию речи и жизненной ситуации, поверхностные.
Настроение
При исследовании психического статуса настроение и аффект рассматриваются как два разных понятия.
Настроение клиента следует выяснить посредством простых недирективных открытых вопросов, например: «Как бы вы описали своё настроение?», «Как вы себя чувствуете в последнее время?», а не закрытых директивных вопросов как: «Чувствуете ли вы подавленность?». Когда клиентов спрашивают о их состоянии, некоторые из них начинают описывать своё физическое состояние или жизненную ситуацию. В таком случае просто выслушайте их а затем спросите: «А эмоции? Что вы чувствуете (по отношению своего физического состояния или жизненной ситуации)?».
Желательно дословно записывать ответы клиентов на ваш вопрос относительно их настроения. Это даёт возможность сравнивать описания клиентом своего настроения в разное время и сравнивать с описанием им своих мыслей, так как последнее может объяснить доминирующий характер первого.
Настроение отличается от аффекта несколькими характерными чертами: оно, как правило, более долговременное; меняется не так спонтанно, как аффект; создает эмоциональный фон; Характеризуется самим клиентом, в то время как аффект выясняется интервьюером.
Говоря фигурально, настроение соотносится с аффектом так же, как климат соотносится с погодой.
Речь и мышление
С точки зрения исследования психического статуса, речь и мышление тесно связаны. Интервьюер наблюдает и диагностирует мыслительные процессы клиента, прежде всего через речь, невербальное поведение, язык жестов.
Речь
Речь характеризуется с помощью таких категорий, как темп (т.е. скорость речи), уровень громкости и объем.
Темп и уровень громкости может быть:
Высокими (быстрый темп, громкая речь);
Средними (нормальными или обычными);
Низкими (медленный темп, тихая речь).
Речь клиента обычно описывается как напряженная (высокая скорость), громкая, медленная или запинающаяся (низкая скорость), либо тихая, неслышная.
Если клиент говорит свободно, без принуждения, интервьюеру легче диагностировать их речь и мышление. Речь, которая не была вызвана прямым побуждением или вопросами со стороны интервьюера, в отчетах называют спонтанной. При спонтанной речи с клиентом легче работать интервьюеру и она обеспечивает легкий доступ его внутренним мыслительным процессам. Однако некоторые клиенты избегают открытого разговора и могут лишь кратко отвечать на прямые вопросы. О таких клиентах говорят, что у них «обедненная речь». Некоторые клиенты очень медленно реагируют на вопросы. В таком случае говорят о повышенной или продолжительной латентности ответа. К характерным особенностям речи могут относится: акцент, высокий или низкий тон, дефекты лексики. Нарушение речи включают дизартрию (нарушение артикуляции речи; проявляется в затруднении произношения, особенно с гласных звуков, брадифазии [замедление речи], прерывистости речи), дисспросодию (нарушение мелодии речи, её ритмики и акцентов; проявляется в бормотании, слиянии слов или, наоборот, длинных паузах и разрывах между слогами и словами), беспорядочную речь (быстрая, неструктурированная, невразумительная речь) и заикание. Все это может бытьсвязано с нарушениями деятельности мозга или наркотической интоксикацией.
Мыслительный процесс
Наблюдение и диагностика мышления обычно включает две широкие категории: мыслительный содержание мыслей. Мыслительный процесс относится к тому, как клиенты выражают свои мысли (упорядочено, организованно, логично). Могут ли клиенты «говорить по существу»? У клиента может наблюдаться «словесный винегрет», неологизмы, блокировки мыслей. , внезапной остановки речи или мышления (при симптоме тревожности, шизофрении или депрессии).
Содержание мыслей
Содержание мыслей относится к смыслу сообщений клиента. Если мыслительный процесс – это как, то содержание мыслей – это что.
Характеристики мыслительного процесса
Блокирование речи. Внезапное прерывание речи посреди предложения. При этом отсутствуют какие-либо объяснимые причины того, почему клиент престал говорить, этого не может объяснить и сам клиент. Блокировка может означать приближение к чрезвычайно болезненной теме. Это может также говорить о вмешательстве в сознание бредовых идей или о нарушениях восприятия.
Обстоятельная речь. Нарушение речи, проявляется замедлением её темпа, явлениями брадилогии (затруднение и замедление течения ассоциативных процессов (мышления, речи)), излишней обстоятельностью, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняется, но путь к ним значительно замедляется (характерна при эпилепсии и у людей с высокоразвитым интеллектом, у ученых). В конце концов они выражают свою мысль, но делают это не так прямо и понятно, как можно было бы. Обстоятельная речь также может быть признаком сопротивления клиента или выражением параноидального мышления (а может просто означать. Что профессор не подготовился к лекции)
Фенотипические ассоциации. Сочетание не связанных по смыслу слов только на основе сходного звучания, проявляются через бессмысленную аллитерацию или рифмы. Например: «Я такой мерзкий, дерзкий, зверский, акушерский» или «Когда я думаю о своём папе, лапе, сапе, капе, тапе». Конечно это явление не всегда говорят о психопатологии и это может поощряться конкретной ситуацией или субкультурой, например у Рэперов).
Скачка идей. Клиент не останавливается на главной мысли или не отвечает на поставленный вопрос, излишне возбуждены или сверхэнергичны (в маниакальном или гипоманиакальном состоянии) или после приема повышенной дозы кофеина.
Ослабление ассоциации. Недостаток или отсутствие логических связей между мыслями, фразами при их незначительной и отвлеченной связью и событиями (при шизотипических расстройствах личности, шизофрении). Например: «Я люблю вас. Хлеб дает жизнь. Я вас раньше не встречал в церкви? Инцест – это ужасно». При этом примере клиент думает о симпатии и любви, затем любви Бога к людям, выраженную через жертву Христа, тело которого претворяется в хлеб в таинстве церковного причастия, затем клиент думает о церкви и вспоминает об обличении греха кровосмешения во время проповеди. Ассоциации довольно слабые, совершенно отвлеченные.
Конечно, у некоторых людей с нестандартным, творческим мышлением ослабление ассоциаций наблюдается регулярно.
Немота. Практически полное отсутствие или ограниченного самовыражения (аутизм. кататоническая шизофрения).
Неологизмы. Изобретенные клиентом слова. Неологизмы следует отличать от оговорок. Они создаются в речи спонтанно, т.е. не являются продуктом творческого мышления. Мы, например, слышали от своих клиентов такие слова, как «нырьба» и «утконосица». Очень важно выяснить у клиента значение и происхождение слова. Это могут быть почерпнутые из песен, книг, фильмов и других источников («муси-пуси», «трахнуться» и пр.).
Персеверации. Невольное повторение слова, фразы или действия. Персеверации часто свидетельствуют о психотических расстройствах и повреждениях головного мозга. Подобную форму поведения часто проявляют подростки, когда им отказывают в их просьбах и желаниях; хотя нормальные подростки скорее настойчивы – если их должным образом мотивировать, они могут сознательно остановиться.
Отвлеченная речь. Нет последовательности в логике слов и предложений. Клиенты не в состоянии соблюдать последовательность мыслей. Это высшая степень расстройства мышления.
К содержанию мыслей относятся бредовые представления, навязчивые состояния, суицидальные или гомицидальные мысли (влечение к человекоубийству, одержимость идеей забрать жизнь другого), фобии или сильные длительные эмоции, особенно чувство вины.
Бред - глубокие заблуждения клиента, свидетельствующие об утрате контакта с реальностью; они не основаны на фактах или реальных событиях. Интервьюеру следует записывать бредовые представления. Не следует переубеждать клиентов в ошибочности их бредовых представлений. Вместо этого можно задавать вопросы, которые помогут вам лучше разобраться в бреде. Например: «Откуда вы знаете, что вы действительно [описание бредовой идеи]?
Клиенты с бредовыми идеями могут страдать бредом преследования (паранойя), ипохондрическим бредом (считают, что они страдают определенной болезнью), бредом самообвинения, бредом величия и т.д.
Навязчивые состояния.
Навязчивые состояния - это повторяющиеся и устойчивые идеи, мысли и образы. Действительные навязчивые состояния всегда не зависят от воли человека и обычно воспринимаются как бессмысленные или иррациональные даже теми, кто их испытывает. Если индивид теряет контроль над определенными мыслями, можно говорить о навязчивом состоянии (один клиент считал, что на нем «кишат бациллы и глисты», другие каждый день исполняли бессмысленные ритуалы, либо мыли либо проверяли что-либо). Навязчивые состояния характеризуются прежде всего чувством сомнения и которые не мешают им нормально функционировать дома, на работе.
Перцептивные расстройства
Перцепция (от лат. perceptio) - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным отражением действительности нашими органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием) и как уже структурированная реакция нервной системы на среду, в виде уже сложившихся образов или явлений.
Перцептивные расстройства включают галлюцинации и иллюзии. Галлюцинациями называют ложные сенсорные впечатления или восприятие, возникающие без соответствующих внешних раздражителей. Под Иллюзиями понимаются ложные, искаженные восприятия реальных предметов.
Ориентация и сознание
При исследовании психического статуса обычно диагностируется, ориентируется ли клиент в той ситуации, в которой он находится (т.е. сознают ли клиенты где они, кто они и т.д.).
При дезориентации клиент может быть не способен правильно ответить на один или большее из этих вопросов по ориентации. При дезориентации клиенты обычно сначала утрачивают ощущение времени, затем места и, наконец, личности. Восстанавливается ориентация в обратном порядке (сначала личность, затем место, потом время).
Вопросы по ориентации могут восприниматься клиентами с нормальной ориентации как оскорбительные. Самые простые вопросы по ориентации могут их унизить. Поэтому к определению ориентации клиента следует подходить с деликатностью.
Интервьюер задает простые вопросы.
Личность
Как вас зовут?
Откуда вы родом?
Где вы живете в настоящее время?
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Вы работаете? Если да, то кем?
Вы замужем(женаты)? Как зовут вашего супруга (вашу супруга)?
У вас есть дети?
Место
В последнее несколько дней (часов) вы много пережили. Интересно, вы можете описать, где вы сейчас находитесь (в каком городе, в каком месте)?
Вы можете назвать сегодняшнюю дату? (Если клиент говорит, что точно помнит, попросите назвать хотя бы приблизительную дату, это поможет установить степень ориентации).
Вы помните, какой сегодня день недели?
Какой сейчас месяц (год)?
Сколько вы здесь находитесь?
Описание состояния сознания:
Ясное;
Спутанное;
Сумеречное;
Ступорозное;
Бессознательное;
Коматозное.
Память и интеллектуальные способности
Память
Память в широком смысле понимают как способность вспоминать прошлое. Обычно диагностирую три вида памяти: долговременную, памяти на недавние события и кратковременную.
Возможность конфабуляции долговременной памяти означает спонтанную фальсификацию или искажение воспоминаний. Мы даже обнаружили, что у некоторых супружеских пар возникают серьёзные разногласия, если воспоминания о ключевых событиях у мужа и жены не совпадают. Ясно, что человеческая память несовершенна, и по прошествии времени интерпретация событий может меняться. Это особенно касается тех ситуаций, когда клиента заставляют вспоминать прошлое. Клиент может рассказать о каких-то отрывочных воспоминаниях, но при оказании на него давления с целью развертывания или уточнения деталей могут иметь место конфабуляции. В этом случае полезно связаться с родственниками, друзьями знакомыми клиента (требуется юридическое согласие). К тому же друзья и родственники могут быть неискренни, или воспоминания также будут изменены.
Клиенты могут прямо признавать проблемы с памятью (но это не факт). Клиенты с депрессией часто преувеличивают степень ослабления когнитивных способностей, жалуясь на анормальную деятельность мозга.
Самая распространенная методика диагностики кратковременной памяти – обратный отчёт от ста по семь (100, 93, 86, 79). При этом следует учитывать тревожность. культурную среду и уровень образованности клиента.
Клиенты иногда чувствительны к результатам выполнения когнитивных тестов. Их реакция от неуверенности в себе до уверток и открытого признания своего беспокойства.
Интеллектуальные способности
Д.Векслер определил интеллект как «общую способность … целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением».
Интеллект = это совокупность нескольких частных способностей, а не общую способность к адаптации считают Р.Штернберг и В. Вагнер. Они предлагают теорию тройной иерархии интеллекта:
Академическое решение задач;
Практический интеллект;
Творческий интеллект.
Д.Гоулман дал определение эмоциональному интеллекту способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Теория множественного интеллекта Г.Гарднера утверждает, что существует семь или восемь видов интеллекта, проявляющихся в разных сферах.
При определении интеллектуальных способностей клиента во время исследования психического статуса используется несколько методов.
Во-первых, по уровню образованности клиента интервьюер может судить о его врожденном интеллекте. При этом особый упор делается на академическом интеллекте.
Во-вторых, диагностируется способность клиента в понимании и использовании речи (словарный запас или понимания слов). Доказано, что характеристика словарного запаса могут служить единственным надежным показателем потенциального коэффициента интеллекта.
В-третьих, об интеллекте судят по ответам клиента на вопросы, призванные вызвать запас знаний.
В-четвертых, об интеллекте судят по ответам на вопросы, предназначенные для диагностики абстрактного мышления.
В-пятых, для диагностики интеллектуального функционирования используются вопросы, предназначенные для диагностики рассудительности.
В-шестых, уровень интеллектуальных способностей устанавливается на основании ответов клиента на вопросы по выяснению ориентации, сознания и памяти.
Надежность, рассудительность и понимание клиентом своих проблем
Надежность
Надежность клиента зависит от того. насколько ему можно верить, заслуживает ли доверия предоставленная им информация. Надежный информант – это клиент, который старается описать свою личную историю и нынешнюю ситуацию правдиво и точно. Некоторые клиенты крайне не надежны, по той или иной причине они искажают, фальсифицируют либо откровенно привирают свою личную историю или нынешнюю ситуацию.
Надежность может быть установлена исходя из ряда внешне наблюдаемых факторов. Клиенты, способные внимательно относится к деталям и спонтанно развивать вопросы интервьюера. И наоборот, клиенты, которые уклончиво отвечают на вопросы или проявляют сопротивление, скорее всего, окажутся ненадежными информаторами. В некоторых случаях будет явно видно, что клиенты намеренно скрывают или преуменьшают определенные моменты своей личной истории. В некоторых случаях при подозрении на ненадежность стоит связаться с родственниками, работодателями или другими лицами, которые могут подтвердить сведения клиента. Если есть сомнения в плане надежности личной истории, то необходимо это отметить в отчете об исследовании психического статуса клиента.
Рассудительность
Рассудительные люди способны принимать конструктивные и адаптивные решения, которые позитивно отражаются на их жизни. При исследовании деятельности, отношений и профессионального выбора клиента можно спросить, например, вовлечен ли он в какую-либо незаконную деятельность или состоит ли он в связях, которые можно считать вредными. Любит ли клиент «щекотать себе нервы», заниматься опасной для жизни деятельностью. Разумеется, последовательное участие в незаконной или опасной для жизни деятельности и поддержание деструктивных связей будет свидетельством того, что индивид не проявляет рассудительности в выборе рода деятельности или связях. Интервьюер может судить об определенных моделях поведения клиента по ответам на вопросы об их действиях в гипотетических ситуациях.
Понимание клиентом своих проблем
Клиенты с высоким уровнем понимания своих проблем могут обсуждать возможные эмоциональные или психосоциальные факторы, обуславливающие их симптомы. Клиенты с низким уровнем понимания своих проблем, наоборот, когда им указывают на возможные психосоциальные или эмоциональные объяснения причин их состояния: во многих случаях упорно отрицают наличие каких-либо проблем вообще.
Для описания степени понимания клиентом своих проблем интевьюеры используют один из четырех дескрипторов.
Отсутствует. Клиенты, которым приписывают отсутствие понимания, обычно не признают, что у них есть проблема. Они могут винить других людей в том, что их обвиняют в наличие психосоциальных проблем и направили к специалисту или госпитализировали.
Плохое. Клиенты признают мелкие проблемы или симптомы, но прибегают исключительно к физическим, медицинским или ситуативным факторам их объяснения. Они не хотят признавать тот факт, что состояние здоровья может определяться эмоциональным состоянием. Такие клиенты не признают никакой личной ответственности за свои психосоциальные проблемы или определенной роли в них нефизических факторов. Если они и признают наличие проблемы, то, как правило, видят её решение лишь в медикаментозном или хирургическом лечении либо в изоляции от тех людей, которые якобы ответственны за эту проблему.
Частичное. Клиенты, которые чаще признают наличие проблемы и возможную необходимость терапии, чем отрицают, обладают частичным пониманием. Однако такая позиция может смениться непониманием и не признанием своей проблемы, а результате чего возможно преждевременное прекращение психотерапии.
Хорошее. Клиенты с готовностью признают наличие проблемы, для решения которой необходима адекватная психотерапия» [с.334-372].
Литература: Соммер-Фланаган, Джон, Соммер-Фланаган, Рита. Клиническое интервьюирование. М.: издательский дом «Вильямс», 2006.
Социально-психологический статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Социальная перцепция – область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.
Низкий статус – «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.
Высокий статус – значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом . Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.
Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:
– тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных ;
– эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
– ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.
Самооценка и педагогическая оценка
Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.
В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.
Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика (1948).
Исследования ученых
Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.
Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).
У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности (1998).
Отклонения в развитии
Аффект неадекватности
Аффект неадекватности – неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.
Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как складываются в процессе его жизни отношения между его притязаниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.
Основным признаком наличия аффекта неадекватности у подростков является проявление неадекватных реакций на неуспех, то есть его игнорирование. Конкретнее это выглядит так: неуспех не снижает притязаний; подросток абсолютно не допускает мысли о том, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, всегда винит в своих неудачах кого-либо другого или объективные обстоятельства; у него возникает чувство обиды и уверенность в том, что к нему несправедливы.
Такого рода аффект неадекватности возникает у детей подросткового возраста достаточно часто и является серьезным препятствием для правильного, полноценного формирования личности. Так как такой аффект является барьером, отгораживающим личность от действительности, то под его влиянием у подростка формируются такие черты, как обидчивость, мнительность, подозрительность, замкнутость, агрессивность.
Понятие социально-психологического статуса определяет положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Человек может занимать разные места в системе межличностных отношений в коллективе, причем в одной группе он может занимать очень высокий статус, а в другой группе, наоборот, очень низкий.
Социально-психологический статус невозможно до конца понять и объяснить, исходя только из индивидуальных особенностей личности, ее психологических качеств. При характеристике статуса необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую включена данная группа и в которой она функционирует.
Социально-психологический статус личности влияет на ее авторитет и, в свою очередь, во многом им определяется.
Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения - вот составляющая социального статуса каждого индивида.
Своеобразными символами социального статуса личности в глазах окружающих его членов трудового коллектива может быть занимаемая им должность, звание, размер заработной платы, количество прочитанных книг или наличие личной библиотеки, величина занимаемой квартиры, доступ к источникам информации, проживание в определенном районе города и т.д. Естественно, что в условиях современного мира, существует разная цена и разный вес этих символов в глазах представителей различных социальных групп и классов.
На западе социальный статус личности определяется такими характеристиками, как величина доходов, род занятий, принадлежность к той или иной социальной группе.
Характеристиками статуса российского человека, как и в доперестроечные времена, остаются, в первую очередь, трудовые успехи и достижения, уровень образования, общественный престиж профессии, широта культурных и духовных запросов и интересов. Личность пользуется большим или меньшим уважением и авторитетом, принимается или отвергается различными группами в зависимости от того, какое место занимают ее качества в ряду ценностей, принятых в данной социальной среде.
Теперь давайте поговорим о престиже: Многие путают статус с престижем. Престиж - одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, к которому он принадлежит, и общества в целом. Обретение или лишение престижа служат одним из механизмов взаимодействия общества с личностью. Основанием для обретения престижа служат обычно социально значимые характеристики индивида: высокие моральные качества, участие в общественно полезных делах, достижения в тех или иных областях деятельности. Присвоение общественного престижа обычно происходит на двух уровнях: официальном И неофициальном. В первом случае оно осуществляется определенными государственными или общественными организациями" в форме присуждения официальных знаков престижа - орденов," званий; степеней и т.д. Во втором престиж присуждается непосредственно социальной группой и выражается в чувстве любви и уважении к данной личности, общественного признания ее ценности.
Эти два уровня взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга во всех тех случаях; когда нормы, ценностные ориентации, социальные ожидания трудовой группы соответствуют социальным ценностям общественной системы в целом. Зная позицию, занимаемую личностью в структуре той или иной социальной группы, т.е. имея представление о ее социальном статусе, можно соотнести ее с определенными стандартами поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации.
1.1 Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм [цит. по 22, с.201].
М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе .
Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р.Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н.Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т.Маршал и М.Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения .
Некоторые социологи смешивают два понятия: статус и престиж. Так, например, П.Сорокин считает, что статус выступает синонимом престижа. Однако П.Сорокин, в отличие от Р.Линтона и Н.Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус .
Е.Бергель же настаивает на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области [цит. по 48, с.195].
Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции.
Существует и другое обобщающее понятие – социоэкономический статус. Он включает образование, профессию и доход.
А.Кравченко, анализируя различные подходы к определению понятия «статуса», считает, что можно выделить одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие «статус»:
Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчина, подросток).
Определение статуса (описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения статуса: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества.
Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое) .
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса.
Ю.П.Платонов определяет социальный статус как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем .
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Существует широкий диапазон основных статусов:
▪ предписанные,
▪ достигаемые,
▪ смешанные,
▪ личные,
▪ профессиональные,
▪ экономические,
▪ политические,
▪ демографические,
▪ религиозные
▪ кровнородственные.
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп.
Американский социолог Р. Мертон в середине XX века ввел понятие статусный набор индивида – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как «совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве – позицию индивида в обществе». Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает, не так часто, обязательно будут различаться неосновные [ цит. по 46, с.204].
Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются, прежде всего, поведения. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека. Не случайно говорят: положение обязывает.
Статусное поведение проявляется в трех сферах:
Приобретение статуса;
Поведение в статусном положении;
Потеря статуса.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей .
Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более жесткого соответствия, чем статус давно приобретенный. Человек, чувствующий, что его уровень жизни упал и ему трудно поддерживать прежний статус, будет хвататься за малейшую возможность удержаться в прежнем положении, чем позволит себе поступки, соответствующие более низкому статусу, в котором он, быть может, уже оказался благодаря ударам судьбы.
Ведущий эксперт Российского института директоров, Российской академии образования М.В.Кларин, ссылаясь на многочисленные зарубежные исследования, показывает, что люди с большей готовностью откликаются на просьбу незнакомого человека с высоким статусом, о котором им становится известно по его внешнему виду и одежде или из предварительно полученной о нем информации. Влияние статуса достаточно сильно для того, чтобы подавить некоторые реакции. Известно, например, что водителю, который не трогается с места после того, как зажегся зеленый свет, сигналят меньше, если у него дорогая машина. Более того, если ему и начинают сигналить, то значительно позже, чем тому, у кого машина непрестижной марки. И наоборот, человек с высоким статусом, заблокированный на светофоре машиной среднего класса, реагирует более агрессивно .
Так, Лефковиц с соавторами показали, что когда человек высокого статуса нарушал правила дорожного движения, переходя дорогу на красный свет, 20% людей начинали следовали его примеру, в то время как в контрольной ситуации или при условии низкого статуса нарушение имело место только в 1% случаев. Исследование Гегена и Пишо подтвердило эти результаты и даже продемонстрировало эффект подавления реакции (меньше случаев копирования статусной модели) при низком статусе: при условии высокого, среднего, низкого статуса и в контрольной ситуации (без модели) процент нарушения был 54, 18, 9 и 16% соответственно.
Кроме эффекта копирования поведения статусной модели можно наблюдать и другие реакции. Так, сообщник в эксперименте Харриса вклинивался в разные очереди (в кино, в кассу в магазине, в банковское окошко), состоящие не меньше чем из пятнадцати человек. Для воссоздания того или иного статуса использовалась одежда. В случае низкого статуса помощник экспериментатора был одет небрежно, в случае высокого - весьма элегантно. Результаты продемонстрировали меньшую степень агрессивности в отношении сообщника «высокого статуса» по сравнению с сообщником «низкого статуса» вне зависимости от наличия или отсутствия извинений и того, в какой отрезок очереди он влезал.
Результаты показали, что при вежливом обращении испытуемые (продавцы в булочной) соглашались на просьбу сообщника вне зависимости от его статуса (в среднем 93%). Однако при грубом обращении просьбу сообщника низкого статуса выполнили 20% испытуемых, среднего статуса - 40% и высокого - 75% .
Влияние статуса сказывается даже в ситуациях, когда нарушается закон. Геген и Паскаль продемонстрировали, что в случае совершения кражи в магазине человеком высокого статуса испытуемые склонны к меньшей реакции (отчитать или предупредить охранника, находящегося поблизости) в отличие от той ситуации, когда вором оказывается человек со средним или низким статусом.
В совокупности все эти работы показывают, что в одних обстоятельствах высокий статус имеет свойство подавлять реакцию, в других может вызывать неточные оценки реальности и провоцировать копирование поведения статусной модели. И подавление и активация имеют зачастую один результат. В обоих случаях поведение, адекватное ситуации или контексту, демонстрируется реже.
Влияние статуса не ограничивается конфликтными ситуациями. Оно распространяется и на помощь, которую люди готовы оказать какому-либо человеку вне зависимости от того, попросил он об этом или нет. Так, было доказано, что мы охотнее приходим на помощь человеку, уронившему вещи в тот момент, когда он собирался положить их в багажник своей машины, если это человек с высоким статусом. Человеку с высоким статусом (новая дорогая машина) помощь была оказана в 53% случаев, в то время как человеку с низким статусом (дешевая машина в плохом состоянии) - всего в 23%.
То т же эффект наблюдается, когда речь идет о настоятельной просьбе, исходящей от человека, чей внешний вид четко определяет его статус. Так, Клейнк показал, что люди охотнее дают деньги тому просителю, который одет в классический костюм (80%), чем одетому небрежно (32%). Тот же эффект наблюдался, когда студенты определяли сумму пожертвований на нужды благотворительной организации. Просьба о пожертвовании исходила от профессора (высокий статус) и от студента (равный статус). Средний размер пожертвования, отданного профессору, статус которого был обозначен мантией, был равен 6,02 рупиям, а сумма, собранная студентом, в среднем составила 2,62 рупии. При этом в данном эксперименте профессор был подставным, т. е. он не преподавал у тех, кого просил о пожертвовании.
М.В.Кларин делает вывод, что в одних обстоятельствах высокий статус имеет свойство подавлять реакцию, в других может вызывать неточные оценки реальности и провоцировать копирование поведения статусной модели. И подавление и активация имеют зачастую один результат. В обоих случаях поведение, адекватное ситуации или контексту, демонстрируется реже. http://www.elitarium.ru/
Ю.П.Платонов отмечает, что для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
Социологи выделяют такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги – высокие, средине и низкие. Называется такое положение статусной несовместимостью. В отличие от этого статусной совместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги: все высокие, все средние или все низкие.
А.Кравченко считает, что «статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения. Человек чувствует дисгармонию в своих статусах, его не покидает чувство удрученности, пессимизма, разочарования в себе и в жизни. …статусная несовместимость служит причиной личной драмы, и может свидетельствовать о серьезных сбоях в общественном механизме» .
Таким образом, статусная несовместимость ведет к психологической неудовлетворенности, противоречие между двумя или более статусами служит причиной многих социальных конфликтов ценностей.
Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: "социальный статус" и "социометрический". Социальный статус, как было рассмотрено выше, отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус Я.Л.Коломинский рассматривает как «положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса» [ цит. по 56, с. 128].
Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. М.И.Бобнева отмечает, что «изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации подростков в учебной группе». На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей . В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений. Таким образом, социометрический статус характеризуется наличием взаимосвязи с когнитивной и аффективной сторонами личности.
Таким образом, понятие социально-психологический статус человека включает в себя положение индивида в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый индивид имеет собственное представление о занимаемом и желаемом месте в обществе, и строит свое поведение в соответствии с этим, что несомненно оказывает определенное влияние на формирование его личности.
Обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения. 1.2 Девиантное поведение как социальная проблема Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не...
Анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов. В процессе изучения литературы
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм .
М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе .
Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку, а роль человеку необходимо играть. Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль - на способ или модель поведения .
Рассмотрим проявления в межличностных отношений в социальном статусе подростков.
А.Газел, американский психолог писал:
13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес к другим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.
15 лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям .
Психологические особенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознания своего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости», происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своей независимости, оригинальности.
У них складываются две системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками равноправные, а другие - неравноправные. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.
Встречаются три разные вида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковом возрасте - товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятся дружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общение занимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляется стремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаются тяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногда нарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищеские взаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» - это уважение личного достоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена - такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание со стороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства в интересах. Иногда желание дружить с товарищем - причина интереса к делу. Интерес к противоположному полу, стремление нравиться - отсюда внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими (пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием. . Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная. Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родители правильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют на поведение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходит благополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Каждый участник группы оценивает других, так постепенно складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы . Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.
Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия . Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей .
Выводы к главе I
В первой главе мы рассматриваем психологические характеристики подросткового возраста, отечественных и зарубежных психологов.
Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечества. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.
Так же мы рассматриваем такие понятия как подростковый возраст, уверенность и статус, социальное положение.
Выготский Л.С. и Райг Ф. понимают подростковый возраст как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью, характеризуется как переломный, переходный, критический.
Рюдигера и Риты Ульрих понимают уверенностью в себе, как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.
Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по внешнему виду, поведению, речи, походке и т.п. Наблюдая за человеком, можно услышать и увидеть следующие характерные признаки:
1. ровная речь, с одним темпом и его сохранением при изменении громкости;
2. отсутствие пауз и заминок;
3. быстрая и твердая походка;
5. занимает устойчивую, комфортную позу;
6. частое и оправданное употребление личных выражений (я, мое, по-моему...);
7. умение первым начинать и заканчивать общение;
8. использование повелительных глаголов (идите, принесите, дайте...);
9. при смехе грудная клетка ровная или выпуклая, плечи ровные или отведены назад;
10. при общении располагается всем корпусом к собеседнику;
11. старается занимать центр пространства в помещении или группе;
Эти и многие другие признаки позволяют понять, насколько человек знает, что говорит и делает, и определить стоит ли с ним взаимодействовать.
Уверенность появляется при личном развитии, как результат получения знаний о себе, своих возможностях и последствиях своей деятельности.
Статус понимается, как позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки.
Человек выполняет одновременно ту и другую роль, межличностная роль влияет на стиль исполнения социальной роли и связана с эмоциональными отношениями между партнёрами.
В деловом общении поведение должно определяться,преимущественно, социальной ролью, человек в рабочей обстановке должен уметь контролировать способ исполнения межличностной роли.
В любом совместном действии степень, в которой отдельный человек может варьировать исполнение роли, презентовать свою индивидуальность, обратно пропорциональна степени формализации взаимоотношений в организации.
Типы ситуаций и варьирование в исполнении роли:
1. Соблюдение ритуалов. Чем точнее соблюдается ритуал, тем лучше. Например, ритуалы знакомства и приветствия, проведения презентаций и проводов. Минимальное варьирование, хотя стиль ведения может быть различным.
2. Действия согласно инстукции в иерархизированной организации, администратор имеет весьма ограниченные возможности самовыражения, безличные отношения поощряются.
3. Стандартные, повторяющиеся ситуации, определяемые нормами - выбор некоторых вариантов поведения внутри сценария, например способа ведения переговоров, способы санкционирования.
4. Критическая ситуация - в непредсказуемой ситуации возможность проявить свою индивидуальность максимальна. При необходимости быстрых решений внутри организованной структуры особая
Социальное положение понимается, как обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.
Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.
Низкий статус в подростковом возрасте играет главную роль, так как в социуме подросток взаимодействует со сверстниками, что немало важно для его дальнейшей самореализации.
Таком образом, каждый человек исполняет одновременно какую-то из социальных ролей, но стиль её исполнения определяет принятая межличностная роль (в разных группах одна и та же социальная роль исполняется по-разному).