Первые варяжские князья. Варяги и первые русские князья Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях
Начало России есть великая тайна
Столыпин Петр Аркадьевич
История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году . Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.
Управление страной
Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.
Внешняя политика Рюрика
Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.
Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.
О деятельности полусказочного Рюрика (по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все эти предания.
По смерти Рюрика (879) княжить в Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря (по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь - Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров правильные торговые сношения Руси с Византией ; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.
По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь , по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.
Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.
Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993
Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи.
Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство , взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.
Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.
Памятник князю Святославу в Запорожье
После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.
Учебник русской истории Платонов Сергей Федорович
§ 7. Варяжские князья
§ 7. Варяжские князья
О деятельности полусказочного Рюрика (по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все эти предания.
По смерти Рюрика (879) княжить в Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря (по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь - Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров правильные торговые сношения Руси с Византией ; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.
По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь , по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§ 2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.
Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.
Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи.
Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.
Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.
После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Появление государства у восточных славян. К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее благодаря их объединению — сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к объединению. Центрами объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладогой и . Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная .
Государство Русь на Днепре. Одним из признаков государственности, как уже говорилось, стало появление княжеской власти, дружин. В IX в. они показали всю свою мощь в отношениях с соседями. Ряд ударов был нанесен по Хазарии, и поляне освободились от уплаты ей дани. К этому же времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Именно от тех времен доходят первые известия византийских и восточных авторов о наименовании восточных славян, жителей Поднепровья «росами» , «Русью» . Поэтому мы и будем называть восточных славян так, как их называл остальной мир, как их называли древние летописи,— Русь, руссы, русины.
Удар по крымским владениям Византии — первое известное нам упоминание о государственном образовании Русь. Руссы завоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Сохранилось легендарное известие о том, что вождь руссов, дабы вылечиться от недуга, принял крещение из рук местного греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Факт этот многозначительный. К этому времени большинство стран Европы приняли христианство. Переход от язычества к новой монотеистической вере знаменовал собой наступление для этих стран новой цивилизации, новой духовной жизни, новой культуры, сплочения в рамках государства всего народа. Русь тоже сделала на этом пути первый, довольно робкий шаг, который еще не покачнул устоев славянского язычества.
Через несколько лет Русь предприняла вторую атаку, на этот раз на южный берег Черного моря. Правда, атаковать сам Константинополь русская рать еще не решилась. А в 838 — 839 гг. в Константинополе, а потом во Франкской империи появляется посольство от государства Русь.
Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли с моря на 200 ладьях. Неделю они осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную дань и заключив почетный мир с Византией, руссы ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Ими были Аскольд и Дир. С этого времени Русь была официально признана великой империей.
Русская боевая ладья.
Через несколько лет греческие священники появились в земле Руссов и крестили их вождя и его дружину. Предположительно это был Аскольд. Так от 60-х гг. IX в. доходит известие о втором крещении руссов.
Киевские рати идут и на север, с тем чтобы подчинить Киеву всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю. Славянский Юг начинает активное наступление на славянский Север.
Первые варяжские князья
Варяги. В те же десятилетия в районе озера Ильмень и реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался другой мощный союз славянских и угрофинских племен, центром которого стали земли приильменских словен. Объединению способствовала борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которые незадолго до этого установили контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племен прогнал варягов. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Междоусобицу решили прекратить традиционным для той эпохи способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.
Кто же такие были варяги ? Этот вопрос уже давно не дает покоя историкам.
Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что тогда был период норманнских морских нашествий на европейские страны.
Долгое время господствовала точка зрения, что именно норманны и создали государство в землях славян. А сами славяне были неспособны создать государство, что говорило об их отсталости. Особенно популярны были эти взгляды на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников. Тех, кто придерживался данной точки зрения, называют норманистами, а их взгляды — норманнской теорией создания Русского государства. Противники этой теории получили название антинорманистов. Позднее ученые доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления варягов.
Но и сегодня существуют норманисты и антинорманисты. Только спор идет уже о другом — кто были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами (шведами) и полагают, что само название «Русь» скандинавского происхождения. Антинорманисты же доказывают, что никакого отношения к Скандинавии варяги, появившиеся на русском северо-западе в IX в., не имеют. Они были либо балты, либо славяне с южных берегов Балтийского моря. По существу, продолжается спор о судьбах России, славянства, об их исторической самостоятельности.
А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие? Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья. «Те варяги назывались русью»,— отмечает он, точно так же как свои этнические названия имели шведы, норманны, англичане и др. Таким образом, для него «Русь» — это прежде всего национальное определение.
Варяги , по его мнению, «сидят» к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. «А славянский язык и русский одно есть»,— подчеркивает летописец. Это значит, что те князья, которых пригласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в их среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками.
Происхождение слова «Русь». Почему названия «Русь», «руссы» появились в IX в. одновременно и на славянском северо-западе, и на юге, в Поднепровье?
С V—VI вв. славяне занимали обширные территории в Центральной и Восточной Европе. Среди них было немало племен с названиями руссы, русины. Их называли также рутенами, рутами, ругами. Потомки этих руссов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке «русый» означает «светлый» . Это типично славянское слово и типично славянское название племен. Переселение части славян, живших первоначально на Дунае, в Поднепровье (о чем рассказывал в своей летописи Нестор), принесло туда это название.
Другие руссы жили в землях, примыкающих к южным берегам Балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Поэтому летописец позже написал: «Новгородцы — от рода варяжского».
Зато нет никаких данных о существовании имени «Русь» в Скандинавии, как нет данных и о том, что там в IX в. существовала княжеская власть или какое-то государственное образование. Но спор о происхождении варягов продолжается.
Рюрик в Новгороде. Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угрофинские земли прибыло три брата-варяга — , Синеус и Трувор. Старший из них — Рюрик сел княжить у ильменских словен. Его первой резиденцией стал город Ладога. Затем он перешел в Новгород, где «срубил» крепость. Второй брат сел в землях племени весь в городе Белоозеро, а третий — в землях кривичей в городе Изборске. В дальнейшем, после смерти братьев, Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угрофинских земель.
Неизвестный художник - Рерих(Рюрик).
Неизветсный художник - Варяжские князья.
Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. В Руси южной утвердилась местная полянская династия, а в северной Руси власть взяли выходцы из славянских земель южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования.
После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть от отца к сыну была передана по наследству. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях много сотен лет.
Создание единого государства Русь. Именно Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу его войска составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представляющие все северо-западные русские земли: здесь были ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники — чудь, меря, весь. Вместе со всеми в княжеской ладье плыл и маленький Игорь.
Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, хазарами и новыми степными кочевниками — печенегами. И тогда Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что приплыл купеческий караван. Ничего не подозревавший Аскольд пришел на встречу и был убит тут же на берегу.
Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Можно думать, что киевские язычники не вступились за своего правителя христианина Аскольда и помогли язычникам Олега овладеть городом. Так идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти.
Итак, новгородский север победил киевский юг. Новгород стал объединителем русских земель в единое государство. Но это была лишь чисто военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.
Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение восточнославянских земель. Правитель упорядочил свои отношения с северной Русью, обложил данью подвластные ему территории — «уставил дань» новгородским словенам, кривичам, другим племенам. Он заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать варяжскому южнобалтийскому государству по 300 серебряных гривен (гривна — самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь варягов Руси.
Затем Олег предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Данниками Хазарии попрежнему оставались вятичи.
Русь в X веке
Русь в начале X в. Объединив восточнославянские земли, освободив многие из них от дани чужеземцам, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул великого князя, т. е. князя всех князей. Остальные же властители отдельных племенных княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению своими княжествами.
Новое государство Русь не уступало по своим размерам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие районы Руси были малозаселены и мало пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно сразу же стало многонациональным государством, включало в свой состав разные народы. Все это делало его рыхлым и непрочным.
Был известен не только своей объединительной политикой и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского полуострова и Керченского пролива. Некоторые из этих задач были намечены еще антами, а позднее — Полянскими князьями, и теперь возмужавшая Русь вновь пыталась повторить порыв предков.
Частью этой политики стал поход Руси на Византию в 907 г.
В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Руссы «повоевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде необычного зрелища и запросили мира.
По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и широко открыть византийский рынок для рус. ских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным. В знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.
В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза.
Так государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене.