Ресурсы дистанционного образования. Ресурсы дистанционного образования Электронные ресурсы в дистанционном обучении
Онлайн-образование — вполне достойная альтернатива традиционным методам обучения. Как правило, получение образования в режиме онлайн обходится студентам гораздо дешевле, нежели посещение “офлайновых” учебных заведений. А некоторые интернет-ресурсы и вовсе предлагают научиться подчас совсем невероятным вещам совершенно бесплатно. Spark.ru составил рейтинг бесплатных образовательных ресурсов на русском языке.
1. Арзамас — некоммерческий проект, собравший на своём ресурсе огромное количество интересных лекций, начиная от пародий современников на поэзию Ахматовой, до “Византии для начинающих”.
2. Лекториум - всевозможные академические лекции онлайн, включая онлайн-курсы и 4 тысячи часов разнообразных видеоматериалов.
3. Универсариум — открытая образовательная площадка, на которой собраны лекции ведущих российских профессоров.
4. Лекторий - онлайн-площадка для лекций. Здесь есть где разгуляться любителям точных наук.
5. TeachPro — интерактивные видеокурсы.
6. Khan Academy - некоммерческий американский проект, который взял на себя особую миссию - сделать образование качественным и доступным для каждого. На сайте действует русскоязычный раздел.
7. Coursera - образовательная платформа, которая предлагает всем желающим бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций мира.
8. Академия - телевизионный проект, цикл лекций о культуре и науке, цель которых - привлечь внимание к российской науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях.
9. Открытое образование - лекции и курсы ведущих российских преподавателей.
10. УниверТV - дистанционный университет.
12. Stepic.org — онлайн-конструктор курсов, дающий уникальную возможность создать свою собственную программу обучения.
13. Интуит - бесплатное дистанционное обучение.
14. Учи новое! Что ещё нужно для мотивации? Кроме обычного набора тем, на сайте имеется ряд по-настоящему уникальных курсов.
15. 4brain.ru — уроки и материалы для развития навыков, которые полезны каждому, но редко целенаправленно развиваются в школах и университетах.
16. UNIVERSIALITY - множество бесплатных онлайн-курсов: от азов дизайна до тренингов по личностному росту.
17. Теория и практика - платформа для обмена знаниями.
18. Пространство для саморазвития - вебинары и тренинги для личностного роста.
19. Внимание ТВ - тонны образовательных видео на любой вкус.
20. vsetreningi.ru — бизнес-тренинги и семинары, из бонусов - огромная база бизнес-тренеров и консультантов.
21. businesslearning.ru — портал для изучения бизнеса.
22. Эдусон ТВ - подборка обучающих лекций.
Сетевые ресурсы
Мультимедийное оборудование
Коллективные способы обучения
Специфика дисциплины «Налоговое право» позволяет конструктивно использовать как классические формы обучения, традиционные для высшей школы, так и новейшие педагогические и информационные технологии. Использование указанных технологий в процессе преподавания дисциплины основывается на определении педагогической технологии ЮНЕСКО как «использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие».
К современным педагогическим технологиям, рекомендуемым к использованию в процессе преподавания дисциплины, относятся:
Деловая игра. Темы деловых игр варьируются в зависимости от актуальности тех или иных проблем (тем) налогового права на момент изучения курса.
Проведение проблемной лекции, посвященной актуальным налогово-правовым вопросам, наиболее остро стоящим на момент изучения курса
Использование метода «мозговой штурм», «круглый стол» в рамках изучения тем курса.
Особенность предмета изучения дисциплины «Налоговое право» предполагает активное использование информационных технологий как процесса обеспечения образования разработками и оптимальным использованием современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. В рамках преподавания дисциплины "Налоговое право" применяются следующие средства информационных технологий (СИТ):
На аудиторных занятиях (лекциях) СИТ используются для организованного представления преподавателями и студентами материала в формате презентаций PowerPoint, работы по формированию и развитию навыков работы с текстовыми массивами и программами, имеющими прикладное значение.
Проведение промежуточной аттестации возможно на базе Портала Ресурсного центра сетевого взаимодействия Саратовской государственной юридической академии (http://portal.sgap.ru/), где студенты под контролем преподавателя в специально оборудованной аудитории решают контрольные (тестовые) задания.
Проведение текущего контроля успеваемости студентов возможно через Интернет в форме Интернет-тестирования на базе Портала Ресурсного центра сетевого взаимодействия Саратовской государственной юридической академии (http://portal.sgap.ru/).
Использование Системы Web-ИРБИС 64 , которая представляет собой типовое интегрированное решение в области автоматизации библиотечных технологий и предназначена для использования в библиотеках любого типа и профиля для использования в качестве одной из основных компонент библиотечных Интернет-серверов и Интернет-комплексов. Использование для подготовки к занятиям и зачету ресурсов Научной библиотеки Саратовской государственной юридической академии (НБ СГЮА) через Интернет (http://lib.sgap.ru/irbis64r_81/index.html).
Электронная почта (E-mail) - средство обмена сообщениями по электронным коммуникациям (в режиме off-line) между студентом и преподавателем в целях оказания off-line-консультации студентам при подготовке к занятиям и зачету.
Преподавателям также рекомендуется использовать СИТ для создания различных баз данных (балльно-рейтинговой оценки студентов), обработки информации о процессе обучения и выдачи результатов (накопление информации о тестировании и опросах, ее статистическая обработка, показатели конкретных студентов и/или группы в целом и т.д.), подготовки дополнительного материала как для плановых занятий, так и для научно-исследовательской работы студентов.
Нам повезло жить в мире, когда стало доступным то, что раньше казалось фантастикой. Разве можно было 10 лет назад предположить, что через интернет мы будем оплачивать коммунальные услуги, приобретать товары в магазине, получать образование? Сейчас у нас есть масса разнообразных технологических возможностей, с помощью которых человек решает ежедневные задачи на качественно новом уровне, эффективнее используя свое время и приобретая новый опыт.
Сегодня миллионы людей по всему миру учатся онлайн, получают знания, осваивают новые профессии и убеждаются в эффективности такой формы обучения. Россию эта тенденция не обошла стороной. Но не всему, что предложено в интернете можно доверять. Где же найти хорошие курсы? Как выбрать проверенный источник для получения знаний?
В данной статье мы представили вашему вниманию лучшие ресурсы Рунета, способные сделать вас еще умнее и образованнее. Если вы стремитесь к самообучению и самообразованию, то наверняка найдете для себя интересную и полезную информацию.
Интуит
Этот проект является пионером дистанционного обучения, предоставляет свои услуги именно в сети интернет и не привязан к существующим вузам, обладает большим потенциалом развития. С помощью данного ресурса можно как пройти курсы повышения квалификации, так и получить качественное высшее образование. Направления подготовки специалистов: информационные технологии, экономика, менеджмент, математика, физика, педагогика и другие современные области знаний.
Если вы хотите получить официальный документ, подтверждающий ваше обучение на данном портале, то форма обучения будет платной. Также вашему вниманию предложено несколько сотен бесплатных материалов, которые помогут вам приобрести качественные знания, необходимые для овладения новой профессией, повышения уровня образования. Портал «Интуит» сотрудничает с ведущими учебными заведениями, проводит видеосъемку лекций именитых профессоров и докладов ученых.
http://www.intuit.ru/Универсариум
Этот ресурс можно считать аналогом образовательного онлайн-портала Coursera, который уже закрепил свои позиции на рынке онлайн-образования. Курсы для «Универсариума» записывают преподаватели ведущих российских вузов, таких как МГУ, МФТИ, РЭА им. Плеханова. Плюсом этого ресурса является ориентированность некоторых курсов на конкретных работодателей, что дает обучающимся в дальнейшем возможность трудоустройства.
Обучение представляет собой прохождение последовательных модулей курса, продолжительностью 7-10 недель. Каждую неделю предлагается новая тема, обучающийся может либо просто прослушать лекции и приобрести необходимые знания, либо выполнить контрольные задания и получить сертификат о прохождении обучения. Главным отличием «Универсариума» является то, что обучение ведется исключительно на русском языке, что как нельзя лучше выполняет функцию укрепления русского языка.
http://universarium.org/Арзамас
Является достаточно своеобразной онлайн-площадкой, обучение осуществляется по гуманитарным дисциплинам, таким как история, литература, искусство, антропология. Отличительной особенностью курсов является высокое качество записываемых видеоматериалов, по сравнению с другими порталами. В содержание курсов входят небольшие видео лекции ученых, дополненные справочными заметками, цитатами известных авторов, фотоматериалами, фрагментами из кинофильмов, интервью со специалистами в определенной области, то есть всем тем, что позволит раскрыть тему более полно. Обновление курсов осуществляется еженедельно. Все материалы представлены в свободном доступе и являются абсолютно бесплатными.
http://arzamas.academy/Лекториум
Еще один интересный ресурс, на котором представлено огромное количество русскоязычных онлайн-лекций от преподавателей лучших вузов страны, видеоматериалов с научных конференций. Отличительной особенностью «Лекториума» является наличие нишевых лекций, например, по гематологии, биоинформатике, генетике, которых не встретишь ни на одном подобном ресурсе. Данный портал особенно подойдет тем, кто желает более глубоко разобраться в какой-либо тематике, узнать современный научный поход к интересующей проблеме.
«Лекториум» в своем обучении использует образовательные курсы нового поколения МООС (Massive Open Online Courses), видеолекции записываются в студии, тщательно прорабатывается подача, чтобы уложиться в 7-10 минут. Доступ ко всем материалам бесплатный, курсы отличаются высоким стандартом качества.
https://www.lektorium.tv/Открытое Образование
Образовательный проект, который создан ассоциацией «Национальная платформа открытого образования». На данном портале вы можете пройти обучение по основным предметам ведущих вузов России: МГУ, МФТИ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», УрФУ, ИТМО, НИТУ «МИСиС». Основополагающим принципом этого ресурса является открытость, что обеспечивает повышение доступности и качества образования. Курсы отличаются от материалов других подобных площадок тем, что ориентированы на стандарты российской системы образования и создаются для того, чтобы использовать их в системе высшего образования.
Отличительной особенностью «Открытого образования» является то, что любой обучающийся при желании может не только получить сертификат о прохождении онлайн-курса, но и зачесть его в процессе обучения в соответствующем учебном заведении. Для получения сертификата необходимо пройти контрольные мероприятия.
В настоящее время студентам представлены курсы по абсолютно разным направлениям профессиональной подготовки: менеджмент, математика, физика, архитектура, медицина, геология, социология и другие. Курсы представляют собой видеолекции самых продвинутых преподавателей вузов, каждое учебное заведение предлагает курсы по своему самому сильному направлению. Доступ ко всем материалам портала бесплатный и без формальных требований к базовому уровню образования.
OPEN RESOURCES AND CONTROLLED FROM DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ARE IN ENGINEERING EDUCATION
Г.В. Ившина
им. А.Н. Туполева г. Казань
Работа посвящена изучению опыта применения открытых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в инженерном образовании за рубежом и в России. Описаны основные проблемы создания и внедрения системы электронного обучения в инженерное образование.
Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, инженерное образование, CDIO-подход, система электронного обучения, электронные курсы.
The work is devoted to studying the experience of the application of open educational resources in engineering education abroad and in Russia. The basic problem of the creation and implementation of e-learning in engineering education.
Keywords: open educational resources, engineering education, CDIO, e-learning, e-learning courses.
Говоря о подготовке инженеров после 2020 года, Чарльз М. Вест пишет: «Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Студенты должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества. Они
должны понимать принципы развития бизнеса, быть экспертами в области разработки и производства продукции, знать, как планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные системы. Они должны вести профессиональную деятельность, применяя принципы устойчивого развития, и быть готовы жить и работать в глобальном мире. Трудная задача... возможно, даже невыполнимая» .
Очевидно, что вызовы глобального образования и технологии открытого образования во всем мире ставят много вопросов перед современным вузовским образованием, поэтому на повестку дня выходят новые технологии и подходы и для инженерного образования.
Например, все более привлекательной становится философия подхода CDIO, которая отражает «главные особенности современного инженерного образования – увлеченность инженерной деятельностью, глубокое усвоение базовых навыков и понимание вклада инженеров в развитие общества. Подход CDIO позволяет разжечь в наших студентах страсть к профессии» .
Итак, несколько слов о подходе CDIO. Ключевые особенности:
понимание важности обучения в контексте инженерной практики;
определение планируемых результатов обучения студентов;
разработка учебного плана и применение методик обучения, в которых дисциплинарные знания интегрируются с универсальными,
а также профессиональными навыками и личностными качествами. Особенность подхода – проведение исследовательски ориентированных
мероприятий, которые в значительной степени повышают качество высшего инженерного образования. Подход направлен на достижение трех общих целей: подготовить выпускников, способных
применять базовые технические знания в практической деятельности;
руководить процессом создания и эксплуатации инженерных объектов, процессов и систем;
понимать важность и последствия воздействия научного и технического прогресса на общество.
Образование, организованное с применением подхода CDIO, основано на формировании базовых технических знаний в контексте планирования, проектирования, производства и применения объектов, процессов и систем. Этот подход позволяет создать «образовательный контекст», который авторы определяют как среду, способствующую пониманию и приобретению знаний и умений. В качестве образовательного контекста в подходе CDIO выступают планирование, проектирование, производство. Далее разработаны комплексный подход к определению образовательных потребностей студентов и последовательность учебных мероприятий, направленных на их удовлетворение. При этом создается образовательный контекст, который оказывает двойное воздействие на студентов тем, что способствует глубокому пониманию теоретических основ инжиниринга и приобретению практических навыков. Следует отметить, что в этом случае преподавателям необходимы современные
педагогические подходы и инновационные методики преподавания, чтобы создать новую образовательную среду, в которой студенты приобретают конкретный опыт обучения, способствующий осмыслению абстрактных технических понятий и активному применению полученных знаний, что приводит к их пониманию и усвоению.
Заметим, что подход CDIO разрабатывался как технологический процесс на основе 12 стандартов, определяющих требования к образовательным программам, которые могут выступать руководством для реформирования и оценки программ, создавать условия для бенчмаркинга и задавать цели в международном контексте, служить отправной точкой для непрерывного улучшения.
В рамках описанного подхода особое значение приобретают открытое образование и открытые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, реализующие модель личностноориентированного обучения, которая предполагает создание условий для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации, а также позволяющая более полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.
Открытое образование предполагает разработку и внедрение открытых образовательных ресурсов. Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Под открытыми образовательными ресурсами (ООР) подразумеваются любые виды общественно доступных учебных материалов, которые размещаются в соответствии с «открытыми лицензиями», позволяющими свободно использовать эти материалы любыми пользователями: копировать, модифицировать, создавать на их основе новые ресурсы .
В рамках развития открытой электронно-образовательной среды КНИТУКАИ Департамент информационных технологий, научно-техническая библиотека и отдел электронных технологий в обучении разработали концепцию, пакет нормативно-правовых документов для создания и применения открытых электронных образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий как в очном обучении, так и в дополнительном образовании. В качестве систем управления электронным обучением в КНИТУКАИ используются LMS BlackBoard в очном обучении и LMS MOODLE в дополнительном образовании.
Главной выявленной проблемой является неподготовленность преподавателей и студентов к реализации технологий открытого образования и подхода CDIO. Мы полагаем, что широкое распространение МООС (англ.
Massive open online courses, MOOC) – интернет-курсов с массовым интерактивным участием и открытым доступом, одной из форм дистанционного образования – требует переосмысления электронного образования будущих инженеров. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса,
таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов (TAS). В качестве аргумента, что этим надо заниматься, приведем мнение Анантана Агарвала (профессор МИТ), который в своем выступлении говорит об актуальности MOOC. Он сообщает, что в данный момент дистанционное образование не может полностью заменить аудиторные занятия, однако их смешение позволит создать наиболее совершенную, экспериментальную форму обучения :
«Я действительно верю в то, что мы можем изменить образование и в качестве, и в уровне, и в доступности с помощью технологий. Например, в edX мы пытаемся изменить обучение с помощью онлайн-технологий. Традиционное образование закостенело за эти 500 лет, трудно помышлять о его модернизации или перекраивании. Мы должны переосмыслить его. Это как переход от телеги к самолету. Должна быть изменена сама инфраструктура. Должно измениться все. Мы должны перейти от лекций на классной доске к онлайн-упражнениям и онлайн-видео. Мы должны перейти к интерактивным виртуальным лабораториям и игровым подходам в образовании. Мы должны полностью переключиться на онлайновую оценку работ, а также на равноправный диалог в духе дискуссионных клубов. Все должно измениться».
В КНИТУ-КАИ проводится анкетирование преподавателей и студентов по целесообразности перестройки инженерного образования с использованием зарубежного и отечественного опыта и применения дистанционных образовательных технологий, разрабатываются средства квалиметрии электронного обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кроули, Э.Ф. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Эдвард Ф. Кроули, Йохан Малмквист, Сорен Остлунд [и др.] ; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под научной редакцией А. Чучалина. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. – 503 с.
2. Ившина, Г.В. Парадигма открытого образования в рамках реформирования образовательного пространства вуза / Г.В. Ившина // Ученые записки ИСГЗ, 2013, № 1-1. – С. 144–150.
3. Агарвал, А. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) все еще актуальны [Электронный ресурс] / А. Агарвал. – Режим доступа: http://web-in- learning.blogspot.ru/2014/05/mooc.html.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕЗА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИАКРИТИКИ В ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
PEDAGOGICAL MODEL SYNTHESIS OF MEDIA AND MEDIA CRITICISM IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS
А.А. Левицкая, А.В. Федоров
A.A. Levitskaya, A.V. Fedorov
Таганрогский институт экономики и управления Таганрогский институт имени А.П. Чехова г. Таганрог
Ключевые слова: педагогическая, модель, медиакритика, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, аналитическое мышление, студенты.
The authors offer our readers the pedagogical model synthesis of media education and media criticism in the preparation of future teachers.
Keywords: pedagogical model, media criticism, media education, media literacy, media competence, analytical thinking, students.
Разработанная нами педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов предназначена для внедрения в учебный процесс вуза (в рамках предметов по выбору) для будущих учителей любых профилей, специальностей, однако в большей степени соотносится с профилями гуманитарной, социальной направленности. В нашей экспериментальной работе данная модель внедряется на факультете социальной
психологии и педагогики для студентов – будущих социальных педагогов (Таганрогский институт имени А.П. Чехова).
Рис. 1. Педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов
1. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиаобразования:
ключевые понятия медиаобразования (медийное агентство,
основные этапы развития истории и теории медиаобразования
(медиаобразование на материале прессы, фотографии, радио и кино в 1920–40-х годах, доминанта практической концепции медиаобразования. Медиаобразование в эпоху развития массового телевидения: 1950–60-е годы, доминанты эстетической концепции медиаобразования. Развитие новых медиаобразовательных теорий («критического мышления», семиотической, культурологической,
социокультурной) в 1980–90-х. Современные тенденции
медиаобразования: синтез информационной и медиаграмотности, попытка синтезировать медиаобразование и медиакритику).
2. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиакритики:
основные этапы развития медиакритики: литературная,
театральная, музыкальная критика, фотокритика, арт-критика (художественная критика), кинокритика (с начала XX века), телевизионная критика (с 1940–50-х годов)) как базис современной медиакритики. Идеологические, политические и тематические отличия (медиа)критики на Западе и в СССР в XX веке. Возникновение термина «медиакритика» как реакция на интенсивное развитие массмедиа в XX веке. Наиболее влиятельные в плане медиакритики российские и зарубежные газеты и журналы XX века;
медиакритика в контексте современной социокультурной ситуации: задачи, особенности: современная социокультурная ситуация и ее влияние на медиа и медиакритику. Особенности развития медиакритики в России и за рубежом в XXI веке. Типология медийных источников, содержащих тексты медиакритиков (наиболее известные газеты, журналы, теле-, радиопередачи, интернет-порталы, блоги и др.). Наиболее влиятельные в плане медиакритики современные российские и зарубежные газеты и журналы. Основные задачи современной медиакритики: познание информационного производства; изучение и изменение общественного восприятия медийного содержания и представлений о внешнем мире, складывающихся в сознании аудитории СМИ; оказание влияния на отношение публики к медиа, формирование определенной общественной культуры изучения и оценки деятельности массмедиа, развитие духовного мира аудитории; содействие развитию и совершенствованию творческопрофессиональной культуры создателей медиатекстов; социальной среды функционирования средств массовой информации и т. д. [Короченский, 2003, с. 32]. Направленность современной медиакритики на научное сообщество исследователей медиакультуры, медийные агентства и массовую медийную аудиторию. Профессиональная и любительская (блоговая) медиакритика. Медиакритика и гражданское общество. Медиакритика и медиаобразование;
основные виды медиакритики: академическая , направленная на аудиторию ученых, исследователей медиакультуры, преподавателей медийных курсов; корпоративная, направленная на аудиторию руководителей и сотрудников медийных агентств, медийной индустрии; массовая, направленная на массовую аудиторию;
основные жанры медиакритики: аналитическая статья о процессах, событиях прошлого и настоящего в медийной сфере;
7) анализ стереотипов медиатекста (Stereotypes Analysis of media text) –
выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т. д. в медиатекстах;
8) анализ культурной мифологии медиатекста (Cultural Mythology Analysis of media text) – выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т. д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т. д. в медиатекстах;
9) автобиографический (личностный) анализ медиатекста
(Autobiographical Analysis of media text) – анализ отношений, эмоций,
воспоминаний, которые вызывает медиатекст у конкретного индивидуума;
10) иконографический анализ медиатекста (Iconographic Analysis of media text) – анализ визуального ряда, языка медиатекста;
11) семиотический анализ медиатекста (Semiological Analysis of media text) – анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом;
12) идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста
(Ideological and Philosophical Analysis of media text) – анализ философии, идеологии медийного агентства и/или медиатекста;
13) идентификационный анализ медиатекста (Identification Analysis of media text) – распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т. к. медийные агентства часто предлагают ложные и/или упрощенные решения тех или иных политических, социальных и иных проблем;
14) этический анализ медиатекста (Ethical Analysis of media text) – анализ медиатекста с точки зрения моральной позиции его автора(ов) и персонажей;
15) эстетический анализ медиатекста (Aesthetical Analysis of media text)
– анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach), теоретическая база которой во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Эстетический анализ медиатекстов помогает аудитории развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, понять основные законы и язык той части медиатекстов, которая имеет отношение к искусству;
16) оценочный анализ медиатекста (Assessment Analysis of media text) –
заключение о достоинствах явления медиакультуры и/или медиатекста (в целом или его части) на основе личностных, нравственных или формальных критериев;
17) герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном контексте (Hermeneutic Analysis of media & media text in the Social & Cultural Context) – комплексное исследование
процесса интерпретации явлений медиасферы и/или медиатекстов, социокультурных, исторических, политических и иных факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение явлений медиасферы и/или медиатекста через сопоставление с социокультурной традицией и действительностью; проникновение в логику явлений медиакультуры и/или медиатекста. Предмет анализа герменевтического анализа – система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. Комплексность, междисциплинарность, интегрированность использования данного метода.
3.2. Креативная деятельность студентов по отношению к медиа: творческая (творческие задания на медийном материале: литературноимитационные, театрализовано-ролевые, изобразительноимитационные), связанные с проникновением внутрь лаборатории создателей произведений медиакультуры / медиатекстов, медиакритических текстов, системы функционирования медиа в социуме в целом; проекты, рассчитанные на самостоятельную исследовательскую и практическую деятельность студентов на медийном материале; практические упражнения, связанные с медийной активностью и медиакритикой – реальным созданием медиатекстов на материале прессы, кино, видео, интернета).
4. Блок технологии подготовки будущих педагогов к медиаобразованию школьников: использование полученных знаний и умений в области медиаобразования и медиакритики в процессе студенческой педагогической практики – в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах; основные технологии данной работы. Практическое применение полученных знаний по медиаобразованию и медиакритики во время проведения текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т. д.), для развития их медиакомпетентости.
В итоге внедрения данной модели студенты (будущие педагоги) смогут, по нашему мнению, эффективно развивать медиакомпетентность [Корконосенко, 2004; Короченский, 2003; Почепцов, 2008; Potter, 2014; Worsnop, 2013]
школьников, опираясь на полученные знания, синтезирующие основы медиаобразования и медиакритики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Корконосенко, С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование / С.Г. Корконосенко. – СПб, 2004.
2. Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дис. д-ра филологических наук / А.П. Короченский. – СПб, 2003. – 467 с.
3. Почепцов, Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций / Г.Г. Почепцов. – Киев: Альтерпресс, 2008.
4. Potter W.J. Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.
5. Potter W.J. The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.
6. Worsnop, C. Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, № 1-2.
7. Korkonosenko, S.G. Teaching Journalism: professional and mass media education. St. Petersburg, 2004.
8. Korochensky, A.P. Media criticism in theory and practice of journalism. Ph.D. Dis. St. Petersburg, 2003. 467 p.
9. Pocheptsov, G,G, Media. The theory of mass communication. Kiev: Alterpress, 2008.
10.Potter W.J. Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.
11.Potter W.J. The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.
12.Worsnop, C. Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, N 1-2.
На сегодняшний день, когда информация стала доступна как никогда и получить новые знания проще простого, у нас появилась другая проблема: как фокусироваться и структурировать новые знания, если отсутствуют внешние ограничения вроде экзамена или необходимости подготовки к уроку?
И снова нас спасают разработчики и интернет, где появляется все больше открытых университетов, онлай-курсов, лекций и сервисов организации своего обучения.
Я решила собрать в одном месте ссылки на ресурсы дистанционного обучения и другие полезные сервисы на английском и русском языках, большинство из которых бесплатны. Не было цели охватить все, но если вы считаете, что в список нужно что-то добавить –, пожалуйста, напишите в комментариях.
Онлайн-курсы (MOOC):
Coursera
– Пожалуй, крупнейшая платформа для видео-курсов, c недавнего времени сделали платный доступ к некоторым курсам. $/Free
, Ru/Eng
Udacity – Cпециализированные курсы для разработчиков и других технических специалистов. Есть платные и бесплатные курсы. $/Free , Eng
EdX – Тоже очень большая платформа видео курсов. Тематика обширная: от «The science of everyday thinking» до технических дисциплин. $/Free , Eng
MIT Open Courseware – Название говорит за себя. Если вы что-то разрабатываете, проектируете, монтируете – то вы найдете много полезной информации. Есть хороший курс по техническому предпринимательству. Free , Eng
Khan Academy – Тоже известная платформа с видеоуроками исключительно прикладного характера, изначально появившаяся для помощи со школьной программой. Сейчас тематика предметов значительно шире, включая экономику, искусство и многое другое. Free , Eng
Saylor – Проект, основанный предпринимателем Майклом Сейлором, похож на полноценный онлайн колледж. Собраны практически все общеобразовательные предметы, но многие идут с пометкой 101, что в американской системе означает начальный уровень. Free Eng
Alison – Большой сервис с бесплатными образовательными курсами. Хорошие программы для изучающих языки. Free , Eng
University of the People – Большой, серьезный и бесплатный онлайн университет. Вы можете выбрать одну из специализаций – Business Administration или Computer Science, в каждой есть курсы, дающие вам кредиты, к концу семестра вы должны набрать определенное их число – ну и другие особенности либеральной системы образования. Free , Eng
iTunes U – Apple’s iTunes University позволяет как самостоятельно создавать и публиковать образовательные курсы, так и проходить уже существующие. $/Free , Eng
World Education University (WEU) – «Обучение должно быть свободным» - слоган этого онлайн-университета. Предлагает полноценные специальности и получение степени. Курсов пока мало, вы можете пройти подготовительную программу к университету (где вас учат писать эссе, делать презентации проектов и пр), научиться писать книги или получить доцента искусств. Free , Eng
Canvas Network – Много бесплатных курсов на разные около интеллектуальные темы. Есть курс «Paranting in a digital Age», прикладной курс «Как найти работу с помощью Linkedin» и курс авиации для новичков. Free , Eng
FutureLearn – Британский ресурс, объединяющий более 40 университетов, предлагающих бесплатные онлайн курсы. Free , Eng
Codeacademy.com - Если вы хотите изучить какой-нибудь язык программирования или самостоятельно сделать сайт – вам сюда. Free , Eng
Academic Earth – Аггрегатор бесплатных курсов по многим дисциплинам. Free , Eng
– Еще один крупный аггрегатор лекций плюс большой раздел с документальными фильмами. Free , Eng
Udemy – Маркетплейс с множеством курсов. $ , Ru/Eng
Openedu – Нашумевшая «Национальная образовательная платформа» где на данный момент собрано 40 курсов вузовской программы от ведущих университетов. Free , Ru
Лекториум – Множество курсов для школьников, студентов и специалистов. Курсы отличаются очень качетственным визуальным контентом. Free , Ru
Eduson – Бизнес-лекции, курсы и кейсы. Например, есть курс «Как преодалеть секретаря во время холодных звонков». Некоторые курсы доступны на четырех языках. $/Free , Ru/Eng
Универсариум – Общеобразовательные лекции и курсы со свободным доступом. Free , Ru
Kadenze – Международный проект для изучения искусства и креативных дисциплин. Free , Eng
Stepic – Пока большинство курсов для технических специалистов, но курсы отличаются своей прикладной составляющей. Free , Ru
Hexlet – Курсы для разработчиков за не очень дорогую подписку. Обещают бесплатный триал. $ , Ru
Нетология – Курсы и программы обучения интернет-профессиям. Весь контент платный. $ , Ru
Coursomos – Агрегатор микро-курсов на различные темы. Free , Ru/Eng
Computer Science Center – Раздел с онлайн-курсами будет очень полезен техническим специалистам. А если вы хотите стать разработчиком или аналитиком, то вам на их очные курсы. Free , Ru
Видео лекции и уроки:
TED
– В представлении не нуждается. Знаменитая конференция собирает профессионалов и просто интересных личностей по всему миру. Лекции переводятся на множество языков. Free
, Ru/Eng
YouTube EDU – #Образование на ютьюбе. Лекции, интервью и многое другое. Free , Ru/Eng
Do Lectures – Вдохновляющие лекции от людей, которые стараются что-либо изменить в лучшую сторону. Free , Eng
Big Think – Короткие видео лекции от профессионалов разных областей об интересных практиках из их опыта. Free , Eng
Fora.TV – Бесплатные видео с конференций по всему миру. Есть раздел с документальными фильмами и сериалами за подписку. $/Free , Eng
Google Talks – Гугловские видео, лекции, стримы конференций. Free , Eng
RSA Animate – RSA анимация на различные темы. Free , Eng
Creative Live – Множество лекций по креативным дисциплинам. Лайфхак: если записываться на лекции заранее, то они бесплатны, смотрите календарь. Free , Eng
Mixergy – Очень много курсов для стартапов и интервью с успешными предпринимателями. $/Free , Eng
The Floating University – Эксперты различных дисциплин об интересных фактах и мировых вопросах в формате видео лекций. Free , Eng
Reddit Lectures – Ветка «Лекции» на Реддите. Free , Eng
Video Lectures – Огромный ресурс видео-материалов – от трансляции конференций до интервью и лекций. Free , Eng
Lynda – С недавнего времени полностью платный, но не менее качественный ресурс с видео уроками для интернет-специалистов и не только. $ , Eng
Tutsplus – Уроки и курсы по «диджитал» тематитике. $/Free , Eng
Skillshare – Еще один ресурс с видео материалами для дизайнеров, фотографов и других представителей творческих профессий. $ , Eng
Postnauka – Прекрасный научно-популярный ресурс. Запустили раздел с курсами, пока платно. $/Free , Eng
Univertv – Образовательный портал с лекциями на все возможные дисциплины. Free , Ru
VnimanieTV – Здесь собраны лекции с различных ресурсов. В разделе «Видеопроекты» можно найти бесчисленное количество ссылок на образовательные ресурсы всех областей. Free , Ru
Intuit – Национальный открытый университет - обширный ресурс с лекциями очень практической направленности. Огромное спасибо людям, которые создали по-настоящему полезный и бесплатный сервис. Free , Ru
Сервисы отслеживания свой успеваемости и поиска единомышленников:
Degreed
– Вы выбираете то, чему хотите научиться (графический дизайн, например) – ставите цели и попадаете в свой дашборд, где видите и добавляете материалы, составляете план обучения и отслеживаете успеваемость. Free
, Eng
Openbadges – Если вы уже выросли и вам не хватает “оценок» за ваше обучение и достижения – воспользуйтесь Mazilla Open Badges. Free , Eng
Open Study – Если вы что-то изучаете, то вам могут быть полезны как эксперты, к которым можно обратиться с вопросом, так и единомышленники – все это вы можете найти на этом сервисе. Также, вы сами можете помочь кому-нибудь с обучением. Free , Eng
Zero Tuition College – Более простой ресурс, чем Open Study, но с тем же смыслом – вы можете найти единомышленников и объединиться для совместного изучения или обсуждения предмета. Free , Eng
Learnist – Сервис позволяет создавать свои «коллекции» материалов на различные темы. Отличный источник новой информации. Free , Eng
MentorMob – Организуйте свои плейлисты и изучайте их в формате курсов. Также, можно проходить уже созданные материалы. Free , Eng
Cojourneo – Сервис для коллоборативного изучения чего-нибудь. Создайте группу, добавьте участников, определите тему и виртуальный клас готов! Подходит для онлайн семинаров. Free , Eng
Day Zero Project – Здесь присутствует соревновательный аспект. Если у вас есть цель – объявите о ней, найдите единомышленников и, если вы достаточно азартны - это может для вас сработать. Также, очень вдохновляет посмотреть на чужие цели, есть много интересного! Free , Eng
Barter – Российский сервис по обмену услугами: если вы что-то умеете, но хотите научиться новому – предложите обменяться уроками, наверняка есть люди, которые хотят получить знания в вашей области.
Mooc-list и Courseon – Теряетесь в большом количестве курсов? Воспользуйтесь поисковиком по онлайн-курсам. Free , Ru/Eng
Теги: Добавить метки