Русские в туркменской армии. Вооруженные силы туркменистана
11.07.03 Вооруженные силы Республики Туркменистан
На систему обеспечения безопасности Туркменистана существенное влияние оказывает клановая структура страны. Можно предположить, что внутренняя политика С. Ниязова во многом направлена на ослабление кланово-племенных связей и одновременное балансирование между ними
Республика Туркменистан исходит из того, что главную военную опасность для страны представляют возможные локальные войны и вооруженные конфликты в сопредельных странах. При этом в сфере обеспечения военной безопасности страны можно выделить три основных направления – каспийское, афганское и узбекское.
Военно-политический курс Туркменистана базируется на принципе «позитивного нейтралитета», определяющего, что республика:
Не относится ни к одному государству как к своему противнику;
Не вступит ни в один коллективный блок;
Не применит свои вооруженные силы против любого государства, кроме как для самообороны;
Не будет содержать на своей территории иностранные войска;
Будет содействовать мировому сообществу в предотвращении войны и вооруженных конфликтов.
Согласно Конституции Республики Туркменистан Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является президент республики, который отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооруженных сил с последующим утверждением этих действий меджлисом, назначает высшее командование Вооруженных сил. При президенте действует Совет обороны и Национальной безопасности.
Структура и численность
Вооруженные силы Республики Туркменистан начали формироваться на базе частей и подразделений Туркестанского военного округа, дислоцированных на территории Туркменистана на момент распада Советского Союза. В их состав входили (по данным А. Ленского и М. Цыбина):
Крупнейшая в Центральной Азии авиационная группировка, включавшая в себя 156-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков (Мары), 179-й истребительный авиационный полк (Небит-Даг), 152-й истребительный авиационный полк (Ак-Тепе), 366-я отдельная вертолетная эскадрилья (Чарджоу), 217-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков (Кызыл-Арват);
Части и подразделения Сухопутных войск – 68-я мотострелковая дивизия (Кызыл-Арват), 5-я мотострелковая дивизия (Кушка), окружной учебный центр на базе 61-й мотострелковой дивизии (Ашхабад), а также пушечная артиллерийская бригада, полк реактивной артиллерии, противотанковый артиллерийский полк, инженерно-саперная бригада и некоторые другие части.
В настоящее время к числу военно-силовых и военизированных структур (Вооруженных сил) Туркменистана могут быть отнесены подразделения Министерства обороны (министр – Р. Аразов, одновременно являющийся заместителем председателя Кабинета министров по силовым ведомствам, начальник Генерального штаба – С. Чарыяров), подразделения Государственной пограничной службы (начальник – А. Мамедгельдыев), внутренние войска Министерства внутренних дел (министр – А. Атаев), подразделения Министерства национальной безопасности (министр – Б. Бусаков), а также Служба личной охраны президента (руководитель – А. Реджепов).
Подразделения Министерства обороны включают Сухопутные войска, ВВС и войска ПВО. По данным International Institute for Strategic Studies (IISS), общая численность подразделений Министерства обороны – 19,3 тыс. человек, по данным Jane’s Information Group – 17 тыс. Территория Туркменистана разделена на 5 военных округов.
По сведениям IISS, численность Сухопутных войск составляет 14,5 тыс. человек (по данным Jane’s Information Group – от 14 до 16 тыс.) в составе четырех мотострелковых дивизий (одна учебная), артиллерийской бригады, полка реактивных систем залпового огня, полка противотанковой артиллерии, инженерно-саперного полка, двух бригад зенитно-ракетных комплексов и отдельного десантно-штурмового батальона. Jane’s Information Group дополнительно к этим частям и подразделениям выделяет бригаду ракетных комплексов, вертолетную эскадрилью, подразделения связи, разведки и тыла. Министерству обороны также подчиняются дорожная автоинспекция и пожарные части.
В Туркменистане начата трансформация дивизий в бригады, и в настоящее время Сухопутные войска имеют смешанную структуру. Как правило, дивизии (бригады) укомплектованы личным составом не полностью (в основном силами охраны и обслуживания) и по функциям приближаются к мобилизационным пунктам и складам оружия. Исключением является 84-я элитная мотострелковая дивизия им. С. Ниязова.
По данным Jane’s Information Group, подразделения и части Сухопутных войск дислоцированы:
В районе Кушки – 357-я мотострелковая дивизия (танковый, большей частью недействующий, и два мотострелковых полка);
В районе Кызыл-Арвата – 84-я элитная мотострелковая дивизия им. С. Ниязова (танковый и мотострелковый полки), артиллерийская бригада;
В районе Ашхабада – мотострелковая дивизия (три мотострелковых полка, один – большей частью недействующий), учебная мотострелковая дивизия, инженерно-саперный полк, бригада зенитно-ракетных комплексов, вертолетная эскадрилья, мотострелковый батальон (возможно, в настоящее время подчинен Национальному комитету безопасности), штабной корпус;
В Красноводске расположен мотострелковый полк.
Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны считаются наиболее боеспособной структурой в Вооруженных силах Туркменистана, и их дальнейшее развитие, связанное с укреплением баз в Ашхабаде и Марах, призвано обеспечить надежную защиту энергетических интересов страны на Каспии. Авиация используется для патрулирования Каспийского моря, компенсируя тем самым недостаточную мощь флота.
Численность ВВС и войск ПВО составляет 3 тыс. человек (по данным IISS и Jane’s Information Group) в составе трех авиационных полков, одной зенитно-ракетной бригад, трех зенитно-ракетных полков, двух отдельных радиотехнических бригад (по данным М. Грунина и А. Гушера).
По данным Jane’s Information Group, подразделения и части ВВС и войск ПВО дислоцированы:
На авиабазе Мары-2 - 67-й полк штурмовой авиации (бывший 156-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков) в составе МиГ-29 и Су-17М3;
В Небит-Даге (Балканабат) – 55-й истребительный авиаполк ПВО (бывший 179-й истребительный авиаполк) в составе МиГ-23М;
В Ак-Тепе – 107-й истребительный авиаполк ПВО (бывший 179-й истребительный авиаполк) в составе МиГ-23М и МиГ-25ПД;
В Ашхабаде – 47-я отдельная специальная авиаэскадрилья в составе Ан-24, Ми-24, Ми-8;
В Туркменабаде – 31-я специальная авиаэскадрилья (бывшая 366-я отдельная эскадрилья) в составе МиГ-21, Су-7, Л-39, Як-28, Ан-12;
В Кызыл-Арвате – 56-я база хранения (МиГ-23, Су-25) – бывший 217-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков.
По последним данным, в Туркменистане готовится военная реформа, целью которой является «создание мобильной армии, оснащенной самым современным оружием». Согласно официальным документам правительство Туркменистана пошло по пути формирования малочисленной, но боеспособной армии, «достаточной для защиты государственной целостности и национального суверенитета от возможной агрессии». При этом, как заявил президент С. Ниязов, главной задачей армии будет «не допустить внутренней розни».
Подразделения Государственной пограничной службы. Численность – 12 тыс. человек (по данным Jane’s Information Group). После объявления о прекращении действия Соглашения России и Туркменистана о совместной охране государственной границы Туркменистана последний начал усиливать свои пограничные силы. В настоящее время действует четыре погранотряда, дислоцированные на границе с Афганистаном (Кушка и Койтендаг), Афганистаном и Узбекистаном (Керки) и Казахстаном. Командованию Пограничных войск также подчинен Военно-морской флот Туркменистана. Численность личного состава флота вместе с береговыми службами – около 2 тыс. человек. Главная база флота (300 человек, 7 катеров и один тральщик) располагается в порту Туркменбаши. В Келифе на Амударье располагается база речной флотилии. Несмотря на малую вероятность масштабных боевых действий, на Каспии сохраняется возможность взаимных провокаций из-за неопределенности его правового статуса, поэтому развитие флота определено правительством Туркменистана как один из приоритетов военного строительства.
Учитывая, что основные угрозы государству происходят не извне, а изнутри страны, общее реформирование Вооруженных сил Туркменистана ведет к усилению и возрастанию роли Службы личной охраны президента (численность – около 2 тыс. человек), Министерства внутренних дел (численность – около 2 тыс. человек) и Национального комитета безопасности (численность – 2,5 тыс. человек). Численность указана по данным Jane’s Information Group.
МВД и его подразделения, а также НКБ в основном сохранили структуру милиции и КГБ Советского Союза. Их основной задачей является борьба с преступностью. При этом НКБ концентрируется на серьезных и политических преступлениях.
В июне 2000 года президент С. Ниязов высказал идею о создании совета, охватывающего персонал НКБ, МВД и МИД, контролирующего передвижение иностранных граждан, временно живущих в Туркменистане. Создание совета рассматривалось как усиление управления внешним влиянием и минимизация преступлений, имеющих внешние источники.
Подразделения МВД и НКБ развернуты по всей территории страны, при этом основные группы находятся в Ашхабаде, Кызыл-Арвате и Ташаузе.
К 2002 году выходцы из НКБ, пришедшие в государственные структуры управления, фактически создали теневую вертикаль власти. Все силовые структуры страны были «укреплены» представителями НКБ. Заместителем генерального прокурора являлся бывший начальник следственного управления НКБ Б. Отузов, заместителем министра внутренних дел – бывший заместитель председателя НКБ Х. Оджаров. Министром обороны был К. Бегенджов, возглавлявший до этого управление военной контрразведки НКБ. Начальником Государственной пограничной службы стал Т. Тырмыев, бывший заместитель председателя НКБ.
Осенью 2001 года штатная численность НКБ была увеличена на 1 тыс. человек и доведена до 2,5 тысячи (увеличение численности произошло за счет Министерства обороны). При этом президент С. Ниязов отметил, что силы НКБ должны концентрироваться на вопросах внутренней безопасности (борьба с торговлей наркотиками и контроль над иностранными гражданами, находящимися на территории Туркменистана), а все тайные агенты, находящиеся за границей, должны быть отозваны.
В это же время глава НКБ М. Назаров стал одновременно советником президента по национальной безопасности и координации деятельности правоохранительных и военных органов. Помимо этого, ему было поручено курирование работы МИД. В качестве единственного заместителя министра иностранных дел был назначен Б. Худайкулиев, кадровый офицер государственной безопасности. Учитывая неоднократно отмечавшуюся в прессе связь дипломатических представительств Туркменистана с наркоторговлей, можно предположить, что НКБ установил контроль над мощнейшим денежным потоком. Параллельно шла работа по укреплению дисциплины в органах безопасности, выдвижение чекистов на «гражданские» должности, чистка рядов полиции, армии и государственных органов.
С весны 2002-го чистки начались в самом НКБ, затронув также Министерство обороны и Государственную пограничную службу. 5 марта 2002 года на расширенном заседании Кабинета министров Туркменистана была обсуждена работа комитета. По словам президента С. Ниязова, «деятельность служб, которым по определению надлежит быть абсолютно чистыми перед народом», вызывает серьезные нарекания. Руководители МВД, Генпрокуратуры и Верховного суда обвинили НКБ «во вмешательстве в следственные действия милиции и прокуратуры, а также в судебные слушания» и привели примеры прямого вмешательства сотрудников КНБ в деятельность этих служб. Было также отмечено, что «в последнее время НКБ ни перед кем не отчитывался». Работа руководства НКБ была признана неудовлетворительной, председатель НКБ М. Назаров, его заместители Х. Какаев, возглавлявший столичное Управление НКБ, и О. Бердыев были освобождены от всех постов. Также были уволены начальник Управления НКБ по Балканскому велаяту Г. Аннадурдыев и начальник управления НКБ по Марыйскому велаяту Б. Худайкулиев. На сегодняшний день освобождены от должностей около 80 процентов руководства НКБ. Новым председателем НКБ стал министр внутренних дел П. Бердыев.
Комплектование и подготовка кадров
Вооруженные силы Республики Туркменистан строятся на принципах кадровой регулярной армии. В соответствии с новой редакцией закона «О воинской обязанности и военной службе», призывной возраст установлен с 18 до 30 лет, однако воинскую службу можно начинать с 17 лет на основе личного заявления. Срок службы рядового и сержантского состава, по сравнению с законом 1993 года, увеличен с 18 до 24 месяцев (для лиц, имеющих высшее образование, – 18 месяцев). На флоте и в частях берегового обеспечения – 30 месяцев. Упразднена существовавшая ранее отсрочка от призыва для студентов вузов, альтернативная служба не предусмотрена. Закрыты военные кафедры и факультеты университетов и институтов. С 2001 года была отменена контрактная служба из-за недостатка финансовых ресурсов. Считается, что потребности вооруженных сил могут быть покрыты за счет всеобщей воинской обязанности. Таким образом, предполагается достичь омоложения личного состава и увеличения числа лиц призывного возраста. По оценкам, ежегодный контингент призывников может быть доведен до 100 тыс. человек.
Как и в других государствах Центральной Азии, в Туркменистане была разрушена система военно-патриотического воспитания, упал престиж воинской службы. Комплектование вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской службе. Снижается образовательный уровень призывного контингента.
В целях снижения влияния кланово-племенных и региональных групп и укрепления национальной идентичности, комплектование вооруженных сил происходит по экстерриториальному принципу – как правило, военнослужащие проходят службу за пределами округа, из которого они призывались.
В настоящее время в вооруженных силах создаются специализированные подразделения из числа призывников срочной службы для работы в различных сферах народного хозяйства страны. В первой половине 1990-х годов в Туркменистане было принято решение о переходе вооруженных сил на продовольственное самообеспечение (Программа «продовольственной независимости» армии). По мнению С. Ниязова, благодаря этому военнослужащие смогут овладеть гражданской специальностью и работать по ней после демобилизации. Причем военной подготовке президент предложил отводить одну неделю в месяц, а все остальное время посвятить освоению трудовых навыков.
Отток, по различным причинам, из республики офицеров Советской армии в конце 1980-х – начале 1990-х годов создал проблему комплектования личного состава и подготовки кадров вооруженных сил. Для ее решения в октябре 1992 года в Туркменском государственном университете им. Махтумкули (Ашхабад) был открыт военный факультет, готовящий офицеров для танковых, пехотных и авиационных подразделений, а также офицеров тыла и связи. В сентябре 1993 года – Ашхабадский военный институт, в котором в настоящее время обучается около 600 человек.
Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных учебных центров на основе межправительственных соглашений с Россией, Украиной, Турцией и Пакистаном. В настоящее время за рубежом готовится более 450 специалистов (около 200 в Турции, 200 – в Украине, остальные – в Пакистане и России). Обучение, как правило, проводится в обмен на поставки природного газа или в счет связанных с ними долгов. Помощь в подготовке военных специалистов оказывают также США в рамках соответствующих программ НАТО. Так, в 1999–2000 годах в рамках программы International Military Education and Training при министерстве обороны США прошли стажировку 13 военнослужащих Туркменистана.
Поскольку главным критерием при отборе руководящих кадров в Туркменистане в настоящее время провозглашена чистота родословной в трех поколениях, кадровая политика по своей сути направлена на вытеснение лиц нетитульной национальности из системы государственного управления. Такая практика уже привела к тому, что на ответственные должности назначаются не профессионалы, а лояльные президенту люди.
По данным IISS, расходы Республики Туркменистан на оборону в 2001 году составили 226 млн. долл. (при бюджете 163 млн. долл.), что составило 3,2 проц. от ВВП. По сравнению с 2000-м расходы на оборону сократились на 22 процента.
Международное военное и военно-техническое сотрудничество
Нейтральный статус, провозглашенный в 1995 году, позволяет Туркменистану уходить от решения многих внешнеполитических и внешнеэкономических проблем как на уровне субрегиона, так и в международном плане. Он не является членом какого-либо военного или военно-политического союза.
Туркменистан дистанцируется от многостороннего сотрудничества в военной и военно-технической сферах, предусмотренных Уставом СНГ, предпочитая идти на развитие двусторонних связей. Представители силовых структур Туркменистана участвуют во всевозможных совещаниях в рамках СНГ, но, как правило, ограничиваются лишь ролью наблюдателей. Возможно, единственным исключением является его участие в работе Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств – участников СНГ.
Как и большинство государств Центральной Азии, Туркменистан не производит вооружения и военную технику, поэтому наиболее распространенной формой его контактов в сфере военно-технического сотрудничества является покупка, ремонт ВВТ, а также распродажа излишков ВВТ, доставшегося стране при распаде СССР. Отмечены также факты реэкспорта. Так, в первой половине 1990-х годов Туркменистан провел ряд посреднических операций на международном рынке вооружений. По данным интернет-сайта http://www.agentura . ru, вооружение и военная техника закупались, как правило, в Болгарии, Чехии и Словакии, Румынии, Белоруссии, Украине. Продавались вооружение и военная техника в Турцию, Иран, Россию, Южный Йемен, Судан.
В настоящее время Туркменистан имеет договор на ремонт штурмовиков Су-25 в Грузии на АО «Тбилавиастрой» в счет долга этого государства за туркменский газ. В 2001 году были завершены ремонтные работы по 22 машинам. Также грузинские специалисты участвуют в подготовке туркменских летчиков на авиабазе Мары-2.
Активно развивается сотрудничество с Украиной, где в сферу обоюдных интересов входят бартерные поставки. В счет поставок газа Украина поставляет в Туркменистан военную технику и комплектующие, а также проводит обучение военных специалистов. Для усиления флота Туркменистан в 2001 году принял решение закупить в Украине боевые патрульные катера (десять 40-тонных патрульных катеров «Гриф», оснащенных пулеметной установкой 12,7 мм, и десять 8-тонных патрульных катеров «Калкан-М»). В 2002-м в Туркменистан уже поступило четыре катера «Калкан-М». На Львовском авиаремонтном заводе планируется отремонтировать четыре МиГ-29.
Сотрудничество Туркменистана с НАТО осуществляется через программу «Партнерство ради мира» и на двусторонней основе в обычном для государств Центральной Азии формате. При этом интересно отметить, что Туркменистан был первым государством Центральной Азии, присоединившимся к Программе (май 1994 года). В рамках сотрудничества проводится подготовка и переподготовка военных специалистов, а также поставки техники (все – в незначительных объемах). Из последних поступлений можно отметить патрульный катер класса Point Jackson, переданный Туркменистану Центральным командованием министерства обороны США. С 1999 года в Туркменистане работают американские инструкторы по подготовке специального подразделения пограничных войск для борьбы с контрабандой наркотиков.
Наиболее интенсивные контакты в военной сфере у Туркменистана существуют с Россией, Узбекистаном и Афганистаном.
Россия. Решая проблемы создания собственных вооруженных сил, в условиях нехватки людских ресурсов, финансовых проблем и отсутствия учебных объектов, Ашхабад попытался найти неординарное решение этих проблем, создав объединенное командование с Россией.
31 июля 1992 года между Россией и Туркменистаном был заключен Договор о совместных мерах в связи с созданием Вооруженных сил Туркменистана. В соответствии с этим документом Россия выступила в качестве гаранта безопасности Туркменистана. Также отмечалось, что части и подразделения Пограничных войск, ВВС и ПВО остаются под российским командованием и организационно входят в состав Вооруженных сил Российской Федерации, а остальные воинские формирования переходят под объединенное командование с постепенной передачей руководства Туркменистану в течение 10 лет. На переходный период Россия обязывалась оказывать Туркменистану военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать компенсацию за право размещения на территории Туркменистана своего оборудования. Туркменистан брал на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения. В 1992 году при Министерстве обороны Туркменистана начала действовать оперативная группа Министерства обороны Российской Федерации (дислокация управления в Ашхабаде), обеспечивающая сотрудничество и координацию действий двух государств в военной сфере. В прямом подчинении группы находились отдельный батальон связи (145 человек), узел связи «Автоклуб» (65 человек) рота охраны (60 человек) и отдельная транспортная эскадрилья (48 человек). До 1994 года в Туркменистане находились два российских полка пусковых установок зенитно-ракетных комплексов.
23 декабря 1993 года был подписан российско-туркменский Договор о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации территории Туркменистана. В соответствии с договором в марте 1994 года была создана оперативная группа Федеральной пограничной службы (ФПС) России (штаб в Ашхабаде). Она обеспечивала охрану сухопутной и морской границ Туркменистана (морская граница с Ираном охранялась двумя сторожевыми кораблями со смешанными российско-туркменскими экипажами). ФПС России вела также подготовку офицерских кадров и младших специалистов для Пограничных войск Туркменистана. Численность оперативной группы ФПС России в Туркменистане составляла от 2 до 3 тыс. человек (из них 1,5 тыс. – офицеры и прапорщики). В состав группы также входили отдельный батальон связи (Ашхабад), школа сержантского состава (Ашхабад), 170-й отдельный авиационный полк (Мары) и 46-й отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей и катеров (Туркменбаши).
Однако различия в понимании процессов военного строительства и военно-политического курса привели в январе 1994 года к роспуску Объединенного командования. 20 мая 1999-го руководство Туркменистана объявило о своем решении прекратить действие Договора 1993 года. На встрече главы ФПС России К. Тоцкого с президентом С. Ниязовым в июле 1999 года одной из основных тем стали порядок вывода с территории Туркменистана российских пограничников и пересмотр Договора о пограничном сотрудничестве. К 20 декабря 1999 года российские пограничники полностью покинули территорию республики. Некоторые аналитики вывод российских пограничников связывают с переориентацией Туркменистана на сотрудничество с США. Однако это может быть связано и с желанием самостоятельно контролировать финансовые и торговые потоки, проходящие через границу с Афганистаном.
В настоящее время Туркменистан имеет более 22 договоров и соглашений с Россией, предусматривающих широкий спектр военных связей. Среди них – о сотрудничестве между Главным разведывательным управлением Генерального штаба России и Разведывательным управлением Министерства обороны Туркменистана, о подготовке военных кадров Туркменистана в учебных заведениях России, о совместном аэродромно-техническом обеспечении воздушных судов, о военно-техническом сотрудничестве. Особенно широко военное сотрудничество Туркменистана с Россией в области использования объектов военной инфраструктуры.
Узбекистан. Отношения Узбекистана и Туркменистана начали обостряться с введением между государствами визового режима и делимитацией границ. К 2002 году было отмечено семь вооруженных столкновений пограничников и мирных жителей в районе туркмено-узбекской границы.
Своего пика обострение отношений достигло в декабре 2002-го, когда спецподразделения Туркменистана вторглись на территорию посольства Республики Узбекистан и произвели там обыск. В распространенном узбекской стороной пресс-релизе отмечается, что «сотрудники спецслужб Туркмении произвели обыск под надуманным предлогом поиска укрывающихся там туркменских граждан». Затем посол Узбекистана А. Кадыров был объявлен персоной нон грата «за совершение действий, несовместимых со статусом дипломата». Ему было инкриминировано участие в покушении на жизнь С. Ниязова и то, что в его резиденции укрывался главный организатор покушения, бывший вице-премьер Туркменистана Б. Шихмурадов, которого дипломат якобы пытался тайно вывезти за пределы страны.
В связи с последними событиями некоторые подразделения Вооруженных сил Туркменистана были подтянуты в приграничную с Узбекистаном Ташаузскую область, а также усилена охрана границы в этом районе. Некоторые пограничные пропускные пункты закрыты. В свою очередь Узбекистан заявил, что «не предпринимает никаких чрезвычайных мер по усилению границы с Туркменией». Однако наблюдатели отмечают, что после описанных событий близ города Чарджоу начались учения узбекских внутренних войск для «подготовки полицейских к возможному нападению крупных преступных группировок, которые могут находиться в пустынных районах Каракумов в приграничной с Узбекистаном территории». В частности, на участке Алат-Фараб началось строительство казарм для размещения военнослужащих пограничных и внутренних войск из Самаркандской области. Уже сейчас к границе переброшено танковое подразделение из города Караул-Базар.
Афганистан. До октября 2001 года существовало активное военно-техническое сотрудничество Туркменистана с противоборствующими группировками в Афганистане, заключавшееся в поставках горюче-смазочных материалов, стрелкового оружия и боеприпасов к нему. С зимы 1994 года действовала железнодорожная ветка от Кушки до Тургунди. Начиная с 1997 года, поставки осуществлялись систематически. При этом Туркменистан подчеркнуто придерживался нейтралитета в афганском конфликте и поддерживал тесные политические и экономические отношения как с правительством Раббани, так и с движением «Талибан». При этом Туркменистан считал неправильным разделять афганский народ по группировкам и искать пути урегулирования вне рамок мирного переговорного процесса, с помощью инструментов принуждения. Ашхабад высказывал заинтересованность в стабилизации ситуации в Афганистане, причем характер режима, которому это окажется под силу, не играл для него особой роли. С. Ниязов неоднократно заявлял, что все происходящее в Афганистане является внутренним делом афганского народа, и Туркменистан «не испытывает угрозы со стороны «Талибана». По мнению Туркменистана, огромную пользу могло бы принести вовлечение конфликтующих в Афганистане сторон в совместные с соседними странами экономические проекты. Выбранная позиция позволяла Ашхабаду выступать активным посредником в попытках внутриафганского урегулирования.
Как утверждают российские спецслужбы, основу тесных отношений Ашхабада и группировок в Афганистане составляет торговля наркотиками и оружием. По мнению экспертов ООН, Туркменистан стал одним из основных маршрутов для нелегальной торговли наркотиками из Афганистана.
Помимо этого, на позицию Туркменистана влияла возможность реализовать выдвинутый в 1994 году американской компанией United Oil of California (UNOCAL) и саудовской фирмой Delta проект строительства газопровода, соединяющего Туркменистан с Пакистаном и, возможно, Индией. Газопровод протяженностью около 1,5 тыс. км предназначался для доставки газа, добываемого на Довлетабадском месторождении на юге Туркменистана, через территорию Афганистана до распределительной системы в пакистанском городе Мултана.
С началом военной операции в Афганистане С. Ниязов, ссылаясь на нейтральный статус Туркменистана, отказался предоставить свои аэропорты для дислокации сил антитеррористической коалиции. МИД Туркменистана распространил заявление, в котором подчеркнул, что республика не собирается предоставлять свою территорию и военные объекты для проведения иностранными государствами военных действий. Воздушное пространство республики также не было открыто для пролета военных самолетов альянса. При этом руководство страны предоставило наземные и воздушные коридоры для доставки гуманитарных грузов в Афганистан. В результате сегодня Туркмения стала второй после Пакистана страной по объему транзита гуманитарной помощи для Афганистана.
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов не только лихо скачет на скакунах, учит своих министров, как поддерживать физическую форму, но и демонстрирует, как он управляет военной техникой, поражает цель из современного огнестрельного оружия, метает нож и направляет огонь боевых вертолетов. А местное телевидение показывает это населению, которое должно убедиться в том, что вооруженные силы (ВС) более не являются "трудармией" , как это было в конце правления первого туркменского президента Сапармурата Ниязова.
Президент Туркмении метко стреляет
"Если судить по телевидению, президент уделяет большое внимание обороноспособности страны. Регулярно показывают его визиты в различные воинские части, где он демонстрирует в первую очередь свои собственные воинские навыки. Это создает впечатление, что если президент такой, то армия наверняка хорошо вооружена и достаточно подготовлена. Но данные, которые мы получаем, говорят об обратном", - утверждает руководитель неправительственной организации "Туркменская инициатива по правам человека" (ТИПЧ) в Вене Фарид Тухбатуллин.
"Общая численность ВС, по разным данным, около сорока тысяч (для сравнения: согласно открытым источникам, численность ВС Узбекистана - 65 тысяч, Казахстана - 75 тысяч. - Ред. ). На них сказывается серьезный экономический кризис последних лет, когда цены на энергоносители упали. Урезаются не только социальные пособия, но и средства на содержание ВС", - продолжает собеседник DW.
Зачем туркменские солдаты ловят голубей …
В результате, утверждает он, солдаты получают все более урезанный паек. "В последние два года это особенно чувствуется. Поэтому в основном солдат кормят родители - либо пересылают деньги, либо, чаще всего, сами привозят еду в части. Денежное довольствие составляет приблизительно три доллара в месяц по нынешнему курсу черного рынка. И из этих денег солдат еще заставляют подписываться на различные издания, с них регулярно собирают деньги на всякого рода мероприятия", - сетует эксперт по Туркмении.
На днях в СМИ появилась информация о видеоролике, снятом для служебного пользования Управлением по воспитательной работе министерства обороны Туркмении для показа солдатам-срочникам и оказавшемся в распоряжении информационного агентства АНТ. Комментируя случаи, когда солдаты получают травмы при ловле голубей, журналисты связывают это занятие с недоеданием личного состава.
"Президент в одном из своих выступлений говорил, что солдаты сами должны выращивать для себя овощи и фрукты. Возвращаются годы, когда при Ниязове солдаты выращивали и хлопок, и пшеницу. То есть армия сегодня снова в какой-то части должна сама себя кормить", - рассказывает глава ТИПЧ.
Армия Туркмении : между Узбекистаном и Таджикистаном
Между тем в рейтинге армий мира Military Strength Ranking 2018, составляемом компанией Global Firepower, туркменская армия по меркам Центральной Азии выглядит середняком. Заняв 80-ю строчку, она отстает от Узбекистана и Казахстана (39-е и 50-е места соответственно), но опережает Киргизию и Таджикистан (91-е и 96-е). Причем по сравнению с 2017 годом Туркмения поднялась в рейтинге на шесть позиций.
Впрочем, российский военный эксперт Лев Корольков уверен, что рейтинг учитывает формальные показатели, в том числе данные военного бюджета, которые в Туркмении совершенно не прозрачны и обычно завышены, тем более сейчас, когда тучные годы высоких доходов от экспорта газа миновали.
Эта армия, продолжает эксперт, имеет серьезный недостаток по сравнению с армиями Таджикистана и Киргизии, оказавшимися в рейтинге ниже ее. После распада СССР в Туркмении, в отличие от всех других стран региона, где сразу попытались провести военные реформы, на всех командных должностях остались бывшие советские офицеры, вспоминает он.
"Это были профессиональные кадры, многие прошли Афганистан. И какое-то время армия по инерции строилась на советских полевых уставах, сравнительно хорошим был уровень обучения рядовых и сержантов. А когда после проведения "туркменизации" многие кадровые военные, пограничники уехали из Туркмении, финансирование за счет экспорта газа позволяло сохранять подготовку ВС на приемлемом уровне", - говорит эксперт.
В чем изъяны ВС Туркмении
Но, указывает Лев Корольков, особенностью этой армии является абсолютное отсутствие боевого и мобилизационного опыта, в отличие от таджиков, узбеков и даже от киргизов, чей уровень подготовки сейчас тоже не самый высокий. "В годы правления талибов в Афганистане муллу Омара Сапармурат Ниязов задабривал поставками мазута и даже рассчитывал на их помощь в случае возникновения проблем у себя в стране или с другими соседями. А потом в Афганистан пришла западная коалиция, и какое-то время представлялось, что ее присутствие - гарантия безопасности против региональных угроз. Тем временем советское вооружение устарело, были произведены лишь спорадические и незначительные закупки иностранной техники, такой, как пограничные катера, тоже не новейшие", - поясняет собеседник DW.
"Уровень туркменских ВС очень невысокий. По нашим данным, за последние три года на границе с Афганистаном было достаточно много стычек с афганскими боевиками, где армия не проявила должной боеготовности. Было достаточно много жертв из числа солдат срочной службы и офицерского состава", - добавляет Фарид Тухбатуллин.
Хотя, по его выражению, на этот участок границы была переброшена значительная часть танков и БТР, это не особенно помогало до тех пор, пока не стали решать проблему иначе: "Пытаясь заинтересовать афганскую сторону подарками, и, скорее всего, деньгами. И, как было при Ниязове, поставками ГСМ. После этого ситуация несколько успокоилась".
В Герате все спокойно
При этом, как отмечает Лев Корольков, на руку Ашхабаду пока играет то обстоятельство, что на важном участке границы с Афганистаном, где Туркмения граничит с провинцией Герат, вблизи которой расположен ряд важных объектов туркменских ВС , ситуация относительно спокойная. В этой афганской провинции активность вооруженных антиправительственных группировок ниже, чем, например, в ряде провинций, граничащих с Узбекистаном и Таджикистаном.
Еще одна давняя проблема практически во всех туркменских воинских частях - это дедовщина, которую подпитывает до сих пор существующая племенная рознь. Не случайно в уже упомянутом видеоролике для внутреннего пользования, рассказывающем о ситуации в ВС, перечисляются различные трагические случаи, к которым привели неуставные отношения.
Контекст
Что касается офицерского состава, то туркменские офицеры обучаются за границей - в России и в Турции. "Но это небольшая доля. Возможно, денег на такие программы не хватает, да и спецслужбы к этому относятся подозрительно", - говорит Фарид Тухбатуллин и напоминает, что, к примеру, курсанты и офицеры, обучавшиеся в Турции, сейчас оказались под пристальным вниманием спецслужб - их подозревают в связях с движением Гюлена .
Офицеры армии под подозрением спецслужб
При этом, сообщает руководитель ТИПЧ, серьезной проблемой для властей становится то, что и в туркменской армии, и в силовых структурах, по нашим данным, в целом сейчас множится число офицеров, которые придерживаются так называемого нетрадиционного ислама.
"Был целый ряд уголовных дел, связанных с этим. Так, в Теджене было арестовано много военных в одной из частей. И под Ашхабадом были арестованы офицеры не только за исповедование нетрадиционного ислама, но и за навязывание его своим подчиненным. То есть ВС становятся угрозой для самих властей", - полагает правозащитник.
Это может косвенно объяснить информацию, полученную от источника в военных кругах РФ, которую DW в силу закрытости Туркмении не может подтвердить или опровергнуть: источник утверждает, что туркменские власти привлекают в свои ВС иностранных инструкторов и имеют на этот счет ряд договоренностей, в частности, с афганскими племенными вооруженными формированиями.
Смотрите также:
Первая военная миссия вне Европы
11 января 2002 года первые 70 немецких военнослужащих прибыли в Кабул. Так началась первая неевропейская боевая операция бундесвера. В самый разгар миссии ISAF в Афганистане базировались до 5350 служащих бундесвера. Германия предоставила третий по численности после США и Великобритании военный контингент в состав международных сил ISAF.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Первые жертвы
В результате взрыва в Кабуле 6 марта 2002 года погибли двое немецких и трое датских солдат, пытавшиеся обезвредить ракетный снаряд. За годы миссии ISAF в Афганистане жизни потеряли 55 военнослужащих бундесвера.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
"Защитить безопасность Германии на Гиндукуше"
26 июля 2002 года министр обороны ФРГ Петер Штрук (Peter Struck) прилетел на базу бундесвера в Афганистане. На критику немецкого военного присутствия в этой стране политик ответил фразой, которую потом охотно цитировали журналисты: "Безопасность Федеративной Республики Германия защищают и на Гиндукуше".
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Ответственность за север Афганистана
Бундесвер был задействован в относительно спокойном регионе на севере страны. Тем самым удалось смягчить критику в самой Германии и одновременно исполнить ожидания в мире, связанные с участием бундесвера в миссии ISAF. С октября 2003 года немецкие солдаты базировались в провинции Кундуз. В 2006 году Германия взяла на себя главную ответственность за стабильность на севере Афганистана.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Конкретная помощь населению
Германия первой из стран НАТО направила специалистов в региональные команды по восстановлению инфраструктуры в Афганистане (PRT). Восстановление гражданских структур и вооруженное обеспечение безопасности понимались как две стороны одной медали. Германия будет оказывать финансовую помощь в деле восстановления Афганистана и после 2014 года.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Подготовка сотрудников афганских сил безопасности
Германия взяла на себя ведущую роль и в подготовке сотрудников афганских сил безопасности. В четырех центрах, расположенных в разных частях Афганистана, прошли обучение более 60 тысяч полицейских и солдат. Правительство ФРГ предоставило на эти цели 380 миллионов евро.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Черный день
4 сентября 2009 года немецкий полковник Георг Кляйн (Georg Klein) затребовал авиаудар НАТО по двум похищенным талибами бензовозам в провинции Кундуз. В результате погибло более 90 мирных жителей, в том числе дети. Расследование в Германии по подозрению в совершении полковником Кляйном военного преступления было прекращено.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Неосторожные высказывания федерального президента
22 мая 2010 года президент ФРГ Хорст Кёлер (Horst Köhler) обрушил на себя шквал критики в Германии высказыванием, сделанным в самолете на обратном пути из Афганистана. Он обосновал участие бундесвера в миссии ISAF, в том числе, экономическими интересами Германии. Вскоре после этого заявления Кёлер ушел в отставку.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Постепенный вывод войск
До конца 2014 года бундесвер, по согласованию с партнерами в НАТО, полностью выведет свои войска из Афганистана. Еще в 2010 году немецкие солдаты покинули провинцию Бадахшан, год спустя - провинцию Кундуз. Военные базы бундесвера были переданы вооруженным силам Афганистана. Немецкая база близ города Мазари-Шариф до конца 2012 года была главным полевым лагерем бундесвера на севере Афганистана.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Угроза безопасности
При передаче военной базы в Кундузе афганцам офицеры НАТО заявили, что оставляют регион, в котором восстановлен мир, охраняемый афганскими военными. Но кровавые теракты в Афганистане не прекращаются. Прежде всего, жители северных регионов беспокоятся о своей безопасности.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Последний оплот - военная база "Мармоль"
База "Мармоль" была местом, в котором многие солдаты бундесвера прощались с Афганистаном. Оттуда осуществлялась отправка военнослужащих обратно в Германию. "Мармоль" останется крупнейшей базой бундесвера в Афганистане и после 2014 года. По окончании миссии ISAF в этом лагере будут размещены порядка 650 немецких инструкторов, которые будут обучать и консультировать военнослужащих афганской армии.
Прощание с Афганистаном: 13 лет миссии ISAF
Решительная поддержка
За миссией ISAF последует другая миссия - "Resolute Support" ("Решительная поддержка"), которая продлится по меньшей мере до конца 2016 года. В ней будут участвовать до 13 тысяч иностранных военнослужащих. Основной задачей новой миссии станет поддержка и обучение солдат афганской армии. Германия направит для участия в ней до 850 военнослужащих.
11 февраля президент Туркменистана посетил временный учебный полигон противовоздушной обороны, ознакомившись с техническим оснащением и возможностями войск ПВО, сообщает Государственное информагентство . В ходе посещения военного объекта Гурбангулы Бердымухамедов заслушал доклад секретаря Государственного совета безопасности Я.Бердиева и ознакомился с образцами новой техники.
Государственное информагентство Туркменистан не сообщало каких-либо подробностей в отношении представленных вниманию президента страны подразделений и военной техники, поэтому редакция нашего портала провела собственный анализ интернет-ресурсов для того, чтобы понять каков сегодня военный потенциал Туркмении.
В июле 1992 года Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. В соответствии с этим документом Российская Федерация выступила в качестве гаранта безопасности Туркмении и передала части бывшей Советской армии, дислоцированные на туркменской территории, для формирования национальных вооруженных сил. Части Пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под российским командованием. Остальные – под объединенным командованием с постепенной передачей его туркменской стороне в течение 10 лет.
В переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своего оборудования, в то время как Туркменистан принял на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения.
В 1993 году Москва и Ашхабад подписали соглашение о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских военнослужащих на туркменской территории. К концу 2000 года по просьбе Ашхабада российские пограничники покинули Туркмению и туркменское руководство начала осуществлять военное управление и строительство собственными силами.
Структура, цели и задачи
Верховным главнокомандующим ВС Туркменистана является президент. Генеральный штаб ВС – основной орган оперативного управления вооруженными силами. Министерство обороны разрабатывает с участием соответствующих органов исполнительной власти концепцию принятия на вооружение систем оружия, военной и специальной техники и имущества, государственную программу оснащения ВС современными видами вооружения, а также формирует государственный оборонный заказ.
Туркмения придерживается нейтрального статуса. Резолюция № 50/80 «О постоянном нейтралитете» была официально принята Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1995 года. Новая военная доктрина подписана в январе 2009-го. Она предусматривает, что как нейтральное государство Туркмения не входит в военные союзы и блоки, не производит и не распространяет оружия массового уничтожения, не участвует в локальных и региональных конфликтах и не размещает на своей территории иностранные военные базы. Она допускает в будущем переход на контрактную основу несения службы и планирует оснащение армии новейшим оружием. Военная доктрина имеет оборонительный характер. Подчинена целям охраны мира в стране, соблюдения целостности ее границ, поддержания сплоченности народа, защиты его мирной и благополучной жизни, укрепления мощи вооруженных сил и других войск, повышения международного авторитета Туркменистана, развития отношений дружбы и братства с соседними государствами.
В качестве угроз для страны военная доктрина рассматривает:
— развязывание локальных и крупномасштабных войн;
— формирование и укрепление сепаратистских и других движений,
— усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
— распространение оружия массового поражения и средств его доставки;
— обострение информационного противоборства.
Согласно военной доктрине Туркмения не относится ни к одному государству как к своему противнику.
Комплектование вооруженных сил осуществляется по призыву. Призывной возраст – от 18 до 30 лет. Срок службы – 24 месяца. В 2010 году численность мужского населения в возрасте 16–49 лет составляла 1 381 000 человек, из них годными для военной службы были 1 067 000 человек. Ежегодно призывного возраста достигают 53,8 тысячи мужчин. До 80 процентов офицеров – этнические туркмены. Поскольку в Туркменистане сильны клановые противоречия, призывников, как правило, отправляют служить не в те регионы, откуда они призывались. Таким образом, стремятся уменьшить дезертирство и обеспечить лояльность войск в случае, если им придется предотвращать межклановые столкновения. В правление Туркменбаши Ниязова в 1991–2006 годах до трети военнослужащих были заняты хозяйственными работами, но с сокращением армии эта практика была прекращена.
Военные расходы Туркмении составляют 1,6 процента от ВВП, что в 2012 году было равно 535,5 миллиона долларов по официальному обменному курсу и 760,8 миллиона долларов по паритету покупательной способности.
Сухопутные войска
Насчитывают 18 500 человек. Состоят из трех кадрированных моторизованных дивизий, двух моторизованных бригад и воздушно-штурмового батальона, а также одной учебной дивизии. Кроме того, имеется одна артиллерийская бригада, одна бригада реактивных систем залпового огня, один ракетный полк с ракетами «Скад», один противотанковый полк, две зенитные бригады и один инженерный полк.
В рамках модернизации системы ПВО сухопутных войск у Украины были закуплены новейшие радиолокационные станции «Кольчуга», способные незаметно для аппаратуры слежения противника обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели.
Туркмения – единственная из стран СНГ, не подписавшая соглашение о мерах по контролю за распространением переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Стрела».
На вооружении сухопутных войск состоят 10 танков Т-90С, 670 Т-72, 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, 930 БМП-1 и БМП-2, 12 БРМ-1К, 829 БТР-60, БТР-70 и БТР-80.
Артиллерия представлена 40 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 16 152-мм САУ 2С3 «Акация», 17 САУ 2С9 «Нона-С», 180 122-мм гаубицами Д-30, 17 152-мм пушками-гаубицами Д-1, 72 152-мм пушками-гаубицами Д-20, 66 120-мм минометами ПМ-38 и 31 82-мм минометами 2Б9 «Василек».
На вооружении имеются следующие реактивные системы залпового огня: девять БМ-21 «Град-1», 56 БМ-21 «Град», 60 БМ-27 «Ураган» и шесть БМ-30 «Смерч».
Противотанковое вооружение представлено 100 ПТРК «Малютка», «Конкурс», «Штурм» и «Метис» и 72 100-мм противотанковыми пушками МТ-12. Имеется также 10 тактических ракетных комплексов «Скад».
Системы ПВО сухопутных войск представлены 40 ЗРК 9K33 «Оса-АК», 13 ЗРК «Стрела-10» и несколькими ЗРК «Стрела-2», 48 ЗСУ-23-4 «Шилка» и 22 57-мм зенитными пушками С-60.
Власти Туркменистана в последние годы проводят политику диверсификации своего военного сотрудничества с зарубежными партнёрами. К примеру, важным военным партнёром страны, по всей видимости, становится Китайская Народная Республика. К примеру, во второй половине 2017 года сообщалось, что на вооружение подразделений войск ПВО Вооруженных сил Туркменистана, поступила китайская станция пассивной радиотехнической разведки DWL002, разработанная китайским Юго-западным научно-исследовательским институтом электронного оборудования, входящим в китайскую государственную корпорацию CETC. Кроме этого, в январе этого года портал «Janes» сообщал, что Китай поставил на вооружение подразделений Вооруженных сил в южных областях Туркменистана переносные зенитно-ракетных комплексы КВ-2, при помощи которых можно обеспечить безопасность значимых для Китая туркменских месторождений от действий боевиков, использующих вертолеты, беспилотные летательные аппараты и др. воздушную технику
Обучение туркменских военнослужащих осуществляется в Военном институте Министерства обороны Туркменистана. Подготовка офицеров осуществляется также в России, на Украине, в Турции, Пакистане и США.
Военно-воздушные силы
Численность ВВС – 3000 человек. В них входят две эскадрильи истребителей и истребителей-бомбардировщиков, одна эскадрилья транспортной авиации и одна учебная эскадрилья. Есть также одна вертолетная штурмовая и одна вертолетная транспортная эскадрильи и несколько дивизионов зенитных ракетных установок.
На вооружении ВВС 22 истребителя Миг-29 и два Миг-29УБ, три истребителя-бомбардировщика Су-7Б, 65 истребителей-бомбардировщиков Су-17, два самолета-штурмовика Су-25МК (еще 41 самолет этого типа проходит модернизацию в Грузии), один транспортный Ан-26 и два учебных L-39. Есть также 10 штурмовых вертолетов Ми-24 и восемь транспортных Ми-8.
ПВО страны представлено 50 ЗРК С-75 «Двина», В-125 «Печора» и С-200 «Ангара».
Военно-морские силы
После раздела Каспийской флотилии ВМФ СССР в 1992 году Ашхабаду досталась самая меньшая часть флота. Именно поэтому развитие военно-морского потенциала страны являлось одним из основных приоритетов военного строительства в республике.
В январе 2010 года, на расширенном заседании Государственного совета безопасности Туркмении была утверждена «Программа развития Военно-морских сил Вооруженных Сил Туркмении на период до 2015 года». Военно-морские силы было решено создать на базе Министерства обороны, в связи с чем часть кораблей была выведена из подчинения командования Государственной пограничной службы.
Одним из основных пунктов Программы являлось создание на побережье Каспийского моря военно-морской базы Министерства обороны, где на постоянной основе размещались бы военно-морские силы страны. В связи с этим в 2009 – 2015 гг. Туркмения реализовала строительство двух новых баз – отдельно для ВМС и береговой охраны. Обе базы расположены в окрестностях г.Туркменбаши.
Активные шаги по комплектованию военно-морского флота руководство Туркменистана начало предпринимать с начала 2000-х годов.
В 2001 году Ашхабадом было принято решение закупить на Украине при посредничестве компании «Укрспецэкспорт» 20 боевых патрульных катеров проектов «Гриф» и «Калкан-М», предназначенных для использования в пограничной, таможенной и полицейских службах в качестве патрульного катера.
При формировании военного флота Ашхабад также активно сотрудничал как со своими соседями по Каспию – Ираном и Россией, так и с внерегиональными государствами – США и Турцией.
В 2003 году Ираном в долгосрочную аренду Туркмении было передано семь катеров береговой охраны и один эсминец. 10 декабря 2009 года ВМФ Туркмении получили два российских патрульных катера «Соболь». После этого, Ашхабад принял поставку еще двух российских ракетных катеров типа «Молния» проекта 12418, «Гайратлы» («Неустрашимый») и «Эдермен» («Смелый»), построенных на судостроительном заводе «Вымпел», расположенном в Ярославской области. Каждый корабль оснащен 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э», что выводит их в число самых вооруженных катеров в каспийской акватории.
В 1994 году Туркменистан стал первым из центральноазиатских государств, вступивших в программу НАТО «Партнерство ради мира» (Partnership for Peace) и получил право частичного участия в мероприятиях НАТО. Как следует из депеш Госдепа США, попадавших в распоряжение и обнародованных сайтом Wikileaks, Туркменистан начал проявлять заинтересованность к сотрудничеству с США в военно-морской сфере с 2007 года. Результатом контактов с Вашингтоном в данной сфере стала поставка в 2011 году патрульного катера класса Point Jackson в соответствии планом военного сотрудничества между Минобороны Туркмении и Центральным командованием США.
Однако главным партнером Туркменистана в военной сфере в последние годы является Турецкая Республика. В марте 2011 года туркменскими властями был заключен контракт с турецкой компанией «Dearsan Shipyard» на покупку 8 быстроходных патрульных кораблей проекта «New type patrol boat» для нужд подразделений береговой охраны.
09 октября 2015 года в порту Туркменбаши, в рамках празднования дня ВМС страны состоялась церемония по спуску на воду поисково-спасательного судна типа SAR, построенного согласно заключенному контракту с «Dearsan Shipyard» на судостроительном заводе в п.Кенар. Данное судно предназначено для выполнения поисково-спасательных работ, оказания помощи терпящим бедствие кораблям, тушения пожаров на кораблях и судах и т.д. По данным некоторых источников данный корабль также может решать вопросы гидрографического обеспечения туркменского флота.
В 2016 году портал Janes сообщал о планах туркменской стороны провести мероприятия по модернизации систем вооружения сторожевых кораблей турецкого проекта NTPB за счет поставок ракетных комплексов европейского производства, в том числе противокорабельными ракетными комплексами «Otomat» Mk. 2 Block IV и «Marte» Mk. 2/N, а также зенитно-ракетным комплексом «Simbad–RC», производства итальянской компании «MBDA Italy».
Военные формирования других ведомств
Кроме Министерства обороны военные формирования имеют МВД, Комитет национальной безопасности, Государственная пограничная служба, Служба охраны президента. Достоверных данных об их численности и структуре нет. По некоторым оценкам, персонал Государственной пограничной службы – около 12 тысяч человек. В составе погранвойск имеются восемь пограничных отрядов, включая Бекдашский, Кушкинский, Керкинский и Койтендагский. Служба охраны президента примерно составляет от одной до двух тысяч человек.
Подробнее см.:
- Армия пустыни. Туркменские вооруженные силы с легкостью поместятся на стадионе средних размеров, https://vpk-news.ru/articles/16734
- ВМС Туркменистана отметили очередную годовщину своего создания,
Туркменистан (туркм. Turkmenistan) — небольшое исламское государство в Средней Азии. Имеет вооруженные силы (ВС) оценочной численностью в 22 тысячи человек. Годовой военный бюджет республики составляет порядка 800 млн долларов США.
Независимость Туркмении была провозглашена 27 октября 1991 года. До этого республика 69 лет находилась в составе Советского Союза. В 1992 году правительство президентской республики Туркменистан приступило к созданию национальных вооруженных сил.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В июле 1992 года Туркмения заключила с Россией договор о совместных действиях в сфере обороны. Российская Федерация выступила гарантом безопасности республики и передала части бывшей Советской армии (дислоцированные на туркменской территории) для формирования национальных вооруженных сил.
В 1993 году Москва и Ашхабад подписали соглашение о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских военнослужащих на территории Туркменистана.
Однако президент республики (обладающий всей полнотой власти в Туркмении) применил на практике свой националистический тезис: все руководящие должности в стране (в том числе и в вооруженных силах) должны занимать только представители титульной нации (то есть туркмены). В результате из страны произошел гигантский отток руководящих кадров других национальностей. Покинули Туркменистан и офицеры-«европейцы», после чего его вооруженные силы превратились в полубоеспособную армию. Излишки вооружения стали активно продаваться, а треть призывников — проводить службу не в армии, а привлекаться к различным работам в интересах отдельных людей или кланов Туркмении.
В 2000 году по просьбе Ашхабада ушли с границы Туркмении и российские пограничники. Кроме России, отношения у Туркменистана не сложились и с ее ближайшими соседями: Узбекистаном и Ираном. Узбекистан не поделил с республикой бассейн реки Амударьи. А Иран не посчитал нужным урегулировать свои отношения с Туркменией на Каспийском море, шельф которого богат углеводородами. К тому же у республики сложные отношения и с Западной Европой (т. к. она является перевалочным пунктом по переправке наркотиков из Афганистана в Европу, что также не способствует улучшению имиджа этой полуфеодальной страны).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Вооруженные силы Туркменистана комплектуются по призыву. Возраст призывников колеблется от 18 до 30 лет. Срок службы — 2 года (ВМФ — 2,5). Ежегодно призывного возраста достигают 53,8 тысяч мужчин. В вооруженных силах служат 22 тысячи человек (по другим данным, 26 тысяч). ВС по численности занимают 91-е место в мире. По родам ВС Туркменистана делятся на сухопутные войска (СВ), военно-воздушные силы (ВВС) и военно-морской флот (ВМФ). Верховным главнокомандующим ВС Туркменистана является президент республики.
Опора исключительно на национальные кадры привела к тому, что до 80 % офицеров ВС — это этнические туркмены. Подготовка офицерских кадров осуществляется в Ашхабадском военном институте, а также в учебных заведениях России, США, Пакистана, Турции и Украины. В Туркменистане крайне сильны клановые противоречия, поэтому призывников отправляют служить в регионы, отличные от тех, откуда они призывались. Так руководство страны пытается обеспечить лояльность ВС в случае возникновения межклановых конфликтов. Военные расходы Туркмении составляют 1,6% от ВВП, что в 2012 году было равно 760,8 млн долларов США (по паритету покупательной способности).
Вооруженные силы Туркмении размещены по территориальному принципу, в соответствии с количеством областей. На сегодняшний день имеется пять военных округов: Ахалский (центр — Ашхабад), Балканский (Балканабад), Дашогузский (Дашогуз), Лебапский (Туркменабад) и Марыйский (Мары).
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА
СВ (18 500 человек) имеют в своем составе: три кадрированные (то есть полные штаты набираются только во время боевых действий) моторизованные дивизии, две моторизованные бригады, воздушно-штурмовой батальон и учебную дивизию. Кроме того, имеются артиллерийская бригада, бригада РСЗО, ракетный полк с советскими ракетами Р-17 («Скад»), противотанковый полк, две зенитные бригады и инженерный полк. На вооружении СВ находятся: 10 танков Т-90С; 670 единиц танков Т-72; 170 — БРДМ-1 и БРДМ-2; 930 — БМП-1 и БМП-2; 12 — БРМ-1К; 829 бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80. В составе артиллерии имеются: 40 единиц 122-мм самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С1 «Гвоздика», 16-152-мм САУ 2СЗ «Акация», 17 — САУ 2С9
«Нона-С», 180 — 122-мм гаубиц Д-30,17 — 152-мм гаубиц Д-1,72 — 152-мм гаубиц Д-20,66 — 120-мм минометов ПМ-38 и 31 — 82-мм минометов 2Б9 «Василек». Кроме того, имеются РСЗО: 9 единиц БМ-21 «Град-1», 56 — БМ-21 «Град», 60 — БМ-27 «Ураган» и 6 — БМ-ЗО «Смерч». Противотанковое вооружение представляют 100 противотанковых ракетных комплексов: ПТРК «Малютка», «Конкурс», «Штурм» и «Метис». Также имеется 72 противотанковые пушки МТ-12 (100-мм). На вооружении СВ стоят 10 тактических ракетных комплексов «Скад». Системы ПВО СВ составляют 40 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) 9К33 «Оса-АК», 13 — ЗРК «Стрела-10» и несколько ЗРК «Стрела-2», 48 зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка» и 22 57-мм зенитных автомата С-60. В рамках модернизации системы ПВО сухопутных войск Туркмения закупила у Украины радиолокационные станции «Кольчуга» (способные обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели).
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
В ВВС (3000 человек) входят две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и истребителей, эскадрилья транспортной авиации и учебная эскадрилья. Имеются также вертолетная штурмовая и транспортная эскадрильи и несколько дивизионов зенитных ракетных установок. На вооружении ВВС состоят: 22 истребителя Миг-29 и два Миг-29УБ, три истребителя-бомбардировщика Су-7Б, 65 истребителей-бомбардировщиков Су-17,43 штурмовика Су-25МК (прошли модернизацию в Грузии), один транспортный Ан-26 и два учебных L-39. Есть также 10 штурмовых вертолетов Ми-24 и восемь транспортных Ми-8. ПВО представлено 50-ю ЗРК: С-75 «Двина», В-125 «Печора» и С-200 «Ангара».
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
ВМФ (боевой состав 500 человек, а вместе с обслуживающим персоналом — до 2000) представлен военно-морскими силами на Каспийском море. Флот на Каспии имеет базу в городе Туркменбаши.
В составе ВМФ имеется пять патрульных катеров «Гриф-Т» (производства Украины), два ракетных катера «Молния» российского проекта 12418 и патрульный катер «Пойнт Джексон» (Point Jackson) (производства США). В 2010-м была принята программа развития ВМФ Туркменистана на период до 2015 года.
Возможно вам будет интересно:
Вооружённые Силы Туркменистана (Национальная армия Туркменистана) - государственная военизированная структура, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Туркменистана, для вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности территории Туркменистана. Является составной частью совокупности военных организаций Туркменистана .
Вооруженные Силы Туркменистана состоят из органов военного управления, войсковых частей, соединений, военных органов, военных предприятий и военных учебных заведений.
История Вооруженных Сил Туркменистана
Вооруженные Силы Туркменистана были созданы 27 января 1992 года в соответствии со статьей 15 Конституционного закона Туркменистана «О независимости» от 27.10.1991 на основе формирований Туркестанского военного округа (ТуркВО) Вооруженных Сил СССР.
31 июля 1992 года в Москве Президент Российской Федерации Борис Ельцин и Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов подписали «Договор о совместных мерах в связи с созданием Вооруженных Сил Туркменистана» , в соответствии с которым было создано Объединенное росийско-туркменское командование Вооруженными силами Туркменистана, которое подчинялось Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военные округа
Территориально Вооруженные Cилы Туркменистана разделены на 5 военных округов в соответствии с административным делением страны на 5 велаятов:
- Ахалский военный округ;
- Балканский военный округ;
- Дашогузский военный округ;
- Лебапский военный округ;
- Марыйский военный округ.
В состав каждого военного округа входят окружные органы военного управления, войсковые соединения, отдельные войсковые части и подразделения, военные комиссариаты этрапов и городов с правами этрапа.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Туркменистана генерал армии Курбанкули Бердымухаммедов (2017 год)
Руководство и управление Вооруженными Силами Туркменистана
Общее руководство Вооруженными Силами Туркменистана осуществляет Верховный Главнокомандующий. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана является Президент Туркменистана .
Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана
Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Туркменистана, который осуществляет разработку планов боевой и мобилизационной подготовки войск, планирует проведение военных операций и боевых действий, координирует и организует взаимодействие Вооруженных Сил и других войск и военных органов Туркменистана по выполнению задач в области обороны.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана одновременно замещает должность первого заместителя министра обороны Туркменистана.
Организационная структура Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
- Главное оперативное управление;
- Главное организационно-мобилизационное управление;
- Управление сухопутных войск;
- Управление ракетных войск и артиллерии;
- Управление ВВС и войск ПВО;
- Управление войск связи;
- Управление инженерных войск;
- Управление подготовки специалистов для ВС Туркменистана;
- Управление специализированных формирований.
Руководство Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
С 31 июля 1992 года по 1994 год оперативное управление Вооруженными силами Туркменистана осуществляло Объединенное российско-туркменское командование Вооруженными Силами Туркменистана во главе с Командующим и Штабом.
Штаб Вооруженных Сил Туркменистана в оперативном отношении подчинялся Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации являлся генерал армии Павел Грачев (18.05.1992-18.06.1996)
Начальниками Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации являлись генерал армии Виктор Дубынин (10.07.1992-22.11.1992) и генерал армии Михаил Колесников (22.11.1992-18.10.1996)
Командующим Объединенным российско-туркменским командованием Вооруженными силами Туркменистана был назначен генерал-майор Виктор Заварзин (Россия), начальником Штаба Вооруженных сил Туркменистана - генерал-майор Аннамурад Солтанов (Туркменистан).
В 1994 году Объединенное российско-туркменское командование Вооруженными Силами Туркменистана было распущено, оперативное управление Вооруженными Силами Туркменистана перешло к вновь созданному Генеральному штабу Вооруженных Сил Туркменистана.
Начальники Генерального штаба Вооруженных Сил Туркменистана
No | Имя | Назначен | Уволен | Причина увольнения |
1 | Солтанов, Аннамурад | ??.??.1994 | 11.02.1997 | переход на другую работу |
2 | Мулькаманов, Акмурад | 11.02.1997 | 17.09.1998 | серьезные недостатки в работе |
Чарыяров, Сердар | 11.02.1997 | 26.05.2003 | серьезные надостатки в работе | |
Нурсахатов, Реджепгельды | 26.05.2003 | 23.02.2004 | переход на другую работу | |
Атабаев, Мухаммедкули | ||||
Гундогдыев, Бегенч | 05.11.2009 | 29.03.2011 | переход на другую работу | |
Исмаилов, Исмаил | 29.03.2011 | действующий |
Рода войск
В состав Вооруженных Сил Туркменистана входят 3 рода войск:
- Сухопутные войска;
- Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны;
- Военно-морские силы.
Кроме этого в Вооруженных Силах Туркменистана действуют специальные производственно-обслуживающие формирования, не относящиеся к основным родам войск и занятые в гражданском секторе экономики.
До 1997 года в состав Вооруженных Cил Туркменистана входили Пограничные войска Министерства обороны Туркменистана, которые затем были преобразованы в Государственную пограничную службу Туркменистана .
Сухопутные войска (СВ)
Самый многочисленный по личному составу вид ВС Туркменистана.
Непосредственное оперативное управление сухопутными войсками осуществляет Генеральный штаб ВС Тркменистана.
В Сухопутные войска ВС Туркменистана входят следующие подразделения:
- 2-я Учебная мотострелковая дивизия им. Алп Арслана (дислоцирована в г. Теджене Ахалского велаята)
- 1 танковый полк
- 1 мотострелковый полк
- 1 артиллерийский полк
- 3-я Мотострелковая дивизия им. Байрам хана (в/ч 02245) (дислоцирована в Ашхабаде)
- 1 танковый полк
- 3 мотострелковых полка
- 1 артиллерийский полк
- 11-я Мотострелковая дивизия им. Солтана Санджара (дислоцирована в г. Серхетабаде Марыйского велаята , бывш. Кушка
)
- 1 танковый полк
- 1 (23-й) мотострелковый полк
- 1 артиллерийский полк
- 22-я Мотострелковая дивизия им. Героя Туркменистана Атамурада Ниязова (в/ч 01123) (дислоцирована в г. Сердар Балканского велаята , бывш. Кизыл-Арват
)
- 1 танковый полк
- 1 мотострелковый полк
- 1 артиллерийский полк
- 4-я Отдельная мотострелковая бригада им. Тогрул бега (дислоцирована в г. Атамурате Лебапского велаята , бывш. Керки )
- 5-я Отдельная мотострелковая бригада им. Чагры бега
- 6-я Отдельная мотострелковая бригада им. Героглы бега
- Отдельный парашютно-десантный (охранный) полк специального назначения (1) (дислоцирован в Ашхабаде)
- Отдельная бригада морской пехоты им. Дениз хана (1)
- Артиллерийская бригада (1) (дислоцирована под Ашхабадом)
- Отдельный противотанковый полк (1)
- Отдельный смешанный артиллерийский противотанковый полк (1)
- Реактивно-артиллерийская бригада реактивных систем залпового огня (РСЗО) (1) (дислоцирована под Ашхабадом)
- Зенитно-ракетная («земля-воздух») бригада им. Сапармурада Туркменбаши Великого
- Зенитно-ракетная («земля-воздух») бригада
- Отдельный инженерно-саперный полк (1) (дислоцирован под Ашхабадом)
- Отдельный батальон почетного караула (в/ч 20016) (дислоцирован в Ашхабаде)
Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска противовоздушной обороны (ПВО)
Непосредственное оперативное управление ВВС и Войсками ПВО осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана.
В состав ВВС и Войск ПВО ВС Туркменистана входят следующие подразделения:
- Cмешанная авиационная эскадрилья (в/ч 56670) (дислоцирована под Ашхабадом на военном аэродроме Ак-Тепе)
- Истребительная авиационная эскадрилья
- Штурмовая авиационная эскадрилья
- Транспортная авиационная эскадрилья
- Учебная авиационная эскадрилья
- Радиотехнические подразделения ПВО
- Зенитно-ракетные подразделения ПВО
История ВВС и ПВО Туркменистана
Военно-морские силы (ВМС)
Непосредственное оперативное управление Военно-морскими силами Туркменистана осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Туркменистана.
История ВМС Туркменистана
22 января 2010 года была представлена программа развития Военно-морских сил Вооруженных Сил Туркменистана на период до 2015 года, которая положила начало работе по созданию в составе Министерства обороны национальных Военно-морских сил.
Вооружение
См. также
- Военные организации Туркменистана (численный состав военных организаций, принципы комплектования, вооружение)