Социальный статус его психологические характеристики. Статус социальной психологии
Эффект психологии: острая боль, вызванная эмоциями, чувствами продолжается усреднено 11,5 минут. Дальнейшие страдания – самообман.
Исследую и детализирую температурный режим и удобства территориальной акватории домашней ванны.
Поплачь в жилетку у семейного психолога, чтобы не хохотать вскорости у психиатра.
Любовь – предлог и повод жить, радуясь восходу и всякому дню.
Лучший статус:
С потерянной любовью улетучился смысл бытия.
Ежедневная моральная травма, когда переступаю порог третьей школы.
Психологическое равновесие зависит от восьмерых счастливцев, которых я должен обнять, либо одного неудачника, которому уготована судьбой получить кулаком в твердый подбородок.
Когда я по-глупости тщетно пытаюсь возразить женщине, вспоминаю дантиста. Всегда дорого – иногда больно и неприятно.
Когда зеркало корчит смешные рожицы, пытаясь вам возражать, пора задуматься скорее о визите к психотерапевту.
Исцеляют человеческие души не только служители психиатрии: психологи и психиатры. Иногда продавцы героина и кокаина считаются себя властелинами душ.
Статистика неумолима – мужчины уходят в вечность раньше женщин, из-за привычки дам опаздывать, даже в последний путь на кладбище.
Кому-то подругой считается спиртное, иногда служба новостей или кабинет экстренной психологической помощи.
Жизнь надо прожить так,что бы там наверху все офигели и сказали:”А ну-ка повтори!”
Не убивайте комаров! В них же течёт ваша кровь!
Чтобы родить мысль, не обязательно ебать мозги!
Если мне захочется, сбудется.
Чтобы не наступать на грабли второй раз, укрепите на их рукоятке топор)))
Есть такие которым даже сникерс не поможет…
Любовь-это самое прекрасное чувство на свете,
Я личность творческая: хочу – творю, хочу – вытворяю
В каком году ты родился? В каком месяце? Какого числа?… И какого хрена?
Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще!
[ она любит мечтать и говорить об этом вслух, она делает слонов из очень маленьких мух. ]
Иногда я смотрю на этот мир и так хочется заорать: “ааа, чуваки! валим отсюда!”
Женщине для счастья нужна всего одна вещь… но каждый день новая!
Только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную и душевную близость
Женщине дан ум, чтобы скрывать свой характер…
Я чертовски люблю слушать ложь, смотря в глаза… Особенно, когда знаю правду…
Я блондинка – мне всё, что не фиолетово,то розово!!!
Берегите мужчин! Они страдают! Иногда недостатком внимания, иногда излишком, а чаще всего ФИГНЕЙ!!!
В кармане пара косарей, мы позитивно настроены, нас много, мы безбашены, пьяные и нескромные.
Я наверное сошел с ума, я наверное попал! Когда же это получилось так? И мой веселый смех пропал! Пришла любовь, любовь нежданная, но рядом нет cо мной тебя! ((
Добро всегда побеждает зло; значит, кто победил, тот и добрый.
Если человека кусает вампир, он становится вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны…
Без тебя и колбаса в доме не кончается…
В тюрьме столько не сидят, сколько вы в интернете.
Я призываю беречь и ценить
Когда ты бросил меня, я в телефоне переименовала тебя в НИКТО, только жаль что с сердцем такое проделать нельзя…
Вставай зайка, тебе пора на экзамен! – Я сегодня рыбка, у меня нет ножек, и я никуда не пойду!!!
В чём природа виновата, в том всегда поможет вата…
Никогда не бойся делать то,чего не умеешь.Помни: Ковчег был построен любителем.Профессионалы построили “Титаник”
Кактус – это глубоко разочарованный в жизни огурец.
По причине исчезновения мыла в женских банях установлены видеокамеры
Гуляешь милый? гуляй… тебя за рога ни кто не держит…
Мечтаю стать бумерангом: тебя кидают,а ты им – обратно, в морду.
Сигарета отнимает 4 мин. из жизни, 100 г. водки 8 мин, а урок в школе отнимает 45 мин.
Вредина – это сложная социально-психологическая работа за которую никто не платит, но ты получаешь от нее удовольствие..
Отъезд не значит отказ, это еще и способ сохранить пережитое, если хватит ума уехать до того, как станет слишком поздно…
Когда тебе говорят: “Скажи, только честно”, начинаешь понимать, что сейчас прийдется врать напропалую…
Что за идиотская тяга трогать все прекрасное руками?
Лучший психолог – подруга с бутылкой водки!
Проблема не в том, что мне на вас совершенно пофиг. проблема в том что я его до сих пор люблю! ???
если ты знаешь смысл жизни-скажи, а мы весело посмеёмся!)
Семья – это когда по звуку угадываешь, кто сидит в туалете.
Наиболее тяжелая вещь в жизни – это понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь!!!
Лучше поминайте меня лихом, чем называйте меня лохом))) ???
Говорят, что надо бросить монетку туда, куда хотят вернуться. Я обязательно вытряхну весь кошелек тебе за шиворот
Статус в контакте – ответсвенный шаг в личной жизни!
Блин, 5 дней ждешь выходные… а когда они приходят, ничего лучше, как тупо целый день спать не находишь! .
– Вчера ГАИшник оштрафовал. А главное нашел к чему придраться: на подушке безопасности наволочка грязная.
Конечно счастье не зависит от количества денег… Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе!
Своихь мозгов нет-лопатой не накидаешь!!!
Любовь-это слезы по ночам,
Либо оплатите мне психолога, либо воспринимайте меня такой какая Я есть..!!!
Дураков на свете мало, но расставлены они так грамотно, что встречаются на каждом шагу.
Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.
Кто мне сказал, – не получится?
Я, конечно, солнышко, только тебе здесь ничего не светит!
И только нам, только раз, Дадут начать все с начала…
Как только находишь свою половинку, вокруг начинают бродить другие половинки и заставляют тебя сомневаться…
Мы девушки сильная! И мусор вынесем, и мозг, если надо!
На НГ загадала желание увидеть тебя в этом году. И вот ты приехал в мой город, я была самой счастливой. Но ты вновь улетел и мне одиноко…Осторожно со своими желаниями
Плохо быть ежиком, никто не погладит..
Жизнь, она как зебра: полоса черная, полоса белая, черная, белая, черная, белая…а потом хвост и полная жопа!..
Доверие – как почки. Один раз отобьют и все- капец!!!
Природа отказала женщине в физической силе, поэтому женщина в совершенстве овладела искусством психологического насилия))
Кто, сидя за компьютером, успевает слушать музыку, смотреть телевизор и кушать? Мы уникальны!
Статус как элемент самоопределения социальной психологии. По мере завершения процесса становления социальной психологии все более актуальными становились вопросы ее внутреннего самоопределения. Последние были связаны не только с уяснением и уточнением самого предмета исследования и пониманием данной науки как целостной и вместе с тем достаточно дифференцированной системы научного знания, но также и с определением ее статуса.
Значимость достаточно четкого представления о статусе социальной психологии диктуется, во-первых, необходимостью разобраться во всем многообразии тех связей, которые соединяли эту науку с системой других дисциплин о человеке; во-вторых, неизбежностью сопоставления тех принципиальных подходов, которые были привнесены сюда из давших ей жизнь наук с точки зрения их приоритета в социальной психологии; в-третьих, по мере развития, а соответственно и изменения положения социальной психологии в ряду смежных наук, нуждается в пересмотре и внутренняя самооценка этой дисциплины, которая от потребительской роли аккумулятора, получающего подзарядку, переходит к новой роли энергетического источника для творческой стимуляции других; наконец, в-четвертых, определение статуса необходимо для прогнозирования дальнейших перспектив ее взаимоотношений с другими науками о человеке.
Понятие и составляющие статуса. Под статусом социальной психологии есть основание понимать характеристику ее положения в ряду других наук о человеке. Последнее, в свою очередь, может анализироваться с различных точек зрения, а именно:
- с точки зрения определения характера ее связи, соприкосновения, а соответственно и границ с другими науками о человеке по предмету и области исследования;
- с точки зрения распределения ролей во взаимодействии с другими дисциплинами (потребителя, аккумулятора, накопителя или донора, генератора);
- с точки зрения определения того, опирается ли эта наука на методологию других дисциплин или сама является методологической основой для них;
- является ли она, с точки зрения "генеалогии", лишь продуктом, дочерним образованием каких-то наук или сама способна продуцировать новые дисциплины;
- является ли она, с точки зрения степени автономии и самодостаточности, всего лишь частью каких-то наук, например социологии или психологии, или имеет свой самостоятельный предмет исследования, не принадлежащий никому, кроме социальной психологии.
Пограничный статус социальной психологии. Наибольший интерес у зарубежных и отечественных исследователей в последние годы вызывает соотнесение предмета и области социальной психологии с другими, пограничными с ней дисциплинами или, иными словами, ее пограничный статус .
Вопрос этот не новый. Еще в 20-е годы, а затем на старте возрождения отечественной социальной психологии в конце 50 - начале 60-х годов выявились следующие подходы:
- социальная психология возникает на границе между психологией и социологией, а поэтому не является самостоятельной наукой, а всего лишь суммой отторгнутых у одной из них или обеих сразу областей знания;
- социальная психология хотя и возникла на пересечении всех наук о человеке, но имеет полное право на самоопределение и свой специфический предмет исследования, который не дублирует ни предмет общей психологии, ни социологии, ни тем более других дисциплин.
По поводу этих двух принципиально различных позиций можно и сейчас предлагать различные варианты вопросов такого типа.
1. Является ли социальная психология только частью психологии?
2. Является ли она частью социологии?
3. Может быть, она включает в себя часть одной науки и часть другой?
4. Может, она вообще автономна и имеет свой, отличный от других, предмет исследования?
Ответы на эти вопросы, как и раньше, допускают одновременное существование различных вариантов.
Социальная психология, берущая свое начало из общей психологии, может существовать и продолжать развиваться там же. И тогда ее можно квалифицировать как психологическую или эмпирическую социальную психологию или как психологическое или эмпирическое направление в социальной психологии.
Но с таким же успехом и даже с большим основанием можно говорить и, наоборот, о превращении общей психологии по преимуществу в социальную, а соответственно этому и о развитии социально-психологического направления в общей психологии. Конкретных оснований для обеих тенденций сейчас более чем достаточно.
Аналогичным образом обстоит дело и со статусом социальной психологии в соотношении с социологией. Социальная психология здесь может находиться на положении части социологии, как ее психологическое направление; равно как и наоборот социология может рассматриваться в качестве прикладной социальной психологии, и тогда более уместно говорить о социологическом направлении в социальной психологии.
Но, как уже отмечалось выше, социальная психология может иметь и смешанный статус (гибрид социологической психологии и психологической социологии на паритетных началах). Такой же гибрид может возникнуть и на преимущественно психологической почве.
Статус социальной психологии как самостоятельной науки и его модификации. Однако и эти варианты не отменяют тот, который можно квалифицировать как статус самостоятельной -науки, имеющей свой собственный предмет исследования. Вместе с тем и здесь возможны различные направления. Если учесть то обстоятельство, что наиболее глубокими и древними корнями социальная психология уходит в область философии, то в итоге можно назвать три основных (из большего числа возможных) направления этой науки в данном статусе:
- философское, преимущественно теоретическое;
- психологическое, преимущественно экспериментально-эмпирическое;
- социологическое, преимущественно эмпирически-прикладное.
Таким образом, уже на основе названных выше критериев как предметной, так и межпредметной дифференциации можно говорить о достаточно большом количестве вариантов пограничного статуса социальной психологии (не менее 10).
Но при этом следует учесть то, что не меньшие права на статус самостоятельного социально-психологического направления имеют и все другие науки о человеке, в лоне которых когда-то зародилась, да и сейчас продолжает развиваться социальная психология.
Это - языкознание, этнология, правоведение, история, педагогика, психиатрия, политология и т. д. Следовательно, число возможных и вполне реальных статусных характеристик этой науки еще более велико.
Тенденции изменения статуса социальной психологии. Нельзя не учитывать еще и то, что статус социальной психологии как междисциплинарной науки не оставался и не остается неизменным.
Известно, что завершающая стадия в процессе становления социально-психологического знания, связанная с переходом от течения мысли к системе научных знаний, проходила на пересечении многих, если не всех гуманитарных научных дисциплин, нацеленных на изучение человека.
Поэтому о пограничном статусе социальной психологии можно говорить применительно как к тем дисциплинам, на пересечении которых она возникла, так и к тем, которые созрели в дальнейшем в ее недрах, а в настоящее время либо отпочковываются, либо уже отделились от нее.
В таком случае, на наш взгляд, есть основание говорить в этой связи о трех основных стадиях изменения статуса социальной психологии в период ее оформления в качестве науки, начиная от фазы самоопределения как течения мысли во второй половине XIX века.
Первой стадией можно считать статус этой дисциплины в качестве течения мысли, когда нет еще четкого определения предмета и социальная психология не является самостоятельной и сложившейся системой научного знания. Здесь имеет место непосредственная связь социально-психологической проблематики со сферой и проблемами породивших ее дисциплин - философии, языкознания, психологии, социологии, этнографии, юриспруденции, истории, политологии и т. д.
Вторая стадия связана с оформлением статуса социальной психологии в качестве самостоятельной и сложившейся системы научного знания. Ее характерные черты: определение собственного предмета; появление "буферной зоны", в рамках которой формируется область прикладной социальной психологии. Она еще не выделилась в совокупность самостоятельных дисциплин и не отделилась от теоретического ядра исследования собственной сферы специфических социально-психологических явлений. Доминирует движение информации от периферии к центру.
Третья стадия связана с процессом отпочкования прикладных разделов социальной психологии от общей социально-психологической теории. При этом наиболее рельефным становится видение собственного предмета социальной психологии. "Буферная зона", включающая в себя прикладные сферы социальной психологии, теперь представлена самоопределяющимися научными дисциплинами - политическая психология, этническая психология, историческая психология и т. д. и выходит за границу социальной психологии. Теперь доминирует тенденция движения информации из центра на периферию.
Социальная психология на этой стадии начинает выполнять функции общей теории, методологической основы человекознания и мировоззренческой дисциплины наряду с философией и социологией. От дифференцированных ранее прикладных разделов ей остается лишь раздел практической социальной психологии, ориентированной на экспериментально-эмпирическую апробацию и обеспечение развития общей социально-психологической теории.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Следует выделять непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.
6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
· эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свой особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляюших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.
Общение как информационный процесс. Барьеры общения.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.
Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972).
Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Барьеры общения.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается ком-муникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.
Проблема эффективности коммуникативного процесса заключается в том, что человеку необходимо: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.
ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.2 Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков
1.4 Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
агрессия поведение подросток ровесник
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Актуальность темы несомненна, так как число несовершеннолетних с девиантным поведением стремительно растет, что проявляется в вызывающем по отношению к взрослыми сверстникам поведении. Резко возросла преступность среди молодёжи: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности, нарушения социализации и правонарушений подростков (Г.С.Абрамовой, М.А.Алемаскина, Н.П.Аникеевой, С.А.Беличевой, В.М. Бехтерева, М.Битяновой, А.Д.Глоточкина, И.В.Дубровиной, В.В.Знакова, Е.Я.Иванова, А.Г.Ковалёва, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, Г.М.Миньковского, И.А.Невского, В.Ф.Пирожкова, К.К.Платонова Е.Э.Смирновой и др).
Актуальность темы заключается в том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.
Предмет исследования – с одной стороны это социально-психологический статус, с другой – агрессивное поведения подростка.
Гипотеза: агрессивность поведения подростков является как следствием занимаемого подростком места в неформальной структуре класса, так и его причиной. Для достижения или поддержания социально-психологического статуса подросткам приходится прибегать к агрессивным формам поведения.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы социально-психологического статуса.
2. Проанализировать теории агрессии и агрессивного поведения.
3. Изучить психологические особенности подростка в коллективе.
4. Рассмотреть на теоретическом уровне причины агрессивного поведения подростков.
5. Описать психологические особенности агрессивных подростков.
6. Подобрать методы эмпирического исследования, изучить статус подростков в коллективе и формы их агрессивного поведения, проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Опросник Басса-Дарки. Методика предназначена для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
2. «Hand -тест» - проективная методика исследования личности. В силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение».
3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах.
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании такого математического метода как ранговый корреляционный анализ Спирмана. Данный коэффициент позволяет выявить корреляционные отношения между переменными и оценить зависимость одной переменной от другой.
Объект исследования: в качестве объекта исследования выступили подростки 7 «А», 7 «Б», 7 «Г» и 8 «Д» классов в количестве 92 человек, возраст испытуемых 13-15 лет.
Базой исследования являлся МОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды Ставропольского края.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 56 наименования. Основное содержание дипломной работы изложено на 94 страницах, включает 19 рисунков и 40 таблиц.
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм [цит. по 22, с.201] .
М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе [48, с.194 ].
Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р.Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н.Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т.Маршал и М.Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения .
Некоторые социологи смешивают два понятия: статус и престиж. Так, например, П.Сорокин считает, что статус выступает синонимом престижа. Однако П.Сорокин, в отличие от Р.Линтона и Н.Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус .
Е.Бергель же настаивает на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области [цит. по 48, с.195 ].
Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции.
Существует и другое обобщающее понятие – социоэкономический статус. Он включает образование, профессию и доход.
А.Кравченко, анализируя различные подходы к определению понятия «статуса», считает, что можно выделить одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие «статус»:
Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчина, подросток).
Определение статуса (описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения статуса: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества.
Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое) .
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса.
Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.
Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.
Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.
У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.
Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.
Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.
Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.
Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.
Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)
Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.
Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).
Временные - (пассажир, сосед)
Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.
Похожая информация.