В актовом зале школы царила. Стилистическая правка
В рамках спецпроекта « МедиаПрофи » Артём Самойлов, музыкальный редактор Radio ROKS, рассказал МедиаБизнес у о технической и творческой стороне работы, о том, кто решает судьбу Beyonce в эфире и откуда берутся люди профессии музыкальный редактор на радио. Напомним, первый цикл «МедиаПрофи» посвящен теме радио и реализуется совместно с Радиокомитетом.
Существует мнение, что музыкальный редактор – это именно тот человек, который решает, что в этом часе будет звучать, допустим.
Ну это – слишком громкое заявление, что я решаю судьбу Beyonce в эфире (смеется). В любом случае у каждой радиостанции есть определенный набор музыки и набор правил, по которым она попадает в эфир, то есть, ротируется. Конечно, конкретно нигде не написано, что в десятом часе должна обязательно попасть в эфир группа Rolling Stones. Но есть некоторое правило, по которому в этот час может попасть 10 песен и первая на очереди стоит Rolling Stones. Значит, она и попадает в эфир. В следующей подобной ситуации в эфир попадет песня, которая стоит второй в очереди и т.д.
- Кто создает эти правила?
Руководство станции, в том числе – и музыкальный редактор. Мы определяем наши задачи и решаем, что нам нужно, чтобы их реализовать. Но даже при соблюдении одинаковых правил, как я уже говорил, разные люди будут создавать разные по звучанию станции.
- Откуда берутся люди вашей профессии? Учат ли в нашей стране на музыкальных редакторов?
Так исторически, наверное, сложилось, что справлялись без профессиональных курсов и учебных программ. В период становления отрасли первые музыкальные редакторы действовали почти вслепую. Теперь радиостанции наработали опыт и требования к профессии и эфиру. И мы самообучаемся, так как стало проще узнать, что делают люди в тех же Штатах, где занимаются коммерческим радиовещанием по тридцать - сорок лет. Они приезжают сюда, делятся опытом. Да и между собой в Киеве мы общаемся в профессии. Бывает, что у тебя есть задача, которую нужно решить. А коллега с ней столкнулся раньше и у него есть готовое решение, простое и классное. Или наоборот кто-то говорит: у нас есть проблема, бьемся - никак не можем сделать. А ты говоришь – да это просто, 15 минут – и готово, потому что уже знаешь, как. Конечно, хороший музыкальный редактор, технически подкованный, решит любую задачу. Однако, если есть готовое решение, которое сэкономит время и силы, то почему бы его не использовать? Получается, что обучение есть, но не классическое. А через обмен опытом внутри профессии.
- А как ты сам пришёл в профессию?
Как и 90% музыкальных редакторов, я работал до этого на радио. Сначала - ведущим эфира, потом – на других должностях. Однажды возникла ситуация, когда увольнялся музыкальный редактор, и нужно было искать ему замену. Для меня эта работа была интересной и технически несложной, в виду того, что я по образованию – программист, и опыт работы с программированием у меня был. Руководство предложило попробовать себя в этом направлении, и я согласился.
У меня было ощущение до интервью, что музыкальный редактор – это творческая профессия, а мы говорим о программировании…
Творческая, конечно. Просто с одной стороны программирование – это набор четких правил, по которым строится эфир радиостанции: мы берем это, это и это, и сочетаем. И, уже если подходить к этому глобально, не такая уж большая разница, программируешь ли ты сайт скриптами или эфир песнями. Это все – программирование, планирование.
Но, с другой стороны, – процесс творческий. Как в кулинарии – есть рецепт и есть повар. Два разных повара из одних и тех же ингредиентов могут ведь сделать, если не абсолютно разные, то уж точно очень отличающиеся друг от друга блюда. Так и у нас – есть правила, но по этим правилам два разных музыкальных редактора могут сделать две совершенно разные станции.
На тот момент программирование было для меня не новым. Только помимо разработки программ, я занялся и эфирным программированием. Это очень интересно на самом деле – ты программируешь эфир, а потом слышишь, как это все звучит. Не скажу, что было просто, зато очень интересно.
- А как ты поначалу учился профессии музыкального редактора?
Учился несколькими способами. На тот момент у меня уже были коллеги, знакомые, друзья, которые работали музыкальными редакторами долгое время. И первое время я им очень надоедал. В каждой работе есть стандартные «грабли», на которые все новички наступали, наступают, и будут наступать. И которые лучше, по возможности, обойти.
- Например?
В основном - технические какие-то моменты, правила. А как это сделать? А как то? Кто-то дошел до этого своим умом, шишками и опытом за несколько лет. Я старался этот этап проскочить с минимальными потерями.
- А что это за моменты, правила?
Например, как часто можно ставить ту или иную песню, какую музыку мы ставим утром, какую - вечером и так далее.
Легенда ВВС Тони Блэкборн в интервью в честь своего юбилея сетовал на то, что список песен для ротации у британских вещателей очень узок, что его нужно расширять. Насколько наши радиостанции ограничены в данном вопросе?
У нас он, скажем так, оптимальный, этот набор песен в плей-листе. Оптимальный и для того, чтобы ощущалось разнообразие, и, в то же время, чтобы ожидания радиослушателя оправдывались. Многое зависит, конечно, от радиостанции. Я, к примеру, не приветствую «случайных песен».
- В каком смысле – «случайных»?
Это когда песня попадает в эфир по критерию «тоже хорошая песня», «пусть будет». Иногда слушаешь радио и не можешь понять, почему вот эта песня здесь появилась, именно в этом месте эфира этой радиостанции. Вроде бы, она и неплохая, хорошо спета, качественно сведена, но дело в том, что слушателям данной станции она как-то не очень – то и нужна. И мы пытаемся балансировать между тем, чтобы эфир был узнаваем, и тем, чтобы он не стал однообразным. Важно попадать каждой песней в ожидание слушателя, не важно, новая она или старая. Конечно, всегда можно загнать себя в рамки, которые будут надоедать, или наоборот – расширить их настолько, что станция перестанет быть узнаваемой и, в итоге, любимой.
Какие сегодня выдвигаются требования к работе музыкального редактора? Знание музыки, знание техники, знание основ программирования… Что еще?
Техническое образование, на самом деле, совершенно не обязательно. Так удачно получилось, что у меня оно было и да, в некоторых моментах оказалось проще. Но есть масса примеров, когда в этой профессии работают люди с гуманитарным образованием и делают радиостанции уж точно не хуже. Технической части можно как раз научиться.
И, все-таки, если бы тебе пришлось подбирать человека на вакансию музыкального редактора, какими были бы твои требования к кандидату?
Я бы настаивал на опыте работы на радио в программной части – ведущим эфира, продюсером и т.д. У такого человека уже имеется какая-то картинка эфира, которая на должности музыкального редактора только расширяется и дополняется. Теоретически можно взять человека с улицы с большим желанием работать и научить «от и до». Но на это нужно время, которого, как правило, нет, потому что вакансия открывается тогда, когда текущий музыкальный редактор собрался уходить. И у нас нет года, двух, чтобы человек с улицы вник. А,когда человек поработал год-два-три в эфире, он видит, как стоят песни, уже понимает систему. И все, что меняется, когда он становится музыкальным редактором – он начинает этой системой управлять.
Кроме того, эта работа требует некоторой усидчивости. Одно дело ты – ведущий шоу, яркий, зажигательный, отработал 3 часа эфира - и ушел. Такой человек вряд ли будет работать музыкальным редактором. Здесь работу нужно делать не спеша, очень тщательно.
- Что входит в обязанности музреда? Это – профессия с режимом 24 часа Х 7 дней в неделю
- А как обычно эти новые песни набираются, из каких источников?
В зависимости от радиостанции. Если это Radio ROKS, то смотрим чарты. Допустим, нас интересует музыка 70-х -80-х – смотрим чарты тех годов - не упустили ли мы какую-то песню. Такая кропотливая техническая работа. Еще есть постоянная работа с музыкой по редактуре. Например, после песни можно поставить одну отбивку «Radio ROKS!», а можно – вторую, третью и т.д. Можно подождать, пока песня закончится, а можно ее как-то интересно обрезать.
- Раньше это делали, вроде бы, ведущие прямого эфира…
Где-то это делают ди-джеи и до сих пор, а у нас - музыкальный редактор. Я знаю такую схему, когда музыкальный редактор просто загружает некоторое количество песен для каждого часа, а ведущий сам их расставляет в рамках каждых 60 минут, сам подбирает перебивки и решает, как обрезать песню или не обрезать ее вообще. А у нас для каждой песни есть оптимальные разметки, сделанные музыкальным редактором – здесь обрезаем песню и ставим такую-то перебивку. Но, если диджей видит, что он в каком-то случае может сделать не оптимальный, а идеально красивый вариант, то может эту разметку немного подправить, то есть, сдвинуть перебивку и дать песне дальше позвучать или сделать ее короче, обрезать.
У нас все стыки песен по умолчанию хорошие. Они проверенные, отслушанные не один раз. Но бывает, что что-то можно улучшить единоразово именно в стыке этой и этой песни именно сейчас. В этом – прелесть живого человека в эфире, процесс ведь творческий.
Ты говоришь об обрезке песен, а как обстоят дела с их микшированием? Это делают люди, выстраиваешь ты или специальная программа делает микс?
Мы не занимаемся микшированием, потому что, во-первых, наш формат - рок-песни, которые люди хотят слушать от начала и до конца, так как это - завершенное произведение. Поэтому наша задача - красиво завершить песню, сказать то, что нужно или поставить перебивку с позывными радиостанции и красиво выйти на следующую песню. Возможно, это облегчает нам задачу - что не нужно подбирать жесткий микс. На других радиостанциях эта задача может быть критичной
- Сколько времени уходит на составление плей-листа?
Может быть час. А может быть и весь рабочий день. По разному. Есть регулярный день вещания – ночь, утреннее шоу, линейные ведущие, вечер. А бывают – специальные эфиры, когда все элементы дня нужно выстраивать практически с нуля. Например, в эфире запланировала онлайн-трансляция концерта. Или какой-то специальный утренний эфир. Бывает, что особенный эфир идет целый день. У нас, таким был день рождения утреннего шоу. В те дни, когда меняется программная сетка – это забота для всех, а задача музыкального редактора – обеспечить все технически.
- Эфир часто слушаешь?
Стараюсь по возможности делать это почаще. Одно дело – сидеть в обед и представлять, как песни будут звучать вечером. А другое – включить вечером радиостанцию и услышать «со стороны». Я слушаю критично, анализирую – хорошо слились песни, допустим, или нет? Если не очень, то помечаю себе, прихожу на работу и смотрю – а если так сделать или так, как будет лучше? Слушать эфир нужно обязательно, потому что получаешь совсем другое впечатление, да и контролировать себя легче.
От музыки не устаешь, не бывает какого-то перегорання или ситуации, когда музыкальный вкус музыкального редактора дает сбой?
Я вообще не вижу смысла работать музыкальным редактором, если музыка может раздражать. По моему опыту в музыкальные редакторы попадают люди, которые хорошо относятся к той музыке, с которой работают. Если это – не случайный человек на пару месяцев, конечно. От этой музыки не нужно фанатеть, не нужно ее преданно и страстно любить, но, если она не нравится и откровенно не интересна, работать сложно. А если работа причиняет дискомфорт человеку, это 100% будет отражаться на качестве.
Что касается вкуса, то это - понятие растяжимое. Скорее, в процессе работы вырабатываются другие профессиональные чувства. Например, по прошествии нескольких лет ты можешь быстро дать предварительную оценку – подойдет песня данной станции или не подойдет. Я имею в виду по звуку, вокалу и так далее. Радиостанция в эфире уже четыре года, сейчас нам проще, а сначала, конечно, мы себя проверяли – перепроверяли на каждом шагу.
- Проверяли каким образом?
У нас регулярно проводится музыкальное тестирование. Этим занимается отдельная компания, которой мы отдаем музыку и от которой получаем мнения людей, на основании которых и строим свою музыкальную политику.
А какое место в радийной иерархии занимает музыкальный редактор? С кем из коллег он соприкасается по работе или это достаточно автономная профессия в связке музыкальный редактор – программный директор?
У нас все со всеми взаимодействуют. Понятно, что музыкальный редактор формирует расписание, а ведущий его придерживается. В свою очередь музыкальному редактору дает указание программный директор либо директор станции в зависимости от ситуации, потому что музред в плане сшивания эфира – это техническая должность. Где выходит какая программа решает программный директор. Где появляются новые какие-то элементы – тоже он. Задача музыкального редактора – сделать это красиво.
Кроме того, это творчески интересно: сделать что-то, а потом послушать это со стороны. Когда ты делаешь свою работу – это интересный процесс, потому что ты работаешь с приятным материалом.
Наталья Тютюненко
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | С правилами словоупотребления |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | К непониманию |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | Способность слов соединяться по смыслу |
5. Что такое паронимы? | Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | Избыточность или недостаточность слов |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? | Тавтология – повторение однокоренных слов |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Задание 3 . Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Остальные - омонимы
Задание 4 . Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный - друг , приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос , проблема, мысль, ситуация, положение , дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть , успех, гибель, победа, расставание , встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть , встреча, победа, кончина .
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7 . Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Вольная птица | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Машенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Выдающиеся произведение | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8 . Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Задание 9/ . Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Сравните 2 варианта предложений; укажите, какие исправлены ошибки. В случае несогласия внесите изменения в тексты.
Исходный текст и варианты правки |
Свои варианты |
|
Новые животноводческие комплексы крупного рогатого скота зародятся в разных районах республики .- Новые животноводческие комплексы для крупного рогатого скота будут построены во многих районах республики. В актовом зале школы царила деловая суета . - В актовом зале школы царило предпраздничное оживление. Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и задача была освоена. - Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и выпуск ее был освоен. Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали соучастниками незабываемого события . - Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали очевидцами необычайного по своей красоте зрелища. 5.По-ударному трудится коллектив механизированной колонны на сооружении телятника . - По-ударному работает коллектив механизированной колонны на строительстве телятника в колхозе. 6.Он помогал защитникам, хотя шла всего четвертая минута . - Нападающий был вынужден прийти на помощь защитникам уже на четвертой минуте матча – так тяжело складывалась игра для команды. 7.Повысить эффективность каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. - Повысить эффективность труда каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. 8.Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не верила о том, что творится в смежной бригаде . - Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не знала о том, как идет работа в смежной бригаде. 9 .Рабочие завода идут по линии создания прочной технологической дисциплины. - Рабочие завода совершенствуют технологическую дисциплину. 10.На этот раз переходящий приз получил временную прописку у мелиораторов . - На этот раз переходящий приз вручили мелиораторам. |
ЗАНятие № 9
Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку.
Вы научитесь:
Различать слова, относящиеся к книжной лексике.
Различать слова, относящиеся к разговорной лексике.
Различать слова, употребляемые в просторечии.
Различать слова с высокой и сниженной стилистической окраской и употреблять их.
План занятия:
Слова, относящиеся к книжной лексике.
Слова, относящиеся к разговорной лексике.
Слова, употребляемые в просторечии.
Правка текста.
ТЕОРИЯ
Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. К книжной лексике относятся высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. К разговорной лексике относятся слова ласкательные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, смешинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).
В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся чаще всего за пределами литературной лексики. Среди них могут быть слова, содержащие положительную оценку называемого понятия (работяга), но чаще просторечные слова выражают отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (левачить, рехнуться, хлипкий, дошлый).
ЛИТЕРАТУРА
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики – С. 63-67
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА Упражнение
Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Дайте свой вариант правки.
Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому – дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.
На что способны хлопцы бригадиров Петрова и Иванова? В первом полугодии они осрамились . – Смогут ли теперь члены бригады Петрова и Иванова доказать свое мастерство, если в первом полугодии они показали плохие результаты?
То, что у провинциального тренера своя шкала, - уже блестящий факт . – Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу. – То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, - примечательный факт.
За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины . – В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны. – Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи.
Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами . – Вкусовые качества воды из крана заметно снизились. – С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса. – Вряд л кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна. – Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно.
Голенкова К.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
Какие слова относятся к книжной лексике?
Какие слова относятся к разговорной лексике?
Какие слова употребляют в просторечии?
Как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку?
Как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
Какие стилистические функции слов с высокой и сниженной окраской Вы знаете?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите их стилистическую функцию в предложениях. Замените их, где возможно, нейтральными словами. Как в таких случаях меняется общая тональность фразы?
1. [Женщина] разостлала скатерть прямо на земле, появились разные закуски и таинственные свертки… Все, по древнему обычаю, возлежали (М.-С.). 2. – Ты такая хорошенькая – и влюбилась в такую скверную рожу? (Писем.). 3. Наталья Кирилловна, страдая, взглядывала то на сына, то на бояр, они же, как полагалось, уставя брады, безмолвствовали (А.Т.). 4. – Григорий Григорьевич, здравствуйте! Вот уж не думала застать вас с племянницей в тет-а-тете. Вы всю дорогу вдвоем? (И. Новиков). 5. [Лубенцов] напрактиковался, или, грубо говоря, «насобачился», до того, что ему не стоило труда произнести без подготовки речь (Казак.). 6. Когда знаменная бригада выстроилась… вышел к знамени Захаров, и Игорь понял, что он должен делать. Рядом с ним стояла Оксана – рядом с ним! Это было счастливое предзнаменование: под нарядным, таинственно священным красным стягом они действительно рядом начинают свой жизненный путь! (Мак.). 7. – Я извиняюсь, - запыхавшись, сказал Митяшин, - припоздали маленько (Герм.). 8. – И куда это такая прорва народу едет? (Гайд.).
Билет № 2.
1. Современный русский литературный язык: понятие, основные признаки, этапы формирования
а) Понятие:
Правильность, соблюдение языковых норм
Коммуникативная целесообразность
Точность высказывания
Логичность изложения
Ясность и доступность изложения
Чистота речи
Выразительность
Разнообразие средств выражения
Эстетичность
Уместность
б)Признаки:
Нормированность -Наличие функциональных стилей
Наличие устной и письменной формы
Обработанность - Устойчивость -Обязательность для всех носителей языка
1. Расставьте ударения в словах: ходатайство, апостроф, бюрократия, гастрономия, значимость, иконопись, каучук, похороны, упрочение, феномен, асимметрия.
2. Восстановите паронимические пары, объясните значения каждого слова, употребив слова в контексте: хронический - хроникальный, каменистый –каменный, опечатки - отпечатки, удачливый- удачный, одеть -надеть.
3. Определите, какие свойства слов нарушены при составлении предложений. Отредактируйте. В актовом зале школы царила деловая суета. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. Фирменное блюдо ехидны - муравьи и термиты.
В актовом зале школы царила суета. Следует поднять вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин. К сожалению,увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Любимая еда ехидны - муравьи и термиты.
4. Напишите расписку на получение радиоаппаратуры из кабинета
Я, ФИО,получила радиоаппаратуру из кабинета. Гарантирую вернуть в надлежайщем состоянии.
Дата и подпись.
Билет № 3.
1. Язык как система: единицы языка (значение, специфика, функции), уровни языка, языковые отношения.
Единицы языка:
А) Лексема - единица плана содержания, звуковая оболочка слова, противостоит семеме - его содержанию.
Б) Фонема - единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем): мил - мыл - мол - мул - мел - мал.
В) Словосочетание - синтаксическая единица, образующаяся соединением двух или более знаменательных слов (слова и словоформы) на основе подчинительной грамматической связи - согласования, управления или примыкания - и тех отношений, которые порождаются этой связью.
Г) Морфема – минимальный знак, нижняя единица морфологии. «Морфема – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, то есть такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы этого рода».
Д) Словоформа – верхняя единицы морфологии. Это слово в некоторой грамматической форме. Двусторонняя единица. Обладает некоторыми синтаксическими свойствами, т.е. способностью сочетаться с другими словоформами при построении фразы. Совокупность синтаксических характеристик – синтактика. Словоформа – частный случай языкового знака (множество, состоящее из означаемого, означающего, синтактики).
Уровни языка: синтаксический,морфологический,лексический,фонологический,текстовый.
Языковые отношения - это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями.
2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Ученый стоял у источников ракетостроения. Она пришла в цветистом платье. Командировочный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признательность зрителей. Мне представили новую квартиру.
Ученый стоял у истоков ракетостроения. Она пришла в цветастом платье. Командированный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признание зрителей. Мне предоставили новую квартиру.
3. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественных числительных 14298.
Р.п.Четырнадцати тысячи двести девяносто восьми, Д.п. четырнадцати тысячам двести девяносто восьми, Т.п.четырнадцатью тысячам двести девяносто восьми, П.п.о четырнадцати тысячах двести девяносто восьми
4. Вставьте пропущенные буквы в словах: прикосновение, сотворить, поклоняться, пловчиха, озарять, ростовщик, промокашка, поплавок, зоревать, Ростислав, промокают (сапоги).
Билет № 4.
1. Язык и речь. Функции языка. Функции речи.
Язык-это средство и орудие общения.Речь -понятие переменное и зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и тд. Это процесс общения и речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем.
Функции языка определяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции: Коммуникативная функция Мыслеформирующая функция Когнитивная (гносеологическая) функция
Функции речи:
Коммуникативная (референтивная) функция Экспрессивная (эмотивная) функция Поэтическая (эстетическая) функция Апеллятивная (директивная) функция Фатическая функция (контактоустанавливающая) Метаязыковая функция
2.Практические занятия.
1. Расставьте ударения в словах. Диалог, искра, кладовая, недуг, партер, путепровод, ракурс, столяр, фарфор, христианин, экзальтированный.
2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Отборный рис – отборочный тур, логический калькулятор – логичный ответ, геройский поступок – героический век, усвоить урок- освоить местность, типичный случай – типовой договор.
3. Отредактируйте данные предложения. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.
Чистота улиц от этого не улучшилась. Ожидается грандиозная акция.Все дети очень обрадовались новому мультику. Любой человек иногда грубоват, хотя должен следить за собой.
4. Используя данные слова, напишите небольшую заметку в газету: «Хочу быть таким учителем…» Авторитет учителя, глубокое знание, нравственность, любовь, профессионализм, культура речи, совершенствование, теория и практика, безупречность в быту, интеллигентность, уважение.
Билет № 5
1. Литературный язык-обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Языковая норма- исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Виды языковых норм.
Орфоэпические нормы – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия в собственном смысле слова указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.
Лексические нормы – это правила употребления слов в соответствии с их значениями и возможностями сочетаемости.
Морфологические нормы – это правила образования слов и форм слова.
Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений.
Стилистические нормы – этот правила выбора языковых средств в соответствии с ситуацией общения
Орфографические нормы – правила написания слов
Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.
2. Практические задания.
1. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания. Атлас мира -кусок атлАса, однодневная брОня – сталяная бронЯ, новое вИдение придмета -девочка видЕние,шерстяная вЯзанку(вязанный свитер) – вязанкА дров, спортивные клУбы – клубЫ дыма, мокрОтав горле – на улице мокротА.
2. Раскройте скобки, правильно сочетая слова. Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза, костюм), тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный (друг, человек, документ, охотник, аметист).
Единый миг,один момент;карий глаз,коричневый костюм; тяжелый рюкзак, тяжелое наказание; истинный охотник, настоящий друг,подлинный документ, настоящий аметист, истинный человек.
3.Найдите ошибки, исправьте предложения. Его ностальгия заела и зов бизнеса позвал. Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно. Все так же многие плюют на популярность. Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря решению администрации. К такой мебели подходит только такой натюрморт.
Его ностальгия одолела и зов бизнеса позвал. В салоне дефилировало предостаточно и обывателей, и страстно интересующихся. Многие по-прежнему хладнокровны к популярности. Стоянка машин около Дома печати была разрешена, благодаря согласию администрации. К этой мебели подходит только такой стиль декора.
4.Составление деловой документации: заявление (стандартизированная форма, реквизиты).
На имя ФИО от ФИО ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу предоставить мне внеочередной оплачиваемый отпуск от 15.04.2017.Дата, подпись.
Билет №6.
1. Устная и письменная речь, их специфика
-устная речь - речь звучащая, произносимая. Она является первичной формой существования языка, формой, противопоставленной письменной речи. В условиях современного научно-технического прогресса устная речь не только опережает письменную по возможностям фактического распространения, но и приобретает такое важное преимущество, как моментальность передачи информации;
- письменная речь - это речь, изображённая на бумаге (пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, противопоставляемой устной речи.
Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера:
в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе потенциального читателя;
устная речь рассчитана на слуховое восприятие, письменная - на зрительное. Буквальное воспроизведение устной речи, как правило,
возможно лишь при помощи специальных технических устройств, в письменной же речи читающий имеет возможность неоднократно перечитывать написанное, равно как и сам пишущий - неоднократно совершенствовать написанное;
3) письменная речь делает общение точным, фиксированным. Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла.
Таким образом, в устной и письменной речи имеются как сходства, так и различия. Сходства основаны на том, что основой и той, и другой разновидности речи является литературный язык, а различия заключены в средствах его выражения.
2. Практические задания.
1. Объясните значения слов, составьте словосочетания: острОта (шутка) – остротА(что-то очень острое из блюд), лАвровый(венок,награждение) - лаврОвый(лист,приправа), Угольный(камень топить печь) – угОльный(обозначение углов геометрических фигур), харАктерный(волевой) - характЕрный(типичный), языкОвый(барьер,например говорить на разных языках) – языковОй(вербальный,словесный),
2. В каких словосочетаниях нарушена лексическая сочетаемость слов. Живой труп(труп живым быть не может), три единственные дочери(три дочери), обыкновенное чудо(чудо уже само по себе необыкновенно), очевидное - невероятное, облокотиться спиной(опереться на спину), страшная красавица(очень красивая девушка), ужасно интересная книга(очень интересная книга), отменный негодяй(отъявленный негодяй), сломать стеклянную вазу(разбить стеклянную вазу).
3. Отредактируйте предложения. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Рекорды продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору идет кот на цыпочках.
Наблюдается значительное улучшение жизни. Установление рекордов продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору тихо идет кот.
4. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 765.
Родительный семисот шестидесяти пяти, Творительный семистами шестьюдесяти пятью, Предложный о семистах шестидесяти пяти.
Билет № 7
1. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический; краткая их характеристика.
Нормативный аспект культуры речи базируется на определении понятия «норма» как ведущего понятия речевой и языковой культуры.
Нормой называют комплекс наиболее удобных для повседневного обслуживания конкретного общества языковых средств. Этот комплекс сложился как итог отбора лексических, синтаксических, морфологических, других элементов.
Этический аспект культуры речи подразумевает умение правильно подбирать слова в конкретной ситуации. Для этого требуется знание этикета, нормы культуры поведения, ведь именно они являются основой для правильного выбора слов. Этический аспект, в отличие от нормативного, подвержен ситуативности. Например, словесные формулы (прощание, приветствие, приглашение и т.п.), обращение, некоторые другие составляющие речи зависят от участников общения, их возраста, национальной принадлежности, взаимоотношений и других факторов.
Коммуникативный аспект К.Р. подразумевает владение всеми функциональными разновидностями языка.
Образованный человек, в зависимости от ситуации, должен владеть выразительной разговорной речью, общаться в научном или деловом стиле, уметь передавать свои мысли официально-деловым языком, знать и уметь грамотно использовать в собственной речи выразительные средства художественной литературы.
2. Практические задания.
1. Объясните значения слов, составьте словосочетания: Склонен к наукам (наклонность к чему - либо) – склонён куст кленовый(наклонить), трУсить принять бой(бояться)- трусИть по парку(бежать трусцой), зАмкнутый круг(закрытый) – замкнУтый амбар(закрыт на замок) , критический Отзыв(мнение) – отзЫв от работодателя (ответ от кого-либо),небо проЯсниться(погодное явление) – прояснИться ситуация(станет более понятной), перехОдный возраст(из одного состояния организма в другое) – переходнОй элемент (всмогательный,соединительный).
2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Боязно - боязливо, осудить - обсудить, цветной - цветовой, нетерпимый - нестерпимый, невежа - невежда.
Боязно-робко,не смело. Боязливо –жутко,страшно. Жить на берегу океана боязно. Ходить по темному переулку боязливо. Осудить- вынести вердикт, обсудить- обговорить.Его осудили на 5 лет тюрьмы строго режима. Мы сегодня обсудили тему весенней погоды.
3.Исправьте предложения. Телезритель начал «изменять» голубому экрану. При голосовании поднялся лес рук. Работу начинали с первыми кочетами. Утирка осталась в кармане пальто. Этот фильм дубовато поставлен. Куприн - потрясающий писатель своего времени. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
Телезритель перестал смотреть телевизор. При голосовании все проголосовали единогласно.Работу начинали ранним утром. Платок остался в кармане пальто. Этот фильм туповато поставлен. Куприн Хорошие ученики постоянно выполняют домашние задания.
4.Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 543.
Родительный-пятиста сорока трех, Творительный –пятьюстами сорока тремя, Предложный- о пятистах сорока трех.
1 Акцентология. Акцентологическая норма языка, варианты ударений.
Акцентология – это раздел науки о языке, который изучает особенности и функции ударения. Акцентологические нормы - это нормы ударения. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным {берегу, бережешь, бережет, бережем, бережете, берегут - ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права, могу, можешь, могут).
2. Практические задания.
1. Расставьте ударения в словах: безУдержный, кУхонный, неоценЕнный, исповедАние, давнИшний, искрИстый, мИзерный, юрОдивый, договОр.
2. Объясните различия между паронимами, употребите их в предложениях. Факт(доказательство) – фактор(причина), сытый(не голодный) – сытный(питательный), целый(не поломанный) – цельный(единый), командировочный(билет,все то,что относится к командировке) – командированный(человек,сотрудник), абонент(в телефонии) – абонемент(талон,сделка), проблемный(зключающий в себе проблему) – проблематичный(маловероятный,сомнительный).
3. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. На уроках ребята хорошо ведут. Вчера я нес дежурство в студенческой столовой. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.
На уроках у ребят примерное поведение. Вчера я дежурил в столовой. Вчера был дождь, а сегодня день теплый и светлый. Доставка книг в школьную библиотеку была задержана.
4.Приведите примеры бытовой эмоционально окрашенной лексики (не менее 5 слов).
Белобрысый, вытряхивайтесь, грохнуться, разбежаться, ловкач.
Приведите примеры заимствованной лексики в современном русском языке (не менее 5 слов).
Генерал, капитан, алгебра, оптика, рея.