Бронепоезд «Илья Муромец» в Муроме — крепость на колёсах. Как воевал советский бронепоезд «Илья Муромец»  Бронепоезд илья муромец стендовая модель
Адрес:
Россия, Владимирская область, Муром, Владимирское шоссе, 2А
Координаты:
55°34"34.5"N 42°01"33.4"E
Краткая история и описание
В Муроме , в парке имени 50-летия Советской власти на постаменте установлен памятник-бронепоезд «Илья Муромец ». Он построен в 1941 - 1942 годах железнодорожниками Муромского отделения Горьковской железной дороги .
Помимо основной тяжёлой работы в дни военного лихолетья, рабочие в свободное время отдавали все силы на строительство боевой машины, и многие из них на этом же бронепоезде уехали на фронт добровольцами. Литейщики из соседних городов Выксы и Кулебаки поставляли металл, а труженики завода Дзержинского закалили его. Вагоны и зенитные башни варили сотрудники вагонного депо.
Вид на бронепоезд с Владимирского шоссе
В локомотивном депо паровоз обшили бронёй. В короткие сроки люди, не имевшие опыта в строительстве боевых машин, создали настоящую крепость на колёсах. Муромцы решили дать паровозу имя легендарного богатыря, но у полковника Неплюева, принимавшего поезд в эксплуатацию, было придумано своё название для него: «За Родину». Накануне отправки паровоза на фронт рабочие устроили митинг, украсив многотонного гиганта надписью «Илья Муромец» и изображением головы былинного силача. В итоге боевой машине присвоили № 762, а надпись и рисунок приказали закрасить. Однако имя «Илья Муромец» осталось и в документах, и в памяти рабочих и фронтовиков.
Боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец»
8 февраля 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» отправился на фронт со станции Муром-II . Жёны машинистов, провожавшие фронтовиков, водрузили над паровозом огромное красное полотно, на котором был вышит герб СССР. В городе Горьком к «Илье» присоединился бронепаровоз «Козьма Минин», после чего было завершено формирование 31-го особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
Экипаж локомотивщиков так хорошо водил «Илью», что за всю войну бронепоезд не получил ни единой пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными миномётами «Катюша». Бесшумный ход, высокая скорость и колоссальная огневая мощь делали «Илью» поистине грозной силой. За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. «Илья Муромец» совершил 150 огневых налётов на противника и при помощи артиллерийско-миномётного огня уничтожил 14 орудий и миномётных рот, 7 самолётов, 36 огневых точек и 875 фашистов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля - крупного узлового центра Волынской области УССР - развернулось лобовое сражение между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и вражеский «Адольф» был сокрушён в пух и прах. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошёл до Берлина и встретил победу во Франкфурте-на-Одере .
Боевой путь бронепоезда
В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в славном городе Муроме установили памятник бронепоезду «Илья Муромец». Это макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом, прошедшим Великую Отечественную войну. Рядом с монументом поставили мемориальную доску, на которой показан весь боевой маршрут бронепоезда.
За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они применялись как для огневой поддержки войск, так и для ведения самостоятельных, иногда весьма дерзких, боевых действий в полосе железной дороги. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита и возможность применения бронепоезда в качестве тяговой силы для транспортирования 15 вагонов с грузом особой важности. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда.
По окончании Гражданской войны число бронепоездов было резко сокращено, а передача их в конце 1923 года в ведение Главного артиллерийского управления не способствовала дальнейшему совершенствованию, так как это ведомство рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах.
В годы Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Например, бронепоезд "Козьма Минин", наряду с однотипным бронепоездом "Илья Муромец", входил в состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Для обеспечения боевой деятельности дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомашин. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой составлял 335 человек.
Бронепоезда использовались Красной Армией в течение всей Великой Отечественной войны. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Исключительно важную роль в защите железнодорожных станций от ударов авиации противника сыграли зенитные бронепоезда, вооруженные 25-мм и 37-мм зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК.
Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов. При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. Значительная часть состоявших к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии бронепоездов была изготовлена на Брянской базе бронепоездов.
По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.
Наиболее распространенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны стал разработанный в 1942 году так называемый бронепоезд образца 1943 года - БП-43.
Как правило, бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2 - 4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы. Обычно в состав бронепоезда входили 1 - 2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.
Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Значительное количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.
"Тяжелые" бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.
На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.
Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути. Они применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.
Бронепоезд "Козьма Минин"
Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород).
В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета "Максим" в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.
Бронепоезд "Илья Муромец"
Бронепоезд "Илья Муромец" был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Ильи Муромца".
Бронепоезда Томской железной дороги
В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников депо было построено 11 бронепоездов: "Железнодорожник Кузбасса", "Советская Сибирь", "Победа", "Лунинец" (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и другие.
В июльские дни 1942 года на участке Елец - Касторная бронепоезд №704 "Лунинец" принял первый бой. Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту. Бронепоезд атаковали 11 фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито 2 бомбардировщика.
8 сентября 1942 года бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П. А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев. Маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб.
На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 года были переброшены бронепоезда №663 "Железнодорожник Алтая" и №704 "Лунинец" 49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд "Железнодорожник Алтая" возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.
9 июля 1943 года бронепоезд "Лунинец" снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: "Понырей не сдавать!" Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.
После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 года 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания "Шепетовский". В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.
Бронепоезд "Балтиец"
3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.
Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. Название бронепоезду - "Балтиец" - дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.
С осени 1941 года бронепоезд "Балтиец" стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы - по Мге; из Угольной гавани - по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой - по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово - в район за Лемболово - Орехово.
Бронепоезд "Народный мститель"
Бронепоезд "Народный мститель" был построен железнодорожниками Ленинград-Варшавского узла. Вооружение бронепоезда составляли две зенитные 76-мм пушки, два танковых 76-мм орудия, 12 пулеметов "Максим".
Боевой путь "Народный мститель" начал 7 ноября 1941 года. На Варшавском вокзале во время митинга железнодорожники вручили команде бронепоезда, на 85% состоявшей из железнодорожников-добровольцев, красное знамя. За время своей службы бронепоезд участвовал во многих операциях по защите Ленинграда, громил врага в районах Пушкина, Александровки, Урицка, Павловска.
Бронепоезда в Сталинградской битве
В августе 1942 года, когда фашисты вплотную приблизились к Сталинграду, важную роль в обороне города призваны были сыграть бронепоезда.
В числе первых бронепоездов, прибывших под Сталинград, был бронепоезд №73 войск НКВД. В сентябре 1942 года бронепоезд не выходил из боев. 2 сентября из штаба 10-й стрелковой дивизии войск НКВД предупредили, что к станции Садовая движется большая группа танков. Бронепоезд встретил их во всеоружии. В отместку противник обрушил на поезд авиацию, стал преследовать его артиллерийским и минометным огнем. Сгорели все четыре контрольные платформы и бронемашина БА-20. Но на другой же день бронепоезд произвел внезапный удар по скоплению войск захватчиков северо-западнее станции Садовая. Уничтожено было три танка, рассеяна пехота. К вечеру экипаж еще дважды совершал огневые налеты в районе станции Опытная.
14 сентября оказался последним днем в боевой судьбе бронепоезда №73. В шесть утра налетело 40 вражеских самолетов. Из-за прямых попаданий в бронеплощадки взорвались собственные боеприпасы. Клубы дыма заволокли бронепоезд. Экипаж снял уцелевшее вооружение и спустился к Волге. Изуродованный остов бронепоезда №73 остался лежать у подножия Мамаева Кургана. Но вскоре под таким же номером на фронт отправилась новая крепость на колесах. Создали ее в Перми бывшие бойцы бронепоезда №73. Они же и составили новый экипаж.
На Сталинградский фронт были направлены бронепоезда 28-го дивизиона. На станции Арчеда 23 июля фашистские самолеты трижды бомбили наши воинские эшелоны. Бронепоезд №677 принял здесь свое боевое крещение: вел огонь из зениток, отражая воздушную атаку. В результате налета был разрушен вокзал и полотно железной дороги. Силами солдат бронепоезда и железнодорожников был восстановлен путь. 25 июля 677-му выделили боевой участок Калач-на-Дону - Кривомузгинекая - Карповская - Сталинград. Была поставлена задача - поддерживать огнем из пушек и пулеметов наши войска, не допустить прорыва фашистов через Дон, вести борьбу с десантами противника.
5 августа бронепоезд №677 был переброшен в 64-ю армию в район Абганерово-Плодовитое. Немецкие танки прорывались в глубину нашей обороны, но тут же отбрасывались назад. Разъезд "47-й километр" неоднократно переходил из рук в руки. Стальная крепость разрушала дзоты, подавляла минометные и артиллерийские батареи.
9 августа войска Сталинградского фронта нанесли контрудар по прорвавшейся вражеской группировке. В этот день бронепоезд №677 сопровождал огнем орудий наступление 38-й стрелковой дивизии вместе с 133-й танковой бригадой. В течение дня экипаж отбил одиннадцать воздушных атак, восстанавливая полотно железной дороги, изрытое глубокими воронками от авиабомб. К вечеру бронепоезд вышел за выходной семафор станции Тингута. Достигнув огневого рубежа, он всей мощью огня обрушился на врага. Фашистские бомбардировщики засыпали его фугасными и зажигательными бомбами. Бронепоезд получил свыше шестисот вмятин и пробоин от осколков авиационных бомб.
На участке Сталинград-Сарепта в сентябре 1942 года находился бронепоезд №708 . Путейцы станции Бекетовская обслуживали 11-километровый участок, по которому этот бронепоезд отправлялся на боевые задания. Участок ежедневно обстреливали и бомбили фашисты. Только на протяжении трех километров было около 150 повреждений рельсов не считая разрушений насыпи, шпал, креплений. Чтобы все это исправить, путейцам приходилось работать в основном по ночам.
В сентябре 1942 года бронепоезд №1 59-го отдельного дивизиона получил приказание отбыть под Сталинград, на участок Арчеда - Иловля - Котлубань. Под Сталинградом дивизион был подчинен 22-й механизированной бригаде 4-й танковой армии. Задачей дивизиона было не допустить переправы немецких войск через реку Дон в районе устья реки Иловля, прикрывать станцию Иловля от налетов немецкой авиации, обеспечить сохранность моста через реку.
15 сентября поезд №1 прибыл на станцию Лог, а затем в Иловлю, где впоследствии и была его основная стоянка, которая ежедневно подвергалась бомбардировкам. Неоднократно, в ночное время, поезд №1 покидал Иловлю, выезжал на разъезд Тишкино (ближе к Сталинграду), откуда обстреливал позиции немцев на правом берегу реки Дон.
Действовавший севернее Сталинграда 40-й отдельный дивизион контролировал участок Иловля - Котлубань. В него входил бронепоезд "Киров" , построенный в Омске, и "Североказахстанец" , вышедший из стен Петропавловского депо. На этом участке противник захватил господствующие высоты и держал под контролем все продвигавшиеся рядом эшелоны. Бронепоезда поочередно выходили на удобные позиции для огневых налетов на врага. 23 августа на рассвете "Киров" вышел на стрельбу прямой наводкой по высоте. Завязалась артиллерийская дуэль, из строя было выведено три вражеских орудия, но и бронепоезд получил немалый урон.
На участке Иловля - Котлубань, когда захватчики перешли в наступление, бронепоезда отражали атаки танков и артиллерии. Но от ударов вражеских снарядов две бронеплощадки "Кирова" сошли с рельсов. Две другие продолжали встречать огнем живую силу и технику гитлеровцев. К вечеру железнодорожная колея оказалась разрушенной. Всю ночь ее восстанавливали бойцы "Кирова". Однако после технической проверки пришлось уйти на ремонт в Саратов.
Во второй половине октября 1942 года под Сталинград прибыл 39-й ОДБП. База его находилась на станции Филоново, а бронепоезда расположились на станции Арчеда. 19 ноября после начала нашего общего наступления под Сталинградом бронепоезда выезжали на станции Лог и Иловля для поддержки советских атакующих частей и защиты их от воздушных налетов. 26 января 1943 года зенитчиками дивизиона был сбит один "Юнкерс", а несколько других, задымив, убрались восвояси.
При подготовке материала использована книга А.В. Ефимьева, А.Н. Манжосова, П.Ф. Сидорова "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." - Москва, из-во "Транспорт", 1992 год.
Одно из немногих сражений бронепоездов в истории Великой Отечественной войны произошло 4 июня 1944 года, когда в бою сошлись наш «Илья Муромец» и немецкий поезд «Адольф Гитлер». С ходом этой битвы вас познакомит данный пост.
Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причём в одно и то же время.
Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника.
Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.
Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»
Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.
Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашёл свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».
Бронепоезд "Илья Муромец"
В годы Великой Отечественной войны Муром был тыловым городом. Его жители самоотверженно трудились на заводах, собирали средства для обороны страны. Так, в подарок фронту рабочие паровозоремонтных мастерских (ныне - "Тепловозостроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского") построили в 1941-1942 гг. бронепоезд.Бронепоезд был построен в подарок фронту по инициативе железнодорожников Муромского узла. Несмотря на то, что не было ни опыта, ни готовых чертежей, ни специалистов, за очень короткий срок рабочие , локомотивного и вагонного депо соорудили настоящую крепость на колесах. Закалку брони проверяли несколько раз и добились того, что броневые листы не пробивались снарядами и не давали трещин. Вооружили его самым современным по тем временам оружием, в том числе установками «Катюша». На фронте для более эффективной борьбы с вражеской авиацией экипаж бронепоезда на свои деньги приобрел дополнительные зенитные установки.
Студеным утром 8 февраля 1942 года с вокзала Муром-II жители города провожали в бой бронепоезд «Илья Муромец». Экипажу был дан наказ: «Бить врага нещадно и с победой вернуться домой».
Создатели бронепоезда решили, что состав машинистов будет сформирован из лучших строителей-муромцев: А. В. Бирюкова, А. В. Журухина, И. Е. Серякова, В. А. Смирнова, А. С. Снопка, А. Г. Шмелева. На митинге решено было дать бронепоезду имя легендарного богатыря Ильи Муромца. У полковника Неплюева, приехавшего «забирать» бронепоезд, было свое название для него: «За. Родину». Тем не менее, на митинге перед отправкой бронепоезда на фронт собравшиеся увидели на его борту надпись «Илья Муромец» и изображение головы богатыря. Надпись и рисунок потом приказали закрасить, а боевой машине присвоить № 762. Однако имя его осталось и в документах, и в сознании строителей и экипажа. Более двух тысяч четырехсот километров с боями, освобождая Родину от фашистов, прошел «Илья Муромец» от Оки до Одера. Он принял участие в ста пятидесяти мощных огневых налетах, уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер». Дивизионом, куда также входил построенный горьковчанами бронепоезд «Козьма Минин», было уничтожено тысяча шестьсот пятьдесят солдат и офицеров врага, сбито пятнадцать самолетов, подавлены девяносто четыре пулеметные точки, сорок две артиллерийско-минометные батареи, четырнадцать дзотов, склады боеприпасов. За мужество и отвагу почти весь личный состав был награжден орденами и медалями.
Бой «Ильи Муромеца» с «Адольфом Гитлером»
4 июня 1944 года в бою сошлись наш «Илья Муромец» и немецкий поезд «Адольф Гитлер».
Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причём в одно и то же время. Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника.
Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.
Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»
Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.
Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашёл свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».
Конечно не только этот эпизод на славном боевом пути бронепоезда вызывает восхищение. Подарок фронту от муромских жителей, «Илья» начал войну с захватчиками в самом начале 1942 года на Брянском фронте.
Он был вооружен тяжелыми орудиями, скорострельными зенитными пушками, пулеметами и реактивными миномётами «Катюша» (впервые в истории бронепоездов). Бесшумно выходя на вражеские позиции, «Илья Муромец» уничтожал склады горючего, оружия, артиллерийские батареи, пехоту и технику.
В апреле 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» принял первый бой у станции Выползово. А чуть позже участвовал в налёте на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов.
Наведя шорох в немецком тылу и уничтожив большое количество вагонов и складов, бронепоезд вернулся с задания не понеся потерь, однако взбешённые немцы объявили на него настоящую охоту.
Гитлеровская авиация выслеживала поезд в пути и на станциях и 12 мая 1942 года смогла повредить штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Я.С. Грушелевский, начальник штаба дивизиона старший лейтенант С.В. Писемский, корреспондент газеты «Гудок» А.С. Букаев.
Тем не менее, «вездесущий русский призрак», так называли «сверхчеловеки» «Илью Муромца», не выбыл из строя. Несмотря на заявления немецкой пропаганды, которая беззастенчиво лгала, что бронепоезд для СССР построили американцы, потом хвалилась, что ангелы «Люфтваффе» забросали русского монстра фосфорными бомбами, «Илья» всякий раз продолжал воевать с фашистами:
Огневая мощь нашей бронекрепости приводила немцев в дикий ужас, а появление «Ильи» вызывало панику во вражеских позициях. Что и немудрено, ведь за одну минуту бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров. И это только орудийным огнем, а ведь были еще и «Катюши».
В состав 31 ОДБП входили два бронепоезда. Первый был собран в Нижнем Новгороде, а второй в Муроме.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 "Козьма Минин" - № 659, а № 2 "Илья Муромец" - № 702.
За время войны подразделения 31-го Отдельного дивизиона провели 150 мощных огневых налётов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения, участвовали в прорыве обороны и отражении атак противника. Артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём уничтожено 15 немецких самолётов, 1650 солдат и офицеров (875 солдат и офицеров), 94 пулемётные точки, 42 артиллерийско-миномётные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов. Сбил 7 самолетов.
За освобождение Варшавы дивизион был удостоен наименования Варшавского, а 31 октября 1944 года он был награждён орденом Александра Невского. Пройдя путь почти в 2,5 тысячи км от Оки до Одера, «Козьма Минин» и «Илья Муромец» остановились в 50 км от Берлина во Франкфурте-на-Одере. Мост через Одер был разрушен. Здесь они и отпраздновали Победу. Экипаж бронепоезда с гордостью рапортовал землякам: «Наказ муромлян выполнен! Враг разбит и победа за нами!»
По конструкции бронепоезда № 1 и 2 были аналогичны - они состояли из бронепаровоза (Ок № 139 и Ов № 4635 соответственно, броня закаленная, на Ок 30 - 45 мм, на Ов 30 мм) двух артиллерийских бронеплощадок (№ 847, 848 и № 873, 874 соответственно, броня закаленная 45 мм, вооружение каждой две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танков Т-34 и 6 пулеметов ДТ) и двух площадок ПВО (соответственно № 849, 850, на каждой 2 25-мм зенитки и 2 реактивных установки М-8-24 и № 891, 892 на каждой 276-мм зенитки Лендера и 2 реактивных установки М-8-24).
В марте 1942 года рабочие решили построить поезд-баню и в самые короткие сроки изготовили десять специальных вагонов с дезинфекционными жарилками. Поезд предназначался в подарок бронепоезду «Илья Муромец», у которого во время одного из боев были уничтожены бытовые вагоны, но на остановках он работал и для других бойцов, и для гражданского населения.
Паровоз бронепоезда "Илья Муромец"
В 1971 г. паровоз бронепоезда установлен на Владимирской улице близ Парка им. 50-летия Советской власти. Художник С. Николаев, архитектор Н. Беспалов, инженер К. Долгов.
Основная статья:
Copyright © 2018 Любовь безусловная
Бронировать и вооружать поезда начали еще в первой половине XIX века. Но наиболее активно этот вид передвижной бронетехники проявил себя во время Великой Отечественной, хотя использовался прежде с обеих воюющих сторон и в Первой мировой, и в гражданской кампаниях. Даже в обоих чеченских конфликтах применялись специальные бронепоезда, четыре из них и сейчас находятся на вооружении российской армии. Самыми результативными в военных кампаниях по праву можно назвать советские бронепоезда, часть из которых прошла всю Вторую Мировую войну.
Особый дивизион
В начале 1942 года в советской армии сформировали 31-й отдельный отдельный дивизион бронепоездов. Прежде подобного соединения не существовало ни в одной армии мира. Бронированные поезда оснащались реактивной артиллерией, орудиями, защищенными танковыми башнями. Боевые единицы дивизиона действовали в течение трех лет, до мая 1945 года. Советские бронепоезда дошли до столицы Третьего рейха.
Дивизион, награжденный орденом Александра Невского , уничтожил фашистский бронепоезд «Адольф Гитлер», свыше сорока артиллерийско-минометных батарей, более двадцати отдельных орудий, почти полтора десятка дзотов, около ста пулеметных точек противника, десятки вражеских самолетов.
Боевые единицы дивизиона имели звучные имена, вселявшие трепет в сердца противника.
«Русский призрак» «Илья Муромец»
«Илью Муромца» в 1942 году подарили бойцам советской армии муромские железнодорожники. Бронепоезд был оснащен 45-миллиметровой броней и ни разу за время эксплуатации его не пробил вражеский снаряд. «Муромец» первый в своем роде бронепоезд, на который установили реактивные минометы «Катюши». За минуту эта передвижная махина «накрывала» территорию, равную четырем гектарам, в полуторакилометровом радиусе.
«Муромец» был довольно скоростным и сравнительно бесшумным бронепоездом, вместе с тем, обладающим колоссальной огневой мощью. За что и получил от немцев прозвище «Русский призрак». «Призрачность» броневой единицы тем временем имела вполне реальную результативность: «Илья Муромец» во время Великой Отечественной сбил 7 самолетов противника, им были уничтожены полтора десятка вражеских артиллерийских и минометных установок, поражены свыше 30 огневых точек и уничтожены более 800 гитлеровцев.
Самое знаменитый бой «Муромца» - сражение в 1944 году под Ковелем с фашистским бронепоездом «Адольф Гитлер», единственная лобовая схватка таких бронемашин в Великой Отечественной. И наш железнодорожный великан вышел из этой битвы победителем.
«Илья Муромец» не дошел до Берлина только 50 километров, и то лишь «по техническим причинам»: мост через Одер оказался разрушенным.
«Козьма Минин» сбил 15 самолетов
Еще один бронепоезд из славной когорты отдельного бронедивизиона, действовавший с февраля 1942 года. Его горьковские железнодорожники также построили на собственные средства. Зенитные артиллерийские установки «Минина» могли бить на 12 километров, кроме того, на платформах «КМ» были укреплены крупнокалиберные и зенитные пулеметы. За три года эксплуатации «Минин» сбил 15 вражеских самолетов, «КМ» оказал большую поддержку нашим войскам, воевавшим на Курской дуге.
«Балтийская» поддержка при прорыве ленинградской блокады
Бронепоезд «Балтиец» - один из первых подобных боевых единиц, действовавших в советской армии с начала Великой Отечественной войны. Судьба постройки этой машины не отличается от истории появления других ее аналогов - «Балтийца» также изготовили на собственные средства рабочие Лениград-Балтийского электродепо. Бронепоезд стал в строй уже в июле 1941 года и был направлен на Ленинградский фронт. Ленинградский узел имел хорошо развитую железнодорожную сеть, и потому «Балтиец» мог без ущерба для себя совершать дерзкие маневры, в результате которых наносил ощутимый урон противнику.
Серьезную помощь бронепоезд оказал при прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, поддерживая пехотинцев артиллерийскими ударами. Во время решающего наступления советских войск, освобождающих северную столицу от гитлеровцев, «Балтиец» продвигался вместе с наступающими соединениями Красной Армии.