Color Expert Program • Программа «Эксперт цвета». Полный курс колористики от А до Я
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ КОЛОРИСТИКИ»
Специальность
Москва
2017
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского колледж «Медведково» преподаватель к.п.н. Калугина Ю.Н.
1. Цель и задачи освоения дисциплины: Формирование у обучающихся общепрофессиональных и
профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере
профессионально-художественной деятельности и в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение, передать будущему учителю профессиональные знания и навыки в области изобразительного искусства, развить его творческие способности, заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе.
Задачи дисциплины:
- развитие профессиональных качеств, необходимых будущему учителю в области методики преподавания изобразительного искусства;
Ознакомление с методами практической работы с цветом;
Развитие у студентов чувства цвета, цветового зрения и эстетического вкуса;
Формирование знаний основ изобразительного искусства;
Развитие художественных способностей;
Изучение теоретических и практических основ изобразительной
грамоты;
Формирование умения использовать полученные знания в практической
творческой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре программы
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав вариативной части ОП.
Дисциплина «Основы колористики» является базой при изучении целого ряда
дисциплин, где необходимы знания об основных закономерностях гармонизации цвета
для решения различных художественных задач в области живописи, декоративно-прикладного искусства,
методики обучения ИЗО и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины :
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия изобразительного искусства.
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации.
ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.
Знать:
Основные законы и научные основы колористики;
Специфику воздействия цвета на человека;
Особенности применения цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе.
Уметь:
Грамотно решать задачи гармонизации цвета в художественном творчестве;
Использовать язык воздействия цвета на человека при выполнении графических, живописных, декоративных и оформительских работ;
Грамотно подбирать, смешивать и сочетать цвета в различных изобразительных техниках;
Анализировать цветовое решение художественных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
|||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
в том числе : | |||||
Домашние практические задания: упражнения, эскизы | |||||
Реферат | |||||
Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет |
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
п/п | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Объем (ауд. часов/в том числе в интерактивной форме) | СРС | Всего |
|
Научные основы цветоведения. | |||||||
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
|
Научные основы цветоведения. | Тема 1.4. Контрасты. Контраст светлого и темного. Хроматические контрасты. Тема 1.4. Гармонизация цвета. Монохромии. Полихромии. Типы колорита. | Проблемно-поисковые. |
|
Воздействие цвета на человека. | Тема 2.1. Виды цветового воздействия. Физиологическое, оптическое, психологическое воздействие цвета. | Традиционные: лекции, практические задания. Информационные: Презентации с обсуждением. Исследовательские и проектные. Проблемно-поисковые и творческие. |
- Образовательные результаты обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование раздела дисциплины | Код компетенции |
||||||
Научные основы цветоведения. | ОК.1 | ПК 1.2 | ПК 1.3 | ПК 3.2. | ПК 3.4 | ПК 4.1 | ПК 4.2. |
Воздействие цвета на человека. | ОК.1 | ПК 1.2 | ПК 1.3 | ПК 3.2 | ПК 3.4 | ПК 4.1 | ПК 4.2. |
- Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы:
Преподаватель данной дисциплины должен делать акцент на дидактических принципах активности, проблемности, прочности и системности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами проблемы, которые они обязаны анализировать в течение всего учебного курса; согласовывать содержание тем, по которым проводятся занятие, с задачами по формированию компетенций, использовать информационные технологии и технические средства обучения.
В учебном процессе по дисциплине «Основы колористики» применяются такие формы лекций как: лекция-визуализация с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, презентации по изучаемым темам), лекция информационная.
Порядок проведения лекционного занятия
Вводная часть, знакомящая обучающихся с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы;
Основная часть, раскрывающая тему лекции;
Заключительная часть, содержащая выводы и обобщения.
Практические занятия направлены на развитие самостоятельности и приобретение умений и навыков. Они углубляют и расширяют знания, полученные на лекциях. Практическое занятие предполагает выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя упражнений и творческих заданий в художественном материале (гуашь, темпера ПВА).
В процессе выполнения практических заданий обучающиеся приобретают опыт, навыки, необходимые для решения колористических задач, у них развивается мастерство, воспитываются художественный вкус и культура. Основная задача практических занятий самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
Одним из методов обучения на практических занятиях является совместное обсуждение практических работ, который предусматривает обсуждение какого-либо вопроса с намерением достичь общего решения. В обсуждении принимает участие вся группа, по очереди высказывая собственную точку зрения.
Порядок проведения практического занятия
1. Вводная часть:
– сообщение темы и цели занятия;
– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы (показ презентации, наглядного материала по теме)
2. Основная часть:
– выполнение упражнений на закрепление теоретических знаний по цветоведению;
– обсуждение в группе;
– обобщение знаний на основе наглядного материала и творческих работ из методического фонда;
3. Заключительная часть:
– обобщение и систематизация полученных результатов;
– подведение итогов практического занятия и оценка работы обучающихся. Практическая часть программы по композиции построена в последовательности
изучения материала от простого к сложному, т.е. от овладения формальными признаками композиции к постепенному изучению пространственной жанровой композиции натюрморта.
Раздел 1. Научные основы цветоведения.
Тема 1.1. Физические и физиологические основы учения о цвете.
Восприятие цвета как процесс, обусловленный физическими, физиологическими и психологическими стимулами. Ощущение как простейший психологический акт, обусловленный физиологией зрения. Особенности зрения у человека. Строение глаза. Трехцветная теория зрения. Зрение как иллюзия цвета, форм, пространства и движения.
Физическая природа света и цвета. Физика цвета – основные пути образования цвета. Электромагнитная природа цвета. Световые волны и световые частицы. Длина волны и частота колебаний в цветовом спектре. Три части светового потока: отраженная, пропущенная, поглощенная. Два типа отражения светового луча – зеркальное и диффузное. Источники света: естественные и искусственны е.
Тема 1.2. Основные характеристики цвета.
Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Цветовой спектр. Основные смешанные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Собственные качества: тон, светлота и насыщенность и их взаимосвязь с зрительным восприятием человека. Несобственные качества цвета: легкость, тяжесть, мягкость, жесткость и т.д. и их взаимосвязь с эмоциональным восприятием человека. Смешение цветов, его физические и химические механизмы. Субстрактивное и аддитивное смешение цветов. Слагательное и вычитательное типы смешений
Тема 1.3. Систематизация цветов.
Краткие сведения по истории возникновения цветовых систем в культуре древних народов и в период Средневековья. Появление научно-обоснованных принципов классификации цветов: система Леонардо да Винчи, теория Ньютона, теория цветов Гёте. Возникновение цветового круга. Разновидности цветовых кругов (по Адамсу, Бецольду). Другие способы систематизации цветов: пирамида Ламберта, цветовой шар Рунге, двойная пирамида Освальда, пространственная модель и цветовой атлас Генри Мэнселла.
Изготовление цветовых кругов с 24 секторами и 2-мя степенями светлоты (по Адамсу, Освальду, Козлову), А3, гуашь или темпера.
Изготовление 12-частного цветового круга (по Бецольду, Иттену), А3, гуашь или темпера
Тема1.4. Контрасты.
Контраст светлого и темного.
Ахроматический и хроматический контрасты. Характеристика ахроматических цветов: черного, белого, серого. Ахроматическая шкала из 9-ти и 5-ти ступеней. Пограничный световой контраст. Одновременный световой контраст. Реагирующие и индуктирующие поля. Явление иррадиации. Усиление и ослабление контраста по светлоте. Собственная светлота хроматических цветов. Значение ахроматического контраста для живописи, графики, декоративных работ и дизайн-проектирования
Хроматические контрасты.
Одновременный цветовой контраст. Пограничный цветовой контраст. Способы их усиление и ослабления. Контраст основных и вторичных цветов. Участие ахроматических цветов в цветовом контрасте. Осветление и затемнение цветов. Использование контраста по цвету в дизайне и декоративном искусстве. Контраст по насыщенности. Способы ослабления насыщенности цвета: смешение с белым, смешение с черным, смешение с серым, смешение с дополнительным цветом
Контраст дополнительных цветов. Характеристика дополнительных цветов. Определение дополнительных цветов с помощью 12-частного цветового круга. Физика дополнительных цветов. Смешение дополнительных цветов. Контраст дополнительных цветов в природе, искусстве и дизайне.
Контраст теплых и холодных цветов. Характер теплых и холодных цветов в сопоставлениях. Субъективное восприятие теплых и холодных цветов и их учет в проектировании интерьеров. Усиление и ослабление контраста теплых и холодных цветов.
Контраст по площади цветовых пятен и симультанный контраст. Влияние светлоты и площади цветового пятна на силу воздействия цвета. Числовые соотношения основных и вторичных цветов по Гёте. Круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов и его пропорции. Усиление, ослабление контраста по площади цветовых пятен. Явления последовательного или симультанного контраста. Его примеры при взаимодействии хроматических и ахроматических цветов, хроматических, недополнительных друг другу цветов. Нейтрализация действия симультанного контраста.
Практическая и самостоятельная работа обучающихся.
Выполнить ахроматические шкалы из 9-ти и 5-ти ступеней. Взять 2 квадрата из 25 клеток (5х5). Используя все оттенки ахроматических цветов из 5-ступенчатой шкалы, закрасить клетки квадратов так, чтобы одинаковые цвета не соседствовали друг с другом. При этом, контраст светлых и темных цветов в одном из квадратов, должен быть значительно сильнее, чем в другом. (А4, гуашь или темпера).
Взять квадрат из 9-ти клеток (3х3). Центральный квадрат закрасить одним из основных или вторичных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). В другие клетки поместить остальные из этих 6-ти цветов + серый, соответствующий собственной светлоте цвета в центре квадрата. При этом, цвета нужно довести до светлоты этого серого цвета, подмешивая к ним черный или белый.(А3, гуашь или темпера).
Составить 5-ступенчатые шкалы основных цветов, вторичных цветов, основных цветов + черный и белый, вторичных цветов с чередованием осветленных и затемненных. Используя различные пары полученных шкал, выполнить 2 квадрата из 25 клеток (5х5). Клетки квадратов закрасить так, чтобы одинаковые цвета не соседствовали друг с другом. При этом, контраст по цвету в одном из квадратов должен быть значительно сильнее, чем в другом. (А3, гуашь или темпера).
Выполнить 6 5-ступенчатых шкал смешения хроматических цветов с серым, соответствующим их собственной светлоте. (А4, гуашь или темпера).
Составить 5-ступенчатые шкалы смешения различных пар дополнительных цветов (желтый - фиолетовый, оранжевый – синий, красный – зеленый). Используя все цвета одной из шкал, закрасить клетки квадрата из 25 клеток (5х5). При этом, одинаковые цвета не должны соседствовать друг с другом. (А4, гуашь или темпера).
Выполнить 5-ступенчатые шкалы смешения теплых и холодных цветов (сине-зеленый к желто-зеленому, красно-оранжевый к красно-фиолетовому, фиолетово-красный к фиолетово-синему). (А4, гуашь или темпера).
Выполнить полосы гармоничных соотношений пятен разных пар или троек цветов. Например, желтый:фиолетовый (3:9), оранжевый:синий (4:8), красный:зеленый (6:6), желтый:оранжевый (3:4), желтый:красный (3:6), желтый:красный:синий (3:6:8). (А4, гуашь или темпера).
Выполнить 2 квадрата одного цвета (красного, синего, желтого, оранжевого, зеленого или фиолетового), имеющих в центре небольшой квадрат серого цвета, соответствующего собственной светлоте данного цвета. Во 2-м квадрате ослабить действие симультанного контраста. (А4, гуашь или темпера).
Тема 1.4. Гармонизация цвета.
Монохромии.
Понятие цветовой гармонии, разновидности цветовых гармоний: ахроматическая, однотоновая, родственная, родственно-контрастная и гармония дополнительных цветов.
Ахроматическая гармония. Использование 9-ступенчатой шкалы для создания различных типов ахроматических гармоний: светло-серой, темно-серой, контрастной. Применение ахроматической гармонии в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в оформительской деятельности, в дизайне. Значение предварительных ахроматических эскизов при выборе цветового решения.
Однотоновая гармония или монохромия. Построение однотоновой шкалы из 15 ступеней и ее использование в процессе выполнения гармонии. Примеры использования монохромии в дизайне, декоративном искусстве, в искусстве и культуре различных времен и народов.
Полихромии.
Гармония родственных цветов или хомеохромия. Характеристика родственных цветов. Использование цветового круга с 24 секторами (по Освальду, Адамсу, Козлову и Шугаеву) для создания цветовых гармоний родственных цветов. Основные правила гармонизации родственных цветов. Характеристики различных видов родственных гармоний. Примеры использования хомеохромии в изобразительном искусстве, дизайне, художественном оформлении интерьера.
Характеристика родственно-контрастных цветов. Использование цветого круга с 24 секторами (по Освальду) для создания цветовой гармонии родственно-контрастных цветов. Теория гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов по системе В.Козлова. Сочетание пары цветов по хорде. Варианты получения гармоний пары цветов и их обогащение. Триады: тупоугольные, равносторонние и прямоугольные треугольники. Сочетание 4-х цветов по прямоугольнику. Использование в данных гармониях цветов из осветленных и затемненных рядов.
Теория цветовых созвучий по Иттену. Созвучие двух цветов, как гармония дополнительных цветов. Выбор дополнительных цветов по цветовому кругу из 12 секторов. Использование в гармонии ахроматических цветов и оттенков, полученных при смешении дополнительных цветов друг с другом, а также с черным и белым. Примеры гармоничного сочетания дополнительных цветов в изобразительном искусстве и дизайне.
Созвучие трех цветов. Выбор триад гармоничного сочетания цветов из 12-частного цветового круга по равностороннему и равнобедренному треугольникам. Созвучие 4-х цветов с использование квадрата и прямоугольника. Определение гармоничного сочетания осветленных, затемненных и чистых цветов с использованием шара Рунге. Созвучие 6 цветов. Характеристика созвучий и пример их использования в живописи, декоративном искусстве, дизайнерской и оформительской практике.
Типы колорита.
Определение понятия «колорит». Систематизация колорита по используемым цветам: теплый, холодный, монохромный, двухцветный полихромный, цветовой и декоративный. Различные типы колорита по систематизации профессора Л.Н.Мироновой: насыщенный (яркий), разбеленный (высветленный), ломаный (серый), зачерненный (темный) и классический (гармонизированный). Место различных типов колорита в культуре и искусстве разных времен и народов. Их зависимость от исторических, экономических предпосылок и эстетических представлений людей различных эпох. Примеры произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, выполненных в соответствии с рассмотренными типами колорита.
Практическая и самостоятельная работа обучающихся
Выбрать из 9-ступенчатой ахроматической шкалы 3-4 оттенка. Выполнить 3 геометрических композиции в светло-серой, темно-серой и контрастной ахроматических гармониях. К каждой композиции прилагается шкала выбранных оттенков. (А4, гуашь или темпера).
Выполнить 3 однотоновых шкалы любых цветов. Используя их, выполнить 3 геометрических однотоновых композиции. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).
выполнить 3 одинаковых геометрических композиции: в ахроматической гармонии из 3-4 цветов (т.н. тональный эскиз), вторая и третья композиции выполняются в различных родственных гармониях (одна должна быть «теплой», другая – «холодной»). К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).
Выполнить 4 одинаковых геометрических композиции. Первая - ахроматическая (тональный эскиз). Вторая, третья и четвертая композиции выполняются по триадам (прямоугольный равносторонний и тупоугольный треугольник. К каждой композиции прилагается шкала выбранных цветов. (А4, гуашь или темпера).
Практическое задание: выполнить 2 одинаковых геометрических композиции. Первая ахроматическая (тональный эскиз). Вторая выполняется в гармонии одной из пар дополнительных цветов, выбранных из 12-частного цветового круга.(А4, гуашь или темпера).
Выполнить 2 одинаковых геометрических композиции. Первая ахроматическая (тональный эскиз). Вторая композиция выполняется по любому созвучию 3-4 цветов по 12-частному цветовому кругу. (А4, гуашь или темпера).
По усмотрению преподавателя количество заданий может быть сокращено.
Раздел 2. Воздействие цвета на человека.
Тема 2.1.Виды цветового воздействия.
Физиологическое воздействие цвета.
Воздействие цвета на физиологию человека. Характеристики физиологического воздействия ахроматических и спектральных цветов. Впечатления о температуре, весе, расстоянии, плотности, фактуре, запахе и вкусе окрашенных объектов. Цветодиагностика и цветотерапия
Оптическое воздействие цвета.
Оптические явления и иллюзии, вызываемые цветом. Основные оптические особенности групп красных и синих цветов. Примеры оптических явлений при взаимодействии различных цветов. Цветовое образование и разрушение формы. «Весовые» категории цвета. Цветовое ретинальное и голографическое формообразование. Цветовое восприятие вербального и печатного текста. Учет оптического воздействия цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе для корректировки восприятии формы, изменения внешнего вида предметов.
Психологическое воздействие цвета.
Ассоциативно-эмоциональное восприятие цветовых отношений. Цветовые ассоциации как несобственные качества цвета. Особенности их формирования у людей в процессе исторического развития. Таблица цветовых ассоциаций на основе исследований Р.Арнхейма, Г.Цойгнера, Г.Фриллинга, К.Ауэра. Символическое значение спектральных и ахроматических цветов. Характеристики психологического воздействия различных цветов и их сочетаний. Учет факторов эмоционально-психологического воздействия цвета в выборе колорита для произведений живописи, декоративных и оформительских работ,дизайнерских решений различного назначения. Цветовые предпочтения – интегральная характеристика психологического состояния личности и ее определение с помощью теста Люшера. Коррекция цветопредпочтений и их учет в создании комфортной жизненной среды человека.
Практическая и самостоятельная работа обучающихся
Выбрать объемные фигуры (куб, параллелепипед, призму, пирамиду и т.п.) или силуэты какой-либо формы (можно брать простую геометрическую – овал, квадрат, ромб или абстрактную). Раскрасить их и поместить на соответствующий фон так, чтобы подчеркнуть форму, изменить или подчеркнуть величину, положение на листе или в пространстве, оптически видоизменить формы цветом путем создания иллюзий объемности, масштабности, глубинности, направленности, динамичности, акцента и полного разрушения. Можно выполнить не все задания, а 2 или 3 из них по выбору студента.(А4, гуашь или темпера).
Выполнить абстрактные композиции, передающие различные эмоциональные состояния человека (жизнерадостность, покой, тревогу и т.д.), используя цветовые ассоциации. (А3, смешанная техника).
Тема 2.2. Язык цвета в изобразительном искусстве, дизайне и рекламе.
Применение цвета в изобразительном искусстве.
Палитра цвета и художественных техник в изобразительном искусстве: станковая и монументальная живопись, графика. Структура передачи цветового пространства в произведениях изобразительного искусства. Цвет и краски: азбука цвета, название, происхождение и свойства красок.
Цвет в дизайне.
Язык цвета в дизайне одежды. Диагностика личности по цвету одежды. Корректировка личности с помощью цвета в одежде. Создание цветом определенного имиджа и поддержка стиля в одежде.
Цвет в дизайне интерьера. Основные факторы, влияющие на выбор цвета в интерьере: размеры, освещение, микроклимат. Его архитектурные и планировочные особенности, функционально-целевое назначение, стилистика, цветовые предпочтения людей, использующих данный интерьер и цвета мебели, оборудования, входящих в его состав. Рекомендации по колористике жилых комнат различной планировки и назначения (гостиные, спальни, кабинеты, детские). Советы по цветовому оформлению типовых квартир. Примеры цветового решения помещений общего пользования (прихожие, кухни, ванные). Отдельные рекомендации по окраске общественных интерьеров (столовых, конференц-залов, офисов, холлов, лечебных и учебных учреждений) с учетом различных факторов воздействия цвета на человека (физического, оптического и психологического).
Функции цвета в рекламе: привлечение внимание, способствование пониманию сути рекламируемого товара или услуг, улучшение запоминания, выделение визуальных компонентов изображения, помощь в выборе товаров подходящего качества и цены, формирование позитивного отношения к рекламе. Требования к шрифту в рекламе: читаемость, уместность, гармоничность и акцентированность. Учет психофизиологических возможностей воздействия цветов в рекламе.
Контрольная работа.
Анализ цветового решения художественных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка рефератов, докладов или сообщений
Колорист v1.7.0 Это простой и эффективный учет работы Вашей лаборатории (лабораторий) поизготовлению автоэмалей. «Колорист» очень прост в работе. Эта программа решает все Ваши проблемы. Это надежный партнер и помошник в Вашем, специфичном с точки зрения учета, бизнесе. Проверьте это сами: Скопируйте демо-версию «Колорист» и посмотрите её. (Демо-версия почти ничем не отличается от «боевой», но имеет ограниченный срок работы.). Вниманию программистов коммерческих фирм: Коллеги! Вам больше не придется тратить время и силы на обучение колеровщиков и менеджеров работе с программой, они больше не будут отвлекать Вас своими вопросами от работы. «Колорист» - исключительно надежен в работе. Последствия любых катастроф (скачки напряжения, сбои в дисковой системе, сетевые аварии, зависания Windows) устраняются автоматически. «Колорист» практически не требует сопровождения и администрирования. «Колорист» полностью защищает Ваши данные от «посторонних глаз». Он поддерживает многопользовательский режим с разграничением прав, защищенный небратимо зашифрованным паролем. Поэтому «Колорист» не дает возможности изменить какие-то данные без ведома директора, администратора. Колеровщик больше не сможет сказать, что недостача у него в лаборатории – это столько клиентов приходило, и заказало эмаль… Ему нужно будет полностью отчитаться по расходам на основании данных, выданных программой. И в лаборатории должно остаться именно столько грамм каждого микса, сколько показала программа по производственному отчету на данный период. Что может «Колорист»? Практически все, что может понадобиться для нормальной работы вашей раборатори: - Составлять производственные отчеты. - Составлять различного рода статистические и аналитические отчеты (по клиентуре, по миксам, по эмалям). - Вести учет заказов. - Вести Оперативный учет выручки. - Улучшить условия труда Ваших колеровщиков. «Колорист» бывает разным: Локальная версия «Колорист» - рассчитана для работы на одном компьютере, поддерживает ту же функциональность, что и сетевая версия, но вся работа ложится на один компьютер. Сетевая версия «Колорист» - рассичтана на работу в сетях на базе Windows. Например: колеровщики заносят только рецепты в данные заказов, а сами заказы формирует продавец в выставочном зале вашей фирмы, и об исполнении заказа можно узнать уже через программу, посмотрев занесенность рецепта в заказ, и выдать клиенту соответствующую информацию по его заказу. Также можно оперативно вывести на печать рецепт заказа, чтобы клиент в следующий раз мог прийти только с этим рецептом, и колеровщик, найдя его в базе данных, мог быстро сформировать новый заказ на основе существующего, и слив необходимые компоненты в считанные минуты выдать клиенту готовую эмаль. Исключительно выгодные условия лицензирования: Число рабочих мест в любой версии программы – не лимитировано! Вам не нужно будет докупать дополнительные рабочие места, как во многих других программах! Число рабочих мест определяется только возможностями Вашего сервера и локальной сети! Внимание! Для начала работы с программой выберите имя пользователя - Администратор Пароль - 123 (Далее Вы их сможете сменить).
Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции, разработана на основе Программы В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы. Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Цветоведение - наука о цвете включающая знания о природе цвета, основных, составных, и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции, разработана на основе Программы В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также о рганизации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы. Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Цель курса – дать представление о науке цветоведения, умению использовать в практической работе на уроках композиции знания о цветоведение,
Задачи курса
Обучение основам теории и практики науки цветоведения, раздел колористики;
Обучение основам композиционной грамоты, использование знания о колористике на уроках композиции;
Формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений использовать художественно - выразительные средства цветовой композиции – цвет и мазок;
Развитие у учащихся способности видеть и изображать цветосветовых отношений в предметах;
Развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно- творческой активности.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения предмета:
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы;
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
- овладение основами культуры практической творческой работы живописными художественными материалами и инструментами;
- овладение средствами художественного изображения в живописи;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;
Метапредметные результаты освоения предмета:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
- развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному восприятию мира;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;
Предметные результаты освоения предмета:
- эмоционально – ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической позиции;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить информации по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности;
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в цветовой композиции, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.
На уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся, знакомство учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета).
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Основные формы художественной деятельности учащихся: основной формой работы является рисование с натуры и по представлению, изображение объемных предметов и пространства на плоскости, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
Формы домашних заданий : наброски, для развития зрительного восприятия, и развития моторики рук, как правило быстрые зарисовки, не сложных предметов.
Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и изучении наглядного материала, и при помощи педагогического рисунка.
1 год обучения – основные и дополниельные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета, воздушная и линейная перспектива;
2 год обучения – влияние ахроматических цветов на хроматические, теплые и холодные цвета, особенности цветового решения композиции, в зависимости от воздействия внешних факторов;
3 год обучения – цветовой контраст и цветовая гамма в композиции;
4 год обучения - характеристика и свойства цвета – тон, насыщенность, светлота;
5 год обучения –знакомство с техниками акварельной живописи, изучение цветового спектра;
6 год обучения – влияние цвета на форму предмета, конструктивная и пластическая форма, искусственное и естественное освещение;
7 год обучения –наличие трех цветов- локальный цвет, цвет гамма и цвет света, влияние освещения на предмет с разных точек зрения;
8 год обучения – физические основы цвета, цветовые иллюзии, психологические основы цвета;
9 год обучения – опыт мировых художников в цветоведение, способы и решения цвета в композициях.
- Тематическое планирование
1 год обучения (34 часа)
Тема урока | Кол-во уроков | Домашнее задание |
|||
«Шестицветик» | Основные и дополнительные цвета. Задание: выполнить шестицветик, смешивая основные цвета. | Понимать роль основных цветов, в образование многоцветия мира. Уметь смешивать из основного дополнительного цвета. | Наброски |
||
«Серебрянный замок» | Ахроматические цвета. Шкала градации серого. Задание: выполнить рисунок замка, используя черный и белый цвет. | Уметь смешивать оттенки серого. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство. | Наброски |
||
«Радуга в городе» | Хроматические цвета. Задание: выполнить рисунок города с радугой. | Знать хроматические цвета. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа. | Наброски |
||
«Паутинка» | Задание: выполнить рисунок паутинки, смешивая ахроматическими с хроматическими цветами. | Наброски |
|||
«Цветок» | Теплые и холодные цвета. Задание: выполнить рисунок цветка, одна половинка теплая, другая холодная. | Наброски |
|||
«Лес холодной страны» | Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами. | Наброски |
|||
«Лес теплой страны» | Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов; | Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
||
«Гусеница» | Линейная и воздушная перспектива. Задание: выполнить рисунок гусеницы, применяя законы линейной и воздушной перспективы. | Применять законы линейной и воздушной перспективы в рисунке. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
2 год обучения (34 часа)
Тема урока | Кол-во уроков | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
||
Влияние ахроматических на хроматические цвета «Город» | Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает. Задание: выполнить рисунок города хроматическими цветами, отражающегося в ахроматическом озере; | Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
||
Теплые и холодные цвета «Перо Жар птицы» | Теплые и холодные цвета. Влияние теплых на холодные. Задание: выполнить рисунок пера Жар- птицы, теплое перо в окружение холодного фона; | Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство. | Наброски |
||
Теплые цвета «Рыбка» | Теплые цвета. Смешивание теплых цветов. Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки теплых цветов; | Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа. | Наброски |
||
Холодные цвета «Рыбка» | Холодные цвета. Смешивание холодных цветов. Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов; | Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции - главный предмет располагается в центре листа. | Наброски |
||
Цветовой тон «Розовы лес» | Понятие тон. Тональная раскладка (розового) Качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет; | Наброски |
|||
Цветовой тон «Замок снежной королевы» | Понятие тон. Тональная раскладка (синего). Качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет; | Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами. | Наброски |
||
«Мой дом- утром» | Состояние природы – утро. Особенности цветового решения пейзажа утром. Задание: выполнить рисунок утреннего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности утреннего пейзажа; | Наброски |
|||
«Мой дом – вечером» | Состояние природы – вечер. Особенности цветового решения пейзажа вечером. Задание: выполнить рисунок вечернего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности вечернего пейзажа; | Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
3 год обучения (34 часов)
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Учебно- практические оборудование:
- краски акварельные;
Краски гуашевые;
Бумага А-3;
Кисти «Белка» № 3,5,7;
Емкость для воды;
Палитра;
Простые карандаши;
Зажим;
Модели и натурный фонд:
Гипсовые геометрические тела;
- муляжи овощей и фруктов;
Драпировки;
Макеты;
Керамические изделия;
Предметы быта;
Специализированная учебная мебель:
Стулья;
Ученический стол;
Доска;
Тумба для натюрморта;
Мольберты;
6. Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
Названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);
Об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);
Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,
Об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания желтой и красный красок, зеленый – от смешивания желтой и синей, фиолетовый – от смешивания красной и синей).
Простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);
Деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
О взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
Основные средства художественной выразительности в живописи: мазок, тон, цвет, форма, перспектива;
О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски и гуашевые краски;
О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
Учащиеся должны уметь:
Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
Правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
Стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.
Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;
Правильно определять и изображать цвет;
Чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
Уметь пользоваться красками (гуашь и акварель)
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
Развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
Иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
Использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
Критерии оценки творческих работ
Требования для композиции(основы цветоведения)
Оценка 5 (пять):
- Верное композиционное размещение предметов на изобразительной плоскости.
- Четко прослеживается подготовительный линейный рисунок.
- Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
- При выявлении средствами акварельной(гуашевый) живописи светотеневой моделировки формы сохранен собственный (локальный) цвет предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.
- Определены цветовые соотношения и выразительно цветовое решение.
Оценка 4 (четыре):
- Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
- Правильны пропорциональные соотношения и перспективное решение.
- Недостаточно учтено влияние на предметы натюрморта (пейзажа) световой среды и цветового окружения или в отдельных участках.
- Неверно передается локальный цвет предметов.
- Недостаточно выразительно цветовое решение предметов.
Оценка 3 (три):
- Работа выполнена со значительными нарушениями.
- Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Переданы пропорциональные соотношения.
- Найдено перспективное решение.
- Недостаточно выразительно цветовое решение.
- Недостаточно выявлена форма предметов.
- Плохо передано влияние световой среды и цветового окружения.
- В отдельных участках неверно передается локальный цвет предметов.
Оценка 2 (два):
- Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
- Неумелый подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
- Не выявлена форма предметов.
Оценка 1 (один):
- Работа не выполнена.
Продолжительность: 5 дней (каждый день по 8 часов)
Колористика - самое сложное и самое востребованное направление в работе стилиста.
Полный курс колористики даст Вам свободу творчества и уверенность в своих силах. Больше не будет задач, которые Вы бы не могли решить!
- Вам знакома неуверенность в выборе оттенка?
- Вам случалось «не попадать» в цвет?
- Как удалить нежелательные цветовые нюансы?
- Как подобрать идеальный оттенок блонда, русого, коричневого?
- Как создать сочные, яркие и одновременно стойкие цвета?
Группы не более 10 человек, индивидуальная работа с каждым обучающимся. Полный курс состоит из 4 полноценных семинаров, которые гарантируют интенсивное погружение в мир колористики.
По окончании всего курса проводится АТТЕСТАЦИЯ, и на основании ее слушателю выдается Диплом Color Expert. Но каждый семинар также сертифицируется отдельно.
Часть 1. The Basics of Color (Основы колористики)
Продолжительность: 2 дня (каждый день по 8 часов)
- Чувство цвета, чувство меры, чувство формы.
- Физика, химия, биология цвета.
- Первичные, вторичные, третичные цвета. Работа с цветовым кругом.
- Виды красителей и окрашиваний.
- Что такое фон осветления и его важность в составлении формул.
- Работа с сединой.
- Важность диагностики волос и ее влияние на результат окрашивания.
- Составление формул.
Часть 2. Sultry Blond (Все о блонде)
- Общение с блондинкой и как правильно выбрать оттенок блонда, благодаря цветотипам.
- Особенности работы с обесцвечивающими препаратами.
- Особенности работы с суперосветляющим рядом.
- Верный выбор окислителя как залог успеха при создании блондов.
- Пастельное или интенсивное тонирование.
- Как избежать эффекта «горящих» корней и серой длины.
- Формулы для создания теплых или холодных оттенков блонда.
- Практическая отработка колористическими красителями из системы VERO K-PAK COLOR на моделях.
Часть 3. Vibrant Colors (Сочное окрашивание)
Продолжительность: 1 день (8 часов)
- Оттенок, насыщенность, яркость.
- Использование фона осветления (ФО) при создании ярких и сочных оттенков.
- Красный без рыжего и рыжий без красного.
- Все многообразие коричневых и как создать идеальный цвет.
- Двойная система окрашиваний для создания и стойкости оттенков.
- Составление формул.
- Практическая отработка колористическими красителями из системы VERO K-PAK COLOR на манекенах.
Часть 4. Advanced Coloring Hints (Сложные случаи в окрашиваниях)
Продолжительность: 1 день (8 часов)
- Как исправить неудачное окрашивание. Демаркационные полосы.
- Из темного в светлый. Все о смывках.
- Из светлого в темный. Все о пигментации.
- Окрашивание после прямых красителей. Как удалить прямые пигменты?
- Общение с клиентом. Верный план работ, расчет стоимости и времени окрашивания.
- Аттестация по курсу: самостоятельное создание плана работ, формул окрашивания и практическая отработка на модели.
СТОИМОСТЬ КУРСА: 30 000
КОЛОРИСТИКА
Пособие для студентов по специальности
«профессиональное обучение (дизайн)»
Подписано в печать 28.11.2003. Формат 60*84/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,5.
Тираж 200 экз. Заказ № 45
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано на участке оперативной типографии
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
ББК 85.12 К 613
Колористика: Пособие для студентов по специальности «профессиональное обучение (дизайн)»/Автор-составитель А.А. Васильева. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет И.Я.Яковлева, 2003. - 73 с.
Печатается по решению ученого совета Чувашского, государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Пособие содержит рабочую программу, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу, теоретический материал, тематику рефератов и приложения.
Рецензенты:
С.А. Стройнов, член союза дизайнеров ЧР, член правления союза дизайнеров ЧР.
Н.А. Алимасова, канд. пед. наук, доцент кафедры живописи Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Заслуженный работник образования ЧР, член союза художников России.
А.А. Флегентов. зав. кафедрой технологии и предпринимательства Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доцент, Заслуженный работник-высшей школы ЧР.
Васильева А.А., составление. 200.3 ©Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2003
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность дизайнера неразрывна с понятием «цвет», так как невозможно создавать образы и объекты, лишенные цвета. Поэтому значение изучения цвета в дизайн-образовании вряд ли кто будет оспаривать.
Данное пособие предназначено для студентов художественно-графического факультетов по специальности «профессиональное обучение (дизайн)» со специализацией «интерьер» как очного, так и заочного обучения.
Оно содержит рабочую программу, список предлагаемой литературы, теоретический материал, примерные практические задания, таблицы и список использованной литературы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОЛОРИСТИКЕ
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
1. Введение. Терминология. Основные группы цветов. Однотоновые цвета. Родственные и родственно-контрастные цвета. Контрастные цвета. Колорит. Закономерности колорита.
2. Цветовая гармония. Классификация цветовых гармоний. Однотоновые цветовые гармонии. Гармония родственных цветов и родственно-контрастных цветов. Гармония равностороннего, прямоугольного и равнобедренного треугольников. Гармония контрастных цветов. Проблема цветовой гармонии. Цветовые гармонии в дизайне.
3. Психологическая теория цветовых гармоний. Цветовые ассоциации, символика.
4. Гармония цветов в интерьере. Общие положения. Основные принципы моделирования цветового климата. Цвет как фактор зрительного комфорта. Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Цвет как эстетический фактор. Цвет как средство выявление формы и организации пространства. Цвет как средство информации.
5. Особенности проектирования цветовой среды. Производственные здания. Учебные помещения. Общественные здания. Цвет в художественном конструировании изделий. Цвет в рекламе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Изображение семантических триад (мягкий - жесткий - колючий; сладкий - вкусный - горький и т.д.)
2. Изображение оттенков одного и того же цвета, ассоциирующихся с различными качествами (спокойный, драматический, героический, веселый, грустный).
3. Составление композиций из выкрасок нескольких цветов на ассоциации: температурные, осязательные, эмоциональные, акустические, возрастные, географические.
4. Составление композиции из соответствующих цветов «портрета товарища» или «автопортрета».
6. Составление композиций на гармонические сочетания цветов: однотоновых, родственных, родственно-контрастных, контрастных.
7. Составление композиций по цветовой организации пространства на оптические ассоциации с природными явлениями (осень, зима, весенние перевертыши и т.п.).
8. Составление композиций по цветовой организации пространства на основе неоптических ощущений (напряжение, динамика, ритм и т.п.).
9. Составление композиций по цветовой организации пространства на составление «интерьеров-портретов», дающих представление о каком-либо персонаже, социально-культурном явлении, об отвлеченном понятии, идее.
10. Составление композиций по цветовой организации пространства на внеассоциативной семантике цвета (мелодия, спорт, искусство и т.п.).
11. Составление цветовых схем интерьеров по заданным параметрам: функция, размеры, пропорции, направленность световых проемов по сторонам света, микроклимат.
1. Дерибера М. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиз-дат, 1984.-183 с.
2. Миронова Л.И. Цветоведение. - Минск: Высшая школа 1984.-284 с.
3. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высшая школа 1984.-166 с.
4. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство - М.: Стройиздат, 1973. - 116 с.
СВЕТ И ЦВЕТ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цветоведение является наукой, занимающейся вопросами восприятия, определения расчета и измерения цвета. Цветоведение сравнительно молодая наука, оформившаяся во второй половине XIX в. С того времени началось ее довольно быстрое развитие. В настоящее время цветоведение находит все большее и большее применение в светотехнике и в других областях науки, в ряде областей промышленности, в искусстве и т.п.
Цвет нельзя рассматривать без света. Велика роль света в жизни человека. Невозможно представить себе жизнь без света. Все живые организмы и растения, окружающие нас, развиваются под влиянием света и сопутствующих ему ультрафиолетовых и инфракрасных излучений.
Свет дает нам возможность видеть и изучать все окружающее нас на земле и в беспредельном мировом пространстве. С помощью света человек все глубже и глубже познает природу, все больше расширяет границы своего познания.
Мы ощущаем свет при помощи органа зрения - глаза, и ощущаем мы не только свет, но и цвет.
Первичным является излучение, воздействующее на органы чувств, а ощущение света и цвета возникает в результате воздействия излучения на светочувствительные клетки глаза. Различные ощущения того или иного цвета объясняются различной длиной световых волн.
Еще в древние времена, на заре возникновения научной мысли, возник вопрос о том, что такое свет. Древнегреческими учеными была высказана гипотеза о так называемых глазных лучах, исходившая из предположения, что глаза испускают лучи, которые ощупывают необходимые предметы, чтобы узнать их.
Гипотеза о глазных лучах господствовала в течение многих столетий.
В конце XVII столетия были предложены две теории, совершенно по-разному трактовавшие сущность распространения света.
Теория Ньютона предлагала рассматривать луч света как поток материальных частиц - корпускул, которые излучаются светящимся телом и, попадая в глаз, вызывают ощущения света.
Вторая теория, развитая Гюйгенсом, носившая название волновой теории света, исходила из того предположения, что вся вселенная заполнена идеально упругой средой, называемой эфиром. С появлением в некоторой точке эфира источника света частицы эфира начинают совершать быстрые колебания. Являясь центром упругой деформации, каждая колеблющаяся частица эфира приводит в колебание соседнюю частицу, а та - следующую и т.д. Распространение этих колебаний в эфире и представляет собой луч света.
В середине XIX столетия было доказано теоретически и экспериментально, что свет - это электромагнитные колебания. Согласно электромагнитной теории света, разработанной знаменитым английским физиком Максвеллом, свет представляет собой электромагнитные колебания, т.е. периодические изменения электрического и магнитного полей в пространстве. Электромагнитная теория света установила, что различные виды энергии излучения, такие, как видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные излучения солнца, звезд и искусственных источников света, радиоволны, рентгеновские лучи и т.д. имеют одинаковую природу и отличаются друг о друга лишь длиной волны.
Энергия излучения солнца, звезд, искусственных источников света воздействует на светочувствительные элемента глаза и вызывает световые и цветовые ощущения.
Энергия излучения передающих радиостанций, рентгеновских трубок, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений не вызывает у нас зрительных ощущений, но некоторые из них производят на организм человека иное действие. Ультрафиолетовое излучение вызывает покраснение кожи, инфракрасное излучение - нагревание. В первом случае мы имеем дело с видимыми излучениями (светом), а во втором - с невидимыми.
Различные виды энергии излучения образуют спектр электромагнитных колебаний, длина волны которых может составить от миллионных долей нанометра до нескольких километров.
Излучения, имеющие длины волн в пределах 380-770 нм. действуя на глаз, вызывают у нас световые ощущения - это видимые излучения (свет). Каждой длине волны видимого излучения соответствует свой цвет.
В XX столетии на основании ряда экспериментальных исследований выдающийся немецкий физик М. Планк пришел к мысли, что излучение и поглощение света происходят не непрерывно, как это полагали согласно волновой и электромагнитной теориям света, а отдельными порциями. Согласно этой теории свет представляет собой совокупность мельчайших материальных частиц - фотонов, движущихся с колоссальной скоростью.
«Свет, - говорил академик СИ. Вавилов, - одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это и не волны и не частицы, и не смесь того и другого».
Световая мощность носит название светового потока, единицей его измерения является люмен (лм).
Степень освещения поверхности характеризуется освещенностью, которая определялся отношением светового потока к площади поверхности, на которую он падет. Единицей освещенности является люкс (лк).
Белый свет - есть свет сложный, составной, состоящий из множества цветовых лучей. Первым это опытным путем доказал английский ученый Исаак Ньютон. Он доказал, что цветовые лучи, составляющие белый свет, по-разному преломляются при прохождении трехгранной призмы. Одни цветовые лучи преломляются больше, другие меньше.
Лучи, различно преломляемые, дают различные цвета, наиболее преломляемые - фиолетовый цвет, а наименее преломляемые - красный, средне-зеленый и зеленовато-синий, синий находится между фиолетовым и зеленым, желтый - между зеленым и красным.
Спектральный состав потока изучения (светового потока) источника света определяет цвет его излучения.
Цвет предметов, окружающих нас, зависит от их способности отражать или пропускать падающий на них световой поток и от распределения светового потока в спектре освещающего их источника света.
Когда мы говорим, что поверхность имеет зеленый цвет (при освещении белым светом), то это означает, что из всей совокупности лучей, составляющих белый свет, данная поверхность отражает преимущественно зеленые лучи. Отраженные поверхностью лучи воздействуют на наш глаз и у нас создается ощущение зеленого цвета.
Все цвета, встречающиеся в природе, разделяются на ахроматические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые цвета, являющиеся промежуточными между белым и черным цветами. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют - они бесцветны. Тела и сферы, имеющие неизбирательное отражение или пропускание, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом.
Все тела, имеющие ахроматический цвет, в разной степени количественно отражают свет, но качественно отражают одинаково - неизбирательно, т.е. в равной степени для всех длин волн видимой области спектра. В природе имеется бесчисленнее количество ахроматических цветов. Глаз человека способен различать ограниченное их число - около трехсот.
Хроматическими цветами являются все цвета, имеющие тон или цветовой оттенок. К нм относятся все спектральные цвета: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, а также многие другие природные цвета.
Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического изменения на три области:
длинноволновую - 760-600 нм (от красного до оранжевого)
средневолновую - 600-500 нм (от оранжевого до голубого)
коротковолновую - 500-380 нм (от голубого до фиолетового).
Это деление оправдывается качественными различиями между цветами, входящими в различные области спектра.
Для обозначенного определения цвета часто используются системы психофизиологических характеристик.
К ним относятся:
1. Цветовой тон - качество цвета, позволяющее дать ему название; это то, чем отличаются два цвета друг от друга. Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения - X. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.
2. Светлота - степень отличия данного цвета от черного или отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее, измеряется коэффициентом р.
3. Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный. Виды слагательного смешения:
1. Пространственное - совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: декоративное освещение, цирковое, театральное, архитектурное.
2. Оптическое - образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Примером может служить живопись мелкими штрихами или точкам, пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии.
3. Временное - особый вид оптического смешения. Его можно наблюдать на приборе для смешивания цветов Максвелла (вертушек). Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести ее во вращение со скоростью не меньше 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некоторый суммарный цвет.
4. Бинокулярное - смешение, которое мы наблюдаем, надев разноцветные очки. Цвет в данном случае равен сумме цветов.
Основные правила слагательного смешения:
1. При смешивании двух цветов, расположенных на хорде 10-ступенного цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона.
Чем ближе по кругу расположены смешанные цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.
2. При смешивании цветов, противоположных в 10-ступенном круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными.
Все цвета круга можно получить из трех исходных. Исходными цветами служат красный, желтый и синий.
Фазическая сущность слагательного, образование цвета - суммирование световых потоков тем или иным способом.
Сущность вычитательного образования цвета заключается в вычитание из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Этот процесс возможен лишь при воздействии света материальным телом, например: при смешении красок; при всех видах отражения и пропускания света.
Характеристики цвета могут изменяться при освещении различными источниками света.
При свете ламп накаливания цвета длинноволновой области спектра (красный - оранжевый) становятся теплее и насыщеннее, яркость их повышается, а коротковолновые, особенно синий и голубой, тускнеют, становятся сероватыми и более теплыми. Невыгодно изменяются малонасыщенные холодные цвета. Желтые цвета также теряют насыщенность и светлеют.
При свете люминесцентных ламп белого и холодно-белого света выигрывают коротковолновые цвета и холодные зеленые: их насыщенность и яркость возрастают. Длинноволновые цвета, напротив, могут быть сильно искажены фиолетовым налетом, они теряют насыщенность и становятся более холодными.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое свет? Основные гипотезы.
2. Что такое цвет?
3. Какие цвета являются ахроматическими?
4. Какие цвета являются хроматическими?
5. Что такое цветовой тон?
6. Что такое светлота?
7. Что такое насыщенность?
8. Назовите основные виды слагательного смешения.
9. Назовите сущность вычитательного образования цвета.