Физиологические основы эмоций: понятие, свойства и закономерности. Теория, мотивация и виды эмоций
Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции- своеобразная "награда" организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции- сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций (П.В.Симонов). Следовательно, положительные эмоции- сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.
Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.
Эмоциональные состояния.
Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно большой категории людей уровня общей тревожности, который стимулируется локальными войнами, увеличением числа катастроф, техногенных и естественных, в которых масса людей получают физические и психические травмы или просто погибают. Никто не застрахован от попадания в такие ситуации. Для человека естественен страх смерти, физических и психических увечий. Но в обычных условиях этот страх находится в подавленном состоянии и не осознается. Когда человек попадает в опасную ситуацию или становится её очевидцем (пусть даже косвенно, смотря телевизор или, читая газету), то подавленное чувство страха выходит на сознательный уровень, значительно повышая уровень общей тревожности.
В зависимости от силы, длительности и устойчивости эмоции различают на отдельные виды в частности стрессы, аффект, настроение.
Стресс.
Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса. Стресс- состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают в нас эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.
Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом.
Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.
Эмоция - одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивациями, так и уровнем вероятности их удовлетворения. Эмоции являются рефлекторными реакциями организма на внешние и внутренние раздражения и характеризуются ярко выраженной субъективной окраской.
Основное физиологическое значение эмоций заключается в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.
Сигнальная функция эмоций состоит в обобщенной оценке событий. Эмоции сигнализируют об успешности или неуспешности выполняемого действия, полезности или вредности определенного воздействия. Эмоциональное состояние вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски, дающие общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие. Это вызывает быструю мобилизацию всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом какого (полезного или вредного) воздействия на организм служит данный раздражитель. В этом заключается приспособительная роль сигнальной функции эмоций.
Регуляторная функция эмоций заключается в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, а также на усиление или прекращение действия раздражителей. Эмоции выявляют зону поиска, где будет найдено решение задачи удовлетворения потребности. Неудовлетворенные потребности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности сопровождается приятным эмоциональным переживанием.
П. В. Симонов выделяет также подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. В экспериментах было доказано, что без возникновения положительной эмоции в результате удовлетворения потребности невозможно выработать условный рефлекс.
Переключательная функция эмоций ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая
потребность. Например, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Классификация эмоций
Эмоции принято разделять на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют состояние организма, характеризующееся активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение состояния, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора.
В зависимости от способности повышать или понижать активность организма различают эмоции стенические - вызывающие активную деятельность, и астенические - снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.
Существует деление эмоций на низшие и высшие. Низшие, элементарные эмоции, связаны с удовлетворением органических потребностей и в свою очередь подразделяются на два вида:
гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и имеющие всегда отрицательный характер
Инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.
Высшие эмоции связаны с социальными и идеальными потребностями (интеллектуальными, моральными, эстетическими) и могут возникать только у человека.
Нервный субстрат и физиологический механизм эмоций
Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежит Дж. Пей пецу (1937). В соответствии с ней возникновение эмоций связано с лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы направляются в мамиллярные тела, а затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов обусловлена распространением этих импульсов на другие области коры (рис. 36). Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов.
Однако в настоящее время гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т. п.). Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи, по-видимому, более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Предполагают, что поясная извилина выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в организацию эмоций. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. В регуляции эмоций большое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека.
В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.
Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Сущность этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства - отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.
Язык и речь
Языком называется знаковая система любой физической природы, выполняющая коммуникативную и познавательную функции в процессе человеческой деятельности. Язык возник в процессе развития общественного способа существования и является его необходимым атрибутом - средством координации деятельности людей. Язык служит инструментом выражения и формой существования мысли. Он теснейшим образом связан с мышлением, поскольку регистрирует и закрепляет в словах и предложениях результаты его работы и делает возможным обмен мыслями. Однако язык представляет собой определенную систему с собственной внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака. Он подчиняется специфическим законам, отличным от законов мышления, поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. Язык служит средством фиксации и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению, играет огромную роль в формировании сознания человека - оно не может существовать вне языковой оболочки.
Речь - это форма деятельности, обеспечивающая общение между людьми. Речь позволяет мышлению снизить сложность понятийных структур и расчленить окружающий мир до масштабов, позволяющих ими манипулировать. Она одновременно является набором символов в их допустимых сочетаниях и отражением в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетание.
В качестве функциональной единицы речь использует слово - «сигнал сигналов». Смысловые характеристики слов являются идеальной сущностью обозначаемых ими внутренней структуры и внешних связей объектов реальности. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
Функции речи
Коммуникативная функция речи состоит в том, что она является средством обшения. Эта деятельность осуществляется в виде двух самостоятельных, тесным образом связанных форм. Первая из них предусматривает участие субъекта, формулирующего речевое высказывание, и проявляется в форме экспрессивной речи. Вторая предполагает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение, это импрессивная форма речи. Речь передаст вербальную и невербальную информацию.
Понятийная функция состоит в том, что речь служит орудием абстрактного мышления. С ее помощью не только осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.
Программирующая функция заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений в переходе от внутреннего замысла к внешнему высказыванию. В основе этого процесса лежит внутреннее программирование при помощи речи. Эта функция страдает при поражении заднелобных и премоторных отделов коры.
Регулирующая функция речи проявляется в возможности посредством второй сигнальной системы организовывать и регулировать произвольное поведение. Человек способен выполнять команду, полученную от кого-либо или от самого себя. В результате преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь последняя становится механизмом, при помощи которого человек управляет собственными действиями.
Регулирующая функция речи состоит и в управлении деятельностью различных органов и систем организма с помощью слова. Слово как физиологически активный фактор может оказывать влияние своим непосредственным содержанием, смысловым значением. Вовремя сказанное доброе слово может способствовать хорошему настроению, повысить работоспособность. Но словом можно и ранить человека. Это особенно важно в отношениях между врачом и пациентом. Неосторожное слово в присутствии пациента способно ухудшить состояние больного и даже привести к так называемым «ятрогенным заболеваниям».
Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь (центр Брока), находится у основания нижней лобной извилины (рис. 37). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический центр речи (центр Вернике) находится в задней трети верхней височной извилины и прилегающей части - надкраевой извилине. Повреждение коры в указанных областях вызывает потерю способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи локализуется в угловой извилине. Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.
Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного абстрактнологического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.
Несмотря на определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат - соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.
Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию - потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию - нарушение речи, аграфию - нарушение письма, амнезию - забывание слов.
Мышление
Мышление представляет собой высшую ступень человеческого познания. Оно позволяет получить знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть восприняты непосредственно при помощи органов чувств. Данные живого созерцания, опыта обрабатываются и обобщаются при помощи абстрактно-логического языкового мышления, которое осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.
Понятие - это форма мышления, в которой отражается суть предметов и явлений реального мира в их существенных, необходимых признаках и отношениях. Объекты реальной действительности выступают в понятиях в обобщенном виде, за счет абстрагирования, обобщения, сравнения и идеализации. Понятия выражаются в языковой форме в виде отдельных слов («белок», «орган») или словосочетаний («гормональная регуляция», «обмен веществ»).
Суждение отражает закономерности связей между свойствами и признаками, предметами и явлениями Умозаключение - вывод о правильности (или ложности) какого-либо суждения исходя из правильности (или ложности) других суждений. Умозаключение может осуществляться методом индукции - от частного к общему и дедукции - от общего к частному.
Характерной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.
Литература
Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие / А. Г. Камкин, И. С. Киселева - 2010. - 408 с. : ил.
Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: М.: Изд-во ВЛАДОСТ - ПРЕСС, 2002 - 608 с.
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по нормальной физиологии с основами морфология для студентов второго высшего и дополнительного образования фармацевтического факультета / Маркина Л.Д., Маркин В.В. - В-к: Медицина ДВ, 2006. - 120 с.
Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. М.: Мед. книга. - И. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 526 с.
Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Вопросы для самоподготовки:
1. Определение ВНД.
2. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение.
2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова.
3. Основные принципы рефлекторной теории.
4. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.
5. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Строение анализатора и общие принципы работы сенсорных систем.
6. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.
7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора.
8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования.
9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение.
10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний.
11. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э. А. Асратяну.
12. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги по И. П. Павлову и Е. Н. Соколову.
13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание.
14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции.
15. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности.
16. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов.
17. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э. А. Асратяна.
18. Динамика условнорефлекторной деятельности.
19. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения.
20. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика.
21. Доминанта. Динамика существования доминанты.
22. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.
23. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. Роль пластичности синапсов.
24. Структура поведенческого акта. Функциональная система П. К. Анохина. Стадии поведенческого акта.
25. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.
26. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта.
27. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.
28. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций.
29. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций.
30. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.
31. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий.
32. Мозг, мышление и сознание.
33. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД.
Чувство и эмоции постоянно присутствуют в жизни человека. С одной стороны, они мешают познавательной деятельности и взаимоотношениям с людьми; с другой стороны, представить себе жизнь без них невозможно. Эмоции в ходе эволюции возникли раньше чувств. Эмоции присущи человеку и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей.
Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом в ходе формирования общественных отношений и характерны только для человека. Чувства - это сложившиеся отношения человека к определенным объектам и жизненным ситуациям. Они длительны и устойчивы, совершенствуются и развиваются. Чувства вызывают разные эмоции, например радость при успехе и огорчение при неудаче.
Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям и обществу, например любовь, доброжелательность, патриотизм, честь, долг. Безнравственные чувства - жадность, эгоизм, жестокость, надменность, себялюбие.
Интеллектуальные чувства выражают отношение к процессу познания, например интерес, любопытство, радость открытия.
Эстетические чувства выражают отношение к реальным объектам и событиям жизни через искусство (живопись, архитектуру, скульптуру, музыку), например эстетическое наслаждение, восторг.
Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не возникают сами по себе, источником эмоций является объективная действительность в ее соответствии с потребностями личности. Классификация эмоций представлена на рис. 13.7.
Большое разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешно адаптироваться к неблагоприятным факторам, о характере которых очень успешно и тонко сообщают данные эмоции.
Рис. 13.7.
Согласно информационной теории П.В.Симонова эмоция есть функция потребности и информации обо всех средствах, необходимых для ее удовлетворения:
где Э - эмоция;/ - функция потребности; П - потребность; И н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; И с - информация, имеющаяся в данный момент.
Положительные эмоции возникают, если возрастает вероятность достижения цели в результате поступления новой информации (И с > И н). Отрицательные эмоции возникают при снижении вероятности достижения цели (И н > И с). Дефицит информации обычно порождает отрицательные эмоции страха, испуга. Отрицательные эмоции вызывают истощение организма (астенические эмоции ), тогда как положительные эмоции стимулируют адаптивные возможности, повышают тонус (стенические эмоции). В определенной степени это связано с тем, что в последнем случае в организме выделяются эн- дорфины, оказывающие анальгезирующее (обезболивающее) действие.
По теории функциональных систем П.К.Анохина эмоции возникают в результате несоответствия полученного результата планируемому в акцепторе результата действия. Если полезный приспособительный результат превышает планируемый, то возникают положительные эмоции; если результат деятельности меньше, чем планировалось, то возникают отрицательные эмоции, стимулирующие новую деятельность. При соответствии полезного результата акцептору возникает состояние эмоционального комфорта (равновесия).
Формы переживания эмоций :
- настроение - общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени сохраняется у человека. Настроение может быть веселым и печальным, бодрым и вялым, возбужденным и депрессивным. Настроение, как правило, не замечают, оно зависит от удовлетворения и неудовлетворения жизнью, работой, семьей, состоянием здоровья;
- страсть - устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Например, страсть к компьютерным и азартным играм, хоккею;
- аффект (эмоциональная буря) - кратковременная бурно протекающая эмоциональная реакция, которая носит характер эмоционального взрыва;
- стресс - состояние перенапряжения при больших физических и умственных перегрузках.
Функции эмоций :
- оценочная - обобщенная оценка событий; их полезности или вредности. Она более очевидна для таких эмоций, как стыд, ненависть, гнев;
- побуждающая - запускает поведение для удовлетворения доминирующей потребности и мотивации. Побуждающая сила эмоций связана с тем, что они представляют мотивы в сознании, т.е. делают мотивы осознанными;
- подкрепляющая - влияние эмоций на образование и угасание условных рефлексов, обучение и формирование памяти. Возникновение положительной эмоции при обучении или выработке условного рефлекса служит «наградой», поощряющей дальнейшую деятельность. Появление отрицательной эмоции ведет к прекращению деятельности, избеганию этого состояния в результате соответствующего поведения;
- компенсаторная - мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребностей;
- переключающая - изменяет направленность поведения. Она особенно ярко проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой формируется доминирующая мотивация;
- коммуникативная - обеспечивает выражение и восприятие неречевых форм коммуникации: мимики, жеста, походки, интонации, позы (язык человеческих чувств). До 90% эмоционального межличностного общения при устной речи происходит на невербальном уровне.
Структуры головного мозга, ответственные за возникновение эмоций:
- гипоталамус (критическая структура для возникновения эмоций: перерезка ствола ниже него выключает эмоции); является главной структурой, формирующей витальные (биологические) потребности и эмоции. Стимуляция латерального гипоталамуса формирует положительные эмоции, медиального - отрицательные;
- миндалевидное тело височной доли - обеспечивает выделение доминирующей мотивации и играет решающую роль в реализации переключающей функции эмоций, т.е. выборе поведения, соответствующего не только той или иной мотивации, но и условиям ее удовлетворения (влияние осуществляется через хвостатое ядро). При электрической стимуляции возникают эмоции страха, гнева, ярости. Удаление подавляет агрессивность и связанные с ней эмоции, приводит к нарушению однократного обучения, требующего участия сильной отрицательной эмоции, нарушает половое и пищевое поведение;
- гиппокамп - реагирует на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, расширяет круг извлекаемых энграмм (следов) памяти, компенсирует недостаток информации в ситуации неопределенности. В гиппокампе формируется память о пережитых эмоциях;
- лобная кора - имеет важное значение для формирования высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством, а также обеспечивает социализацию биологических эмоций;
- височная кора - участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей, а также участвует в выражении эмоций;
- поясная извилина - имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга. Предположительно, она выполняет функцию высшего координатора систем мозга, участвующих в формировании эмоций;
- лимбическая система головного мозга - принимает участие в формировании эмоций, обучении и памяти, имеет большое значение в формировании эмоций, сопровождающих агрессивнооборонительные, пищевые и сексуальные реакции. Функциональная асимметрия полушарий и организация эмоций :
- левое полушарие контролирует преимущественно положительные эмоции, быстрее реагирует на слайды с выражением радости, уменьшает степень тревожности;
- правое полушарие вызывает сдвиг в эмоциональной сфере в сторону отрицательных эмоций, быстрее реагирует на слайды с выражением печали, распознает эмоциональную интонацию речи и окраску голоса.
Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют роль мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция - состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.
Эмоции - это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям . Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев): 1. Аффекты - сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию, например страх, ужас при непосредственной угрозе жизни. 2. Собственно эмоции - длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации (печаль, тревога, радость). 3. Предметные чувства - постоянные эмоции, связанные с каким - либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.). Функции эмоций: 1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность еѐ удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции. 2. Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение. 3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения. 4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.
Эмоции выражаются определѐнными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определѐнных эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц, изменяется голос, учащается сердцебиение, повышается АД. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия). Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе, особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции - настроение становится пессимистичным. При выключении правого возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначальное чувство благодушия, беспечности, лѐгкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор). Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается; при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.
С физиологической точки зрения эмоция - активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями) .
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множествофизиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление,пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.
Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным - приматам, собакам и другим
9. Теории эмоций (Джеймса-Ланге, Фрейда, Кэннона-Барда, Папейза)
Теория эмоций Джеймса–Ланге Теория, согласно которой возникновение эмоций обусловлено состоянием внутренних органов и поведенческими реакциями. По мнению Джеймса, «мы печальны потому, что плачем, боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». При этом Ланге особое значение придавал состоянию иннервации сосудов. Теория предложена независимо друг от друга в 80-х гг. XIX в. американским психологом W. James (1842–1910) и датским психологом C. Lange (1834–1900).
философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции.
Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда.
Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими
ПЕЙПЕЗА, ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ Одна из первых теоретических попыток определить конкретные кортикальные механизмы, лежащие в основе эмоций. Эта теория была разработана Дж. В. Пейпезом в 1930-х гг., и в ней предлагалось три взаимосвязанных системы (сенсорная, гипоталамическая и таламическая), которые, как предполагалось, объединялись в коре, где возникал "психологический продукт" эмоций. Эта теория не подвергалась тщательному анатомическому исследованию, но она оказалась влиятельной в плане признания участия гипоталамуса и привлечения внимания к интегративной роли коры..
10. Посттравматические стрессовые реакции, первичные и вторичные симптомы.
11. Посттравматические стрессовые реакции, фазы развития, типы психической дизадаптации.(+см 7, 10)
12. Психо-эмоциональный стресс (ПЭС). Классификация. Синдромы. Признаки ПЭС.
Синдромы:
Инернтность, нервно-псих расстройства, БА, ИБС, Сах. диабет.
Генез неясен. Возможно на нервной почве. | ||||
13. Стресс жизни, профессиональный стресс
14-16. Коррекция функциональных состояний. Обоснование. Схемы и показания к применению.
15. Средства и способы коррекции (физиологические, витаминотерапия, фармакологические). (см14)
16. Средства и способы коррекции (психологические, психофизиологические) (см 14).
17-20. Методы оценки функционального состояния. Параметры сенсорной деятельности.
18. Методы оценки функционального состояния. Параметры деятельности физиологических систем.
19. Психологические методы оценки функционального состояния и работоспособности.
20. Математические методы оценки физической и умственной работы.
21. Специфические функциональные состояния. Монотония, утомление, механизмы, диагностика.
22. Специфические функциональные состояния. Гипокинезия. Нервно-эмоциональное напряжение, механизмы, диагностика.(см 21)
23. Характеристика дыхательной системы человека с позиций ее участия в стрессовых реакциях.
Ауторегуляция дыхания .
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:
1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.
6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.
24. Значение энерготрат в экстремальных условиях. Основные понятия. (а вот хз, надеюсь, что не попадется на экз)
25. Тепловые поражения организма и их профилактика. Индекс теплового стресса.
26. Адаптивные реакции мигрантов в высоких широтах.
27. Социально-психологическая адаптация и работоспособность в условиях крайнего севера.
28. Адаптивные реакции мигрантов в низких широтах.
29. Биологическое значение боли. Классификация. Методы оценки.
30. Химическая теория боли. Воротная система боли.
31. Болевая система боли. Подходы к обезболиванию.
4. Функциональные системы (акад. П.К.Анохин), схема, классификация.
Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: -> афферентный синтез, -> принятие решения, -> акцептор результатов действия, -> эфферентный синтез, -> формирование действия, и, наконец, -> оценка достигнутого результата
1. АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens - приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. АКЦЕПТОР (от лат. acceptor - принимающий).
Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза . Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.
Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.
2 Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения , которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей .
Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение , попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.
До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.
3. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.
Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией
. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.
Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.
Классификация эмоциональных явлений.
1. Первая группа – это ведущие эмоции . Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности.
Вторая группа эмоциональных переживаний – ситуативные эмоции . Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер.
Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.
Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.
Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.
Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности . Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения .
Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.
Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1168 | Нарушение авторского права страницы
сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) ...Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.
Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.
Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.
На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».
Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.
Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).
Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)
При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.
В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.
Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.