Х.Ф. Самуэль Ганеман и гомеопатия
Вокруг гомеопатии уже давно ведутся споры и ломаются копья. Расскажем об истории ее появления и об ее авторе. Гомеопатия – одна из областей современной нетрадиционной медицины. Она возникла более 200 лет назад, благодаря неординарному ученому и врачу Самуэлю Ганеману (1755-1843).
Жизненный и профессиональный путь
Христиан Фридрих Самуэль Ганеман родился в Саксонии. Профессию врача он осваивал на медицинских факультетах Лейпцигского и Венского университетов. Начало его врачебной практики не было успешным. Поэтому Ганеман, который был полиглотом, предпочел работу библиотекаря. Не теряя интереса к медицине, в этот период он внимательно штудировал труды по химии и другим естественным наукам.После возвращения к профессии врача в 1779 году, ему удалось защитить диссертацию в университете Эрлангена и получить звание доктора. Занимаясь врачебным делом в Дрездене и Лейпциге, Самуэль Ганеман все больше сомневался в действенности методов современной ему медицины. Переворот в его сознании произошел после изучения лечебного действия хинина, который широко и эффективно использовался против малярии. Решив в качестве эксперимента принимать хинный порошок, доктор Ганеман заметил, что он вызывает лихорадку и другие симптомы, напоминающие малярию. Открытие привело ученого к мысли, что «подобное излечивается подобным». Это заключение стало главным постулатом нового направления в медицине – гомеопатии.
Создание основ и принципов гомеопатического лечения
Суть гомеопатического действия лекарств, по мнению Самуэля Ганемана, состояла в том, что у здорового человека они вызывали симптомы болезни, а у больного – усиливали их, но в результате все же наблюдался целебный эффект. Первые опыты доктора по лечению рвоты большими дозами рвотных препаратов, а возбудимости – возбуждающими средствами, не были успешными. Не прекращая проводить эксперименты, в том числе и на себе, ученый пришел к выводу, что маленькие (гомеопатические) дозы лекарств действуют более эффективно, чем большие.
Методика Ганемана нашла своих поклонников, хотя традиционная медицина сразу признала ее шарлатанством. Во многих очерках по истории гомеопатии описываются случаи излечения этим врачом безнадежных больных, хотя его противники называли это не более чем счастливыми случайностями. Из-за противодействия властей Ганеману часто приходилось менять место жительства.
Занимаясь активной практикой, Самюэль Ганеман не забывал и о теоретической составляющей своего учения. Он регулярно выдавал научные труды по данной тематике. Самые известные произведения: «Органон врачебного искусства», «Чистые лекарственные вещества» в 6 томах, «Хронические заболевания» в 4 частях. В этих книгах были подробно изложены основные постулаты гомеопатии:
Здоровье человека поддерживает жизненная сила, ее расстройство ведет к заболеваниям.
Причины болезней динамичны и не важны для успешного лечения.
Необходимо лечить конкретные симптомы.
Победить болезнь можно лишь подобной болезнью, только более выраженной.
Кроме гомеопатии, доктор Ганеман является автором еще двух теорий. В первой речь шла об употреблении кофе, как о причине многих заболеваний. Спустя некоторое время ученый сам отказался от нее в пользу версии о существовании псорических миазмов. Суть этой гипотезы заключается в существовании инфекционных миазмов, вызывающих большинство хронических заболеваний, в первую очередь кожных.
Необычный метод лечения пользовался популярностью и нашел многих последователей в Германии, а в наше время - и во всем мире. Последние годы своей жизни Самуэль Ганеман с успехом работал во Франции, а его труды до сих пор находят своих читателей.
Самуэль Фридрих Христиан Ганеман (1755 - 1843)
«Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному – излечивать его!
Самуэль Ганеман Христиан – Фридрих - Самуэль Ганеман родился 10 апреля 1755 г. в г. Мейсен, в Саксонии, Отец его был живописцем по фарфору.
Первоначальное воспитание ребёнок получил в семье. Отец учил его наблюдательности посредством рисунков и с самых ранних лет приучал к практическому опыту, развивая пытливость и самостоятельность суждения. Самуэль отличался любознательностью. Несмотря на явную склонность сына к образованию, отец предназначал его для торгового дела и собирался уже отправить к одному торговцу в Лейпциг.
Однако, настоятельные просьбы директора школы способствовали тому, что мальчик остался в городе. Директор принял мальчика в школу бесплатно, поскольку очень высоко оценивал способности Самуэля.
В этой замечательной для своего времени школе Ганеман приобрел классическое образование и основательное знание 5 языков. Здесь же определилась его страсть к естествоведению. Пытливый ум, организованность, трудолюбие и склонность к системному мышлению выделяли юного Ганемана среди сверстников.
Впоследствии директор школы доверял ему вести уроки естествознания в классах. А выпускное сочинение Ганемана "О дивном строении человеческой руки" произвело настоящую сенсацию. Никто не сомневался, что у юноши большое будущее. По окончании школы, двадцати лет от роду, с 20 талерами в кармане, которые смог ему дать отец, Самуэль отправился в Лейпциг, чтобы поступить в Лейпцигский университет. Ганеман поступил без особого труда на медицинский факультет. Но ввиду стеснённого материального положения семьи он должен был не только учиться, но и зарабатывать на жизнь уроками и переводами с иностранных языков.
Через два года Ганеман переводится в Вену, где продолжает медицинское образование и кроме того, занимается городской практикой в Герман - штадте. В 1779 г. он отправляется в Эрланген, чтобы держать экзамен на степень доктора медицины.
Он блестяще защищает диссертацию "О причинах и лечении судорожных болезней" и получает диплом доктора медицины с правом врачебной практики. Работая уездным врачом в Гаммерне, близ Магдебурга, он сыскал любовь и уважение местных жителей. Дружеские отношения с аптекарями способствовали его знакомству с дочерью аптекаря в Дессау, Иоганной Кюхлер, на которой он женился в 1781 году.
Ганемана и супругу связывали нежные чувства и взаимопонимание, на долгие годы она стала его помощницей и лучшим другом во всех трудностях и радостях жизни. Ганеман имел от этого брака четырех дочерей и одного сына.
Через три года семья переезжает в Дрезден, где Ганеман практикует в госпитале, при этом не покидая своих научных занятий. Здесь, кроме мелких статей, он написал (1796) свой трактат об отравлении мышьяком, что послужило в дальнейшем открытию препарата Mercurius solubilis Hahnemanni (Меркуриус солюбилис по Ганеману).
Спустя четыре года, Ганеман отправляется в Лейпциг. Неугомонность 33-летнего доктора объяснялась не только выдающейся силою души и ненасытной жаждой знаний. Недовольство практической медициной того времени и исследовательское мышление послужили главными причинами его переселения в Лейпциг. Ганеман решил отказаться от практики, предпочитая зарабатывать работами по химии, фармации и переводами французских, английских и итальянских медицинских трактатов.
Но именно это послужило переломным моментом в его врачебной деятельности и ознаменовалось новым направлением в медицине. Переводя статью о хинной коре с английского руководства Куллена, Ганеман наткнулся на описание лечебных показаний при назначении Перуанской коры. Автор приписывал благотворное действие лекарства при лечении малярии его горькому вкусу, который якобы оказывает вяжущее действие на желудок. Ганеман был потрясён таким глупым объяснением. Чтобы выяснить реальные причины, почему именно хина излечивает малярию, предпринял испытание препарата на себе. Принимая большие материальные дозы хинной коры, он, будучи совершенно здоровым, получил все характерные для перемежающейся лихорадки симптомы. Прекратив прием лекарства, Ганеман через день снова стал здоровым. Эти опыты показали абсурдность утверждения, что Перуанская кора излечивает малярию потому, что является горьким или вяжущим лекарством.
Ганеман продемонстрировал, что Перуанская кора излечивает приступы лихорадки потому, что она сама вызывает такие же симптомы у здорового человека. Из этих наблюдений возник основополагающий принцип, который Ганеман назвал законом подобия: "При хронической болезни, которую мы хотим вылечить, нужно использовать то лекарственное средство, которое может создать очень похожую искусственную болезнь».
Таким образом, он открыл основной принцип гомеопатии: подобное лечится подобным - "similia similibus curantur". Шесть лет хранил он свою идею, вновь занялся медицинской практикой, изучая новый принцип и накапливая клинический опыт, которой нужен был для доказательства этой идеи. Впервые он обнародовал свое учение в 1796 году в медицинском журнале Гуфеланда, чтобы коллеги по профессии могли беспристрастно оценить новый метод. В 1805 г. на латинском языке напечатаны первые опыты действия различных лекарств на здорового человека, где впервые было упомянуто слово гомеопатия. Он назвал новую терапию "Homeo" (аналогичное) "pathy" (страдание).
В 1810 году Ганеман опубликовал первые шесть редакций своего труда «Organon» ,в котором изложил гомеопатическую философию. Уже в первые годы после выхода «Органона врачебного искусства» на долю смелого реформатора выпал целый ряд нападок и оскорблений. Надо сказать, что гомеопатические лекарства не требовали большого количества сырья для изготовления лекарства и Ганеман сам готовили их для своих пациентов. Врачи и аптекари объявили беспощадную войну и Ганеману, и гомеопатии, увидев в ней прямую конкуренцию и подрыв их деятельности. Но Ганемана это не могло испугать.
В 1806 г. обратился к коллегам с популярной статьей, в которой доказывал эффективность нового метода лечения на фактах, от которых нельзя было отмахнуться или признать недействительными. Этот метод под названием Гомеопатия заставил обратить на себя внимание врачей и учёных многих специальностей. Подтверждение действия гомеопатии не заставило себя долго ждать.
В то время шли военные действия в Европе, Наполеон атаковал Лейпциг, было много убитых и заболевших тифом, разразилась эпидемия. Ганеман и его последователи лечили уцелевших раненых и больных тифом с очень хорошим результатом. Те, кому посчастливилось попасть к доктору Ганеману, выздоравливали. Более того, Ганеман по всей стране разослал рекомендации практикующим докторам для лечения эпидемии тифа. Использование гомеопатии спасло сотни и тысячи пациентов по всей стране. Это было первое доказательство эффективности гомеопатии.
В 1831, эпидемия холеры свирепствовала в Центральной Европе. Ганеман также принял непосредственное участие в преодолении эпидемии и затем опубликовал работы по гомеопатическому лечению болезни, что способствовало широкому распространению гомеопатии среди врачей. Надо сказать, что антибиотики были открыты позже, и их внедрение способствовало забвению результатов гомеопатического лечения опасных инфекций.
В 1811 году Ганеман вторично прибыл в Лейпциг, желая приобрести здесь независимую кафедру и клинику для практического применения своей теории. Это ему не удалось. Тогда Ганеман разослал воззвание к врачам, приглашая их к себе для слушания лекций по гомеопатии, и постепенно собрал около себя кружок приверженцев, которые вскоре стали его учениками. С их помощью вышел в 1811-1819 гг. фундамент гомеопатии,- "Чистое лекарствоведение" (Reine Arsneimittellehre), в шести больших томах, заключающих в себе результаты исследования шестидесяти двух лекарств.
В 1821 г герцог Фердинанд призвал знаменитого врача в качестве лейб-медика к своему двору в Ангальт-Кетен и предоставил ему полную свободу врачебной деятельности во всей стране. Ганеман был уже не один; образовался значительный круг его приверженцев из врачей, имена которых знают все Бенинзгаузен, Хэль, Квин, Геринг. Тем самым было обеспечено дальнейшее будущее гомеопатии. Имена Фарингтона, Шаретта, Бёрике, Герхарда, Штигеле, Аллена, Юза и многих других и сейчас украшают галерею мировой гомеопатии.
В 1828 -1830 гг. вышел в свет ещё один труд Ганемана: «Хронические болезни». В Кетене Ганеман имел большую практику; больные из других стран съезжались к нему на лечение. Ганеман приобрёл не только известность, но и некоторое материальное благополучие.
Но невзгоды подстерегали его и в это время. Его единственный сын уехал из Германии и пропал без вести. Супруга его, делившая с ним дни бедствия и славы, скончалась, дочери вышли замуж - и Ганеман остался один в своем доме. Однако он вторично женился на молодой француженке Мелани д"Эрвиль Гойе, которая была успешно вылечена Ганеманом.
Несмотря на тот факт, что он был более чем в два раза старше неё, они хорошо понимали друг друга, поскольку Мелани была весьма просвещённой женщиной своего времени, увлекалась естествознанием, медициной, писала замечательные картины. Она была верной помощницей Ганемана во врачебной практике, они остались близкими друзьями до его последних дней.
После женитьбы они отправились в Париж, бывший в то время средоточием всего света. Париж и Франция могли лучше Германии оценить заслуги Ганемана. Действительно, по прибытии в Париж, Ганеман получил, при посредстве герцога д"Гиза высочайшее разрешение свободно распространять и практиковать свой метод лечения.
Восемь лет Ганеман практиковал в Париже, посещаемый отовсюду приезжавшими врачами и больными; отсюда гомеопатия распространилась по всему свету.
Он умер 2-го июля 1843 года, на 89 году жизни, пользуясь общим уважением и любовью окружающего его общества. Самуэль Ганеман пожелал, чтобы на его могиле написали такие слова: «Есть два сокровища в жизни: совершенное здоровье и безупречная совесть; гомеопатия даёт первое, любовь к Богу и ближнему даёт второе».
Похоронен Ганеман на кладбище Пер–Лашез, ученики и соратники Самуэля Ганемана сделали ещё одну надпись: «Он прожил жизнь не напрасно!»
Этот портрет рисовала Мелани, когда Ганеману было 83.
Эрвиль Гойе, которая была успешно вылечена Ганеманом.
"Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному - излечивать его".
Самуэль Ганеман
Гомеопатия - это высокосистематизированный метод мощного стимулирования жизненной силы организма с целью излечения от болезни. Он основан на нескольких простых, но глубоких законах Природы, которые, однако, противоречат общепринятым взглядам. Разветвленная система гомеопатии слишком сложна, чтобы ее можно было изучить на нескольких семинарах или по прочтении этой книги. Законы ее легко сформулировать, но трудно понять. Для того, чтобы начать их применять, нужны многие годы обучения и практики; не меньшие, если не большие, чем для обычного медицинского образования.
В качестве хорошего введения в Гомеопатию нам следует обратиться к сюжету 170-летней давности, одному из самых интересных в истории медицины. Он разворачивается вокруг одной личности. Я уверен, что со временем этот человек займет своё место среди таких гигантов истории, как Эйнштейн, Ньютон и Гиппократ. Подобно им, этот человек своими открытиями кардинально и надолго изменил наши представления не только о здоровьи и болезни, но и о природе в целом. Поэтому мы проследим сейчас подробнее его жизнь, эволюцию его мыслей, что должно помочь нам прояснить основные принципы гомеопатии.
В 1810 году в Торгау, небольшом немецком городке, вышла книга "Органон врачебного искусства". Ее автор, Самуэль Ганеманн, был известен как выдающийся врач и автор медицинских книг, так что выход его новой работы сам по себе вызвал интерес читателей. Однако по прочтении книги медицинское сообщество Европы пришло в возмущение. Им предлагалась совершенно новая система медицины, принципиально противостоящая традиционной медицине того времени.
Ганеманн назвал свою систему медицины гомеопатией - от греческого homeos - "подобный" и pathos "страдание". Таким образом, гомеопатия означает "лечение чем-то, что вызывает эффект, подобный самому страданию". В новой книге Ганеманн изложил законы и принципы своей науки, собранные опытным путем за 20 лет. Короче говоря, Ганеманн утверждал и доказывал, что:
1. Излечение происходит в соответствии с определенными законами, заложенными в природе.
2. Излечение в обход этих законов невозможно.
3. Не существует болезней как таковых, есть лишь больные люди.
4. Поскольку болезнь есть состояние динамической природы, то и лекарство должно быть таким же.
5. На каждой стадии болезни пациент нуждается только в одном лекарстве. Если это лекарство не найдено, то он не может быть излечен, но может получить временное облегчение.
Благотворное действие гомеопатии было настолько заметно, что новый метод стал быстро завоевывать признание в Европе и в мире. Однако при первой публикации книга Ганеманна встретила жесточайшее сопротивление со стороны врачей, по-прежнему назначавших пациентам кровопускание, слабительное и потогонное. Но Ганеманн не был обескуражен: неординарная личность, он был привычен к непониманию.
Его первый биограф, Томас Брэдфорд, рассказывает, как отец Ганеманна запирал сына одного для того, что называл "умственными упражнениями"*,
*Thomas Lindslcy Bradford, "Life and Letters of Dr. Samuel Hahnemann: Pliiladelphin, Boericke & Tafel, 1895.
т.е. задачами, которые мальчик должен был решить самостоятельно. Таким образом, Ганеманн развил в себе интуицию и понял ограниченность рассудочной логики.
Ганеманн проявлял признаки раннего развития практически во всем, чего касался. Так, в 12 лет он получил от своего учителя поручение преподавать греческий язык другим детям. В университете он занялся химией и медициной, а также переводом книг по этим наукам с английского языка на немецкий. В 1779 г. он окончил Лейпцигский университет с врачебным дипломом и вскоре опубликовал серию работ по медицине и по химии. В 1791 г. за работы по химии он был избран членом Академии наук в Майенсе. Его "Аптекарский словарь" стал общепризнанным учебником того времени; его выбрали для осуществления стандартизации германской фармакопеи.
Вскоре, по завершении медицинского образования, Ганеманн женился, у него родились дети. Имея семью и надёжную репутацию в химии и медицине, он, тем не менее, продолжал испытывать неудовлетворенность. К большому огорчению коллег и друзей, он оставил медицинскую практику. Объясняя свой поступок, он так писал одному из друзей:
"Для меня было мукой блуждать во тьме при лечении больного, назначая лекарство в соответствии с той или иной гипотезой, попавшее в фармакологию в связи с чьим-то произвольным суждением. Вскоре после женитьбы я оставил медицинскую практику, так как не мог больше подвергать больных риску. Поэтому я и обратился исключительно к химии и писательской деятельности".
Убеждения Ганеманна не поколебались и после того, как его любимые дети заболели. Он писал одному из друзей: "Мои сомнения удвоились, когда я обнаружил, что не могу дать детям никакого постоянного облегчения". Ганеманн продолжал заниматься переводами, доставляя семье весьма скудный источник пропитания. Врачебной практикой он мог бы обеспечить семье безбедное существование, но предпочёл бедность необходимости принять систему, ошибки и неопределенность которой вызывали у него отвращение.
Но ум Ганеманна оставался пытливым, открытым и систематичным. Он неотступно исследовал основные вопросы здоровья и болезни. В это время он и наткнулся на первый фундаментальный закон гомеопатии. Он переводил Materia Mеdica (собрание сведений о действии лекарственных веществ), написанную Кулленом, профессором Лондонского университета. Куллен посвятил 20 страниц книги лечебным показаниям Перуанской коры (источник того, что теперь называется хинином).
Автор приписывал благотворное действие лекарства при лечении малярии его горькому вкусу. Ганеманн был настолько неудовлетворен объяснением, что сделал нечто совершенно неординарное: сам стал принимать Перуанскую кору! Этот поступок не имел прецедента в медицине. До сих пор неизвестно, что подтолкнуло его к этому, но эксперимент начал новую эру в медицине. Результат он описывал так:
"Я стал принимать по 4 драхмы хорошей хины дважды в день, от чего стопы, кончики пальцев и т.п. у меня похолодели, я стал вялым и сонливым. Затем у меня началось сердцебиение, пульс стал малым и твердым. Конечности мои были охвачены дрожью и слабостью, голова пульсировала, щеки покраснели, началась сильная жажда. Короче, появились все характерные для перемежающейся лихорадки симптомы, кроме потрясающего озноба. Появились даже такие специфические симптомы, как своеобразное умственное отупение, ригидность конечностей и, прежде всего, неприятное ощущение онемения в каждой части тела. Приступ продолжался всякий раз около 2-3 часов и повторялся только в случае приема лекарства. Я прекратил прием лекарства и стал совершенно здоровым"*.
*T.L.Bradford, op. cit.
Представьте себе, как потряс Ганеманна результат этого эксперимента! В медицине всегда было общепринято, что при появлении симптома следует давать лекарство для облегчения этого симптома Эта связь до автоматизма впечатана в головы врачей и пациентов. Однако Ганеманн на собственном опыте обнаружил, что лекарство, помогающее при малярии, вызывает у здорового человека именно эти симптомы!
Многие просто проигнорировали бы эти наблюдения, сочтя их исключением. Но Ганеманн был настоящим ученым-эмпириком. Для него важнее был именно факт, независимо от того, подходит он под общепринятые догмы или нет. Восприняв свое наблюдение всерьез, он занялся дальнейшими экспериментами. Результаты подтвердили, что его "случайные" наблюдения открывают реальное явление Природы: вещество, вызывающее определенные симптомы у здорового, излечивает их же у человека больного.
Это открытие, вне связи с тем, что его автор был уже широко известен, привлекло к Ганеманну значительное число врачей - таких же, как он, искателей истины. Вместе они начали экспериментировать на себе, принимая различные средства. Эти опыты продолжались в течение шести лет. Все наблюдения после приема каждого из лекарств были скрупулезно записаны. В это же время Ганеманн, имевший доступ к обширной медицинской библиотеке и свободно владевший латинским, греческим, арабским, английским и французским языками, составил обширнейшее собрание записей о случайных отравлениях, сделанных врачами разных стран за многие века. Описания вызванных ядами симптомов соединялись с полученными в экспериментах на Ганеманне и его друзьях-врачах - в подробные тома.
Вскоре Ганеманн и его коллеги обнаружили, что эти симптомокомплексы подобны многим заболеваниям, перед которыми оказывалась бессильной научная медицина. Попробовав давать эти лекарства пациентам, у которых находили подобные симптомы, они были поражены достигнутыми в соответствии с этим принципом излечениями так называемых "неизлечимых" болезней. Ганеманн удостоверился, что всякое лекарство помогает именно при той группе симптомов, которые оно вызывает в здоровом организме.
Процесс, при помощи которого в здоровом организме экспериментально вызываются патогенезы тех или иных веществ, Ганеманн назвал "испытанием" лекарства. Ортодоксальная медицина (которую гомеопаты называют "аллопатией" от корня allo, означающего "другой") также испытывает лекарства; но важное различие состоит в том, что аллопаты испытывают лекарства на животных. Животные не говорят. Они не могут рассказать о тонких изменениях настроения, различных типах боли, которые могут описать испытуемые люди. Кроме того, физиология животных существенно отличается от человеческой. Ганеманн ясно понимал ограниченность медицины, основанной на опытах на животных Для создания обоснованной терапии, эксперимент должен быть поставлен в тех же условиях, в тех же рамках, в каких будет действовать лекарство. Этого требует простой здравый смысл, но для современников Ганеманна это было революцией.
Посвятив экспериментам несколько лет, Ганеманн вернулся к врачебной практике, но уже гомеопатической. Во время консультации он записывал все физические и психические симптомы пациента. Затем он искал гомеопатическое лекарство, вызывавшее у него или у его коллег подобные симптомы (или же эти симптомы наблюдались в результате случайного отравления). Таким образом он добился весьма значительных успехов в лечении, причём иногда добивался скорого и стойкого эффекта даже одним-единственным приёмом лекарства!
Гомеопатический принцип, известный сегодня под названием Закона подобия, Ганеманн обосновывает в 19-м параграфе "Органона".
"Так как болезни представляют собой ничто иное, как изменение в состоянии здоровья человека здорового, обнаруживающееся посредством видимых признаков, и как излечение возможно только посредством перемены болезненного состояния на здоровое, то легко понять, что лекарствами невозможно было бы излечивать, если б они не имели силы изменять состояние человеческого здоровья, ощущения и отправления организма, и что только на этой силе основано их целебное свойство".
Ганеманн, поняв и сформулировав этот основополагающий закон, не чувствовал себя его первооткрывателем. Он цитирует множество авторов, которые, как ему кажется, сформулировали или хотя бы намеком указали на этот закон задолго до него. Например, Гиппократ несколько раз в своих книгах называет два метода лечения: "подобным" и "противоположным". Булдук писал задолго до Ганеманна, что ревень лечит понос, благодаря своим слабительным свойствам. Другой автор, Бетардинг, говорил, что трава сенны лечит колику именно потому, что вызывает ее у здоровых. А современник Ганеманна Сталь писал, что "совершенно ложно принятое в медицине правило лечить противоположным. Наоборот, болезни излечиваются и исчезают от лекарств, способных вызывать подобное же поражение"*.
*S.Hahnemann, Organon of the Art of Healing, 6-th ed. Boericke and Tafel, Phila.,1917, p. 46. Обратившись в глубину веков, в ветхозаветные времена, мы встретим утверждение Мекилты, что человек лечит противоположными средствами, а Бог - подобными!
"Придите и смотрите: исцеление Святого, будь Он благословен, не таково, как человеческое. Человек не лечит тем же, чем ранит: он ранит ножом, а лечит пластырем. Но не так Святой, будь Он благословен, ибо Он исцеляет тем же, чем наносит удар"*.
*"Mekilta de-rabbi Ishmael", trans J.Z.Lauterbach, The Jewish Publication Soc. of America, Phila., p. 239.
Хотя и другие замечали этот принцип, гений Ганеманна сделал огромный шаг вперед. Ему было дано увидеть, что Закон подобия - глубокая истина, что мы можем определить лечебные свойства веществ, систематически испытывая их на здоровых людях. Этот систематический метод был первым из его многочисленных вкладов в медицинскую мысль.
Основоположником гомеопатии, как самостоятельнойсистемы лечения в медицине, по праву считается немецкий ученый – Фридрих Христиан Самуил Ганеман.
Он родился 10 апреля 1755 г. в Саксонии, в небольшом городкеМейсене. И дед, и отец его были художниками назнаменитой фарфоровой фабрике и готовили к этому сына. Не исключено, что именно это обстоятельство, глубокое ощущение гармонии, которое дает искусство, наложило отпечаток на личность Ганемана и его научную деятельность.
Ганеман не стал художником, он избрал медицину. Медицинское образование получил в Лейпциге (1775 г.), с 1777 г. в Вене, затем в Эрлангене. В 1779 г. защитил дипломную работу. В 1781 г. дополнил медицинское образование изучением фармацевтики в Дессау.
После окончания университета Ганеман посвятил лечебной практике несколько лет. Он был не удовлетворен, а скорее разочарован возможностями медицины. Позже он приступил к преподавательской деятельности в Лейпцигской Академии. В то же время Ганеман занимался переводами научной литературы, т.к. знал почти все европейские языки и несколько древних. Сферой его интересов стали химия и фармакология.
По складу своей личности Ганеман был человеком незаурядным, отличающимся большой активностью в работе. Экспериментальные науки еще не сформировались, и почти единственной возможностью для исследования лекарств были опыты насебе. Он испытывал насебе те лекарства, о которых читал.
В 1784 г. С.Ганеман, вступив в брак с Генриеттой Кюхлер, падчерицей дессауского аптекаря, переехал в Дрезден, где занимался врачеванием в городских больницах. С 1789 г. начинается первый лейпцигский период жизни С.Ганемана. К этому времени он уже пользовался репутацией ученого и опытного практического врача. Литературная деятельность С.Ганемана не ограничивалась переводами. Он стал автором следующих работ: «Об отравлении мышьяком», «Наставление основательно излечивать старые преждевременные и гнилые язвы», «Руководство для врачей к венерическим болезням»; изобрел способ изготовления растворимой ртути, описал химические свойства желчи и желчных камней и др.
Медицинская практика не принесла С.Ганеману удовлетворения. В то время применялись лечебные приемы, истощающие больных: большие дозы потогонных, рвотных, мочегонных и слабительных средств, производились частые и обильные кровопускания. Все это приводило в уныние, порождало ощущение беспомощности и бесперспективности медицины. С.Ганеман постепенно отходит от медицинской практики, погружается в литературную работу, включая и переводы.
В 1790 году Ганеман переводит лекарствоведение эдинбургского профессора В. Куллена («Материа Медика»). В разделе охине его поразили противоречия в описанииее лечебного влияния, и Ганеман принял хину в терапевтической дозе, наблюдая заее действием. К его удивлению симптомы, которые он отметил, совпали с симптомами малярии, которой он до этого сам болел. У него развилась типичная периодическая лихорадка.
Врожденное чувство гармонии и философский склад ума требовали поиска закономерности. Ему стало ясно, что хина потому занялаисключительное положение в лечении малярии, что сама способна вызывать такую же картину. Эта аналогия стала для Ганемана принципом выбора лекарств для лечения.
Постулированный С.Ганеманом принцип получил многочисленные частные подтверждения. Например, ртутные препараты в токсических дозах поражают организм, затрагивая многие органы и системы, при этом значительно повреждается толстая кишка (тяжелый язвенный колит). Между тем, этиже препараты в малых дозах действуют благоприятно при дизентериеподобных колитах. Мышьяк вызывает холероподобный понос, а в гомеопатическом применении препаратами мышьяка излечиваются поносы различной природы. Йод раздражает дыхательные пути, а в малых дозах благотворно действует при бронхитах. Сера при длительном воздействии приводит к распространенному дерматиту, а в гомеопатии Sulfur iodatum излечивает различные кожные заболевания. Cantharis vesicatoria (шпанские мушки) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, а в гомеопатических дозах облегчает страдания больных циститом и уретритом. Спорынья в больших дозах вызывает тяжелое поражение организма со спазмом сосудов, осложняющимся развитием гангрены, а в малых дозах Secali cornutum с успехом используется при облитерирующем атеросклерозе, и т.д. Постепенно созревала концепция, которая легла в основу гомеотерапии как новой системы лечения.
Ганеман, не приписывающий себе чужих открытий, пишет, что принцип подобия как возможный принцип выбора лекарства для лечения, был известен давно. Заслуга его состоит в том, что он пришел к заключению, что таким образом надо поступать не с единичными случаями, а всегда и со всеми лекарствами, и это является общим принципом выбора лекарств.
В І796 году в журнале фон Туфеланда Ганеман опубликовал свой труд "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", который можно считать первым трудом, провозгласившим принципы гомеопатии, а эту дату можно считать годом рождения нового направления в медицине. Затем Ганеман прекратил преподавание в университете и вернулся к лечебной деятельности. Ему предстояло на практике проверить всеобщность принципа подобия, в дальнейшем выраженного формулой “Simila similibus curantur” («Подобное лечится подобным»).
Основной труд Самуила Ганемана «Органон врачебного искусства» во всем мире считается основополагающим классическим трудом по гомеопатии. Вышедший первым изданием в 1810 г., через 20 лет после открытия С.Ганеманом гомеопатического метода лечения, «Органон» содержит философские, теоретические и практические аспекты гомеопатии в представлении автора способа гомеопатии.
Книга многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. Пятое издание «Органона» в русском переводе В. Сорокина было опубликовано в 1884 г. Особый интерес представляет шестое издание «Органона», тщательно переработанное С.Ганеманом в возрасте 86 лет, в последний период его врачебной практики в Париже. По словам В. Берике, выдающегося гомеопата начала ХХ века, подготовившего к печати в 1922 г. последний правленый автором текст труда, это был вариант пятого немецкого издания, опубликованного еще в 1833 году, «буквально прослоенный рукописными листами». Последний вариант, вышедший в свет только через 80 лет после окончания работы над ним автора, сам С.Ганеман считал «наиболее близким к совершенству».
Предисловие к «Органону» написано С.Ганеманом еще в 1833 г. и подтверждено им при подготовке 6-го издания книги. В предисловии сопоставляется старая медицинская школа (аллопатия) с ее постоянно ослабляющими больных воздействиями (в то время производились повторные кровопускания, ставились многочисленные пиявки, кровососные банки, клизмы и т.д.) с гомеопатией, которая «избегает всего, хотя бы в малейшей степени ослабляющего больного» и «является спасительным и благословенным делом». Без такого сопоставления, резкого и взаимозаключающего, в то время было бы невозможно выделение, становление и развитие гомеопатической системы лечения, сосуществующей сегодня с другими направлениями врачевания, обогащенными крупными успехами и достижениями.
Первая часть «Органона» содержит основные теоретические представления автора и его положения о механизмах гомеопатического и лечебного эффекта (подобное лечится подобным). Идеалом лечения, по С.Ганеману, является «быстрое, мягкое и окончательное восстановление здоровья… кратчайшим наиболее надежным и безопасным способом на основе легко понимаемых принципов. Но врач является и «хранителем здоровья, поскольку он знает факторы, расстраивающие здоровье и вызывающие смерть, и знает, как предохранить от них здоровых людей». Врач должен быть истинным практиком целебного искусства, причем истинное назначение врача «состоит не в наукообразной болтовне, а в оказании помощи страждущему». С.Ганеман призывает лечить, не теоретизируя.
Второй раздел «Органона» содержит практические рекомендации по применению гомеопатии. Чтобы правильно и эффективно лечить, врач должен исследовать больного, знать действие лекарств и правильно их применять. Среди «возбуждающих» острые заболевания причин выделяются отрицательные влияния окружающей среды, психические воздействия, «острые миазмы». Одни из них «могут поражать каждого человека не более чем один раз за всю жизнь, как, например, оспа, корь, коклюш, скарлатина, свинка и т.д.», другие же – «часто рецидивировать при сохранении основного характера своих проявлений». С.Ганеман замечает, что острые болезни «чаще всего являются временными обострениями скрытой псоры». Современному читателю близок и понятен этот тезис. Например, острый нефритический синдром в большинстве случаев оказывается обострением хронической нефропатии, характер которой уточняется нефробиопсией. Среди хронических болезней С.Ганеман различает истинные и ложные. Первые – это миазматические болезни (сифилис, сикоз и псора), вторые – следствие злоупотребления лекарствами или результат воздействия тех или иных вредностей (нарушения в еде, употребление возбуждающих средств и др.). При острых болезнях жизненная сила заболевшего способна одолеть их или миазмы в короткий срок побеждают жизненную силу. Следовательно, по С.Ганеману, исходы острых миазматических болезней – выздоровление или смерть. Нельзя не добавить: возможен переход заболевания в затяжную или хроническую форму.
Заключительный раздел «Органона» посвящен мероприятиям, поддерживающим гомеопатическое лечение. С.Ганеман подтверждает действие на «жизненный принцип» «динамической силы минеральных магнитов, электричества и гальванизма». Он положительно относится к «животному магнетизму», предлагая называть его из уважения к Месмеру месмеризмом. «Сильная воля человека, действующая из самых лучших побуждений на больного посредством контакта и даже без него, и даже на некотором расстоянии, может динамически передать жизненную энергию здорового гипнотизера», «мощь сильной доброй воли может временами творить чудеса». Эти соображения С.Ганемана сегодня не кажутся чуждыми и неприемлемыми для нас. Многие «мануальные процедуры» автор наделяет «успокаивающим и раздражающим» эффектом. Массаж особенно эффективен тогда, когда его «делает сильный доброжелательный человек», но этот метод «не должен излишне применяться к сверхчувствительным пациентам». Ванны полезно присоединять к общему лечению в периоде выздоровления и улучшения состояния больного «при надлежащем внимании к состоянию выздоравливающего, температуре воды, продолжительности и частоте повторения процедур». По-видимому, творец гомеопатии не отрицает и роли музыкотерапии: «доносящиеся издалека нежнейшие звуки флейты… могут наполнить нежное сердце возвышенными чувствами и растворить его в религиозном экстазе».
Его авторитет как искусного врача возрастает с каждым годом, расширяется практика. Вместе с тем С.Ганеман постоянно сталкивается с недовольством, завистью и противодействием врачей и аптекарей. В период с 1793 по 1810 г. С.Ганеман вынужден часто переезжать из одного города в другой, практикуя в Мольшкбене, Геттингене, Пирмонте, Брауншвейге, Вольфенбюттеле, Кенингслюттере, Альптоне, Гамбурге, Мелне, Махеме. Параллельно с практикой составляется объемистый «Аптекарский лексикон», создавший С.Ганеману славу авторитетного знатока фармации. В окончательно оформленном виде концепция гомеопатии представлена в первом издании знаменитого «Органона».
Важнейшим этапом становления и распространения гомеопатии стал второй лейпцигский период жизни С.Ганемана (І8ІІ-І82І гг.), когда он преподавал в университете. Вопреки противодействию многочисленных недругов, он успешно защитил диссертацию на медицинском факультете, представив обстоятельное историко-медицинское исследование «О геллеборизме древних». Необыкновенная глубина изучения предмета, блестящее знание огромного количества древних источников, убедительность и логичность изложения исключили все возражения даже самых недоброжелательных оппонентов. Получив право преподавать в крупнейшем европейском университете, С.Ганеман сплотил вокруг себя многочисленных учеников и последователей. Это был период быстрого развития знаний и практического опыта по гомеопатии, накопления обстоятельных описаний патогенеза гомеопатических лекарств.
В 1811 году вышла его книга «Чистое лекарствоведение» в 6-ти томах, где описано 60 лекарственных средств. В 1828 году была издана книга «Хронические болезни» в 5-ти томах. В этих книгах, кроме закона подобия описаны два других правила гомеопатии: применение малых доз и необходимость испытания действия лекарств на здоровом человеке.
|
Вместе с успехами гомеопатии, ростом авторитета С.Ганемана и его школы нарастали и силы его оппозиции. Возник судебный процесс междуним и лейпцигскими аптекарями, требовавшими передать изготовление любых лекарств в свои руки. В результате С.Ганеману было официально предписано все свои гомеопатические лекарства выписывать исключительно через обычные аллопатические аптеки, находящиеся в руках яростных противников гомеопатии. Это было равносильно запрещению врачебной гомеопатической практики в Лейпциге.
Летом 1821 г. С.Ганеман винужден был переехать в небольшой городок Кетен под покровительство герцога Фердинанда Ангальт-Кетенского, приверженца гомеопатического лечения. С.Ганеман, слава о врачебном искусстве которого уже разнеслась по всей Германии, вновь получил свободу медицинской практики с правом самостоятельного приготовления и отпуска гомеопатических средств. В Кетен стали стекаться больные не только со всех регионов Германии, но и из соседних стран.
В кетенские годы С.Ганеман выпустил капитальный многотомный труд «Хронические болезни», в основу которых была положена концепция миазмов. Были также основательно уточнены и детализированы важнейшие принципы гомеопатии – потенцирование или динамизация лекарств, доказательство и объяснение эффективности малых доз. В 1831 г., когда в Европе распространилась холера, С.Ганеман предложил использовать для лечения этого тяжелейшего заболевания, уносившего тысячи жизней, гомеопатические средства (камфора, вератрум, соли меди). Положительный эффект гомеопатии был подтвержден многими врачами того времени, в частности, в Австрии, Венгрии, Англии, Италии, России и др.
В 1830 г. С.Ганемана постигло несчастье – смерть жены, которая была его верным другом и спутником во всех жизненных невзгодах и многочисленных переездах, подарившая ему 11 детей. После смерти жены он продолжал уединенную жизнь и практику в Кетене. Количество больных, приезжавших к С.Ганеману, увеличивалось. В 1835 г. в возрасте 80 лет он женился на 35-летней парижанке Марии Мелани Харвили и переехал в Париж.
Последний, парижский период жизни С.Ганемана был насыщен интенсивной медицинской практикой. Он стал одним из самых популярных врачей в Париже, был окружен почетом и уважением.
Однако, и в это время продолжались нападки на учение Ганемана. В 1845 году медицинский совет попросил французского министра Франсуа Гизо принять меры против гомеопатии, запретить ее применение, однако Гизо ответил очень умно: «Если гомеопатия химера или метод, не имеющий ценности, она исчезнет. Но если, наоборот, она прогрессивна, то распространится, что бы не делали. Академия должна желать этого более всего, поскольку ее задача – стимулировать научный прогресс и научные открытия».
В связи с возрастом и непосильной нагрузкой здоровье С.Ганемана стало ухудшаться. 2 июля 1843 г. на 89-м году жизни он скончался и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез, где на монументе с бюстом С.Ганемана выбито латинское изречение «Non inutilis vixi» («Я прожил не напрасно»).
Два столетия гомеопаты всего мира свято соблюдают основной жизненный принцип этого великого человека: лечить «верно, безопасно, быстро и надежно». Это была, без сомнения, выдающаяся личность, неистовая по своему характеру, гениальная по величине своего таланта.
Самуил Ганеман родился в одном из самых живописных мест Германии – Саксонии, в городе Мейсен 10 апреля 1755 года. Как и большинство жителей этого города, отец Ганемана занимался росписью знаменитого мейсенского фарфора. Старик хотел, чтобы сыновья овладели ремеслом и продолжили семейное дело. Однако, судьба готовила Самуилу иной путь.
С младших классов школы учителя были в восторге от способностей мальчика, особенно, он преуспевал в естественных науках и языках. Отец же, стесненный в средствах, забрал его из школы на целый год. Учителя умоляли Ганемана-старшего позволить мальчику продолжить обучение и готовы были учить его даром. Наконец, отец сдался...
В 12 лет Самуилу доверили преподавать основы греческого языка другим учащимся и позволили посещать уроки по собственному выбору. Юный Ганеман был бесспорным любимчиком учителей, но и одноклассники любили его за кроткий нрав и добрый характер.
Отец, Ганеман-старший был не слишком образован, но именно его нехитрыми принципами великий врач будет руководствоваться всю свою жизнь "Жить и работать без хвастовства и внешнего лоска".
По окончании школы Самуил поступает на медицинский факультет Лейпцигского университета. Денег на обучение не хватает, и молодой человек вынужден прервать образование и поступить на службу к губернатору Трансильвании в качестве семейного врача и смотрителя его роскошной библиотеки. Получив доступ к редким медицинским фолиантам, юный доктор погружается в их изучение и попутно, зарабатывает деньги на дальнейшее обучение. Через два года, скопленных средств хватает на учебу в более дешевом университете Эрлагена.
Получив титул доктора медицины, Самуил, вместо службы врача, переключается на изучение аптекарского дела, химии и переводческую деятельность. Очень скоро он становится известен как талантливый химик и переводчик, чьи комментарии к переводимым книгам оказываются едва ли не ценнее оригиналов.
Чтобы стала понятна роль, которую Самуил Ганеман сыграл в развитии медицины, нужно хорошо представлять себе, как обстояли дела в этой области.
В конце 18, начале 19 века физиологии, патологии и диагностики в привычном значении этих наук почти не существовало.
Самое распространенная терапия того времени была основана на мнении, что причина всех болезней есть полнокровие, а главное средство против всех болезней есть кровопускание и опорожнение. Злоупотребление рвотными, слабительными, клистирами, кровососными банками, пиявками и, особенно, кровопусканием, не знало границ. Клистиры назначались больным ежедневно в течение многих лет. Получавший лучшее лечение из всех возможных, король Франции, Людовик XIII в течение одного года получил 47 кровопусканий, 215 рвотных и слабительных и 312 клистиров! Великий Гете был полностью истощен физически и морально прописанным ему 400 бутылками мариенбадский Kreuzbrunnen в год, с ежедневным добавлением к ней горькой соли и пилюль из ревеня, ялапы и азафетиды.Наиболее распространенные средства «лечения» на тот момент: селитра, ртуть, железо, хина, опий и др. Снадобья прописывались в невероятных дозах: ртуть - до изъязвления десен, разрушения зубов и полного отравления организма, опий - до одури. Стоит ли говорить, что эти процедуры часто оказывались губительными для пациентов.
Натура Самуила Ганемана не могла принять такого положения дел. Врач открыто отвергал терапии, которые превозносились его коллегами на протяжении веков, считая их иррациональными и нецелесообразными.
В 1784, после отказа от лечебной практики, идущей вразрез с его взглядами, доктор Ганеман зарабатывает себе на жизнь как переводчик и ведет личную исследовательскую работу об ошибках медицины.
В 1790 году, переводя «Трактат о Materia Medica» Уильяма Каллена, Самуил Ганеман сталкивается с симптомами отравления хинной, корой перуанской дерева и утверждением, что хина является эффективной в лечении малярии вследствие ее вяжущих свойств. Однако, другие вещества, обладающие вяжущими свойствами не являлись сколько-нибудь эффективными в лечении малярии! Ганеман сам переболел малярией и знал эту болезнь очень хорошо. Блеснувшая гениальная догадка помогла ему уловить главное, - симптомы отравления хинной и симптомы малярии, которую она излечивает, были одинаковы!
Это позволило ему вывести принцип: "То, что может выявить набор симптомов у здорового человека, может излечить больного человека, который проявляет подобный же набор симптомов". Этот принцип, который на русский можно перевести как «клин клином вышибают», стал основой нового подхода к медицине. Однако, термин "гомеопатия" впервые был использован автором в журнале Гуфеланда "Journal der praktischen Arzneikunde und Wundarzneikunst" только в 1796 году.
В течение 7 лет после озарения с хинной, Самуил Ганеман занимается сбором материалов в доступной ему медицинской литературе. Так же, он проверяет на себе и своих последователях-добровольцах действие различных ядов и фиксирует сходство симптомов отравлений с симптомами известных ему заболеваний.
Только после проведения обширной многолетней исследовательской работы и получения однозначного результата, подтверждающего подлинность своей гипотезы, Самуил Ганеман начинает лечить пациентов в соответствии с открывшимся ему пониманием. Через него проходят десятки людей и он делает еще одно значимое открытие, - разные психотипы людей, имеющие различные склонности и пищевые привычки, по-разному реагируют на прописанное лечение. Этот факт позволяет ему сформулировать понятие "о конституциональном типе лекарственного средства".
Доктор Ганеман разводил в растворе или порошке токсические вещества до очень низкой концентрации. Чем больше он разводил вещество, тем слабее становились его токсические свойства. Однако, вместо угасания лечебного эффекта, целебная сила наоборот, нарастала. Так же, было отмечено, что целебная сила тем больше, чем интенсивнее и дольше происходит встряхивание посуды, в которой разводилось вещество.
Исходя из полученных экспериментальных данных, Ганеман сформулирует принципы нового метода лечения.
Первый принцип: similia similibus curentur, что в переводе с латыни означает «подобное лечится подобным» . Сам же метод лечения получил название «гомеопатия» - «подобный болезни».
Второй принцип: Сила лекарства возрастает по мере уменьшения его концентрации, и встряхивания раствора при приготовлении. Этот процесс получил название потенцирования, или динамизации.
Третий принцип: Для лечения должно применяться одно простое лекарство. Для того, чтобы определить конституциональный тип лекарства, необходимо вначале провести его испытание на группе здоровых людей. Этот процесс получил название закона прувинга (испытания лекарств на здоровых добровольцах)
Признанию гомеопатии помогло успешная борьба с эпидемией холеры в 1831 году. Спастись от нее в те времена можно было только бегством из очага поражении.
Доктор Ганеман, ни разу не сталкивавшийся в своей практике со случаями холеры, на основании только лишь описания ее симптомов, находит их сходными с симптомами отравления камфарой, чемерицей и солями меди. Он предсказывает, что камфара, чемерица и медь и будут гомеопатическими средствами против болезни! Он рассылает несколько тысяч циркуляров во все концы света с точным наставлением, в какие именно периоды холеры и в каких дозах принимать эти лекарства, и отовсюду вскоре возвращаются известия, что гомеопатия блистательно побеждает холеру. Так были спасены тысячи жизней, и авторитет гомеопатии во всем мире был значительно укреплен.
У доктора Ганемана появляются венценосные покровители, дающие ему защиту и возможность заниматься научной деятельностью, но и количество врагов так же растет. Приверженцы школы клистиров и кровопусканий хорошо понимали, что их век заканчивается и переступали границы всякого приличия в злословии в адрес прогрессивного врача-гомеопата.
Так же, нельзя не упомянуть, что кроме работы над главным делом своей жизни, - гомеопатией, Самуил Ганеман стал родоначальником еще нескольких новых направлений для медицины своего времени.
Такое привычное для нас понятие как гигиена, было кому мало знакомо в ту пору.
Ганеман подчеркивал важность ухода, питания, постельного режима и изоляции больных во время эпидемии. Он утверждал, что плохая гигиена способствует распространению болезни. Его успех в борьбе с холерой и брюшным тифом состоялся отчасти из-за признания в обществе этого факта.
Также, Ганеману удалось повернуть вспять представление о лечении людей с психическими расстройствами.В те времена, душевнобольных повсеместно содержали как животных, в цепях и оковах, и вместо лечения подвергали всевозможным пыткам и телесным наказаниям. В организованной Самуилом Ганеманом лечебнице нового типа при помощи гуманного обращения и гомеопатии он вылечил многих больных, среди которых был известный ученый и писатель, гановерский министр Клокенбринг, страдавший маниакальным умопомешательством. Менее чем через год, министр вышел из клиники совершенно излеченным. Это стало еще одним важным шагом к признанию гомеопатии.
Доктор Ганеман стал одним из первых в Европе пионеров мягкого и гуманного обращения с душевнобольными.
Его жизнь была полна борьбы...Сначала с нищетой, потом с предрассудками, суеверием и злонамеренностью коллег. Однако, он всегда оставался верен своей возвышенной цели – освободить человечество от болезней и страданий. Он смог увидеть нематериальную сторону болезни, полагая, что все болезни имеют не только физические, но и духовые причины.
Личность Самуила Ганемана, без сомнений, вошла в пантеон славы величайших людей в истории. Его открытия, его многолетняя врачебная практика и научная работа, его труды «Органон врачебного искусства», «Чистое лекарствоведение», «Хронические болезни», «О гелеборизме древних», «Опытная медицина», «Эскулап на весах» позволили ученым по-новому взглянуть на медицину и увидеть в Человеке малое подобие Вселенной.
В 1834 Самуил Ганеман жил в Кетене... Больше всего он любил свой сад, в котором в теплое время года принимал больных и знакомых, проводил время отдыха и занятий. Однажды, один из многочисленных посетителей, наслышанный о Ганемане и об его саде, прибыл к нему именно в тот момент, когда великий врач был занят чтением в беседке. Посетитель, ожидая увидеть большой роскошный сад, спросил: "А где же сад?", на что Ганеман ответил: "Вот это сад". Приезжий с удивлением спросил: "Как, этот маленький клочок земли?" - "Да, - отвечал Ганеман, указывая пальцем в небо - он очень мал и тесен, но посмотрите, он бесконечно высок».