Методы изложения нового материала на уроке. Шпаргалка: Объяснение как метод обучения на уроке
Первый урок по теме правильно было бы назвать уроком объяснения нового материала. В средних классах он проводится методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших - в форме лекции, включающей в себя элементы беседы, причем желательно проблемное изложение темы в единстве всех ее компонентов.
Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы. Учитель обычно на таком уроке трижды объясняет материал. Сначала очень кратко он знакомит учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения, основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией опытов, постановкой экспериментов, яркими фактами и примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер, учитель стремится привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, дает общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связывает новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирует опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.
Поскольку на эту часть урока отводится наибольшее количество учебного времени, то для учителя наибольшую сложность представляет отбор основного, главного в содержании материала и обеспечение доходчивой передачи его учащимся.
В конце урока учитель в течение 7-10 минут еще раз повторяет содержание изложенного в виде кратких выводов и параллельно отмечает, что учащиеся должны записать в тетрадях; сообщает учащимся список литературы по теме, в том числе параграфов учебника, программы, по которым они могут готовиться к семинарским занятиям.
Итак, на уроке-лекции (объяснение нового материала) прежде всего состоится лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.
1. Введение.Эпоха ставит перед школой серьезные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Необходимо воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.
“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.
Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.
Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.
Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.
Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
2. Методы обучения.
Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.
На уроках русского языка я использую различные методы обучения.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения.
Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.
Например, данный метод использую при изучении темы “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Я подвожу учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.
Тема “Местоимение”, где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Я подвожу учащихся к классификации местоимений по разрядам.
При объяснении нового материала из раздела “Морфология” применим данный метод.
Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.
Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
При объяснении нового материала использовала данный метод на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Читала лекцию (10–15 минут) о науке фонетике и графике, лексике. В 6 классе использовала данный метод при изучении раздела “Лексика”. Читала лекцию “Словари” (20 минут), где рассказала учащимся о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях. На этом уроке все учащиеся поработали с каждым из видов словарей.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.
Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:
1. “Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ-
-РОС- -РАЩ-“.
2. “Буквы О и Е после шипящих в корне”.
3. “Буквы Ы и И после Ц”.
4. “Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-”.
5. “Буквы Ы и И после приставок на согласные”.
Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.
Проблемный метод использовала при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”
– Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы
не знакомы. Назвать эти слова.
– Касаться – прикосновение.
– Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-.
Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-.
Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.
Пример: “Совершенный и несовершенный вид глагола”.
Я предлагаю учащимся определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.
Рисовать Ставить |
Нарисовать Поставить |
Затем даю задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися вновь ставлю задачу: определить различия в значениях.
Ученики выполняют.
Ставлю новую задачу: какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов?
В данном случае – с помощью приставок.
Обязательным считаю на уроках метод беседы.
На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.
Не проходят уроки и без чтения учебника . Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.
Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.
На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.
Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице.
Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений, проецируемых на экран с помощью кодоскопа и мультимедиапроектора.
Четко отработан практический метод , где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.
3. Формы, средства и приемы обучения.
Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны вспомогательные формы обучения. Среди ведущих выделяю школьную лекцию (см. Лекционный метод).
Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации, индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета. Это и есть использование в практике моей работы технологии дифференцированного обучения. А также различные виды контрольных работ, диктантов, тестовых и проверочных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
На своих уроках систематично использую различные средства обучения. Такие как учебные комплексы: учебники, учебные пособия, сборники дидактических материалов, словари, карточки, таблицы, видеофильмы, аппаратуру ТСО.
Использую в своей работе программы – тренажеры, которые контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляют оценку учащимся.
При объяснении нового материала использую приемы триз-педагогики . Данная педагогика удобна тем, что в ней четко сформулированы приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке; приемы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе.
Например: 1. Прием “Лови ошибку”.
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Пример: тема “Правописание чередующихся гласных О и А в корне
КОС- -КАС-.”
Я даю несколько правил. Несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.
2. прием “Пресс – конференция”.
Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.
Пример: я проводила пресс-конференцию на тему “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”. Алгоритм такой: сначала 5–7 минут введение, из которого учащиеся узнали, что существительные могут иметь только форму единственного числа или только форму множественного числа. Потом 1 минуту ребята думали над вопросами, 3–4 минуты ушли на задавание вопросов. Попутно я добавила несколько вопросов, которые, на мой взгляд, ученики не задали. Затем продолжила объяснение с опорой на наработанные вопросы.
3. прием “Вопрос к тексту”.
Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.
Пример: данный прием я использовала при объяснении нового материала темы “Изменение и образование слов”.
Игры на своих уроках использую с целью повышения познавательных интересов учащихся. Игры содержат не только познавательный материал, но и обогащает новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.
Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме “Правописание чередующихся гласных О–А в корне -ГОР- -ГАР-.
Пример: игры с рифмами.
Рифмы использовала на уроках при изучении многих разделов орфографии.
Даю ребятам задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами.
Врач – грач – мяч.
Ночь – дочь.
Или на суффиксы -ок-, -онок-, -онк- после шипящих:
Сучок – волчок – червячок,
Девчонка – ручонка – собачонка.
Или при изучении Ь в глаголах 2 лица настоящего времени:
Несешь – бредешь – идешь.
После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.
4. Заключение.
Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.
Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, ил неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.
Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.
На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.
Традиционно трудным является определение оптимального времени для усвоения нового материала. Психологи и методисты определили динамику основных функций центральной нервной системы, которые обеспечивают работоспособность ученика. Эта динамика состоит из нескольких фаз: 1) переход от покоя на рабочий уровень, 2) оптимальная работоспособность, 3) фаза усилий, 4) выраженное утомление. Каждая фаза имеет свою длительность (это зависит и от самого ученика, от характера деятельности и т.п.). В обобщённом виде длительность фазы оптимальной работоспособности выглядит так: в 1 – 4 классах фаза оптимальной работоспособности – 15-20 минут, в 5 – 8 классах – 20 – 25 минут, 9 – 11 – 30 минут. Обычно отдых, расслабление наступает (или учитель даёт отдых сознательно) после последней фазы, учёными же доказано, что наибольший эффект на уроке наблюдается, когда детям предоставляется небольшой отдых раньше, в фазе усилий. Отдых – это выполнение какого-либо творческого задания, не требующего сильного напряжения, лёгких заданий развлекательного характера и т.п. Урок, по рекомендации психологов, должен завершаться материалом, восприятие которого не требует большого напряжения. Изучение нового материала целесообразно планировать на первую половину урока (начало и середину фазы оптимальной работоспособности). Урок объяснения нового материала может состоять из следующих структурных элементов:
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2.Актуализация опорных знаний (целенаправленное повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний).
3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (создание проблемных ситуаций, постановка исследовательских задач, привлечение учащихся к изучению нового материала путём нахождения интересного в самом языке, использование элементов занимательной грамматики и т.п.).
4.Изучение нового материала с помощью различных методов (беседы, рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся и т.д.):
а) наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала;
б) работа по определению понятий и формулирования правил.
4.Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.
5.Задание на дом, подведение итогов.
К урокам объяснения нового материала выдвигается несколько требований. Главное из них заключается в опоре на ранее изученный материал, т.е. следует вести к незнакомому от знакомого. Учитель должен сначала подумать, на каких понятиях, умениях и навыках, полученных на предыдущих уроках, в предыдущие годы обучения, основывается новый материал, составить перечень этих понятий с целью тщательного их повторения. Повторение может осуществляться разными способами: путём проверки выполненного домашнего задания, в процессе грамматического разбора, путём фронтальной проверки выполненной классной работы, беседы с классом, фронтального, уплотнённого, индивидуального опроса учащихся и т.д.
Объяснение нового материала не должно быть монологом учителя. Необходимо, чтобы основной метод, например, рассказ учителя, комбинировался с элементами методов, предполагающих участие в объяснении учеников: беседы, самостоятельного наблюдения учащихся над словом учителя, специально организованной краткой дискуссии и т.д.
Для закрепления нового языкового материала и формирования умений и навыков могут быть использованы: устная беседа учителя с учащимися по содержанию рассмотренных правил, краткий референдум по поводу, например, формулировки имени числительного как части речи, комментированное письмо, диктант (предупредительный зрительного и слухового типа, объяснительный, комбинированный, «Проверяю себя»), выполнение упражнений по учебнику (осложнённое списывание), составление учениками своих примеров и др. Степень самостоятельности при закреплении изучаемой темы должна расти, потому на заключительном этапе урока необходимо выполнить упражнения творческого характера, требующие полной самостоятельности. Выполненная работа проверяется разными способами: коллективная или выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль учащихся, проверка по словарю, учебнику и т.д. Суть работы над домашним заданием должна быть объяснена учителем в классе.
Применение методов объяснения
Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, авторский - известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы МВА - все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум непосредственно мы не постигаем.Причина проста: по существу, любая попытка объяснить нечто сводится к согласованию некоей условной информации с воспринимающей стороной (в случае образования - с аудиторией). Т.е. объяснение есть согласование информации с воспринимающей стороной.
При этом исторически видно, что изначально фактор согласования был один: личность субъекта, непосредственного участника образовательного процесса. В одной из наиболее архаичных форм урока (распространенного, например, в Средневековой Европе) процесс объяснения был прост: учитель объяснял старшим ученикам, те - младшим.
объяснение материал школа метод
По мере усложнения учебного материала и по мере роста его объема, необходимого для усвоения, увеличивалось и количество факторов согласования.Так, сейчас согласование материала с аудиторией - т.е. его объяснение - происходит целым рядом способов:
1. Разработанные курсы. Чтобы массово, из года в год, объяснять новый материал (новый для данных людей), необходимо, чтобы кто-то подумал и расставил модели избранной предметной области в той последовательности, которая наилучшим образом отложиться в сознании аудитории. Своего рода «крупноблочное объяснение».
2. Обученные преподаватели. Для того, чтобы девятиклассников обучить периодическому закону, нет возможности в каждый класс пригласить Д.И. Менделеева. Опять-таки массово нужны специально обученные люди, которые возьмут из сторонних источников заранее подготовленный материал, пропустят его «через себя» и сделают окончательно доступным своей аудитории.
3. Специальные учебники - «твердая копия» объяснения. Авторы пишут учебники, преподаватели пользуются ими в работе. Заметим при этом, что наличие учебника (скажем шире - учебной литературы) в изучаемом курсе сейчас стало нормой. Материал большинства дисциплин настолько сложен, что уложить его в сознании, «приручить знания» можно, только сопоставляя ряд независимых источников: устные объяснения ведущего-преподавателя, текст учебника и некоторые другие.
4. Учебные пособия - наглядные, раздаточные, музейные, интерактивные и многочисленные прочие. Гигантская индустрия образования работает только на то, чтобы адаптировать и сделать доступной имеющуюся «где-то там» информацию для конкретных аудиторий, согласовать эту информацию с аудиториями по все большему количеству параметров.
Нетрудно заметить, что факторы согласования образуют выраженную иерархию. Дидактические системы выражено иерархичны: учебные модели объединяются в темы, темы - в курсы, курсы - в предметные области и т.п.
· На уровне таких дидактических надсистем - курсы.
· На уровне систем - преподаватели-ведущие (некий движущий компонент занятия).
· На уровне подсистем-компонентов - учебники, учебные пособия, раздатки…
Также видно, что степень согласования увеличивается на каждом уровне, в первую очередь за счет развертывания факторов согласования.
Пример: в средние века основу образования в целом (над-надсистемы) составляли знания, принципиально сами по себе не применимые во внешнем мире: схоластическое богословие, философия, мертвые языки (латынь, древнегреческий и т.п.). С течением времени - и по сей день - каждая реформа образования приводила всё к большей применимости знаний: богословские языки заменяются гражданскими, соотношение теории и практики смещается в пользу практики. Параллельно, уровнем ниже, структура урока все более согласовывалась с личностью воспринимающего человека. Известно, что психика человека инертна. Для того, чтобы качественно вложить новые знания, необходимо пройти три стадии (если использовать терминологию Курта Левина) - подготовка сознания (некая «разморозка»), собственно «вкладка» (объяснение как таковое), «заморозка». Так вот, четырехэтапный урок - в современном понимании - возник только в XIX веке.
Его разработал немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег, обобщив опыт большого числа немецких учителей-новаторов. В его видении классический урок стал таким: повторение (актуализация знаний) - объяснение нового - закрепление - домашнее задание. До этого уроки были одно-двух этапные. Например, объяснение + домашнее задание. Нетрудно видеть, что четырехэтапный урок более эффективен.
Почему? Именно в XIX веке человечество переживало первую яркую НТР, мир начал приобретать современные черты. Именно с ростом сложности и объема знаний возникла потребность эффективнее эти знания передавать.
В рамках настоящего Доклада рассмотрим только один уровень объяснения: уровень занятия.
Что же делать, чтобы материал был объяснен?
Согласовать материал с аудиторией можно на разных уровнях. Нетрудно догадаться, что чем больше степень согласованности, тем лучше материал объясняется. Рассмотрим подробно два уровня: структуры занятия в целом и собственно материала.
На уровне занятия: материал структурирован. Самая удобная форма - поделить материал на фрагменты, главы. Усилить эффект можно за счет объединения глав сквозной мыслью, героем, формой и т.п. Другое возможное усиление - главы не просто объединены общей мыслью, а образуют естественную последовательность.
Пример: заучить множество химических элементов трудно. Запомнить их в виде периодической системы со все возрастающей атомной массой элементов - школьная задача.
Пример: в основе классификации животных и растений - эволюция, т.е. то, кто за кем появлялся на планете. Если никакой естественной последовательности (временной, эволюционной и т.п.) нет, ее можно ввести в виде аллегории.
Пример: пятнадцать лет полиграфической фирме - пятнадцать этапов полиграфического производства.
Пример: семь шагов к финансовому успеху - семь нот - семь цветов радуги…
Пример: при обучении новых сотрудников МакДоналдс используются, например, такие аббревиатуры: ККЧД - качество, культура обслуживания, чистота, доступность. ККК - контакт, кооперация, координация. КЛН - контрольный лист наблюдений.
Следующее усиление - получить последовательность из аудитории. Скажем, учебный материал «сворачивается» в аббревиатуру, а аудитория придумывает мнемоническую фразу на эту аббревиатуру.
Пример: OBAFGKMRNS - спектральные классы звезд. Их запомнить практически невозможно, но студенты - наши и американские - в свое время придумали: «Один Бритый Американец Финики Жевал Как Морковь», и «Oh, Be A Fine Girl, Kiss Me Right Now».
На уровне излагаемого материала.
Нетрудно видеть, что минимальный акт объяснения состоит из двух слоев:
Излагаемая теоретическая модель обычно абстрактна - она представляет собой свернутый внешний опыт, иначе его не передать.
Для того, чтобы от абстракции перейти к конкретике, прибегают к примерам.
Рассмотрим пример как инструмент согласования внешней информации. Модель без примеров усваивается только в случае, если она и так знакома, если в голове обучающегося уже есть примеры. А зачем тогда тратить время на объяснение?
Количество примеров на одну модель должно быть - судя по всему - от 2 до 9. Почему? Известны два правила: Миллера и Эльштейна, описывающие оперативную память человека. Простых счетных предметов наша оперативная память готова удержать 7±2 (т.е. максимум 9), сложных абстрактных - 4±1 (т.е. минимум 3). Если примеров будет меньше двух-трех, то модель будет плохо понятна, больше девяти - избыточна.
Теперь рассмотрим 12 способов привести пример:
1. «Нулевой пример»: неполное раскрытие темы. Неполностью можно раскрыть
o некоторые частности - оставив аудитории самостоятельно достроить конкретное,
o группу методов
Нераскрытое остается аудитории для самостоятельного открытия. Данный прием нашел широкое применение в проблемном обучении.
2. Числовая ось (или «Оператор РВС» по терминологии первого разработчика ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, ) - резкое увеличение некоего, дидактически-ценного параметра. Например, при проверке корней линейных уравнений, чтобы понять, верно найдено решение или нет, при подстановке надо взять число 1 000 000: сразу все наглядно.
3. Пример - аналогия из жизни. Приводится пример из обыденной «кухонной» жизни. Удобно применяется при объяснении сложных «многоэтажных» теоретических моделей. Этот прием очень часто применял известный популяризатор науки Я.И. Перельман, а также известный писатель Станислав Лем.
4. Привести много примеров, потом локально обобщить. Используется для промежуточного отдыха, смены мыслительной деятельности, подчеркивания важных моментов занятия… Обобщения могут быть на уровне модели, способа, метода, группы методов.
5. Гуманитарный пример - из художественной литературы, истории.
6. Пример из научной литературы.
7. Пример из собственного опыта ведущего-преподавателя, лично решенных им задач…
8. Пример приводят сами обучаемые.
9. Продолжить приводить примеры вслед за преподавателем
Для способов 7-9 общим усилением будет использование инерции мышления: когда примеры намеренно уводят аудиторию «не туда». В качестве примеров - два анекдота: Что получит китаец, сложив голову тигра, желудок моллюска, чешую карпа, когти горного орла и рёв быка? Женщину! Ну у вас и идеалы! Дракона!
10. Ученые установили, что Луна все время отдаляется от Земли. Если скорость удаления была постоянной, расчеты показывают, что более 100 млн. лет назад орбита луны была в десяти метрах от Земли. Это объясняет исчезновение динозавров.
11. По крайней мере больших.
12. «Пример со смещением»: на лекции по консалтингу - пример из медицины, военного искусства; на занятии по магистральным трубопроводам - из гинекологии, из ангиологии (о кровеносных сосудах) и т.п. Прием похож на аналогию: надо подобрать два объекта, похожих по функции, но отличающихся по ресурсу, на котором она реализована. И в медицине, и в военном искусстве, и в консалтинге есть анализ ситуации (в медицине еще и такой же «опрос больного»), по трубам, как и по кровеносным сосудам, течет жидкость и т.п.
13. Антипример: когда «не получилось» и последующий разбор ошибок и типовых ошибок в особенности.
14. Изложение одного и того же материала с разных точек зрения, позиций разных авторов, в разных моделях и т.п.
Занятие 3. Изучение нового материала
Одним из главных элементов занятий разных видов является объяснение нового материала, который включает вопросы, предусмотренные учебными программами по данной дисциплине.
Совершенствование методики работы преподавателя на этой стадии формирует у обучаемых умение пользоваться приобретенными знаниями для изучения более сложных вопросов данной дисциплины.
При изучении нового материала должны формироваться базовые и профессиональные знания, а также вырабатываться умения будущего специалиста.
Объяснение нового материала.
Основная цель: 1. Изучение оптимального объема материала.
2. Формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике.
Требования при объяснении нового материала (методические принципы):
1. Научность
2. Доступность
3. Последовательность
4. Рациональное использование времени
5. Проблемность
6. Практическая направленность
7. Наглядность
8. Разнообразие приемов и методов
9. Культура речи педагога
10. Связь с жизнью
11. Активная работа: «обратная связь»
Новый материал в плане занятия
Обычно преподаватель, планируя занятие, пользуется только традиционной структурой урока: опрос – объяснение – закрепление .
Планирует занятие преподаватель, следовательно, он сам решает, где дать новый материал: в начале урока или во второй части, в конце.
Место изложения нового материала в плане зависит от:
1. вида учебного занятия
2. его цели
3. расписания
4. контингента учащихся
Например:
1. Лекция. Цель занятия – ознакомит студентов с общими сведениями о ……. Опрос не планируется, т.к. предыдущая тема закончена и знания (умения) проверены в результате, например, технического диктанта или тестирования. Объяснение нового материала занимает максимум времени занятия, а закрепление нового материала можно провести в конце занятия или параллельно с объяснением.
2. Практическое занятие. Цель – привить умения в (например, в технических расчетах). Новый материал не сообщается, т.к. форма ведения занятия предполагает повторение и, в данном случае, новым будет методика расчетов, с которой преподаватель знакомит по ходу решения задач (пояснение идет параллельно с самостоятельной работой).
3. Семинарское занятие. Цель – контроль знаний по пройденной теме (разделу). Объяснение материала не планируется. При проведении семинара преподаватель может сам, или привлекая докладчиков, по ряду вопросов дать пояснение, сообщая новую информацию, расширяющую знания по данной теме.
4. Комбинированный урок. Цель – ознакомить студентов с …. При планировании урока преподаватель может предусмотреть различные этапы урока:
Сначала провести опрос по разделам, предшествующим данному занятию, затем объяснить новую тему, а потом закрепить материал.
Сначала объяснить новую тему, затем объяснить по этапам, используя мультимедийную технику, или таблицы, доску и т.д. (ведутся записи или зарисовки за преподавателем). При закреплении нового материала поставить вопросы повторения, т.е. совместить опрос с закреплением.
В зависимости от расписания преподаватель планирует время объяснения нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения резко снижается (особенно, если это 4-я или 5-я пара, или если вашему уроку предшествовали трудные дисциплины).
Методические приемы при объяснении нового материала.
1. Словесное изложение . Этой формой пользоваться крайне редко, т.к. в этом случае не имеет места наглядность преподавания. Допустимо при сообщении новых сведений по какой-то теме, обобщение знакомого материала. Даже если вложить максимум информации, она будет усваиваться хуже по сравнению с другими методическими приемами.
2. Словесно-графическое изложение. Объяснение нового материала с использованием записей на доске, графиков, таблиц, которые должны хорошо читаться, быть яркими, запоминающимися.
3. Словесно-схематическое изложение. При наличии специальных схем, плакатов объяснение нового можно провести по-разному, но в любом случае вывешивать или показывать наглядное пособие необходимо только в тот момент, когда преподаватель приступает к изложению нового материала. Если данный материал есть в учебнике, нет необходимости зарисовывать схему или эскиз в тетради, можно давать объяснение, используя материал учебника. Но, если материал сложный, то используя материал учебника, параллельно с объяснением материала можно вычерчивать упрощенную схему в конспектах.
В зависимости от умения разобраться в предложенной схеме технологического процесса можно рекомендовать следующую последовательность отдельных элементов работы:
1. пояснение преподавателя по схеме, запись с помощью преподавателя
2. пояснение преподавателя по схеме, запись самостоятельно
3. пояснение преподавателя по схеме, запись параллельно
Этот метод дает хороший эффект. Последовательное объяснение и зарисовка в конспектах одновременно дает постоянный активный режим работы и прививает навыки в изображении и чтении схем.
4. самостоятельный разбор технологических схем, самостоятельная запись. При данном методе преподаватель учить максимально самостоятельно работать с наглядным пособием, анализировать его и т.д. Не следует давать большого задания, лучше ограничиться объемом работы, посильным для данного периода обучения и контингента обучаемых.
4. Изложение с максимальной наглядностью происходит при проведении видео-уроков, уроков на производстве, на тренажерах и т.д. Максимальная наглядность при изложении нового материала способствует пониманию и усвоению вопросов темы, развивает способность сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы.
5. Самостоятельное изучение нового материала (самостоятельная работа с книгой, раздаточным материалом). При этом виде занятий преподаватель не должен пускать на самотек изучение нового материала.
I . Введение.
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы приходится решать каждый раз при подготовке урока.
1. Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах. Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания.
2. Объяснение нового преподаватель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для учащихся понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.
3. Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным.
4. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.
5. Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
II . Выбор метода объяснения нового материала – ключ к оптимизации учебного труда преподавателя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.
При объяснении нового материала применяют различные методы и приёмы.
1. Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.
Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением преподавателя, с работой по учебнику.
2. Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
3. Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Учащимся преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ преподавателя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают преподавателя, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.
4. Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.
При объяснении нового материала необходимо применять информационные коммуникационные технологии (ИКТ) обучения.
На этапе изучения нового материала, формирования новых умений применение информационных технологий может использоваться для повышения эффективности представления учебного материала. Объяснение нового материала с применением информационных технологий может быть организовано в виде проблемной беседы. Для формулирования проблемы, иллюстрации основных положений можно использовать «живую наглядность», фото- и видеофрагменты удаленных или недоступных объектов и явлений.
Помимо электронных учебных пособий, материалов электронных атласов, словарей и энциклопедий, которые можно демонстрировать на этом этапе посредством проекционной аппаратуры, интерес представляют электронные презентации проблемной направленности.
Например, после формулировки проблемы, разрешению которой будет посвящен данный этап урока или целый урок изучения нового материала, на экран выносится главный вопрос урока. Учащимся предлагается высказаться о путях его решения. После обсуждения всех вариантов, преподаватель предъявляет группе заранее подготовленный слайд с символическими изображениями этих вариантов. Те предложения учащихся, которые не были заранее предусмотрены преподавателем, выписываются на доску. Затем учащиеся выбирают последовательность рассмотрения предложенных ими путей решения проблемы. Преподаватель или приглашенный им учащийся использует систему гиперссылок для того, чтобы познакомить группу с новой учебной информацией и вновь вернуться к проблемному вопросу. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, увлекает их самой возможностью выбирать, богатыми иллюстративными возможностями.
Несмотря на то, что изображение на экране учащиеся видят в отраженном свете, использовать проекционную аппаратуру для изложения нового материала более 10 минут не стоит. Апробация данного приема показала, что более длительная работа с электронной наглядностью, несмотря на ее привлекательность, утомляет. Еще одним существенным ограничением является недопустимость использования большого количества текста на экране.
Использование интерактивных электронных заданий способствует сокращению времени и повышению эффективности формирования представлений обучающихся об изучаемых фактах, понятиях и явлениях, нежели при вербальном изложении нового материала.
5. Групповой метод при объяснении нового материала можно проводить в виде заседания экспертной групп, которые создают ребята по желанию. Экспертам даётся определённое задание, в ходе выполнения задания эксперты должны проанализировать, ответить на вопросы и приготовить сообщение о том, какие задания они повторили, что узнали нового, что интересного было в их задании.
Контроль: преподаватель подводит итог, заслушивая сообщения, вовлекая учащихся в коллективную деятельность.
Цель : создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового программного материала и обсуждения на уроке результатов их деятельности.
1.Составить список вопросов по изучаемой теме, в который включены и вопросы, изучаемые ранее, помогающие разобраться в новой теме.
2. Группа разбивается на 4 группы (по желанию учащихся, но координатора выбирает преподаватель). Две группы с более высокими и средними учебными возможностями должны, работая вместе с учебниками, на доске приготовить другой группе те вопросы, которые они считают основными, (но при условии, что каждый член группы должен знать ответ, пусть даже используя учебник).
3. Затем защищается каждая группа так: отвечает на предложенные товарищами вопросы. В это время две остальные группы дополняют, слушая, работают над предложенными им преподавателем вопросами, ищут ответы в учебнике, объясняют друг другу, чья группа готова отвечать преподавателю. В конце урока учитель, работая со всей группой, подводит итог по основным вопросам изучаемой темы.
Даётся домашнее задание, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе преподаватель предлагает свой список вопросов. Дома каждый сам письменно в тетради должен на них ответить, работая с учебником. Затем на уроке каждый (может группа) отвечает на свои вопросы и таким образом классу предложена новая тема.
6. Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий учащихся к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.
7. Практический метод , где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.
При объяснении нового материала можно использовать приемы триз-педагогики .
Например: 1. Прием “Лови ошибку”.
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Или, предлагаем ребятам несколько правил. Некоторые из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.
2. прием “Пресс – конференция”.
Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.
3. прием “Вопрос к тексту” .
Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.
- Прием многократного объяснения нового материала
Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал.
После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе - они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание 1.
Для тех учеников, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание только на главные выводы. После этого еще часть детей приступают к самостоятельной работе. Они выполняют дифференцированное задание 2.
Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты. Желательно активизировать детей, привлекать их к участию в объяснении материала.
Первое ознакомление с новым материалом проводить на основе проблемных методов обучения. Целесообразно использовать для этого частично-поисковый метод (дети открывают новое под руководством учителя). При этом обычно использую схематическую наглядность, знаковые модели.
Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно-иллюстративным методом. При объяснении нового материала стараться активизировать детей, задавая им вопросы и привлекая их к объяснению. При этом используется образная наглядность, если она предусмотрена для изучаемого материала.
Объяснение нового материала
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»
Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)
Выбор верной версии
Разработка плана выполнения задания
Выполнение задания
Обсуждение работы над заданием Оформление задания
разными группами, если задание было
одинаковое для всех групп
Тест на проверку усвоения материала
Оценивание группы. Общая оценка .
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «пила»
Знакомство с поставленной проблемой (задачей)
Распределение фрагментов учебного материала между членами группы
Осмысление каждым членом группы своей части задания
Работа с источниками (учебник, дополнительная методическая литература)
Встреча «экспертов»
Обучение членов своей группы
Оформление
Заключительный этап.
Готовность каждого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «вертушка»
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»
(каждое последующее задание выполняется следующим учеником. Начинать может
сильный, может слабый)
Объяснение каждого задания
Контроль группы за объяснением
Обсуждение работы над заданием Рассмотрение заданий
разными группами, если задания каждой группой, если задания разные были одинаковые для всех групп
Тест на проверку понимания усвоения материала
Дифференциация заданий
Работа индивидуальная
Оценивание группы (общая оценка )
- Сочинение-сказка «Сказочная страна Волшебная страна знаний и придумать сказку
- Дочь Нестора Махно рассказывала, что под взглядом отца ключевая вода могла закипеть
- Можно ли пересдавать егэ, если не пройден порог или не устраивает результат
- Решена задача о непериодичном замощении плоскости фигурами одной формы Ее художественные работы представлялись на многих международных выставках и опубликованы в международных журналах