Развитие туризма с древних времен. История развития мирового туризма
Центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).
Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.
Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт совершались с IV тысячелетия до н.э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду совершил завоевательный поход в эти земли и привез в Египет рабов карликов (имеются в виду пигмеи, проживающие там). Другой египетский путешественник Киркуф достиг не только территории Пунта, но и прошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.
Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия - это путешествие Синухета (в другой транскрипции - Синухит), состоявшееся примерно в 2000 - 1960 гг. до н.э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Египтяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1915 г. академик Б.А.Тураев сделал первый научный перевод сказания о скитаниях Синухета с древнеегипетского языка. С полной версией перевода этого текста можно ознакомиться в книге «Древний Восток», СПб, ТОО «Респекс», 1998 . с. 288 - 317.
Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля.
При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. Например, фараон Узертезен III повелел в верховьях Нила поставить пограничный каменный столб с надписью: «Никто не должен пересекать эту линию ни пешком, ни водою, направляясь к северу…».
Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.
Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. Например, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля, подробно воспроизводящая все детали в масштабе 1: 100.
Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.
Интересна предыстория этого путешествия. Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амо-на на западе Фив, тропическое дерево, выделяющее ароматическую смолу - мирру. Подобные деревья никогда не произрастали в Египте. Тогда оракул бога Амона повелел собрать экспедицию в страну Пунт и привести оттуда ароматические деревья.
Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вернулись на родину. В честь этого на стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сделаны барельефы с изображением фрагментов экспедиции. К сожалению, деревья так и не смогли прижиться в малоподходящем для них сухом климате Египта, но рисунки на стенах храма сохранились до наших дней. И хотя им почти 3 500 лет, они поражают туристов своей живость и реалистичностью.
Во времена Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор.
Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.
О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума - столицы Судана.
Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай.
Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.
Уже в период династии Шань-Инь (XVII - XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль.
О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.
Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов.
Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п.
В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.
Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.
Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни.
Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 - 120 г. до нашей эры
Первое - на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север.
Второе - вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.
Третье - на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу.
Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы-ма Цянем описаны северные соседи Китая - гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.
Труды Сыма Цяня частично переведены и изданы на европейских языках. Перевод на русский язык осуществлен Н.Я.Бичуриным. Он содержится в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (М., 1950). путешествие египет китай мореплавание
Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем.
Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный Тянь-Шань и вышел к озеру Иссык-Куль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно откочевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи. Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные территории, и было уже не в состоянии вести новые войны. Обратный путь Чжан Цяня пролегал через Памир, южную оконечность Такла-Макан, озеро Лоб- нор. На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину.
Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину
Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.). В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая - военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.
Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Это приспособление называли «Синан». В Китае также применяли отвес - «указатель тени» для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая».
Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было огромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китайскими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Аврелием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были народы, населявшие полуостров Индостан.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.
реферат , добавлен 13.04.2004
Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.
контрольная работа , добавлен 16.12.2010
Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.
курсовая работа , добавлен 19.11.2012
Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.
курсовая работа , добавлен 30.11.2010
Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.
дипломная работа , добавлен 01.12.2011
Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.
реферат , добавлен 26.03.2009
Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.
курсовая работа , добавлен 15.12.2009
Основные этапы становления отрасли туризма
Историческое формирование отрасли туризма берет свое начало еще в древности и видоизменяется с развитием человечества, научно-техническими открытиями, подчиняясь изменениям во всех сферах общества.
Принято разделять четыре этапа становления туриндустрии:
К первому этапу относится исторический период от древнейших времен до начала XIX века.
Второй этап характеризуется как промежуток между началом XIX века и началом XX века.
Третий этап затрагивает период от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертым этапом считаются послевоенные годы до наших дней.
В ходе разработки данных этапов теоретики туризма ссылались на экономические, социальные, а также материально-технические предпосылки. Были учтены функции туризма в разные исторические периоды, его влияние на жизнь общества.
Замечание 1
Таким образом, развитие отрасли туризма берет свое начало с древнейших времен и до наших дней, проходя при этом четыре этапа становления.
Зарождение туризма в древности и средние века
Первый этап становления туристской отрасли также часто называют предысторией туризма. Ученые, чаще всего, относят к нему период античности в Древней Греции и Риме. Целями путешествий выступали торговля, религия, лечение, учеба. Появились первые спортивные поездки.
Для Средних веков паломничество становится основным видам туризма. Путешественники стремились посетить священные места. Позже, Европейские страны вступают в эпоху Возрожения и религиозный туризм уходит на второй план. Происходит усиление индивидуальных туров.
Эпоха Просвещения ознаменовалась возникновением образовательного туризма. Наиболее элитные слои населения, как правило, молодые люди отправлялись в соседние европейские страны с целью получения ученой степени, способствующей в будущем выбору профессии в области политики, экономики и прочее.
Следует отметить, что туризм в данный период времени обладал рядом признаков, среди которых:
Туризм не являлся целью для путешественника, а лишь способом, средством достижения других целей, вынужденной необходимостью.
Транспортное обеспечение носило примитивный характер и не обладало никаким уровнем комфорта.
Существенные изменения произошли с развитием мануфактурного производства. Также стимулирующими факторами выступили промышленные перевороты XVIII-XIX веков. Произошло разграничение труда и появлением свободного времени.
Элитарный и довоенный туризм
Следующий период становления индустрии туризма принято называть элитарным. Он ознаменовался появлением специализированных предприятий, занимающихся туризмом. Главным стимулирующим фактором выступает совершенствование транспортных средств.
Значительными событиями в сфере перевозок стали изобретение в $1807$ г. Фултоном первого парохода и в $1814$ г. Стефенсоном первого паровоза. Произошло совершенствование услуг почтовых отправлений, а также расширения сети дорог. При этом повышается качество перевозок, поездки становятся более комфортными и экономичными.
Середина XIX века привела к возникновению первых пароходных компаний, осуществляющих эмиграцию в Новый Свет.
Еще одним стимулирующими факторами стали научно-технический прогресс и появление профсоюзов на предприятиях. Повышается уровень жизни населения.
В данный период стали появляться первые гостиницы премиум-класса для людей с высоким уровнем дохода. Их главной чертой являлась роскошь. Со второй половины XIX века происходит расширение сферы производства. Открываются первые бюро путешествий, которые разработали первые пэкидж-туры. Первый тур был представлен Томасом Куком в $1841$ г. и представлял собой двадцатимильное путешествие по железной дороге, в которое входило чай, булочки и прослушивание духового оркестра. С $1862$ года начинается издание туристских каталогов, что привело к повышению спроса.
Довоенный период развития туризма характеризуется появлением и расширением такого понятия как социальный туризм. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Но положительным моментом является становление массового туризма расширение потенциальных потребителей на все слои населения.
Послевоенный этап развития туриндустрии
Массовый туризм получил свой расцвет в четвертом этапе становления индустрии туризма. Это уже не предмет роскоши как было в период элитарного туризма, а насущная потребность населения в индустриально развитых странах, где преобладает городское население.
Продолжается активный рост новых предприятий индустрии туризма в западноевропейских странах. При этом целевой аудиторией выступали большей частью американских, что привело к преобладанию долларовых капиталовложений.
Послевоенный период ознаменовался тем, что отрасль туризма получила дифференцированный характер, в котором принимают участие не только элитные слои населения, но и средний класс и определенное количество туристов из низших слоев населения. Главной его чертой считается большое разнообразие предпочтений и мотиваций клиентов. Это привело к появлению множества очень узкоспециализированных сегментов в туристском рынке и широкий диапазон предлагаемых туруслуг.
В данный период появляется рекреационный аспект. Туризм начинает рассматриваться как обычное явление жизни, необходимое для восстановления сил для более продуктивной работы.
Происходит стандартизация туруслуг и предложение пэкидж-туров. Расширение спроса на турпродукт приводит к увеличению новых предприятий туризма и вовлечение в отрасль других областей народного хозяйства. В первую очередь это транспорт и торговые компании. Туризм становится полноценной отраслью мировой экономики.
Замечание 2
Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.
Туризмом люди занимались с давних времен: путешествия с целями торговли, завоеваний, распространение религиозных учений и т.п.. В 3 тыс. до н. е. древние египтяне плавали Нилом, финикийцы - Средиземным морем к берегам
современных Сирии и Ливана, чтобы развивать торговлю. Один из экспертов ЮНВТО Джафар Джафари в своем труде «Феноменология туризма» утверждает, что люди путешествовали всегда.
В зависимости от мотивации, способа путешествий и развития транспортных средств, количества путешествующих и охват туризмом разных слоев общества, исторический путь развития туризма как отрасли можно разделить на четыре этапа:
До 1841 г. - начальный этап;
С 1841 г. по 1914 г. - этап становления туризма как отрасли;
С 1914 г. по 1945 г. - этап формирования индустрии туризма;
С 1945 г. до наших дней - монополизация туристической индустрии.
Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены искать оптимальные условия для существования, а также совершать длительные переходы. Впоследствии по наиболее подходящую территорию для существования велась борьба. Есть полученные умения и навыки людей во время длительных переходов важкодоступ-ными местами имели также важное военное значение.
Длительные походы, есть экспедиции, осуществляли и проводили в различных целях: для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, для поиска полезных ископаемых, открытие новых земель и новых торговых путей.
Почти все крупные древнегреческие мыслители часто путешествовали. В VI в. до н. е. древние греки и римляне путешествовали в Египет, где интересовались историей, культурой, природой, своеобразными египетскими сооружениями. Известно, что первый греческий философ, математик и астроном Фалес Милетский более 20 лет учился в Египте. Долину Нила с целью получения знаний посещали философ и математик Пифагор, афинский политический деятель и поэт Солон. Платон, вернувшись из дальней поездки, основал философскую школу. Много путешествовал «отец истории» Геродот и ученый античности Страбон. Первым описал свои многочисленные путешествия Геродот. Римский философ и писатель Сенека в «Письмах к Луцилию» выразил важнейший принцип путешествий, не потерял актуальности и сегодня. Он писал, что для путешествий надо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для натуры».
Путешествия в Древней Греции имели познавательно-развлекательный характер: в стране проводили Олимпийские игры, фестивали и т.д.. Начиная с 776 г. до н. е., на Олимпийские игры в Грецию съезжались любители спорта и искусства. К этому периоду относится сооружение специальных больших домов, в которых селились и отдыхали атлеты и зрители.
В Римской империи для растущего числа путешествующих была создана разветвленная сеть постоялых дворов. Они находились в римских провинциальных городах, центрах общественной жизни и религиозных праздников, вдоль основных дорог, в сельских населенных пунктах.
Своеобразным «туризмом» можно считать крестовые походы XI-XIII вв. Десятки тысяч европейцев познакомились с Востоком и его культурой. Возвращаясь домой, они рассказывали о чужих страны и края. Это способствовало подъему торговли, гостиничного дела.
В эпоху Средневековья преобладали религиозные путешествия. К середине XV в. главным видом путешествий было паломничество европейцев к святым местам: мусульман в Мекку, христиан в Иерусалим и Рим. Большинство путешественников останавливались в монастырях, оставляя там пожертвования. Можно сказать, что первую гостиничную систему создала церковь.
Значительное развитие туристско-краеведческая деятельность приобрела в эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) И Просвещения (XVII в.). В эпоху Возрождения бурно развивались не только различные отрасли промышленности, сельского хозяйства, культура и образование, но и различные направления туризма. В этот период заметно возрастает количество людей, которые обращаются к туризму с учебными целями. «Путешествия на обучение» в XVI в. учащаются с появлением престижных университетов. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития начался именно в эту эпоху после многовековых запретов со стороны церкви. Туристические походы как средство оздоровления человека (физического и духовного) практиковали даже в иезуитских семинариях.
Особая роль в развитии туристско-краеведческой деятельности относится географическим открытием XV - нач. XVI в. Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана, позволили узнать новые земли, народы, которые населяли, их жизнь, быт, культуру, религию.
В эпоху Просвещения Ж.-Ж. Руссо и Г. Либли видели в туристических походах средство патриотического воспитания молодежи, укрепления здоровья. Это отражено в учении «О необходимости познания природы и стремление к выработке норм естественной обращения». Именно поэтому в XVII - нач. XVIII в. в некоторых учебных заведениях европейских стран учителя использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные места. Такие путешествия называли экскурсиями. Для решения познавательных задач, с целью изучения отдаленных труднодоступных уголков земного шара, проводили длительные экспедиции.
В XVII-XVIII вв. появляются деловитые люди, которые оставили заметный след в истории путешествий. Один из них - Теофраст Рено-к. Широкой популярностью во Франции пользовался его заведение «Золотой петух», который включал банк, художественную галерею и своеобразное бюро путешествий, предлагало помощь в подготовке и осуществлении путешествий в различных целях. В XVIII в. в Европе получает распространение предпринимательская деятельность по организации групповых путешествий в сопровождении проводника. На рубеже XVIII-XIX вв. такое дело продолжил Джованни Галиньяни. Он издавал вестник, в котором вел рубрику «Дневник путешественников», а в 1815 г. организовал в Париже коллективную путешествие преимущественно для английской публики.
Началом второго этапа развития туризма считают 1841, потому что тогда англичанин Томас Кук организовал первую коммерческую туристическую поездку с Лейстере в Лафборо, в которой приняли участие 570 членов общества трезвости. В 1847 г. он создал туристическое общество, распространяла билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами. В 1863 г. была организована большая путешествие англичан в Швейцарию, а в 1868 г. - в Северную Америку.
В 60-70-х годах XIX в. в странах Западной Европы начали создавать первые региональные союзы (ассоциации) любителей путешествий: туристские клубы, секции. Именно с этого времени используют термин «туризм». Первые самодеятельные туристические организации появились в разных странах примерно в одно время - во второй половине XIX в. Это были альпийские клубы и общества. Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), а к концу 70-х годов XIX в. во Франции, России и других странах. Туристические союзы и клубы разрабатывали маршруты туристских походов, определяли критерии их оценки, то есть постепенно формировалась туристическая классификация. Постепенно выработались и установились единые правила прохождения маршрутов.
С развитием международных курортов в Швейцарии, Германии, Франции, Италии эти страны наравне с Англией становятся международными центрами туризма.
Развитие туристической сферы привел к созданию в 1898 году Международной лиги туристических ассоциаций со штаб-квартирой в Люксембурге. В Вене в 1908 г. был создан Международный центр туризма. В 1919 г. был создан Международный туристический альянс, в состав которого вошло 118 ассоциаций.
Рост туристической активности прервала Первая мировая война. Лишь после ее окончания начался новый этап в развитии международного туризма - этап индустриализации. Развитию туризма в 20-30-х гг. способствовал бурное развитие новых видов транспорта - автомобильного и авиационного. Однако затормозили дальнейшее развитие туризма мировой экономический кризис 1929-1933 гг и начало Второй мировой войны.
После Второй мировой войны социальные изменения и технический прогресс, оживление торгового, экономического, культурного сотрудничества между странами значительно ускорили развитие туризма. Основным признаком этого этапа можно считать монополизации отрасли туризма, т.е. выделение ее в самостоятельную составляющую сферы услуг. Способствовали этому международная интеграция, расширение международного разделения труда, открытие границ и обеспечения более легкого доступа в другие страны, развитие транспорта и связи, повышение уровня жизни широких слоев населения.
Туризм в Украине прошел такие же этапы развития, что и в странах Европы.
С древнейших времен территорию Украины постоянно посещали иностранные путешественники, о чем писали в своих трудах (в частности «Скифия» Геродота). Начиная с XIII в., Краеведческая информация о Украине появляется в отчетах и печатных произведениях европейских путешественников. В XV-XVI вв. об Украине все чаще пишут искатели приключений, которые путешествовали из Западной и Южной Европы на Восток. Это были преимущественно итальянцы, которые в основном пересекали Крым и причерноморские земли и лишь изредка - Центральная Украина. Первым подробным описанием географии нашей страны была книга немецкого путешественника Зигмунда Герберштейна (1549). Много сведений о природе Украины и быт ее жителей, карты ее территории есть в работе французского инженера Г. де Боплана «Описание Украины».
Историю отечественного туризма в современном смысле слова принято начинать с создания в 1878 г. в Ялте кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор. В 1890 г. эта организация была реорганизована в Крымский горный клуб, правление которого находилось в Одессе. Члены клуба организовывали путешествия по Крыму, позже они расширили границы своей деятельности до Кавказа. Было выпущено первые путеводители, создана сеть приютов и маркированных троп. В XIX в. в Украине происходит развитие туристско-краеведческого движения. Среди передовой украинской интеллигенции растет интерес к историко-культурных и природных памятников своей Родины. Инициатива по организации туристической деятельности на территории Западной Украины принадлежала ведущим украинским деятелям того времени (Я. Головацкий, М. Шашкевич, И. Вагилевич, Крип"якевич и др.).. Высшие учебные заведения и общественные организации проводили разнообразные экскурсии. Во второй половине XIX в. было исследовано лечебный потенциал Крыма, Прикарпатья и Закарпатья.
Рост туристической активности на Украине прервали Первая и Вторая мировые войны. В годы Великой Отечественной войны были разрушены многие туристских баз. В послевоенное время была создана и восстановлена сеть туристских баз, с которых туристы отправлялись в так называемые плановые маршруты. Тысячи туристов ежегодно отправлялись в самодеятельные туристские путешествия. Почти в каждом областном центре, во многих других населенных пунктах создавались станции юных туристов.
До 1991 года рекреационно-туристическое хозяйство Украины функционировало в едином рекреационно-туристическом комплексе Советского Союза. С принятием Верховной Радой Украины «Закона о туризме» в 1995 году начался новый этап развития украинского туризма. Сегодня его рассматривают как одну из Найпер-спективниших отраслей экономики Украины. Реалии времени заставляют Украину искать свою нишу в мировой туристической индустрии.
Усезростаюча значимость туризма характерна для XX - начала XXI вв. Его роль сводится не только к воздействию на экономику, а - самое главное - к осознанию необходимости развития связей между народами разных стран мира и для взаимопознания их истории, культуры, традиций. Туризм стал послом дружбы в международных отношениях.
Современные туристические потоки формируются под влиянием факторов, достигают историей древних эпох. Это объясняется стремлением человека познать окружающий мир, установить с соседними народами торгово-экономические, культурные и другие связи. Первые признаки туризма наблюдаются в глубокой древности и тесно связаны с путешествием как главным средством познания окружающей среды.
на Протяжении многих веков население было статичным. Оно в основном характеризовалось привязанностью к земле, сельского хозяйства. Шли века, росли потребности в новых для проживания территориях. Для их поиска целые племена отправлялись в мировые путешествия, встречая малоизвестные народы, которые отличались языком, культурой, традициями. Некоторые из путешественников описывали эти особенности, а материалы затем использовали для усиления связей между народами. Среди средневековых путешественников, которые описывали культуру и быт, например, народов Востока, отличался известный мореплаватель, венецианский купец XIII века. Марко Поло. Собранные им материалы послужили основой для составления географических карт.
Конец XV-вторая половина ХУП века. - эпоха Великих географических открытий, что способствовало дальнейшему развитию торговли и мореплавания. Централизованные монархии Европы снаряжали экспедиции для завоевания новых заморских территорий. Все это ознаменовало рост подвижности населения мира. Итак, путешественники в течение многих веков отправлялись в дорогу не ради получения удовольствия, а чтобы достичь какой-то цели. Путешествия ради удовольствия стали лишь тогда популярными, когда появились регулярные пассажирские перевозки, организовано питание и средства размещения, действие путешествующих (XVII ст.), когда исчезли элементы явного риска и повседневных препятствий, которые веками были главным препятствием на пути путешествующих.
После Первой промышленной революции (в конце Х*УШ ст.), путешествия стали популярнее, но преимущественно среди зажиточных слоев населения. Однако заметим, что перемещения людей происходили постоянно. Они были связаны с войнами и другими политическими событиями, с паломничеством к святым местам, поиском работы, обучением. Однако объемы этих путешествий были незначительными.
Масштабный рост туризма связано с дальнейшим развитием мирового хозяйства, рыночных отношений и классических составляющих спроса: свободного времени, денег и потребительских преференций.
Большинство современных исследователей туризма выделяют четыре основные стадии (этапы) его развития 1 , хотя их сроки могут немного не совпадать. Так, английские ученые Ю. Лікоріш и К. Дженкинс первую из четырех стадий связывают с длительным периодом, который охватывает древнейшие времена вплоть до XVIII века, а украинские исследователи. Беликов, Л. Устименко и И. Афа-насьєв продолжают его почти до середины XIX в., а точнее - до 1841 г. На наш взгляд, его верхняя граница совпадает с периодом развертывания Первой промышленной революции, которая повлекла ощутимые изменения в общественной жизни человечества - появление паровой машины и ее практического применения.
Итак, назовем четыре основные стадии (этапы) в истории развития туризма.
Первая - от древнейших времен до конца XVIII - начала XIX века. Это стадия начала развития мирового туризма.
Вторая - начало XIX века. до конца Первой мировой войны - период становления организованного туризма.
Третья - от 1918 р. до конца Второй мировой войны - этап индустриализации туризма.
Четвертая - с 1945 г. до наших дней. Связана с массовым развитием туризма и процессом глобализации.
Многие исследователи первую стадию, стадию начала туризма, чаще всего связывают с развитием торговых связей между отдельными городами, странами, регионами 2 . Найумілішими торговцами древности были финикийцы, которые успешно использовали корабли для прокладки морских путей в неизвестные страны, плавая вдоль западных берегов Европы, Африки.
Особый период в истории человечества связан с древнегреческим путешественником, ученым, отцом истории Геродотом (бл. 485 г. - бл. 425 г. к н. е), который описал страны Ближнего Востока, скифские степи Причерноморья (V ст. к н. е.). После Геродота немалый вклад в познание мира сделал Пи-фей, объехав берега Западной и Северной Европы в 330 г. до рождения Христа, писал для греков эти страны. Впервые назвал Англию Альбионом (Белым Островом).
Высокого уровня достигла подвижность греков в период расцвета городов-государств, в частности Афин, Дельфы, Епідаври, Олимпии. Начиная с 776 г. к н. е., ежегодно на Олимпийские игры стекались любители спорта и поклонники искусства не только из Эллады, но и других европейских стран. К этому периоду также относится строительство первых специализированных зданий, в которых могли разместиться атлеты и зрители. Для познания мира большое значение имели военные походы Александра Македонского в IV ст. к н. е.
Для познания мира немало сделал древнегреческий географ Страбон (63 г. к н. е. - 20 г. н. е.). Его знаменитая "География" в 17 книгах стала заметным шагом в познании мира, стран, отдельных народов. Клавдий Птолемей дополнил предыдущих исследователей-географов новым познанием мира.
После завоевания римлянами Греции открылся прямой путь к местам, которые уже в те времена считались центром мировой культуры. Римляне изучали греческий язык, философию, узнавали памятники культуры, а также посещая места с теплыми минеральными водами и с организованным комфортом в районах Кампании и Этрурии, Геркулануму. В период Римской империи возникли государственные дворы вдоль дорог, где размещались на отдых курьеры и государственные служащие Рима. Во время таких поездок римляне уже тогда пользовались дорожными путеводителями.
В раннем Средневековье распространилось религиозное паломничество. По дороге к святым местам паломники использовали для отдыха монастыри, церкви, постоялые дворы. Самыми известными центрами религиозного туризма на Святой земле были Иерусалим, Назарет, Вифлием, монастыри Келюші, Лурд, а также святыня мусульман - Мекка и др.
Значительно расширили познания мира арабские путешественники УП-XI вв. Самым известным был купец из Басры - Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах мира и оставил интересные воспоминания.
Весомый вклад в познание географического пространства сделали морские открытия в VIII-IX вв. северными народами, в частности норманнами, которые во время походов одновременно захватывали прибрежные города, поселения, захватывали купеческие суда. их на наших землях называли варягами.
В эпоху Киевской Руси особенно тесными были контакты наших предков со странами Западной Европы и Византией, что и повлияло на судьбоносное решение о принятии христианства на Руси-Украине. Это помогало через посредничество священнослужителей, переводчиков, ремесленников поддерживать тесные связи и с Византией, и с многими другими странами Европы.
В Средневековье массовое перемещение людей наблюдалось во время христовых походов. Это давало возможность не только завоевывать новые территории, но и познавать их, расширять рынки сбыта, закупать новые товары. Подробные описания этих стран и народов оставили такие известные путешественники, как Афа-насій Никитин и уже упоминавшийся нами Марко Поло.
Важной вехой в развитии туризма стало использование минеральных вод, грязей с лечебно-оздоровительной целью, их применение с древних времен свидетельствуют археологические раскопки, описания в Библии, например, об использовании священного озера Бенарес под Иерусалимом с лечебной целью. В Древнем Египте лечебные свойства минеральных вод использовали жрецы, чем и приумножали богатства местных храмов. Несколько позже для лечения и паломничества использовали священные источники, озера и даже реки (Индия, Древний Китай, Персия).
"О рекреационно-туристическую деятельность в современном понимании этого слова, - отмечает В. Мацола, - мы можем говорить только в Древней Греции и Древнем Риме. В этих странах сформировались специальные центры с ценными природными рекреационными ресурсами, которые предоставляли широкий ассортимент рекреационных услуг: купание, питье, горячие ванны, натирания, лечение, бытовые услуги и т. д," 8 Особенно популярными в Древней Греции были горячие источники на о. Євбел, где для их использования возводились специальные здания. Здесь их владельцы за соответствующую плату сдавали дома пришельцам для лечения.
В Древнем Риме замечательными местами оздоровления были курорты Байя, Аква-Альбула, приморская климатическая местность Сенціо, а также о. Капри на юг от материковой Италии, и по сей день считается одним из найприваблы-виших туристических центров Европы.
В давнюю эпоху популярными были центры на нынешних Беіля Єркуланс и Синджарз-Баи в Румынии, Аквінкула (Будапешт) и оз. Балатон в Венгрии, Вараджінське-Топлице (Хорватия), Добрна (Словения), Варна в Болгарии, Висбаден в Германии, Баден в Швейцарии, Бат в Великобритании, Экс-ле-Бен во Франции и др.*
Лечебные минеральные источники и местные климатические условия умело использовали и на американском континенте, в частности ацтеки в Мексике и инки в Южной Америке. В эпоху Византийской империи с лечебно-оздоровительной целью пользовались некоторыми местностями на берегах и островах Мраморного и Эгейского морей, а также берега пролива Босфор. В XII ст. широкую популярность приобрели минеральные источники Франции и Италии. В XIV ст. возник курорт Карлсбад (теперь Карловы Вары). В это время стал популярным курорт Баден-Баден на территории юго-западной Германии.
С зарождением курортов установился режим лечебных процедур. От середины XVI века. в Карлсбаде впервые введен налог с пациентов. В начале XVII века. во Франции уже существовала курортная инфраструктура, созданная для надзора за курортами, их эксплуатацией. Такие же учреждения возникли в Великобритании, Швейцарии 5 .
В этом же периоде (конец XVII века) во французском лексиконе появился термин "турист". Им называли представителей привилегированной знати, которые из любопытства посещали зарубежные страны. Особенно усилился интерес к Италии, античных памятников Рима, Флоренции и других городов. С открытием Помпеи (XIX в.) Италия превратилась в ведущую туристическую страну Европы.
Развитие туризма существенно ускорился в XVIII ст., когда возникли морские курорты, создав моду на купание в морской воде. Первые крупные отели на таких курортах были известны в Великобритании, а впоследствии во Франции и других странах. Сначала на морских курортах отдыхали самые богатые посетители. С ростом благосостояния, клиентами таких заведений становились представители среднего сословия. Массовые путешествия ради личного удовольствия начались в конце XVIII - начале XIX века.
Итак, путешествия, осуществляемые до конца XVIII ст., нельзя считать туризмом в современном понимании. их нужно рассматривать как стадию начала современного туризма.
Вторая стадия которую еще называют железнодорожной эрой" связана с первым взрывом большого спроса на путешествия и их влиянием на общественные привычки и экономику стран. Рост скорости перемещения с помощью пароходов и поездов, а также увеличения количества населения и его финансово-экономических возможностей создали заметный туристический рынок. Появились путешествия, а с ними - туристические центры с туристической торговлей, агентами, туропе-раторами, которые предлагали организованные туры, турпакеты и даже туристическую литературу. На первый взгляд, мало что изменилось и сегодня, но координация транспортных планов и туристическая политика тогда была ограниченной или, скорее, несовершенной.
Первая пассажирская железная дорога открылась в Англии в 1830 г. Согласно данным исследователей, в частности английских авторов Ю. Лікоріша и К. Дженкинса, уже в 1841 г. Т. Кук ввел на железной дороге первый пакетный тур, осуществив массовую прогулку (570 человек) из Лейстера в Лафборо. Он активно начал новое направление бизнеса. Заслугой Т. Кука было и то, что он занялся организацией всех составляющих путешествия - транспорта, размещения, обслуживания на месте пребывания, создавая настоящий туристический продукт и удовлетворяя специфический рыночный спрос. Он изобрел существенную услугу - туристический пакет. Изобретение предприимчивого англичанина начали внедрять во всем мире, но прежде всего в 40-50-х годах XIX века. - в промышленно развитых европейских странах.
Т. Кук в корне изменил отношение к путешествию - от необходимой, иногда далекой, связанной часто с поиском работы или с целью обучения, к организованной развлечения и нового понимания самого отдыха. Современники ценили его не только за науку организации туризма, но и за рекламную деятельность, за выданные им туристические путеводители. Он первым организовал международные поездки (туры) из Англии до материковой Европы, в частности на Всемирную выставку в Париже (1851 г.), а с 1856 г. - до других европейских государств. От 1865 г. Т. Кук начал использовать суда для круизных поездок английских туристов в Северную Америку, в частности СПИА. В 1882 г. было осуществлено первое кругосветное путешествие.
В 1867 г. прошел пятимесячный вояж к святым местам (Палестины) вместе с Марком Твеном, наверное, первый круиз по Средиземному морю. Стоимость такой поездки для пассажира составляла 1200 долларов. Тогда это была огромная сумма, которую оплатить могли только представители богатых слоев населения 6 .
Расширение спроса на туристические услуги связано не только с повышением жизненного уровня населения, но и с развитием железнодорожного транспорта, судоходства, связи, машинізацією производства, распространением рекламы и сервисного обслуживания.
Организованные поездки стимулировали строительство крупных гостиниц в городах возле вокзалов и на популярных курортах. Спрос на туристические услуги стимулировал развитие курортов, которые основывались на использовании минеральных источников, грязей. Это происходило до тех пор, пока поездки к морю не вызвали бурного роста средиземноморских центров, таких как Ницца, Канны во Франции и др.
Гостиничные компании на рубеже XIX-XX вв. занялись строительством не отдельных зданий, а гостиничных цепей, предоставляя отдыхающим организованы харчувальні, лечебные услуги и проч.
На развитие туризма значительно влияли самодеятельные туристические клубы, общества, которые появились во второй половине XIX века. Они разрабатывали маршруты, заботясь об обеспечении туристов необходимым комфортом. Первый такой клуб возник в Великобритании (1857 p.), впоследствии - в Австрии (1862 p.), Италии, Швейцарии (1863 p.), Германии (1869 г.) и в других странах Европы и мира. Усилению привлекательности туристско-оздоровительных центров способствовала начатая реклама и маркетинговая деятельность. Так, в Монте-Карло 1914 г. было открыто ралли, чтобы активизировать межсезонную туристическо-развлекательном деятельность. В свою очередь гостиничные компании организовали выставку автомобилей старых марок. Это произошло прежде всего в Лондоне и Брайтоне.
Трансатлантические путешествия, которые с 60-х годов XIX века. начали называть ґрандтурами, были змотивовані познанием культурного наследия, любознательностью населения. Количество поездок на американский континент постепенно росла, в частности в ее северных стран. Это послужило причиной основания новой компании Wells Fango, Движение пассажиров из Великобритании и Европы в Америку вместе с мигрантами в 1910 - 1914 pp. превысил ежегодно 1 милл человек 7 .
Итак, на протяжении второй стадии развития туризма произошли серьезные изменения в самой сути путешествия: путешествие ради определенной цели превратилась в путешествие ради удовольствия или занятия спортом, хобби. Эта новая тенденция охватила большинство стран Европы. Появились высококачественные рекламные буклеты, брошюры и путеводители. Положительную роль сыграли писатели, которые посвящали произведения путешествиям.
Фактически современный туризм по форме и содержанию появился накануне Первой мировой войны. Интенсивное развитие туризма в XIX ст. привел к учреждению в 1898 г. Международной лиги туристических ассоциаций со штаб-квартирой в Люксембурге, которая 1919 г. была преобразована в международный туристический альянс, который существует до сих пор и объединяет более 140 стран мира.
Третий (межвоенный) период сравнительно короткий; он продолжался с 1918 г. к 1945 г. Его еще называют этапом индустриализации туризма. Этот период имел самую изъян - был поражен главными мировыми рецессиями (кризисами) 30-х годов. После Первой мировой войны туризм восстановился сравнительно быстро, хотя война не прошла бесследно. Она принесла ожидаемые изменения, что вылилось в заинтересованности в мире и взаимопонимании между народами, повышении активности движения за эмансипацию женщин и тому подобное. Вторым важным фактором на пути развития туризма были технические усовершенствования, ускоренные потребностями военного времени. Так, более эффективными стали автомобили и автобусы, благодаря чему туроператоры могли обеспечить для туристических нужд более комфортный и дешевый транспорт. Авиация стала практичным средством доставки. Это было начало эры мобильности и коммуникаций, что значительно влияло на развитие туризма во всех странах мира.
в Общем путешествия были связаны в основном с государственным транспортом. В послевоенные годы росло воздушное сообщение. Например, в 1938 г. в Великобритании зафиксировано 220 тыс. пассажиров, из них 95 тыс. были направлены на материковую Европу. Треть британских отдыхающих путешествовала туристическими междугородними автобусами. Тяга к новым видам отдыха продолжалась. Все популярнее в Западной Европе становились кемпинг и путешествия автомобилями с прицепами, распространялись молодежные туристические лагеря, усиливался социальный аспект туризма и отдыха при содействии национальных государств (сам отдых все еще был ограничен во времени - от одной до двух недель в год). Так, в 1939 г. в Великобритании с 18 млн рабочих 11 млн пользовались правительственной поддержкой. Это был период становления социального туризма.
Постепенно росло и количество зарубежных поездок с участием представителей среднего сословия. Это наблюдается в Европе и Америке. Специалисты оценивают упомянутый период развития туризма как репетицию для взлета туризма после Второй мировой войны. Ведь, как уже упоминалось, мировой кризис 30-х годов решительно повлияла на ограничение развития туризма, уменьшение объемов трансатлантических перевозок. Это особенно прослеживалось в Германии и Италии. Они среди европейских стран имели или не наибольшие экономические трудности. События сказались и на Великобритании. Если в 1930 г. путешествия из Англии в Австрии насчитывали 1,8 млн человек, а в Швейцарии почти 1 млн, то в период кризиса эти потоки уменьшились на половину и даже больше. Еще более ощутимый удар потерпел туризм во время Второй мировой войны. Но путь к революционным изменениям в развитии туризма, несмотря на мировой кризис и Вторую мировую войну, уже было определено. Путешествия и отдых для миллионов жителей планеты становились неотъемлемой частью их жизни.
Четвертый период - стадия массовых путешествий - начинается от 1945 г. и продолжается до сих пор. На этом этапе внедряется научно-техническая революция, которая реализовалась ростом благосостояния всех слоев населения, увеличением доходов и свободного времени, что повлияло на образ жизни и поведение людей. Масштабы этих изменений оказались огромными.
Массовый рост путешествий в первую очередь началось в развитых странах мира. Этому способствовали развитие средств связи, транспорта и других форм коммуникаций, в частности телевидения, которые усиливали экономические факторы развития туризма, а также интерес населения к аттракций чужеземных стран. Сложилась такая ситуация, что зарубежные поездки в развитых странах перевесили интерес к отечественного турпродукта или отдыха дома.
в Целом население богатых стран мира стало значительно мобильнее благодаря увеличению количества автомобилей - с 100 млн в 1970 г, до 650 млн в первые пять лет XXI века. Причем на частные автомобили приходится почти 4 / в наземного транспорта. Частный автомобиль стал важнейшим средством перемещения к местам отдыха - 58 % общего количества перевезенных 8 .
Железнодорожный и общественный транспорт (автобусный) на этой стадии развития туризма, в частности в развитых странах, потеряли определяющую роль, но возросло перевозки туристов на регулярных рейсах воздушным транспортом. Со второй половины 80-х годов XX века. появились перевозки нерегулярными рейсами (чартерные услуги). На них приходилось до 1 / б от всего перевозки отдыхающих воздушным транспортом в мире и более 50 % на европейских рейсах 9 .
Быстрому и масштабному развитию воздушного пассажирского транспорта после войны способствовали революционное внедрение многоместных самолетов и высокая эффективность оборудования, что обусловило существенное сокращение времени перелетов и снижение реальных цен. Чартерные рейсы интенсивно использовали туроператоры европейских стран. Масштабы расширения туристических перевозок воздушным транспортом, по данным ВТО, уже в середине 90-х годов достигли почти 600 млн человек, а в 1960 г. насчитывалось всего 69 млн. В целом объем туристических прибытий с 1950 г. к 2008 г. вырос почти в 35 раз, составив в 2008 г. 924 млн человек. Причем наибольшая доля пришлась на Европу, что составило от общего объема международных прибытий, соответственно, 66,4% и 52,8%. С расширением общего объема поездок туристические потоки изменили свое направление. Во-первых, путешествия на большие расстояния росли быстрее, чем на короткие. Во-вторых, начали массово осуществляться туристические поездки северных индустриальных городов в солнечных южных берегов. Большинство турпотоков на протяжении 50-х годов XX века. по характеру стали спеціалізованішими. Значительно возросли культурные и образовательные поездки. Развился спортивный туризм, поездки с посещением друзей, знакомых, родственных мест (сентиментальный туризм).
в Конце 80-х годов массовое движение из холодных северных широт до жарких южных пляжей Средиземноморья несколько ослабло, в частности в Испанию. Это произошло вследствие изменения спроса. Зато из южных стран - Испании, Италии и других значительная доля прироста туристов в Европе пришлась на путешествия в более прохладных североевропейских стран. Одновременно надежное воздушное сообщение в мире поспособствовало перераспределения международных потоков на пользу прежде всего Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона. Если их доля в 1980 г. от общего количества прибытий в мире составляла 8,3 %, 1990 г. - 12,8, 2000 г. - 16,0, 2005 г. - 19,3, то в 2008 г. - 20,3 % 10 .
Ощутимые темпы роста туристических потоков не могли осуществляться без мощных капиталовложений, направленных на обустройство новых туристических районов, в основном в Европейское Средиземноморье, Карибский регион Центральной Америки, страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Некоторые из этих отдыха и оздоровительных центров у моря, строились на урбанистический манер, то есть с высотными зданиями, испытали немало проблем. Прежде всего - это конфликт с качеством окружающей среды, движением "зеленых". Однако расширение бизнеса, связанного с деловым туризмом, в том числе и конференционным, свидетельствует рост спроса на такие гостиничные комплексы в мировых туристических центрах. Высокая экономичность делового туризма сделала этот рыночный сегмент услуг прибыльным, а значит - стабильным и перспективным.
Заметим также, что на развитие туризма непосредственно влияют мировые рецессии. Скажем, первая в послевоенный период так называемая энергетический кризис (1974 г.) повлияла на существенное уменьшение трансатлантических путешествий в Европу. К счастью, возрождение поездок произошло за достаточно короткий период. Во время второй рецессии (1981 г.) произошел ощутимый экономический спад, что повлияло на общие показатели туристических прибытий. Так в 1982 г., по сравнению с предыдущим, количество международных туристов в мире уменьшилось на 1,7 млн, причем среднегодовые темпы роста в 80-х годах составляли более 3 млн человек.
Экономический кризис 1991 г. связана с войной в Персидском заливе. Она существенно сказалась на определенных структурных изменениях в мировом хозяйстве: произошел спад обрабатывающей промышленности, а это повлекло увеличение безработицы, следовательно, негативно повлияв на рост туризма, в частности в Европе. В целом 90-е годы были периодом стабильных темпов роста - от 439,5 млн международных туристов 1990 г. до 639,6 млн человек в 1999 г. 11
Мировой экономический кризис, начавшись во второй половине 2008 г., еще не дает нам оснований рассматривать ее последствия, но вполне понятно, что ее влияние на развитие туристического движения в мире будет отрицательным.
В последние десятилетия традиционные групповые поездки за пределы своей страны в Европе и в Северной Америке начали массово осуществляться на собственных автомобилях. Это привело к уменьшению продолжительности путешествий (максимум до пяти ночей), зато обнаружилась новая тенденция - увеличилась частота выездов-путешествий. Это улучшило, то есть злагодило сезонность в туризме. С тех пор (конец 80-х годов XX ст.) сезонность во многих странах, которые принимают туристические потоки, начали рассматривать не как непобедимую экономическую, а как маркетинговую проблему.
в Целом на протяжении первой половины четвертого периода развития туризма наблюдался экстенсивный рост отдыха, числа туристических предприятий и объемов предоставляемых ими услуг. Начиная с 80-х годов, с одной стороны, массовый конвейерный туризм (так его называет В. Сапрунова), трансформировался в массовый дифференцированный, что обусловлено разнообразием потребностей и мотиваций туристов, то есть распространением узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг, выраженной специализации туристических услуг 12 . С другой стороны на развитие массового туризма начали влиять новые факторы - качество услуг, экономическое состояние окружающей среды и даже политическая ситуация. Итак, на последнем этапе четвертого периода развития туризма произошел переход от рынка производителя к рынку потребителя услуг, что требует их гибкости для удовлетворения не только потребностей представителей элиты и среднего слоя, но и населения с низким уровнем доходов.