Тестовые методики в определении конфликтности личности. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности
Сегодня в психологии есть не так уж много методов для изучения внутренней конфликтности личности. Наиболее часто в психологической практике, в частности в психотерапии, используется индивидуальная беседа, осуществляемая с помощью различных техник. В комплексных исследованиях применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внутриличностный конфликт человека.
Для выявления внутриличностного конфликта применяется также методика, разработанная Г. Келлером, которая позволяет определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности. Исследование проводилось в семьях студентов. Выявлено, что у мужчин и женщин превалирует конфликтность в партнерской сфере. Основой ее часто является напряженность сексуальных отношений, с которой связаны отсутствие взаимопонимания, недостаток нежности, неправильное распределение домашних обязанностей, внебрачные связи партнера и отсутствие общих кланов на будущее. Установлено, что при конфликтах в партнерской сфере ухудшаются возможности трудовой адаптации.
Полагая, что существует взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов, Е. Иванова и А. Светличный выявляли эти типы конфликтов с помощью методики определения типа поведения в конфликтной ситуации К.Томаса. Кроме выделения пяти типов реагирования в конфликтной ситуации, предложены следующие варианты объяснения.
1. Определение отвергаемого способа реагирования, т. е. набравшего минимальное количество баллов. По аналогии с другими методиками, основанными на принципе выбора (методики Люшера, и др.), авторы предполагают, что отвергается обычно подавляемая потребность. Сравнение предпочитаемого и отвергаемого способов реагирования выявляет внутриличностный конфликт.
2. Применение трансактного анализа. С этой позиции способы поведения выглядят следующим образом. В сопротивлении проявляется позиция Родителя, в сотрудничестве – Взрослого, избегании и приспособлении – Ребенка, в компромиссе – Родителя и Ребенка. Компромисс является способом, соединяюим в себе разнонаправленные позиции. Это более эмоционально нагруженный способ реагирования в конфликте, приводящий к усилению внутриличностного конфликта.
3. Анализ способов реагирования (предпочитаемых и отвергаемых) спозиции соотношения своих интересов и оппонента. Такой подход, по мнению Е. Ивановой и А. Светличного, выводит на проблему конфликта внутриличностных интересов. Например, выбор соперничества и отвержение приспособления свидетельствуют о бессознательной недооценке своих интересов и стремлении компенсировать это их активным утверждением. Экспериментально это подтверждено данными, полученными по методике Т. Лири.
Не всегда удается в ходе психологической диагностики выявить степень внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу. Исходя из этого один из авторов (А. Шипилов) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности. В основу методики положено понимание внутриличностного конфликта и его видов. Выделяется шесть видов внутриличностного конфликта:
мотивационный (между “хочу” и “хочу”), нравственный (между “хочу” и “надо”), ролевой (между “надо” и “надо”), адаптационный (между “надо” и “могу”), конфликт нереализованного желания (между “хочу” и “могу”) и неадекватной самооценки (между “могу” и “могу”). Методика позволяет:
Определить степень внутриличностной конфликтности человека;
Выявить наиболее переживаемые типы внутриличностных конфликтов;
Определить основные сферы актуальной внутриличностной конфликтности человека (мотивационная, долженствования, самооценки).
Для проверки валидности методики различные категории опрашиваемых (школьники выпускных классов) тестировались по опросникам Г. Айзенка и Д. Кеттела.
Для проверки надежности методики исследовалось влияние развитости волевых качеств личности на уровень ее конфликтности. Развитость волевых качеств помогает человеку преодолеть внутренние проблемы с меньшими издержками (С. Рубинштейн, Т. Агафонов, В. Богословский). С помощью методики “Личностный дифференциал” определялась развитость таких качеств, как решительность, уверенность, самостоятельность, невозмутимость и независимость.
Полученные результаты позволили сделать ряд выводов:
Чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутриличностной конфликтности.
Чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность, тем ниже острота переживания внутриличностных конфликтов.
Такие волевые качества, как невозмутимость и одержимость, характерны для человека с высоким уровнем внутриличностной конфликтности.
Развитость самостоятельности и нормативности поведения не оказывает заметного влияния на внутриличностную конфликтность.
Существует сильная положительная взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и нейротизма. Выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и экстраверсии. Подтверждено, что люди с развитым интеллектом острее переживают внутриличностные конфликты (Б.З.Вульфов). Исследования на различных выборках” (возрасту, полу) показали, что острее переживаются конфликты адекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро – мотивационные и нравственные конфликты.
В ряде исследований (А. Шипилов, Ю. Канатаев, С. Дохолян) показано, что конфликтные люди имеют высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликтных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью физической или вербальной агрессии.
Личностный опросник Г. Айзенка. Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: “экстраверсия-интроверсия” и “нейротизм-стабильность”. Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности. Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена.
16-факторный личностный опросник Кеттела . Его также можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личностим были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликтных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (t-критерий) между факторами.
Анализ показывает, что относительно более конфликтные личности по сравнению с бесконфликтными обладают следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает практичность, жестокость, суровость, независимость, решительность, смелость. Это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству личности.
Шкала реактивной и личности тревожности . Разработана американским Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю.Ханин. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха и объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности подтверждена в ряде исследований (Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева).
Методика “Q-сортировка”. Предложена Х. Заленом и Д. Штоком и позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость-независимость, общительность-необщительность, стремление к борьбе - избегание борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденций к борьбе, который рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в системе межличностных отношений.
Опросник К. Томаса. Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Опросник адаптирован Н. Гришиной. Выделяется пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии. Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется в основном на эту линию поведения в конфликте. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим (Е.Журавлева), уровня агрессивности. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст человека, тип деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению.
Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта – межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Уклоняюсь от спора | Рвусь в спор | |||||
Отношусь к конкуренту без предвзятости | Подозрителен | |||||
Имею адекватную самооценку | Имею завышенную самооценку | |||||
Прислушиваюсь к мнению других | Не принимаю иных мнений | |||||
Не поддаюсь провокации, не завожусь | Легко завожусь | |||||
Уступаю в споре, иду на компромисс | Не уступаю в споре: победа или поражение | |||||
Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины | Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя. | |||||
Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность | Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность | |||||
Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции | Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер | |||||
Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта | Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация данных теста
Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.
40-50 баллов – высокий уровень конфликтоустойчивости.
30-40 баллов – средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.
20-30 баллов – низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.
1-19 баллов – очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.
Источники
- Определение уровня конфликтоустойчивости / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.162-163.
При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1-а, 2-б, 3-в и т. д.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других:
а) нет; б) когда как; в) да?
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят:
а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет?
3. Кто вы в большей степени:
а) конформист; б) принципиальный; в) предприимчивый?
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:
а) часто; б) периодически; в) редко?
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив:
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности; б) изучал бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми?
6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно: а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя?
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:
а) да; б) скорее всего, да; в) нет?
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других?
10. Кто вы в большей степени:
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей?
11. Каким человеком считают вас ваши друзья:
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым?
12.Против чего вам чаще всего приходится бороться: а) несправедливости; б) бюрократизма; в) эгоизма?
13.Что для вас наиболее характерно:
а) недооцениваю свои способности; б) оцениваю свои способности достаточно объективно; в) переоцениваю свои способности?
14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего: а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность?
Окончание теста № 2
Уровни развития конфликтности | Суммарное число баллов |
1 - очень низкий | 14-17 |
2 - низкий | 18-20 |
3 - ниже среднего | 21-23 |
4 - чуть ниже среднего | 24-26 |
5 - средний | 27-29 |
6 - чуть выше среднего | 30-32 |
7 - выше среднего | 33-35 |
8 - высокий | 36-38 |
9 - очень высокий | 39-42 |
Тест № 3
Ваше поведение в конфликтной ситуации (по К. Томасу)
В каждой позиции под соответствующим номером содержится по два утверждения, описывающих возможные способы реагирования на конфликтную ситуацию. Внимательно ознакомившись с ними, определите то из утверждений, которое более полно описывает ваше поведение в конфликте (для этого обведите кружочком под соответствующим номером либо «а», либо «б» в опросном листе). Помните, что нет хороших или плохих, верных или неверных утверждений: все утверждения содержат в себе описание реального многообразия поведения людей в конфликтной ситуации. Постарайтесь не пропустить ни одной позиции.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я обращу внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задевать чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать напряженности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступать, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя беседу, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь внимательно выслушивать аргументы другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Опросный лист с ключом
Форма реагирования | Номер вопроса | ||||||||||||||
I | а | б | а | б | а | б | б | ||||||||
II | б | а | б | а | а | ||||||||||
III | а | а | б | б | б | а | |||||||||
IV | а | б | а | а | а | а | б | ||||||||
V | б | б | б | б | а |
Форма реагирования | Номер вопроса | ||||||||||||||
I | б | а | б | а | а | ||||||||||
II | а | а | б | а | б | б | б | ||||||||
III | б | б | а | б | а | а | |||||||||
IV | б | б | а | б | а | б | |||||||||
V | а | а | а | б | б | а |
Обработка результатов
Методики диагностики конфликтности на разном уровне взаимодействия
Изучение самооценки конфликтности
Методика С.М. Емельянова
Инструкция.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Текст опросника
1.Рветесь в спор | Уклоняетесь от спора | |
2.Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном | |
3.Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего | |
4.Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов | |
5.Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента | |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко | |
7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции | |
8.Не уступаете в спорах | Уступаете в спорах | |
9.Считаете, что люди легко выходят из конфликта | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта | |
10.Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов - на высокую; 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Найдите среднее значение по результатам оценки всех членов группы. Это значение отражает самооценку групповой конфликтности.
Личностная агрессивность и конфликтность
Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалева
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак “+” (“да”), при несогласии - знак “-” (“нет”).
Процедура обработки и интерпретации данных.
Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы (“да”, “нет”) заносили в карту опроса:
Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: “вспыльчивость”, “наступательность”, “обидчивость”, “неуступчивость”, “компромиссность”, “мстительность”, “нетерпимость к мнению других”, “подозрительность”. За каждый ответ “да” или “нет” в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Ключ.
Ответы “да” по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы “нет” по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.
Ответы “да” по позициям 2, 10, 18,42, 50, 58, 66, 74 и ответы “нет” по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.
Ответы “да” по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы “нет” по позициям 43, 51,67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.
Ответы “да” по позициям 4,12,20, 28,36, 60, 76 и ответы “нет” по позициям 44, 52,68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.
Ответы “да” по позициям 5, 13, 21, 29,37, 45, 53 и ответы “нет” по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к компромиссности.
Ответы “да” по позициям 6, 22, 38,62, 70 и ответы “нет” по позициям 14, 30,46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.
Ответы “да” по позициям 7,23, 39, 55,63 и ответы “нет” по позициям 15, 31,47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.
Ответы “да” по позициям 8, 24, 32,48, 56,64, 72 и ответы “нет” по позициям 16,40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.
Сумма баллов по шкалам “наступательность (напористость)”, “неуступчивость” дает суммарный показатель позитивной агрессивности, субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам “нетерпимость к мнению других”, “мстительность”, дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам “компромиссность”, “вспыльчивость”, “обидчивость”, “подозрительность” дает обобщенный показатель конфликтности.
Карта опроса.
№п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | №п/п | да | нет |
Текст опросника.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
- Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
- Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
- Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
- Я часто злюсь, когда мне возражают.
- Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
- Я гораздо.более раздражителен, чем кажется.
- Мнение, что нападение - лучшая защита, - правильное.
- Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
- Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
- Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
- Я считаю, что добро эффективнее мести.
- Каждый человек имеет право на свое мнение.
- Я верю в честность намерений большинства людей.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
- Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
- Если кто-то “корчит” из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
- Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
- Я считаю, что лозунг из мультфильма: “Зуб за зуб, хвост за хвост” справедлив.
- Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
- С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
- Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
- Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
- Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
- В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
- Я уважаю людей, которые не помнят зла.
- Утверждение: “Ум - хорошо, а два - лучше” - справедливо.
- Утверждение: “Не обманешь - не проживешь” тоже справедливо.
- У меня никогда не бывает вспышек гнева.
- Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
- Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
- Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
- Я стараюсь избегать обострения отношений.
- Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
- Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
- Я осуждаю недоверчивых людей.
- Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
- Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
- Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
- Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
- Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
- Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
- Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
- В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
- Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им “рта не даю открыть”.
- Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
- Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
- В решении любой проблемы я предпочитаю “золотую середину”.
- У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
- Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
- Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
- Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
- Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
- Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
- Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
- Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
- Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
- Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
- При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
- У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
- Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной -моя или чужая.
- Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
- Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
- Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
- Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
- Обычно меня трудно вывести из себя.
- Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
- Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
- Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
- Пойти на компромисс - значит показать свою слабость.
- Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
- Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
- Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Опросник К. Томаса “ Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте”
Адаптированный вариант Н.В. Гришиной
Методика предназначена для измерения личностной предрасположенности к той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. В каждой из 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации необходимо выбрать высказывание а или б.
Приложение 8.
Тест «Определение уровня конфликтности».
Для юриста, экономиста, менеджера и бизнесмена важно уметь разрешать конфликт, но ещё более важно знать и учитывать уровень своей конфликтности, постоянно совершенствовать свои личностные качества и вырабатывать приёмы бесконфликтного управления персоналом. Поэтому для самооценки уровня конфликтности вам предлагается решить данный текст.
Приступая к работе с тестом вам необходимо проанализировать свою деятельность, поведение, общение и взаимодействие с другими людьми.
При ответе на каждый вопрос из трёх предлагаемых вариантов выберите один и нужную букву обведите кружком.
Вопросы теста:
Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?
Б. Когда как.
В. С эгоизмом.
Что для вас наиболее характерно?
А. Недооцениваю свои способности.
Б. Оцениваю свои способности достаточно объективно.
В. Переоцениваю свои способности.
Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
А. Излишняя инициатива.
Б. Излишняя критичность.
В. Излишняя прямолинейность.
Обработка и анализ результатов.
Используя таблицу перевода ответов в оценочные баллы, вы можете подсчитать, каков уровень вашей конфликтности.
Чем меньше суммарное число баллов вы набрали, тем ниже уровень вашей конфликтности, и наоборот. Если у вас 1-3-й уровень конфликтности, вам нужно беспокоиться по поводу своего конформизма, который снижает успешность руководства персоналом. Если у вас 7-8-й уровень конфликтности, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни. Если у вас 4-6-й уровень конфликтности – это нормальное состояние.
Оценочные баллы ответов | Суммарное число баллов | Уровень конфликтности |
|||
1 – очень низкий 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий |
|||||