Виды поведения людей в группе. Типы поведения в группе
Часть 3 "Я и ВЫ"
Психология управления
1. Основные понятия социальной психологии
Социальная психология — наука, изучающая поведение человека в группе.
Группа — это люди, объединенные реальными отношениями.
Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это группы.
Если между людьми нет никаких отношений, их группой назвать нельзя. Так, по улице идет масса народа. О массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории людей относится находящийся рядом с нами человек.
На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели. Поэтому на стадионе я с большой долей вероятности могу предположить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я. Уже есть тема для разговора, если мне захочется с ним пообщаться. Когда собирается толпа на автобусной остановке, легче познакомиться с человеком, начав беседу не о футболе, а о неполадках на транспорте.
О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов. Очередь является типичным примером такой группы: покупатель имеет цель купить, а продавец — продать. К нам на факультет усовершенствования врачей приходят курсанты на два-три месяца: у них цель — получить документ, у нас — его выдать. Здесь нет никакой описки. Если я хочу успешно руководить группой, то должен определить общую цель. Если я буду, думать, что все врачи приехали за новыми знаниями, то впаду в глубокую ошибку, ибо одним они не нужны, другие знают (или думают, что знают) не меньше меня. Третьи вообще приехали для того, чтобы отдохнуть от семейных неурядиц. Вот поэтому моя задача организовать педагогический процесс так, чтобы получение диплома было возможно только в том случае, если приобретены знания.
Группы бывают формальными и неформальными. Формальная группа — это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список приглашенных на свадьбу и т. д. Неформальная группа — это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия. Вот почему, если руководитель одновременно не является лидером, группа всегда будет раздираться противоречиями.
Сколько групп человеку нужно?
Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он все потребности удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где организуется свое производство и все члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да любовь.
Поскольку таких семей немного, в большинстве случаев каждый человек входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной. Этого при правильной организации семьи и работы человеку бывает достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свидетельствует о том, что у него неблагополучие в двух основных.
Если я мало зарабатываю даже на очень интересной работе, то при самой большой любви к ней я буду подрабатывать в другом месте. А это чревато переходом на другую работу. Вот почему опытный руководитель внимательно следит и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал только на его производстве. У такого руководителя не нужно выпрашивать прибавку к жалованью работнику, у которого вследствие роста квалификации повысилась результативность труда. Кроме того, одинаковой должна быть не зарплата, а ее критерии.
Если работа неинтересная и служит только источником для заработка, у человека возникает группа хобби. Опытный руководитель постарается сделать работу не только высокооплачиваемой, но и интересной. А если такой возможности нет, создаст условия для удовлетворения хобби. Я знаю руководителей, которые уделяют большое внимание развитию спорта, художественной самодеятельности и пр., а футбольную команду считают цехом своего предприятия и трактат на это большие деньги.
Вторая причина, по которой человек ищет еще одну группу, — отсутствие любви между супругами. В этом случае возникает новая сексуальная группа, или супруг (реже супруга) спивается, заболевает. Все это, конечно же, скажется на производительности труда. Вызывает удивление, что для улучшения условий труда часто требуются огромные инвестиции, а здесь необходима просто просветительская работа, правда, квалифицированная, следовательно, дорогая, но все равно она обошлась бы дешевле... В главе «Психологический вампиризм» мы говорили о технике налаживания сексуальных отношений между супругами. Здесь будет подробно рассказано об организации семьи и управлении ею. Кстати, отношения в семье неизмеримо сложнее, чем на производстве, и человек, действительно сумевший наладить их, может стать руководителем большого масштаба.
Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы. Референтная группа — это та группа, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой находится, референтной не считает, он будет стараться уйти из нее. Будет ли он что-то делать для укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он будет делать? Пытаться урвать «кусок», с которым есть шанс попасть в референтную группу. Поэтому каждый опытный руководитель заботится о престиже своей группы. Тогда ему легче и дешевле пригласить на работу квалифицированного специалиста, легче и дороже продать свою продукцию или услуги.
2. Поведение человека в группе (роль и маски)
Как мы уже знаем, поведение человека является результатом взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Но, оказывается, поведение зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека. Посмотрите, как ведут себя два школьника, которые пришли смотреть фильм в кинотеатр. Тихо и спокойно. Но вот несколько классов организуют коллективный просмотр фильма. Бывали вы на таких сеансах? Кто бывал, тот знает, что на них творится! Как ведут себя наши два школьника? Улюлюкают, свистят, комментируют и т. п. Выйдя в толпу, они опять станут благовоспитанными мальчиками. Но в группе они иначе себя вести не могли. Их бы осудили, ибо в группе у них была такая роль.
Что такое роль?
Роль — это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Во время своей лекции и я играю роль лектора, а студенты роль слушателей. Что ожидают от меня студенты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и интересно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведение соответствует их ожиданиям (экспектациям), они будут вести себя тихо, слушать внимательно и наиболее важное записывать (это — мои экспектации). В противном случае они наложат на меня санкции, т. е. начнут читать, рисовать и т. д. При этом они не будут соответствовать моим экспектациям. Если они от меня зависят, я могу сделать им замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, почему лучше построить работу группы так, чтобы руководитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никакого другого выхода, как научиться читать лекции хорошо. А почему я стал писать лучше? Потому, что был в полной зависимости от вас, мой дорогой читатель! Первые мои книги оказались никому не нужны. Мне следовало или бросить писать, или писать лучше.
Если я искренне играю свою роль, то по моему исполнению можно судить, что я за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но довольно часто общение носит безличностный характер. Бывает так, что моя личность никому не нужна. Если я буду искренен, то буду получать «уколы». Чтобы этого не происходило, я надеваю на себя маску. Маска — это поведение, которое использует личность для безопасного общения. Происходит контакт масок. Примеров тому много, когда это целесообразно. Например, в транспорте: «Пробейте, пожалуйста, талончик!» — «Спасибо!» — «Пожалуйста!». И иногда лучше, чтобы личность здесь не появлялась: «Что я, нанялся здесь талончики пробивать!»
У нас много масок, и надеваем мы их автоматически. Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был, да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на улице с лета можно узнать учителя, военного, врача... Человек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь нельзя и «погладить»! Он в маске! Иногда сам человек не знает, какой он на самом деле — он знает только свою маску!
И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная себя и не зная законов группы, он входит в другие группы или организовывает новые, т. е. устраивается на работу или создает семейную жизнь. Для того чтобы управлять автомобилем, надо пройти курс обучения. Здесь я постараюсь кратко рассказать, что происходит в группе, участником которой вы являетесь.
Устройство групп
(рис. 3.1.)
Группа имеет большую наружную границу. Это стены класса, где проходят занятия, помещения, где расположена клиника, забор, который не позволяет проникать посторонним на завод или в воинскую часть.
Рис 3.1 (По Э. Берну)
1. Большая наружная граница
2. Большая внутренняя граница
3. Малые внутренние границы
4. Руководство
5. Подчиненные
Маленькая окружность, находящаяся в большой, это большая внутренняя граница. Она отделяет руководство группы от ее членов. Члены групп не всегда являются однородной массой. Успешно можно руководить непосредственно не более чем 9—12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает Делиться на более мелкие группы. Поэтому тогда, когда группа начинает превышать названную выше цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной группе было 1—9 человек и во главе ее стоял руководитель. Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчинении будет около 10 человек. В этом плане довольно неплохо устроена армия. Во взводе имеется 3—4 отделения. В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распоряжении командира взвода имеются 4—5 подчиненных: его заместитель и командиры отделений. А где же остальные три? Вот об этом мы сейчас и поговорим подробнее.
Далее, рассказывая о системе управления, буду ссылаться на примеры тех групп, которыми мне приходилось руководить. Когда я не знал психологии управления, мне приходилось быть старшим врачом полка, заместителем начальника госпиталя по медицинской части. Боже мой, если б я тогда знал и умел то, что знаю и умею сейчас! Сегодня мне удается из 30—40 незнакомых друг с другом людей За несколько недель сделать сплоченный коллектив. И когда группа, выполнив свою задачу, прекращает существование, эти люди продолжают общаться друг с другом, если позволяют обстоятельства, а чувство, что где-то живет человек, который всегда рад тебе, а ты ему, сохраняется на всю жизнь.
Но прежде чем продолжить изложение, я вынужден ввести еще несколько понятий. Группы делятся на малые, средние и большие. К малым следует отнести группы численностью до 10 человек, средняя группа насчитывает 11— 25 человек, большая — 25—35.
Группы бывают открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером могут служить учебные группы (20—25 человек), приезжающие к нам на факультет усовершенствования. Просуществовав два-три месяца и выполнив свою задачу, наши курсанты одномоментно разъезжаются по домам. Создаем мы закрытые группы и для психологического тренинга. На больших производствах приходится формировать временные трудовые коллективы. Типичным таким коллективом является коллектив космонавтов, выполняющих полет в космос. Для выполнения каких-либо заданий на выезде также создается временный трудовой коллектив.
Что касается психологического тренинга, то я вижу большие преимущества открытой группы. Такая группа у меня существует уже около восьми лет. Одни приходят, другие уходят. Но всегда остается ядро, которое посещает группу не менее двух-трех лет. Оно-то и способствует тому, что новый член за два-три занятия приобретает такое количество навыков, для овладения которыми в закрытой группе потребовалось бы два-три месяца. В этой группе можно апробировать новые методики. Свободное посещение и разовая оплата держат в тонусе руководителя (вот она, зависимость от клиента!). Падение посещаемости, а следовательно, и заработка заставляет его овладевать новыми методами и совершенствовать старые. И у меня были неудачи. Но именно неудачи, правильно осмысленные, способствуют росту квалификации. Открытая группа, таким образом, превращается в своеобразный клуб. Иногда к нам «на огонек» заглядывают члены группы, которые обходятся без психолога уже несколько лет. Они делятся своими успехами, а иногда они приходят решить одну-две проблемы. Недостатком открытой группы является невозможность вести плановые теоретические занятия, ибо все крутится вокруг решения сиюминутных жизненных проблем.
Закрытая группа хороша тем, что все идут примерно одним темпом, на глазах меняются люди и сама группа. Довольно часто после окончания занятий заинтересованные лица посещают открытые группы.
Но вернемся к нашей группе. Итак, к нам одномоментно прибывает 20—25 человек. Мы их разбиваем на три группы. В каждой назначается ответственный. На весь цикл выбирается староста для связи с руководством цикла. Руководство состоит из трех преподавателей и лаборанта. Таким образом, на цикле в подчинении у руководителя три преподавателя, лаборант и староста цикла. Это четыре человека. А где же три — пять остальных? Это лидеры неформальных групп, которые обязательно есть в любом коллективе, будь то класс в школе, студенческая группа или производственная бригада. Такое же устройство имеет и семья. Там есть группа руководителей — те, кто держит в своих руках материальные блага, и члены группы, зависимые от руководства, — дети, иногда довольно взрослые, стареющие родители (дедушки и бабушки), внуки и правнуки. Но о семье разговор будет позже.
А теперь о неформальных группах. Если руководитель не знает об их существовании и не знает, кто там лидер, он будет допускать ряд организационных ошибок. Стремясь, как раньше, «дойти до каждого члена коллектива», он может разговаривать не с лидером неформальной группы, а с ее членом. Тогда любая его просьба, любое распоряжение будет выполняться не напрямую, а после беседы с лидером. А если с лидером контакт не налажен, то может наблюдаться или неповиновение, или искаженное выполнение.
Упомяну здесь об одном распространенном мифе о недисциплинированности людей. Люди очень дисциплинированны, просто очень мало руководителей, которые умеют управлять по всем правилам науки. Вот и здесь происходит то же самое. Руководитель беседует не с лидером неформальной группы, а с ее членом. В результате его распоряжение искажается советами и запретами лидера. Будем помнить, что власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.
У нас на цикле обычно удается выявить три неформальные группы. Поскольку это повторяется из года в год, это следует считать закономерностью. Первая группа — учебно-карьеристская, вторая — культурно-развлекательная, третья — алкогольно-сексуальная.
Названия группам я дал образные. Может быть это и не очень научно, но зато понятно, о чем я говорю. Хочу подчеркнуть, что к представителям той или иной группы у меня очень хорошее отношение. Плохое отношение у меня к культурно-развлекательной и алкогольно-сексуальной группе. Задача руководителя без насилий, психологическим путем разрушить эти группы, или в крайнем случае уметь превратить членов последних двух групп в карьеристов. А вот в термин «карьерист» я вкладываю позитивное содержание. Это очень хорошо, если человек стремится сделать карьеру. Но не за счет знакомств, а за счет личностного роста и наработки профессиональных качеств. К сожалению, мы во многие хорошие слова вкладываем негативное содержание. Вот и такие слова — «карьера», «приспособление» — у нас произносят иногда, мягко выражаясь, не очень... Я лично карьеру понимаю, как личностный рост. Должности в таких случаях обычно приходят сами по себе. Ведь карьеру, в истинном смысле слова, можно сделать только если станешь профессионалом высочайшего класса, а занятие должности, до которой ты не дорос, — это не карьера, а бедствие. Вот такие руководители и болеют. Они не столько трудятся, сколько держатся за кресло, и когда подписывают бумаги правой рукой, то левой держатся за левый поручень кресла, который и протерт больше правого. Обратите на это внимание, когда зайдете в кабинет к какому-нибудь начальнику.
Узнать их в учебных коллективах очень легко. Нужно только разрешить им сесть там, где они хотят. Культурно-развлекательная группа располагается ближе к выходу, и как только объявлено окончание лекции, ее представители стремглав выбегают из аудитории. Карьеристы обычно сидят в первых рядах и возле окна. Алкогольно-сексуальная группа располагается на задних рядах. Но лучше пригласить в коллектив квалифицированного психолога. Он вам нарисует психологический портрет группы.
В учебно-карьеристскую группу входят врачи, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это молодые врачи, которые в студенческие годы посещали кружки и готовили себя к профессиональной деятельности. Некоторые из них мечтают о научной карьере и, естественно, из кожи вон лезут не только для того, чтобы приобрести знания, но и для того, чтобы оставить о себе память. Это также врачи в возрасте Иисуса Христа. Некоторые уже стали заведующими отделениями, но хотят идти выше, некоторым уже можно получать квалификационные категории. Данная группа активно посещает все занятия, в том числе и факультативные, задает много вопросов. Они начитанны, но часто у них нет школы и временами их заносит на поворотах. Эта группа держит руководителей в тонусе. Очень неудобно, если курсант оказывается более осведомленным, чем преподаватель. Один-два раза еще ничего, а если чаще...
Есть ли аналоги таких групп на производстве? Конечно, есть. С ними и просто, и сложно. Просто руководителю, который сам растет. Сложно тому, кто остановился в росте. Дело в том, что члены учебно-карьеристской группы мечтают занять место руководителя. Если последний растет, проблем нет. Организация расширяется, и растущему работнику этой группы всегда найдется место, соответствующее его повысившейся квалификации. Если нет возможности обеспечить ему повышение здесь, на месте, его следует перевести в другую организацию с повышением.
Представитель такой группы — энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы и в ряде случаев работает бесплатно (чуть не написал «бескорыстно»). Так, ему можно поручить сделать вне очереди доклад на конференции и тем самым выручить руководителя, он может взять лишнего больного. Нет, расчет у него есть. Он понимает, что при случае его пошлют в научную командировку, да и обойти его тогда будет трудно. Он работает и на свой авторитет, и на авторитет группы, надеясь, что рост группы будет сопровождаться и его служебным ростом. Естественно, руководитель, остановившийся в росте, будет в конфликте с таким сотрудником. В лечебных учреждениях — это молодые врачи-ординаторы, мечтающие стать заведующими отделениями, сестры, желающие занять должность старшей медсестры.
Чем выше социальный статус группы, тем больше мы находим в ней карьеристов. В школе среди учащихся, да к сожалению, и среди учителей карьеристов мало. Отсюда и консерватизм многих наших школ. В институтах среди студентов карьеристов значительно больше, но все-таки не так много, как хотелось бы. Среди преподавателей их значительно больше. Но, к сожалению, и здесь мы наблюдаем не очень веселую картину. Многие преподаватели вузов, защитив кандидатские, а иногда и докторские диссертации, став доцентами, профессорами или даже заведующими кафедрами, становятся представителями культурно-развлекательной группы, а иногда и переходят в сексуальную, не давая никакой научной и педагогической продукции, мешая продвигаться тем, кто находится ниже их. Несмотря на то, что каждые пять лет формально проводятся конкурсы, уволить представителя культурно-развлекательной группы и даже алкогольно-сексуальной практически невозможно. Когда руководитель подразделения является представителем такой группы, в коллективе начинается застой. Я знаю институты и кафедры, которые возглавляли такие люди. Коллективы медленно разваливались. И я видел, как они преображались, когда руководителем становился карьерист в том смысле слова, как я это понимаю.
Недостатком карьеристской группы является их разобщенность, неумение сорганизоваться, отстоять свое мнение. Ведь довольно часто руководители все внимание отдают «двоечникам». Их вызывают в кабинеты, беседуют, обещают и наказывают. Они тем самым приобретают большой социальный опыт. Научаются ловчить, просить, умолять. Они сплачиваются друг с другом, оказывают поддержку, делятся опытом. Карьеристы же, начиная со школьных лет, работают сами над собой в одиночестве и фактически разобщены. Особенно это заметно в школах, институтах, армейских коллективах среди срочнослужащих. Ведь там правят бал «двоечники». И когда заканчиваются годы учебы, те, кто были первыми (отличники), становятся последними. Власть захватывают представители культурно-развлекательных и алкогольно-сексуальных групп. Не всегда это плохо. В этих группах есть умные и смелые люди. Ведь не боятся же они вступать в конфликты с вышестоящими. Некоторые из них потом на ходу доучиваются. Но многие, научившись держаться за власть, не страдая полетом мысли, давят карьеристов. Особенно их раздражают люди с «красным» дипломом. «Карьеристам» довольно часто не удается раскрыться. Вот с ними-то я и занимаюсь и обучаю их добиваться своего, не ловча, а используя свой ум. Многие, пройдя такое обучение, начинали занимать руководящие должности в 45 лет, защищать диссертации в 50 лет, делать открытия и писать книги в 60. А если бы они все делали вовремя! То есть защищали бы диссертации в 25, занимали руководящие должности в 30, а писали бы книги в 40 лет. Сколько же потеряли они! Но еще больше потеряло общество.
Можно ли что-то сделать в условиях нашего несовершенного законодательства, когда все внимание учителей школы сосредоточено на двоечниках, а отличники учатся, не испытывая никаких трудностей? Я думаю, что можно. В течение года я преподавал психологию в средней школе. Этот опыт я обобщил в двух статьях, которые вышли в книге «Психотерапевтические этюды». Карьеристов следует готовить еще в школьные годы. Предложения мои следующие. Внимание уделять только отличникам. Для них организовывать секции и кружки, собирать в отдельные группы, где удовлетворялись бы их требования роста. Не опускать отличников до уровня троечников, а поднимать троечников до уровня отличников. Практически делалось это так. Я тех, кто не интересовался психологией, отпускал с уроков и ставил им четверки только за то, что они не ходили на уроки. С отстающими я проводил обучение психологии общения и умению лидировать. Учебником была книга, которую вы держите, в первых изданиях. Они обучались давать отпор двоечникам, налаживали свои отношения с родителями, а главное, у них стали успешными и отношения с противоположным полом, некоторые научились сами понемногу зарабатывать. Утех, кто прогуливал, разыгрывалось любопытство. Постепенно посещаемость стала расти. В начале эксперимента из 20 учеников класса (я преподавал в лицее) посещало уроки психологии семь. Постепенно от занятия к занятию посещаемость увеличивалась. Разгильдяйская (аналог алкогольно-сексуальной группы взрослых) и культурно-развлекательная группы раскалывалась, а карьеристская сплачиваясь. Довольно быстро (за 2 месяца) посещаемость достигла 120 %; на уроки приходили учащиеся других классов, если учителя вдруг задерживались. Но теперь правила бал уже карьеристская группа, которая сама расправлялась с разгильдяями.
В культурно-развлекательную группу входят врачи, остановившиеся в своем профессиональном росте и имеющие основные интересы на стороне. Это или домашнее хозяйство, или коммерция, или еще что-либо другое. Они неплохие специалисты, набившие руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до. На курсы Они бы не поехали, если бы этого не требовалось по ряду обстоятельств (одно из них — переаттестация). Для них учеба — просто одна из возможностей отдохнуть. Хлопот с членами этой группы никаких, если не привлекать их к активной общественной работе.
Аналоги таких групп есть в любых коллективах. В лечебных учреждениях это большинство сестер и почти все санитары и санитарки. Дежурство один раз в четыре-пять дней создает хорошие условия для работы на приусадебном участке, который является основным источником материальных благ, и реализации других интересов. Наблюдал я таких лиц в профессиональном спорте. Это были футболисты, которые в свое время входили в сборную страны. Они и сейчас оставались неплохими профессионалами, но теперь уже выступали в командах высшей лиги, находящихся на низших ступенях турнирной таблицы, или в командах низших лиг, претендующих на выход в более высокую. От звездной болезни они уже излечились и остались в спорте только для того, чтобы заработать. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла. Санитару, если нужна сверхурочная работа, следует пообещать двойной отгул или еще какую-нибудь компенсацию, футболисту следует дать четко определенную задачу и определить размер гонорара за успешно выполненную работу. Членов этой группы тоже можно перевести в карьеристскую группу, если бы не нелепые возрастные ограничения, официальные и неофициальные. У нас, к сожалению, задерживают рост молодых только потому, что он молод, а затем потому, что он «стар». Я знал одного профессора, который не брал в аспирантуру старше 27 лет. Многих на преподавательскую работу в институте не берут, потому что им уже больше 40. Вот такие-то люди из карьеристов становятся представителями культурно-развлекательной, а то и алкогольно-сексуальной групп. Их оттуда можно извлечь. Часто мешают росту и национальные, и половые предрассудки. Так, один заведующий кафедрой подбирал сотрудников только молодых мужчин и частенько влипал. Логика его заключалась в том, что женщины выходят замуж, рожают и перестают заниматься наукой.
Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Подробно об этом рассказано в главе «Психологический вампиризм». Здесь хочется еще раз подчеркнуть нашу позицию в работе с алкоголиками: жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса должна решаться на научной основе. Руководителю надо понять важность решения этого вопроса. Здесь необходима и просветительская, и медико-консультативная работа. В данную группу попадают и те лица, которые поступили на работу, чтобы «перекантоваться» годик-другой до службы в армии или до следующей попытки поступления в институт. Большого интереса к целям группы у них нет, они легко примыкают к представителям алкогольно-сексуальной группы. Планомерная грамотная работа с ними может привести к тому, что они перейдут в группу «карьеристскую». Алкогольные группы особенно мощны в бюджетных организациях. Складываются они постепенно, а сформировавшись, могут всерьез тормозить развитие производства. В коммерческих учреждениях с ними довольно быстро расправляются. Нижеприводимые сведения помогут руководителям сориентироваться в этом вопросе.
██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.
Групповая психология как объективный фактор. Психология группы не есть лишь сумма ценностей, взглядов и убеждений, присущих каждому члену группы, здесь не действует принцип
сложения. Групповую психологию характеризует, скорее, прин-цип умножения, возведения в степень индивидуальных психо логических категорий, что, во-первых, придаст групповой пси хологии интенсивность, повелительность, намного превосходя щую влияние индивидуально-психологического воздействия, и, во-вторых, придает групповой психологии объективный, т. е. не зависящий от воли отдельных членов группы, характер. Группо вые нормы предстают перед индивидом как объективный фак тор в виде заранее предустановленных критериев оценок, сте реотипов, образцов поведения.
В ряде исследований отмечалось, что в качестве важной чер ты процесса социализации следует выделить образование общих норм для группы, от которой зависит отдельная личность, и действие этих норм в качестве факторов саморегулирования группового поведения. Иначе іоворя, психологическая зависи мость отдельного лица от группы является мотивом для приня тия им норм, общих для всей группы. Это ключевой момент процесса социализации, т. е. процесса усвоения и активного вос производства индивидом социального опыта, усвоение ценнос тей, убеждений, общественно значимых форм поведения.
Основные характеристики социальной среды так или иначе воплощаются в людях. Социально-психологические структуры таких социальных групп, как семья, производственная группа, группы совместного проведения досуга, учебная группа, воин ское подразделение, группы, связанные общностью совмест ного проживания, и другие формы непосредственного взаимо действия людей в случае реального включения индивида в сис тему межличных отношений в таких группах обусловливают возникновение серьезного влияния на соответствующее лицо, влияния, направленного на обеспечение желаемого (с точки зрения данной социальной группы) поведения.
Психологическая структура группы и неформальный лидер. Психологическая структура группы представляет собой сложную сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. От дельными элементами такой структуры являются индивидуаль-ные позиции, занимаемые каждым индивидом в процессе его самоутверждения в группе В эту структуру включаются также от дельные мелкие группы, объединяющие индивидов по психоло гическим признакам.
Психологическая структура выражается также в определен ных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. Психологическая структура произ- водна. Ее образование обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, но, раз сложившись, она сама явля ется фактором, оказывающим огромное влияние на личность. В силу этого она требует учета, изучения и вмешательства.
Психологическую структуру неформальных фупп характери зует ряд важных особенностей. В ходе постоянного взаимодей ствия индивидов их отношения начинают ранжироваться по степени их важности для членов фуппы; внутрифупповые от-ношения приобретают структуру, основанную на степени пред почтений, оказываемых друг другу членами такой фуппы. В каждой фугіпс неизбежно выделяются из своей среды тс, кому члены фуппы отдают наибольшее предпочтение.
Тот из числа членов группы, по отношению к кому проявляет ся наибольшее число предпочтений, становится лидером социаль ной группы На другом полюсе структуры фуппы располагаются те (или тот), по отношению к кому проявляется наименьшее число предпочтений (отверженные). Структура эта складывает ся стихийно, но, раз сложившись, начинает во многом опре делять поведение ее членов. Принципиальную важность приоб-ретает роль лидера социальной группы.
Центральный признак лидерства - способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов фуппы. Лидер со-циальной фуппы тот, кто инициирует действия, отдает прика зы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязыва ющие решения. Лидер одобряет или не одобряет действия членов фуппы, подбадривает или пресекает такие действия. Члены со циальной фуппы действуют, думают и чувствуют так, как этого желает лидер, поддаваясь его влиянию в гораздо большей степе ни, чем такому же влиянию любого другого члена фуппы.
Деятельность формальных (признанных обществом, зако ном) групп становится более эффективной в случае, если не избежно складывающиеся в их рамках неформальные группы ориентированы на достижение целей своей формальной груп пы, а неформальный лидер либо поддерживает деятельность формального руководителя фуппы, либо (что оптимально) сам становится ее официальным руководителем. Антисоциаль ные, преступные группы - группы неформальные, складыва-
ющиеся стихийно, и в этих условиях поведение, значение, роль их лидера («авторитета») имеет особое значение.
Психологическая структура группы служит мощным ката-лизатором индивидуального поведения, однако в зависимости от содержания соответствующих групповых норм - катализа тором социально полезных либо социально вредных форм по ведения Социальную группу могут характеризовать недостатки двоякого рода. Так, возможны дефекты се внешней структуры Типичный пример такой ослабленной социальной группы - это семья, где отсутствует один из родителей. Возможны слу чаи, когда за внешне нормальной структурой социальной нор мы скрываются серьезные дефекты во взаимоотношениях се членов. Такие недостатки часто не соответствуют тем социаль но полезным целям, которые определяют деятельность данной социальной группы, лишают отношения в данной группе их реального содержания, вступают с ними в конфликт.
Поляризация групповой принадлежности. На заре человеческой истории в рамках первых сообществ людей появляется и осозна ние взаимной принадлежности друг к друїу, объединснности, т. с возникает представление «мы» (мы - племя, мы - род, мы - семья и т. д.). Существенно, однако, что представление «мы» возникаю только тогда, коїда данное сообщество сталки валось с другим сообществом и возникала необходимость обосо биться от каких-либо «они». Осознание себя группой людей в качестве некоторой общности совершается только через проти вопоставление данной «своей» общности - той, «другой», «чу жой» общности или группе. Само понятие «мы» возможно толь ко в связи и по поводу категории «они». «Мы» прежде всего это нс «они», а уже за тем происходит осознание и выделение со держательных характеристик, присущих данному «мы».
Представление о различии между «мы» и «они» может отра жать либо незначительную степень субстанциональности, со держательности, либо усиливаться вплоть до приписывания такому различию качественного, сущностного свойства, до полного, кардинального (полярного) противопоставления «нас» «им», до убеждения в существовании полного отличия, абсолютной несовместимости категорий «мы» и «они». Это раз личие может характеризоваться определенной степенью нега тивизма по отношению к «ним» - от сравнительно нейтраль-
ного до отрицательного и враждебного. В этом крайнем случае категории добра и зла поляризуются, причем, как понятно, добро - это «мы», «наше», а зло - это «они», не «наше», «чужое».
В последнем случае «им» может приписываться роль источ ника тех бед и лишений, причины которых неизвестны или неясны, или (что очень трудно признать) источником своих бед являемся «мы» сами. В такой ситуации возникает возмож ность, очень часто реализуемая, возникновения в обществен ном сознании вымышленных, нереальных, мнимых, но злове щих «они», на которых взваливается ответственность за все беды. Мнимые «они», завоевывая свое место в общественном сознании, приобретают силу, становятся реальностью в дей ствиях и устремлениях людей, выполняя свою социальную функцию. Эта функция заключается в подстановке вымышлен ных «они» там, где недостает действительных «они» для фор мирования определенных социальных общностей и групп.
Принципиально важно, что общность «мы» формируется путем подражания членов данной группы друг другу, в резуль тате стремления быть подобными один другому. Представление «они» строится путем выделения черт, приписываемых «им», и такие черты, соответственно, используются для сплочения «нас» путем запрета уподобляться «им». Категория «они» нуж на, чтобы сформировать и укрепить «нас», чтобы «мы» не по ступали, как «они». Отличие от тех, кто «не мы», стимулирует подобие «среди нас», отрицание, негативное отношение к «ним», усиливает уподобление среди «нас».
Дезорганизация социальных общностей и групп. Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве неже лательного результата может оказать деструктивное воздей ствие на социальные группы и общности, привести к их час тичной дезорганизации. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общнос-тей, так и на внутренней, содержательной, функциональной их характеристике.
Так, с внешней стороны социальные процессы типа мигра ции, развития городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, к невозможности сохранения совместного се мейного проживания двух или трех поколений, замене тради-
ционной семьи семьей «нуклеарной» (муж, жена, ребенок); в производственных группах - к ослаблению профессиональной солидарности (распад гильдий); в территориальных - к утере социальной, этнической гомогенности, чувства территориаль ной принадлежности, росту числа мигрантов в составе корен ного населения, к нарушению естественной уравновешенной половозрастной структуры.
Дезорганизация функций таких обшносгей выражается в расшатывании групповых ценностей, противоречивости стан дартов и образцов поведения, ослаблении нормативной струк туры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов общностей и социальных групп. Так, среди 20 областей России с наивысшим коэффициентом прибытия мигрантов находятся 18 областей с наивысшим коэффициен том преступности.
Дезорганизация социальных групп ведет к отклонениям в поведении се членов в случаях:
участия индивида в различных социальных группах, ко торые навязывают ему противоречащие друг другу системы со циальных ценностей и образцов поведения;
участия индивида в дезорганизованных группах, для кото рых характерна неопределенность социальных ролей, соци альных требований, предъявляемых к индивиду; отсутствие об щественного контроля, неясность критериев оценок поведения.
Такого рода явления связаны с ослаблением социально- психологического эффекта общности, который служит сред-ством обеспечения внутригрупповой сплоченности и взаимо понимания, направленного против тенденций, ведущих к на рушению общности.
В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд своих существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой стандартов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания. Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единство их позиций представляют собой величи ну, обратно пропорциональную количеству социальных отклоне ний. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество от-
клонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель ослабления ин тегрированное™ социальных групп.
В этих условиях неэффективность влияния на индивидуума первичной социальной группы, слабость процесса его социа лизации (включение человека в систему ценностей и норм по-ведения, характерных для общества в целом) приводят к уси лению воздействия на него стихийно складывающихся групп, противопоставляющих себя общественно признанным нормам и ценностям, снабжающим индивида чувством принадлежнос ти и групповой солидарности, за счет включения его в антисо циальную, преступную активность. Таковы различные преступ ные группировки, группы потребителей наркотиков и т. д.
В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.
Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.
Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.
Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.
Групповой процесс
Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психологических сил».
В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано Роджерсом, Шут-
цем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте»).
Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую психотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.
По Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельман считает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной «податливости» нормам и правилам группы - необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость), отреагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение).
Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения лечебного процесса проходит несколько стадий (фаз) своего развития.
Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри-групповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard, 1974 и др.).
Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (Schutz, 1958). По Шутцу, на ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отношения со всеми ее участниками. Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляются соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привязанности, Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план
выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.
Кратохвил (Kratochvil, 1978) выделяет четыре фазы группового развития.
Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?» «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психотерапевта.
Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возникает недовольство как друг другом, так и психотерапевтом, а в конечном результате - разочарование в самом методе лечения.
Если на первом этапе формирования группы психотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Недовольство психотерапевтом еще более усиливается, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает своего апогея:
обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом - в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.
Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более откровенными и доверительными. У индивидуума появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желание открываться, нормализуются отношения с психотерапевтом.
Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную ф а з ы групповой динамики (Слуцкий, Цапкин, 1985 и др.). В принципе, эта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом, Кратохвилом и др.
Каковы желечебные факторы психотерапевтической группы? По мнению Ялома (Jalom, 1975), их десять.
Сплоченность. Это характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаимодействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворенность каждого.
Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.
Обобщение. Люди склонны считать свои жизненные проблемы и болезни уникальными. В процессе группового развития они начинают осознавать, что и другие имеют подобные же проблемы и болезни. Эта идентификация собственных проблем и переживаний имеет терапевтическое воздействие.
Альтруизм. Поведение, ориентированное на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи любому члену группы независимо от того, какое социальное положение он занимает вне группы.
Предоставление информации. Имеются в виду информация и рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.
Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детермированными событиями настоящего и прошлого, обяза-
тельно проявляются в групповом общении. Эмоциональная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и реалистической оценке.
Межличностное обучение. Группа служит испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций и апробирования новых видов поведения. Члены группы убеждаются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.
Развитие межличностных умений. В группе все ее участники явно или скрыто совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.
Имитирующее поведение. Обучение адекватному поведению посредством наблюдения и имитации поведения других. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Постепенно участники группы начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе для поддержания.
Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных («неприемлемых») потребностей, сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, самораскрытию и в конечном итоге к облегчению.
Кратохвил (Kratochvil, 1978) приводит иной перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:
· участие в работе группы;
· эмоциональная поддержка;
· помощь другим;
· самопроявление;
· отреагирование;
· обратная связь;
· инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвязей);
· коллективный эмоциональный опыт;
· проверка и тренинг новых способов поведения;
· получение новой информации и социальных навыков.
В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего лечебного значения. Терапевтическое воздействие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.
Групповая этика
Наиболее важными в этой проблеме являются вопросы, касающиеся этики руководителя группы, психотерапевта, и вопросы внутригрупповой этики.
Обоснованное требование, которое должно предъявляться психотерапевту, - это уровень его профессиональной подготовки. Многие полагают, что групповую психотерапию может проводить любой дипломированный врач или психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов лечебного воздействия групповой психотерапии.
Подготовка компетентных специалистов для групповой психотерапии - дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения.
Первая стадия - обучение терапевтическим основам и техникам групповой психотерапии; вторая - стажировка в группе, которой руководит опытный специалист, третья - личное участие в групповом процессе.
Теоретические основы и основные формы групповой психотерапии осваиваются при первичной специализации. Но опыт показывает, что этого бывает недостаточно.
Оптимальным вариантом второго этапа обучения является работа «в паре» с опытным психотерапевтом. Роль лидера всегда играет более подготовленный врач, но иногда полезно в процессе занятий передавать эту роль стажеру, чтобы тот мог взять на себя ответственность за руководство, а главное - «почувствовать» группу. В последующем руководство группой можно временно возложить на стажера, но при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.
Очень важно для психотерапевта приобрести личный опыт члена группы. Хорошим полигоном для этого явля-
ется группа тренинга. Руководители в такой Т-группе могут назначаться по очереди, а остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких условиях обретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, межличностных отношений, самораскрытия.
На Западе, например в Институте психиатрии и неврологии в Варшаве, разработаны программы 2-летних и 4-летних курсов обучения врачей для групповой психотерапии (Косевска, Чабала, 1990).
Внутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются:
Согласие или несогласие участвовать в групповом процессе;
Свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;
Профилактика психических травм.
Parloff (1970) подчеркивает, что профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих компетенции и возможностей. В то же время информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть наиболее полной. Это позволяет пациенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему а этом виде лечения или нет.
Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.
Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при формировании группы.
И наконец, обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.
ГРУППЫ ТРЕНИНГА
История создания групп тренинга тесно связана с именем социолога и психолога Курта Левина. Работая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динами-ки» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии.
Тем не менее первая группа тренинга (Т-группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук (Лиленд Брадфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин) создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных с применением законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.
Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Естественно, такие группы на первых порах не были ориентированы на терапию.
Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование
личности, преодоление нерешительности и т. п.). Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).
Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитивные начала:
Применение общественных наук (психология, социология) в практической жизни;
Ориентация на демократические (в противовес авторитарным) методы обучения;
Способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи» готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.
Каждая социальная группа выполняет определенную систему ролей в жизни организации, значимость которых зависит от значимости каждого ее члена. А последняя может быть как преувеличена, так и уменьшенная. Это зависит от характера человека, среды, из которой она пришла в группу, уровня ее интересов и тому подобное. Человек, присоединяясь к группе, должна четко и реально (по крайней мере для себя) определить свои намерения, права и обязанности по отношению к другим участникам. Однако, как отмечает американский социолог Д. Тарнер, если даже то или иное лицо и определит "свое" место в данной группе, это еще не значит, что ей будет легко решать свои вопросы в контексте жизнедеятельности других членов. Необходимо, чтобы место и функции данного лица были понятны и другим членам группы, хотя количество их будет определяться несколькими индивидами.
Типы поведения в группах
Каждый из нас, пишет Д.Тарнер, имеет множество ролей в жизни и в соответствии с ними много "лиц" и видов поведения. Например, мы ведем себя совсем иначе на работе, чем в семье, еще по-другому в кругу друзей и т. Д. От того, как ведет себя человек в малой группе, можно сказать очень много: имеет ли она собственное достоинство, или ее нет, или сердечная и вежливая, или хамовитые, склонен к компромиссу, или такой "правдолюб", что доказывает других к инфаркту и т. д. Именно в малой группе определяется суть человека.
Например, какой-то конкретным человеком - членом малой группы увлекается руководство организации, оно везде ее подает пример для подражания, отмечает наградами и т. Д., Но в малой группе о "передовика" совсем другое мнение, и там иногда не понимают, как этого не могут заметить там, "наверху". Исследования показывают, пишет Д.Тарнер, что со временем человек с "двойным", а иногда и "тройным" лицом терпит жизненную неудачу, потому что умение (приматы линию "требует огромных нервных усилий.
Может иногда возникнуть вопрос, где есть настоящей такая человек- в малой группе или в кабинете директора фирмы, в семье или где-то еще? Она является сама собой, считает Тарнер, и в первом, и во втором, и в третьем случаях. Человек - общественное существо, она аккумулирует в себе все то, что есть в обществе. Но если большинство людей под влиянием семьи, школы, литературы, искусства, религии и т. Д. Формируют в себе все лучшее, гуманнее, справедливое, то другая часть - худшие черты общественной жизни.
Есть еще и третий тип людей, пишет Тарнер. Этих есть меньше, и именно они, при выявлении их сути, вызывают отвращение (по крайней мере внешне) и осуждение не только первой, но и второй части общества.
Представители такого типа людей порой вполне искренне убеждены, что им нечего скрывать свое поведение. Такова жизнь, и люди, считают они, должны приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Жизнь - это океан, твое рождение бросает тебя в него, как и куда следуешь - твое дело.
Когда человек приходит в конкретную группу, она встречает здесь уже установленную более или менее систему ценностей, которые могут иногда существенно отличаться от тех, которые есть в организации в целом. Чтобы стать полноправным членом группы, человек должен принять "правила игры" других ее членов. Конечно, бывает и так, что одни ценности принимаются даже с удовольствием, а с другими - не можем согласиться. В таком случае, отмечает Ян Туровский, человек должен сделать выбор: либо "переломить" себя и подчиниться общим ценностям группы, или выйти из нее. Можно, конечно, жить в группе и с различными "лицами", о чем говорилось выше, но это не под силу честной, порядочному человеку.
Группы нормативного и относительного сопоставления
Каждый человек присоединяясь к какой-то группе, пытается априори определить: а) кого и представляет эта группа? б) кем она будет в этой группе? В западной социологии определяются два типа групп: нормативного и относительного сопоставления.
Впервые термин "группы сопоставления" в социологическую литературу ввел в 1942 году. X. Ньюмен. Он пришел к выводу, что каждый человек, будучи членом группы, время от времени задает себе вопрос: какой статус нашей группы? кто я здесь? кем мы были раньше и кем можем стать?
Согласно результатам исследования Р.Мертона, Л.Фестингера, С.А.Штройффера и др., Группой нормативного сопоставления есть такая группа, в которой ее члены определяют свой статус в соответствии с происхождения, уровня образования, экономической позиции в обществе, в политической и правительственном бомонде и тому подобное. Например, польский шляхтич, который хорошо знал, кем были его предки, был еще каких 70-80 лет назад готов работать на низко оплачиваемой умственной работы, но ни в коем случае не заниматься торговлей, а тем более физическим трудом.
Другой пример. Еще недалекие те времена, когда советские люди рассуждали подобным образом: есть хлеб, то к хлебу, выбранное на праздник и будни, в семье порядок, войны нет. Что еще нужно? Для большинства людей в нашей стране и сегодня это является достижением, но не секрет и то, что нормой для владельца нескольких фирм является владение несколькими хорошо меблированных квартирами, домом-имением, престижной иномаркой автомобиля, возможность отдыхать за рубежом.
Соответствующий статус (и не обязательно материальной) хотят иметь работники высшей школы (например, профессорско-преподавательский состав), государственные служащие, офицеры армии, дипломаты и тому подобное.
Группа относительного сопоставления - это такая группа, в которой люди сравнят свой прежний статус и сегодняшний. Американский социолог Теодор М.Ньюком, раскрывая содержание сравнительного сопоставления, только, что человек, который вышел из сельской среды и вошла в ряды интеллигенции, все время в своей ежедневной поведении будет не только утверждать свой сегодняшний, но и стараться как можно меньше вспоминать свой прежний статус.
Известно, что еще в 30-е годы XX века американские негры испытывали на себе отголоски прежнего расистского отношения к ним значительной части белого населения. Но ситуация кардинально менялась, когда негр попадал в американской армии. Здесь он ничем не отличался от своих белокожих коллег по взводу, роте, батальона и т. Д. Даже самый отъявленный расист не мог позволить себе каким-то образом обидеть чернокожего солдата и только потому, что тот носил мундир защитника государства, провозгласившего демократические права и свободы.
Некоторые социологи кроме групп нормативного и сравнительного сопоставления выделяют еще и группы совокупного сопоставления. Так, например, Н. Гудман пытается доказать, что некоторые группы сопоставления выполняют не одну, а больше функций. Например, семья, считает он, является совокупностью трех сопоставлений: родители учат детей, формируют у них ответственность перед Богом и законом (нормативное сопоставления), они же служат им образцом (сравнительное сопоставление), выражают свое одобрение или недовольство относительно поведения детей. Последняя, считает Гудман, является совокупным функцией.
Даже в совсем небольших группах начинают проявляться черты человеческой психики, малозаметные у отдельного человека. Начинают возникать ее социально-биологические потребности, большее значение приобретает униформа, борьба за лидерство, возникает понятие "мы" и "не мы", которые приобретают значительной силы в больших группах.
Поведение толпы
При общении с большой массой людей необходимо проявлять над осторожность. По неосторожного поведения огромные силы, как отмечает российский ученый AM Зимичев, могут быть потрачены впустую, и, иногда, даже маленькое усилие вызовет большие изменения. К особенностям психологии больших масс людей ученый относит:
1. В толпе приходит уравнивание индивидуальных особенностей между людьми, снимаются преграды, сдерживающие их в повседневной жизни.
2. Возникают предпосылки возникновения униформы, даже если ее не введут, она появится сама.
3. Повышается склонность к эмоциональным волнений. В толпе легко рождаются чувства: смех, ажиотаж, гнев, страх, восторг, радость. Одно может переходить в другое, при этом их сила, приумножена мощностью толпы, становится разрушительной.
4. Повышается роль примера окружающих как фактора мотивации. Если все вокруг будут выполнять то одно, то отдельное лицо будет делать то же самое, даже если одна она этого не делала.
5. Появляется способность активизироваться и пойти за лидером. В качестве примера, стадо баранов, бежит за вожаком.
6. Возникает возможность ориентации на выполнение невозможное задание. Толпа можно поднять на строительство невысокого сооружения, хотя более действенными становятся призывы что-нибудь разрушить; здесь не существует границ возможного.
7. Появляется неприятия доказательств, логики и здравого смысла. Если толпа поднять на штурм Белого дома, то несколько охранников его не остановят. Члены толпы готовы разбить себе голову, и хорошо, если бы только себе.
Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребностей. Происходит данный процесс посредством взаимодействия членов объединения между собой.
Различия в поведении
То, как проявляет себя человек в группе, можно представить при помощи самого простого примера. Представьте себе, что в комнате находится обычный человек. Он может отдыхать, может пойти пообедать, а если ему заблагорассудится - соберет сумку и пойдет гулять. Но совершенно другую картину можно увидеть в том случае, когда упомянутый индивид будет членом группы. Свободное поведение возможно, только если он находится в обществе близких друзей или родственников. В остальных случаях человек в одиночестве и тот, что является частью группы, - это практически разные люди. Психологи утверждают: только после оценки того, как проявляет себя человек в группе, можно судить о его характере и личных качествах. Невозможно составить мнение об индивиде, не зная, каким образом он ведет себя в обществе себе подобных.
Типы групп
Существует огромное количество групп. Это различные социальные объединения, семейный круг, школьный класс, студенческая группа. В какие-то объединения человек может попасть случайно, частью других он становится по собственному желанию. Одни можно легко покинуть, а другие - практически невозможно. То, как проявляет себя человек в группе, кратко говоря, во многом зависит от ее типа. Среди всего их многообразия выделяют большие и малые объединения. К большим относятся союзы на основе профессиональных интересов, этнические группы, социальные образования, связанные с географическим положением. Время жизни таких объединений больше времени отдельно взятого человека, оно зависит от исторических событий.
Толпы
Также к категории групп относят возникающие стихийно толпы. Проявляются они в виде политических митингов, стихийных действий. Существование толпы недолговечно. Она исчезает так же внезапно, как и появляется. Толпы часто бывают неуправляемыми, одно из их главных свойств - это высокая эмоциональная заряженность. Как проявляет себя человек в группе подобного рода?
Первым свойством, определяющим его поведение, является анонимность. Человек теряется в «безликой толпе» и практически прекращает нести ответственность за свои поступки. Именно отсюда и происходит жестокость толпы, ее агрессивность. В такой группе у индивида создается ложное ощущение, что он свободен от других типов социальных связей - например, он забывает, что является частью трудового коллектива, семьи.
«Растворение» в толпе
То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.
В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами - либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.
Человек как часть коллектива
Как было указано, поведение человека меняется, когда он становится частью группы. Общение человека в группе существенно влияет на его мотивацию, сферу оценок и другие характеристики. Интересы его становятся более широкими, ведь он теперь не только занят собой, но и заостряет внимание на проблемах других членов объединения.
Кроме того, в коллективе человек наделяется определенным «весом». Люди могут находиться на совершенно одинаковых позициях, выполнять одинаковую работу. Однако они будут иметь абсолютно разный «вес» внутри коллектива. Для многих эта характеристика имеет особую ценность, ведь вне группы человек никогда бы не смог обрести значимость.
Группа также влияет на самооценку индивида, его самовосприятие. Член группы постепенно идентифицирует себя с ней, что приводит к изменениям в данной сфере. Он начинает по-другому относиться к своему месту под солнцем, у него формируется новый тип мировоззрения.
Роль и статус
То, как проявляет себя человек в группе (обществознание или психология обычно являются теми предметами, при изучении которых школьники разбирают данный вопрос), зависит от индивидуального положения участника того или иного объединения, его статуса. Каждая группа наделяет своего члена определенным статусом. Он, в свою очередь, предполагает ту или иную роль. Статус человека в группе - это позиция по отношению к другим участникам объединения. Роль представляет собой определенный набор функций, которые предписываются участнику группы другими ее членами. Также она зависит от той спецификой деятельности, которая характерна для данной группы. Существует большое количество типологий ролей в социальном объединении. Однако большинство из них построены по критериям власти и подчинения либо предпочтения и отторжения.
Типы социальных статусов
Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:
- Альфа - это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
- Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в и правил.
- Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
- Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
- Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» - это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда - изгнание из группы, а также физическая расправа.
- Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
- Омега - это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.
Цели членов группы
Обычно поведение члена группы направлено на достижение одной из двух целей - решение практических задач или же построение взаимоотношений. Одному человеку сложно выполнять сразу обе функции, поэтому каждый участник объединения либо занимается решением практических задач, либо способствует развитию гармоничных отношений в коллективе.