Как развить умение общаться с людьми. Как развивать навыки общения? Никогда не заканчивайте чужое предложение
Звучит очень просто: говорите то, что имеете в виду.
Но слишком часто, несмотря на наши лучшие намерения, истинный смысл сказанного теряется для нашего собеседника. Мы говорим одно, а другой человек слышит что-то другое, в результате чего появляется непонимание, разочарование и конфликты.
К , вы можете научиться общаться с людьми и выражать свои мысли более четко и ясно для восприятия их собеседником. Пытаетесь ли вы наладить коммуникацию со своим супругом, детьми, боссом или коллегами, вы можете улучшить навыки общения, которые позволят вам существенно наладить взаимопонимание с другими людьми, построить доверие и уважение и почувствовать себя услышанным и понятым.
Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
Джон Лаббок
Что такое эффективная коммуникация?
Общение - это больше, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании того, какой эмоциональный посыл и смысл кроется в этой информации. Эффективная коммуникация также является двусторонним взаимодействием. Важно не только то, как вы передаете сообщение таким образом, чтобы оно было получено и понято с тем смыслом, который вы в него вкладывали, а и то, как вы слушаете, чтобы полностью понять смысл сказанного и заставить другого человека чувствовать себя услышанным и понятым.Эффективная коммуникация сочетает в себе больше, чем просто используемые в разговоре слова, - это целый набор навыков, включая невербальное общение, умение внимательно выслушать, держать себя в руках, общаться с уверенностью в себе и способность распознавать и понимать эмоции свои и того человека, с кем вы коммуницируете.
Эффективная коммуникация это клей, который поможет вам углубить свои связи с другими людьми и наладить работу в команде, нормализовать процесс совместного принятия решений и урегулирования проблем. Она даже позволяет посылать отрицательные или неприятные сообщения, не создавая конфликта и не разрушая доверие.
Несмотря на то, что эффективным способам общения с людьми можно научиться, все-таки, более результативным бывает их спонтанное приобретение из жизненного опыта, а не в процессе действия по шаблонам. Выступление, которое читается с листа, например, редко имеет тот же эффект, как речь, произнесенная спонтанно или, по крайней мере, кажется таковой. Конечно, это требует времени и усилий, чтобы развить эти навыки и стать эффективным коммуникатором. Чем больше вы приложили усилий и попрактиковались, тем более инстинктивными и непринужденными станут ваши коммуникативные навыки.
Легче всего мне общаться с десятью тысячами людей. Труднее всего - с одним.
Джоан Баэз
Что вы можете сделать, чтобы научиться вести разговор с человеком правильно:
- Не торопитесь - найдите время для личного общения.
- Согласитесь, что быть не согласным с чем-то - это нормально.
- Убедитесь, что вы не задерживаете дыхание.
- Слушайте перед тем, как сказать что-то, даже если вы не согласны с тем, что слышите.
- Возьмите тайм-аут, когда вы уже в слишком напряженном состоянии.
Барьеры на пути к эффективной межличностной коммуникации
Стресс и неконтролируемая эмоция
Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем продолжить разговор.Отсутствие внимания
Вы не можете эффективно общаться, когда вы работаете в многозадачном режиме. Если планируя свою дальнейшую реплику вы мечтаете, проверяете текстовые сообщения или думаете о чем-то другом, вы почти наверняка упустите невербальные сигналы при разговоре. Вы всегда должны брать во внимание свой жизненный опыт.Нелогичная жестикуляция и мимика
Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать "да", в то время как качаете головой, выражая отрицание.Негативная мимика
Если вы не согласны с тем, что говорят, или вам это не нравится, вы можете использовать негативную мимику и жесты, чтобы выразить несогласие с сообщением другого человека, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногами. Вы не должны соглашаться или даже одобрять сказанное, но при этом общайтесь эффективно, не заставляя другого человека занимать оборонительную позицию; очень важно избегать посыла негативных сигналов.В общении все дни проходят наши, но искусство общаться - удел немногих...
Михаил Васильевич Ломоносов
4 ключевых навыка, улучшающих коммуникацию
- Станьте заинтересованным слушателем.
- Обращайте внимание на невербальные сигналы.
- Держите себя в руках.
- Будьте уверенны в себе.
Навык 1: Станьте заинтересованным слушателем
Люди часто фокусируются на том, что они должны сказать, но эффективная коммуникация заключается в том, чтобы меньше говорить и больше слушать. Хорошо слушать означает понимать не только слова или услышанную информацию, но также эмоции, которые пытается выражать говорящий.Есть большая разница между тем, когда внимательно слушаешь и когда просто слышишь информацию. Когда вы действительно слушаете, когда вы по-настоящему вникаете в сказанное, вы распознаете едва уловимые интонации в голосе говорящего, которые расскажут вам о том, как этот человек чувствует себя и какие эмоции пытается передать при общении. Когда вы заинтересованный слушатель, вы будете не только лучше понимать другого человека, вы заставите его чувствовать себя услышанными и понятыми, и это может стать фундаментом для построения более тесных и надежных взаимоотношений между вами.
Общаясь таким образом, вы будете также учиться успокаиваться и поддерживать физическое самочувствие и эмоциональное равновесие. Если человек, с которым вы говорите, спокойный, что выражается, например, в его внимательном прослушивании вашего повествования, вы тоже сможете стать более уравновешенным. Точно так же, если человек волнуется, вы можете помочь ему успокоиться, слушая его внимательно и давая ему почувствовать себя понятым.
Если ваша цель состоит в том, чтобы полностью понять другого человека и ним контакт, вы само собой будете слушать его внимательно. Если это не так, попробуйте воспользоваться следующими советами. Чем больше вы будете практиковать их, тем более удовлетворительным и результативным станет ваше общение с другими людьми.
Как вы становитесь заинтересованным слушателем?
Сконцентрируйте все свое внимание на спикере, его или ее языке тела, тоне голоса и других невербальных сигналах, исходящих от этого человека. Тон голоса передает эмоции, так что если вы думаете о чем-то своем, проверяете текстовые сообщения или рисуете каракули на листике, вы почти наверняка упустите невербальные сигналы и эмоциональную составляющую сказанных слов. И если говорящий человек ведет себя так же отвлеченно, вы быстро сможете это заметить. Если вам трудно сосредоточиться на повествовании некоторых спикеров, попробуйте повторять их слова в уме, -это усилит для вас их сообщение и поможет вам оставаться сосредоточенным.Слушайте правым ухом. В левой части мозга находятся центры первичной обработки для распознавания речи и эмоций. Так как левое полушарие мозга отвечает за правую сторону тела, акцентирование внимания на правом ухе может помочь вам лучше диагностировать эмоциональное наполнение сказанного спикером. Попытайтесь держать осанку прямо, слега опускайте подбородок вниз, и поворачивайте правое ухо к говорящему, - это поможет уловить высокие частоты человеческой речи, которые несут в себе эмоциональную составляющую сказанного.
Не перебивайте говорящего и не пытайтесь переводить разговор на свои проблемы, говоря что-то вроде: "Если вы думаете, что это плохо, послушайте, что случилось со мной." Слушать - не значит ждать своей очереди, чтобы снова говорить. Если вы формируете в голове то, что собираетесь сказать дальше, вы не можете сконцентрироваться на том, что говорит другой человек. Зачастую говорящий может прочитать выражения вашего лица и понять, что вы думаете о чем-то другом.
Проявите интерес к тому, что было сказано. Периодически одобрительно кивайте, улыбайтесь собеседнику и убедитесь, что ваше положение тела открытое и располагающее к общению. Одобрительно побуждайте оратора продолжать разговор небольшими словесными комментариями вроде "да" или "угу".
Любой разговор становится интересным, если слушатель попался увлеченный…
Постарайтесь не осуждать. Для того, чтобы эффективно с кем-то коммуницировать, вы не должны симпатизировать собеседникам или быть согласным с их идеями, ценностями или мнениями. Тем не менее, чтобы полностью понять человека, вы должны избежать осуждения его и удержаться от упреков и критики. Если правильно повести даже самую сложную дискуссию, можно наладить контакт с тем, с кем взаимопонимание казалось найти очень трудно и маловероятно.
Давайте обратную связь. Если нить разговора прервалась, воспроизведите сказанное другими словами. "То, что я слышу это," или "Похоже, вы говорите," - прекрасные способы вернуть разговор в нужную точку. Не повторяйте дословно то, что сказал спикер, это прозвучит наигранно и неинтеллигентно. Вместо этого выразите, как вы поняли, смысл услышанных слов. Задавайте вопросы, чтобы прояснить некоторые моменты: "Что вы имеете в виду, когда вы говорите..." или "Это то, что вы имеете в виду?"
Распознавайте эмоциональное наполнение слов, тренируя мышцы среднего уха
Повышая мышечный тонус крошечных мышц среднего уха (они самые маленькие в человеческом теле), вы сможете распознавать более высокие частоты человеческой речи, которые передают эмоции, и лучше понимать истинный смысл того, что говорят собеседники. Развивать эти крошечные мышцы можно не только полностью сосредотачиваясь на том, что кто-то говорит; тренировать их можно с помощью пения, игры на духовых инструментах и прослушивания определенных типов музыки (высокочастотных скрипичных концертов Моцарта и симфоний, например, вместо низкочастотного рока или рэпа).Навык 2: Обращайте внимание на невербальные сигналы
Когда мы разговариваем о том, что нас волнует, мы в основном используем невербальные сигналы. Невербальная коммуникация, или язык тела, включает в себя мимику лица, движение тела и жесты, зрительный контакт, позу тела, тон голоса и даже напряжение мышц и дыхание. Ваш взгляд, манера слушать, двигаться и реагировать на другого человека рассказывают о вашем состоянии другим людям больше, чем сказанные вами слова.Развитие способности понимать и использовать невербальные способы коммуникации могут помочь вам общаться с другими людьми, ясно выражать свои мысли, правильно вести себя в сложных ситуациях и строить лучшие взаимоотношения на работе и дома.
Вы можете сделать коммуникацию еще эффективнее с помощью открытого языка телодвижений: не скрещивайте руки, стойте с открытым положением тела или присядьте на краю своего места, поддерживайте зрительный контакт со своим собеседником.
Вы также можете применять язык тела, чтобы подчеркнуть или усилить ваше устное сообщение, - похлопать друга по спине, поздравляя его с успехом, к примеру, или постучать кулаками, подчеркивая свое послание.
Советы, которые помогут лучше интерпретировать невербальные способы коммуникации
Учитывайте, что у каждого есть свои индивидуальные особенности. Люди из разных стран и культур, как правило, используют различные невербальные коммуникативные жесты, поэтому при анализе языка тела очень важно учитывать возраст, культурное происхождение, религию, пол и эмоциональное состояние человека. Американский подросток, скорбящая вдова и бизнесмен из Азии, например, могут по-разному использовать невербальные сигналы.Анализируйте невербальные сигналы комплексно. Не ищите слишком много смысла в одном жесте или невербальном сигнале. Рассматривайте все получаемые невербальные сигналы, - от зрительного контакта до тона общения и телодвижения. Любой человек может иногда допустить оплошность и отвести, например, глаза и пусть глаза контакта скольжения, например, или ненадолго скрестить руки, не подразумевая при этом ничего отрицательного. Чтобы лучше понять истинные мысли человека, анализируйте его невербальные сигналы комплексно.
Используйте те невербальные сигналы, которые отражают суть ваших слов. Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать "да", в то время как качаете головой, выражая отрицание.Приспособьте свои невербальные сигналы, учитывая контекст разговора и обстановку. Тон вашего голоса, например, должен быть разным при обращении к ребенку и при обращении к группе взрослых людей. Кроме того, принимайте во внимание эмоциональное состояние и культурное происхождение человека, с которым вы коммуницируете.
Используйте язык тела для выражения положительных эмоций, даже если на самом деле вы их не испытываете. Если вы нервничаете в преддверии какой-нибудь ситуации, -собеседования с работодателем, важной презентации или первого свидания, например, - вы можете показать уверенность в своих силах, даже если на самом деле не испытываете это чувство, с помощью позитивного языка тела. Вместо того, чтобы нерешительно заходить в комнату с опущенной головой, отводить взгляд и вжиматься в стул, попытайтесь выпрямить плечи и стоять с гордо поднятой головой, улыбаясь и поддерживая зрительный контакт, и крепко пожмите руку собеседнику. Это сделает вас более уверенными в себе и поможет расслабить другого человека.
Навык 3: Держите себя в руках
Для эффективного общения необходимо осознавать свои эмоции и контролировать их. А это значит научиться справляться со стрессом. Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек.Сколько раз вы переживали во время разногласий с вашим супругом, детьми, начальником, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали что-то, о чем позже сожалели? Если вы сможете быстро избавиться от стресса и успокоиться, вам не только не нужно будет позже сожалеть, но во многих случаях вы поможете остыть и другому человеку. Только тогда, когда вы в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете понимать, нужно ли отвечать в этой ситуации или лучше помолчать, о чем сигнализирует поведение другого человека.
В таких ситуациях, как собеседование, бизнес-презентация, напряженное совещание или знакомство любимого человека с , например, очень важно управлять своими эмоциями, соображать на ходу и эффективно общаться в стрессовой ситуации. Эти советы могут помочь:
Оставайтесь уравновешенным в стрессовой ситуации
Используйте тактику затягивания времени, чтобы лишнюю минуту подумать. Прежде, чем ответить, задайте вопрос еще раз или попросите разъяснить высказывание, которое вызывает у вас недопонимание.Делайте паузу, чтобы собраться с мыслями. Промолчать - это не плохо; пауза быстрее, чем стремление ответить, может заставить вас взять себя в руки.
Выскажите одно суждение и приведите пример или расскажите подтверждающую ваше утверждение информацию. Если ваша ответная речь слишком длинная или вы попусту болтаете обо всем сразу, вы рискуете потерять интерес слушателя. Сосредоточьтесь на одном суждении с примером, посмотрите на реакцию слушателя и оцените, стоит ли говорить дальше еще о чем-то.
Высказывайтесь четко и ясно. Во многих случаях, то, как вы говорите может быть столь же важно, как и то, что вы говорите. Говорите четко, поддерживайте одинаковый тембр голоса, устанавливайте зрительный контакт. Пускай язык вашего тела говорит о расслабленности и открытости.
В конце своего высказывания сделайте краткий итог и остановитесь. Кратко сформулируйте главную суть своего выступления и прекратите говорить, даже если в комнате царит тишина. Не стоит продолжать говорить, чтобы заполнить тишину.
Когда дискуссия становится жаркой в середине разговора, вам нужно что-то быстро и немедленно предпринять, чтобы снизить эмоциональный накал. Научившись быстро снижать напряжение в данный момент, даже если вы умеете совладать с любыми сильными эмоциями, которые испытываете, контролируйте свои чувства и ведите себя разумно. Если вы знаете, как поддерживать сознание в уравновешенном и включенном состоянии, даже когда происходит нечто, способное вывести из равновесия, вы сможете оставаться эмоционально готовым и не растеряться.
Быстрые способы снять напряжение для продолжения эффективной коммуникации
Чтобы справиться со стрессом во время общения, делайте следующее:- Замечайте, когда вы разнервничались.
Если вы нервничаете в процессе общения, ваше тело даст вам знать об этом. Ваши мышцы или желудок сжимаются и / или болят? Ваши руки сжаты в замок? Ваше дыхание поверхностное? Вы "забываете" дышать? Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем продолжить разговор или отложите его. - Обратитесь за "помощью" к своему разуму и быстро возьмите себя в руки, сделав несколько глубоких вдохов, сжав и расслабив мышцы или, например, вспомнив успокаивающую, вызывающую положительные эмоции картинку.
Лучший способ быстро и надежно нивелировать стресс - прислушаться к своим органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вкусовым ощущениям и обонянию. Но каждый человек по-разному реагирует на ощущения органов чувств, так что вам нужно найти то, что подействует успокаивающе именно на вас. - Поищите в сложившейся ситуации каплю юмора.
Если правильно к этому подойти, юмор станет отличным способом снять напряжение во время общения. Когда вы или окружающие начинают воспринимать все слишком серьезно, найдите способ поднять всем настроение, рассказав какую-нибудь шутку или забавную историю. - Проявляйте желание идти на компромисс.
Иногда, если и вы, и ваш собеседник способны немного уступить, вы сможете найти золотую середину, которая устроит и успокоит все заинтересованные стороны. Если вы осознаете, что для другого человека предмет разговора гораздо важнее, чем для вас, пойти на компромисс может быть проще вам, заложив при этом надежную основу будущих взаимоотношений. - Если необходимо, останьтесь при своих мнениях.
Прежде, чем возвращаться к ситуации, сделайте перерыв, чтобы каждый смог успокоиться. Сделайте короткую паузу и отойдите от сложившейся ситуации. Прогуляйтесь на улице, если это возможно, или помедитируйте несколько минут. Физическое движение или отдых в тихом месте для восстановления внутреннего равновесия помогут быстро снять стресс и успокоиться.
Навык 4: Будьте уверенными в себе
Открытость и уверенность в себе помогают построить четкое взаимопонимание, а также повысить самооценку и облегчить для вас процесс принятия решений. Быть уверенным в себе означает открыто и честно выражать свои мысли, чувства и потребности, при этом умея постоять за себя и уважая других. Это НЕ значит быть враждебным, агрессивным или привередливым. Эффективная коммуникация - это понимание другого человека, а не победа в споре или насаждение своего мнения другим.Для повышения уверенности в себе:
- Цените себя и свои способности. Они столь же важны, как и чьи-то чужие.
- Знайте свои потребности и желания. Учитесь выражать их, не нарушая прав других.
- Выражайте негативные мысли в позитивном ключе. Злиться - нормально, но при этом нужно проявлять уважение к другим.
- Положительно воспринимайте комментарии в свой адрес. Принимайте комплименты благосклонно, учитесь на своих ошибках, обращайтесь за помощью, когда вам это необходимо.
- Научитесь говорить "нет". Знайте пределы своего терпения и не позволяйте другим использовать вас. Ищите такой выход из ситуации, чтобы каждый в результате был довольным.
Гораздо лучше - не верить в человека, а быть уверенным в нем.
Станислав Ежи Лец
Развитие мастерства позитивного общения
Эмпатическое утверждение выражает сопереживание к другому человеку. Сначала поймите ситуацию или чувства другого человека, а затем уверенно выразите ваши потребности или мнение. "Я знаю, что ты был очень занят на работе, но я хочу, чтобы ты выделил время и для нас."Растущую уверенность в себе можно использовать тогда, когда ваши первые попытки не увенчались успехом. Со временем вы становитесь все более решительным и настойчивым: ваше утверждение может сообщать о конкретных последствиях в том случае, если ваши потребности не будут учтены. Например, "Если вы не будете соблюдать договор, я буду вынужден обратиться в суд."
Начинайте практиковать напористость в менее рисковых ситуациях, которые помогут укрепить уверенность в себе. Или спросите друзей или членов семьи, позволят ли они вам практиковать методы напористости сначала на них.
Далеко не все люди могут без проблем общаться с другими и тут же располагать к себе. Из-за этого у них могут возникать самые разные проблемы и недоразумения.
Однако любая, даже самая печальная, ситуация поправима. Читаем далее, не останавливаемся...
Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении.
Марсель Пруст
Всем, кто испытывает трудности при взаимодействии с людьми, просто нужно чётко понять все свои слабые стороны и заняться их ликвидацией. О том, как правильно это провести, мы сегодня и поговорим.
Улучшаем свои навыки общения
Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.
Итак, что же вам нужно уметь для того, чтобы сделать своё общение с другими более продуктивным?
Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам
Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.
Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.
Умейте не обращать внимания на психологические барьеры
Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения. Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.
Умейте руководить процессом общения
Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.
Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.
Умейте быть обаятельным
Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.
Умейте убирать психофизические зажимы
Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.
Умейте слушать и слышать собеседника
Умейте слушать интуицию
Все люди разные, а значит, и общаться с ними нужно совершенно по-разному. Не получиться выбрать какую-то одну тактику общения и следовать ей на протяжении всей жизни – её придётся менять в зависимости от ситуации и от того, какой именно человек находится перед вами.
Умейте следить за своим голосом и дикцией
Они должны быть чёткими и спокойными, иначе вам просто не удастся выстроить конструктивный диалог.
Умейте наблюдать за другими
Среди ваших знакомых есть люди, которых можно назвать едва ли не гениями общения? Тогда не стесняйтесь наблюдать за ними и подражать. Можно, конечно, этого не делать, но добиваться успехов исключительно методом собственных проб и ошибок, гораздо труднее.
Умейте говорить больше
Особенно это пригодится тем, кто частенько испытывает чувство стеснения. Конечно, каждый из нас может очутиться в незнакомой и не вполне располагающей компании, в которой и говорить-то совсем не хочется, но что делать, если вы стесняетесь постоянно?
В таком случае лучше всего заводить разговоры на отвлечённые темы, по поводу которых может высказаться каждый: о ценах на бензин, о погоде или о вездесущих пробках на дорогах. Задайте вопрос и дайте своему собеседнику высказаться.
Умейте общаться чаще и с разными людьми
Вокруг нас всегда есть масса людей, с которыми можно поговорить – начиная от сотрудников вашего офиса и заканчивая кассиром в супермаркете. Не бойтесь завязывать с ними разговор – вы получите бесценный опыт общения в разных стилях и сможете увеличить свою уверенность в себе.
Итог
Помните о том, что все мы когда-то чему-то учились, также и те люди, которые сейчас вызывают у вас восхищение своим умением общаться, тоже не всегда им обладали.
Главное – расширьте свой круг общения, это заставит вас искать новые идеи и способы для общения, и тогда результат придёт сам собой.
Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Дэнни - как раз такой ребенок. Это сообразительный, живой трехлетний мальчишка, который посещал утренние занятия в подготовительном классе пять раз в неделю. Дэнни очень хотелось иметь друзей, но у него из этого ничего не получалось. В начале года он обычно редко подходил к другим детям и большую часть времени мог бродить сам по себе. Он заметно выделялся на уроках пения, когда пускался в пространное воспроизведение выученных дома песен. В течение семестра Дэнни неоднократно пытался стать участником детских забав, но все его попытки были безуспешными. Например, подойдет он к Элисон и Бекки, которые разгадывают головоломку, и встанет рядом. Элисон ему спокойно говорит: «Уходи отсюда». «Почему?» - спрашивает Дэнни. «Потому что ты мне здесь не нужен». Дэнни тихонько исчезает. В другой раз Дэнни подходит к столу, за которым трудится Джош, и говорит ему: «Привет». Джош не откликается, и Дэнни просто-напросто удаляется. Поскольку Дэнни не удалось привлечь к себе внимание других детей, он пытался общаться с учителями. Так, во время игры некоторых детей с цветными пластиковыми трубками Дэнни берет несколько трубок и, обращаясь к старшей воспитательнице, спрашивает: «Вы соберете их со мной, миссис Бенсон?» Когда же в ответ воспитательница предлагает ему поиграть с Диланом, Дэнни с трубками в руках уходит к дальнему столу один, напевая при этом какую-то песенку сам для себя. Другой случай: Дэнни и Кэвин качаются вместе на канатах. Потом Кэвин убегает и зовет присоединиться к нему своего лучшего друга Джейка. Дэнни оставили качаться одного. Он медленно идет к школьному забору и долго смотрит в щелку на соседний школьный двор, где играют незнакомые дети из параллельного класса. На вопрос, кто его лучший друг в школе, Дэнни отвечает «Кэлеб». Когда же Дэнни спрашивают, почему Кэлеб его друг, он отвечает: «Потому что я этого хочу».
Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками . Они должны уметь включаться в групповую деятельность, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом и проявлять чуткость и такт.
Овладение такими навыками может оказаться трудным делом. Как показывает опыт Джэнни, в детском саду дети, предпринимающие непосредственные попытки включиться в уже сложившуюся групповую деятельность, подвергаются риску получить резкий отказ. Вильям Корсаро отмечает, что, как только двое или более детей придумали и определили для себя определенного рода деятельность, будь то разгадывание головоломки или полет на борту космического корабля, они часто «защищают» свою деятельность, не подпуская никого из посторонних, кто мог бы осмелиться попроситься к ним. На приветствие они могут не отозваться, на вопрос «А что вы делаете? - ответить: «Мы-то куличики делаем, а ты - нет», и на прямой вопрос: «Можно мне с вами?» - дать такой же прямой ответ: «Нет». Таким образом, чтобы включиться в деятельность, ребенку, видимо, нужно быть осторожным, уметь искусно маневрировать и быть настойчивым после первого отказа - мастерство, которым Дэнни еще не овладел.
Искусство дружить включает также умение быть другом. Самыми популярными детьми , с которыми одноклассники любят играть, оказываются те дети, которые часто уделяют внимание своим сверстникам, хвалят их и охотно откликаются на их просьбы. И напротив, детей, которые часто игнорируют, высмеивают, обвиняют ровесников, угрожают им или отказываются вступить с ними в контакт, одноклассники обычно недолюбливают.
Значит, для того, чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны «включать» и «принимать». Надо признать, однако, что «дружеское» поведение не всегда вознаграждается дружбой. Будет ли проявление нежности действительно оценено другим ребенком по достоинству, зависит от того, как выражена эта нежность и как ее понимает получатель. Если некоторым детям надо научиться вести более дружелюбно, то другим надо научиться сдерживать слишком бурное проявление дружеских чувств.
По мере развития у детей чуткости они постигают также и тонкое искусство взаимодействия, необходимое для того, чтобы уладить конфликт и сохранить дружбу. Даже четырехлетние дети могут проявлять такой такт, особенно если речь идет о близких друзьях. В качестве подтверждения этих слов я могу, например, сослаться на подслушанный мною разговор между Дэйвидом и Джошем, которые прогуливались вместе, изображая роботов:
ДЭЙВИД. Я - робот-ракета и могу пускать ракеты из пальцев. Я могу пускать их из любого места, даже из ног. Я - робот-ракета.
ДЖОШ (поддразнивая). Нет, ты - пукающий робот.
ДЭЙВИД (протестуя) Нет, я - робот-ракета.
ДЖОШ. Нет, ты пукающий робот.
ДЭЙВИД (обижен, почти плачет) Да нет, Джош!
ДЖОШ (поняв, что Дэйвид расстроен) И я - робот пук-пук.
ДЭЙВИД (вновь развеселившись) Я - робот пи-пи.
Во время этой ссоры Джош сообразил, что сказал нечто такое («Ты пукающий робот»), что очень расстроило его друга. Он искусно вышел из положения, унизив и себя («И я - робот пук-пук»), показав, таким образом. что его издевательство не стоит принимать всерьез. Ответ Дэйвида («Я робот пи-пи») на ход Джоша означает, что Джош точно оценил ситуацию и с успехом избавил друга от унижения.
Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады часто служат «испытательным полигоном» для развития таких навыков.
Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Навыкам общения дети учатся также под непосредственной опекой своих сверстников или на их примерах. Когда однажды Дэйвид захныкал: «А Гарри толкнул меня», Джош уверенно ему посоветовал: «Скажи просто, чтобы он прекратил». В других случаях дети знакомят своих друзей друг с другом, помогают другим найти общее дело или показывают, как им разрешить конфликты. И я склонен считать, что такого рода советы и помощь уважаемых ровесников зачастую более действенны, чем подобное же вмешательство со стороны учителей или родителей.
Однако бывают случаи, когда детям необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения. Порочный круг - когда дети хотят дружить, но не имеют навыка дружеского общения - можно привести в движение. Одинокие дети должны общаться со своими ровесниками, чтобы приобрести уверенность в себе и навыки, необходимые для успешного общения. Но отсутствие у них навыков общения - например, если они неспособны обратиться к другим детям или часто отпугивают их - может лишить их именно такой возможности. В подобных случаях может потребоваться вмешательство родителей или учителей. Один способ - это свести ребенка, у которого нет друзей, с каким-то другим конкретным ребенком - иногда с тем, у которого тоже нет друзей, - с которым, по мнению взрослых, он мог бы поладить. По крайней мере в некоторых случаях такое «сводничество» помогает двум замкнутым детям приобрести первоначальный и ценный опыт общественного признания. Другой способ заключается в том, чтобы составить пару из ребенка постарше возрастом, который слишком любит помериться силой или чересчур агрессивен, и ребенка помоложе, к которому первый (задира) будет относиться как «старший брат» и, выступая в этой роли, узнает, что можно завоевать признание, не будучи задирой.
Психологи разработали также ряд программ для обучения навыкам общения детей дошкольного и школьного возраста. По таким программам с детьми, отнесенными к категории одиночек или «изгнанников», проводится ряд занятий с показом особых навыков общения, предоставлением возможности попрактиковаться в нем и отзывами о результатах. В соответствии с одной из таких программ не пользовавшиеся популярностью ученики третьего и четвертого классов участвовали попарно в ряде тренировочных занятий, нацеленных на приобретение четырех групп навыков: как принять участие в определенных играх, делать что-то поочередно и вместе, общаться с другими детьми более многословно и как поддерживать ровесников, уделяя им внимание и оказывая помощь. По крайней мере в некоторых случаях такие программы обучения заметно способствовали вовлечению в общение первоначально непопулярных в кругу ровесников детей.
Поскольку в программах обучения навыкам общения прослеживается тенденция уделять основное внимание тому, чтобы способствовать признанию детей в обществе или их популярности, возникают некоторые мучительные вопросы о системе ценностей. Действительно ли эти программы помогают детям развить способность дружить или же они подогнаны под американский идеал бойкой общительности и добродушия, который мало связан с настоящей дружбой. (Питер Сведфельд поясняет склонность нашего общества выступать «за то, чтобы все вместе») Ответ на данный вопрос зависит как от деталей программы, так и от системы ценностей у тех взрослых, которые ее реализуют. С точки зрения некоторых, во всяком случае ведущих, практиков, «цель обучения навыкам общения не в том, чтобы создать «популярных» или «общительных» детей, а в том, чтобы помочь детям, к какому бы типу личности они ни относились, развить настоящие отношения... по крайней мере с одним ребенком или двумя. Можно также усомниться и в том, этично ли навязывать обучение навыкам общения детям, у которых в этом вопросе почти нет выбора и которые в отдельных случаях могут на самом деле не испытывать желания превратиться в «более дружелюбных». В конечном счете, самый убедительный довод в защиту таких программ - это то, что они, видимо, могут повысить у ребенка уровень самоконтроля собственной жизни:
«Ребенок, который способен положить начало игре или общению с себе подобными, может все же предпочесть проводить время в одиночестве. Но такой ребенок сможет успешно общаться, когда он (она) этого захочет или если того потребует обстановка. С другой стороны. ребенок, не владеющий навыками общения, может оставаться один или быть «изолированным» скорее по необходимости, чем по своей воле» .
Чтобы обучить детей навыкам дружеского общения в школьной или домашней обстановке, родителям и учителям не обязательно открывать официальные курсы; достаточно прибегнуть к демонстрации подобных навыков, объяснениям и отзывам о ним. Хотя взрослым при обучении детей навыкам общения приходится играть роль, лучше, если они будут играть ее ненавязчиво. В особенности же взрослым нужно остерегаться «поправлять» на виду у всех не овладевших еще какими-то навыками детей и таким образом смущать их, а также публично называть детей «застенчивыми», ибо и они начнут считать себя как раз таковыми.
Взрослым не надо навязывать навыки общения без разбора, нужно уважать реальные различия между детьми, которые одних детей побуждают установить дружеские отношения со многими сверстниками, других - сосредоточиться на одной или двух дружеских связях, а третьих - проводить много времени в одиночестве. Любая из этих моделей может удовлетворить отдельного ребенка и подойти ему. Пытаясь помочь детям подружиться, мы должны быть больше заинтересованы в качестве дружеских контактов детей, а не в их количестве.
Навыки общения с людьми имеют очень большое значение. От того, как вы разговариваете или переписываетесь со своими собеседниками, могут зависеть многие сферы в вашей жизни. Став приятным и тактичным собеседником, и освоив некоторые правила этикета, вы сумеете расположить к себе многих людей, что может принести вам положительные результаты в будущем.
Какую роль играет умение правильно общаться в социуме
Умение налаживать контакт – важное качество, и никто не обладает ним с рождения. Этот навык необходимо разрабатывать, и если он не заложен вам с детства, то это вовсе не значит, что вы не сможете его обрести сейчас. Люди, научившиеся правильно общаться в социуме, несомненно, более успешны не только в карьере, но и в личной жизни. Часто по нашей манере говорить, собеседники складывают о нас первое впечатление, и можно добиться того, чтобы оно было лишь положительным.
Тонкости общения
Отметим, что общение может включать в себя вербальные и невербальные элементы. То есть, вступая в диалог с другими людьми, вы не просто проговариваете набор фраз, и не только на них акцентируется внимание собеседников. Помимо правильности речи, важно следить за оттенками интонации, мимикой, жестами, взглядом.
Наверняка, вам приходилось наблюдать за тем, как человек, вроде, и говорит разумные вещи, но что-то отталкивает от него. Это может быть именно бегающий взгляд, резкие движения рук или будто «замороженная» поза, монотонно звучащие фразы и тому подобное. Все эти факторы имеют не менее важное значение, чем содержание ваших фраз.
Как перестать бояться публичных выступлений
Как известно, некоторым людям боязно выступать перед публикой, и этот страх может оставаться на протяжении всей жизни. Впрочем, многие чувствуют психологическое напряжение не только выступая перед большой аудиторией, но и просто при необходимости контактировать с незнакомым человеком. Может доходить до дискомфорта даже при общении с продавцом, кассиром и т.д.
Страх общения с незнакомцами
В первую очередь стоит определить, откуда пошел этот страх. Причин может быть несколько.
Стеснительность
Обычно эта черта идет из глубокого детства, и зависит от темперамента ребенка. Некоторые дети ведут себя открыто, а порою и навязчиво, а другие – стесняются завести диалог со взрослыми или сверстниками. Если родители не прививают навыки общения, и пускают все на самотек, то в итоге эта черта перетекает во взрослую жизнь.
Низкая самооценка
Вы настолько неуверенны в себе, что вам кажется, что если вы начнете разговор с незнакомцем, то вы будете выглядеть глупо. Возможно, вам кажется, что с вами не о чем говорить, вы недовольны своим голосом, неуверенны в своей способности понятно выражать свои мысли и тому подобное. Низкая самооценка может крыться во множестве мелочей, ведущей к общей неуверенности в себе.
Комплексы относительно внешности
Этот подпункт можно связать с предыдущим, но разница в том, что здесь говорится исключительно о внешности. Возможно, вам кажется, что если вы заговорите, то окружающие обратят внимание на какой-то недостаток вашей внешности, который укрылся бы от них, в случае, если бы вы не привлекали к себе внимание.
Способы борьбы со страхом
Признание проблемы
Осознав, в чем ваша проблема, повлекшая за собой страх общения, важно попытаться решить ее. Если причина кроется в каких-то дефектах внешности, то найдите способ исправить их. Также важно понимать, что Ваш комплекс может быть надуман. Наверняка, среди знаменитых людей есть такие, которые обладают схожим «недостатком» - посмотрите, как они ведут себя на публике и сколько у них поклонников!
Если дело не во внешности или не только в ней, а в низкой самооценке в целом, то, вероятно, вам необходимо поднять ее. Можно записаться на прием к психологу, но если вы боитесь общения с незнакомыми людьми, то, наверно, такой шаг вызовет у вас стресс. Именно поэтому вам стоит поискать в Сети мотивирующие видео с консультациями психологов, которые абсолютно бесплатны.
Внешность
От того, как вы будете выглядеть, зависит очень многое при общении с людьми. Наверно, вы замечали, что если неуверенны в своем внешнем виде, то общение дается вам еще сложнее – вам просто не хочется акцентировать на себе внимание. Необходимо избежать таких моментов. Речь идет об элементарном – одежде, аксессуарах, обуви. Тщательно подберите свой гардероб, чтобы он не вызывал у вас никаких сомнений. Не забывайте не только о стильных и комфортных вещах, но и об уходе за кожей, зубами, прической и ногтями. Если вы будете тщательно заботиться о всем вышеперечисленном, то у вас прибавиться уверенности в себе.
Общение
Если вы хотите побороть свой страх, то необходимо столкнуться с проблемой лицом к лицу. Только начав контактировать с другими людьми, вы научитесь справляться со своими психологическими барьерами. Начинайте с малого – с телефонных разговоров. Оттачивайте навыки в общении с близкими людьми. Вряд ли вы боитесь разговоров с родственниками или друзьями – чаще общайтесь с ними. В порядке эксперимента, для уточнения какого-нибудь вопроса, позвоните давнему знакомому, который на какой-то период выпал из поля вашего зрения. Впоследствии можно позвонить в один из спортзалов города, например, узнав у администратора, какова стоимость абонемента в их учреждении и до которого часа работает зал. С уточняющими вопросами можно позвонить и в салон красоты или студию йоги. Не обязательно впоследствии пользоваться этими услугами – вы просто консультируетесь, как поступают и многие другие люди.
Немного освоившись с телефонными разговорами, пробуйте завязывать диалог «вживую». Если опасаетесь выглядеть глупо, обращаясь к незнакомым людям, то выбирайте такой способ общения, где в основном вам придется слушать. Можно отправиться в ближайшее почтовое отделение, и поинтересоваться, каким способом лучше отправить бандероль в другую страну (например, в Канаду в город Торонто), и как долго она будет идти туда. Импровизируйте, и постепенно вы забудете о своих страхах.
Не знаю о чем разговаривать с людьми, как завести диалог первым
Важно понимать, что если вы начнете разговор первым, то ничего страшного или неестественного не случится. Разве если с вами начнет беседу другой человек, вы подумаете о нем что-то плохое? Скорее всего, нет. Точно также и другие люди не увидят ничего невероятного, если вы к ним обратитесь, поэтому не придумывайте проблемы на пустом месте.
1. Задавайте вопросы
Проще всего начать диалог с какого-либо вопроса, который будет уместен к ситуации. Если вы на некой вечеринке, можете спросить что-то о меню – обратите внимание на то, что пьет или ест потенциальный собеседник, и поинтересуйтесь, доволен ли он выбором и стоит ли вам заказать себе аналогичное блюдо или напиток. Конечно, не стоит при этом быть навязчивым, если человек расслаблен и явно готов к общению, а не сконцентрирован на поглощении своей еды, то лишь тогда имеет смысл задавать такие вопросы.
Можно интересоваться и более нейтральными темами – как проехать к тому или иному району, где в городе есть хороший магазин техники или книг и так далее.
2. Будьте интересным
Для того чтобы не возникало вопросов по поводу возможных тем для бесед, необходимо расширять свой кругозор, постоянно находиться в стадии интеллектуального или физического развития. Если с вами не о чем поговорить с другими, то, скорее всего, вы мало чем интересуетесь кроме своего основного рода деятельности. Многие карьеристы зациклены лишь на своей работе, домохозяйки – на бытовых вопросах, а студенты – на учебе. Едва ли лишь эти темы способны расположить к себе собеседника и заставить его заинтересоваться вашей личностью.
Начинайте с чтения – мировая классика или философская литература. Впоследствии вы можете приводить примеры из прочитанных книг или рекомендовать те или иные произведения собеседнику, давая им свою оценку. Вы можете сказать, что у вас совершенно нет времени для чтения. Именно для таких людей давно придуманы аудиокниги, которые можно прослушивать в пробках, во время приготовления обеда, уборки квартиры и так далее.
Для развития своей личности полезно посещать различные мастер-классы. В детстве многим из нас нравилось ходить на какие-нибудь «кружки» - танцы, рисование, плетение бисером и тому подобное. В настоящее время все это и многое другое предлагается и для взрослых. Практически в каждом городе, за исключением совсем уж маленьких провинций, можно найти множество мастер-классов – вы можете записаться на урок живописи, танца живота, йогу, кулинарные занятия, танцы и многое другое!
3. Позвольте другим быть интересными
Не думайте, что при общении с вами собеседник только и занимается тем, что оценивает ваши навыки ведения беседы, тон, жесты и содержательность рассказов. Большинству людей не меньше вашего хочется произвести хорошее впечатление о себе, и вы можете расположить к себе человека, если поможете ему раскрыться с интересной стороны. Он запомнит это чувство довольства собой, и подсознательно отметит, что оно возникло при беседе с вами, поэтому ему будет приятно вспоминать об этом общении, и он будет стремиться к нему вновь.
Если вы знаете, что недавно собеседник побывал в другой стране или городе, поинтересуйтесь об особенностях этого места. Если он занимается спортом, отметьте его превосходную физическую форму, сообщите, что тоже хотели бы заняться чем-то подобным и попросите совета – с чего вам начать. Многие люди могут теряться при некоторых вопросах, и если вы заметили, что одним из них застали человека врасплох, не акцентируйте внимания на этой теме, если визави сам не вернется к ней. Сразу же ненавязчиво переведите беседу в другое русло – но не переходите к следующему вопросу, а что-то расскажите сами, тем временем позволив собеседнику собраться с мыслями.
Как просто знакомиться с людьми и подружится
Нередко люди избегают самостоятельно завязывать с кем-то знакомства, опасаясь при этом выглядеть странными. Желая избежать этого, примите к сведению некоторые рекомендации.
Не будьте навязчивыми. Обращаясь к какому-нибудь человеку, попытайтесь верно отследить его реакцию. Если он явно старается отвечать односложно, отводит взгляд в сторону, не задает встречных вопросов и переключается на другие дела, вроде рассматривания окружающего интерьера или настроек своего телефона, то он явно не расположен к диалогу. Дело может быть даже не в вас – просто сейчас этот человек не хочет общения или не в настроении завязывать новые знакомства. Наверняка, вам знакомы подобные чувства.
Будьте естественны. Позвольте себе хотя бы на один день забыть обо всех своих опасениях или комплексах. Проведите своеобразный эксперимент – заведите разговор с другим человеком, не думая о том, какое производите впечатление. Просто насладитесь общением.
Сохраняйте уверенность в себе. Если пока вы не смогли обрести уверенность в себе, никто не должен об этом догадываться. Начав разговор с заискивания или неуверенных интонаций, вряд ли вы сможете добиться положительного эффекта. Говорите уверенно и спокойно, не сомневайтесь в своих словах и не думайте, что вы можете выглядеть глупо и нелепо. Как выглядит уверенный в себе человек? При разговоре он смотрит не в пол или в сторону, а в глаза собеседнику. Хотя, периодически все же стоит расслабленно отводить взгляд в сторону – неотрывный взгляд в глаза может показаться неестественным. Не поправляйте постоянно одежду или волосы, не «заламывайте» руки и не изучайте свое отражение (даже бегло) на зеркальных поверхностях.
Речь и дикция. Это тоже немаловажный пункт. Научитесь говорить не слишком громко, но и не тихо. Вас должно быть хорошо слышно, но не более того. Если вас периодически просят говорить тише или громче, обратите внимание на этот момент – он способен существенно раздражать собеседников. Также вы можете записать свою речь на диктофон, и, прослушивая ее, обратить внимание на ошибки. Избегайте медлительности и растягивания слов, а также чрезмерной спешки. Соблюдайте золотую середину. Сейчас можно найти немало тренингов, на которых профессионалы помогут вам с правильной дикцией. Можно и просто записаться на частную консультацию к логопеду, даже если вам кажется, что у вас нет проблем с произношением, расстановкой ударений и тому подобным – эта встреча, в любом, случае пойдет вам на пользу.
Будьте позитивны. Многие люди стараются избегать тех, кто часто «излучает» негатив. Подумайте, не относитесь ли вы к числу таких пессимистов? Даже если вы привыкли негативно мыслить, старайтесь не демонстрировать эту черту окружающим. Делайте людям комплименты, хвалите их, шутите, смейтесь над чужими шутками.
Впрочем, наигранной веселости тоже стоит избегать – подобная неискренность часто заметна и выглядит нелепо. Старайтесь не говорить плохо о других людях, или, по крайней мере, не фокусироваться на своих негативных эмоциях – это может оттолкнуть от вас.
Проявляйте заинтересованность. Как известно, большинство людей весьма озабочены своей личностью – как они выглядят, какое впечатление производят и тому подобное. Если вы будете проявлять интерес к личности собеседника, то это будет верным путем к завязыванию дружеских отношений. Обращайте внимание на любые малейшие достижения потенциального друга, интересуйтесь его мнением на ту или иную тему, делайте комплименты. Конечно, важно не переборщить с этим, чтобы ваша заинтересованность не походила на лесть.
Если вы начали замечать, что другие люди не слишком стремятся поддерживать с вами диалог и даже избегают общения, то, возможно, этому поспособствовали некоторые причины. Рассмотрим некоторые из них:
1- Субъективная оценка
Конечно же, у всех нас почти на все имеется своя субъективная точка зрения. Однако, если вы тактичный собеседник – вы не будете пытаться навязать свое мнение другому человеку, особенно если видите, что он с ним не согласен.
Важно понимать, что чужая точка зрения на те или иные события имеет не меньшую ценность, нежели ваша. Да, возможно, собеседник действительно ошибается, но если вы хотите, чтобы с вами было приятно общаться, то не пытайтесь любой ценой доказать свою правоту. Мягко приведите свои аргументы, без иронии и раздражения поинтересуйтесь, какие аргументы имеются у вашего оппонента. Поверьте, если человек действительно неправ в каком-то важно вопросе, то вскоре он и сам поймет это. Если же вопрос незначительный, то он не стоит того, чтобы уделять ему повышенное внимание.
2 - Отстраненность или болтливость
Это две крайности, которые лучше не допускать. В первом случае, когда человек ведет себя отстранено, погрузившись в себя, собеседник может решить, что вам неинтересно общение с ним. Конечно, бывают такие люди, которые любят высказываться без умолку, и при этом не замечают настроения других, но большинство все же обращают внимание на чужую реакцию. Возможно, в силу особенности характера или стеснительности, вы стараетесь не высказывать свою точку зрения, предоставив собеседнику право вести диалог, но постепенно такое общение может обернуться монологом, и не факт, что такое положение дел нравится другому участнику разговора.
Во втором случае (при чрезмерной болтливости) также трудно оттачивать правильные навыки общения. Многие из нас знают таких людей, которые любят много говорить, перебивать и не слушать других. При этом они могут себя считать интересными и компанейскими личностями, но на самом деле вызывают разную степень раздражения. Если на их пути попадаются преимущественно тактичные собеседники, то они могут даже не узнать о своей проблеме. Проанализируйте свои разговоры с другими людьми – кто говорит больше? В общении важно соблюдать баланс – говорить самому, задавать вопросы и выслушивать ответы другого человека.
3 - Пристальный взгляд
Вы уверены, что у вас нет такой привычки – пристально разглядывать других людей? Многим становится неуютно под подобным «микроскопом», и они стараются как можно быстрее свернуть разговор. Может вам кажется, что вы незаметно изучаете чьи-то туфли, волосы или какую-то часть тела, но, как правило, это весьма заметно.
Также верхом бестактности является указывание на какие-либо недостатки, о которых человек и так прекрасно знает сам или, скорее всего, хотел бы не акцентировать на них внимание. Пожалуй, даже не стоит упоминать, что недопустимы восклицания: «Ой, а у тебя прыщик выскочил!», «А ты знаешь, что у тебя седые волосы появляются?», «Ты поправилась?», «У тебя блузка помята» и тому подобные бестактные замечания. Они могут прозвучать только между очень близкими людьми – родителем и сыном или дочерью или мужем и женой, и то если вы уверены, что это уместно.
4 - Вопросы
Из предыдущего подпункта вытекает этот – речь пойдет об умении задавать вопросы. Даже если вы и ваш собеседник высказываетесь примерно в равном соотношении, но при этом вы не задаете никаких вопросов для поддержания беседы, то такой разговор вскоре может наскучить. Людям важно ощущать заинтересованность в своей персоне. Интересуйтесь делами собеседника, его мнением на тот или иной счет. При этом важно не переходить грань. Если вы не в слишком близких отношениях, не стоит задавать очень личные вопросы – не проявляйте бестактность. Если человек смущен при каком-то вопросе или теме разговора, ненавязчиво переведите беседу в другое русло, тем самым показав себя гибким и тактичным собеседником.