Литературная гостиная к 9 мая сценарий. Сценарий к Дню победы.docx - Литературно- музыкальная гостиная "День Победы"
Сценарий театрально – музыкальной композиции «Память сердца», посвященной
Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Звучит песня «Изгиб гитары»
Фонограмма колоколов.
1 вед . Много лет живёте, вы колокола.
Много знаете о жизни на Руси,
2 вед . Расскажите на, колокола,
Расскажите всё, о чем нельзя молчать,
В нашем гуле день за днём стучат/
Для которых нет ни солнца, ни дождей,
Позабывших, как цветут поля.
Не увидевших своих детей.
4 вед. Почему, когда спокойно на земле,
И прозрачны голубые купола,
В каждом городе по всей большой стране,
Всё звонят колокола, колокола….
1 вед. Много лет живёте, вы колокола.
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать.
Что вы помните, и что нельзя забыть…
(на экране слайды Мамаева кургана)
2 вед . Я не участвую в войне-
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного Огня
Дрожит на скулах у меня.
3 вед. Всем, кто добыл Победу – посвящается!
Выходят девочки 1,2 (7-8 класс), ведущие стоят рядом с ними.
(Звучит фонограмма «Рио Риты».) Музыка затихает
(Звучит отрывок мелодии «Синий платочек»). Девочки поют:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Ребята – ведущие подошли к девочкам, приобняли их. Отошли от девочек, вышли вперед, построились в 2 шеренги.(Негромко зазвучала «Священная война»). Ребята повернулись и молча ушли.
Девочки 1,2 стоят чуть в стороне и молча смотрят вслед ребятам.
Девочка3 читает стихотворение А. Дементьева «Березы России».
(Звучат колокола, затем звук немного затихает).
4 вед . Мы помним,
Мы помним, как жили мечтой –
Вернуться с Победой под кров свой родной.
Мы верили свято, и были верны –
Той вере, которой мы были сильны.
1 вед. Над памятью нашей – время не властно.
Ничто не прошло для нас стороной,
Закрою глаза лишь на миг – и ясно
Снова былое встает.
(Колокола стихают. Слышны звуки боя. Они то приближаются, то удаляются).
Мальчик1 читает стихотворение А.И. Твардовского «Рассказ танкиста»).
(Звучит мелодия «Эх, дороги …» ,затем немного затихает).
Девочки: Мама, а что такое война?
(Продолжает звучать фонограмма «Эх, дороги…»,выходят 4 ведущих ).
1 вед . Война – жесточе нету слова.
2 вед. Война – святее нету слова.
3 вед. Война - страшнее нету слова.
4 вед . Война – печальней нету слова.
(«Эх, дороги…» затихает).
Вед. отходят в сторону.Звучит песня «Моя Москва» в исполнении вокальной группы).
Девочка и мальчик (9-10 кл.) выходят вперед. Звучит их диалог:
Девочка: Скоро рассвет…Наш последний рассвет…
Мальчик : Не думай об этом…Что ты делал в этот день до войны?
С .: Сегодня, какое число?
А.: Не помню… Наверное, как всегда, сбежал с лекции…(Усмехнулся) на концерт в Колонный зал…
С.: А я никогда не был на концерте в Колонном зале…Это, наверное, интересно?
А.: (после паузы) Очень…
Вок. группа исполняет песню «Сережка Малой Бронной и Витька с Моховой ».
Выходят 1,2,3 ведущие:
1в . Над землей бушуют травы.
Облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа,-
И мне не надо славы.
2 в. Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить – и вся награда.
Нам бы жить.
А мы плывем по небу.
3 вед . Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах – зачем?
Зачем нас убивают?
Облака, облака.
В.группа исполняет песню «Журавли».
Песня закончилась. Появляется, держа в руках шкатулку мальчик. К нему подходит девочка.
Надя : Что у тебя там?
Толик : Письма.
Надя : Письма.
Толик: Да. С той, далекой войны.(вынул из шкатулки письма).
Надя : А почему без конвертов и марок?
Толик : Так было.
Надя : А твои письма настоящие?
Толик : Настоящие. И среди них письмо, которое я написал моему прадеду, воевавшему в ту войну. А еще я посвятил ему стихи. Вот послушай. (Читает стихи и письмо).
Выходит 4 вед.:
4 вед . Кто сказал, что на войне песня не нужна,
Тот не знает, как она для бойца важна.
Прибаутка, шутка, друг,
Помогает жить.
Ну, а песня для бойца.
Что воды испить.
Той живой воды, что нам
Силы придает,
А в недобрый час беды –
Жизни сбережет.
Звучит веселая мелодия
В. группа поет песню про гармонь.
Выходят 4 ведущих:
1вед . Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые.
Где извещенья похоронные,
И перестуки эшелонные.
2 вед . Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
3 вед . Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России.
А мы такие молодые.
4 вед . Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Бреста до Берлина -600. Итого – 1600 километров. … Это если считать по прямой…
1 вед . Так мало, правда? 1600 километров – это поездом если, то менее двух суток, самолетом – примерно 3 часа… Перебежками и по- пластунски – 4года!
2 вед. Четыре года! 1418 дней, 34 000 часов. И 26 миллионов погибших советских людей.
(на экране цифры )
3 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к большим цифрам. Мы легко произносим: «Тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 26 миллионов погибших… Вы представляете себе. Что это такое?
Вед. уходят.
В. группа исполняет песню «Здесь птицы не поют».
Звучат колокола, затем затихают. Звучит первая фраза песни Д.Тухманова «День Победы».(фонограмма).
Выходит 4 вед.:
4 вед . Победа! Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла!(остается на сцене).
Выходит девочка:
Девочка. Это вальс, это вальс, это вальс…
Это медленный плавный полет…
Для него, для нее,
И для вас
Вальс над городом нашим плывет.
Для девчонок, изведавших бед,
Для мальчишек, крещенных войной.
Через столько немыслимых лет
Снова звуки его над Москвой.
В. группа поет «Вальс», дети танцуют.
Выходят 1,2 вед.:
1вед. И на синих просторах Земли
Столько дел, ожиданий и встреч!
Это вы нашу землю спасли.
2 вед. Сквозь время, что страною пройдено,
Сквозь звоны всех колоколов.
Всегда я слышу слово – Родина,
Что мне дороже всяких слов.
На этом наша театрально – музыкальная композиция закончена.
Литературно-музыкальная композиция «Прикасаясь сердцем к подвигу»
Музыкальная композиция А.Орлова «Купола России»
Лена Ф: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
Коля И: И высочайшей вершиной этого мужества была ВОв
Лена Ф: Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Коля И: Конечно, историки могут скурпулёзно подсчитывать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, количество сожжённых деревень, разрушенных городов…
Лена Ф: Но не могут они рассказать, что чувствовала 7-летняя, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
Коля И: О чём думал 10-летний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Лена Ф: Об этом могут рассказать они сами.
Коля И: Те, кто видел эту войну
Лена Ф: Те, кто выжил в ту войну
Коля И: Те, кто ещё живы
Лена Ф: Те, кому 70 лет назад, не было ещё и шестнадцати
Коля И: Те, чьё детство опалено огнём Вов, посвящается
Эля Ш:
Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуке.
Ах, этот вальс танцевать так хотела!
Бусы и ленты, рука в руке!
Звучит вальс. На сцене танцуют пары выпускников, девушка и парень в центре – главные герои .(слайд - 21 июня 1941 год, выпускной бал.)
На экране июньское утро (звучит музыка из песни «Поцелуев мост»)
Июнь… Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь…Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае…
Игорь С:
Бал выпускной закружил нас с тобою…
Вот и заря в проеме окна!
Эля Ш:
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – 22-е,
Год 41-ый – война!
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось!
Нарастающий гул самолетов, взрывы, стрельба. Выпускники пугаются, убегают, на сцене остается 1 юноша. Мальчики переодеваются в форму.
Песня «Священная война». (1 куплет)
Лева М уже в форме:
Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня
Он пришёл. Вот жизнь моя,
Дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Я люблю тебя любовью новой,
Горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
С темной радугой над головой.
Но настал, наш час, и что он значит
Только нам с Тобою знать дано.
Я люблю Тебя – и не могу иначе
Я и Ты – по прежнему – одно.
Женя К:
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назал!
Пары прощаются девочки их держат, мальчики отходят в сторону.
Лена Ф: Да, не ожидали, да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей, уже 22 июня.
Карина в образе смерти:
Разорвалась земля от снаряда
Вы не знали, что это – война
А я уже шла с вами рядом
И глядела по сторонам.
Смерть везла на разбитой телеге
И мешала кровавую грязь.
Далеко ещё было до снега,
Был июнь, но морозило вас.
Вы же – дети, ещё пацанята
Но вы в списке моём уже есть!
Смерть не смотрит на возраст солдата
Не взирает на доблесть и честь!
(уходят девочки, переодеваются в санитарную форму).
Денис М :Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом страшном году.
Эля Ш : Война бесцеремонно вторглась в мирную жизнь людей. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.
Стих Дети войны:
Коля И: Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка: «Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я…»
Коля И: А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
Девочка: «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Коля И: Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
Девочка: «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
Коля И: Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Денис : Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война. Это были годы лишений , горя, голода, тяжкого труда, многомиллионных потерянных жизней.
Песня «Легендарный Севастополь »
Эля Ш : Разорённые города и сёла, выжженные нивы, оборванные мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Мальчик: Пропали без вести солдаты,
А доля жён и матерей:
Шагов знакомых у дверей.
У каждого своё везенье,
Хотя и шли в одном строю.
Ты б дал им Господи спасенья –
Пропавшим без вести в бою.
Им силы дал не падать духом,
А перед смертью не страдать.
И не давал поверить слухам,
Что могут Родину продать.
Они ушли и не вернулись,
Но похоронки нет и нет.
И в ожиданье обернулись,
Почти все семь десятков лет.
Их жизнь для нас всего мгновенье,
Но знает каждый, стар и мал,
Что мы в долгу у поколенья
Всех тех, кто без вести пропал.
Пропали без вести солдаты,
А доля жён и матерей:
Ждать, от рассвета до заката,
Шагов знакомых у дверей.
Денис М : Во время войны наряду со взрослыми против фашистских захватчиков сражались дети и подростки. Они стали гвардейцами фронта и тыла: дежурили на крышах домов, предупреждали нападение вражеской авиации, помогали строить оборонительные рубежи, тушили пожары от зажигательных бомб, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, помогали рабочим ковать оружие, производить боеприпасы. Они становились связными и разведчиками, минёрами и военными лётчиками. (слайд - дети военных лет).
Денис М: Дитя сороковых
Лена Ф: Мама, что, скажи мне, происходит?
И что же папа не приходит?
Почему оставил нас
И хлеба с солью не припас?
И почему на небе дым?
На звезды мы зачем глядим?
Ведь все равно их не видать…
Денис М: Но все равно молчала мать.
Лена Ф: Ах, мама, что же ты молчишь
И на меня ты не кричишь?
Ведь я опять в чулочках дырявых,
На моих ножонках вялых.
Почему мой братик спит
И ничего не говорит?
Он двое суток не вставал…
Денис М: Но мамин голос все молчал.
Лена Ф: Ах, мама, что за шум стоит?
И почему наш дом горит?
Зачем бегут все без оглядки?
Зачем же мы играем в прятки?
Скажи хоть слово, умоляю!
Ответишь, тут же умолкаю.
Не буду братику мешать…
Денис М: Но все равно молчала мать.
Лена Ф: И вот что, мама, я хочу.
Чтоб съели мы по калачу,
Кусочек сахара и чаю,
Пока по папе я скучаю.
А если папа не прийдет?
Меня кто на руки возьмет,
Раскрутит так, чтоб укачало?..
Но мама все равно молчала…
Денис М: Не знала девочка, что стала
Сиротой,…ведь мать молчала…
И не удастся больше вновь
Родных почувствовать любовь.
Эля Ш: Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 года более 40 тыс. детей были угнаны в Германию.
Песня «Чайка»
Коля И: Трудно рассказывать о войне. Трудно, потому что она потрясает до глубины души, и руки тянутся сразу ко всем книгам и письмам, и страницы кажутся не просто квадратами бумаги с оттиснутыми типографскими знаками, а теми вырванными из школьных тетрадей листками, теми страничками из комсомольских билетов, теми досками лагерных нар и даже шероховатыми кирпичами, на которых герои оставляли свои последние слова, обращённые к тем, кто останется жить.
Ведущий 1 : Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе.
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя.
Сегодня я узнала новость: господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию. Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучаться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Катя Сусанина. Мое сердце верит: письмо дойдет.
Денис М: В Германии проводили отбор. Кто покрепче – на биржу труда, кто слабый, больной – в концлагерь – на опыты.
На экране кадры жертв из концлагерей под музыку «Бухенвальдский набат»
Эля Ш: Самым зловещим символом зверского облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти. В Бухенвальде уничтожено 56 тыс. человек, в Дахау – 70 тыс. человек, в Маутхаузене – более 112 тыс., в Майданеке – число жертв около полутора миллионов человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек.
Денис М: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к победе.
1 ребенок : Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
2 ребенок : Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
1 ребенок : Пламя ударило в небо -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -
Родина.
2 ребенок : Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но - подымались в рост
Звонкие, как Победа!
Вместе: Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно…
1 ребенок : Можно убить меня,
Вместе: Нас убить - невозможно!
Мать (Женя Ож).
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын (Лева М)
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мам, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.
Мать (Женя Ож).
Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын (Лева М).
Ах, мама, другой- ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
ГОВОРЯЩИЕ СТЕНЫ об уже погибших
Минута молчания.
Исаков Н. 5б:
В маленькой ручке цветы у мальчишки.
Он этот букетик на мрамор положит.
Не может войну помнить этот малышка,
Однако забыть её тоже не может.
Как позабыть, если мир подарили
Те, для кого он принёс свой букет.
Цветы возложил мальчик к братской могиле
Людям, планету спасшим от бед.
За то, чтоб резвились, за то, чтоб играли,
Спокойные сны чтобы видеть могли.
За то, чтобы дети войны не видали,
Бороться обязаны люди земли.
Эля Ш : На трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоёвана победа, победа над фашистской Германией, поработившей половину мира, считающей себя нацией господ. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то до сих пор живёт в сердцах и страшных ночных кошмарах
Дети с «Говорящими стенами» о живых.
Вечная память мёртвым! Вечная слава живым!
Коля И: Спасибо вам за все, отцы и деды!
Лена Ф : Тем, кто врага штыком и пулей брал!
Денис М: И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
ВСЕ: Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!
Коля И : Спасибо вам, ветераны,
Солдаты минувшей войны,
За ваши тяжёлые раны,
За ваши тревожные сны.
Музыкальная композиция «Спасибо вам, родные наши деды»-хор
Снова распускаются цветы,
В майский день так хочется поверить,
Что красивые и светлые мечты
Словно солнца свет ворвутся в двери.
Опустившись в мягкую траву
Вспомни тех, кого уже нет с нами,
Но они в душе твоей живут,
Согревая вечным словом «память»!
Это было много лет назад,
Но земля хранит безумство боя,
Помнит взрывы танковых гранат,
Помнит тех, кто умирали стоя!
Небеса давно уже чисты,
Жизнь идет, и солнце так же светит,
Но кладут на парапет цветы
С трепетом и со смущеньем дети.
И мы с ними будем наравне,
Потому что много не видали,
Ведь не мы погибли на войне,
Ради Жизни жизнь свою отдали!
Хоть на миг оставьте все дела,
Вспомните, и мир светлее станет!
Время все стирает, но должна
В наших душах оставаться память!
Открываются кулисы. Творческая постановка.
Ведущий 1: Добрый день!
Ведущий 2:Мы рады приветствовать всех, кто собрался в этом зале!
Ведущий 3: 9 мая - День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это день радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.
Ведущий 4:День 22 июня 1941 г. памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
Ведущий 1:Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравные.
Ведущий 2:В Красной армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и по некоторым другим причинам советские войска несли огромные, неоправданные потери.
Ведущий 3:По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего два-три месяца. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, пушки, заводы и рабочую силу покоренной Европы. Враг был жесток и силен.
Ведущий 4.Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино.
Выступление Екатерины Боснак и Захаровой Марины, песня «Давно мы дома не были…»
Ведущий 1: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечная память всем героическим подвигам, которые совершили русские воины-освободители во имя свободы и независимости нашей Родины! Недаром их подвиги воспеты в стихах, песнях!
Ведущий 2:
В нашей истории много событий,
Где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не забыты
Дети - идущие в бой, вместо игр.
Ведущий 3:
Сколько их, маленьких, лесом встревоженным
Тайно носилось по тропкам исхоженным:
Страшно, наверное, было идти,
Важно - записку прижать на груди.
Ведущий 4:
На голове вместо кепок - папахи,
Вместо панамок - тугие платки,
И гимнастёрки - а не рубахи,
Туфли сменили - на сапоги.
Ведущий 1:
Сердце ребёнка кипело от злобы,
Вместо улыбок, они - вновь и вновь
Жизнью своей рисковали так, чтобы
Мир на Земле воцарил и Любовь!
Ведущий 2: За боевые заслуги - в схватке смертельной с врагами -
Многие пионеры награждены Орденами!
Ведущий 3:
Во имя Отчизны, сомненья поправ,
чтоб злого врага победить,
Вы отдали жизни, так и не узнав,
как всё-таки здорово жить!
Ведущий 4:
Мы будем вас помнить, и в сердце хранить
Героев своих имена.
Вы - жили, сражались, смогли победить,
чтоб вами гордилась Страна!
Песня о пионерах героях. Хор мальчиков начальной школы.
Ведущий 1:
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Ведущий 2:
Нет, это горят не холмы -
То юность моя в огне.
Идут по войне ребята,
Идут по родной земле.
Песня «Эх, дороги…» Выступают ученики 3 Б класса.
Ведущий 1: Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях, те, кто оставался в тылу, всеми силами сообща тоже ковали победу. Работали на заводах, фабриках, делали оружие: танки, автоматы, самолеты, минометы и пушки.
Ведущий 2: Военные эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты и одежду, пищу для бойцов. Наконец враг был сломлен! Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили на Рейхстаге красный флаг.
Ведущий 3:
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
отстаивая право на свободу,
к победе шел, Россия, твой солдат!
Ведущий 4:
И не сломила, сердце не сгубила,
И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату, русскому дана.
Песня «Баллада о солдате» Выступают ученики 2-х классов.
Ведущий 3: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной.
Ведущий 4: На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу - вот чем была завоевана эта победа.
Фильм. Реквием.
Ведущий 1. Объявляется минута молчания. (Звук метронома.)
Ведущий 1: 9 мая, в День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, на улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слезы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей.
Ведущий 2:
Сегодня праздник входит в каждый дом,
и радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днем!
С Днем нашей Славы!
Все:С Днем Победы»!
Песня «Победа» Выступают ученики 3-х и 4-х классов.
Аннотация
Методическая разработка «Война - печальней нету слова» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.
В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.
Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей старшеклассников - учащихся 10-11 классов.
Методическая разработка сопровождается презентацией.
Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.
Цели:
- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Оборудование:
- компьютер и видеопроектор;
- проекционный экран;
- презентация «Война - печальней нету слова»
Оформление аудитории (гостиная как форма внеклассного мероприятия предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим, аудитория рассчитана приблизительно на 50 зрителей).
- Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной;
- Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».
Участники и зрители мероприятия - учащихся 10-11 классов.
Сценарий
Вступительное слово руководителя: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной. Литературная гостиная существует у нас уже много лет. Меняются ее руководители, участники, постоянно обновляется репертуар. Но неизменно одно - среди ее участников всегда люди творческие, увлеченные, которые любят и ценят художественное слово, пробуют свои силы в стихосложении, читающие, поющие. Это учащиеся нашей школы.
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем одну из наших программ, посвященную поэзии Великой Отечественной войны.
Первый ведущий: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».
Второй ведущий: Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Третий ведущий: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Первый ведущий: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:
Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.
Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
Василий Иванович, газете нужны стихи.
Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Второй ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Слайды №№ 2,3 Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.
Третий ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.
Первый ведущий: Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.
Второй ведущий: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.
Третий ведущий : Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.
Чтец: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.
Слайд № 4
Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».
(Примечание: песня может быть исполнена участниками гостиной)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
Чтец : О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые».
Слайд № 5
Звучит названное стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Слайд № 6
Чтец: Семен Гудзенко после войны написал стихотворение, в котором была такая строка: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». За что получил в свой адрес большой поток критики. Его упрекали в безысходной тоске, печали, ноющей жалобе.
Семен Гудзенко был тяжело ранен в 1942 году и умер в 1953 в буквальном смысле слова «от старых ран», проведя во время войны и после нее много месяцев в госпиталях.
Звучит стихотворение Семена Гудзенко «Мое поколение».
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
Пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,
Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
Чтец: У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает свое сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет:
Увы, утешится жена,
И друга лучший друг забудет,
Но в мире есть душа одна-
Она до гроба помнить будет.
Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.
Слайды №№ 7, 8 (поочередно)
«Зинка»
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2. С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
3. Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.
Чтец: Сиротство и вдовство - это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».
Слайд № 9
Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»:
… Едва хватило силы
принять дрожащею рукой конверт...
И вдруг: "Дедуся, милый!"
"Ах!" и к его щеке щекой!
И закружилась с ним в обнимку:
"Он жив! Он жив!"
"Ну, дай-то Бог!"
Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,
Дивясь, что сумка легче стала...
Она ж, присев возле стола,
Сперва конверт к губам прижала
И лишь потом надорвала...
"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,
И в голубых её огромных
Предчувствием разлился страх,
И стал белей бумаги палец,
Следивший дрожко за строкой.
"Любимая, мы отступаем!
Уже все наши за рекой.
Здесь только мы, а мост не взорван!
А мост уже в руках врага!
И наш комбат сказал: "Позор нам!" и
"Добровольцы, два шага вперед!"
И мы, кто нас в живых осталось...
Мы разом все к нему!!!
"Что ж, браво...", бросил он устало,
И четверых по одному из строя вызвал.
Третьим с краю стал я...
И он, суров и прям,
сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."
В распоряженьи вашем час"
И вот, посуше выбрав место,
Я и пишу.. в последний раз.
Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,
ты должна понять,
Мне часа мало очень, чтоб все сказать
Мне жизнь нужна!!!
И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:
Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,
Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?
Ты выйдешь верность мне храня.
И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,
Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!
Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.
Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его
И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,
Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!
Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.
И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,
Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!
Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,
Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,
Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,
Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!
Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,
Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...
Любимая... и тишина... и снова
Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!
Но это слово услышишь ты уж без меня...
Первый ведущий: Война не вмещается в оду,
И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
Второй ведущий: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Для того, чтобы по-настоящему оценить общественное, литературное и духовно-нравственное значение этого явления, необходимо хотя бы в самых общих чертах вспомнить о том, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценки личной, особенно интимной, жизни человека.
Третий ведущий: Возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.
Слайды № № 10, 11
Чтец: На сегодняшний день для меня самыми близкими стихами военной поры являются стихи Константина Симонова из сборника «С тобой и без тебя». Я узнала об этом сборнике на уроке литературы, когда мы знакомились с лирикой Великой Отечественной войны. Стихи меня поразили. Поразили силой чувства, откровенностью, а еще тем, что такие интимные стихи были опубликованы в годы войны. Мне стало интересно, имеют ли они под собой фактический материал. И я обратилась к биографии Симонова, из которой узнала, что цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Остальные подробности их взаимоотношений в стихах.
Звучат стихи из сборника «С тобой и без тебя»:
Слайды №№ 12,13
Чтец: «»
Мне хочется назвать тебя женой
За то, что так другие не назвали,
Что в старый дом мой, сломанный войной,
Ты снова гостьей явишься едва ли.
За то, что я желал тебе и зла,
За то, что редко ты меня жалела,
За то, что, просьб не ждя моих, пришла
Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.
Мне хочется назвать тебя женой
Не для того, чтоб всем сказать об этом,
Не потому, что ты давно со мной,
По всем досужим сплетням и приметам.
Твоей я не тщеславлюсь красотой,
Ни громким именем, что ты носила,
С меня довольно нежной, тайной, той,
Что в дом ко мне неслышно приходила.
Сравнятся в славе смертью имена,
И красота, как станция, минует,
И, постарев, владелица одна
Себя к своим портретам приревнует.
Мне хочется назвать тебя женой
За то, что бесконечны дни разлуки,
Что слишком многим, кто сейчас со мной,
Должны глаза закрыть чужие руки.
За то, что ты правдивою была,
Любить мне не давала обещанья
И в первый раз, что любишь,— солгала
В последний час солдатского прощанья.
Кем стала ты? Моей или чужой?
Отсюда сердцем мне не дотянуться...
Прости, что я зову тебя женой
По праву тех, кто может не вернуться.
Чтец: «Далекому другу»
И этот год ты встретишь без меня,
Когда б понять ты до конца сумела,
Когда бы знала ты, как я люблю тебя,
Ко мне бы ты на крыльях долетела.
Отныне были б мы вдвоем везде,
И, отраженьем в ледяной воде
Твое лицо бы на меня смотрело.
Когда бы знала ты, как я тебя люблю.
Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,
Стояла тут, в землянке, где я сплю,
Одну себя пуская в сновиденья.
Когда б одною силою любви
Мог наши души поселить я рядом,
Твоей души сказать: приди, живи,
Незрима будь, будь недоступна взглядам.
Но ни на шаг не покидай меня,
Лишь мне понятным будь напоминаньем:
В костре - неясным трепетом огня,
В метели - снега голубым порханьем.
Незримая, смотри, как я пишу
Листки своих ночных нелепых писем,
Как я слова беспомощно ищу,
Как нестерпимо я от них зависим.
Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,
Свое ты редко здесь услышишь имя.
Но если я молчу - я о тебе молчу,
И воздух населен весь лицами твоими.
Они кругом меня, куда ни кинусь я,
Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.
Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,
Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.
Но ты и этот год встречаешь без меня...
Чтец: «На час запомнив имена…»
На час запомнив имена,—
Здесь память долгой не бывает,—
Мужчины говорят: «Война...» —
И наспех женщин обнимают.
Спасибо той, что так легко,
Не требуя, чтоб звали милой,
Другую, ту, что далеко,
Им торопливо заменила.
Она возлюбленных чужих
Здесь пожалела, как умела,
В недобрый час согрела их
Теплом неласкового тела.
А им, которым в бой пора
И до любви дожить едва ли,
Все легче помнить, что вчера
Хоть чьи-то руки обнимали.
Я не сужу их, так и знай.
На час, позволенный войною,
Необходим нехитрый рай
Для тех, кто послабей душою.
Пусть будет все не так, не то,
Но вспомнить в час последней муки
Пускай чужие, но зато
Вчерашние глаза и руки.
В другое время, может быть,
И я бы прожил час с чужою,
Но в эти дни не изменить
Тебе ни телом, ни душою.
Как раз от горя, от того,
Что вряд ли вновь тебя увижу,
В разлуке сердца своего
Я слабодушьем не унижу.
Случайной лаской не согрет,
До смерти не простясь с тобою,
Я милых губ печальный след
Навек оставлю за собою.
Чтец: Самым известным стихотворением из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Я думал над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.
Звучит стихотворение «Жди меня» К.Симонова.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Первый ведущий: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.
Чтец: Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны - выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».
Слайд № 14
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться -
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать их - напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
Слайд № 15
Второй ведущий: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей - 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.
Третий ведущий: В память о тех, кто не пришел с войны, звучит эта песня.
Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли».
Скачать разработку: