Методики изучения ощущений и восприятия в психологии. Измерение ощущений
Исследование мышечно-суставных ощущений
ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ
Исследование наблюдательности
Исследование восприятия времени
Исследование познавательного контроля при восприятии
ТЕМА 3. ПАМЯТЬ
Исследование объема кратковременной памяти
Исследование опосредованного запоминания
Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий
Исследование преобладающего типа запоминания
ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ
Исследование избирательности внимания
Исследование концентрации внимания
13. Исследование переключения внимания
Раздел II
ВЫСШИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОЦЕССЫ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ
Исследование влияние установки на способ решения задач
Исследование аналитичности мышления
Исследование рефлексивности мышления
ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ
Исследование продуктивности воображения
Исследование индивидуальных особенностей воображения
Исследование творческого воображения
ТЕМА 7. РЕЧЬ
Исследование ригидности речи
Исследование темпа устной речевой деятельности
22. Исследование эготизма
Раздел III
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 8. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Исследование настроений
Исследование тревожности
Исследование эмоциональной отзывчивости
ТЕМА 9. ВОЛЯ
Исследование субъективного контроля
Исследование настойчивости
28. Исследование импульсивности
Раздел IV
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ТЕМА 10. ТЕМПЕРАМЕНТ
Исследование силы нервной системы
Исследование типа темперамента
Исследование свойств темперамента
ТЕМА 11. ХАРАКТЕР
Исследование склонности к риску
Исследование волевой саморегуляции
Исследование характерологических тенденций
ТЕМА 12. СПОСОБНОСТИ
Исследование умственных способностей
Исследование коммуникативных и организаторских склонностей
ТЕМА 13. ЛИЧНОСТЬ
Исследование самооценки личности
Исследование уровня притязаний
Исследование эгоцентризма
Указатель литературы к методикам исследований
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов (сост.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов
Учеб. пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.
Аннотация
Практикум представляет собой банк методик, позволяющих осуществлять исследование развития психических процессов и свойств личности в юношеском возрасте. Практикум предназначен для студентов педагогических вузов, изучающих общую психологию. Он может быть использован учителями старших классов общеобразовательных школ, школьными психологами и всеми, интересующимися психологией.
ББК 74
П79
ISBN 5-87224-126-7
© Издательство "Институт практической психологии", 1996
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача практикума - углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в психологические психодиагностические исследования. Его целевое назначение - самосовершенствование и самовоспитание будущих учителей как профессионалов.
В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основных свойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.
I. Познавательные процессы.
II. Высшие познавательные процессы и процессы целеобразования.
III. Эмоционально-волевые процессы.
IV. Индивидуально-типологические особенности личности.
Каждый раздел предваряется кратким описанием основных психических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.
Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогический деятельности, - с другой, то особое внимание в нем отведено четкости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности:
a. предназначение методики и цель исследования;
b. материал и оборудование;
c. процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции;
d. обработка результатов;
e. анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованию результатов с целью самосовершенствования испытуемого.
Учебная работа студентов с методиками предполагает изучение теоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций, учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедурой исследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведению диагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить к проведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет о работе вместе с выводами и рекомендациями.
Так как предлагаемые практикумом методики имеют психодиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками. Эти требования таковы.
Специалисту - пользователю методики вменяется в обязанность:
A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.
B. Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.
C. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.
D. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.
E. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами.
F. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.
G. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.
Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, что основная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать о психологических качествах человека и применять знания в целях совершенствования личности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчет о проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировал процесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдением выполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогал решить возникшие проблемы психологической этики.
Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторять исследования через определенные промежутки времени.
РАЗДЕЛ I
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Важнейшей функцией психической деятельности является ориентировка. В той или иной степени ее выполняют и обеспечивают не только все психические процессы, но и свойства личности. Однако максимальная нагрузка при этом падает на познавательные процессы: ощущение, восприятие и непосредственно связанные с ними память и внимание.
Ощущения и восприятия относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедлива только при сравнении их с понятийным или гипотетико-теоретическим мышлением. Ощущения и восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражители, которые действуют в настоящий момент, а память – воспроизводит то, что было в прошлом опыте. И результаты и сами эти процессы могут у человека стать осознанными или же протекать бессознательно, но их неизменной функцией остается ориентировка в состоянии организма и сигнализация об отношениях человека с миром, на основе его отражения.
ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ
Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.
Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слухо-вые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.
При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.
Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.
Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в практикуме предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности является практика, активность, деятельность субъекта. Для исследования адекватных соответствующим органам чувств ощущений отобраны задания определения абсолютного порога зрительных ощущений, позволяющие испытуемому сориентироваться в состоянии работы собственных глаз, и измерения абсолютного порога мышечно-суставных ощущений.
Задание 1
Исследование роли ощущений
в познавательной деятельности человека
Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.
Процедура исследования
Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.
Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.
В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.
Инструкция испытуемому в первой серии: "Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".
Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.
Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою,
Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.
Инструкция испытуемому во второй серии: "Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".
Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.
Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке.
По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.
Обработка и анализ результатов
Цель обработки результатов – установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания "П1" и "П2".
Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: "булавка"), а потом дают словесный отчет о его свойствах.
Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.п.
Задание 2
Исследование зрительных ощущений
Цель исследования: определить величину абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и дать оценку остроты зрения.
Материал и оборудование: измерительная рулетка и 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта (диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв кольца 1.5 мм; важно, чтобы разрывы колец на плакатах были обращены в разные стороны).
Процедура исследования
Исследовательская группа состоит из экспериментатора испытуемого и протоколиста. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение, а ее длина – не менее 6,5 м.
В процессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем – третьего.
Инструкция испытуемому. "За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь".
В протоколе исследования должно быть зафиксировано самочувствие испытуемого, а также результаты трех попыток. Если результат варьирует в пределах больших, чем метр, то нужно провести еще одно измерение.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ
Экспериментально-психологические методы:
· методики для исследования простых и сложных сторон деятельности анализаторов (Е.Ф. Бажин);
· предметное восприятие - наборы предметов и их изображений, в т. ч. искажённые фоном, наложением линий, сюжетных картинок, фотографий знакомых;
· методика «Классификация предметов», таблицы Поппельрейтера (изображения, наложенные друг на друга) - для выявления зрительной агнозии;
· таблицы Равенна - для исследования зрительного восприятия: 60 таблиц, 5 серий по 12, цель - вставить в таблицы «нужный» фрагмент по аналогии с её структурой;
· таблицы М.Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон) - для исследования сенсорной возбудимости (у «органиков» ничего не получается). Сюда же можно отнести - счёт квадратиков на время, отдельное выделение из волнистых линий квадратиков, кружков и трёхугольников;
· тахистоскопический метод:
1) идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шёпот, свист. Используется для исследования слухового восприятия;
2) восприятие изображения на экране тахистоскопа (картин, предметов, букв, цифр) за доли секунды. Небольшое время затрудняет восприятие и позволяет выявить нарушения, которые не обнаруживаются при обычной экспозиции. Используется для исследования зрительного восприятия.
ВНИМАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, НАРУШЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека.
Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, при одновременном игнорировании другой. Различие произвольного и непроизвольного внимания в степени контроля внимания человеком. Результатом внимания является улучшение психического действия, на котором оно сосредотачивается. Внимание необходимо при восприятии, мышлении, осуществлении действия.
Виды внимания:
1. Непроизвольное внимание (является врождённым. Классический пример непроизвольного внимания у ребёнка - ориентировочный рефлекс. Из окружающей среды выделяется наиболее интенсивный (новый или биологически значимый) раздражитель, придающий поведению организованный характер. Например, предметный раздражитель (новая яркая игрушка)).
2. Произвольное (ориентировано на настоящее, обусловлено социальной и культурной средой. Оно формируется в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми, которые помимо предметного стимула, предъявляют ему речевые стимулы, связывая тем самым одно с другим. Произвольное внимание начинает формироваться к дошкольному возрасту . О его наличии говорится, если человек может ставить перед собой сознательные цели . Такое внимание является волевым, так как для сохранения объекта сосредоточения требуется усилие воли - поддержание определённой интенсивности сосредоточения внимания несмотря на посторонние действия. Особенность произвольного внимания - способность ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в виде сознательного ожидания вероятного события)).
3. послепроизвольное
Существует несколько форм внимания, соответствующих тем или иным психическим процессам:
-сенсорное (например, визуализация объекта при сборе грибов);
-двигательное (защитное напряжение пресса при ударе в живот);
-эмоциональное (взгляд родителей с тротуара при переходе ребёнком дороги);
-интеллектуальное (выбор книги по интересу в книжном магазине).
На процесс внимания влияют:
Темперамент (тип высшей нервной деятельности).
Навыки и умения в данной сфере.
Заинтересованность человека в деятельности, требующей сосредоточенности
Характерными особенностями внимания являются:
1. Избирательность (сосредоточенность, концентрация) - возможность концентрации внимания на определённой информации при игнорировании другой.
2. Объём - общая совокупность объектов (или количество информации), которые способны сохраняться в сфере внимания человека (одновременно). Средний объём внимания - 5-7 единиц информации;
3. Устойчивость - возможность длительное время концентрировать внимание и сохранять его интенсивность, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.
4. Переключаемость - возможность выполнять действия при смене целей или с учётом нескольких факторов при выполнении одной работы.
5. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности (важно в работе врачей и СМП скорой медпомощи). На распределение внимания влияет фактор утомления.
Исследование восприятия проводится:
1) клиническими методами;
2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:
1) исследования тактильной и болевой чувствительности;
2) исследование температурной чувствительности;
3) исследование расстройств органов слуха и зрения.
4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.
Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:
1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;
2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.
Также применяются следующие методики:
1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;
2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;
3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;
4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);
5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.
1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).
2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).
3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.
4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).
5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.
Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.
Определение и виды восприятия
Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.
Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.
Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.
Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.
1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).
2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).
3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).
4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).
Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:
1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;
2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;
3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;
Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):
1) зрительные;
2) слуховые;
3) вкусовые;
4) осязательные;
5) обонятельные.
Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.
Основные нарушения восприятия
К основным нарушениям восприятия относят:
1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:
1) физические;
2) физиологические;
3) психические.
2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.
Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:
1. Простые. К ним относятся:
а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;
б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.
2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.
3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:
1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).
5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).
6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.
Выделяют следующие виды агнозий:
1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:
а) предметную агнозию;
б) агнозию на цвета и шрифты;
в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).
2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;
3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.
Стресс. Кризис
Понятие стресса было введено канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.
Стресс может носить различный характер:
1) дистресс носит негативный характер;
2) эустресс носит позитивный и мобилизующий характер.
Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:
1. Специфическая – определенное заболевание со специфической симптоматикой.
2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).
Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:
1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуации организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);
2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повышается);
3) реакция истощения (если стрессор действует длительное время, силы организма постепенно истощаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).
Концепция кризисов зародилась и развивалась в США. Согласно этой концепции «риск возникновения психических расстройств достигает наивысшей точки и материализуется в определенной кризисной ситуации».
«Кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких»1 .
Выделяют следующие виды кризисов:
1) кризисы развития (например, поступление ребенка в детский сад, школу, вступление в брак, уход на пенсию и т. д.);
2) случайные кризисы (например, безработица, стихийное бедствие и т. д.);
3) типовые кризисы (например, смерть близкого человека, появление в семье ребенка и т. д.).
Фрустрация. Страх
«Фрустрация (англ. frustration – „расстройство, срыв планов, крушение“) – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».
Для состояния фрустрации характерны следующие признаки:
1) наличие мотива;
2) наличие потребности;
3) наличие цели;
4) наличие первоначального плана действия;
5) наличие сопротивления препятствию, которое является фрустрирующим (сопротивление может быть пассивным и активным, внешним и внутренним).
В ситуациях фрустрации человек ведет себя либо как инфантильная, или как зрелая личность. Инфантильная личность в случае фрустрации характеризуется неконструктивным поведением, которое выражает в агрессии или в уходе от разрешения сложной ситуации.
Зрелой личности, напротив, свойственно конструктивное поведение, которое проявляется в том, что человек усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель.
Наиболее частым симптомом нарушения эмоциональной сферы считается страх. Однако страхи могут являться адекватной мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до тех пор, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией.
Для оценки степени патологичности страхов используют следующие параметры.
1. Адекватность (обоснованность) – соответствие интенсивности страха степени реальной опасности, которая исходит из данной ситуации или от окружающих людей.
2. Интенсивность – степень дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного чувством страха.
3. Длительность – продолжительность страха по времени.
4. Степень контролируемости чувства страха человеком – способность преодолевать собственное чувство страха.
Фобия – это страх, который переживается часто, является навязчивым, плохо контролируется и в значительной степени нарушает деятельность и самочувствие человека.
Наиболее распространенными видами фобий являются:
1) агорафобия – боязнь открытых пространств;
2) клаустрофобия – страх закрытых помещений. Достаточно распространенным явлением являются социофобии – навязчивые страхи, которые связаны с опасением осуждения человека со стороны окружающих за какие-либо действия.
Нарушения волевой сферы
Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).
Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.
Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.
К расстройствам волевой деятельности относятся:
1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека;
2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов;
3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);
4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).
Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы:
1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений;
2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;
3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;
4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени. Особыми разновидностями нарушений воли являются следующие патологические симптомы:
1) симптом аутизма;
2) симптом автоматизмов.
Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими. У них формируется патологическая замкнутость, нелюдимость и отгороженность.
Автоматизмы – это самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.
1. Амбулаторный(встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после эпилептического припадка полностью забывает).
2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).
3. Ассоциативный.
4. Сенестопатический.
5. Кинестетический.
Последние три разновидности автоматизмов наблюдаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.
Задача исследования. Определение абсолютного ощущения и его особенностей у разных лиц.
Оборудование.
- 1. Кольца Ландольта (рис.№1) круглая таблетка, на белом фоне который на рисовано черное кольцо толщиной в 1,5 мм с внутренним диаметром 7,5 мм и с разрывом 1,5 мм. Кольцо укреплено на несколько большей, тоже белой квадратной основе (в центре), которая может быть повешена на стену.
- 2. Сантиметровая рулетка.
Порядок исследования. Проводится с несколькими лицами, в комнате, освещенной хорошо и обязательно одинакова для всех исследуемых. Последующие исследований должны отсутствовать при исследований предыдущих.
Инструкция исследуемому.
«Я повешу на доску эти таблетку с кругом, на котором есть разрыв. Теперь встеньте в конце комнаты, на расстояний, несколько большем 5 м и повернитесь спиной ко мне. Когда я дам команду «Начинайте!», повернитесь и медленно приближаясь к доске, старайтесь увидеть в полную сторану коьцо обращено разрывом. Как только увидите, остоновитесь, положите рукой направление разрыва и не трогайтесь с места. Поняли?... Начинайте!».
Учет результатов.
При наблюдений следует установить, спокойно или напряжено всматриваться исследуемый в обьект.
При опросе выяснить, когда он остановился: совершенно отчетливо увидев разрыв или только догадавшись количественные показатели получают измерением расстряния (в сантиметрах), с котрого исследуемый впервые правильно увидел направление разрыва, у всех исследуемых при каждом повторном эксперименте оно должно меняться. Эксперимент повторяется 5 раз.
Анализ результатов.
Метод позволяет оценить изменение порога зрительного ощущения у исследуемого в результате утомления и определить его различие у разных лиц. Чем больше расстояние, с которого исследуемый увидел направления разрыва, тем ниже его обсалютный порог зрительного ощущения и тем выше чувтсвительность.
Так как кожные ощущения - это наиболее широко представленный вид чувственности, мы проведем исследование тактильных ощущений.
Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта.
При проведении эмпирического исследования, главной целью являлось установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов. ощущение анализатор тактильный чувство
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.
Процедура исследования
Описание выборки
В исследовании приняли участие 10 студентов в возрасте 18-25 лет
Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.
Задача первой серии была: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемых, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.
В ходе выполнения первой серии исследования испытуемомым завязывали глаза и давали следующую инструкцию.
Инструкция испытуемому в первой серии:
"Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".
Далее последовательно предъявлись предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них - 10 секунд. После чего предмет убирался с руки, а в протоколе производилась запись словесного отчета испытуемого.
Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою.
Вторая серия исследований проводилась через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемомым завязывали глаза и перед предъявлением предметов набора предоставляли инструкцию.
Инструкция испытуемому во второй серии:
"Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".
Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.
По окончании двух серий исследования испытуемые дают самоотчет о том, каким образом они ориентировались в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.
Протокол исследования двух серий опытов представлен на одном общем бланке.(см в "приложении")
Обработка и анализ результатов.
Количество названных ощущений в первой и второй сериях считаться показателем распознавания "П1" и "П2".
Проводя анализ результатов, по группе студентов были сравнены величины показателей тактильного распознавания в первой (П1=0) и второй (П2=3) сериях и внимание было обращено на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. В первой серии испытуемый дает отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробовал его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемый сначала определил предмет, называя его (например: "булавка"), а потом давал словесный отчет о его свойствах.
В ходе исследования были получены следующие групповые результаты:
Количество названных ощущений в серии П1 составило - 0 %.
Количество названных ощущений в серии П2 составило - 100%.
Из данных результатов следует вывод, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют расширяют познавательные возможности индивида.