Методика «спск» — социально-психологическая самооценка коллектива (о. Немов)
Методика определения силы воли
Воля – это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении жизненных целей.
Волевая регуляция поведения человека развивается по нескольким направлениям: путем преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные, обретения человеком контроля над своими действиями и поведением и выработки эмоционально-волевых качеств. В результате волевой саморегуляции индивид ставит перед собой более перспективные цели и более трудные задачи, требующие значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.
За последнее время разработано несколько методик по определению у испытуемых уровней силы воли. Здесь приводится методика по определению силы воли в разработке Р. С. Немова.
Инструкция по проведению тестирования
Тест состоит из 20 суждений. На каждое из суждений предусмотрено несколько альтернативных ответов. Выберите на каждое из суждений наиболее подходящую с вашей точки зрения альтернативу. Данные вашего выбора запишите в Бланк для ответов (или на отдельном листке).
Тест-опросник
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих?
а) очень редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим?
3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего цените в людях?
а) настойчивость
б) широту мышления
в) умение показать себя
4. Имеете ли вы склонность к педантизму?
5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами?
6. Любите ли вы анализировать свои поступки?
7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:
а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом
б) стремитесь оставаться самим собой.
8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах?
9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит?
а) мечтатель
б) «рубаха-парень»
в) усерден в работе
г) пунктуален и аккуратен
д) любит философствовать
е) суетлив
10. При обсуждении того или иного вопроса вы:
а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и невысказывать свою точку зрения;
в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;
г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.
11. Какое чувство у вас вызывает неожиданный вызов к руководителю?
а) раздражение
б) тревогу
в) озабоченность
г) никакого чувства не вызывает
12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете ему тем же;
б) не обращаете на это внимания;
в) демонстративно оскорбляетесь;
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
13. Если вашу работу забраковали, то вы:
а) испытываете досаду;
б) испытываете чувство стыда.
в) гневаетесь;
14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь?
а) самого себя;
б) судьбу, невезение.
в) объективные обстоятельства;
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооценивают ваши способности и знания? а) да б) нет
16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них;
в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;
г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
17. Если вы очень спешите и вдруг не находите свою вещь на привычном месте, куда вы ее обычно кладете, то:
а) будете молча продолжать ее поиск;
б) уйдете, оставив нужную вещь дома.
18. Что скорее всего выведет вас из равновесия?
а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому вам необходимо срочно попасть;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.
19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?
20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники вы предпочтете:
а) исполнительного, но безынициативного человека;
б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;
в) человека одаренного, но с ленцой.
Оценка результатов тестирования
В таблице, помещенной ниже, указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ
Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.
При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.
При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Есть, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.
При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникает сомнение в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМетодика определения кратковременной памяти Применяется для обследования лиц любого возраста. Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.Описание. Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из
Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев АнатолийМетодика определения склонности к фрустрации Используется для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление склонности к фрустрации.Инструкция. Отвечайте «да» или «нет», ознакомившись с нижеследующими утверждениями:1. Завидуете благополучию некоторых своих
Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила ВалентиновнаМетодика определения психологической характеристики темперамента Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств темперамента.Описание. Методика позволяет диагностировать следующие полярные свойства темперамента: экстраверсию и
Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей ЮрьевичМетодика определения общих способностей Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня общих умственных способностей.Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.Описание. Тестирование проводится в парах,
Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автораМетодика определения агрессивности Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. На следующих страницах вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведения и установках. На них можно ответить либо «верно», либо «неверно». Не
Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений АлександровичМетодика определения свойств личности Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения,
Из книги Психология воли автора Ильин Евгений ПавловичМетодика определения доминирующего состояния Применяется для обследования взрослых. Цель: определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным
Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторовМетодика определения локализации контроля Локализация контроля или, иначе, локус контроля – это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и
Из книги Первая психологическая помощь автора Винч ГайМетодика определения творческого потенциала (по Л.Э. Уортмену) Автор, специалист в области «организационного поведения», предлагает опросник, позволяющий человеку оценить свои творческие возможности. На каждое из 50 утверждений нужно дать один из 5 ответов:А –
Из книги автораУ вас нет силы воли? «У меня совсем нет силы воли, я не рожден для борьбы», - мне часто приходится сталкиваться с такими оправданиями легкого отказа от всего, что нельзя осуществить быстро и просто. Давайте же поговорим о силе воли и о том, насколько она необходима нам для
Из книги автораТест №12. Развитость силы воли
Из книги автораТест № 12 Развитость силы воли КлючI. Вы слабовольны. Чаще вы способны делать лишь то, что легче или интереснее, даже если это может вам навредить. Любую просьбу, любую обязанность воспринимаете почти как физическую боль. Возможно, дело не только в вашей слабой воле, но
Из книги автораГлава 12. Развитие силы воли Развитию силы воли особенное значение придают старшие подростки. По данным В. К. Кузьменкова , 72 % старшеклассников стремились упражняться в развитии у себя силы воли, причем, как это ни странно, девушки - чаще, чем юноши (соответственно 86 % и
Из книги автораТест «Самооценка силы воли» Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе
Из книги автораОтветственность против силы воли Как свидетельствует общество анонимных алкоголиков, в прекращении пьянства сила воли почти бесполезна. В обществе анонимных алкоголиков первым и, вероятно, самым важным шагом является осознание того, что «мы бессильны перед алкоголем».
Из книги автораУпражнение на развитие силы воли Используйте свою недоминантную руку для как можно большего числа задач в течение дня, с 8 утра до 6 вечера, на протяжении четырех-восьми недель (чем дольше, тем лучше). При необходимости скорректируйте это время (если вы работаете в ночную
Инструкция:
Варианты ответов: «все» - 6 баллов; «почти все» - 5 баллов; «большинство» - 4 балла; «половина» - 3 балла; «меньшинство» - 2 балла; «почти никто» - 1 балл; «никто» - 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
Суждения |
Оценка |
|
Свои слова подтверждают делом | ||
Осуждают проявления индивидуализма | ||
Имеют сходные убеждения | ||
Радуются успехам друг друга | ||
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений | ||
Умело взаимодействуют друг с другом | ||
Знают задачи, стоящие перед коллективом | ||
Требовательны друг к другу | ||
Все вопросы решают сообща | ||
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом | ||
Доверяют друг другу | ||
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений | ||
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой | ||
Знают итоги работы коллектива | ||
Никогда и ни в чем не ошибаются | ||
Объективно оценивают свои успехи и неудачи | ||
Личные интересы подчиняют интересам коллектива | ||
Одному и тому же посвящают свой досуг | ||
Защищают друг друга | ||
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений | ||
Взаимно дополняют друг друга в работе | ||
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива | ||
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей | ||
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива | ||
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей | ||
Помогают друг другу | ||
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования | ||
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе | ||
Знают правила поведения в коллективе | ||
Никогда и ни в чем не сомневаются | ||
Не бросают начатое дело на полпути | ||
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения | ||
Одинаково оценивают интересы коллектива | ||
Искренне огорчаются при неудачах коллег | ||
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений | ||
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач | ||
Хорошо знают свои обязанности | ||
Сознательно подчиняются дисциплине | ||
Верят в свой коллектив | ||
Одинаково оценивают неудачи коллектива | ||
Тактично ведут себя в отношении друг друга | ||
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений | ||
Быстро находят между собой общий язык | ||
Хорошо знают приемы и методы совместной работы | ||
Всегда и во всем правы | ||
Общественные интересы ставят выше личных | ||
Поддерживают полезные для коллектива начинания | ||
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности | ||
Доброжелательно относятся друг к другу | ||
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений | ||
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется | ||
Хорошо знают работу товарищей по коллективу | ||
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы | ||
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции | ||
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности | ||
Уважают друг друга | ||
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов | ||
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости | ||
Знают черты характера друг друга | ||
Все умеют делать | ||
Ответственно выполняют любую работу | ||
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив | ||
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений | ||
Поддерживают друг друга в трудные минуты | ||
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений | ||
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях | ||
Хорошо знают привычки и склонности друг друга | ||
Активно участвуют в общественной работе | ||
Постоянно заботятся об успехах коллектива | ||
Одинаково оценивают справедливость наказаний | ||
Взаимно относятся друг к другу | ||
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений | ||
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех | ||
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
Обработка результатов:
Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности - вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
Показатель |
Вопросы |
|
Стремление к сохранению целостности группы |
2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
|
Сплоченность (единство отношений) |
3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
|
Контактность (личные взаимоотношения) |
4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
|
Открытость |
4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
|
Организованность |
4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
|
Информированность |
4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
|
Ответственность |
4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
1Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 56.
2Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 93.
3Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2009.– С. 19.
4Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.38.
5Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – С. 67.
6Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 53.
7Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.58.
8Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 67.
9Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.59.
10Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 114.
11Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 115.
12Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 123.
13Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 129.
14Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 126.
15Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012. – С. 54.
16Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 163.
17Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 166.
18Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 78.
19Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 34.
20 Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.
21Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.81.
22Аксенов С.Л. Менеджмент персонала. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 2008. – С. 144.
23Рязанов В.А. Основы Теории управления: курс лекций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – С. 31.
24Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом // Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. – С. 113.
25Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – С. 49.
26Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 156.
27Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 89.
28 Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.
29Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 159.
30Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 164.
Общее представление о психодиагностике 7
Из истории психодиагностики 14
Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования 26
Общая характеристика методов психодиагностики 26
Методы психодиагностики, их классификация 33
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям 42
Тесты и тестирование 47
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста 56
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста 57
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников 62
Методы диагностики восприятия 65
Методы диагностики внимания 73
Методы диагностики воображения 83
Методы диагностики памяти 88
Методы диагностики мышления 96
Методы диагностики речи 116
Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников 123
Методы изучения межличностных отношений 144
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников 148
Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника 149
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников 156
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 157
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов 164
Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу 173
Методы диагностики памяти 179
Методы изучения воображения 193
Методы психодиагностики мышления младшего школьника 198
Методы оценки уровня развития речи у младших школьников 216
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников 223
Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста 259
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей 270
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста 270
Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте 277
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников 281
Методы диагностики личности 321
Методы изучения межличностных отношений 380
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 411
Психология и психодиагностика взрослых 412
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей 417
Методы изучения личности взрослого человека 452
Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем 479
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей 502
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология 528
Понятие об экспериментальной педагогической психологии 529
Проблемы экспериментальной педагогической психологии 531
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии 534
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований 539
Типология научных психолого-педагогических исследований 539
Психолого-педагогический эксперимент 543
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте 553
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов 558
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента 559
Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента 566
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента 586
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Проведение эксперимента 600
Анализ результатов эксперимента 601
Практические рекомендации и программа их внедрения 605
Словарь основных терминов 613
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, представленных в двух книгах фундаментального учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений1. Вместе с тем она является самостоятельным изданием, которое может использоваться как новый учебник независимо от этих книг. Он вводит в программу университетской психолого-педагогической подготовки студентов две дисциплины: «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».
Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения - бакалавриата (для этого предназначены программы по общим основам психологии и психологии образования) ко второй ступени обучения - магистратуре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завершившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы психодиагностики и экспериментальной психологии, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским образованием.
Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и проводить прикладные психолого-педагогические исследования, выступать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.
Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики». Эти самостоятельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психологии образования.
" Немое Р.С.
Психология: Кн. I. Общиеосновы психологии. М.: «ВЛАДОС», 1998; Немое Р.С.
Психология: Кн. II. Психология образования. М.: «ВЛАДОС», 1998.
ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
Экспериментальная психология как наука получила признание во второй половине XIX в. В противоположность умозрительной теоретической психологии она занималась эмпирическими исследованиями различных психологических проблем. Однако ее задача ограничивалась только представлением этих результатов. Как учебная дисциплина экспериментальная психология в данной книге понимается гораздо шире. Это система знаний и умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы стать хорошим экспериментатором.
Аналогичное можно сказать и о курсе «Психологическая диагностика». Его изложение здесь не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди. Психологические методы для взрослых людей включены в содержание учебника потому, что сферой образования охватываются не только дети, но и взрослые люди, а педагог-экспериментатор может проводить свои исследования не только на детях, но также на студентах, учителях и родителях.
Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых публикуются впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений.
Психодиагностические методики, предназначенные для детей, автор стандартизировал, а также сделал преемственными из возраста в возраст. Однако второе имеет свою негативную сторону. Преемственность требует повторного описания одних и тех же методик при переходе от одной возрастной группы к другой. Чтобы избежать этого в тех случаях, когда рекомендуемая методика уже была ранее подробно описана применительно к другому возрасту, на нее в тексте просто дается ссылка.
Комплексы психодиагностических методик подобраны в соответствии с теоретическим материалом, включенным в первые две книги: «Общие основы психологии» и «Психология образования». Знакомство студентов с методиками заменяет традиционный психологический практикум. В данном случае он не рас-
4
Творен в теоретическом материале, как это было в старых программах, а интегрирован и вынесен отдельно для того, чтобы студенты могли практически и квалифицированно овладеть этими методиками.
Данные методики используются в практике работы психологической службы системы образования, поэтому книга окажется весьма полезной и для практических психологов. В ней впервые столь подробно представлена система стандартизированных, проверенных и распределенных по всем возрастам комплексов психодиагностических методик, охватывающих основные психологические процессы, свойства, состояния и отношения человека, которые практическим психологам приходится изучать. С помощью представленных в книге методик можно определить уровень психологического развития людей любого возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая вполне взрослым.
Учебная книга обеспечена методическим аппаратом, который аналогичен аппарату, имеющемуся в двух предыдущих книгах. Он включает в себя контрольные вопросы к каждой главе, подобранные и сформулированные таким образом, чтобы обратить внимание на наиболее существенные моменты изучаемого материала. Эти контрольные вопросы могут быть использованы для обсуждения курсовых тем на семинарских занятиях, для составления экзаменационных билетов, вопросов к зачетам и самоконтроля знаний студентов.
Помимо контрольных вопросов, каждая глава книги обеспечена минимальным списком дополнительной литературы по теме. Как и в двух предыдущих книгах, этот список имеет краткие предметные указатели для облегчения поиска необходимого материала.
В первой части книги, содержащей описание психодиагностических методик, имеются практические задания по их применению.
В конце книги помещен словарь основных психологических терминов, которые встречаются и на страницах этого учебного текста и в дополнительной литературе, рекомендуемой для самостоятельного чтения по отдельным темам и главам.
Немов Р.С.
Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
ISBN 5-691-00112-4.
Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.
ББК 88
© Немов Р.С, 1997
© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
© Художественное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ISBN5-691-00112-4
Исследование проблем восприятия имеет большое значение для практической психологии, в том числе в работе с дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ежедневно сталкивается с необходимостью усваивать потоки разнообразной информации, адаптируясь к миру. Именно на этой стадии важно выявить, какие возможные проблемы восприятия могут помешать развитию. В этом психологу поможет методика Р. С. Немова, где малыш на скорость будет искать предметы, спрятанные в рисунках-путаницах, цель которой - диагностировать проблемы интеллекта, чтобы затем провести их коррекцию в индивидуальной работе.
В чём цель методики
Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов - признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.
Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста - проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами .
Тест предназначен для детей пяти-шести лет.
Организация исследования: доброжелательность и доверие
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.
Немов Р. С.
Психология. Психодиагностика. кн.3
Тестирование выполняется индивидуально. Испытуемый отвечает на вопросы устно. Задача специалиста, проводящего исследование, зафиксировать, какое время его подопечный затратил на ответ. При этом важно, чтобы ребёнок во время тестирования был спокоен, настроен на взаимодействие с психологом и доверял ему . Нервозность, страх, неуверенность повлияют на результат тестирования не лучшим образом и сведут на нет его объективность.
Перед началом теста следует наладить психологический контакт с ребёнком, заинтересовать его предстоящей работой . На помощь придёт увлекательная история, например, о детях, которые просили отца привезти им подарки из путешествия и нарисовали эти предметы. Но, поскольку на бумаге места было немного, их рисунки наложились один на другой.
Возможна определённая вариативность или даже совсем другая версия причин этого условного «перемешивания» предметов.
После того как психологический контакт установлен, взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с рисунками и предлагает назвать, что именно на них изображено.
Количество предметов и порядок проведения теста
Естественно, на исполнение тестирования накладывается определённый личностный фактор. Психолог регулирует поведение дошкольника, организовывая взаимодействие с ним наиболее комфортным образом.
Иногда ребёнок торопится и не может найти все те предметы, что вложены внутрь маскирующего предмета на первой карточке, переходит к следующей. Тогда взрослый останавливает его и предлагает снова поработать с прежней картинкой.
В такой ситуации заранее обозначенная «история» служит дополнительным моральным стимулом - например, если малыш не назовёт все предметы, кто-то из детей останется без подарка.
Общее число предметов, «спрятанных» на трёх рисунках, составляет 14 . И чем быстрее ребёнок их найдёт, тем лучше.
Взрослый, проводящий психодиагностику, контролирует время, которое тестируемый затратил на ответ, с помощью секундомера. От того, как быстро получен полный ответ, зависит заключение о том, насколько высок уровень восприятия конкретного ребёнка.
Рисунки для тестирования: вариант автора
В третьей главе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» своей книги «Психология» Р. С. Немов приводит образцы рисунков с наложенными друг на друга контурами предметов. Другие рисунки в тесте не применяются.
Подведение итогов по нахождению спрятанных в рисунках предметов
При подведении итогов тестирования оценка производится в баллах исходя из результатов, показанных дошкольником. Результаты теста дают основание проводить коррекцию зрительного внимания, развитие сосредоточенности и быстроты реакции малыша, но они ни в коем случае не должны служить поводом для тревоги или скоропалительных выводов об умственных способностях дошкольника.
Баллы и уровни
- 10 баллов - малыш называет 14 искомых предметов, контуры которых присутствуют на всех трёх рисунках, меньше чем 20 сек.
- 8–9 баллов - названы предметы за время от 21 до 30 сек.
- 6–7 баллов - найдено и названо искомое за время от 31 до 40 сек.
- 4–5 баллов - испытуемый исполнил требуемое за период от 41 до 50 сек.
- 2–3 балла - дошкольник смог справиться с задачей за промежуток времени от 51 до 60 сек.
- 0–1 балл - ребёнку так и не удалось выполнить указанное задание.
Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:
- 10 баллов - очень высокий;
- 8–9 баллов - высокий;
- 4–7 баллов - средний;
- 2–3 балла - низкий;
- 0–1 балл - очень низкий.
Какая коррекционная работа проводится после
Если ребёнок набрал от 4 до 8 баллов, с ним имеет смысл провести ряд занятий с целью развития его умения концентрировать своё внимание и активизации образного восприятия, такие, как чтение вслух, рассматривание и обсуждение иллюстраций к любимому произведению, беседы о прочитанном, придумывание рассказа по рисунку и т. д.
Если результаты диагностики ниже 4 баллов, стоит обратить внимание на способность малыша концентрироваться и выделять главное из увиденного.
Тут на помощь придут упражнения на развитие памяти и внимания («Чего не стало?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?»).
Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырёх - шести лет справляются с тестом на пять-семь баллов и выше. Беспокоиться следует в том случае, если дети по результатам не одного, а пяти и более тестов дают устойчивый нулевой результат. Если малыш отказывается от исследования, предложенного в форме игры, это служит сигналом проблем в коммуникативной сфере.
В то же время сам по себе подобный тест вовсе не универсален, и неудача в выполнении задания не свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы с восприятием. Стоит повторить попытку при других обстоятельствах, когда он настроен на игру-тестирование и при отсутствии психотравмирующих факторов.
Важно учитывать возраст
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.
При этом, если в итоге тестирования по Немову аналогичные 2–3 балла получит ребёнок трёх–четырёх лет, нельзя заявить, что у него низкий уровень развития. Он будет выглядеть таковым лишь в сравнении с детьми пяти-шести лет и уровень этого ребёнка может считаться средним.
Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.
В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».
В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».
В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник - яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.
Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.
Методика предназначена для оценки способности к лидерству. Испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по результативности ответов делается вывод, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. По каждому вопросу возможны ответы либо «а», либо «б».
Текст опросника
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да, б) нет
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да, б) нет
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да, б) нет
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да, б) нет
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да, б) нет
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да, б) нет
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да, б) нет
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да, б) нет
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да, б) нет
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да, б) нет
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да, б) нет
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да, б) нет
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да, б) нет
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да, б) нет
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да, б) нет
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. С каким из этих двух мнений вы согласны:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми;
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да, б) нет
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да, б) нет
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да, б) нет
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да, б) нет
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да, б) нет
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да, б) нет
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да, б) нет
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да, б) нет
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный;
б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да, б) нет
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу;
б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да, б) нет
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да, б) нет
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен;
б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
а) да, б) нет
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да, б) нет
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да, б) нет
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да, б) нет
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да, б) нет
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да, б) нет
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да, б) нет
47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную;
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да, б) нет
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да, б) нет.
Обработка результатов . В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл.
Ключ
: ответы «а» в вопросах 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 15, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 34, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 48;
ответы «б» в вопросах 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 33, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50.
Если сумма баллов оказалась до 25, то качество лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 36 до 40, то качества лидера выражены сильно.
Если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.