Основные понятия психодиагностики и их содержание. Профилактическая работа психолога в школе
Психодиагностика
(от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности . Начавшись с попыток «охватить числом операции ума » (Ф. Гальтон ) и с применения тестов интеллекта , П. для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности , к-рые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников . Вместе с тем на развитии П. сказывалось отставание теоретического уровня осмысления явлений от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного и факторного анализа , использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффективность П. Одной из первостепенных задач П. является преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования.
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Психодиагностика
Постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.
1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.
Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (см. ).
Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно - как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:
1 ) в широком смысле - сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;
2 ) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:
1 ) сбор данных;
2 ) переработка и интерпретация данных;
3 ) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.
Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники.
2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:
1 ) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;
2 ) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;
3 ) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;
4 ) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.
Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.
Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, - то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.
От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.
Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.
Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:
1 ) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы - с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;
2 ) при количественном Сравнении с группой - с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.
Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических - соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Психодиагностика Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание.
Категория.Процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества.
Специфика.Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.
История.Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г.Юнг, Г.Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.
Виды.К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы ( , темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики ( , ).
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
ПСИХОДИАГНОСТИКА
(англ. psychodiagnostics ; от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Син. . Объектом П. могут выступать навыки , умения , общие и специальные , , , мотивы , , интересы , черты личности и др.
П. как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологической основой П. выступает , в т. ч. дифференциальная - наука об измерении индивидуально-психологических различий . Психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик - тестов - и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности - внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании (см. ); валидности - отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен (см. ); достоверности - защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени - к объективным тестам и личностным опросникам (см. ); в наименьшей степени - к проективным техникам (см. , ).
Предыстория П. как практики прослеживается с III тыс. до н. э., к этому периоду относятся сведения о существовании в ряде стран Древнего Востока систем конкурсных испытаний для детей, претендующих на гос. должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости. Однако собственно история П. как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных особенностей берет нач. лишь с конца XIX в. Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия , памяти и др. были разработаны в 1884-1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на П. отдельных элементарных психологических функций. След. этап развития П. приходится на нач. XX в. и связан прежде всего с именем А . Бине , положившим нач. разработке методов П. умственного развития (и умственной отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В . Штерном был предложен (IQ) как интегральная характеристика уровня интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, П. интеллекта получили широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники - методики П. глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных ассоциаций К . Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже - в 1940-60-е гг. - наступает период расцвета личностных опросников , первые образцы которых были созданы в 1920-е гг.
В нашей стране, начиная с работ Г. И. Россолимо (1910-е гг.), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов П. интеллектуального развития, распространение которых приняло в 1920-х - нач. 1930-х гг. массовый и неконтролируемый характер (против чего выступали многие психологи, в т. ч. Л . С . Выготский и П . П . Блонский . - Ред .). Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области П. (см. ), а также ее практического применения (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936). Возвращение П. в сов. психологию произошло лишь в 1960-70-х гг.
П. как прикладная отрасль психологии включает в себя помимо методического обеспечения умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях (ситуация клиента, экспертизы и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту обратной связи о результатах; профессионально-этические стандарты и требования к диагносту (профессиональная компетентность и ответственность психодиагноста, и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам, соблюдение принципа благополучия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования, принцип психокоррекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям). (Д. А. Леонтьев.)
- сущ., кол во синонимов: 1 диагностика (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимовПСИХОДИАГНОСТИКА - (от греч. psyche душа и diagnostikos распознавание) англ. psychodiagnostics; нем. Psychodiagnostik. Область психологии, разрабатывающая методы и методики выявления и измерения индивидуальных особенностей психики индивида, возможных отклонений,… … Энциклопедия социологии
Психодиагностика - область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. EdwART. Словарь… … Словарь черезвычайных ситуаций
Психодиагностика - проведение обследования с применением стандартизированных психологических методик...
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Конспект лекций
Тема 1. Психодиагностика как наука
1. Предмет и структура психодиагностики.
2. Истоки психодиагностики.
3. Понятие диагноза и сферы применения данных психодиагностики.
Понятие «психодиагностика» происходит от двух греческих понятий – «псюхе» - душа и «диагнозис» - способный распознавать. Это область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Теоретическая психодиагностика занимается разработкой общей теории психологического измерения. Она бывает, в свою очередь, общей и частной. Общая связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями и ищет способы измерения психологических свойств, например, психических процессов, личностных свойств. Частная связана с отдельными прикладными областями: возрастной, медицинской, юридической, консультативной и т.д. Её целями являются выявление качеств, необходимых или мешающих человеку в этих областях, а также свойств, объясняющих поведение человека в этих областях.
Практическая психодиагностика занимается разработкой теорий и методик измерения свойств и поведения личности, а также методик оценивания.
В настоящее время под психодиагностикой часто понимают только применение различного рода тестов, хотя это неверно. Психодиагностика включает в себя и построение психологического исследования, и отбор соответствующих методов и методик, и статистическую обработку результатов.
Понятие психодиагностики появилось в 1921 году и принадлежит Роршаху, назвавшему так метод исследования личности на основе своего теста. На самом деле истоки психодиагностики уходят своими корнями еще в 19 в, когда врачи Эскироль и Сеген занимались классификацией видов умственной отсталости и обучением умственно отсталых детей. Они пытались разработать методы, позволяющие дифференцировать умственно отсталых от душевнобольных.
В это же время возникла и экспериментальная психология, где также разрабатывались различные тесты. Основная задача заключалась в описании целостного поведения, любые индивидуальные различия людей, обнаруженные в тестировании, считались погрешностью измерения. Сюда относятся работы В.Вундта по изучению ощущений, Г.Эббингауза по изучению памяти, Р.Кеттела по изучению внимания. Результатом этих работ стало возникновение тестологии.
Термин «тест» ввел в психологию Кеттел, который считал, что с их помощью психология станет объективной наукой. Тесты он предлагал стандартизировать, т.е. сделать так, чтобы условия их проведения были одинаковыми. Направлены они были на регистрацию индивидуальных различий, оценку их по некоторому критерию при сохранении условий.
В начале ХХ в А.Бине получил заказ Министерства Образования Франции разработать тест, позволяющий диагностировать умственное развитие детей. Вместе с Т.Симоном в 1905 г они создали первую шкалу. Они стремились изъять все задания, требующие специального обучения, т.к. считали развитие интеллекта биологическим процессом. Вторая шкала была создана в 1908 г, в ней был расширен возрастной диапазон – до 13 лет, увеличено количество задач и введено понятие умственного возраста. Детям до 6 лет давалось 4 задания, старше 6 лет – 6 заданий.
Умственный возраст определялся через количество решенных задач. Если ребенок решал все задачи своего возраста – он соответствовал возрастной норме; если еще решал задачи более старшего возраста – опережал свое развитие; если не справлялся с задачами для своего возраста – ставился диагноз умственной отсталости.
В 1916 г Л.Термен переработал тест Бине, введя понятия коэффициента интеллекта (IQ) и статистической нормы. Тест был рассчитан на детей от 2,5 до 18 лет, задания были разной трудности и сгруппированы по возрастам. С тех пор этот тест дополнялся, модифицировался, а понятие IQ прочно вошло не только в психологию, но и в жизнь в целом. С этого момента тестирование стало групповым, т.е. тесты предлагались не отдельному человеку, а одновременно группе людей, что расширяло возможности тестирования и сокращало время на сбор данных.
Следующим этапом развития психодиагностики стало разработка тестов специальных способностей и достижений для профотбора. Тесты способностей оцениваются методом факторного анализа. Если из методики в методику переходит некий фактор, его можно считать стабильным для личности. Эти факторы выявляются в исследованиях, а затем конструируются тесты, направленные на их диагностику. Они являются базовыми для характеристики личности, но сейчас их уже 120, что вызывает сомнение в данном подходе к диагностике.
Тесты достижений применяются для определения уровня обученности и применяются в школе, на выпускных экзаменах для проверки базовых знаний.
В отечественной психологии экспериментальные исследования проводились под знаком материалистических идей. У истоков находились И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Их взгляды оказали влияние на В.М.Бехтерева, который создал рефлексологию (направление психологии), старался связать психические процессы с нервными, мозгом, создал психоневрологический институт. В то же время, будучи физиологом, он относился к психологическим явлениям как к эпифеноменам, побочным продуктам мозга.
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. Аналогичные лаборатории за 10 лет открылись почти при всех университетах. Везде работали врачи и студенты – медики. Исключение составила психологическая лаборатория при Новороссийском университете (в Одессе), которая была создана на историко-филологическом факультете Н.Н.Ланге.
Центральная проблема того времени – зависимость психики и мозга от внешнего мира и диагностика психических и нервных заболеваний. Также измерялись психические процессы (восприятие, память, внимание).
Но первые работы по тестированию, диагностике психологических особенностей человека появились лишь в 20 в и связаны с именем Г.И.Россолимо (1909). Его цель была найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По сути это была система тестов для измерения умственной одаренности. Россолимо назвал её методикой индивидуального психологического профиля. Она определяла одиннадцать психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на десять произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного (первичного) ума, который считался устойчивым, в отличие от вторичного ума, который развивается. Психические процессы, измеряемые здесь, сводились к трем группам: внимание и воля; точность и прочность восприятия; ассоциативная деятельность. Вычерчивался профиль личности, который демонстрировал соотношение этих процессов. Отличительная особенность этого метода – независимость от возраста. К тому же он оказался надежным критерием диагностики умственной отсталости.
В это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию, где пытался создать классификацию характеров. Также он ввел в психологию естественный эксперимент, в процессе которого можно наблюдать за личностью в целом.
В 1928 г А.П.Болтунов создал тест «Измерительная шкала ума». За основу он взял шкалу Бине – Симона, но значительно модифицировал задания, ввел новые, предложил другую инструкцию, определил время выполнения заданий, разработал показатели возрастных ступеней. Кроме того, тест Болтунова позволял работать с группой. Но при этом основной упор, как в тестировании вообще, делался на формализацию проведения и обработки результатов в ущерб содержанию.
Особое место занимают работы М.Р.Сыркина, который изучал проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Он доказал, что эта зависимость имеет линейный и весьма устойчивый характер.
Затем развитие психодиагностики шло в рамках психологии труда и психотехники. Её данные находили применение в народном хозяйстве. Создавались психотехнические лаборатории, готовились кадры, проводились конференции. Однако в 1936 г после знаменитого Постановления о запрещении педологии были запрещены и тесты, работы были свернуты, а психодиагностика прекратила свое существование до конца 60-х гг.
В конце 60-хгг в научных кругах возродился интерес к психодиагностике, начались научные дискуссии о месте психодиагностики в системе психологических наук, о её принципах и методах. Постепенно на место дискуссий приходит взвешенный анализ и разработка конкретных психодиагностических методов. Сейчас большинство исследователей приходят к выводу, что измерение, изучение индивидуальных особенностей недостаточно, необходимо еще и знание ситуации, её анализ, влияние на проявление индивидуальных особенностей. Появляются новые методики, а с 90-х гг идет интенсивное развитие психодиагностики и её внедрение в научные исследования и в практику.
Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.
1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные соотносятся с каким-либо критерием или нормой.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси континуума по выраженности тех или иных качеств.
Области практического использования результатов психодиагностики:
а) оптимизация процессов обучения и воспитания;
б) профотбор, профобучение, профориентация;
в) клинико-консультационная и психотерапевтическая работа;
г) судебная практика, седебно-медицинская экспертиза, дефктология;
д) решение широкого круга практических проблем, средство фундаментальных исследований, например, в дифференциальной психологии для исследования природы, характера и степени индивидуальных различий, структуры психологических черт; измерения групповых различий и выявления биологических и культурных факторов; в возрастной психологии для определения возрастных изменений; в психологии личности для описания структуры личности и т.д.
Поскольку в основе психодиагностики лежит применение тестов, в современной зарубежной литературе понятие психодиагностики используется:
Как синоним психологического тестирования;
Как получение данных о личности с помощью проективных методик, а также их разработка;
Как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов. В данном случае исходят из понятия «диагноз».
В массовом сознании психодиагностика также понимается как постановка диагноза и тестирование, а вслед за ней и всю психологию часто сводят к тестам.
Сегодня большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознавания индивидуальных психологических свойств человека . При этом следует помнить, что психодиагностика имеет дело не только с тестами , но и с качественными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная, обслуживающая дисциплина, а полноправная наука, которая изучает природу индивидуальных отличий. Учитывая разные трактовки понятия "психодиагностика", предлагается ее следующее определение (Л.Бурлачук, 2002):
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.
За период развития психодиагностики в ней сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть определены как области общей психодиагностики . Первыми проявили интерес к методикам исследования личности и интеллекта образование и медицина, что и обусловило появление соответствующих областей психодиагностики - образовательную и клиническую . Кроме названных областей психодиагностики, необходимо отметить профессиональную психодиагностику , без которой невозможны профориентация и профотбор.
Диагностика (от греческого "диа" и "гнозис") буквально понимается как "познание, которые различает". Термин "диагностика" сегодня активно используется не только в психологии, но и педагогике, медицине и других областях науки.
Согласно современному общенаучному представлению под термином "диагностика " понимают распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации ее существенных параметров и дальнейшего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза ее поведения и принятия решения о необходимых влияниях на это поведение в желательном направлении .
В этом контексте психодиагностику следует считать важным средством обеспечения так называемой "обратной связи " - средством информационного обеспечения любого влияния , т.е. любое влияние должно начинаться со сбора психодиагностической информации и завершаться повторным диагностическим обследованием.
Диагностические признаки - это отдельные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории . Признаки можно непосредственно наблюдать (например: определенные поведенческие проявления, коммуникативные привычки и т.п.).
Диагностические категории – это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которым выносится единый диагноз - диагностическое заключение . В психодиагностике - это заключение об уровнях умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.
В отличие от диагностических признаков, категории скрыты от непосредственного наблюдения . Поэтому в социальных науках их принято называть латентными переменными . Для количественных категорий часто используется название "диагностические факторы ".
Диагностические факторы - это глубинные обобщенные признаки , по которым различаются между собой диагностические категории.
Итогом диагностики является диагностический вывод , который предусматривает переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий . Особая сложность психодиагностики заключается в том, что между переменными и категориями не существует взаимнооднозначных связей . Например: один ученик учит для того, чтобы получить "отлично" - таким образом, у ученика сформирована познавательная потребность, другой старается получить такую же самую оценку за материальное вознаграждение.
Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов. Выявление разнообразных симптомов (признаков) обеспечивают тесты.
Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных коротких испытаний, которым подвергается обследуемый. Разные тестовые задачи призваны проявить у испытуемого разные симптомы, которые связаны со скрытыми факторами, которые тестируются.
Сумма результатов тестирования (испытаний) свидетельствует об уровне измеренного фактора (здесь имеется в виду схема подсчета тестового балла).
Следует различать практическое обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование , которые являются наиболее важными понятиями в современной тестологической культуре.
Обследование - это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного человека (обследуемого).
Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формирование концепции психического свойства , которое измеряется (скрытого фактора, который влияет на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (эмпирических индикаторов), по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и апробация методики регистрации выявленных признаков.
Таким образом, современное понятие "психодиагностика " тесно связано с понятием "психологическое тестирование ", но не сводится к нему, поскольку, кроме тестовых (стандартизированных), существуют экспертные (основанные на качественных оценках) – те, которые принято еще называть "клиническими психодиагностическими методиками": беседа, слабо стандартизированное интервью, проективные методы и т.д.
Стандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда необходимо получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в короткий срок и при этом принять строго альтернативное решение, которое требует количественного обоснования своей надежности (например: принять или не принять на обучение, работу, сделать вывод об интеллектуальном развитии и т.д.). Кроме того, стандартизированные методики лучше защищены от возможных методических ошибок , которые возникают вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя.
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов-психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в жизненную ситуацию конкретного человека . Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог предоставляет психологическую помощь (проводит коррекцию, терапию, тренинг и т.п.).
Сегодня активно применяют оба подхода, которые являются взаимодополняющими. Общим для них есть то, что диагноз выносится на основе анализа первичных психодиагностических данных (признаков). Технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории - вот главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики.
Наиболее логически, строго в обобщенно-формализованной форме эти логически-методические принципы отображены в психометрике .
Психометрика – математизованная технология создания стандартизированных, измеряющих диагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, который претендует на то, чтобы быть научным, отвечал необходимым психометрическим свойствам. Это свойства валидности, надежности, репрезентативности. В психометрике обоснованные определенные правила и методы измерения указанных психометрических свойств тестов, с помощью которых осуществляется контроль степени научности любого предложенного теста.
Итак, психодиагностика в психологии служит своеобразным мостом между наукой и практикой : наукой об индивидуальных психологических отличиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза. Как психологическая дисциплина, психодиагностика выполняет роль, аналогичную той, которую выполняет техническая метрология в физико-технических науках или медицинская диагностика в медико-биологических науках.
Как отмечает А.Бодалев, системное строение психодиагностики , как интегративной научно-технологической дисциплины, для простоты образно можно вообразить так:
"голову " психодиагностики образовывают научные теории в области дифференциальной психологии;
"туловище " психодиагностики формирует репертуар конкретных методик (тестовых и оценочных шкал);
"ноги " - это математизированная технология конструирования тестов (психометрика);
"руки " - это прикладные модели и методы практической психологии (психолого-педагогические теории, профессиональный отбор, предоставление психологической помощи и т.п.), которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных задач (диагностограмм).
Центральным и наиболее универсальным понятием дифференциальной психологии есть понятия "психические свойства " . Для понимания содержания этого понятия предлагается следующее определение (А.Г.Шмелев, 1996).
Психические свойства , стабильные во времени , являются чертами личности . В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом нормативно заданного результата, тогда мы говорим о способностях личности. Когда уровень развития черты не влияет на достижение результата, тогда мы говорим о стилевой черте. Черты, которые влияют на направленность деятельности, называются мотивационными.
Психические свойства , не стабильные во времени , формируют то, что мы называем психическими состояниями . Таким образом, учитывая определенное упрощение, можно сказать, что все скрытые факторы, на которые направлена психодиагностика, есть или способностями, или стилевыми или мотивационными чертами личности, или психическими состояниями.
Методика (тест), применяемая в психодиагностике, может быть направлена на выявление общих или частных черт индивидуальности (например, выявление общего уровня познавательной потребности или сферы интересов). Поэтому понимание уровня всеобщности заданных в методике диагностических категорий необходимо для обоснованного выбора глубины прогноза .
Поскольку итогом диагностической работы есть постановка психологического диагноза, то необходимо рассмотреть это понятие. Было бы неверно думать , что это заключение о психической болезни .
Психодиагностика : принципы, сфера применения. Виды психодиагностических методик: аппаратурные, компьютерные, личностные опросники, рисуночные, проективные и др. Их преимущества и недостатки. Системная психологическая диагностика.
Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Термин «диагностика » активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». В настоящее время, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процес-са к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностичес-кий инструмент, в других - требуют особой работы с диагностичес-кими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и от-брасывания гипотез.
Общая психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки (с общей, социальной и дифференциальной психологиями и др.). Частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская , возрастная , консультативная , юридическая , военная-психология , психология труда , спорта и т.д. Другая дисциплина, являющаяся фундаментом и составной частью общей психодиагностики, - это дифференциальная психометрика, как наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.
Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания : предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой - наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.
Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Т.е. практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый опыт, свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.
Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.
Области практики, требующие применения психодиагностики :
1) расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания;
2) прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);
3) судебно-психологическая экспертиза;
4) консультативная, психотерапевтическая помощь и др.
Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:
1) ситуация клиента - когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);
2) ситуация экспертизы - когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.
Эти ситуации различают по мотивации клиента, готовности к сотрудничеству. В первой ситуации клиент сам обращается за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации экспертизы человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен; заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента. Психодиагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития или в др. целях; психодиагностом (например, для психокоррекционной работы); администрацией для принятия решения и пр.
На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик. Важно, не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика). Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом.
Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям:
1) должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;
3) заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы; необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования (состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования и др.).
Этапы психодиагностического процесса (по Й. Шванцаре):
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
5. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Классификация средств психологической диагностики
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.
Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует . К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена , диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла).
Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждении в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.
Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики .
По этому основанию обычно различают:
1) объективные тесты;
2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают : а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда ; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
3) проективные техники;
4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).
Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.
Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).
Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семизначные шкалы. Особый вариант шкалирования - это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.
Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.
В проективных техниках недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.
Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Например, при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и других случаях, когда диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).
Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влиянияна результат обследования . Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов - многие опросники и шкальные техники.
В этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования.
Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патопсихологический эксперимент. Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками. Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля в целом и интерпретацию отдельных шкал, требуют клинической опыт-ности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичес-кого заключения не свободны от влияния личности диагноста.
Классификация диагностических методик служит целям упорядо-чения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству могут быть разделены на две группы:
1) формализованные методики (тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики);
2) методики малоформализованные (наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности).
Формализованным методикам характерны:
Определенная регламентация;
Объективизация процедуры обследования или испытания (точ-ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ-явления стимульного материала, невмешательство исследовате-ля в деятельность испытуемого и др.);
Стандартизация (т.е. установление единообразия проведения об-работки и представления результатов диагностических экспери-ментов);
Надежность;
Валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз-можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
Малоформализованные методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен-но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло-хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).
Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме-сяцев) и в большей степени основаны па профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на-блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Оба типа диагностических методик не следует про-тивопоставлять друг другу. Как правило, они вза-имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле-довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан-ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой це-лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Тест как основной психодиагностический метод так же имеет различные классификации :
1) по форме (инди-видуальные и групповые; устные и письмен-ные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные);
Слово "психодиагностика" знакомо, наверное, каждому. Всевозможные психологические тесты можно найти на просторах Интернета, в газетах и журналах, книгах… Но все ли они имеют отношение к психодиагностике?
Психодиагностика (греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека.
Психодиагностика как отдельное направление выделилось в начале ХХ века из экспериментальной психологии. Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху .
Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Однако психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Виды и методы психодиагностики
Существует множество классификаций психологической диагностики. По критерию формализованности (точное соблюдение инструкций, единообразие процедуры проведение, структурированности самой методики) выделяют:
- Высокоформализованные методики — анкеты, опросники, тесты;
- Малоформализованные методики — наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.
Обычно оба вида этих методик использует комплексно для составления боле полного представления о личности человека.
В зависимости от целей и направлений исследования психологическая диагностика бывает :
- диагностика психического развития (соответствие возрастным нормам уровней развития памяти, внимания, интеллекта и т.д.);
- нейропсихологическая диагностика;
- диагностика психических состояний (уровня тревожности, агрессии и т.д.);
- диагностика черт личности;
- профессиональная диагностика (профориентация, профпригодность);
- диагностика психофизиологических особенностей (типа темперамента, работоспособности и т.д.)
- и другие.
Важно отметить, что психодиагностика даёт не только представление об актуальном состоянии человека, но и обозначает "зону ближайшего развития" (термин Л.С.Выготского), т.е. направление роста и развития, исходя из индивидуальных особенностей человека. Также в психологическом заключении даются для этого конкретные рекомендации.
Психологическая диагностика может проходить в группе или индивидуально. Психолог, в зависимости от целей и индивидуальных особенностей клиента, может предложить опросник или тест с бланком для ответа, нарисовать человека или другой рисунок, закончить предложение или даже сочинить сказку.
Для кого?
Психодиагностика может быть полезна в совершенно разных контекстах и жизненных ситуациях. Например:
- если вы хотите лучше узнать себя, найти направления для роста и развития;
- если нужно определить готовность ребёнка к обучению в школе, а также оценить его психическое развитие в соответствии с возрастными нормами;
- чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии (профориентация);
- чтобы оценить степень сплочённости и структуру коллектива (социометрия) и т.д.
Психолог, проводящий диагностику, действует в рамках Этического кодекса , куда входит принцип объективности, конфиденциальности, профессиональной подготовки и др. Поэтому не стоит бояться разглашения информации и постановки "страшных" диагнозов.
Психодиагностика может стать для вас как первым шагом в работе с психологом или психотерапевтом, так и самостоятельным инструментом на пути самопознания!