Управление волей человека. Воля — Видение мира
Воля – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, умеющем преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков
Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.
Воля - высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.
Главное отличие поведения человека от поведения других существ - воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля - субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п.
Вопрос
·Функции воли. Механизмы волевой регуляции.
Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.
Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).
Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.
В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.
Функции воли (2):
·Регулирующая (выражается в произвольной сознательной регуляции действий, псих. Процессов, поведения, преодоления препятсвий);
·побудительная (направляет на достижение поставленной цели при преодолении трудностей);
·тормозящая (сдерживание нежелательной активности; мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности);
·развивающая (направлена на совершенствование поведения, деятельности, изменения личности).
Механизмы волевой регуляции:
Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.
Механизмами волевой регуляции являются:
1) механизмы восполнения дефицита побуждения;
2) совершение волевого усилия;
3) намеренное изменение смысла действий.
Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными
механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.
Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.
Намеренное изменение смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана с мотивом, а мотив не однозначно связан с целями действия. Смысл деятельности, по А.Н. Леонтьеву, состоят в отношении мотива к цели. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения дополнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности. Можно вспомнить эксперименты Аниты Карстен (школа К. Левина) на пресыщение. Испытуемые продолжали выполнять задание не имея инструкции, когда его можно закончить, просто потому, что они изменили смысл деятельности, переформулировали задачу. Работа со смыслами была предметом логотерапии В. Франкла. Поиск такого смысла либо его переформулировка давали возможность, по собственным наблюдениям В. Франкла, узникам концентрационных лагерей справиться с нечеловеческими трудностями и выжить. "Что действительно было необходимо в этих обстоятельствах, так это изменение нашей установки к жизни. Мы должны были научиться сами и научить отчаявшихся товарищей, что реально значимым является не то, чего мы ожидаем от жизни, но скорее то, чего жизнь ожидает от нас. Мы должны перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого начать думать о самих себе, как о тех, кому жизнь задает вопросы ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, но в правильных действиях, и жизнь означает в конечном счете принятие ответственности за нахождение правильного ответа на ее проблемы и решение задач, которые она постоянно ставит перед каждым индивидом" (Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. С. 226).
· Изменение смысла деятельности обычно происходит:
· 1) путем переоценки значимости мотива;
· 2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);
· 3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.
Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям (см. Хрестомат. 12.3).
Физиологические механизмы волевой регуляции (из лекции):
Волевая регуляция связана с равновесием процессов возбуждения и равновесия, при ослаблении процесса возбуждения возникает процесс торможения; при ослаблении процесса торможения доминирует возбуждение и проявляется активность.
Механизм волевого действия функционирует на основе 1-ой и 2-ой сигнальных систем.
На основе временных связей, между различными центрами коры гол. мозга складывается и закрепляются самые разнообразные ассоциации, происходит объединение их в системы, что и создает условие целенаправленного поведения.
Регулятором волевой деят-ти яв-ся лобные доли коры больших полушарий; в них происходит сопоставление достигнутого в данный момент результата в предварительно составленной программой.
Функцию регуляции также выполняют специальные пирамидальные клетки могзга.
Вопрос
·Психологические теории воли.
Экзистенциализм. Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление.
Теория воли И. П. Павлова. Определенный интерес представляет трактовка воли И. П.Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля как инстинкт свободы проявляется на всех уровнях психофизиологической целостности личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности от умения постоять за себя до самопожертвования.
Психоаналитические концепции воли. В рамках психоаналитической концепции, учеными (от З. Фрейда до Э. Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Психоанализ трактует источник поступков людей в биологической энергии живого организма. Для самого Фрейда это - бессознательное и иррациональное «либидо» - психосексуальная энергия полового влечения. Фрейд объяснял человеческое поведение «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы («Эрос») и ее борьбой с подсознательной тягой человека к смерти («Танатос»).
Показательна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Так, К.Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А.Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма стремление личности к самореализации в культуре.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор поведения, адекватного их действию.
Современные теории воли. Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.
Психологические исследования воли в настоящее время соотносятся с концепциями человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно реактивной концепции поведения все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Утверждение реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины произошло под влиянием исследования безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции.
Задача научного изучения поведения в рамках этой концепции сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.
Согласно активной концепции поведения, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Новейшая физиология высшей нервной деятельности, исследования таких ученых, как Н. А. Бернштей и П. К. Анохин, подкрепляют эту концепцию со стороны естествознания. Для активного понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.
Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.
Вопрос
·Структура волевого акта.
Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием
Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п., но это не дает основания отождествлять мышечные и волевые усилия.
В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.
Глава 8 Воля
Практически все принимаемые и реализуемые человеком решения или достигнутые цели не обходятся без использования воли. Сложно представить себе успех в какой-либо деятельности, достигнутый без приложения волевых усилий.
Воля – способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.
Волевые действия являются намеренными, человек осуществляет их целенаправленно, сознательно. Усилия воли, как правило, имеют четко выраженные внутренние или внешние причины.
Волевые процессы выполняют три основные функции.
1. Побудительная функция заключается в том, чтобы заставить человека начать то или иное действие, преодолевая существующие объективные и субъективные препятствия.
2. Стабилизирующая функция связана с усилиями воли, направленными на поддержание необходимого уровня активности при влиянии внешних и внутренних помех.
3. Тормозная функция состоит в сознательном торможении альтернативных мотивов и желаний, которые отличаются от главных целей и задач деятельности на данный момент времени.
Волевое усилие – особая форма психического напряжения, мобилизующая физические, интеллектуальные силы человека и создающая дополнительные мотивы к действию. Волевые процессы являются достаточно сложными образованиями, состоящими из ряда этапов, образующих целостный волевой акт.
Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
– осознание цели действия. Для того чтобы достигнуть какой-либо цели, человек должен ее четко осознавать, точно знать, чего именно хочет;
– осознание возможностей достижения цели. Достигнуть необходимого результата можно разными способами. Зачастую человек вынужден прилагать значительные волевые усилия для решения своих задач. Необходимо избрать такие средства, при которых человек потеряет меньше всего сил;
– наличие нескольких мотивов, определение приоритетов исходя из их интенсивности и значимости;
– «борьба мотивов», столкновение желаний и побуждений. Когда сталкиваются два сильных мотивирующих фактора, человеку бывает сложно сделать между ними выбор. Если же один из таких факторов более значим, то человек сделает выбор в его пользу. Частая борьба мотивов может привести к тому, что человек станет нерешительным в силу конфликтов между основными мотивами;
– принятие решения, выбор одного из мотивов, способов поведения. Данный этап характеризуется либо уменьшением напряжения, вызванным удачным разрешением ситуации, либо возникновением беспокойства в силу неуверенности в правильности принятого решения;
– практическая реализация принятого решения, воплощение выбранного варианта действия в своем поведении. С помощью воли человек организует свою деятельность по выполнению стоящих перед ним задач.
Среди основных функций воли можно выделить:
– выбор главных мотивов и целей;
– побуждение к действию при недостаточной мотивации;
– мобилизация физиологических и психических возможностей человека для достижения поставленной цели и преодоления существующих препятствий.
Волевая сфера человека характеризуется следующими параметрами.
– Сила воли – умение сдержать свои импульсивные действия и чувства, преодолеть затруднения на пути к поставленной цели. Проявлениями силы воли можно считать выдержку и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, владеть собой, воздерживаться от неразумных поступков.
– Целеустремленность – сознательная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Сходным понятием является настойчивость – стремление человека достигнуть поставленной цели, несмотря на ряд сложных условий.
Еще одним понятием является упрямство (оно, как правило, употребляется в отрицательном смысле). Упрямый человек основывает свои действия не на логических доводах, а на личных желаниях и потребностях, не умея управлять собственной волей.
– Инициативность – умение строить планы, выдвигать новые идеи, предпринимать попытки их реализации.
– Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию внешних факторов, а действовать на основе собственных взглядов и побуждений. Самостоятельный человек способен вносить в свои действия коррективы, в одиночку решая поставленные задачи. Крайней формой самостоятельности можно считать негативизм – необоснованную склонность действовать наперекор другим людям.
– Выдержка – умение затормозить, ограничить свои действия.
– Решительность – умение принимать решения и способность переходить от решения к деятельности. Решительность заключается в отсутствии сомнений при борьбе мотивов. Решительный человек четко знает, какое решение он примет, и без промедления приступает к реализации своих планов. От решительности необходимо отличать такое качество, как импульсивность. Импульсивность характерна для людей, которые торопятся в принятии решений, совершают необдуманные поступки.
– Энергичность – концентрация сил на достижении своих целей.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.
2. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.
3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.
5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
6. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.
7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1952.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
9. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.
Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин7. ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ Японская пословица гласит: «Знать и не делать – вообще не знать». Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению; оно только первый шаг в процессе изменения. Именно это я имел в виду, когда в предыдущей главе
Из книги Мистицизм звука автора Хан Хазрат ИнайятГлава 9 ВОЛЯ Воля - это не просто сила, но это «вся» существующая сила. Как Бог сотворил мир? Волей. Поэтому то, что в себе мы называем силой воли, в действительности является силой Бога, силой, которая с помощью нашего узнавания ее возможностей увеличивается и оказывается
Из книги Психология автора Крылов Альберт АлександровичГлава 25. ВОЛЯ КАК ПРОИЗВОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ § 25.1. ВОЛЯ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕНВ процессе эволюции нервная система становится не только органом отражения окружающей действительности и состояний животных и человека, но и органом их реагирования на
Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков ЛьвовичГлава 8. Характер, воля, темперамент личности У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности. В. ГюгоПонятие о характере У каждого человека уже изученные нами черты и
Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел НиколаевичГлава 8 Воля Практически все принимаемые и реализуемые человеком решения или достигнутые цели не обходятся без использования воли. Сложно представить себе успех в какой-либо деятельности, достигнутый без приложения волевых усилий.Воля – способность человека
Из книги Занимательная психология автора Платонов Константин КонстантиновичГлава 6 Воля Сила идеиРимский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 г. до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и
Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила НиколаевнаГлава 6 Мотивация и воля Объяснять поведение людей – одна из главных и интереснейших задач психологии. И даже если вы совсем далеки от науки, вам наверняка хотя бы время от времени приходится задумываться над причинами, заставляющими людей действовать так, а не иначе.
Из книги Введение в психологию йоги автора Таймни Икбал Кишен Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичГлава XVIII ВОЛЯ
Из книги Психология воли автора Ильин Евгений ПавловичГлава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью
Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.Глава X. ВОЛЯ §62. Мотивы и цели Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив -
Из книги Школа сновидений автора Панов АлексейГлава 1. Личная воля Активность внимания - не всегда движение, пассивность - не обязательно неподвижность.Мы делаем сны из невообразимых энергий, не представляемых нами географий. Глаза фокусируют вид на нечто, что мы туг же переводим на язык более или менее привычных
Из книги Активное сознание автора Бахтияров ОлегГлава 2. Воля других Женщине снится, что ее преследует по пустым улицам ночного города огромный голый негр. Она бросается в один переулок, в другой, третий - и в отчаянии застывает: тупик. Будучи в такой безвыходной ситуации, она разворачивается и яростно кричит:«Ну, что вам
Из книги Путеводитель по жизни [Как добиться своих целей, научиться преодолевать препятствия и выковать твердый характер] автора Гриллс БеарГлава 3. Воля неизвестного «Переходя из одного мира в другой, ты становишься дорогой, которая идет через этот мир, и дальше другого, которая неизвестно где начинается и неизвестно где заканчивается. И это движение и покой - это полнота». «Брат света» Когда приходит
Из книги автораГлава 16. Воля, ясное сознание и точка творчества 16.1. Тема воли в современном философствованииПробуждение воли и формирование ясного сознания является и задачей психонетики (по отношению к индивидуальному существу), и условием дальнейшей работы. Воля пробуждается в ходе
Из книги автораГлава 66 Воля к победе не значит ничего без воли к тренировкам Я встречал много людей, которые заявляли, что сделают все что угодно, чтобы победить в гонке или забраться на большую гору. Но временами воли к победе бывает недостаточно. На самом деле воля к победе не значит
Почему одним все, а другим ничего? Ученые выяснили, что ключ к успеху в жизни - не ум, красота или богатство, а сила воли. Вот только способностью сдерживать свои сиюминутные порывы природа наградила людей неодинаково, и слабовольные люди физиологически «устроены» иначе, чем те, у кого нет проблем с самоконтролем.
Главный критерий успеха
Качество, которое определяет, как многого человек добьется в жизни, обнаружил в начале 1980-х психолог из Стэнфорда Уолтер Мишел. И произошло это благодаря… зефиру. В 1960-е годы ученый предлагал детям четырех-пяти лет съесть зефирку прямо сейчас или подождать 20 минут и получить вторую. Удержаться от соблазна, оставшись с лакомством один на один, удавалось лишь трети малышей. Через 20 лет Мишел нашел участников опыта и выяснил, что стойкие мальчики и девочки оказались намного успешнее сверстников, проваливших «зефирный тест». Они лучше учились в школе и институте, умели долго работать, не отвлекаясь, получали больше денег, реже набирали лишний вес. Коллеги Мишела, бросившиеся перепроверять эти данные, выяснили, что люди, способные сдерживать сиюминутные желания, реже страдают от всевозможных зависимостей, не влезают в долги и не спят с незнакомцами, чаще сохраняют брак и лучше следят за здоровьем.
Неумение противостоять импульсивным порывам может перечеркнуть любые положительные качества. Именно поэтому самоконтроль - самый надежный предсказатель жизненного успеха. Даже очень умный сотрудник вылетит с работы, если не сможет побороть соблазн по ночам играть в компьютерные игры. Красивая женщина, плохо управляющая эмоциями, в том числе негативными, останется одна. Ставший заложником «однорукого бандита» отпрыск богатых родителей быстро растеряет все деньги. Худой от природы человек, не способный отказаться от вредной еды, заработает ожирение.
Эмоциональная неустойчивость
Булочки, сериалы, соцсети, прекрасные незнакомки и незнакомцы, сигареты и выпивка соблазняют людей потому, что вызывают эмоции. Эволюционно эмоции возникли намного раньше сознательной деятельности: это система быстрого реагирования, которая помогала нашим далеким предкам выживать в постоянно меняющемся и очень опасном мире. Все, что способствовало выживанию и размножению: сладкая и жирная еда, сексуально привлекательные партнеры, возможность ничего не делать, - вызывало мощные положительные эмоции. Противостоять им очень сложно, так как желание, скажем, съесть пиццу, вызывает целый комплекс физиологических реакций: во рту выделяется слюна, в желудке - пищеварительный сок, в железах - гормоны.
Супермаркеты, фастфуд, наркотики, торговые центры и видеоигры - изобретения недавние, и система эмоций «по привычке» реагирует на них, как на полезные стимулы. Эмоциональные сигналы рождаются в древней области мозга под названием «лимбическая система». И у некоторых она работает излишне активно. Таким людям намного сложнее противиться соблазнам. В 1954 году американские исследователи Джеймс Олдс и Питер Мильнер наглядно показали, что будет, если «выкрутить» лимбическую систему на максимум. Вживив крысам в мозг электроды, ученые стимулировали ее «сердцевину» - центр удовольствия. Когда Олдс и Мильнер дали грызунам возможность управлять током при помощи педали, животные перестали есть и пить и проводили дни, нажимая и нажимая на нее. Рекордсмены умудрялись делать это по 700 раз за час!
Тормозная система
Чтобы не допустить разрушения организма из-за чрезмерно активной лимбической системы, в мозгу есть специальные тормоза. Один из них - передняя поясная кора (ППК). Благодаря этой зоне мы осознаем, что в принципе нужно удерживаться от какихто порывов. Когда ученые заставляли добровольцев, лежащих в МРТ-сканере, отказываться от возникающего стремления сделать что-то неправильное, их ППК «загоралась» ярким светом. И чем активнее она работала, тем реже подопытные поддавались на соблазны. Но у некоторых в силу «конструкционных» особенностей мозга ППК функционирует хуже, чем у других, и, столкнувшись с искушением - скажем, предложением выпить еще по кружечке, хотя рано утром идти на работу, - такие люди больше остальных рискуют поддаться ему. На уровне сознания человек понимает, что поступает неправильно, однако по недосмотру «хилой» ППК его лимбическая система запускает мощный эмоциональный ответ. И вот уже одна кружечка превращается в три и в пять.
Но порой нормально работающая ППК не в состоянии предотвратить нежелательное действие. В 2007 году исследователи из Института изучения сознания и наук о мозге в Лейпциге предлагали добровольцам останавливать движение стрелки по циферблату при помощи кнопки. Иногда участники должны были в последнее мгновение отказываться от своего желания. В этот момент у подопытных резко активировалась еще одна зона мозга - дорсальная часть фронтомедиальной коры (дФМК). Те, у кого эта зона работает недостаточно интенсивно, чаще становятся жертвами сиюминутных желаний, так как не могут остановить задуманное действие, даже понимая, что оно вредно.
Наконец, иногда человек не может отказаться от порции десерта или сигареты - хотя сто раз обещал себе начать здоровый образ жизни, - из-за того что у него непомерно активна еще одна зона мозга, передний островок. Эта область, в частности, отвечает за чувство отвращения, и для людей, у которых она слишком усердствует, отказ от желанного, пусть и вредного действия равносилен попытке понюхать помойное ведро. Обладатели гиперактивного переднего островка физически ощущают отвращение, когда намереваются выключить очередной эпизод любимого сериала. Чтобы не испытывать неприятное чувство, они предпочитают не бороться с соблазном.
Верховный главнокомандующий
Главная зона, которая в конечном итоге определяет, сможет ли человек удерживаться от искушений, чтобы достичь глобальной цели, - это префронтальная кора (ПФК). Она появилась у приматов, но в полную силу заработала лишь у предков человека, после того как они «разошлись» с предками шимпанзе. ПФК - самая «умная» часть нашего мозга: именно она делает нас людьми. В числе прочего префронтальная кора определяет, сможет ли наш мозг, оценив все эмоциональные плюсы и рациональные минусы соблазнительного решения, в итоге отказаться от него.
В 2010 году нейрофизиологи из Швейцарии и США продемонстрировали, что бывает, если исключить ПФК из процесса принятия решений. Исследователи предлагали добровольцам забрать 30 швейцарских франков сразу или заглянуть в лабораторию через пару недель и уйти с 37 франками (в 2010 году один франк стоил 29 рублей). Испытуемые выбирали между вариантами, лежа в аппарате, который при помощи магнитного поля «мешал» работе некоторых зон мозга. Те, которым временно «выключали» ПФК, в два раза чаще предпочитали забрать меньшую сумму, но сразу, а не ждать две недели, чтобы получить на семь франков больше.
Ученые специально сделали разницу между вознаграждениями небольшой: именно такие ситуации часто встречаются в реальной жизни. Отказ от приятного действия, скажем посиделок с друзьями ради тренировки, не приносит выгоды сразу: чтобы результаты были заметны, нужно отказываться от чего-то в пользу спортзала минимум несколько месяцев. Недостаточно мощная ПФК не может перебороть лимбическую систему, и человек решает, что не будет большой беды, если он поддастся искушению.
Генетическая предопределенность
Но почему у страдальцев с плохим самоконтролем ответственные за него зоны мозга работают не так, как у чемпионов силы воли? Исследования показывают, что у разных людей по-разному синтезируются и работают нейромедиаторы - биохимические «винтики», благодаря которым приказы мозга воплощаются в конкретных действиях. И главные нейромедиаторы самоконтроля - дофамин и серотонин, которые определяют, как мозг ощущает чувство приятного. Сбои в этом базовом механизме делают человека излишне чувствительным к удовольствиям, и новый «лайк» в соцсетях - осязаемое сиюминутное удовольствие - оказывается важнее потенциального повышения по службе, которое обещает куда больше бонусов, но когда-то в отдаленном будущем.
Долгое время ученые были уверены, что именно дофамин дает нам удовольствие. Но в последние годы выяснилось, что эта молекула отвечает только за предвкушение удовольствия, создавая возбуждающий «зуд». Пытаясь избавиться от него, человек стремится добыть соблазнительную вещь как можно скорее. Дофаминовое беспокойство порождает ночные походы к холодильнику и заставляет зависать в Интернете, хотя у человека полно работы.
Второе вещество, определяющее, будем ли мы твердыми в своих намерениях, - серотонин. Этот нейромедиатор дает нам общее ощущение благополучия и довольства. Когда серотонина недостает, человек чувствует себя плохо и пытается избавиться от дискомфорта при помощи приятного, например тортика или покупки восьмой пары туфель.
За метаболизм этих двух нейромедиаторов отвечают десятки генов, и их «плохие» варианты связаны со всевозможными нарушениями самоконтроля. У слабовольных людей часто встречаются «неправильные» версии генов, кодирующих рецепторы, которые улавливают серотонин и дофамин и передают их «приказы» клеткам. В зонах, ответственных за самоконтроль, оказывается слишком мало рецепторов, и недополучающий приятных ощущений мозг стремится добрать их «на стороне», например в компьютерных играх, алкоголе или сладком.
Детали: Только спокойствие «Неудачные» варианты тех или иных генов не единственная причина проблем с самоконтролем. Очень во многом на нашу способность противостоять соблазнам влияют факторы внешней среды. И главный из них - стресс. Любое стрессовое воздействие - например, несущийся на вас автомобиль или пожар - «приглушает» умную, но медленную префронтальную кору, отдавая контроль за работой мозга быстрой лимбической системе. Именно поэтому не стоит принимать важных решений, например о назначении крупного платежа, сразу после нервного разговора с начальством. Еще хуже сказывается на силе воле долговременный стресс. Он запускает системные биохимические механизмы, которые на постоянной основе снижают мощь ПФК и повышают активность лимбической системы. Причем такой эффект может оказывать даже относительно небольшое воздействие, например ежедневные полуторачасовые поездки в метро или шумные соседи по квартире. |
Стратегии победы
Если человеку не повезло с генами, определяющими работу и строение «волевых» зон мозга, соблазны для него всегда будут опаснее, чем для людей с более удачным генетическим бэкграундом. Однако это не означает, что такие люди обречены растолстеть, спиться, развестись и потерять работу. При грамотной стратегии поведения они могут добиваться долгосрочных целей. Главное правило для обладателей «неудачного» мозга - избегать встречи с соблазном. Увидев, понюхав или потрогав привлекательный объект, они с высокой вероятностью не смогут сдержать порыв лимбической системы, стремящейся добыть недостающие приятные ощущения. Стратегию избегания неосознанно использовали стойкие малыши из опытов Мишела. Дети, которые выдерживали 20 минут до возвращения ученого, отворачивались от зефира, закрывали глаза и всеми способами отвлекали себя даже от мыслей о лакомстве.
Если встречи с искушением избежать невозможно, пригодится другая стратегия - сосредоточиться на максимально абстрактных характеристиках соблазнительного объекта. Когда Мишел предлагал детям думать о том, какой зефир вкусный, почти никто не мог выдержать 20 минут. Когда же советовал размышлять о десерте как о пушистом облаке, количество выстоявших заметно возрастало.
Третий вариант - создать условия, в которых невозможно «откосить» от неприятного, пусть и полезного действия, чтобы урвать себе маленький соблазн. Например, покупая в спортзале курс индивидуальных занятий с тренером, а не групповые программы, вы неосознанно используете именно этот прием: когда есть договоренность с конкретным человеком, прогулять тренировку куда сложнее.
Безволие - серьезная проблема, которая портит жизнь людям и пагубно сказывается на экономике. В современном мире, полном соблазнов, она становится особенно актуальной. Популярные советы «из общих соображений» не работают, так как не учитывают нейромедиаторных особенностей отдельного человека. По мере того как исследователи будут больше узнавать о функционировании мозга, они смогут понять истинные причины безволия и создать действенные методы борьбы с ним. Не исключено, что когда-нибудь даже появятся таблетки от безволия, прицельно воздействующие на «неполадки» конкретного человека. Судя по тому, как быстро развиваются науки о мозге, ждать осталось недолго.
Фото: SPL / LEGION-MEDIA (х2), GETTY IMAGES, SPL / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES
Низшим видом управления человеком является Сила Инстинктов и счастьем для них является Сила Чувств. Внешне это человек, имеет облик его, а внутренне не человек - нелюдь , нежить, бес.
Человек Разумный или Вольный - это человек, который управляется Разумом, Сознанием, Духовностью. Это высший вид управления человеком.
Человек Чувственный, Инстинктивный - это нелюдь , нежить, которая управляется чувствами, желаниями, хотениями, инстинктами.
Воля - это владение собой, внутренний выбор управления собой, выбор своих поступков.
Вольный человек - человек управляемый Волей. Он делает не так, как ему хочется, а так, как требует его Дух.
Человек курит - это человек безвольный, значит, чувственный, т.е. управляется чувствами, желаниями, хотениями, инстинктами Тела.
Здесь Разум говорит, что курить вредно для здоровья своего и окружающих, но чувства берут верх и заставляют курить. Не надо путать естественные потребности организма с чувственными желаниями. Проявляющий безволие в малом, проявляет его и в больших делах.
Свобода Тела проявляется в беспредельном разрешении удовлетворения своих чувственных желаний в максимальном их проявлении. Надо помнить, что чувства удовлетворить нельзя, т.к. они возобновляются через некоторое время.
Например: чувство голода удовлетворить нельзя, т.к. через некоторое время опять хочется кушать. Чувства можно удовлетворить только временно. Люди должны успокаивать свои чувства целеустремлённой мыслью. Бороться с чувствами можно, только проявляя Волевое пренебрежение к ним.
Свобода Воли - это одна из основ жизни русского Народа. Эта основа говорит нам о том, что человек должен с терпением и пониманием относиться к поступкам и деяниям других людей, ибо каждый человек Вольный, и его личная Воля заканчивается там, где начинается Воля другого человека. Никакая личная Воля не может производить насилие (духовное и физическое), не воспринимать людей и всего живого, созданного Богами, а также быть выше долга перед Родом и Богами Небесными.
Существует Воля Богов и личная Воля человека. Воля Богов представлена в виде Небесных Законов и Закономерностей. Воля человека представлена в виде поступков и деяний, совершаемых человеком. Воля человека не может изменить Волю Богов, и Боги не могут повлиять на Волю человека. Никто не может повлиять на Волю человека, если этого не захочет сам человек. Сознание человека Свободно в выборе Волевого решения, поступка и деяния на основе этого решения.
Слово "Свобода" приводит к Хаосу безвольное сознание человека, когда оно им овладевает. Свобода - это сладкое слово для людей безвольных, чувственных.
Ведающие люди осознают пагубное влияние этого слова на сознания человека. Жрецы знают сакральное его значение, и несёт оно разрушительный смысл. Страдание и тягость приносит это слово, если оно применяется отдельно от слова Воля. Свободу выбирают Чувства, Инстинкты, а Разум - выбирает Свободу Воли. Русские люди всегда были и есть Вольные, а не Свободные.
Решение любого человека сказывается на его Судьбе. Человек обладает абсолютной Свободой выбора, его Волевые решения воздействуют на его психику. От выбора поступков и деяний зависит его дальнейшая Судьба: одними действиями человек способствует удачной Судьбе; другими отягощает себя, укрепляет связи, которые тормозят его развитие и отягощают Судьбу.
Крепкая Воля - основа смысла Жизни и процветания!
Существует выражение из древнего стихотворения: «Жить красиво и привольно!» . Это значит жить, обращаясь к Ра - Солнцу, и при Воли, т.е. управляться собственной Волей. Выбор Веры, личное дело каждого Вольного человека. Безвольному человеку «Веру» дают.
До создания Семейного Союза пусть Сердце ваше всегда будет покорно Родительской Воле.
Мы Вольные Люди и для нас Воля - состояние изначальное. Её невозможно дать или отнять, ибо Воля - это состояние Духа нашего!
Путь тебе, Расич, в Познании!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЛЕВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.
Волевой человек обладает рядом характерных качеств.
Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?
В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность.
Целеустремленность - это:
- умение ставить ясные цели и задачи,
- умение планировать свои действия;
- умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное.»
Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.
Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.
Следующее важное волевое качество - настойчивость
- это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.
Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание
. Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой - его профессиональная обязанность.
Самообладание состоит:
- в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это - умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;
- также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;
- и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.
Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.
«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство
- качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»(Эзоп).
Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.
Податливость
- такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.
Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.
Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость . Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.
Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность
. Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.
Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.
Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности.
Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности . Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.
Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.
Выделяют также такие качества воли, как:
Исполнительность
- проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.
Дисциплинированность
- способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.
Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество . А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.
Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.
В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило- чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.
Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», - говорил мудрец Биас.
Насколько трусость, робость и боязливость - отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.
Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.
Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.
А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».
Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.
Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»
Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.
В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия - удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.
Психология утверждает, что воспитание храбрости- это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.
Существует педагогическая рекомендация- с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.
Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.
Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.
«А кто опасность мужеством встречает,
Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).
В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории - философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.
Героизм -определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.
Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме -это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.
Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:
- целеустремленность,
- настойчивость,
- терпеливость,
- выдержанность,
- самообладание,
- решительность,
- исполнительность,
- дисциплинированность,
- твердость воли
- стойкость воли,
- осторожность,
- разумный азарт,
- смелость,
- храбрость,
- отвага,
- мужество;
и его противоположность - состояние безволия, проявляется в таких качества как:
- упрямство,
- податливость,
- внушаемость,
- нерешительность,
- трусость,
- боязливость,
- удаль.