Как выстроить профориентацию на уроках биологии химии. Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
, Общепедагогические технологии
Класс: 9
Ключевые слова: профориентация , профессии
В настоящий момент ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача и педагогическая проблема.
Это отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.
В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации обучающихся. Эффективность, как педагогической, так и профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление обучающихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-м классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия и т.д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации именно девятые классы, так как после их окончания многие обучающиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.
Для расширения кругозора девятиклассников была проведена интеллектуальная игра «Счастливый случай» по теме «Азот и фосфор-элементы жизни».
Целью данной игры являлось обобщение знаний о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Задачи, которые ставились в ходе урока-игры:
1) развить практические умения определять вещества по качественным реакциям;
2) расширить знания обучающихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека;
3) сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы;
4) получить сведения о профессиях, связанных с химией.
На подготовительном этапе обучающиеся по группам готовили творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Работали с различными источниками информации. Соответственно, были отработаны навыки поиска необходимой информации, и её переработки, умение систематизировать и обобщать найденный материал.
И во время I этапа, который назывался «Гонка за лидером» группы представляли творческие отчёты. Некоторые отчеты были представлены в виде презентаций, например, «Так ли уж безжизненен азот?», «Военная и мирная жизнь нитратов» и т.д. Ответственный – “лидер” группы.
На основе полученных знаний был предложен групповой тест. Ребята обсуждали ответы на вопросы, обменивались мнениями. В результате игроки учились слушать друг друга, учились брать ответственность за принятые решения, развивали коммуникационные умения. Подобная работа способствует развитию кругозора и, следовательно, формирует у обучающихся универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.
II этап «Заморочки из бочки». Каждая группа отвечала на один занимательный вопрос, который вытягивала из бочонка, отсюда и название.
III этап «Тёмная лошадка». Было предложено задание на практическое определение в пронумерованных пробирках натриевых солей соляной, серной и азотной кислот. И нужно было составить соответствующие уравнения реакций.
V этап – «Химия в профессиях». Обсуждение профессий, связанных с химией: учитель, технолог, эколог. Нужно было представить не менее пяти аргументов в пользу одной из этих профессий.
Во время проведения игры обучающиеся провели огромную работу по обобщению знаний о веществах, их свойствах, с удовольствием показывали демонстрационные опыты, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы. Серьезно отнеслись к обсуждению профессий. Расширенное представление о профессиях, связанных с химией, повысило интерес к выбору будущей специальности, связанной с данным предметом. Ребята были активны и заинтересованы, получили новые знания.
МОУ Судиславская СОШ
Выступление на педагогическом совете учителя химии Кабановой Н.Н. на тему
«Составляющие профориентационной работы на уроках химии
и во внеурочной деятельности»
Уважаемые коллеги!
На основе анализа рабочих программ по химии основного общего и полного среднего общего образования можно сделать вывод, что более 50% уроков несут профориентационную составляющую. А именно материал 39 уроков по программе химии в 8 классах, 42 уроков - в 9 классах, 38 - в 10 классах и 33 - в 11 классах из 68 уроков соответственно в каждом классе имеет профориентационную направленность.
На уроках химии, посвященных изучению новых веществ, обязательными блоками являются «Получение» и «Применение», в ходе изучения которых, учащиеся получают первоначальные представления о технологических процессах, условиях технологии производства и применения веществ, а значит, получают первоначальные представления о профессии химика - технолога на различных химических комбинатах и других профессиях, так или иначе связанных с химической технологией. Например, в 8 классах при изучении темы «Соли», обязательно останавливаемся на солях, использующихся в производстве кондитерских изделий, медицинских препаратов, удобрений. При изучении темы «Кислоты» пропагандируем престижные рабочие профессии, такие как художник – витражист, использующий в своей работе плавиковую кислоту, при помощи которой плавится стекло, при изучении темы «Металлы» ориентируем учащихся на профессию металлурга, начиная с истории металлургического производства и до современных технологий пирро-, гидро- и электрометаллургии.
На лабораторных и практических работах при выполнении опытов учащиеся осваивают азы профессии химика – лаборанта, а при выполнении простейших анализов веществ – профессии химика-аналитика.
Если материал 8 класса направлен на формирование первоначальных представлений о профессиях, связанных с химией, то химия 9 класса значительно расширяет и углубляет данные представления, формируя знания предмета профессии. На таких темах как «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» учащиеся примеряют роль технолога химического производства на себя, отрабатывая условия течения процессов, устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза.
В старших классах естественно учитывается предварительный профессиональный выбор учащихся и соответственно ему в материал урока органично включается составляющая тех профессий, которые традиционно выбирают наши выпускники. Например, ориентируясь на сформировавшуюся группу будущих военных химиков, с целью погружения их в профессию, осуществляем подбор материала к соответствующим темам уроков по отравляющим веществам, например в теме «Кислоты» останавливаемся на синильной кислоте – ОВ общеядовитого действия, и ее ядовитых солях цианидах, в теме «Галогены» - о ядовитом газе хлоре, истории его использования в качестве отравляющего вещества в периодI Мировой войны и, современных отравляющих веществах, созданных на основе хлора, таких как фосген, дифосген и иприт, а так же мерах их обезвреживания, чем непосредственно занимаются военные-химики. На уроках органической химии в 10 классах большое внимание уделяется медицине и фармакологии, так как это направление так же пользуется спросом у выпускников и наша задача расширить их кругозор. В теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. Может сложиться мнение, что вся профориентационная работа на уроках сводится к рассказу, объяснению учителя, это не так, разработана целая система творческих заданий с профориентационной направленностью, которые успешно выполняются учащимися иногда всем фронтом, чаще индивидуально, последнее время по желанию ученика, что, на мой взгляд, дает более высокий результат. Обязательно знакомим учащихся с успешно функционирующими и динамично развивающимися близлежащими предприятиями, такими как Ярославский нефтеперерабатывающий завод имени Д.И.Менделеева (АО «Менделеев Групп»), Буйский химический завод (БХЗ), Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», ОАО «Череповецкий азот», ОАО «Галичский автокрановый завод», завод «Кронастар» и другими. С творческими работами участвуем в различных конкурсах, занимая призовые места. Например, учащаяся 10 б класса Шабалина Ольга заняла второе место в конкурсе с международным участием «Лучший реферат» проекта «Интертехинформурок». Конечно, я надеюсь, что своей урочной и внеурочной деятельностью мы в какой-то мере ориентируем учащихся на свою профессию – учителя химии, которую выпускники нашей школы успешно получают в КГУ имени Н.А. Некрасова и ЯрГУ имени П.Г. Демидова, где наряду с квалификацией учителя, им присваивается квалификация химика для работы в лабораториях и на производстве.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Профориентационная работа на уроках химии в 9-х классах
2 слайд
Описание слайда:
Введение Современная концепция общего среднего образования в рамках ФГОС предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-ом классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации, именно девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.
3 слайд
Описание слайда:
Цель и задачи работы Разработать методику профориентационной работы на уроках химии в 9-х классах. В настоящей работе с целью выявления, формирования и развития интереса учащихся к профессиям, связанным с химией, была поставлена следующая задача: организовать целенаправленную работу по практическому осуществлению профессиональной ориентации учащихся девятого класса, включающую комплекс мероприятий: Домашнее сочинение-эссе «Где мы встречаемся с химией?», « Химия у вас дома» Проведение экскурсий в СГТУ, СГУ (кафедра химии) Организация группы школьников – лаборантов учителя для проведения демонстрационного эксперимента на уроках. Подготовка и проведение классного часа «Что я знаю о профессиях, связанных с химией?». « Моя будущая профессия связана с химией» Подготовка и проведение уроков, деловой игры. Подготовка и проведение школьного вечера «Мы - химики», для учащихся 7-х классов.
4 слайд
Описание слайда:
В работе были использованы следующие методы: Изучение и анализ педагогической и методической литературы по профориентационной работе с учащимися и опыта учителей по ее осуществлению на уроках химии. Анкетирование учащихся в процессе работы с целью выявления сформированности их профессиональных интересов. Педагогические наблюдения за учащимися, беседы с ними, учителями, родителями. Работа проводилась в 9-х классах МОУ «СОШ № 22» г. Саратова
5 слайд
Описание слайда:
1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников. Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность будет минимальна.
6 слайд
Описание слайда:
В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение своеобразных уроков с привлечением специалистов, уроков в виде деловой игры, проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них передовых рабочих, техников, инженеров; организация работы химического кружка и др.
7 слайд
Описание слайда:
Все формы и виды классной и внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности. , . Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы: обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии; развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий. Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.
8 слайд
Описание слайда:
Организация и осуществление профессиональной работы на уроках химии. Планирование профориентационной работы. Предварительное анкетирование школьников с целью выяснения уровня сформированности интереса к химии и профессий, связанных с ней. (сентябрь) Домашнее сочинение-эссе “Химия у тебя дома ” (сентябрь) Посещение СГТУ, кафедра химии и прослушивание лекций “Металлы и неметаллы”, «Технологическое производство» (октябрь) Подготовка к участию в конференциях Организация ученического демонстрационного эксперимента. (октябрь – май) Проведение уроков с составлением технологического паспорта предприятия (ноябрь, январь) Экскурсия в СГУ (январь) Проведение вечера «Мы - химики» для учащихся 9-х классов Классный час «Химия в профессиях» (февраль) Составление сценария, подготовка и проведение деловой или ролевой игры. (март) Заключительное анкетирование. (апрель)
9 слайд
Описание слайда:
Практическая часть В начале учебного года для выяснения интереса учащихся к химии и химическим профессиям им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты: Какие ассоциации у Вас возникают при слове «химия»? Какое впечатление у Вас сложилось об этом предмете после 1-ого года обучения Нравится ли Вам химия как предмет? Если да/нет – почему? Какие профессии, связанные с химией, Вы знаете? Хотелось ли Вам получить химическую специальность (какую)? Можно ли обойтись без химии сейчас?
10 слайд
Описание слайда:
Результаты Результаты первого диагностического, анонимного анкетирования показали, что у большинства школьников слово «химия» ассоциируется с опытами, взрывами (54%) или уроком химии (38%). На вопрос №2 большинство учащихся ответило(76%), что слишком тяжелый предмет, много формул, уравнения не всегда правильные. На вопрос, нравится ли вам химия как учебный предмет и почему, положительный ответ дали 34% учащихся, им интересно на уроках химии и нравится химический эксперимент; 46% не определили четко своего отношения (так как им многое не понятно) и 10% категорически ответили «нет», не обосновывая свой ответ. Среди химических профессий большинство школьников (49%) назвали лаборанта и учителя химии, 11% отметили фармацевтов и врачей; 30% - не назвали ни одной химической профессии. В отношении будущей специальности 15% учащихся написали, что она, возможно, будет связана с химией. И, наконец, все школьники считают, что жизнь современного общества без химии не возможна. Насколько глубоко понимают девятиклассники роль химии в различных сферах деятельности человека, в быту, мы решили выяснить, предложив им домашнее сочинение-эссе на тему: «Химия у тебя дома?». Анализ этих сочинений показал, что большая часть детей связывает химию с гигиеническими и моющими средствами (мыло, паста, «Комет» и др.), девочки еще обязательно указывают косметику. Несколько сочинений (3) были достаточно глубоки по содержанию, в них отмечались разные отрасли промышленности, связанные с химией (целлюлозно-бумажная, силикатная, стройматериалы и др).
11 слайд
Описание слайда:
Анкетирование и проведенные беседы с учащимися, также анализ их домашних эссе «Химия у тебя дома?» позволили выявить тех, кому интересна химия, а также кто в дальнейшем будет готов связать себя с химическими профессиями. Из них была создана группа под названием младший лаборант, это были учащиеся с разной подготовкой по химии. Она должна была помочь мне с подготовкой и проведением опытов на уроке, а также осуществлять контроль за проведением другими лабораторных работ. Мы собирались после уроков, чтобы отработать эксперимент, проделать опыт и найти и проанализировать статьи в интернете, которые нам пригодятся в составлении технологического паспорта предприятия при прохождении тем, связанных с химическим производством. Помимо самой демонстрации они должны были научиться комментировать опыт: рассказывать о ходе своих действий, давать краткое описание прибора, который они используют, прогнозировать и объяснять результаты эксперимента. Учащиеся показывали такие опыты: «Получение кремниевой кислоты», «Получение угольной кислоты», «Специфические свойства углекислого газа», модель огнетушителя, «Взаимодействие металлов с кислотами» и т.д. Пример урока и инструктивной карточки для ассистента учителя по подготовке и проведению демонстрационного опыта
12 слайд
Описание слайда:
Подготовка и проведение демонстрационных опытов развивали такие качества, как умение наблюдать и делать выводы, практические навыки по сборке лабораторных приборов и обращению с химическими реактивами, пользование лабораторной посудой и оборудованием, умение демонстрировать и комментировать опыты. Эти умения необходимы как лаборантам разных химических производств, так и учителю химии. Следующим этапом было проведение уроков, где ребята в групповой форме знакомятся не только с химическим производством того или иного соединения, но и сами пробуют себя в роли профессиональных специалистов завода, начиная от лаборанта-технолога и заканчивая директором завода. Ребята сами находили нужную литературу. Каждый из учащихся должен был узнать, в чем заключаются его служебные обязанности по роли. Некоторым ребятам было поручено составить плакаты на экологические темы, схему производства. Урок прошел оживленно, все ребята проявили интерес не только к предмету, но и к химическим профессиям. Проведение данного урока позволило дать представление о работе таких специалистов, как заведующий лабораторией, эколог, инженер, экономист, технолог и другие, но и способствовало формированию экологической обстановки на планете, но и как о науке, разрабатывающей способы защиты окружающей среды от вредного воздействия антропогенных источников загрязнения. Большую роль играют уроки в форме деловой игры, где учитель предоставляем ученикам вести урок самостоятельно, опираясь лишь на своих молодых лаборантов. Этот урок готовится заранее, разрабатывается сценарий, устанавливаются роли участников, разрабатывается химический эксперимент, а также привлекается специалист в области химической промышленности
13 слайд
Описание слайда:
Для расширения кругозора учащихся был проведен классный час «Химия в профессиях». Ученикам поручили сделать сообщение о рабочих профессиях, связанных с химией. Они выбрали: учитель - химии, технолог, судмедэксперт. Во время классного часа сообщались сведения об учебных заведениях, где можно получить данную профессию. В беседе с учащимися выяснилось, что все они рассматривают среднее специальное образование только как ступень для получения последующего высшего. Классный час прошел оживленно, ребята серьезно отнеслись к обсуждению, поскольку каждый из них стоял перед проблемой выбора будущей профессии. Расширение их представлений о многообразии профессий, в том числе связанных с химией, повысило степень самостоятельности в определении своей будущей специальности.
14 слайд
Описание слайда:
Заключение Профориентационная организация на уроках химии, а также разных форм целенаправленной профориентационной работы средствами учебного предмета (сочинение, экскурсии, ученический демонстрационный эксперимент, классный час, деловая игра, беседы с учащимися) позволила расширить знания школьников о специальностях, связанных с химией; выявить детей, интересующихся химией, помочь им в развитии их склонности и в выборе будущей профессии. Учащиеся 9-х классов стали принимать активное участие в конференциях различного уровня, занимая призовые места.2-ое и 3-е место в муниципальной конференции «Мы – будущее XXI века». Учащиеся не только с удовольствием показывают демонстрационные опыты, но и некоторые хотят связать свою профессию с химией. Следует учитывать также, что эффективность профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
15 слайд
Описание слайда:
Выводы Реализация разнообразных форм профориентационной деятельности учителя, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку, способствует осознанному выбору школьниками их будущей профессии. Профориентация учащихся средствами учебного предмета позволяет выявить и развить их устойчивый интерес к химии и связанным с ней специальностям. Организация демонстрационного ученического эксперимента на уроках способствует ориентированию школьников на приобретение профессии учителя химии.
16 слайд
Описание слайда:
Доклад на тему: «Профориентационная работа на уроках биологии».
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это ориентация школьников на те или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В прямом смысле – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном смысле – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.
Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.Выбрать себе профессию - это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Наиболее актуально вопрос профориентации становится в старших и выпускных классах, но начало должно закладываться в более ранних классах.
Формы и методы проведения профессиональной ориентации учащихся, применяемые в процессе изучения курса «Биологии», чрезвычайно разнообразны, а их выбор обусловлен такими факторами, подготовленность учителя-предметника к проведению такой работы, оснащенность кабинета учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения и др. Предметный урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в обучении, поэтому на него падает большая часть работы по профориентации учащихся, осуществляемой преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.
Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие направления:
Формирование научного мировоззрения.
Усиление связи теории с практикой, формирование у школьников умений, навыков и черт характера, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках курса «Биологии» с историей тех или иных биологических открытий в нашей стране и за рубежом).
Использование краеведческого принципа в обучении (ознакомление учащихся с природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).
Формирование у школьников социально значимых мотивов учения, основанных на устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для сознательного выбора ими будущей профессии.
На уроках для решения задач профориентации возможно использование различных методов и методических приемов, которые можно объединить в три группы – словесные, наглядные, практические.
Из словесных методов возможно использование сообщений о производствах, профессиях; выступления специалистов, приглашенных на урок, и др.
Ознакомление учащихся с профессиями можно осуществлять по такому плану:
Значение профессии и ее место в общей системе производства, продукция, материалы и технология производства.
Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной профессии.
Общеобразовательные и специализированные знания, необходимые для качественного выполнения трудовых функций.
Общетрудовые и специализированные умения и навыки, необходимые для выполнения работы.
Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью, необходимые для успешного овладения профессией.
Система подготовки к профессии; пути получения профессии; условия повышения производственной квалификации.
Из наглядных методов на уроках Биологии необходимо проведение демонстрационных опытов, иллюстрирующих производственные процессы, с отражением их безопасности для окружающей природной среды в целом. Из данных методов возможно использование технических средств обучения, таких как видеофильмы и записи телевизионных передач; демонстрация таблиц, схем, графиков, стендов, коллекций, и т. д.
Немалую роль в профориентационной работе на уроке из практических методов играют лабораторные работы и практические занятия; задания на моделирование и решение познавательных задач. Для них характерно сочетание методов наблюдения, эксперимента, практической работы учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой и неживой природы, объектах и процессах, происходящих в обществе. Практические методы профориентационной работы являются наиболее эффективными, так как в этом случае осуществляется проба сил учащихся на практике, реально проверяется устойчивость их познавательного интереса к предмету и намеченной профессии.
Так, на практических работах на уроках по курсу «Биологии» школьники приобретают элементарные умения определения химического состава веществ, получают умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, микропрепаратами; овладевают методикой проведения элементарных физиологических, экологических исследований и др. Все указанные умения и навыки могут найти применение в трудовой деятельности после окончания учебного заведения любого типа.
Огромное значение из всех форм профориентационной работы имеют производственные экскурсии . Они дают возможность показать учащимся важные области применения знаний, умений и навыков по биологии в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, любом виде производства, наглядно и конкретно ознакомить с содержанием трудовой деятельности различных специалистов (медиков, экологов, работников сельского хозяйства и др.). На экскурсиях учащиеся получают целостное представление и об объекте экскурсии, и о содержании и условиях труда на нем.
По своему назначению производственные экскурсии разделяют на:
Тематические (ознакомление с конкретным производством).
Комплексные (учащиеся наблюдают природные или производственные объекты с точки зрения различных дисциплин – биологии, экологии ОБЖ, химии, физики).
Экскурсии для отдельных групп учащихся, проявляющих склонность к тем или иным профессиям, связанным с применением биологии в различных отраслях экономики.
Привлечение школьников к изучению факультативных курсов по биологии способствует профессиональному просвещению учащихся. В процессе изучения факультативов школьники приобретают практические умения и навыки, знакомятся с различными специальностями и профессиями.
Таким образом, задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы учащихся, прививать в конечном итоге любовь к профессии, поэтому большая роль в профориентации учащихся принадлежит и различным внеурочным мероприятиям. К ним относятся занятия предметного кружка с профессиональной направленностью, малые группы по интересам, ученические научные сообщества, ролевые игры познавательно-поведенческого характера. При организации профпросвещения следует учитывать, что целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы производственному окружению учебного заведения, то есть учитывало бы региональные особенности.
Научно-практическая часть обеспечивает углубленное теоретическое и практическое изучение конкретной области курса Биологии. При этом рекомендуется оптимальное соотношение теории и практики (1:2).
Профессиографическая часть знакомит с профилями и отдельными специальностями с помощью экскурсий на предприятия и в научные учреждения, через наблюдение труда специалистов на рабочих местах, встречи с представителями отдельных профессий.
Психологическая часть направлена на формирование сферы мотивации, оценки и на самооценку способностей с целью «примерки» профессии к личности ученика.
К особой форме внеурочной работы относятся месячники профориентации, недели профессий, которые включают организацию выставок книг, изделий учащихся и предприятий, проведение экскурсий, встреч со специалистами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т. п.
Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении курса «Биологии» требует комплексного использования всех ее форм и методов.
Приложение №1.
Познакомимся с более востребованными профессиями современности.
В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.
Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды - изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.
Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог - это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе - новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.
Медицинский работник. Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время. Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.
Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена .
Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персонал представлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.
Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.
Медицинская сестра – мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.
В обязанности медицинских работников младшего звена (санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.
Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.
Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства . Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
Ландшафтный дизайнер . Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки - от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.
Ветеринар . Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.
Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.
Манина Ольга Борисовна
Учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
Профориентационная работа на уроках химии
Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.
На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы
обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
решать задачи с производственным содержанием;
раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.
Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.
В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.
При обучении химии имеет важное значение формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда - формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.
Для учащихся 9 классов провожу курс по выбору «Химия продуктов питания», на котором учащиеся не только совершенствуют практические навыки, но и знакомятся с профессиями технолог пищевой промышленности, лаборант и др.
Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами.
С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам.
Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства - и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств
Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями - растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт. В 9 классе учащиеся узнают о профессиях химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф. В 10-11 классах - кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик инженер - химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.
При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.
При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла. В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность. Технологический процесс производства железобетона, кирпича в городе Черногорске работают предприятия: Черногорский завод ЖБИ, Черногорский кирпичный завод. Предприятие по производству цветного кирпича «Колизей». Экскурсии на эти предприятия позволили познакомить учащихся с технологическим процессом производства железобетона, кирпича.
Тема «Коксохимическое производство» позволяет применить местный материал о СУЭКе (Сибирская Угольная Энергетическая Кампания). Знакомлю учащихся с особенностями профессии аппаратчик углеобогащения.
Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности
«Сюжетно - ролевая игра «Встреча двух миров» (обобщающий урок по теме «Вода»), примеряясь к роли конкретных специалистов: геохимика, эколога, технолога, фармацевта, гидролога, искусствоведа, геохимика, метеоролога, провизора, океанолога, учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей не только химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к определённым профессиям.