Формы работы на уроке английского языка. Образовательный портал
Присадкова Нина Викторовна
учитель английского языка, МОУ СОШ № 3, г.Канаш
Социальный заказ школы: подготовить выпускника, способного жить в современном обществе. Что это за выпускник? Человек знающий ПК, языки, способный обучаться самостоятельно; следовательно, к методическим задачам школы можно отнести:
- обучение критическому мышлению,
- навыкам самостоятельной работы с учебным материалом,
- навыкам работы в команде,
- умение сформулировать задачу и самостоятельно ее решить,
- навыкам самоконтроля,
- умение работать на персональном компьютере.
- придать личностный смысл,
- деятельный характер,
- практическую направленность,
- сконцентрировать внимание на вопросах речевого развития.
Какие формы проведения занятий следует выбрать учителю, чтобы решать поставленные перед ним непростые задачи? Конечно, активные.
Урок-проект “Русские национальные праздники”, цикла “Традиции, обычаи” учебного пособия “Счастливый английский“для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Целями данного урока являются:
- обобщение лексико-грамматических знаний (пассивный залог, степени сравнения прилагательных и наречий, различные типы вопросительных предложений, Present Perfect Tense);
- обучение различным формам презентации изученного материала: игра, мультфильм, коллаж, отрывки из музыкальных произведений, рекламное объявление, тематическая стенгазета, драматизация;
- учить детей работать в группе, распределяя работу, используя индивидуальные таланты: музыкальные, художественные, литературные;
- развивать творческие способности, воображение, художественные знания;
- учить делать выводы, прогнозировать;
- обучать проектной деятельности.
Оборудование:
- на доске под календарными датами зимних праздников художественные формы их презентации (Новый год - тематическая стенгазета, Рождество - рисованый “мультфильм”, Крещение - коллаж, Масленица - рекламное приглашение);
- пошаговая схема работы над проектом, самоанализ проектной деятельности;
- логико-синтаксические схемы речевой деятельности учащихся на уроке;
- песня “Три белых коня “из к\ф “Чародеи”, отрывки музыкальных произведений о зиме Г. Свиридова, русская плясовая музыка, национальные игровые песни;
- русское национальное блюдо, “телевизор с фильмом”, одна из игровых форм как праздничное развлечение.
Проблема урока: В школу приезжают гости из Африки, они никогда не видели зиму, не имеют представления о зимних праздниках русского народа. Попробуйте познакомить их с ними.
Время презентации: 45 минут.
ХОД УРОКА
(В сценарии представлена речевая деятельность учителя, логико-синтаксические схемы определяют последовательность речевой деятельности детей )
Teacher: We are going to have foreign guests in our school. They are from Africa and have never seen our winter with its celebrations. Our aim is to get them acqunted as close as possible with Russian winter festivals. . Due to your choice you were divided into four groups and с hose the definite form of presentation to work with. You have the leaders of your groups who will tell us about steps you took during your work on the project. While participating in our presentation, follow the directions that you can see in your work-cards on your desks. Mind the time. (Звучит песня из к \ ф “ Чародеи ” )
Brainstorming Song.
Music always helps people to be set emotionally about. Let us listen to the Russian children song “Three White Horses”, keeping in mind they are December, January and February. . While listening to it, brainstorm the ideas about Russian winter that you picture in your minds.
Do these ideas help foreigners to feel winter? What is it important to feel?
Presentation Part
Winter celebrations begin with New Year’s Eve. Group 1 is ready to share their ideas about it. First tell us about your work on the project (Приложение №1 ) Your bright wall newspaper can inform our guests about the holiday in Russia. What have you placed there? (Приложение №2 ) Why is the centre of your paper occupied with popular Russian character Father Frost? What ideas about Russian winter have you taken into account? (to pupils) Do you like their work? What do you like most of all?
I know that Tolya is fond of music, he is a student of a musical school that’s why he has chosen some pieces of music by Sviridoff. While listening to them, tell us what you feel about it: joy, melancholy, trouble; what you picture in your minds. Let Tolya say how right you are. Good job! Thank you for your work.
After New Year’s Eve goes Orthodox Christmas. It has always been the time for games, fortune- telling, it’s so enriched with different things that you decided to make a roll movie showing this celebration in pictures.. But first the steps you took in your work. (Приложение №3 )
On one of your stills people are playing the game. Can you show us how it is played and if it is possible we would like to be its participants. (Разыгрывается игра, куда приглашаются и гости ) It’s really the time of fun, isn’t it?
But it’s only the midtime of winter. On the 19 th of January the Russians have Epiphany that is not so popular as Christmas, but is rather charming and mysterious one. Explain, please, why your choice is a collage. (Приложение №4 )
The Russians are very hospitable people, that’s why our guests will be invited to a lot of parties. Epiphany party is a special event that should be discussed. Let us listen to a talk where a foreigner wants to find out some behavior rules at the party.
February is over, it’s time to say” good bye” to dark and cold days, burning the scarecrow of winter, the Russians used to do in the past. Shrovetide has come. (Звучит русская плясовая музыка )
Your advertisement board is rather colorful and looks different from the collage. I want you to explain this difference as well as to describe your work on the project.
It’s the longest celebration of winter that lasts the whole week. The highlight of Shrovetide is Pancakes Sunday. Would you like our guests to taste them? (Угощение блинами сопровождается обрядовыми песнопениями, разученными учащимися в ходе работы над проектом ).
The Final Part
Are you sure our guests have understood the idea of Russian festivals in winter?
What makes you think so?
Have you done everything you wanted? Is the result the same you thought of?
What was the most difficult\easiest to do? What else would you like to include ?
I’m sure that your cooperation led you to friendliness and helpfulness, am I right?
If you could, what would you change? What is our work resulted in?
Читателю может быть интересен также урок-проект с применением компьютера (материалы Hilke Maria Cornelius, Meigs Magnet School), так как компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
Название: Интернет-энциклопедия 2040
Предмет: иностранный язык, страноведение, литературоведение, информатика
Класс: 14-15 лет
Тема: Известные люди
Период: 5 уроков по 45 минут
Проблема: учащимся необходимо заглянуть в будущее, составив проект об их жизни и достижениях к 2040 году. Каждый пишет статью (в 3-м лице) в Энциклопедию о личных и профессиональных достижениях и вкладе в мировую цивилизацию в течение последних 35 лет.
Цели:
- увязать общий словарный запас в значимый для учащихся контекст;
- развивать мышление и планирование на иностранном языке на личностной основе;
- развивать умения учащихся в переводе с родного языка на иностранный;
- развивать умения аннотировать прочитанную информацию;
- совершенствовать страноведческие знания учащихся;
- совершенствовать языковые знания: орфографию английских слов, структуры английских предложений, временные формы глагола, лексический запас;
- совершенствовать умения детей в использовании компьютера для передачи информации;
- воспитывать интерес учащихся к личности друг друга;
- развивать воображение, логику, критическое мышление, творческое начало.
Оборудование урока:
- компьютеры, подключенные к учительскому, где содержится дизайн Интернет-энциклопедии 2040, сканер, принтер, ламинатор, русско-английский словарь, фотографии каждого студента.
Урок 1: введение словаря, содержащего темы: профессия, семья и иную лексику в контексте биографических статей.
а) коррекция произношения (громкая) отдельных слов и фраз в биографических статьях,
б) Учитель произносит слово - студенты записывают, учитель записывает слово\фразу на доске - студенты проверяют собственную работу немедленно и исправляют ошибки.
Урок 2: продумывание собственных биографических статей.
а) учитель обеспечивает учащихся статьями- моделями на английском языке (фотографии персонажей статьи прилагаются),
б) студенты продумывают статью о себе, используя модель как образец (родной язык не привлекается).
Дома: коррекция статьи.
Урок 3: написание аннотации и ввод ее в компьютерную Энциклопедию.
а) учащиеся читают статьи друг другу и беседуют с учителем для заключительной коррекции проекта и ввода его в интранет-пространство,
б) студенты открывают Энциклопедию 2040, впечатывая свои статьи в учительский дизайн-проект.
Задачи учителя: рядом с каждой статьей сканировать фото каждого студента с его именем и датой (И. Иванов в 2005 г.). Если нет сканера, статья просто распечатывается и оформляется фотографией.
Урок 4: исследовательская деятельность “Известные люди”.
а) студенту назначают другого студента как определенного “известного” человека в качестве обьекта исследования,
б) каждый студент, используя печатный биографический материал, переписывает его от руки,
с) переводят статью на родной язык.
Урок 5: Презентация.
а) каждый студент выступает в классе со своим собственным “научным” исследованием - сообщением об “известном” человеке и аннотацией для Энциклопедии,
б) задает слушателям специальные вопросы, касающиеся содержания излагаемого.
Анализ:
а) Письмо: насколько хорошо студент-биограф использовал изученную лексику в сочетании с правильной грамматикой, насколько точно переданы биографические особенности данной личности?
б) Чтение: Насколько точно чтение про себя трансформировалось на экране компьютера в написанный текст?
с) Понимание: Какой уровень понимания достигнут во время устной презентации, как учащиеся реагировали при прослушивании, насколько логична аннотация.
Таким образом, активные формы работы на уроке помогают реализовать очень важные принципы:
- ученик изучает язык и овладевает им, общаясь на нем,
- в центре внимания - личность обучаемого,
- овладение языком осуществляется в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность путем решения развивающих задач,
- фокус урока- проблема.
Групповое взаимодействие, направленное на решение учебной задачи, в которое каждый вносит свой вклад, стимулирует активность каждого ученика.
Еще одним приемом организации максимальной мотивации является игра.
Игра - это: индивидуальная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, познания в сфере страноведения и языка, непосредственное запоминание речевого материала.
К основным правилам такого урока можно отнести следующие:
- учащимся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть по ходу действия;
- необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации;
- необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни;
- ученики должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
Итак, экологический урок-сказка “Спасем Матушку-Природу”, пособие “Английский 6” под ред. О. Афанасьевой, 7-й класс.
Задачи:
- проконтролировать лексические знания учащихся по теме “Экология”, грамматические знания (пассивный залог, видовременные формы глагола);
- проконтролировать знание учащимися содержания учебной темы (тепличный эффект, проблемы окружающей среды, влияние окружающей среды на человека, пути решения экологических проблем), развивать творческую инициативу учащихся, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, устанавливая логическую связь между поступками и их последствиями, учить бережному отношению к природе.
Оснащение урока:
- бутылка с “письмом”;
- проекты в рисунках “Экологические проблемы моего города”;
- логико-синтаксические схемы (ролевые карточки), визитки;
- “забор” из заданий, 5 песня “Don’t kill the World”;
- яблоко, нож;
- одеяние Природы-матушки(венок из цветов),
- коллаж “Красоты природы”;
- советы “Совы”;
- текст Клятвы и анкеты;
- сочинения “How I Personally Take Part In Saving Our Planet From the Ecological Disaster”.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент : (Учитель к учащимся ) As far as you know we live in the world full of problems. Of course, we hope to solve them. We love our planet and will try to help it. But how can children help to save nature treasures?
(Опоздавший ученик ): May I come in? Excuse my being late. Since early morning my Dad and I have been fishing and suddenly I caught a strange bottle instead of fish. Here it is. Seems to me it has something inside. Oh, it’s a letter. Who wrote it? What is it about?
2. Вступительное слово: (Учитель ) Buried treasure! It makes us think about pirates and hidden chests full of gold.
(Природа - старшеклассница ): Oh, gold is only one but not the only treasure withinin me. These treasures are a gift to you. But there’s a limited amount of them. When you use them all up, there will be no more. So it’s up to you to decide - what should you do with them? I’ve got a lot of enemies: the carbon dioxide, the greenhouse effect, acid rains, ozone holes, the pollution. Will you take my treasure all out of the Earth or save them for your children? It’s your turn to ask the question and come up with the answer. After all, everything belongs to you.
(Учитель к классу ): What should we do? Let’s organize the expedition to Mother- Nature to explain what we’ll do to save her. Who will become the member of the expedition? I offer you the quiz, winners will be the participants (Материалы учебника , стр . 127 ), who will go to nature enemies’ habitats, we’ll try to win them. Who has got from 12 to 15 points? You are our participants. . Before starting our trip, I offer you to sign very important document, called The Pledge of Allegiance to the Earth. (Приложение №6 ).
These are your helping cards (Приложение №7 ). Follow the directions in them.
(Учитель показывает проекты-рисунки учащихся ): Look, how unhealthy the world is. What is there in your pictures? I’m sure here we come across one of nature’ enemy.
3. Начало ролевой игры:
(Встреча с тепличным эффектом ): Are you looking for me? Haven’t you recognized me? Guess the riddle: In a greenhouse the glass lets the heat in and prevents most of it from escaping. The Earth is warmed by the Sun and gases keep the heat from escaping. More and more gases are being added to the atmosphere, mainly from the burning of fossil fuels (coal, oil). What does it cause on the Earth? Yes, it’s me, greenhouse effect. I want you to say what glass I mean.
(Участник ): I think you mean the carbon dioxide, it acts like glass. And I know where the carbon dioxide comes from. We produce it when we burn things. People cut down and burn big areas of rainforest. But only trees take the gas from the air and produce oxygen, we breath in. I think we can win the enemy, we need lots of greenery in the place where we live.
(Встреча с "врагами" воды и воздуха ): What about us? You can find us everywhere: in the air. the water, the soil, wherever you go. People built a lot of factories and make a lot of cars, that put a lot of gases into the air. You aren’t always safe to breath. The air isn’t clear at all. Rivers and lakes are polluted by garbage and poisonous chemicals. Underground water is polluted by gasoline or other poisonous liquids that seep into your Earth. You’ll die, soon die.
(Участник ): Everyone can help to keep the air clean and safe. I know the way out, let’s answer the questions on the board: Has your father got a car? Where does he clean it? What is the best way to clean the car? Which is better, to ride a bike or to drive a car? Have you ever burnt rubbish or autumn leaves? What do you think of it? Have you ever thrown anything into the water of a sea or a river near your place? Have you ever washed your bike there?
Now it’s the very time to think of the water contract. (I, ... , won’t waste water, will try to have showers not baths, because showers use less water, will clear rubbish out of any water body.)
(Встреча с мудрой совой ):
- Hello, children, where are you going?
- To the Mother- Nature to save her treasures.
- Oh-ho-ho! It’s not an easy task to do. Her dangerous enemies have almost won her treasures. What are you going to do?
- To learn and follow some important rules to protect the environment. By the way, who are you?
- I’m Woodsy Owl, a mascot of the Forest Service - an agency within the United States Dpt. of Agriculture. If you want, I can give you some piece of advice to follow. Here it is:
- Give a hoot! Plant a tree to create homes for birds and small animals.
- When you hike, leave the place clean.
- Be friends to fish, don’t throw rubbish into their homes. Paint pictures, not houses.
- Use your head. Smart people recycle paper, glass, metal.
- Don’t pollute. Leave wild flowers for others.
- Thanks, the wise Owl! We’ll try to follow it. Bye!
(Участники подходят к забору ): What a high fence!We can’t get inside. Where is the entrance?
Look at the notice” You’ll get inside as soon as you solve some secrets”. Here they are. What can you reduce, reuse and recycle at home? What can you do at home to save energy?
(Участники решают проблемы и входят в “замок” Природы, она их встречает у входа ): Have you read my letter? How happy I am. Are you ready to help me?
- Yes, we are. You’ll survive. We know a lot of rules to protect you. Besides we’ve started following them.
- I’m so thankful. (Приложение №8 )
- We see, but who is the boy standing beside you.
(Встреча с гостем из Британии ): Hello, friends! I’m from Britain. There are a lot of environmental groups in Britain: Friends of the Earth, Greenpeace, London Wildlife Trust. I’m from the Liverpool Ecology Group. We take part in a lot of activities. Would you join us?
We’d like to. We think it’s important. For the beginning they are our maps with environmental problems of our region. Let’s work together. Besides we have some posters to spread within your country, here they are. We are sure only joint work will help our planet.
4. Подведение итогов игры.
Жизнь не стоит на месте и поэтому очень важно для любого профессионала быть в курсе и активно использовать в своей деятельности все современные достижения науки, постоянно обучаясь, учить других.
Доклад на тему «Активные формы работы на уроках английского языка в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности обучающихся».
Уважаемые коллеги, в настоящее время актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, поскольку основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет, может внести вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. Английский язык, осуществляя воспитательные, образовательные и развивающие функции, может реализовать творческий потенциал в ходе осуществления практической цели обучения.
Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной. В первую очередь необходимо обращать внимание на раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося, таких его качеств, как трудолюбие, активность, инициативность, умение работать в сотрудничестве, создание иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации, самостоятельная работа.
Я считаю, что у каждого ребёнка есть разного рода дарования. Конечно, не все дети способны что-то сочинить, вообразить или придумать. Но, не смотря на это, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития нужны стимулы – обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, поощрение высказываний оригинальных идей.
Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка требует от учителя нового подхода её решения, в частности, использование более совершенных творческих приёмов обучения, развития умения обучающихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность обучающихся.
На мой взгляд, одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам я отношу: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-заочное путешествие, интегрированный урок, урок защиты проектов, урок-зачёт. Проведение внеклассных мероприятий соревновательного характера: интеллектуальных игр, различных конкурсов, олимпиад, которые развивают творческую личность в школе.
А сейчас я хотела бы рассказать об активных формах работы, которые я использую на своих уроках.
1) Творческая работа со стихами и песнями.
Очень популярный вид деятельности на начальном этапе обучения.
В начальных классах мы знакомимся с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. Пение несёт большой эстетический и воспитательный потенциал.
Ребятам начальных классов трудно запоминать грамматические конструкции. Для запоминания форм глагола to be с ребятами можно спеть песенку « I am you are » на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Также мы слушаем и поём песенки, предложенные нам автором учебника Марией Вербицкой, такие как “ Good morning ”, “ How do you do ?”, “ My family ”, “ Listen !” “ Happy birthday to you ”.
Как в начальном, так и в среднем звене мы с ребятами разучиваем небольшие стихотворения, рифмовки, которые направлены на развитие памяти, запоминания лексических структур, постановку произношения. Это позволяет мне заинтересовать ребят творческой деятельностью.
Пример:
7 класс:
Look at the boy
He has a toy.
Look at the girl
She has a doll.
Look at the cat
It is in the hat.
Look at the pig
It is very big.
2 класс :
Where are you from?
I am from London.
Where are you from?
I am from New York.
Where are you from?
I am from Vladimir.
Where are you from?
I am from Orel.
2) Всем известно, что обучающиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Как только я замечаю, что ученики устали, я провожу физкультминутку. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение, но и развивают внимание и память у обучающихся. После проведения физкультминутки каждый ученик чувствует себя комфортно и раскованно, не стесняется говорить по-английски, напряжение снимается, восстанавливается работоспособность не только у ребят, но и у меня.
Вот некоторые физкультминутки, из тех, что я провожу на своих уроках.
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose
(имитируем
походку
медведя
)
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,
Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,
Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,
Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.
2) One, one, one (показываем указательный палец)
I can run ! ( бег на месте )
Two, two,two ( показываем 2 пальца )
I can jump too! (прыгаем на месте)
Three, three, three (показываем 3 пальца)
Look at me ! (ребенок замирает в смешной позе)
Stand up, sit down ( встаем , садимся )
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на п ол)
Stand up, sit down ( встаем , садимся )
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
3)Творческий подход к диалогам.
Данный вид деятельности я применяю как в 7-х классах, так и во 2-х. Обучающиеся разыгрывают диалоги по ролям, устраивают постановки как представления. Тематика самая различная, как с более усложнённой лексикой, так и самой простой.
Hello, Masha. Nice to see you.
Hello, Dima. Nice to see you too.
How are you?
I ’ m fine . And you?
4)Проектная работа.
Проектная работа делает учебный процесс значимым для школьников, в котором они раскрывают свой творческий потенциал, проявляют фантазию, креативность и самостоятельность. В таких работах обучающиеся проявляют свои коммуникативные умения.
В 7 –х классах на завершающем этапе работы над темой я провожу урок-проект, предусмотренный программой по УМК Кузовлева, где ребята реализуют возможность выразить свои идеи в удобной для них форме: создают презентации, делают иллюстрации.
Во 2-х классах проектной работе также есть место только в упрощённом виде. Например, у меня ребята делали карточки с английским алфавитом.
5)Использование творческих заданий на уроке.
Данная работа проводится как в старшем, так и в начальном звене. Например, узнать свои корни – нарисовать генеалогическое дерево по теме « My family », составить рецепт любимого блюда по теме « Food ».
6)Нестандартные уроки или внеклассная деятельность.
Нестандартные уроки проводятся, в основном, в рамках недели английского языка. Постановка сказок, пьес с музыкальным сопровождением, с танцами и песнями. Обучающиеся проявляют свою креативность и самостоятельность. Заочные олимпиады и конкурсы по английскому языку способствуют развитию самостоятельности обучающихся. На этой неделе мои ученики принимают участие в заочной олимпиаде на сайте « Infourok », чтоспособствует развитию их самостоятельности.
7)Игровые приёмы.
Игры особенно эффективны на младшей ступени обучения. Использование игр на уроках английского языка обеспечивает эмоциональное воздействие на обучающихся, способствует актуализации опорных знаний, облегчает овладение речевыми навыками.
На своих уроках во 2-х классах я применяю лексические и грамматические игры, которые предлагает нам автор учебника Мария Вербицкая. Фразу « Let ’ s play ” ребята ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ученика.
Благодаря играм школьники легче усваивают языковой материал, а вместе с этим у них возникает чувство удовлетворённости – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
8)Работа в группах.
Одна из главных задач на уроке – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока. Реализовать эту задачу мне помогает групповая форма работы.
В 7-х классах один из уроков по текущей теме я провожу в групповой форме. Класс делится на три группы, в каждой группе есть как сильные ученики, так и слабые. Мы с ребятами моделируем различные ситуации, ученики, работая в группах, реализуют коммуникативные задачи общими усилиями.
Групповая работа помогает мне активизировать работу учеников. Обучающиеся получают новые знания через сотрудничество с другими членами группы.
Все перечисленные мною активные формы работы на уроке английского языка, бесспорно, становятся эффективнее, благодаря использованию современных технологий, которые дают высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету.
Как вы знаете, в традиционной модели обучения хорошим считался исполнительный ученик. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку именно эта черта личности может гарантировать успех в жизни, готовность к решению различных проблем. Характерной особенностью современного развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций.
Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. Это прежде всего психологическая готовность к решению проблем.
Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации, а также как совокупность умений:
Находить нужную информацию с помощью различных источников;
Определять степень её достоверности, новизны, важности;
Обрабатывать её в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
Архивировать и сохранять;
Использовать для решения спектра задач.
Коммуникативная компетенция. Любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.
Работа на компьютере вызывает у обучающихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению английскому языку.
Таким образом, все эти активные формы работы, а также использование информационных технологий, я уверена, способствуют развитию творческих способностей и самостоятельности обучающихся, оптимизации учебного процесса. Активные формы работы «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. И, конечно же, наша задача была, есть и будет – увлечь, научить, развить.
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. При выборе технологии обучения обучающихся вторых классов я учитываю их психологические и возрастные особенности (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм обучения. Учить языку – это искусство, малышей – искусство искусств.
Развитие продуктивной учебной деятельности, самостоятельности и креативности обучающегося требует, чтобы учитель сам был креативным, а также был в постоянном творческом поиске, к чему я и стремлюсь.
Доклад на тему «Активные формы работы на уроках английского языка в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности обучающихся».
Уважаемые коллеги, в настоящее время актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, поскольку основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет, может внести вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. Английский язык, осуществляя воспитательные, образовательные и развивающие функции, может реализовать творческий потенциал в ходе осуществления практической цели обучения.
Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной. В первую очередь необходимо обращать внимание на раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося, таких его качеств, как трудолюбие, активность, инициативность, умение работать в сотрудничестве, создание иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации, самостоятельная работа.
Я считаю, что у каждого ребёнка есть разного рода дарования. Конечно, не все дети способны что-то сочинить, вообразить или придумать. Но, не смотря на это, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития нужны стимулы – обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, поощрение высказываний оригинальных идей.
Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка требует от учителя нового подхода её решения, в частности, использование более совершенных творческих приёмов обучения, развития умения обучающихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность обучающихся.
На мой взгляд, одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам я отношу: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-заочное путешествие, интегрированный урок, урок защиты проектов, урок-зачёт. Проведение внеклассных мероприятий соревновательного характера: интеллектуальных игр, различных конкурсов, олимпиад, которые развивают творческую личность в школе.
А сейчас я хотела бы рассказать об активных формах работы, которые я использую на своих уроках.
1) Творческая работа со стихами и песнями.
Очень популярный вид деятельности на начальном этапе обучения.
В начальных классах мы знакомимся с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. Пение несёт большой эстетический и воспитательный потенциал.
Ребятам начальных классов трудно запоминать грамматические конструкции. Для запоминания форм глагола to be с ребятами можно спеть песенку «I am you are» на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Также мы слушаем и поём песенки, предложенные нам автором учебника Марией Вербицкой, такие как “Good morning”, “How do you do?”, “My family”, “Listen!” “Happy birthday to you”.
Как в начальном, так и в среднем звене мы с ребятами разучиваем небольшие стихотворения, рифмовки, которые направлены на развитие памяти, запоминания лексических структур, постановку произношения. Это позволяет мне заинтересовать ребят творческой деятельностью.
Пример:
7 класс:
Look at the boy
He has a toy.
Look at the girl
She has a doll.
Look at the cat
It is in the hat.
Look at the pig
It is very big.
2 класс:
Where are you from?
I am from London.
Where are you from?
I am from New York.
Where are you from?
I am from Vladimir.
Where are you from?
I am from Orel.
2) Всем известно, что обучающиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Как только я замечаю, что ученики устали, я провожу физкультминутку. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение, но и развивают внимание и память у обучающихся. После проведения физкультминутки каждый ученик чувствует себя комфортно и раскованно, не стесняется говорить по-английски, напряжение снимается, восстанавливается работоспособность не только у ребят, но и у меня.
Вот некоторые физкультминутки, из тех, что я провожу на своих уроках.
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose(имитируем походку медведя)Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.
2) One, one, one (показываем указательный палец)
I can run ! (бег на месте)
Two, two,two (показываем 2 пальца)
I can jump too! (прыгаем на месте)
Three, three, three (показываем 3 пальца)
Look at me ! (ребенок замирает в смешной позе)
Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на пол)
Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
3)Творческий подход к диалогам.
Данный вид деятельности я применяю как в 7-х классах, так и во 2-х. Обучающиеся разыгрывают диалоги по ролям, устраивают постановки как представления. Тематика самая различная, как с более усложнённой лексикой, так и самой простой.
Hello, Masha. Nice to see you.
Hello, Dima. Nice to see you too.
How are you?
I’m fine. And you?
4)Проектная работа.
Проектная работа делает учебный процесс значимым для школьников, в котором они раскрывают свой творческий потенциал, проявляют фантазию, креативность и самостоятельность. В таких работах обучающиеся проявляют свои коммуникативные умения.
В 7 –х классах на завершающем этапе работы над темой я провожу урок-проект, предусмотренный программой по УМК Кузовлева, где ребята реализуют возможность выразить свои идеи в удобной для них форме: создают презентации, делают иллюстрации.
Во 2-х классах проектной работе также есть место только в упрощённом виде. Например, у меня ребята делали карточки с английским алфавитом.
5)Использование творческих заданий на уроке.
Данная работа проводится как в старшем, так и в начальном звене. Например, узнать свои корни – нарисовать генеалогическое дерево по теме «My family», составить рецепт любимого блюда по теме «Food».
6)Нестандартные уроки или внеклассная деятельность.
Нестандартные уроки проводятся, в основном, в рамках недели английского языка. Постановка сказок, пьес с музыкальным сопровождением, с танцами и песнями. Обучающиеся проявляют свою креативность и самостоятельность. Заочные олимпиады и конкурсы по английскому языку способствуют развитию самостоятельности обучающихся. На этой неделе мои ученики принимают участие в заочной олимпиаде на сайте «Infourok», чтоспособствует развитию их самостоятельности.
7)Игровые приёмы.
Игры особенно эффективны на младшей ступени обучения. Использование игр на уроках английского языка обеспечивает эмоциональное воздействие на обучающихся, способствует актуализации опорных знаний, облегчает овладение речевыми навыками.
На своих уроках во 2-х классах я применяю лексические и грамматические игры, которые предлагает нам автор учебника Мария Вербицкая. Фразу «Let’s play” ребята ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ученика.
Благодаря играм школьники легче усваивают языковой материал, а вместе с этим у них возникает чувство удовлетворённости – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
8)Работа в группах.
Одна из главных задач на уроке – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока. Реализовать эту задачу мне помогает групповая форма работы.
В 7-х классах один из уроков по текущей теме я провожу в групповой форме. Класс делится на три группы, в каждой группе есть как сильные ученики, так и слабые. Мы с ребятами моделируем различные ситуации, ученики, работая в группах, реализуют коммуникативные задачи общими усилиями.
Групповая работа помогает мне активизировать работу учеников. Обучающиеся получают новые знания через сотрудничество с другими членами группы.
Все перечисленные мною активные формы работы на уроке английского языка, бесспорно, становятся эффективнее, благодаря использованию современных технологий, которые дают высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету.
Как вы знаете, в традиционной модели обучения хорошим считался исполнительный ученик. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку именно эта черта личности может гарантировать успех в жизни, готовность к решению различных проблем. Характерной особенностью современного развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций.
Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. Это прежде всего психологическая готовность к решению проблем.
Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации, а также как совокупность умений:
Находить нужную информацию с помощью различных источников;
Определять степень её достоверности, новизны, важности;
Обрабатывать её в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
Архивировать и сохранять;
Использовать для решения спектра задач.
Коммуникативная компетенция. Любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.
Работа на компьютере вызывает у обучающихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению английскому языку.
Таким образом, все эти активные формы работы, а также использование информационных технологий, я уверена, способствуют развитию творческих способностей и самостоятельности обучающихся, оптимизации учебного процесса. Активные формы работы «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. И, конечно же, наша задача была, есть и будет – увлечь, научить, развить.
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. При выборе технологии обучения обучающихся вторых классов я учитываю их психологические и возрастные особенности (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм обучения. Учить языку – это искусство, малышей – искусство искусств.
Развитие продуктивной учебной деятельности, самостоятельности и креативности обучающегося требует, чтобы учитель сам был креативным, а также был в постоянном творческом поиске, к чему я и стремлюсь.
Реферативная работа по самообразованию.
Введение
Просмотр содержимого документа
«Активные формы работы на уроках иностранного языка»
на тему «Активные формы работы на уроках иностранного языка»
Выполнила: Братченко Т.Л
Введение;
Подготовительный этап;
Основной этап;
Заключение.
Введение
В основе методики - игровые технологии. Простота использования, новизна пробуждает у учащихся интерес к обучению иностранному языку, дарит чувство успеха, позволяет активно работать на уроке, независимо от уровня и индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание уделяется развитию разносторонней коммуникативной компетенции студента; теоритический и практический материал приводиться в соответствии с теми формами языковой деятельности, которые востребованные в современном обществе.
Методические подходы и приемы, которые мы используем в своей работе, нацелены на развитие самостоятельности у обучающихся. Содержание учебных заданий соответствует их интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития. При обучении основным речевым умениям и навыкам соблюдать принцип знать, чтобы уметь, а не знать и уметь.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап вводит в тему, настраивает студентов на выполнение задания, акцентируя внимание на уже известном. Этот этап завершается рекомендациями по выполнению задания:
Повторить тематическую лексику:
Работа со словарем - рассказать о работе со словарем. Словарь, как правило, состоит из заглавных слов и словарных статей. Заглавное слово, значение которого объяснено и часто иллюстрировано примерами. Все заглавные слова расположены в алфавитном порядке и имеют указание, какой частью речи они являются. Словарная статья – это мини-текст, содержащий определенные сведения о заглавном слове.
2. Работа в парах или группах.
Объем словарной статьи зависит от того, сколько значений имеет заглавное слово. Большинство слов, как и в русском, так и в английском языке многозначно, т.е. имеют несколько значений. Выбор конкретного значения многозначного слова зависит от контекста, в котором они встречаются.
Например: Догадаться о значении неизвестного слова можно догадаться по словообразовательным суффиксам.
Easy - легкий;
Easily – легко.
При поиске слова в словаре необходимо выделить его исходную форму: reading –read; easily-easy.
Основной этап (работа в парах или группах).
Основной этап включает в себя элемент осмысление путей решения поставленной задачи, в ряде случаев их обсуждение в парах или группах. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы ученики хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав приемы организации учебной деятельности, многие педагоги выбирают игру. Игровая деятельность как средство обучения обладает большими потенциальными возможностями. С помощью игровых приемов хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования и говорения, активизируется лексический и грамматический материал. В активных формах организации обучения развиваются творческие, мыслительные способности ребёнка. В них предполагается принятие решения: как поступить, что сказать и как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность обучающихся. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Эта форма работы очень нравится учащимся.
Изучать иностранный язык с помощью диалогов очень полезно, потому как в них собрано большое количество полезной разговорной лексики, которая часто встречается в повседневном общении. Диалоги способны помочь быстро набрать активный запас слов и выражений, а также освоить сленговые выражения.
Например:
What"s the matter, David? You look very unhappy. |
|
Bad toothache. It"s been hurting me all day. |
|
You had better go and see your dentist, hadn"t you? |
|
I"m seeing him tomorrow. I was unable to make an appointment with him for today. |
|
How about trying to find another dentist who can see you today? Shall I get the telephone book and do it for you? |
|
No, thank you, Sheila. I"d rather you were not making such a fuss over me. I"d rather wait until tomorrow. I prefer seeing my own dentist when it is possible. |
Дни недели запоминаются на уроках в сочетании с различными действиями, например:
Mrs Green washes on Monday,
Irons on Tuesday.
Shops on Wednesday
Backs on Thursday,
Cleans on Saturday,
This is the table of Mrs Green.
Части тела запоминаются очень быстро, так как стихотворение разучивается с показом на себе, например:
Knees, and toes,
Head, shoulders ,knees, and toes,
Knees, and toes.
Eyes, and ears, and mouth, and nose,
Head, shoulders ,knees, and toes,
Knees, and toes.
Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе.
Например, звук [r].
right – That’s right!
wrong – That’s wrong!
Is it right? Is it wrong?
It is right! It is wrong!
Who is right? Who is wrong?
Peter is right. Peter is wrong.
Лексико-фонетическая зарядка.
Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется, например:
turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left.
В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.
Грамматико-фонетическая зарядка.
Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.
Например:
There is a sofa. Is there a sofa?
There is a door. Is there a door?
There is a carpet Is there a carpet
On the floor. On the floor?
По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру.
Заключение
Таким образом, мы рассматриваем несколько видов фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:
Регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;
Ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;
Учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;
Фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Нестеренко Алла Дмитриевна,
учитель английского языка
МБОУ «Октябрьской основной школы»
Советского района Республики Крым
Данная статья посвящена проблеме использования методов, приёмов, технологий, которые применяет современный учитель на своих уроках. Автором представлены формы работы и виды уроков иностранного языка. Также в статье описываются четыре группы универсальных учебных действий.
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи (американский философ и педагог)
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Итак, новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий.
Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Педагогические техники развития УУД
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.
Перемены, происходящие в современном обществе нашли свое отражение в современном стандарте образования, который большое внимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Ученые выделяют 4 группы универсальных учебных действий:
личностные (умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор)
регулятивные (умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность)
познавательные (умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)
коммуникативные (умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми)
Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.
Аудирование, говорение, чтение и письмо
на уроках иностранного языка
В реальном общении мы часто сталкиваемся с аудированием, но на уроке невозможно формировать только один речевой навык и поэтому обучение аудированию является одной из практических задач обучения иностранному языку.
При обучении чтению следует учить различным технологиям извлечения информации из текста (изучающему, просмотровому, поисковому, ознакомительному чтению). В зарубежной методике существуют похожие виды или умения чтения (Skimming, scanning, readingindetail).
В обучении иноязычному устно-речевому общению, говорение играет первостепенную роль. Навыки говорения не формируются сами собой, т.к. для их становления необходимы специальные упражнения и задания.
Учась всю жизнь, каждый человек начинает свой собственный поиск информации. Письмо помогает индивидууму анализировать и синтезировать информацию. В данный момент умение письменной речи широко востребовано, потому что формирование речевых навыков невозможно без использования навыков письма.
Итак, рассмотрим какие же методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков учитель может применять на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Методы обучения иностранному языку
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы :
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
2 . Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные , письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод
Пассивный метод обучения
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.